Стихи о подвиге солдата

В Музейно-культурном центре города наш совет провёл встречу детей войны и тружеников тыла с учениками 10-го класса Верещагинского образовательного комплекса. Она посвящалась подвигу советских женщин на фронте и в тылу.
Официальная часть программы началась с зажжения свечи памяти и минуты молчания. Гимназисты устроили игру-викторину на знание событий войны, городов-героев и людей, которые победили фашизм и встретили День Победы. Школьник Захар Мальцев исполнил серию песен тех лет под гитару.
Ветеран Валентина Тимофеевна Пономарёва не понаслышке знает, что такое война. Она сама перенесла её тяготы ещё ребёнком. Ветеран прочитала авторские стихи, посвящённые Герою Советского Союза нашего края Татьяне Николаевне Барамзиной и своему отцу. Он трудился в тылу, на Лысьвенском металлургическом заводе, и, к сожалению, не дожил до дня Великой Победы.
Общими силами с технической библиотекой станции Верещагино совет организовал небольшую выставку книг, фотографий, агитационных плакатов. Они посвящались железнодорожникам и женщинам, совершившим подвиг на фронте и в тылу. Мы благодарим сотрудницу библиотеки Ларису Витальевну Ложкину. Она не только помогла нам в оформлении тематической выставки, но и сама выступила со стихотворением про железнодорожников-тыловиков.
Работники Музейно-культурного центра провели для гостей экскурсию по этому учреждению. Представитель совета молодёжи станции Верещагино Марина Каракулова поздравила присутствующих с грядущей знаковой датой.
Под занавес мероприятия участники – дети войны, труженики тыла – за чашечкой чая поделились воспоминаниями о тех годах. Они придерживались девиза «Всё для фронта, всё для Победы!». Он помог им выжить и выстоять.
Всем детям войны на выездном мероприятии подарены наборы конфет.
В зале было тепло от дружеской обстановки и тесно – от близости эпох и поколений. На встречу пришли люди, которые на своих плечах вынесли все невзгоды войны, прошли огромный жизненный путь с печалями и радостями.
Как много людей погибло в то страшное время! От голода и бомбёжек, артобстрелов и тяжких условий жизни и труда. Великая Победа сегодня – это 75 лет гордости: за мужество, подвиги, героические поступки народа.

Лидия Суслова, председатель совета ветеранов ДЦС-1

Летящие строки войны…

22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории нашей Родины – начало Великой Отечественной войны.

1941 год. Тогда был июнь. Люди спали спокойным безмятежным сном утром двадцать второго числа. В школах заканчивались выпускные экзамены. Стояла сиреневая пора. И кружились, кружились в последнем школьном вальсе пары. Казалось, что впереди целая жизнь, полная счастья и радости. Но завтра была война…

Закружила, разбросала она близких и родных, искалечила молодые всходы, черным вороном опустилась на русские деревни и города. Горе и слезы, последний взгляд любимых глаз… И они, совсем еще юные мальчики, уходили, уезжали на фронт, оставляли здесь, в тылу, таких же юных девчонок, целовали любимые глаза и юным голосом говорили: «Я вернусь»

Это они стояли насмерть под Москвой, это они уходили в бой, в партизанские отряды. Это ценою их жизней была спасена Беларусь.

Их ждали, но не все возвращались. И дома оставались дети без родителей, матери без сыновей, жены без мужей… Эта война стала частью их судьбы, частью их рано окончившейся юности

Осознавая угрозу порабощения, советские люди, преисполненные чувства высокого патриотизма, глубокой веры в свои силы, поднялись на ратные и трудовые подвиги. Огромный поток заявлений об отправке на фронт хлынул в военкоматы. Началась всеобщая мобилизация. Среди солдат оказались вчерашние рабочие, учителя, писатели, школьники. А счастливая мирная жизнь со своими радостями, огорчениями, и веселые школьные годы – все оставалось в прошлом, а впереди была только война. Перевернулись все жизни вчерашних мальчишек и девчонок. Все их печали и заботы это страшное время отодвинуло на задний план

Ради жизни на Земле именно они бросались на амбразуру дота, закрывали своим телом от пули врага своих товарищей, ради жизни терпели голод, болезни, усталость, лишения. Ради счастливого будущего они сражались и умирали

Чем дальше мы уходим от войны,

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны,

Сполна всю горечь этих лет познавши,

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

В. Слёзкин

Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом звучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу

Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы

В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашизма

Поэзия была самым популярным и любимым жанром в годы Великой Отечественной войны. Она рождалась в землянках, в окопах, во время коротких передышек между боями

С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим довоенным судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли

Эти стихи были очень необходимы людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду

Обостренное чувство Родины пронизывает стихи военных лет. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность

гг. (обзор). М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;
Б. Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»;
А. И. Фатьянов «Соловьи»; Л. И. Ошанин «Дороги» и др.
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор). М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. И. Фатьянов «Соловьи»; Л. И. Ошанин «Дороги» и др.»
1. Стихи и песни о войне.
2. Лирические и героические песни: их содержание и характер.
2.1. М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
2.2. Б. Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…».
2.3. Л. И. Ошанин «Дороги».
2.4. А. И. Фатьянов «Соловьи».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Какие из произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, вы уже знаете? Кто является их автором?
На этом уроке
— Вы узнаете о том, какие лирические и героические песни получили распространение в годы войны и кто является их автором;
— Вы научитесь определять особенности лирических и героических песен;
— Вы сможете на основе прослушанных композиций самостоятельно проанализировать тему, содержание и настроение военных песен.
Словарь:
Стихотворение — произведение, преимущественно небольшого объема, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Песня — небольшое стихотворное произведение, предназначенное и используемое для пения.
Рефрен — 1) один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении; 2) повторяющаяся в неизменном виде часть вокального произведения куплетной формы (припев).
Основное содержание урока
Великая Отечественная война 1941—1945 годов дала миру стихотворения и песни, услышав которые раз, уже не забудешь никогда. Поэзия военного времени — своего рода душевный отклик на события в стране и на личные переживания каждого человека и народа в целом. В героических песнях тех лет звучал призыв к Победе, воодушевлявший миллионы на подвиг во имя родины. Глубокие душевные переживания, боль утрат нашли отражение в лирических песнях того времени.
Широкую известность в годы войны получили песни на стихи Михаила Васильевича Исаковского — «Катюша», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…». Миллионы людей исполняли эти песни, не зная даже имени самого автора. В 1938 году увидела свет песня «Катюша», рассказывающая о переживаниях разлуки простой русской девушки с возлюбленным, «бойцом» дальнего пограничья. Сюжет песни, простой и запоминающийся, получил распространение во всем мире: в Греции, Израиле и ряде других стран. «Катюшу» переводили на французский, немецкий, итальянский языки.
(Прослушать песню «Катюша» в исполнении Константина Сокольского вы сможете, если пройдете по ссылке: https://zf.fm/song/6516773).
В годы войны «Катюша» становится особенно популярной — появляется множество вариантов сюжетов песни, в которых главная героиня — участница партизанского движения, сестра санчасти, боец и помощник тыла. «Катюшей» в годы войны нарекают и грозное боевое оружие — реактивные гвардейские минометы:
Катюша — сестра санчасти:
Катя слово раненому скажет
Так, что в сердце песня запоет,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесет…
Катюша в партизанском отряде:
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой…
Боевая машина «Катюша»:
И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Пусть услышат «девушку простую»,
Пусть запомнят, как она поет!
В других вариантах «Катюши» представлен воображаемый диалог между солдатом и девушкой, помогающей фронту:
***
…Милая Катюша,
Буду метко бить я по врагам.
Наши нивы, яблони и груши
На позор фашистам не отдам.
***
Обещала милому Катюша:
«Будем честно фронту помогать,
Будем больше делать мин и пушек,
Чтоб скорей победу одержать»
Теме возвращения солдата с войны посвящена песня Исаковского «Враги сожгли родную хату…», написанная поэтом в победном, 1945-м году. Герой песни — советский солдат. За его плечами четыре года войны, в которые он покорил «три державы», был награжден «медалью за город Будапешт». Однако возвращение для солдата-победителя лишено всякого смысла: в этой войне он потерял самое ценное — семью. Образ «слезы несбывшихся надежд» в финальной части стихотворения — метафора, запечатлевшая весь трагизм судьбы человека на войне.
(Прослушать песню «Враги сожгли родную хату…» в исполнении Марка Бернеса вы сможете, если пройдете по ссылке: https://music.yandex.ru/album/2414531/track/21123871).
В возрасте восемнадцати лет добровольцем на фронт ушел будущий поэт-бард Булат Шалвович Окуджава. Его «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…» посвящены событиям военных лет. Первые стихи и песни о войне Окуджавы появляются уже в 1950-е годы. А в 60-е он пишет «Песенку о пехоте».

Герои песни Окуджавы — те же советские солдаты, пехотинцы. Однако в тексте вместо жизнеутверждающего героического пафоса слышится сомнение и в «бравом» характере песен пехоты, и в заманчивости «должности мужчины», и в «бушующей весне». Поэт словно останавливает наше внимание на вечном споре жизни и смерти на войне.
Песня Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…» была написана спустя четверть века после окончания Великой Отечественной войны. Впервые она прозвучала в 1970-м году в кинофильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» в исполнении Нины Ургант.
(Просмотреть этот фрагмент из кинофильма «Белорусский вокзал» вы сможете, если пройдете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=OVX5kBjJYMw).
На фоне образов «горящей планеты», «дыма» над Родиной, «смертельного огня» рефреном звучит главная тема стихотворения: «…нам нужна одна победа / Одна на всех, мы за ценой не постоим».
Теме фронтового пути солдат посвящена песня «Дороги» на стихи Льва Ивановича Ошанина. Эта песня, написанная, по словам самого автора-поэта, «под стук колес», составила вершину военной лирики. «Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне» — вспоминал сам Л. И. Ошанин.
Эпизоды краткого, минутного отдыха солдат на войне, наполненные сокровенными воспоминаниями о доме и семье, изображены в песне «Соловьи» на стихи Алексея Ивановича Фатьянова. Образ соловьев в песне — это еще и символ жизни на фоне всеобщего грохота войны.
(Прослушать песню «Соловьи» в исполнении солиста Ансамбля им. Александрова Е. Беляева вы сможете, если пройдете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=bMnHUJrXxxQ).
Песня появляется в 1944 году и сразу становится популярной. Сам маршал Георгий Жуков в числе лучших, «бессмертных» песен военной эпохи, отразивших «душу народа», называл песню «Соловьи»:
«»Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
Прошли десятилетия со дня Великой победы в войне 1941—1945 годов, однако песни и стихи тех лет продолжают жить и звучать в памяти очевидцев военных событий, и в памяти нас — потомков. Это песни не только о великой силе патриотизма и мужества советского народа в годы войны, но и о личных переживаниях каждого человека в отдельности, о горечах потерь, с которыми пришлось столкнуться советскому народу на этом нелегком пути к Победе.
Основные выводы:
• В годы войны широкое распространение получают песни о войне на стихи известных поэтов.
• Героические песни пронизывает воодушевляющий призыв народа к победе, героическому подвигу во имя Родины. Глубокие душевные переживания человека на войне находят отражение в лирических песнях.
• Песни военных лет о «Катюше» — «обширная поэтическая энциклопедия», в которой нашли свое поэтическое отражение образ женщины на войне.
• Теме утраты семьи и дома вернувшегося с войны солдата посвящена песня на стихи М. В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…».
• «Песенка о пехоте» и «Здесь птицы не поют…» Б. Ш. Окуджавы — песни, соединившие в себе размышления о жизни и смерти на войне, нелегком пути к Победе.
• Песня «Дороги» на стихи Л. И. Ошанина представляет своего рода раздумье солдат о своей доле и судьбе, о предстоящем и свершившемся.
• Кратким минутам отдыха солдат на войне, их воспоминаниям о доме посвящена песня «Соловьи» на стихи А. И. Фатьянова.
Литература:
Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Одиночный выбор
Как называется песня, тема которой, по словам самого автора, была сформулирована скупо, «под стук колес»?
1. «Соловьи»
2. «Дороги»
3. «Песенка о пехоте»
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните изученные на уроке стихи и песни о войне, их темы и характер.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать их на основе материала изученных произведений, объяснить и подтвердить каждую позиции текстами стихов и песен.
4. Затем выберете единственно верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Множественный выбор
В стихотворениях кого из поэтов использован рефрен?
1. А. И. Фатьянов. «Соловьи»
2. М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату…»
3. Б. Ш. Окуджава. «Здесь птицы не поют…»
4. Л. И. Ошанин. «Дороги»
Необходимо выбрать несколько верных ответов
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните изученные на уроке стихи и песни о войне, их художественные особенности.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать их на основе материала изученных произведений, объяснить и подтвердить каждую позиции текстами стихов и песен.
4. Затем выберете несколько верных ответов и проверьте себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *