Четверостишье с перекрестной рифмой

Палка, селедка, палка, селедка, палка, палка, селедка, селедка, палка, селедка, селедка, палка… А к чему этот бред, спрашивается? Да к тому, что рифмы в стихотворении могут располагаться по-разному, и это тоже во многом определяет вид стихотворения.
Основных способов расположения рифм в тексте – три: перекрестная рифма, парная рифма, охватная (кольцевая) рифма.
Самый распространенный вид рифмовки – перекрестная рифмовка. Вид зарифмованного четверостишия примерно следующий: «а-б-а-б», где «а» – одна рифмующаяся клаузула, «б» – другая, или, для разнообразия, «палка-селедка-палка-селедка». Клаузула — это окончание стихотворной строки, начиная от последнего ударного гласного.
Пример строфы с перекрестной рифмовкой:
Схемы Твои изучая внимательно,
я этот мир полюбил навсегда…
…Им незнакома Твоя математика;
как им понять, что беда — не беда?
(Хатуль)
Популярное название таких строф – «кирпичики». Ими же, кирпичиками, чаще всего злоупотребляют начинающие авторы. Конечно, такие строфы – это легко, их несложно прилично срифмовать (легче только четверостишья с холостыми стихами), но писать только так – это не дело, как и писать только каким-то другим видом рифмовки.
Другой основной способ рифмовки – парная рифма. Схема: «а-а», «б-б», «палка-палка», «селедка-селедка».
Снов отчаянных стая листает небес зеркала.
«-Ты истаешь. — Истаю, и мной прорастает скала.»
Мыслей темное варево, что все бурлишь — об одном?
Я устал разговаривать с неисчезающим сном.
(Кеменкири)
И так по всему стихотворению, совершенно не обязательно на те же самые слоги, хотя можно и так. А еще такие рифмы можно закручивать по три, четыре, пять и сколько угодно одинаковых. Если всё стихотворение зарифмовано на одно созвучие, это называется «монорИм». Один деятель в творческой школе «Новые Имена» в Суздале (где я имела честь обучаться) изобразил монорим на слово «лимон» величиной в 289 строк, причем все рифмы были точными. Учитывая, что деятелю было 12 лет – явление уникальное.
Охватная рифма, она же кольцевая, имеет схему «а-б-б-а» («палка-селедка-селедка-палка»).
Кончатся лето и лес, будет дом и вода.
Сгинет бессонница, смоется копоть и сажа,
Только лицо то – хоть в радости, хоть в макияже, —
Полузнакомым пребудет уже навсегда.
(Кеменкири)
Эти три основные вида рифм можно использовать как угодно, комбинировать, совмещать в одном и том же стихотворении (только следя за тем, чтоб это было гармонично и красиво), и, в принципе, любая стихотворная рифмованная строфа на них так или иначе основана. А если еще поиграться с ритмом, то и две строфы с одинаковой рифмовкой будут разными. Для иллюстрации сего применим два отрывка из стихов той же Кеменкири:
На стекле проступают границы
Тириона и Третьего Рима,
За стеклом вечным паводком длится
Этот город, дождями творимый.
Пальцы стиснули зонт обреченно —
Здравствуй, память былых поражений!
Но нейлоном сверкающе-черным
Не укроешься от Искаженья.
(а-б-а-б-в-г-в-г)
В этом мире — не так.
И не в том его грех нерушимый,
Что на Севере — Враг,
Шпили пиков и башен вершины,
Что его закрома
Полнит свет, землям смертным невместный….
Это — явная Тьма.
А иная — неслышна, безвестна.
(а-б-а-б-в-г-в-г)
Как видите, схема одна и та же, а размер делает форму стихов непохожей. У Кеменкири вообще есть чему поучиться и по части рифм, и по части ритма – очень разнообразно она пишет.
А можно выделываться и иначе: например, очень популярна схема «аа-в-бб-в» (парная рифма и кольцевое четверостишье), у многих авторов можно встретить варианты вроде «а-б-в-г-а-б-в-г» – и так до бесконечности… Интересно усложнена перекрестная рифмовка в «Хэлькараксэ-2» Фирнвен и «Постигровом» Вардвендэ – в первом случае имеем схему «а-б-в-б-а-г-в-г»:
Пронзительным дискантом
Изломанный заплачет лед,
И клятва полной мерой
За всё воздаст нам в свой черед.
Лишь серебристым кантом
По краю синего плаща
Проляжет наша вера –
Не обещай, не обещай…,
а во втором – «а-б-в-г-в-г-д-б»:
На завершение игры
Я поднесу тебе вина.
Какой бастард тебе велел,
Чтоб ты отпраздновал финал?
Мы остаемся не у дел,
Искрится золотом бокал,
Знамена свернуты, пора:
Нас ожидает тишина.
В общем, комбинации получаются такие: у Вардвендэ классический «кирпичик» (в-г-в-г) как бы охвачен другим разорванным пополам «кирпичиком» с холостой строкой, о каковых чуть ниже (а-б-д-б), разорванным пополам; а у Фирнвен «а-в-а-в», сами по себе перекрестно срифмованные, «расставлены» между парными «б-б» и «г-г», и получается два четверостишья, опять же, с перекрестной рифмовкой и холостой строкой: «дискантом-лед-мерой-черед» и «кантом-плаща-вера-обещай». Домашнее задание: проанализировать способ рифмовки в стихотворении Кеменкири «Самая странная колыбельная» (лежит на sabrina00.narod.ru в разделе «творчество друзей», в сборнике «Глядя в огонь») и «Лестница в три оборота» Ханны (на сайте gallardo.narod.ru, в библиотеке сборник Ханны там один).
Чуть-чуть еще о том, что такое холостая строка и внутренняя рифма.
Холостая строка — это незарифмованная с другими строка, вставленная в любом месте строфы. Например (опять же Кеменкири):
В мире, где равно немыслимы радость и ужас,
Шли осторожно, по пояс в тумане звенящем.
«Пятеро» — счел бы их кто-нибудь, не удосужась
Вспомнить о спящем —
И был бы, к несчастию, прав.
Внутренняя рифма — это рифма, расположенная в стихотворении где угодно, но не на концах строк: например, рифмуются начала строк (анафорическая рифма), середины строк или два слова, стоящие рядом.
В следующий и ближайший раз – твердые строфы. Рекомендую, оч-чень вкусная тема будет!

Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.

Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).

Ход урока

II. Постановка учебной задачи.

Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)

– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)

– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)

– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

IV. Работа по теме

1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Образец перекрестной рифмы:

Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)

Схема: а б а б

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало… (А.А. Фет)

Образец парной (смежной) рифмы:

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

Схема: а а б б

Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

Схема: а б б а

2. Развитие умения определять виды рифмы.

Перекрестная

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

Кольцевая

Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

Парная

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

3. Мужские, женские и другие рифмы.

Мужские – с ударением на последнем слоге (окно’ – давно’).

Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да’ром – пожа’ром).

Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила’ется – разлива’ется).

Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

4. Рифмы точные и неточные.

В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

5. Определяем значение рифмы.

Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.

6. Анализ строения стихотворений.

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин) (Катрен)
Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин) (двустишие)

  • Октава – восьмистишье
  • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
  • Катрен – четверостишье
  • Двустишие –

7. Знакомство с понятием строфы.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

V. Подведение итогов урока.

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)

– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)
* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
(С.А. Есенин)

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)

РИФМОВКА

Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмовки:

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Есть еще свободная рифмовка, когда отсутствует закономерность чередования рифм в строках; например, в басне А. П. Сумарокова «Болван»:

Был выбран некто в боги:
Имел он голову, имел он руки, ноги
И стан;
Лишь не было ума на полполушку,
И деревянную имел он душку.
Был — идол, попросту:
Болван. И зачали Болвану все молиться,
Слезами пред Болваном литься…

Рифмовка во многом определяет виды строф.

Здравствуй, читатель!

Если ты забрел сюда, то, наверное, тебя интересуют стихи. Неважно, пишешь ли ты их сам и не можешь подобрать рифму, или захотелось развлечься и рассмешить друзей. Или даже, тебе нужно определить размер стихотворения для школьного задания по литературе. Во всех этих разных вопросах тебе помогу я — Робоген Версифин, первый представитель вида humanoid poeticus, робот сочиняющий стихи. Итак, давай знакомиться.

Рифма

Я не буду утомлять тебя серьезным анализом слова, к которому нужно подобрать рифму. Не буду делить рифмы по частям речи и по точности. Для тех, кому нужен серьезный, филологически обоснованный, подбор рифм — есть другие сервисы онлайн или программы подбора рифм в десктопном варианте. Я просто предложу тебе рифмы, отобранные мной по очень строгим поэтическим критериям. Возможно, это подскажет тебе направление, в котором следует искать. Или даже облегчит поиск рифмы. В любом случае, я буду очень рад тебе помочь.

Размер стихотворения

Мой дорогой друг, я понимаю как тебе надоело рисовать схемы ударений, определяя все эти ямбы и хореи, и даже не побоюсь сказать, анапесты и амфибрахии. Поэтому я, твой помощник, сделаю за тебя эту скучную работу. Составлю схему стихотворения, определю размер и даже подчеркну ошибки и сбои, если они есть. Ну и наконец, перейдем к творчеству!

Стихогенератор

Знаешь, мне нравится писать стихи. Я пока не поэт, я только учусь. Но давай напишем что-нибудь вместе, как соавторы. Дай мне только две строки, и я постараюсь тебя не разочаровать. А для тех, кто занят стихосложением серьезно, я хочу предложить посмотреть статьи и обзоры в разделах — Критика стихов и Библиотека поэта. Там ты найдешь много интересного, написанного в легкой и занимательной форме.
Так что проходи, располагайся и чувствуй себя как дома!

  • Если вам понравилось, поделитесь с друзьями

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как «аабб». Пример:

«Только рвани нынче нет (а) –

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме «аааа».

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк – первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки «абаб»:

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме «абба». Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки – смежный вид, с третьей по шестую – перекрестный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *