График пифагора по дате

В младшем школьном возрасте ситуация формирования личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая из-за отсутствия совместно распределенной учебной деятельности имеет первоначально диффузный характер.

Вступление в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что часто случается), а представляет собой дальнейшее развития личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях.

В подростковом возрасте микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него.

Процесс развития личности в группах, объединенных совместной деятельностью, — специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящей за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности.

Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в совместно распределенной деятельности обеспечивают становление личности.

Целесообразность, а может быть, необходимость быделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную следу в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую, самостоятельную личность, дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу «самостоятельной» части населения), готовую к труду, воспроизводству и воспитанию нового человека, к продолжению себя в детях. Третья макрофаза (эпоха), начинаясь в школе, хронологически выходит за ее пределы. Подчеркнем, что отрочество, как это и типично для стадии индивидуализации, выступает как эпоха перелома, обострения противоречий.

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде. В качестве модели социально зрелого человека принимается личность индивида, еще не интегрированного в общественной жизни.

Эпоха детства — наиболее длительная макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный). Эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпоха юности и период ранней юности только частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе). Как было сказано, для первой макрофазы «эпохи детства» характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) — индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) — превалирование интеграции над индивидуализацией.

Потребность в нахождении закономерностей развития человека в процессе жизни существовала с давних времен. Приведу для примера некоторые периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.

Древнекитайская классификация

Молодость до 20 лет

Возраст вступления в брак до 30 лет

Возраст выполнения общественных обязанностей до 40 лет

Познание собственных заблуждений до 50 лет

Последний период творческой жизни до 60 лет

Желанный возраст до 70 лет

Старость от 70 лет

Классификация возрастов жизни по Пифагору

Период становления 0 – 20 лет (весна)

Молодой человек 20 – 40 лет (лето)

Человек в расцвете сил 40 – 60 лет (осень)

Старый и угасающий человек 60 – 80 лет (зима)

Классификация возрастов жизни по Гиппократу

Первый период 0 – 7 лет

Второй период 7 – 14 лет

Третий период 14 – 21 год

Четвертый период 21 – 28 лет

Пятый период 28 – 35 лет

Шестой период 35 – 42 года

Седьмой период 42 – 49 лет

Восьмой период 49 – 56 лет

Девятый период 56 – 63 года

Десятый период 63 – 70 лет

Традиционное деление жизненного цикла по Годфруа Ж. (1992)

В настоящее время жизненный цикл традиционно разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный), детство, отрочество и зрелость.

В свою очередь каждый из этих периодов состоит из трех стадий, обладающих своими особенностями.

1. Пренатальный период 266 дней

Стадия зиготы от момента оплодотворения до 14 дней

Стадия эмбриона от 14 дней до 2 месяцев

Стадия плода от 3 месяцев до момента родов

2. Детство

Стадия первого детства от рождения до 3 лет

Развитие функциональной независимости

и речи

Стадия второго детства 3 – 6 лет

Развитие личности ребенка и когнитивных

процессов

Стадия третьего детства 6 – 12 лет

Приобретение основных когнитивных и

социальных навыков

3. Отрочество

Пубертатный возраст 12 – 16 лет

Половое созревание, формирование новых

представлений о себе

Ювенильный возраст 16-18 лет

Приспособление подростков к семье, школе,

сверстникам

Юность 18 – 20 лет

Переход к зрелости, свойственно чувство

психологической независимости и социальной

безответственности

4. Зрелость

Стадия ранней зрелости 20 – 40 лет

Интенсивная личная жизнь, профессиональная

деятельность

зрелый возраст 40 – 60 лет

Стабильность и продуктивность в профес-

сиональном и социальном отошениях

завершающий период

зрелости 60 – 65 лет

отход от активной жизни

первая старость 65 – 75 лет

преклонный возраст после 75 лет

Приведенные примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существование разногласия в возрастном делении.

Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.

Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов. Обозначение периодов развития и временные рамки определяются концептуальными представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Список литературы:

  1. Ярошевский М.Г . История психологии. М.:»Мысль», 1966.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «История и теория психологии». — Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. Том2
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Издательство УРАО, 1998.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
  5. Л.С.Выготский Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН, 1960.
  6. Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  7. А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М.:Изд. МГУ, 1981-584 c.
  8. Б.М.Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М.:Просвещение,1961С. 479
  9. Ж.Годфруа. Что такое психология:В 2-х т.-Т.2.-М.:Мир, 1992- 376 с.
  10. А.Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономич. грамотность», 1995 — 296 с.
  11. Э.Эриксон. Детство и общество. — СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996 — 592 с.
  12. М.Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. — В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990 — 214 с.
  13. Я.Л.Коломинский. Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 — 223 с.
  14. И.А.Аршавский. Основы возрастной периодизации. — В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 — С. 60
  15. Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
  16. Е.Ф.Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1990 — 256 с.
  17. Ж.Пиаже. Теория Пиаже. — В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. — С. 232-292
  18. Сандомирский М.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский Л.С. Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития. — В сб.: Мониторинг общественного мнения молодежи по социально-экономическим и политическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежных проблем. Уфа: Башкирский университет, 1996 — 148 с. — С. 88-91

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *