Притча о нравственности

  • Авторы
  • Резюме
  • Рецензия
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Моисеева И.Ю. 1 Нестерова Т.Г. 2 1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» 2 ФГБОУ ВО Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» В статье рассматривается аксиологический аспект употребления притчевых текстов; исследуются дидактические возможности притч как эффективного средства развития ценностных ориентаций студентов. Авторы анализируют основные характеристики притчевых текстов, которые обеспечивают общественную ценность притчи, ее познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение. В статье обосновывается дидактический потенциал притчи для усвоения студентами этических норм, правил социальной жизни и поведения в обществе, для понимания отношения нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. В статье приведены данные социологического исследования особенностей употребления притч в речи студентов в группах экономических и гуманитарных специальностей; проанализированы типичные для этих направлений темы и степень использования текстов этого жанра в речи студентов. На основании проведенного анкетирования авторы приходят к выводу о том, что студенты видят в притче не просто короткий рассказ со смыслом, а историю, которая способна изменить человека в лучшую сторону, обогатить его своей мудростью. Результаты проведенного исследования позволили установить, что большинство студентов осознает ценность притч для формирования моральных, волевых, нравственных качеств людей; для поиска смысла жизни; для духовного обогащения личности; для помощи в трудных жизненных ситуациях; в качестве подсказки, мудрого совета, источника знания. Знание притч и понимание их предназначения способствуют развитию мышления, воображения, повышению общего уровня образованности и культуры, отвечают существенной для молодежи потребности в фундаментальных, проверенных временем ценностях. 129 KB 277 KB 150 KB притча ценностные ориентации развитие ценностных ориентаций познавательная ценность притчи эстетическая ценность воздействующая функция этические нормы 1. Словарь литературоведческих терминов // Текстология. — URL: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/pritcha/?q=458&n=180 (дата обращения: 04.06.2017). 2. Ольшванг О.Ю. Динамика притчевого повествования в творчестве Р. Баха // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 53. – С. 68-76. 3. Путилина Л.В. Лексико-стилистические средства выражения концепта «Богатство» в сказках Оскара Уайльда // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. — URL: http://www.science-education.ru/122-20558 (дата обращения: 06.06.2017). 4. Путилина Л.В. Подходы и методы исследования концепта «Богатство» в отечественной лингвистике / Л.В. Путилина, Т.Г. Нестерова // Вестник ОГУ. – 2014. – № 11 (172). – С. 111-116. 5. Пезешкиан Н. Торговец и попугай (Восточные истории в психотерапии). – М.: Издательская группа URSS, 2017. – 167 с. 6. Нестерова Т.Г. Стилистические средства выражения концепта «Богатство» в английской и русской сказках // Вестник ОГУ. – 2015. – № 11. – С. 151-157.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что ценностные ориентации являются элементом важнейшего параметра личности, называемого направленностью, которая отражает совокупность всех индивидуальных характеристик личности по отношению к социуму. Ценностные ориентации определяют материальные и духовные ценности человека, субъективную значимость восприятия жизни и деятельности, характер соотнесения с ценностями, принятыми в обществе. Актуальность поиска средств развития ценностных ориентаций у молодого поколения обусловлена зависимостью будущего состояния социума от того, какие ценности будут сформированы в сознании этой социальной группы. Сегодняшнее общество переживает период сложных социальных противоречий, которые, в свою очередь, неминуемо отражаются в понимании человеком мира и себя в этом мире. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, когда приоритетным становится потребность в фундаментальных, проверенных временем ценностях, которые выступают своеобразным «стержнем» существования и дают силу ответить на вызовы времени. В данном контексте актуальным становится изучение роли притчи в процессе формирования иерархии ценностных ориентиров студентов, развития и преобразования личности.

Цель настоящего исследования – выявление особенностей притчевых текстов как средства развития ценностных ориентаций студентов.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили результаты анкетирования студентов Оренбургского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Оренбургского государственного университета. Всего в анкетировании приняли участие 85 студентов: 30 студентов, обучающихся на первом курсе, 20 студентов, обучающихся на пятом курсе торгово-экономического профиля специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»; 20 студентов второго курса специальности «Психология служебной деятельности», 15 студентов третьего курса направления «История», профиль подготовки «История международных отношений». В исследовании использовались общетеоретические методы (теоретический анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы; индуктивный и дедуктивный методы); эмпирические методы (индивидуальная и групповая беседа, анкетирование); математические методы (обработка полученных в ходе анкетирования данных, установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями).

