Якутский новый год

Якутия отмечает новый год в день летнего равноденствия согласно национальному языческому календарю. 21 июня в республике официально объявлено выходным днем, во многих районах проводятся обряды празднования Ысыах — традиционное ежегодное событие для народа саха (якутов), передает TACC.

Традиционно празднование нового года начинается с обряда благословения — алгыса, который проводит потомственный белый шаман. Обращаясь к языческим божествам, он попросит для всего народа саха благополучного и плодородного года.

В каждом районе отмечается свой местный Ысыах, но на главный республиканский праздник Олонхо приезжают представители всех районов республики. Каждый год он проводится в разных местностях, и главной сюжетной линией мероприятия является национальный эпос Олонхо, где представляются различные интерпретации сотворения мира и народа саха, борьбы добра и зла, существования трех миров. В этом году главный Ысыах республики пройдет с 26 по 28 июня в Вилюйском районе.

Помимо поклонения Солнцу на Ысыахе Олонхо будут воспроизведены древние культы поклонения священному для якутов животному — лошади. Поэтому особое внимание уделят национальному убранству этого животного, одежде всадников, красочности и «ритуальности» этого действия. Также обязательным во время священного праздника является исполнение энергетического танца-ритуала кругового общения, обращения к верхнему миру «айыы» — осуохая. Взявшись за руки и образовав круг, люди песнопениями будут обращаться к божествам за благословениями: чем больше круг, чем искуснее обращенное слово, тем оно сильнее, значимее.

В своем желании создать атеистическое коммунистическое общество, советское руководство вводило новшества в этнические традиции и практики, основанные на других мировоззрениях. Приверженцы религий, будь то христиане, мусульмане, буддисты, или шаманисты, не принимались советским государством и не имели в нем будущего. Серьезные последствия такие религиозные практики претерпели во время сталинских репрессий, и религиозные институты практически исчезли из общественной жизни на всей территории Советского Союза.

На заре советского периода в Якутии власти не запрещали ысыах. Напротив, они использовали этот праздник, чтобы завоевать сердца и умы народа саха, чтобы тот принял советское государство и его реформы. Ысыахи стали проводиться в другом советском формате. Так, в советское время ысыахи перестали праздноваться на алаасах и переместились в общественные парки. Советские реалии стали частью ысыахов, так во время ысыахов военного времени кумыс подносился портрету Сталина. В 1945 г. большие ысыахи были проведены по всей Якутии, чтобы отпраздновать окончание Второй мировой войны и приободрить население, истощенное трудом во имя победы. Эти праздники могли включать состязания, танцы и пиршества прежних лет, но связь с божествами была заменена на официальные выступления исключительно светской тематики. Со временем становилось всё труднее отличать проводившиеся ысыахи от других советских государственных праздников. Обращения алгысчита к божествам и духам Верхнего Мира исполнялись на публике как жанр народной музыки, лишенный какой-либо космологической значимости.

Интерес к этнической культуре и традициям народа саха снова возник в восьмидесятых годах ХХ века, сперва в художественной и артистической среде. Ученые, художники, режиссеры, артисты Якутии увидели новое значение наследия народа саха и культурных форм и положили их в основу своих работ. Эти произведения также утверждали право народа саха на более высокий уровень политической автономии. К концу восьмидесятых годов ХХ в. большие публичные праздники ысыах стали центральными событиями этого процесса, и в 1992 г. первое правительство новой Республики Саха (Якутии) провозгласило ысыах государственным праздником.

Прежде чем отправиться из Великого Устюга в новогоднее путешествие по стране, Дед Мороз заехал в Якутск, где его ждали не только дети.

Явление Чысхаана

Дальний перелет любимец детворы совершил для того, чтобы получить из рук своего якутского коллеги Чысхаана символ холода. Этому обряду всего несколько лет, но он уже стал традицией: что это за Дед Мороз, если от него не веет холодом…

Началось все с того, что известный якутский модельер Августина Филиппова сшила великолепный новогодний костюм, в основу идеи которого легла старинная легенда. По преданию, морозы в Якутии крепчают по мере того, как у Быка зимы нарастают рога. Чем они больше, тем суровее зима.

В 2002 году предание материализовалось в образе властного старика, головной убор которого увенчан белоснежными рогами. Его резиденцией стала огромная пещера, вырытая в вечномерзлых недрах горы по соседству с Якутском. В ледяном тронном зале Чысхаан ежегодно передает Деду Морозу символ холода, принимает туристов и даже официальные делегации.

Чысхаан — отнюдь не якутский Дед Мороз, как считают некоторые. С его метровыми рогами у елочки не попляшешь. Это — Хранитель холода, один из символов Якутии. А поскольку образ, в отличие от многочисленных краснощеких дедов, не имеет клонов (костюм всего один), каждое появление старика на публике вне подземного царства — событие. Особенно радостное для детворы, когда Чысхаан приезжает с подарками в какой-нибудь детдом.

Сказка от профессора

Свой Дед Мороз, особый, не похожий на других, в Якутии тоже есть. Он появился стараниями изобретателя, писателя-фантаста и доктора биологических наук Гавриила Угарова. В 1999 году Гавриил Спиридонович на основе народных сказаний написал сказку о добром волшебнике Эгэ Дьыле. Она так понравилась детям, что через некоторое время был сшит костюм, облачаться в который в новогодние праздники приходится самому автору.

Так же, как и у Чысхаана, у Эгэ Дьыла нет клонов. Попытки массовиков-затейников сыграть эту роль пока не имеют успеха. Дело в том, что Гавриил Угаров решил не отступать от сюжета сказки и в качестве подарков раздает не конфеты, а волшебные талисманы. Вроде бы обычные открытки, но, что удивительно, в большинстве случаев записанные на них желания сбываются. Будучи ученым, Эгэ Дьыл дает этому материалистическое объяснение:

— Когда записываешь свое желание, оно отпечатывается в подсознании. После этого человек неосознанно сам начинает работать над исполнением загаданного, — поясняет Угаров.

Впрочем, будучи Дедом Морозом, ученый все-таки напускает туману, добавляя:

— Но, конечно, талисман сделал не из простой бумаги, а освященной.

Эгэ Дьыл уже занесен в мировой список национальных Дедов Морозов. И если образ Чысхаана в основном нацелен на позиционирование Якутии за ее пределами, попросту — на привлечение туристов, то персонаж Гавриила Угарова удобен для «внутреннего пользования». Причем работать по сказочной специальности профессору приходится не только зимой, но и в теплые дни.

Двухполюсный мир

По древнему календарю народа саха Новый год наступает 22 мая, когда природа просыпается и намерзшиеся за долгую зиму люди могут, наконец, поверить: лето не отменили!

В якутский Новый год украшают березки, выбросившие первые листья. Люди собираются на полянах, танцуют хоровод — осуохай, пробуют первый кумыс, проводят обряды очищения. А молодежь, конечно, состязается в силе и ловкости. И если владыке холода Чысхаану на этом празднике жизни нет места, то Эгэ Дьыл чувствует здесь себя вполне в своей тарелке: на то и волшебник, чтобы не таять при любой погоде.

Вообще, едва ли не все новогодние традиции в Якутии имеют свойство удваиваться. Два Новых года, два главных сказочных героя, и главных новогодних елки в Якутске тоже устанавливают две.

На площади у Дома правительства наряжают главную елку республики, а на другой площади, которая ближе к мэрии, — главную городскую. Соперники ревностно следят за тем, чья елочка выше, лучше украшена и вокруг которой удается собрать больше народу.

Надо отметить, это удобно. По какому-то капризу природы именно в новогоднюю ночь морозы в Якутске обычно зашкаливают за 50 градусов. Пока дойдешь до главной елки, нос побелеет. А тут — две. Поэтому после полуночи люди идут к той, которая поближе к дому. Несмотря на лютый холод, у каждой собираются толпы народа, желающего проникнуться вселенским масштабом события, посмотреть сквозь морозный туман на фейерверк, вместе покричать «Ура!» и еще что-нибудь радостное, а потом разбежаться по домам, к теплу и телевизорам. Лишь самые отважные устраивают катание с ледяных горок. Но и их удали хватает ненадолго.

Это — в Якутске. А вот какие морозы могут ударить в новогоднюю ночь в тех краях, что считаются полюсом холода, вообще трудно представить. Подобных полюсов в Якутии, понятное дело, тоже два. Спор о том, где находится истинный, идет давно. Рекордная температура — 67,8 градуса мороза — дважды была официально зарегистрирована в Верхоянске. Оймякон не дотянул до рекорда одну десятую градуса, но, как говорится, «по жизни» там холоднее.

Эта двоякость вполне устраивает Чысхаана и Эгэ Дьыла — в конце концов, мир должен быть многополюсным. Старики поделили полюса по-братски. В Оймяконе обосновался Чысхаан и даже успел построить там домик для своего коллеги Санта-Клауса. А Эгэ Дьыл предпочел Верхоянск.

Такое распределение, как ни покажется странным, имеет экономическую подоплеку: Оймякон более доступен для туристов, потому и достался Чысхаану, ответственному за внешние сказочные связи. Ежегодно там устраивается фестиваль «Полюс холода». Правда, не в новогодние дни. Участники фестиваля обычно съезжаются к полюсу холода в поисках экстрима ближе к весне, когда не так морозно и страшно. И случается, что наворочанные джипы московских экстремалов обгоняют на зимнике одинокого местного велосипедиста, преодолевающего по 30-градусной оттепели тысячеверстный путь от Якутска со спальником, палаткой и парой теплых носков в дорожном мешке…

А вот праздничный фестиваль строганины с каждым годом не просто удваивается — размножается в геометрической прогрессии. Конкурсы по строганию мороженой рыбы стали проводить даже в Мирном и Нерюнгри, где большинство населения — выходцы из теплых краев. В Якутске же фестивалями строганины ныне сопровождались приезд Деда Мороза из Великого Устюга и зажжение огней на главной городской елке Якутска.

Строганина в Якутии не просто любимая еда, а ритуал. Не всякая семья, особенно в тундровых селах, может поставить елку. Не в каждый дом заглянет Дед Мороз. Но если на столе есть мандарины для детей и строганина для взрослых, праздник состоится.

Прямая речь

Екатерина Кормилицына, министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия):

— На берегу теплого моря каждый квадратный метр суши и воды работают на развитие туризма. А вот в Якутии почти все, от мамонтов до алмазов, ассоциируется с холодом. И надо серьезно потрудиться, чтобы наши морозы воспринимались потенциальными туристами не как проблема, а как фактор повышенного интереса к региону. Эту задачу и призван частично решить колоритный образ Чысхаана — Хранителя холода.

Этот образ хорош тем, что его не пришлось придумывать, он создан на основе народных легенд и реалий Севера. Благодаря своей естественности, Чысхаан очень быстро занял одно из центральных мест среди сказочных новогодних персонажей. Сегодня уже невозможно представить себе, чтобы Дед Мороз отправился в предпраздничное путешествие по России, не побывав предварительно в гостях у своего якутского коллеги. Это стало традицией. А в будущем образ Хранителя холода станет работать на развитие туристической отрасли республики не только в новогодние праздники, но в течение всего года.

У Чысхаана есть своя резиденция — царство вечной мерзлоты. Эти подземные покои — лишь маленький прообраз туристического комплекса «Северный мир», над созданием которого мы сейчас работаем в тесном контакте с федеральным центром. Уже утверждена концепция комплекса — он будет действовать в статусе особой экономической зоны. Есть технико-экономическое обоснование, на следующий год запланирована разработка проекта.

Все это делается в рамках стратегии развития индустрии туризма в Якутии, которая тесно увязана с соответствующими федеральными программами. На первом этапе основную нагрузку по реализации проекта взяло на себя государство. В дальнейшем к делу должны подключиться частные инвесторы. Собственно, на таких условиях сейчас реализуются все подобные проекты. К примеру, в Великом Устюге на государственные средства была построена только резиденция Деда Мороза. Все остальное, от гостиниц до всевозможных развлекательных заведений, обустраивалось на деньги частного бизнеса.

Конечно, нам будет труднее — накладывают свой отпечаток удаленность региона, сложная транспортная схема, слабая инфраструктура. Важно и то, чтобы ко времени, когда будут построены всесезонный крытый лыжный спуск и другие объекты комплекса, якутские холода позиционировались как нечто неповторимое и масштабное. Вот эту задачу мы и решаем, «раскручивая» образ Чысхаана.

Ну а главное, чтобы в Хранителя холода поверили дети. Ведь взрослые сочиняют сказки не для себя — для них. Если мы сумеем сделать так, что наши дети будут гордиться Чысхааном так же, как их сверстники из Лапландии — своим Санта-Клаусом, можно будет уверенно сказать: у нас все получится.

Позвонить якутскому Деду Морозу и Чысхаану можно по номеру — (4112) 20-10-00.

Ежегодно Ысыах Туймаады в местности Ус Хатын посещают свыше 200 тысяч человек. В этом году из-за пандемии он впервые пройдет в режиме онлайн. Ысыах – микромодель якутской культуры, в нем соединились все традиции, обряды нашего народа. Организаторы нынешнего торжества подготовили более 70 мероприятий по восьми разным жанрам, в которых якутяне смогут принять участие дистанционно. Это фольклорные конкурсы, этнические, эстрадные концерты, виртуальные выставки, мастер-классы, акции-челленджи и другое. И, конечно же, каждый из нас может отметить его в самоизоляции. Как правильно это сделать? Мы поговорили с алгысчытом Петром Черкашиным.

Билгэ Хаан – Бог Знаний

– Важно понимать, что Ысыах имеет важное психологическое значение для якутян. Он проводится после долгой затяжной зимы, которая длится у нас девять месяцев. Важно было встретиться всем родом, чтобы укрепить семейные родственные связи. Это и ритуал поклонения, моления светлым небесным божествам Айыы, духам природы иччи. У народа саха 2020 год называется Билгэ Хаан сыла, то есть Год божества предопределенности Судьбы или Рока. По-другому, Билгэ Хаан – Бог Знаний, живёт на седьмом небе, – говорит алгысчыт. – Конечно, пандемия, распространившаяся по всему миру, нас тоже не миновала. Не унывайте, мы обязательно справимся с нею!

Петр Черкашин просит не забывать о своих корнях и в день Ысыаха по традиции приготовить якутские национальные блюда.
21 июня, в день Ысыаха, все мы сможем по телевизору увидеть ритуально-обрядовое действие «Алгыс» – церемонию благословения, поклонения высшим божествам Айыы.

– Алгыс — это обряд очищения, благословления и благопожелания. На самом деле он намного больше, чем просто благословение. Его проводят для баланса сил и благополучного, устойчивого развития в целом человечества и нашего родного дома – планеты Земля, – говорит Петр Черкашин.

Многие уверены, что алгыс дает каждому свое, то, в чем он нуждается именно сейчас.

– Будьте внимательны к словам алгысчыта, будьте с ним на одной волне, прислушайтесь к благословению, попросите у верхних божеств счастья своему роду, людям, – советует он. – И тогда благословенная энергия коснется вас.

Петр Петрович рекомендует заранее приготовить чорон с кумысом, а после алгыса выпить напиток.

Обладатели частных домов, дач могут у себя во дворе провести ритуал поклонения божествам, покормить духов огня и земли.

– Для этого встаньте лицом к востоку, поднимите вверх руки и мысленно поблагодарите верхние божества, приведите в порядок свои мысли, думайте о хорошем и покормите дух огня саламатом, кумысом, оладьями, – объясняет алгысчыт.

По его словам, бывает несколько видов алгыса, самым большим и торжественным является алгыс Ысыаха. Он имеет более глубокий смысл, чем просто благословение. Это настоящий обряд испрошения у девяти Верхних божеств Айыы счастья и благополучия, установление биоэнергетической связи человека с творящей силой Природы.

К слову, современный алгыс стал незаменимой частью значимых событий в нашей жизни. Так, мы просим благословения у Бога охоты Байаная, проводим обязательный обряд свадебного алгыса, проводов в дальний путь, встречи новорожденного и так далее.

Проведение алгыса перед большими событиями республиканского значения тоже давно стало ритуалом: прокладка газопровода, открытие школы, клуба, презентации книг, встречи дорогих гостей, масштабные соревнования и другие мероприятия – все это сопровождается благословением.

Петр Петрович считает, что крупные торжества должны проводить известные алгысчыты, пользующиеся особым уважением и почитанием.

Рождение алгысчыта

Он родился в многодетной семье Анастасии Семеновны и Петра Гаврильевича Черкашиных вторым сыном. В семье было десять детей. Росли они дружно, помогая и поддерживая друг друга. Родители нравоучений не читали, воспитывали трудом и собственным примером. Благо, в сельской местности работы всегда много.

– Отец часто рассказывал нам басни, былины о силачах, шаманах, необычных людях, да так увлекательно и красочно, что все их баталии, действия проносились перед глазами, как кино, – вспоминает Петр.

В семье всегда придерживались традиций, вот и Петр с братьями и сестрами выросли в уважении к своим корням.

– Я с детства привык поклоняться нашим божествам, и где бы ни был, не забывал кормить духов земли, огня, – говорит он.

Будучи спортсменом, перед важным стартом он всегда находил время для проведения алгыса, просил благословения и сил у высшего божества, собирался духом.
Вот так потихоньку, когда пришло время, Петр провел свой первый обряд алгыса. Случилось это в 2000-м году. В то лето в местности Мэкэригэ, где они выросли, вместе с родственниками они построили загон для кобылиц. Когда все было готово, Петр собственноручно приготовил кумыс из кобыльего молока, а затем сказал брату Гаврилу, что на следующий день проведет обряд благословения.

– Конечно, волновался. Заранее попросил у высших божеств быть снисходительными ко мне, поклонился духам земли, – вспоминает он.

21 год прошел с той поры, и теперь Петр Петрович часто проводит алгысы ысыахов, спортивных состязаний, юбилеев, других крупных мероприятий. Вместе с женой Анастасией Васильевной родили и воспитали сына и дочь, растут внуки. Петр Петрович – почетный работник воспитания и просвещения РФ, отличник образования РС(Я), отличник физкультуры и спорта РС(Я). Он работает тренером в ДЮСШ -3 им. В.П.Керемясова в Якутске.

– Нынешний Ысыах, конечно, проводится в нестандартных обстоятельствах, но это не умаляет его значения для нас. Мы помним свои корни, традиции и обряды и этим сильны. Проведите Ысыах в кругу своей семьи, расскажите детям, внукам об обычаях их предков, покормите духов огня, земли, вкусите якутских яств и будьте здоровы! – сказал алгысчыт на прощание.

С Ысыахом, друзья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *