Пословицы и поговорки о ссоре
Безрогая корова хоть шишкою да боднет.
Битый небитого везет.
Бодливую корову из стада вон.
Бранись, а на мир слово оставляй!
Браниться бранись, а рукам воли не давай!
В споре и белая ворона черна, и черная — бела.
Вечный мир — до первой драки.
Всякая ссора красна мировою.
Где двое бранятся, тут третий не суйся.
Гнев — плохой советчик.
Гневлив с горшками не ездит.
Грызутся — как собаки за кость.
Две собаки грызутся, а третья не приставай!
До расправы двое похваляются, а по расправе один.
Драчливый петух голенаст живет.
Живут — как кошка с собакой.
Идти в драку — не жалеть волос.
Криком изба не рубится.
Кто старое вспомянет, тому глаз вон.
Кто старое забудет, тому оба глаза вон.
Лежачего не бьют.
Мал — как щенок, а брешет — как старая собака.
Медведь быка дерет; и тот ревет, и тот ревет, а кто кого дерет — черт их разберет.
Мир да лад — большой клад.
Нашла коса на камень.
Не на живот (т. е. жизнь), а на смерть!
Не прямота бранится, а задор.
Недобранка лучше перебранки.
Нелады да свары хуже пожара.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
Одна задириха, а другая неспустиха.
Остер топор, да и сук зубаст.
От одного слова — да навек ссора.
При счастье бранятся, при беде мирятся.
Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.
С людьми браниться — никуда не годиться.
С недруга — хоть шапка долой.
Самому идти мириться — не годится, а посла заслать — будут люди знать.
Свой со своим бранится сам помирится, а чужой пристанет — век постылым станет.
Смола — не вода, брань — не привет.
Собака лает — ветер носит.
Ссора до добра не доводит.
У бодливого барана лоб всегда в крови.
Уж лаяла бы собака чужая, а не своя.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Чужую бороду драть — свою подставлять.
Рекомендуем посмотреть:
Пословицы и поговорки о чести и совести
Пословицы и поговорки про эгоизм
Пословицы и поговорки про храбрость
Пословицы и поговорки о хозяйственности
Пословицы и поговорки о хлебосольстве и гостеприимстве
СМЫСЛ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ
Если бы нам пришлось составить список людей, которых мы не терпеть не можем… мы бы узнали о себе много такого, что мы предпочли бы не знать.
Пема Чодрон. Начните с того места, где вы есть
Недавно мой ученик сказал, что, по его мнению, «милосердие» и «сострадание» — холодные слова. Они звучат слишком отстранённо и академически, подразумевая скорее некое интеллектуальное упражнение в проявлении жалости к другим людям. Он спросил: «Почему мы не можем использовать такое более простое и непосредственное слово, как любовь?»
Есть две веские причины, почему буддисты используют слова милосердие и сострадание вместо простого слова любовь. Любовь тесно связана с умственными, эмоциональными и физическими реакциями, которые ассоциируются со страстью, и потому есть определённая опасность в том, чтобы ассоциировать этот аспект открытого ума с усилением по своей сути дуалистической иллюзии «себя» и «другого»: «влюблю тебя», «Я люблю это». Существует чувство привязанности к любимому объекту или зависимости от него и определённого рода личное утешение или благо, сопутствующее заботе о ком-то или о чём-то, являющимся объектом вашей привязанности. В то же время, разумеется, есть примеры такой любви — как, например, связь между родителем и ребёнком, — которая превосходит какое бы то ни было своекорыстие. На самом деле большинство родителей согласятся, что любовь, которую они чувствуют к своим детям, в большей степени связана с жертвенностью, чем с личным вознаграждением.
Вообще говоря, термины «милосердие» и «сострадание» служат своего рода лингвистическими «стоп-сигналами». Они заставляют нас остановиться и задуматься о нашем от -ношении к другим. С буддийской точки зрения милосердие — это искреннее желание того, чтобы все другие чувствующие существа — даже те, кого мы на любим, — переживали то же чувство радости и свободы, которое хотим чувствовать мы сами. Это осознание того факта, что у всех нас одни и те же нужды и желания: мы все хотим жить мирно и спокойно, без страха, что кто-то причинит нам боль или вред. Даже муравей или таракан имеет те же самые чаяния и боится того же, что и мы, люди. Как чувствующие существа, мы все одинаковы; мы все родня. Милосердие подразумевает развитие осознания подобного родства и общности на более эмоциональном и даже физическом уровне, чтобы оно не оставалось просто интеллектуальной концепцией.
В сострадании эта способность воспринимать другое чувствующее существо как равное себе идёт ещё дальше. Основное значение сострадания — это «сочувствие», признание того, что я разделяю чувства другого существа. «Я чувствую всё, что чувствуешь ты: всё, что причиняет тебе боль, причиняет боль и мне; всё, что помогает тебе, помогает и мне». В буддийском контексте сострадание означает полное отождествление со страданием других и желание избавить их от боли; и это отождествление побуждает нас действовать.
В каком-то смысле различие между обычным пониманием сострадания и буддийской точкой зрения подобно разнице между ресницей, упавшей на ладонь, и ресницей, попавшей в глаз. В этом примере ресница символизирует страдания всех чувствующих существ. Если она падает вам на ладонь, вы спокойно смотрите на неё и, возможно, думаете: «Как хорошо, что она не попала мне в глаз». Но если бы она попала вам в глаз, вы, вероятнее всего, чувствовали бы сильные раздражение и боль и делали всё возможное, чтобы её удалить. Сострадание в буддийском смысле подобно реснице, попавшей в глаз. Страдание всех живых существ становится вашей глубоко личной болью, которая заставляет вас делать всё необходимое, чтобы её устранить.
Просто взгляните на это практически. Если, например, вы кому-нибудь соврёте, то кому это повредит на самом деле? Вам же. Вам придётся нести бремя воспоминаний о своей лжи, заметать следы и, возможно, плести целую сеть новых обманов, чтобы не раскрылась первоначальная ложь.
Или представьте, что вы что-нибудь украли — пусть даже такую незначительную вещь, как ручку из своего офиса или другого места. Просто подумайте о том, какое количество больших и малых действий вам придётся совершить, чтобы скрыть свой поступок. И, несмотря на всю энергию, направленную на сокрытие содеянного, вас почти наверняка поймают. У вас нет шансов скрыть все улики. Поэтому в конце концов все ваши действия обернутся потерей времени и усилий, которые вы могли бы потратить на что-нибудь более конструктивное.
По существу, сострадание — это осознание того, что все и всё вокруг представляют собой отражение всего, что только существует во Вселенной. В древнем тексте «Аватамсака сутра» Вселенная описывается как бесконечная сеть, обретшая бытие по воле индуистского бога Индры. В каждом сочленении этой бесконечной сети закреплён великолепно отполированный драгоценный камень с бесконечным числом граней, в каждой из которых отражаются все грани каждого другого камня в этой сети. Поскольку сама сеть, число камней и число граней каждого камня бесконечны, то и количество отражений тоже бесконечно. Когда любой камень в этой бесконечной сети тем или иным образом меняется, то меняются и все другие камни в сети.
История о сети Индры поэтически объясняет загадочные связи, которые мы порой наблюдаем между, казалось бы, никак не связанными событиями. В последнее время я слышал от многих своих учеников, что современные учёные уже давно пытаются разрешить проблему связей — или, как говорят физики, корреляций — между так называемыми ненаблюдаемыми частицами. Проведённые за последние десятилетия эксперименты с субатомными частицами наводят на мысль, что всё, некогда связанное с чем-либо другим, сохраняет эту связь навсегда. Так же как в драгоценной сети Индры, всё, что влияет на одну из этих мельчайших частиц, автоматически воздействует на другую, вне зависимости от того, насколько они удалены друг от друга во времени и пространстве. И поскольку одна из существующих в настоящее время теорий современной физики утверждает, что в момент Большого взрыва, который создал нашу Вселенную, вся материя была объединена в одной точке, то теоретически возможно — хотя ещё и не доказано — что любой фактор, воздействующий на одну частицу в нашей Вселенной, воздействует и на все другие.
Хотя глубокая взаимозависимость, которую предполагает история о сети Индры, пока что представляет собой лишь аналогию современной научной теории, однажды она может обрести статус научного факта. И эта возможность, в свою очередь, придаёт всей идее развития сострадания поистине вселенские и судьбоносные масштабы. Просто изменяя своё отношение к окружающим, вы можете изменять не только свой собственный опыт, но и весь мир.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг – это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом, а также с числом десять, символом полного цикла, возвращения от множественности к единству. Связь круга и круглых форм с женским началом является хотя и не универсальной, однако широко распространенной.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг – одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения.
В большинстве традиций космос, в качестве упорядоченного пространства жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (русское слово «время» прослеживается до корня со значением «то, что вращается»; зодиак, олицетворение года, – это «круг зверей»). Круг противопоставляется квадрату и в то же время соотносится с ним.
Тибет
Молитвенная мандала
Индия
Мандала Джайна
Кельтика
Мандала защиты воинов
Например, в мандале внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания, В западной традиции представление о синтезе круга и квадрата воплощено в понятии квадратуры круга. В силу того, что круг традиционно соотносится с солнцем и рассматривается как самая совершенная из фигур, превосходящая прочие, господствующая над ними, то верховное божество также представляется в виде круга.
В дзен-буддизме, где отсутствует понятие Бога, круг становится символом просветления как абсолюта. Китайский символ ян-инь, имеющий вид круга, разделенного пополам волнистой линией, символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия.
У Данте Троица воплощена в образе трех равновеликих кругов разного цвета. Один из них (Бог-Сын) являлся как бы отражением другого (Бога-Отца), словно радуга, рожденная радугой, а третий (Бог-Дух) казался пламенем, рожденным обоими этими кругами (согласно учению католицизма, Святой Дух исходит от Отца и Сына). В этом контексте символика круга утвердилась при фиксировании идеи верховной власти на земле (шар-держава, кольцо).
Не хочешь мириться с обстоятельствами — не вступай с ними в конфликт.
Виктор Жемчужников
Конфликт принципов и ситуаций должен решаться в пользу добра.
Александр Круглов
Только время улаживает конфликты, но ему необходимо помочь.
Уильям Зартман
Основные конфликты в обществе разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и другим меньшинством, идущим к власти.
Николо Макиавелли
Конфликты в обществе выполняют две функции: диагностики и перестройки.
Н. Андреев
Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешёнными.
Георг Зиммель
Все конфликты проистекают из-за того, что различные системы стремятся к застыванию в сложившихся формах, что делает невозможным их сосуществование.
Вильгельм Швёбель
Здоровые компромиссы превращают конфликты в хронические болезни.
Вильгельм Швёбель
Бесконфликтность в литературе возникает, когда конфликты в обществе неразрешимы.
Владимир Микушевич
Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке.
Б. Рассел