Результаты исследования и их обсуждение. Притча, в силу многослойности заложенных в ней смыслов, всегда будет привлекать внимание педагогической мысли, находящейся в творческом поиске образовательных и воспитательных ресурсов. С точки зрения литературы, классическая притча – это небольшой по размеру аллегорический и поучительный рассказ, относящийся к особому жанру, в котором собрался синтез различных литературных форм. В русской литературоведческой традиции притча толкуется как иносказательный рассказ с нравоучением, как поучение в примере, небольшой нравоучительный рассказ в форме иносказания.

Согласно «Словарю литературных терминов», притча – нравственное поучение в аллегорической форме, черпающее поэтический материал из человеческой жизни. Такая трактовка дает возможность говорить о реалистичности изложения как важном для притчи художественном средстве: писатель рассуждает о «вечном», одновременно желая напомнить человеку о том, что его окружает в настоящий момент, и делая повседневность средством выражения абсолюта .

Как социокультурное явление, притчевые тексты отражают многослойность культурных традиций, социальных процессов, особенности эпох и своеобразие видения мира. Притчи дают представление о воззрениях и взглядах всего народа, о его понимании явлений действительности. Они представляют собой идеальную форму для обсуждения мировоззренческих проблем и дают весьма разносторонние знания о жизни, системе ценностей в обществе, обобщают жизненные наблюдения людей.

С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации (часто непрямой, иногда парадоксальной, рассчитанной на осмысление, додумывание) тех или иных положений учения. В глубокой древности притча передавалась из уст в уста от духовного учителя к достойному ученику, так как в ней, как в священном знаке-коде, была сконцентрирована мощная духовная энергия, позволяющая человеку изменить сознание и подняться на новую ступень развития.

Определение современной притчи, в котором учтены ее наиболее важные, на наш взгляд, жанрообразующие признаки, дано О.Ю. Ольшванг: притча – такое «повествование, которое может быть целым текстом и текстом-вставкой, и в котором в иносказательном виде заключена этико-философская концепция» .

Таким образом, притчи представляют собой сложный материал для исследователя, поскольку философские, социокультурные, исторические, лингвистические характеристики этого феномена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В работах последних десятилетий наблюдается всплеск интереса к притче и притчевым формам. Как правило, ученые сосредотачиваются на современной притче, видя в ней новый виток в развитии жанра, который связывают с движением притчи от дидактики в область философского и экзистенциального смысла. Притча воспринимается как одна из ведущих форм интеллектуальной литературы.

Для нашего исследования важно то, что притча, зародившись как особая форма изложения истины, использовалась для воспитания нравственных качеств и духовного совершенствования личности и продолжает выполнять эту функцию на современном этапе развития общества.

Познавательная ценность притч определяется, прежде всего, многообразием сведений, которые в них сообщаются, важностью и разнообразием тем. Можно сказать, что притчи гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину мира и жизни в целом. Причем притчи не просто говорят о явлениях действительности, а сводят воедино и типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. Эти обобщенные образы становятся элементами фольклорной картины мира языковой личности . Типизация явления, характерная для притч, проявляется в отражении наиболее показательных ситуаций, с которыми может столкнуться человек. Она подчеркивается определением социального положения человека, что дает возможность соответствующим образом его характеризовать, указав на основные признаки: бедность или богатство, власть или бесправие, щедрость или скупость . Одной из важных целей притч служит стремление привить слушателю или читателю оценку явлений действительности. Они показывают положительные и отрицательные моменты жизни, качества людей и их поступки, давая возможность человеку разобраться, что отнести к позитивному, а что – к негативному. Эстетическая ценность притч проявляется многосторонне. По утверждениям Н. Пезешкиана, притчи, наряду с необычайной занимательностью и поэтичностью, содержат нечто неожиданное, непредвиденное. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. Это изменение позиции – самая важная функция притч . Притчевые истории разных народов мира имеют много общего, но наряду с этим существуют и специфические особенности, характеризующие колорит самобытной культуры определенного народа, его многовековую историю. В притчах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности они являются. Цель притчи – научить людей осознанно относиться к своим чувствам, способствовать становлению его самосознания, развивать мышление, воображение, интуицию, умение управлять своими чувствами, совершенствоваться. Притчи являются своеобразными регуляторами человеческого поведения и миропонимания, представляющими собой клишированные суждения, выражающие опыт народа в отношении моральных или категориальных императивов. Они выступают инструментом, запечатлевающим в сознании смысл ситуации, преобразующим эту ситуацию в определенный урок. Воздействие на сознание человека, на его мышление происходит благодаря стилистическим особенностям притчевых текстов: многочисленным метафорам, эпитетам, сравнениям, переводящим прямое наставление в иносказательную форму, намекам .

Притчи можно считать показателем этических норм, правил социальной жизни и поведения в обществе, отношения нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. Они являются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Для того чтобы определить особенности употребления притч в речи студентов и оценить возможности притчи как средства развития ценностных ориентаций, было проведено анкетирование и определен процент употребления притч в речи студентов экономических и гуманитарных специальностей. Анкета содержала 6 вопросов, предполагающих свободный вариант ответа.

  1. Что, по Вашему мнению, представляет собой притча?
  2. Сколько притч Вы знаете?
  3. Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще?
  4. Можете ли Вы сами пересказать какую-либо притчу? Расскажите ее главный смысл.
  5. Нужны ли притчи в настоящее время? Зачем?
  6. Какие качества, на Ваш взгляд, способна воспитать в человеке притча?

Для ответа на первый вопрос студентам необходимо было выразить свое понимание понятия «притча», тот смысл, который они вкладывают в это слово. Все студенты экономических специальностей (59%) дали практически схожий друг с другом ответ. Под притчей они подразумевают короткий рассказ, содержащий в себе премудрость, ценный совет. В то же время необходимо отметить, что студенты гуманитарных специальностей справились с заданием лучше, поскольку дали наиболее подробный и полный ответ, отражающий сущность притч. Так, самым удачным, на наш взгляд, является следующее определение, предложенное студентом специальности «Психология служебной деятельности»: притча – это короткий рассказ, передаваемый из поколения в поколение и содержащий информацию о каком-либо событии из жизни людей, явлении природы. Цель притчи заключается в помощи читателям и слушателям извлечь из нее максимально поучительный опыт, дабы, научившись на чужих ошибках, не делать их в своей жизни.

Второй вопрос анкеты предполагал написание числа приблизительного количества притч, которых знает студент. Студенты первого курса торгово-экономических специальностей предоставили следующую информацию: около 30% студентов могут вспомнить до пяти притч, 53% респондентов знают менее трех притч, а 17% учащихся первого курса не знают их вовсе. Аналогичные результаты были получены нами и при анализе ответов студентов оставшихся курсов и специальностей. Таким образом, значимых различий между ответами студентов, изучающих экономические и гуманитарные дисциплины, не выявлено.

На вопрос «Слышите ли Вы притчи в обыденной жизни? От кого чаще?» студенты ответили следующим образом: 45% учащихся всех курсов и специальностей слышат притчи в процессе обучения, т.е. от учителей и преподавателей; 32% – в кругу семьи, причем чаще всего притчевые истории рассказывают люди старшего поколения; 3% – узнают притчи из книг, средств массовой информации (СМИ) и друзей, оставшиеся 20% студентов вообще не слышат притчи в обыденной жизни.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что образовательные учреждения являются основным посредником, способствующим приобщению к притче. Часть учащихся, хотя и очень малочисленная, знакомится с рассматриваемым видом фольклорного жанра через книги. Мы полагаем, что эти данные подтверждают общий низкий уровень использования притч в речи людей.

Четвертый вопрос вызвал у многих респондентов затруднение, однако лучше всего справились с этим заданием студенты гуманитарных специальностей («История», «Психология»). Притчи, изложенные студентами, были на совершенно разные темы. Большинство студентов экономического профиля (94%) вспомнили притчи о богатстве, деньгах, скупости. Этот факт позволил нам сделать предположение о том, что их жизненные приоритеты основываются на желании добиться каких-либо высот, преуспеть, самоутвердиться в профессии и в жизни. Данные результаты свидетельствует о том, что лидирующее место в иерархии ценностей занимают ценности самореализации.

В то же время студенты гуманитарных специальностей сумели привести примеры притч о добром человеке; о любви матери к детям, о способности ценить то, что имеешь; о способности видеть позитив в негативе; о смысле жизни.

Таким образом, студенты разных направлений имеют разные ценностные ориентации. Студенты экономического профиля большое внимание уделяют материальным ценностям, в то время как респонденты гуманитарных специальностей основной упор делают на положительные человеческие качества: доброта, любовь, милосердие, способность найти в плохом хорошее.

На вопрос о том, зачем нужны притчи в настоящее время и нужны ли они вообще, 98% всех опрошенных считают, что они необходимы: для формирования моральных, волевых, нравственных качеств людей; для поиска смысла жизни; для духовного обогащения личности; для помощи в трудных жизненных ситуациях; в качестве подсказки, мудрого совета, источника знания; для того чтобы люди учились на чужих ошибках и меньше совершали своих.

Остальные студенты (2%) высказали мнение о том, что в современно мире притчи утратили свою актуальность и не нужны.

Таким образом, можно заключить, что студенты видят в притче не просто короткий рассказ со смыслом, а историю, которая способна изменить человека в лучшую сторону, обогатить его своей мудростью и справедливостью. В свою очередь, необходимо добавить то, что знание притч и понимание их предназначения способствуют развитию мышления, воображения, повышению общего уровня образованности и культуры.

Последний вопрос тесно связан с предыдущим и более подробно раскрывает одно из предназначений притч. Все студенты выделили следующие качества: доброта, вежливость, внимательность к себе и окружающим, милосердие, сострадание, честность, ответственность, храбрость, щедрость, рассудительность, целеустремленность, которые обусловливают воспитательный потенциал притч.

Основываясь на полученных ответах, мы пришли к выводу о том, что большинство студентов понимают ценность притчи и видят в ней средство воспитания положительных личностных качеств. Однако результаты анкетирования показали, что студенты экономических специальностей, акцентируясь на изучении профильных предметов, не достаточно обращают внимание на развитие и совершенствование своей общей культуры. В этом отношении студенты, изучающие историю и психологию как профильные дисциплины, оказались в более выигрышном положении, поскольку большая часть интеллектуальных ресурсов тратится на усвоение гуманитарной культуры, которая является базовым компонентом общей культуры личности.

Выводы. Подводя итоги исследования, можно сделать следующий вывод: общий уровень знаний студентов разных специальностей в области притч не существенно отличается друг от друга. Разница составляет всего 4%. В сравнении со студентами гуманитарного профиля, экономисты имеют чуть менее развитое воображение и словарный запас. Однако большинство студентов ощущает нехватку ярких выразительных средств речи, что обуславливает мотивацию дальнейшего развития речевой деятельности, культуры речевого общения, повышения общего уровня образованности. Это говорит о критичности восприятия респондентов.

Необходимо отметить, что студенты понимают ценность постоянного самосовершенствования, стремления к новым знаниям, поскольку это является залогом действительного успеха в учебном процессе, профессиональной деятельности и в жизни.

Таким образом, притча способствует развитию нравственных чувств и обучает студентов не только пониманию героев художественного произведения, но и умению анализировать и углублять свои собственные переживания. Притчевые истории отражают главные ценности жизни, на которые следует акцентировать свое внимание студентам.

Проведенное исследование позволило нам констатировать, что все студенты без исключения понимают возможности притч как средства развития мышления, воображения и осознают ценность всестороннего саморазвития, самосовершенствования. Однако студенты экономических специальностей, акцентируясь на изучении профильных предметов, не достаточно обращают внимание на развитие и совершенствование своей общей культуры.

Библиографическая ссылка

Моисеева И.Ю., Нестерова Т.Г. ПРИТЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26665 (дата обращения: 06.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представления о нравственных категориях добра и зла и осознания свершения добрых дел как духовной радости.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о нравственных категориях добра и зла;
  • подвести к осознанию необходимости свершения добрых дел;
  • разъяснить важность добрых поступков для жизни православного человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей;
  • воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

  • знание и понимание нравственных категорий – «добро» и «зло»;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формы и методы работы: словесный метод – беседа по тексту притчи, практический метод – создание образного рисунка к притче по ходу чтения; и символического рисунка после прочтения притчи.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, экран, учебник (А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2014), карандаши, краски, листы бумаги формата А4.

Этап урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Послушайте, пожалуйста, притчу и создайте образный рисунок по ходу чтения (чтение притчи учителем) Вы это легко поймете, прочитав несколько притчей. Но сначала, мы дадим определение. Что такое притчи?

Притчи — короткие истории о хорошо знакомых всем предметах или жизненных ситуациях. Но, если задуматься, в каждой такой истории можно увидеть глубокий духовный смысл.

Цель урока: познакомить учащихся с библейскими притчами, проанализировать их.

Задачи:

  • расширить и углубить понятие о жанре притчи;
  • показать воплощение христианского сюжета в живописи;
  • отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;
  • учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;
  • развивать навыки монологической речи;
  • через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи;
  • формировать общечеловеческие нравственные ценности.

I. Психологический настрой на урок

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый нравственный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём).

II. Работа по теме урока (25 мин.)

1. Вступительное слово учителя.

— Как мы уже с вами знаем, обычно Иисус говорил с народом притчами (слайд)

Отличие от басни в притчах нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. Жанр притчи возник в древности на Востоке, где люди любили выражать свои мысли загадками. Заповеди и притчи Христа содержат тот нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но человек вновь и вновь пытается понять, что такое прощение, милосердие, сострадание. Сегодня мы постараемся ответить на ряд вопросов, анализируя библейские притчи. В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью Он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Попробуем и мы обрести их.

2. Анализ притчи «Возвращение блудного сына».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Возвращение блудного сына».

— Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи (аудиофрагмент) (слайд 5). Учебник (стр. 61-62).

Б) Подготовка к анализу текста.

— Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

— Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т.д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов и т.п., из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предлагают старшие. Отсюда нередки споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок).

— Что говорит заповедь о родителях?

(Почитай отца и мать и будешь долголетен)

В) Словарная работа.

— Что означает слово «блудный»?

(Заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Это человек, заблудившийся на жизненном пути. Тот, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач. Тот, кто где-то ходит без цели, кто не знает, зачем и куда идёт)

— Это прилагательное образовано от глагола «блудить», который имеет два значения: 1. распутничать, 2. блуждать, бродить.

Г) Историческая справка.

— Чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь проанализируем притчу.

Д) Аналитическая работа по тексту.

— Задумаемся, почему притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните лексическое значение слова «блудный». Как вы считаете, в каком значении употреблено это слово в названии притчи?

(В слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках. Оба значения реализуются в названии притчи)

— В чем же это выразилось?

(Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каждого: «Почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю наследства)

— Как вы думаете, почему отец не удерживал его?

(Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из-под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого)

— К чему же привела его жизнь на чужбине, в которой не осталось места отцовым заповедям?

(Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. «…И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему»)

— Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

(Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой)

— Как встретил его отец?

(Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром и ничего уже к этому добавлять не нужно).

— Как вы думаете, за что можно простить?

(Ответы учащихся)

— А почему простил отец младшего сына? Как он это объяснил?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Если человек искренен в своем раскаянии, то он достоин прощения).

— Как вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?

(Сын в притче был мертв духовно, потому что забыл заповеди Господни и вел распутную жизнь, – теперь же он осознал свой грех, покаялся – и ожил, к нему вернулась душа)

— Но в притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце ее. Пока младший «расточал имение свое», ведя беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца… Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

(Он не радуется возвращению брата и осуждает отца, потому что тот, как ему кажется, незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь его пир. Он даже не хочет входить в дом, а когда отец зовет его, говорит: «…Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка…»).

— Ему обидно, что чествуют не его (праведника), а грешника. А он действительно праведник? Или грешник? Чтобы сформулировать и доказать свою точку зрения, обратитесь к заповедям Иисуса Христа.

(Скорее грешник, раз позавидовал, осудил, не обрадовался покаянию заблудшего… Его отношение к происходящему заставляет задуматься: а был ли он праведником?.. И не из корысти ли, не из желания ли похвалы был послушен и трудолюбив?..)

— В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок?

(Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему).

— Вспомните, совершив какую-то ошибку, вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете?

(Прощения)

— Молодцы, ребята! Мы уже говорили, что притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. В евангельской притче блудный сын воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется с покаянием, а отец олицетворяет собой всепрощающего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Мы видим, как обычный житейский сюжет наполнился глубоким нравственным и философским смыслом.

Е) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (слайд 6).

— Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Посмотрите внимательно на полотно и послушайте стихотворение поэта А.М. Городницкого «Рембрандт».

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, –
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

— Как художник изобразил момент возвращения блудного сына в родительский дом?

(В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом)

— Охарактеризуйте краски, используемые художником при написании полотна.

(Краски, используемые Рембрандтом, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего)

— Каким предстает отец на картине?

(Лицо отца сосредоточено и печально, а в притче отец радостный)

— Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

(Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека)

— Многих художников привлекал именно этот эпизод, скажите, почему?

(Это центральная, кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная ее идея – идея покаяния и прощения).

— Какие слова отца могли бы стать названием этой картины еще?

(Ответы учащихся)

— А что, на ваш взгляд, испытывают прощающий и прощенный человек?

(Прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения)

— Часто ли вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят их?

(Ответы учащихся)

3. Анализ притчи «Добрый самарянин».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Добрый самарянин».

— Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи (аудиофрагмент)(слайд 7). Учебник (стр. 60-61).

Б) Подготовка к анализу текста.

— В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

— Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вам необходима была помощь. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

— Согласитесь со мной, что всем людям когда-нибудь нужна помощь. И очень страшно, когда некому помочь. А что говорит заповедь об отношении к окружающим нас людям?

(Возлюби ближнего своего как самого себя)

— В христианском вероучении ближние – это те люди, которые находятся рядом с нами, с кем мы общаемся и даже просто встречаемся. Таким образом, ближний – это каждый человек, с кем сводит нас судьба, в том числе и незнакомые люди, даже наши враги, которые желают нам зла.

В) Словарная работа.

— Кто такой самарянин?

(Житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима, представитель наиболее презираемого иудеями народа. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока)

Г) Аналитическая работа по тексту.

— Кто главные герои притчи?

(Самарянин и человек, пострадавший от разбойников)

— Что о них известно?

(Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде. Другой герой – «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли)

— Почему у него нет имени?

(На его месте мог оказаться любой человек)

— Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

(Первым увидел священник: «увидел и прошел мимо». Потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и пошел мимо». А самарянин «…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе)

— Как называются положительные чувства, которые человек испытывает к другому, попавшему в беду?

(Милосердие, сострадание. Именно эти чувства и любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек «важнее любой идеи, национальной, социальной и государственности», учил Христос. А священник и его помощники, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно)

— Почему самарянин не прошел мимо, как сделали это другие?

(Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Самарянин оказался добрее, милосерднее)

— Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

(«Возлюби ближнего своего как самого себя», даже если это человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде, не быть равнодушным, проявлять доброту, заботу, внимание)

— К какому выводу мы приходим?

(Важнее не имя человека и слова, а поступки)

— Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками)

Д) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Добрый самарянин». Посмотрите внимательно на полотно и послушайте следующие строки (слайд 8).

Доброта непременно спасает весь мир,
Помогает расти всем на свете,
Чтобы людям гармонию, мир обрести,
Свое сердце в добре вы согрейте.

Милосердие вдруг в сердце зажглось,
И оно разнеслось несомненно,
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье.

— Какой момент притчи изобразил художник?

(Художник изобразил, как самарянин привез пострадавшего в гостиницу)

— Почему Рембрандт написал именно этот эпизод?

(В данном эпизоде мы видим реальную помощь пострадавшему. Самарянин доставил его в гостиницу, где ему будет оказано лечение)

Какое чувство испытывает пострадавший в этот момент?

(Благодарность)

— Часто ли вы помогаете окружающим?

(Ответы учащихся)

III. Закрепление. Работа в группах (6 мин.)

— Чтобы выполнить следующие задания, необходимо разделиться на 2 группы. 1 группа вспомнит людей, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим. Ваша задача – сделать вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? 2 группа, опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Правила для жизни».

— Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Первая группа сделает вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? (слайд 9)

(Люди готовы жертвовать собой и даже своей жизнью ради спасения и благополучия других людей, потому что в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание. Они не могут поступить иначе, так как их внутренний голос совести не даст им оступиться)

— Чтобы жить праведно, нужно соблюдать ряд правил. Много умы человечества называли различные правила. Вторая группа представит нам свои (слайд 10).

(Правила для жизни: 1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей; 2) Умейте видеть достоинства людей, цените их; 3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте покаяться и простить обиды; 4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации; 5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим; 6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент; 7) Не попрекайте никого тем, что вы помогли)

IV. Заключительное слово учителя (4 мин.)

— Ребята, знайте, человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына. Умейте проявлять свои лучшие качества в общении с другими людьми. Помните хорошие слова: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Всегда верьте, что Бог видит все и говорит каждый день с каждым из нас (слайд 11).

— Послушайте притчу «Следы на песке» и ответьте на вопрос, какую истину она несет, истину, которой мы должны всегда следовать (аудиофрагмент) (слайд 12-13).

(Не судите о том, чего не знаете)

— Правильно, Иисус говорил: «Люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости». Не лишайте себя радости, и будете истинно счастливыми.

V. Подведение итогов (3 мин.)

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

— Почему Иисус Христос говорил с людьми притчами? (Ответы учащихся)

— Чему учат эти притчи? (Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми)

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Творческая работа. Напишите свою притчу (слайд 14).

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Рязани

Учитель Филатикова Светлана Викторовна

Конспект урока по курсу Основы светской этики.
4 класс.
Тема урока: Золотое правило нравственности.

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Задачи:

  • развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование урока:

  • учебное пособие

  • мультимедиа

  • раздаточный материал

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).

Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.

Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?

2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.

Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).

Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

— Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

— Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

— Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

— Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

— Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

3. Беседа по содержанию сказки.

  1. Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

  1. Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.

  1. Вопрос: Почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).

  1. Постижение основных понятий и идей урока.

Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).

Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.

Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом нравственности.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

4. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину? Почему люди отступили?

  1. Применение на практике приемов нравственного поведения.

— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

— А что нужно еще?

Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся

Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).

  1. Итог урока, рефлексия.

Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).

  1. Домашнее задание.

— читать параграф 20;

— узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Феодосийская санаторная школа – интернат»

Урок нравственности «Притчи».

воспитатель: Колосова Л. И.

Феодосия 2017 г.

Притча –богатейший материал для духовно-нравственного воспитания школьников.Она позволяет воспитывать УМ, СЕРДЦЕ и ВОЛЮ.

. Цель: учить понимать поучительность притч, постигать МОРАЛЬ (общий вывод), базовые нравственные правила.

Задачи:

Воспитывать ум- значит, учить понимать связь между поведением человека и его последствиями.

Воспитывать сердце- значит, воспитывать чувства: любовь к миру, людям, порядочность, совестливость,патриотизм.

Воспитывать волю- значит, вос-ь способность к управлению поведением: уважение к окружающим, терпение, стойкость.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с притчами. Вы подготовили и выбрали каждый понравившуюся притчу и с товарищами будете инсценировать её. А я расскажу, что такое притча и перескажу наиболее из них мне понравившиеся.

Притча может мотивировать вас к хорошим поступкам, осознанию своих жизненных ценностей.

Притча – короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), по содержанию притча близка к басне.

Понятие притчи.Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой общения, значимостью, заключённой в притче идеи . А я сейчас расскажу вам понравившиеся мне.

Притча «Бабушка»

— Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет.

— Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала всё наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный. Бог дал нам драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

Воспитатель: Ребята, какой вывод для себя вы сделаете , прослушав эту притчу? Чему она учит?

Притча о том, на что следует тратить время.

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил её доверху небольшими камнями. собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку гороха и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял свободное место и всё закрыл. Ещё раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрец кружку, полную воды и вылил её в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя всё это.

Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин – это наша жизнь. Камни – самая главная составляющая нашей жизни: дети, семья, друзья, здоровье. Горох – вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и р. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, всегда найдётся время. Следует сначала тратить время на камни. Всё остальное песок.»

Мудрец уже хотел уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы Вам показать, что как бы занята была жизнь, всегда найдётся место для безделья.»

Простая история – глубокий смысл. Прежде чем тратить время на какое-нибудь дело, вспомни эту притчу.

! Притча о друге

Однажды к учителю пришёл человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

– Учитель, мой друг меня избегает, я думаю, что ему наскучило моё общество. Как мне поступить?

– А ты считаешь себя до сих пор его другом? – спросил учитель.

– Конечно, – ответил мужчина.

– Тогда подойти к нему, и спроси прямо о причине его поведения, – посоветовал мудрец, – и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг – освободить его от необходимости избегать тебя, – уйти первым и не искать с ним встреч.

– А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

– Не держать обиды, – сказал учитель.

Притча «Настоящий друг»

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Выступление каждого ученика с презентацией своей притчи

.

Инсценирование притч

Воспитатель: Ребята, давайте подведём итог нашей интересной встречи. Что же такое притчи и что мы из них узнаём?

Я надеюсь, что мудрость поколений ,заключённая в них, поможет вам разобраться в разных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

— мотивация ребят к хорошим поступкам , осознание своих жизненных ориентиров;

— понимание связи между поведением человека и его последствиями;

— уметь учиться на ошибках героев притч и делать для себя выводы.

-постигать мораль и базовые нравственные ценности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *