Стих про а

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блока

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» (1902 г.) занимает особое место в творчестве Блока. В то время он испытывал огромную боль от отказа Л. Менделеевой стать его женой. До решительного объяснения произведения поэта были насыщены мистицизмом и загадочными образами. По сути, в них он признавался в любви не живой девушке, а идеальному образу Вечной Женственности, который возник в его сознании под влиянием философских идей В. Соловьева. Отказ Менделеевой на какое-то время отрезвил поэта, обратил его внимание на реальную жизнь. Немаловажную роль сыграло и то, что девушка жестоко высмеяла Блока вместе с его туманными и загадочными стихотворениями. В произведении «Мы встречались с тобой на закате…» поэт проявил лучшую сторону своего таланта, не отягощенного символизмом.

Поэт с грустью вспоминает счастливые летние дни, которые он проводил вместе с возлюбленной: катание на лодке, прогулки и робкие встречи. Блок обращает внимание на облик своей любимой («белое платье»), чему раньше не придавал никакого значения. Теперь он понимает, насколько прекрасен был окружающий реальный, а не воображаемый, мир («на песчаной косе», «рябь и камыш»). Поэт признает, что в тот момент любил именно физическое воплощение своего идеала.

Блок наконец-то понял, что вел себя странно. Девушка ждала от него признания, а он или молчал, или начинал читать свои непонятные стихи о вечном служении и поклонении Прекрасной Даме. Менделеева впоследствии признавалась, что главной причиной отказа была «заумь» Блока, его оторванность от действительности. В стихотворении это тоже проявляется. Поэт не осмеливался, а вернее, не считал нужным даже поцеловать руку возлюбленной. Он считал, что духовная близость намного важнее и не допускает «приближений, сближений, сгораний».

В финале Блок утверждает, что сумел стереть из памяти все воспоминания и теперь не чувствует «ни тоски, ни любви, ни обиды». Прошло около года, и поэт, угрожая самоубийством, все-таки добился руки Менделеевой. Девушка практически сразу испытала страшное разочарование. Блок вновь с головой погрузился в символизм и воспринимал молодую жену только как воплотившийся в жизни свой идеальный образ.

«Мы встречались с тобой на закате…» — один из шедевров любовной лирики Блока, свободной от символизма. Поэт обладал огромным талантом, но в полную силу проявлял его лишь при сильных жизненных потрясениях, когда не мог уйти в свой воображаемый мир.

20 мая — день рождения Народного поэта Таджикистана Лоика Шерали. Мы хотим вспомнить о Лоике, не только как о поэте, но и как о человеке, вспомнить таким, каким он был в воспоминаниях его коллег и родных.

Писатель Шавкат Ниязи в одном сборнике припоминает, что однажды поэт Мирзо Турсунзаде в Доме писателей Москвы при встрече с творческой элитой России, произнес: «У нас есть поэт, который превзойдет вашего Сергея Есенина. Его зовут Лоик, что в переводе «достойный». Так он достоин своего имени». Такую смелую оценку можно дать только людям, которые этого стоят. Хотя Турсунзаде считал Лоика своим любимцем, говорят, он был очень строг и объективен в оценке его творчества.

«Мы познакомились с Лоиком в середине 60-х годов. Я тогда только вернулся из армии, а он работал в музыкальной редакции таджикского радио. Он предстал передо мной веселым, поражал своей эрудицией, – вспоминает писатель Урун Кухзод. — Позже, когда он был назначен главным редактором журнала «Садои Шарк», а я заведовал там одним из отделов, я воочию мог убедиться, что это за человек. Он был прост в общении с нами, но в то же время как руководитель строг и принципиален».

15:55 3 мая, 2018

По воспоминаниям поэтессы Фарзоны, Лоик был ее Устодом. Он часами сидел в редакции «Садои Шарк» и редактировал ее стихи. Однажды Фарзона не вытерпела и попросила оставить ту строчку, которую он беспощадно хотел зачеркнуть. А он сказал: «Ты, которая не перешла реку, думаешь, что и берег — река. Не будь воробьем, который купается в луже и этим довольствуется. Познай, что такое буря». «И однажды устод мне, незнающей бурю, протянул мои «творения» и сказал: «Сама исправь свои строчки. А я пока пойду, покурю, — рассказывает Фарзона. — Когда он вернулся, я так и не успела придумать ничего путного, поэтому при его виде, испуганно и виновато опустила голову. А он с улыбкой на полях страницы написал:

«Ты такая нежная, что опасаюсь,

Как бы не упала ты от дыма сигарет» (перевод, — Вир Вариус)

И как-то по-детски гордо произнес: «Видишь, какой хороший поэт твой Устод?»

По словам поэтессы Гулрухсор, в Лоика часто влюблялись девушки. «Хотя нельзя сказать, что он был очень красив. Но если он влюблялся, никто не мог любить, так как он, — вспоминает Гулрухсор. — Поэтому все его стихи пронизаны жгучей любовью, а так может писать только влюбленный поэт». По ее мнению, нельзя насильно стать поэтом, это — прирожденный талант. «Между быть популярным и быть любимым — есть большая разница. Можно раздеться догола на площади и стать популярным, но любимого выбирает только народ. Лоик был любимым поэтом», — считает она.

«Мне кажется, что Господь Бог сотворил на земле одного Поэта, но дал ему разные имена и судьбы. В России его звали Александр Пушкин. В Англии – Джон Гордон Байрон. В Италии – Данте Алигьери. В Таджикистане – Лоик Шерали…», Тимур Зульфикаров

Также поэтесса вспоминает годы гражданской войны в Таджикистане. «Лоика я знала всю жизнь, – рассказывает Гулрухсор. — Говорят, друга можно познать в беде. В годы войны многие мои друзья старались держаться подальше от меня. А после того, как вооруженные люди хотели меня убить, их почти не стало. Но в тот день позвонил Лоик и спросил: «Мне приехать?». Я считаю это настоящим героизмом. Потому что самые лучшие друзья тогда предпочитали даже не думать обо мне, не то, чтобы позвонить…»

Очевидцы рассказывали, что во время боевых действий, Лоика избили у собственного дома. Поэт нации был избит кучей подонков, которые совсем недавно в школе изучали его творчество. И тогда он написал свое стихотворенье, обращенное к ним: «Эй, автоматчики, все, что есть в ваших автоматах, спустите очередью длинной по мне, но не троньте мой народ, потому что если умру я, таджикская мать родит тысячи таких Лоиков, тысячи таджиков…»

12:07 21 марта, 2018

По словам его супруги, Зебуниссо Кутфиддиновой, в семье Лоик Шерали был очень ласковым и заботливым. «С ним было легко жить. Потому что он берег наш семейный очаг, уважал меня и наших детей», — отмечает она.

Те, кто был близко знаком с поэтом, говорили, что в последние годы он много пил. Это случилось потому, что поэт не мог смириться с прессом прошедших событий в обществе, чувствовал себя отчужденно, полностью не реализовавшим свои возможности. Он видел, как у него на глазах рушится годами возведенный Храм поэзии и науки, нет огня задора у молодежи, потеря кумиров… Он как Хайям, не смог смириться с происходящим, которое его угнетало, и свое спасение видел в «кубке с вином». «Но его портило его же окружение, — признается его племянник, который жил в его доме несколько лет. — Я видел, как дядю окружали поклонники, тащили отметить знакомство в кабак. А у него были совсем другие мотивы пить. Он утопал в вине, чтобы уйти от проблем повседневности…».

«Я не раз доверял тем, кто мною любим,

Только вера моя испарялась, как дым.

Вместе с ними всегда я был заодно.

Вместе были они, но и с кем-то другим.

Я им душу вверял за один поцелуй,

Они ласки дарили со взглядом пустым.

Огорчались они – и я горевал.

Кипятились – и я становился крутым.

За соломку одну, что мне в дар принесли,

Рвали сердце моё, поедая живым.

Как дитя, я страдал, что теперь нелюбим…

Пусть за спесь и обман станет стыдно всем им!»

(перевод, — Вир Вариус)

У поэта было больное сердце. Видно, «не вынесла душа поэта…». В последние годы жизни он уединился от общественных дел и полностью занимался творчеством, писал стихи, собирался напечатать свой «Куллиёт». Он уходил в небытие, переживал, что не может увидеть в лицах нового поколения свет в умах и огонек в глазах, так необходимый для благодарного читателя.

09:24 13 апреля, 2018

Вот какие газели он сочинял в тот период – «время боевиков»:

«В голове твоей полный штиль, но ты хмелен и рад, с чего?

Ходишь в золоте и шелках. И бесчестно богат, с чего?

И буквально еще вчера не имел ни кола, ни двора,

А сейчас на больших торгах продаешь всё подряд, с чего?

Шуршат доллары, как листва, у тебя. Разве ты не вор?

Хватит спорить, с пеной у рта. Твои губы дрожат, с чего?»…

(перевод, — Вир Вариус)

В последний раз народный поэт попал в республиканский кардиологический центр с инфарктом. Певец Афзалшо Шодиев, очень близкий друг семьи Лоика, которого поэт называл своим старшим сыном, вспоминает: «В последний день жизни Лоика я был у его изголовья. Мне вспоминались те дни, когда я сотрудничал с ним и написал музыку к 80-ти его стихам. Однажды сказал Устоду, что тоже могу писать стихи. Он тогда попросил меня заниматься своим делом. И теперь, лежа на смертном одре, в очередной раз пришел в себя и сказал: «Я говорил тебе тогда, чтобы ты не занимался поэзией. А теперь, когда меня не будет, ты можешь делать это»… Я увидел слезы в его глазах. Успокоил его, сказал, что он обязательно поправится. Но он ответил: «Лоик уже ушел, пусть этот мир будет счастливым для вас…» И прочел свое последнее стихотворение».

По словам писателя Абдугаффора Абдужаббарова, автора документальных фильмов «Лицом к солнцу» и «Лоик. Памятник», еще при жизни поэт, благодаря своим стихам, сумел сотворить духовный памятник для современников и потомков. «Лоик Шерали – национальное достояние. Мы призваны, просто обязаны беречь его имя. Необходимо, чтобы у нас ежегодно проводились «Дни Лоика» по всей республике, а также «лоиковские чтения», — предлагает он. И действительно, в последние годы стали организовывать такие мероприятия в честь Дня поэзии и юбилеев поэта. Но необходимо проводить такие мероприятия как можно чаще, чтобы молодые поколения учились на такой поэзии.

Лоик Шерали родился 20 мая 1941 года в селе Мазори Шариф в Пенджикенте. Он Народный поэт Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Абуабдулло Рудаки. Являлся председателем Международного фонда таджикско-персидского языка в Центральной Азии. Умер 30 июня 2000 года. Похоронен рядом со знаменитыми личностями в мемориальном парке Лучоб города Душанбе.

…Настоящий поэт бессмертен. Поэтому, когда уходит поэт, не говорите: «Он ушел». Скажите: «Он пришел». Всю свою жизнь, все свои помыслы и усилия Лоик направил на то, чтобы воспеть прекрасное в жизни и показать ее трагедию. Но его уход не трагедия, потому что самое главное для человека – самореализация. Такие как Мумин Каноат , Лоик Шерали и Бозор Собир, останутся в истории таджикского народа навечно.

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два.

Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.

Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет «хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.

На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».

Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.

Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001

Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.

Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.

Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.

Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: «Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а «пентон № 3” так и называют «кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:

Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.

Автор – Галина Шутова

Я не могу остановиться,
От боли я хочу забыться.
Хочу покой найти в душе,
И чтоб не думать о тебе.
От расставания с тобой
Меня как будто жжет огонь.
Дышать спокойно не могу,
Ты пощади, не то — умру!

Весна, цветы, трава, деревья,
Влюблённые безумные слегка.
Нет ничего прекраснее наверно,
Чем нежиться вдвоем под дуновеньем ветерка.
Они счастливые, дошедшие до грани
Вдвоем проводят сутки напролет
У них хватает времени едва ли
На кучу понабравшихся хлопот.
Никто не помнит, сколько они вместе
Как будто с самого рождения вдвоем
Она уже стала его невестой
И думают они лишь об одном.
Вот в планах свадьба, и семья, и дети,
Безоблачное будущее ждет,
Никто даже подумать и не мог, поверить
Но получилось все совсем наоборот.
В ничем не примечательное утро
Она спешила как всегда к нему,
Он с ночи чувствовал неладное, как будто,
Ну а вот что? Понятно только ему одному.
В душе неведомы творились чувства,
Кто-то шептал как будто, что беда
И было как то ему очень грустно
Грустно так, как не бывало никогда.
Шел ей на встречу, стараясь успокоить
И голос внутренний, и крик больной души,
Ее увидел, она шла через дорогу,
Он крикнул: «Нет, постой! ты не спеши!»
Но было поздно, и она с улыбкой милой,
С глазами полными любви, тепла,
Ступила на дорогу, и машина
В один лишь миг ей жизнь оборвала.
И все произошло безумно быстро
Откуда, почему, зачем и как
Парень себя ругал: «Дурак, дурак
Ну почему все получилось так?
Не смог, не уберег, лучше бы я
Лежал посредь дороги, голову склоня!»
Он подбежал к ней, плюнув на прохожих
Сел рядом, начал руки целовать
Сердце чуть бьется, и как знать
Быть может, врач ей все-таки еще поможет
Она, открыв глаза немного
На него глянула, едва промолвив:
«Наверное, такая мне дорога,
Люблю… Ты только помни, помни, помни…»
С глаз медленно слеза упала,
Оставив след на мертвенной щеке,
Дышать она мгновенно перестала,
И умерла на его огненной руке
Вокруг кипит жизнь,
Только он один не сможет
Жить без нее. Сам говорил себе: «Держись!»
Да знал, что это ему не поможет.
Что за жизнь без любимой?
Да вовсе и не жизнь!

Как больно мне тебя терять.
Хочу я быть с тобой опять.
Хочу, как прежде я любить.
Хочу любовь тебе дарить.
Прошу тебя не уходи,
У нас с тобой всё впереди.
Когда мы вместе, мы вдвоем,
Мы всё с тобой переживем.
Я не могу с тобой расстаться,
Прошу со мной тебя остаться.

Ну вот пришла пора расстаться,
И не смогли мы чувства сохранить.
Пришлось нам обстоятельствам поддаться,
Но это нужно пережить.
Я вспоминаю наши ночи,
И не забыть мне наши дни.
Да, будет больно, очень-очень,
Но помни: мы же не одни.
Раз Бог решил так — это значит,
Увы, не половинки ты,
Он день другой для нас назначит,
Когда все сбудутся мечты!

Об этом думать страшно, больно,
Но нам расстаться суждено.
В глазах блестит слеза невольно,
Я без тебя иду на дно…
Ты — моя главная потеря,
Не знаю, как в разлуке жить,
Но ещё будет встреча, верю,
Ведь не смогу тебя забыть!

Радость находишь в объятьях других,
Расставшись с любовью, сердца глушишь крик.
Но время проходит, понимаешь все ж ты,
«Любовь — не игрушка, а целая жизнь!»
И лишь расставанье дает осознать:
Как важно любовь и ценить и держать.
И руки чужие — не помощь тебе —
Средь них не найдешь ты счастье себе!

На сердце у меня тяжелый камень,
На сердце у меня тревога, грусть.
И не могу смириться с этой мыслью,
Что я с тобой сегодня расстаюсь.
И не могу и близко я представить,
Что завтра буду жить я без тебя.
Лежит на сердце тяжкий камень,
Ведь оставляю я навек тебя!

Порой нам нужно расставаться,
Сквозь слезы мужества набраться.
Сказать последние слова,
И раствориться навсегда!
Но расставание бесследно не проходит,
Сквозь тень ночей тоску оно наводит.
И шрамы оставляет на душе,
Ив плен берет собой оно уже!
От расставания никак нам не спастись,
Не может ветка ведь уже срастись.
Так что цените всех любимых вы всегда,
Пока не прикоснулась к вам разлучница — беда!

С тобою мы сегодня расстаемся,
Стрела разлуки так пронзает сердце мне.
Не вынести однако, этой муки,
Страдать я буду очень по тебе!
Прошу тебя, не забывай навеки,
Как вместе были счастливы с тобой!
Я лишь на миг закрою свои веки,
И ты всегда стоишь передо мной!
Еще мгновение — и меня покинешь,
От мысли этой кругом голова.
Ну почему нам расставаться нужно,
Зачем так сильно я люблю тебя?

Прощай, моя любовь.
Расстались мы с тобою
И больше не идем
Дорогою одною.
Не смотрим мы в глаза,
И вместе не смеёмся.
Друг другу больше вслед
С тобой не обернёмся.
И пусть у нас в груди
Те чувства не остыли,
С тобой нас больше нет,
Как мы когда-то были.

Нам расставанье предстоит.
Как выдержать его, не знаю.
От мысли потерять тебя
Я мучаюсь, я так страдаю.
На время или навсегда
Мы расстаемся — неизвестно.
Все чувства вдруг в клубок сплелись,
В груди вдруг стало слишком тесно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *