Песни самодеятельных исполнителей

В Гайском городском округе стало доброй традицией, в самый разгар лета встречать дорогих и желанных гостей голосистой да звонкой гармонью, забористыми частушками, душевными песнями и народными наигрышами. Не стал исключением и нынешний год. Весь июль звучали на Гайской земле чарующие звуки нестареющей, всеобщей народной любимицы гармони, задушевного, щемящего сердце баяна, да песен народных, веселых.

Не стала преградой и непростая обстановка, сложившаяся в нашей стране, связанная с пандемией коронавируса. Учитывая ситуацию, было принято решение — не отменять так полюбившийся народу Праздник народной гармони, а провести его в режиме онлайн. В этом году он был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Целью праздника было и остается привлечение интереса граждан к культурно-историческому богатству нашей Родины, ее музыкальному и исполнительскому наследию, развитие и укрепление культурных связей, установление творческих контактов, пропаганда искусства игры на национальных инструментах и песенной культуры.

К участию в онлайн-концерте приглашались любители и профессиональные исполнители: ансамбли гармонистов, баянистов, исполнители частушек, фольклорных и народных песен, самодеятельные композиторы и поэты, исполнители на любых других народных инструментах. Возраст и музыкальное образование не имели значения и не учитывались при обсуждении. Главным критерием оценки стали голоса и просмотры зрителей, искренность исполнения и зрелищность номера. В приоритете были видео-выступления, связанные с темой Великой Отечественной войны, но допускались выступления и вне военной темы. С 1 по 25 июля каждый желающий мог отправить видео-выступление и заявку на участие в онлайн-концерте. Присланные видеоролики, пройдя предварительный просмотр и обработку, сразу выкладывались в социальную сеть.

Приятно отметить, что география участников праздника значительно расширилась. Со всех уголков Оренбургской области приходили заявки на участие, и ни одна из них не осталась без внимания. В празднике приняли участие 15 муниципальных образований: город Кувандык, МБУК «ЦКС» МО Кувандыкский городской округ и с. Ибрагимово Кувандыкского городского округа; Александровский район (Притокскии? СДК); Саракташский район (МБУК «ЦКС Саракташского района» ЦД села Чёрный отрог); Оренбургский район (МБУКДК и БО «Нежинка»); Оренбургский район (МБУК «Красноуральский СДК и библиотечного обслуживания»); Кваркенский район, с. Бриент; пос. Новорудный ГО г. Новотроицк, Октябрьский район (Краснооктябрьский СДК, Первоимангуловский СК, филиал МАУК «Октябрьский МКДЦ», Нижнегумбетовский СДК, филиал МАУК «Октябрьский МКДЦ», с. Октябрьское (МБУДО «Октябрьская ДШИ»); город Медногорск (МБУ КДС города Медногорска ДК «Юбилейный»); город Бугуруслан и Бугурусланский район (с. Морд-Бугуруслан, Красноярский СДК, с. Коровино, с. Пилюгино, с. Пронькино, с. Аксаково); город Ясный; Пономаревский район (с.Дюсьметьево, Наурузовский СДК МАУ Центр культуры и досуга, Равнинный СДК); Абдулинский городской округ (МБУ «РДК «Юбилейный», Малосурметский Дом народного творчества с/ф МБУ «РДК «Юбилейный», Нижнекурмейский СК); Акбулакский район (Акбулакский РДК , Сагарчинский СДК); Республика Башкортостан (МБУ КДЦ Муниципального района Дуванский район) , Обособленное структурное подразделение Метелинский СДК.

Гайский городской округ представляли самодеятельные коллективы и сольные исполнители МБУК «ЦКС»: ЦНТ г. Гай, ЦНТ пос. Калиновка, Новониколаевский ЦД, Колпакский ЦД, Ириклинский ЦД, Нововоронежский ЦД, Старохалиловский КД, Гайнулинский КД, Нарбулатовский КД, Банненский КД, Новочеркасский КД, Ишкининский КД, Писаревский КД.

Праздник народной гармони покорил наши сердца не только своей географией, но и количеством участников, а их было ни много, ни мало — 449, из них 126 участников Гайского городского округа! Мы с честью встретили гостей и внесли свою посильную лепту в создание онлайн-концертов.

Гала-концерт в 2-ух частях состоялся 1 августа в 12-00 часов на канале YouTube МБУК ЦКС Гайского городского округа. В программу онлайн-концерта вошли лучшие коллективы, солисты и исполнители, отразившие военную тему праздника.

Концерт-комплимент в 3-ех частях состоялся 4 августа, также на канале YouTube МБУК ЦКС Гайского городского округа. Не остались без внимания номера свободных тем праздника. Они то и составили программу концерта.

Каждый участник был отмечен памятным Дипломом. Дополнительные Дипломы получили участники Гала-концерта, как высшую степень признания и оценки их творчества. Благодарственными письмами по усмотрению организаторов праздника были отмечены руководители коллективов и солистов.

Много добрых и теплых слов с пожеланиями успеха, новых творческих идей и проектов приходят в адрес организаторов Праздника народной гармони. За этот месяц мы познакомились друг с другом, сдружились и стали крепкой и дружной семьей с одним большим и добрым сердцем, влюбленным в гармонь, частушку, песню. Хочется надеяться, что Праздник вновь соберет всех нас на следующий год, в самый разгар лета, в июле, но не на просторах Интернета, а как обычно в сквере у фонтана города Гая. И будет обычная суета, радостные улыбки, теплые дружеские объятия и над городом прогремит дружное: «Играй, народная гармонь, пой баян, звени частушка!», и все жители Оренбуржья услышат, как поют народные артисты! Настоящие артисты из народа!

Лимарева Инна Геннадьевна.

Фото взято с сайта ks-region69.com

У русского человека понятие «авторская песня» вызывает совершенно определенные ассоциации. Мы представляем себе человека с гитарой, поющего под незамысловатую мелодию песни, как правило, собственного сочинения. Сегодня «авторская песня» воспринимается в обществе как дела уже давно минувших дней, как музыкальное сопровождение «походной романтики» советских времен.

Некоторые музыковеды указывают на некорректность применения термина «авторская песня» к конкретному песенному жанру, так как термин не несет в себе жанровой ориентации. Иными словами – авторская песня это ЛЮБАЯ песня, написанная и исполненная одним человеком. Такое понимание авторской песни, безусловно, имеющее под собой определенные основания, значительно расширяет облик и пространство данного явления, как в российской музыке, так и за рубежом.

Обращаясь к пластинкам ряда современных зарубежных артистов, мы можем увидеть в графе «жанр» слова Author Song. Однако, то, что за границей обозначают этим термином, если и имеет отношение к «советской авторской песне», то весьма и весьма опосредованное. Самым правильным будет считать, что «авторская песня» — это понятие, которым обозначаются два разных явления. Иными словами, термин «авторская песня» имеет два значения. Не случайно в рамках данной статьи мы берем его кавычки. С одной стороны, авторская песня – это песенный жанр, сформировавшийся в СССР и являющийся, пожалуй, самым самобытным явлением российской музыкальной культуры, с, другой стороны, авторская песня – это определение традиции авторского песенного исполнения, преодолевающая границы жанров и явлений и оказывающая влияние на их облик. Эти два явления можно рассматривать автономно друг от друга, но они имеют точки пересечения. В этих пересечениях и формируется пространство авторской песни как явления в истории музыкальной культуры.

Авторская песня – самобытный российский песенный жанр.

Авторская песня в привычном для русского слушателя понимании сформировалась в 60-е годы в СССР. Предтечей жанра считается городской романс, а условным «прародителем» называют Александра Вертинского. Авторская песня как жанр имеет и другое название – бардовская музыка или бардовская песня, а её исполнителей называют бардами. Эти понятия считаются синонимами с той разницей, что слово «бард» и словосочетание «бардовская песня» имеют зарубежное происхождение. Бардами называли средневековых поющих поэтов. Можно сказать, что авторская песня — это закрепившееся в русской культуре название отечественной традиции бардовской музыки. В культурном пространстве XX века слово «бард» стало аутентичным советским и российским явлением, зарубежных авторов-исполнителей «бардами» никто не называет. Учитывая широту понятия «авторской песни» для российской музыкальной культуры, термины «бардовская музыка» или «бардовская песня» применительно к жанру представляются более точными.

Характерными чертами авторской песни было то, что песни исполнялись преимущественно (а чаще исключительно) под гитару, а основная ставка делалась на текст песни, а не на музыкальную составляющую. По большому счету, авторская песня – это стихи, исполненные под музыку.

Виктор Берковский. Фото взято с сайта http://korostishevsky.org

Несмотря на общепринятое название жанра и большую значимость текста, исполнители авторской песни далеко не всегда являлись авторами стихов. Барды часто перекладывали на музыки чужие стихи (своих друзей, коллег, знакомых) или использовали произведения классиков. Ярким примером является выдающийся представитель жанра авторской песни Виктор Берковский. Как композитор он написал более 200 песен на чужие стихи, которые сам же и исполнял. В его репертуаре есть песни на стихи Давида Самойлова, Михаила Светлова, Юрия Левитанского и других авторов, некоторые из них также получили известность как барды, выступая со своими авторскими песнями. Наиболее известны песни Берковского на стихи Дмитрия Сухарева. Вместе они написали такие песни как «Альма-матер», «Вспомните, ребята», «Песенка про Собачку Тяпу» и многие другие.

Одним из центров развития авторской песни стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ имени Ленина. Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как Гимн МПГУ.

Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Этот жанр возник как «жанр непрофессионалов». Представители авторской песни изначально не являлись музыкантами по своей основной профессии и роду деятельности. Так, например, упомянутые выше Сухарев и Берковский занимались наукой и преподаванием в высшей школе. Со временем для некоторых представителей жанра исполнительство песен становится делом жизни.

Булат Окуджава. Фото взято с сайта http://www.sphaerez.de

Одним из флагманов «авторской песни» и первым «профессиональным бардом», чье творчество окончательно вписало авторскую песню в пространство советской музыкальной культуры, стал, конечно же, Булат Шалвович Окуджава. Так же как Визбор и Никитин, он был филологом по образованию, некоторое время работал учителем русского языка, но когда он состоялся не только как поэт и писатель, но и как исполнитель, он начинает жить исключительно творческими доходами. В советских социальных реалиях это означало, что он официально стал исполнителем песен, хотя никакого музыкального образования не имел.

Владимир Высоцкий. Фото взято с сайта https://istihi.ru/vysockij/photos

Окуджава стал одной из двух знаковых фигур в истории российской авторской песни, определивших существование жанра, но при этом стоящих несколько особняком. Не сложно догадаться, что вторым является Владимир Семенович Высоцкий.

Окуджава и Высоцкий – очень разные исполнители и по своему облику, и по содержанию творчества, они олицетворяют собой как бы два полюса, два пути авторской песни. Среди поклонников авторской песни также наблюдается некоторая «полярность». Некоторые из тех, кто любит Окуджаву, плохо воспринимают Высоцкого и наоборот. Но это не более, чем проявление «стереотипного» мышления, которое характерно для всех меломанов. Немало и тех, кто в равной степени уважает обоих. Высоцкий по своему облику более обособлен от «классического» изначального понимания авторской песни и своим творчеством дал «бардовской традиции» мощный импульс для дальнейшего развития.

Среди «двух российских столиц» первенство в развитии авторской песни можно отдать Москве, однако нельзя не упомянуть и «петербургскую» традицию. Среди наиболее ярких исполнителей «классической авторской песни» с берегов Невы можно назвать «трех Александров» — Городницкого, Галича и нашего современника, продолжателя дела «питерских бардов» — Александра Дольского. Вообще, Санкт-Петербург станет городом, породившим несколько ярких примеров слияния традиций авторской песни с другими явлениями музыкальной культуры.

Развитие традиций авторской песни и другие музыкальные жанры

Современная музыкальная культура ярко доказывает отсутствие четких границ между жанрами и явлениями. Мир музыки – единый плавильный котел, и даже такое самобытное и обособленное явление, как авторская песня, в ходе своего возникновения и развития вступает в сложные процессы гибридизации. Советская бардовская песня, пожалуй, самое характерное явление, доказывающее, что российская музыкальная культура, многое заимствуя с запада, при этом развивается обособленно. Феномен авторской песни оказал огромное влияние на облик российской музыки в целом.

Наиболее близким к авторской песне музыкальным направлением можно назвать шансон. Сам этот термин и совокупность обозначаемых им проявлений отечественной музыкальной культуры вызывает немало споров. Так же как и в случае с авторской песней, этот термин в России и за рубежом имеет немного разное значение. Существует мнение, что зарубежный шансон (преимущественно французский) и русский шансон — это не совсем одно и то же. Русский шансон определяют как самостоятельный жанр или «обобщенный термин» объединяющий совокупность жанров. Под русским шансоном поднимается одновременно и «тюремная лирика» (блатная песня) и музыкальные произведения, продолжающие традиции «городского романса». Наличие «общего предка» и определяет близость авторской песни к русскому шансону в его обособленных от «тюремно-блатной линии» вариациях. Если взять образцы авторской песни в той ипостаси, когда этот жанр преодолел оковы самодеятельности, а помимо гитар в аранжировках бардовских песен появились другие инструменты, то четкая граница между «не тюремным» шансоном и авторской песней будет едва ли ощутима.

Александр Розенбаум. Фото взято с сайта kudamoscow.ru

В ходе своего развития оба «родственных» музыкальных жанра сблизились с поп-музыкой. Ярким примером исполнителя, объединившего в себе традиции шансона и авторской песни и воплотившего их на российской эстраде, является Александр Яковлевич Розенбаум. Из более молодых исполнителей, переносящих традиции авторской песни в российскую поп-музыку, можно назвать Дениса Майданова и Сергея Трофимова. Поп-бард Трофим считает себя учеником и наследником Розенбаума. Наиболее популярным артистом, продолжающим традиции классической авторской песни на российской эстраде, является Олег Митяев.

В российской музыкальной традиции «авторская песня» оказала существенное влияние на формирование и развитие облика российской рок-музыки. Не будет преувеличением сказать, что русский рок как национальная музыкальная традиция сформировался в результате слияния тенденции «подражательства и заимствования из зарубежной рок-музыки» и «советской традиции авторской песни». Один из родоначальников российского рока, лидер группы «Машина времени» Андрей Вадимович Макаревич неоднократно говорил о том, что на его творчество огромное влияние оказал Булат Окуджава.

Александр Башлачев. Фото взято с сайта http://photo-journal.by/blog/aleksandr-bashlachev-chelovek-s-gitaroj

Важнейшую роль в развитии российского рока сыграло прежде всего творчество Владимира Высоцкого. Своим «нервом», подачей и «внутренней протестностью» Владимир Семенович оказал влияние на весь российский рок. Наиболее ярко «наследие Высоцкого» просматривается в творчестве легендарного музыканта Александра Башлачева. СашБаша можно условно назвать родоначальником такого явления как «бард-рок». Многие музыканты, сформировавшие под влиянием рок-музыки, исполняют свои песни преимущественно под гитару и имеют себя рок-поэтами. К «бард-року» можно отнести творчество петербуржского музыканта Константина Арбенина и его группы Зимовье Зверей.

Бард-рок как «форма исполнения» «прижился» в андеграундной музыкальной тусовке. Представители сибирского андеграунда или «московского формейшна» в своём творчестве нередко ограничивались гитарой, делая ставку не на музыку и вокал, а на текст и содержания песни. Напрямую эти явления музыкальной культуры с «авторской песней» как таковой уже мало связаны, изменилась тематика, содержание текстов и посыл, но сама суть, составившая «зерно» авторской песни как жанра и явления в отечественной музыкальной культуре остались неизменны. Все названные выше исполнители, так или иначе, объединяют в себе характерные признаки «авторской песни» и в узком, и в широком понимании этого термина.

Рассказать друзьям:

Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик. Создатель, администратор и главный автор портала ГУМАНИТАР-МЕДИА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *