Святые отцы о снах

Иосиф толкует сны фараона. Рафаэль Санти

Сны в Библии

Иов 33:14-18:

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом».

Порой их сны бывали очень необычными, например — лестница от земли до неба. Такие сновидения были пророческими и имели отношение к будущему. Так, небесная лестница, приснившаяся святому Иакову, прообразовала Пресвятую Богородицу, соединившую Небо и землю (Быт. 28:12-17).

Праведный Иосиф видел сны о своём личном будущем. Они были наполнены странными образами (поклоняющиеся снопы, солнце и звёзды), которые необходимо было растолковать (Быт. 37).

В рассказе об Иосифе не только ему снились такие сны. Даже не праведные и не святые люди, например, египетский фараон, а также его слуги — виночерпий и хлебодар, — видели сны, которые имели отношение к будущему (Быт. 40:5-23). Господь наделил Иосифа даром истолковывать самые странные сны. Например, фараону приснились семь тощих коров и колосья, которые умеют есть. Они предвещали семь лет голода в Египте (Быт. 41).

Похожие пророческие сны-предупреждения видели мадиамские воины, решившие захватить Израиль (Суд. 7:13-14). А вавилонский царь Навуходоносор держал при своём дворе специальных мудрецов-толкователей снов. Впрочем, он им не сильно доверял, так что под конец потребовал от них не только истолковать сон, но и рассказать, что ему снилось, для того чтобы проверить, правду ли они говорят. Царь был настолько расстроен тем, что никто не может разгадать его сны, что стал страдать бессонницей и вовсе перестал их видеть. Как оказалось, сны-предсказания не были простым языческим суеверием: святой пророк Даниил подтвердил Навуходоносору, что они действительно были пророческими и рассказал об их значении (Дан. 2 и 4).

При этом Даниил говорит о бесполезности сонников и толкователей. Бог посылает сны, и только Он может открыть их значение: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Дан. 2:27-28).

Необычные сны-предсказания снятся и самому пророку Даниилу (Дан. 7). В отличие от него, другой библейский пророк — Ездра — не может сам разгадать свои сны, хотя не сомневается в том, что они пророческие. Их значение открывает святому Ездре явившийся Ангел Уриил, которого Церковь относит к числу Архангелов (3 книга Ездры). Ведь способность истолковывать сны — это сверхъестественный дар Божий, такой же, как пророчество или, например, воскрешение мёртвых (Дан. 1:17).

Значит ли это, что любой странный и необычный сон — это пророчество о будущем?

Пророк Иеремия говорит, что нет. В своей книге он рассказывает о многих ложных пророках, которые заблуждались, принимая свои сны за пророчество от Бога. Таким сновидцам он передаёт слова Божиего осуждения:

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». <…>
Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:25-32).

Между тем, самому Иеремии Бог является и во сне (Иер. 31:26).

А святой пророк Иоиль говорит о том, что сны-предсказания — это также разновидность пророческого дара, который подаётся лишь тем, кто стяжал Святаго Духа своей праведной жизнью:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). Эти слова повторяются также в книге Деяний апостольских (Деян. 2:17) — при описании дня Пятидесятницы.

Книга Второзакония объясняет, почему иногда сбываются сны тех, кто не имеет от Бога такого дара:

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», —
то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13:1-4).

Тем не менее, встречается в Библии и противоположное отношение к снам — как к простому физиологическому явлению.

Книга Притч Соломоновых говорит, что часто то, каким будет сновидение — приятным или страшным, — зависит от самого человека. Она советует жить по заповедям, хранить здравомыслие и рассудительность во время бодрствования, чтобы видеть только хорошие сны:

«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.
Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:24-26).

Книга Екклесиаст, также приписываемая царю Соломону, говорит, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2). «Во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты» (Еккл. 5:6), — утверждает её автор, скептически заявивший, что вообще всё в мире — суета.

А книга Премудрости Иисуса сына Сирахова и вовсе даёт чисто практические советы из области медицины для того, чтобы видеть хорошие сны: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним» (Сир. 31:22).

Эта книга Библии к сновидениям относится скептически, заявляя: «Сонные грезы окрыляют глупых» (Сир. 34:1).

Согласно ей, причины снов кроются в психике человека, они зависят от мыслей и тревог в прошедший день:

«Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца.
От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе,
от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, —
у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его.
Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже:
будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного.
Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Сир. 40:2-8), — здесь автор книги заявляет, что в способности видеть сны человек ничем не отличается от животных. Однако, будучи скептиком в отношении снов, он при этом остаётся человеком верующим, и соглашается, что грешникам кошмары всё же не дают покоя больше, чем праведникам.

34 глава книги — настоящая ода скепсису по поводу снов:

«Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица.
От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?
Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.
Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.
Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:2-7).

Тем не менее, даже она утверждает, что сны могут быть посланы Всевышним для вразумления.

Об отношении к сновидениям в Древнем Израиле может свидетельствовать значение слова, употреблённого для них на страницах Ветхого Завета. «Halom» означает не только «сновидение», но ещё и «мечта». Действительно, большая часть снов, которые мы видим — не более чем наши фантазии, переплетённые с впечатлениями за день. Что касается Нового Завета, то греческое слово enypnia, употреблённое для сновидений, буквально значит «то, что бывает во время сна» — и не более того. Впрочем, также как и в русском.

Святые о сновидениях:

«Сны наибольшей частью бывают ни что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы» (св. Диадох Фотикийский).

«Более всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения» (прп. Амвросий Оптинский).

«Дурные сны бывают от трёх вещей — от осуждения, от тщеславия и от объядения» (он же).

«Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть» (прп. Макарий Оптинский).

«О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред» (он же).

«Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть» (прп. Иларион Оптинский).

«В нашем состоянии, ещё не обновлённом благодатью, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других» (он же).

«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает она и во сне» (прп. Симеон Новый Богослов).

«Не обращать внимания на сны и не придавать им значения. Сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями» (св. блж. Матрона Московская).

«Бывает, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сновидения для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения» (прп. Паисий Святогорец).

«Диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне» (он же).

«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны» (он же).

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Никифор Крылов. Спящий мальчик

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

Священник Петр Гурьянов:

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!

Священник Димитрий Шишкин:

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

Священник Михаил Гапоненко:

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

Священник Святослав Шевченко:

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Священник Георгий Мерзликин:

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

Священник Павел Коньков:

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

«Батюшка, мне приснился покойник и он…» и дальше по накатанному сценарию: или просил что-то ему передать, или, что еще хуже, звал с собой. Часто слышу подобные рассуждения от людей, которые пришли в храм срочно «решить проблему». Но на самом деле, проблема лишь в том, что формально православные люди поступают не по-православному и верят в сны. Ибо от лукавого.

Языческие корни

Нам нужно разобраться, откуда же пошла веры в сны и почему, по мнению Православной Церкви, она является греховной. А пошла она, как и многие другие современные суеверия, из язычества.

Древние язычники много и часто гадали, проявляя настоящие чудеса изобретательности: по полету птиц, по внутренностям животных и многом другом. И, само собой, гадали по снам. У великого Аристотеля был трактат «О предсказаниях во сне», а Протагор писал «каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Через сны язычники пытались узнать волю богов, свою судьбу и будущее. Они верили, что во сне боги могут общаться с ними и говорить свою волю.

По сути, язычники до конца не доверяли своим богам. Да и сами их антропоморфныне боги зачастую олицетворяли человеческие страсти. Вспомним хотя бы любовные «похождения» Зевса или внимательно почитаем «Илиаду» Гомера, в которой разные боги поддерживали разные воюющие стороны. Для этих античных богов мир был всего полем для битвы, а человек лишь игрушкой. Не удивительно, что, ощущая свою беззащитность, язычники пытались узнать волю богов и, при возможности, обойти свою плохую судьбу.

Новое откровение

Христианство принесло в мир новое откровение, откровение о том, что Бог любит мир и человека. Это тот самый Бог, который по своей любви создает мир, человека и наделяет его свободой. Пусть даже эта свобода будет направлена против самого Бога. И верующий христианин доверяет своему Богу, зная, что Он ради него был распят на Кресте.

Эта любовь исключает необходимость угадывать будущее, подобно тому как язычники видели будущее из своей «пещеры Платона». Но если человек, называющий себя христианином, верит в сны, пытается предсказывать по ним будущее, то он не доверяет Богу и не имеет к Нему любви.

В новом тысячелетии мировой истории вера в сны была осуждена как проявление язычества. Святые Отцы много писали о вере в сны как большом грехе. Полное «согласие отцов» по этому вопросу мы видим в трудах таких великих отцов Церкви, как святитель Григорий Нисский, блаженный Феодорит Кипрский, преподобный Ефрем Сирин и многие другие.

Памятники аскетической письменности говорят о том, что христианин должен с осторожностью относится ко сну, так во сне мы сильно подвержены искушениям тёмных сил. Многие подвижники даже советовали принимать во сне правильное положение тела, чтобы меньше подвергаться лукавым соблазнам. И, само собой, вера в сны отвергалась как языческое наследие.

Осторожность святых

И вот тут мы сталкиваемся с тонким моментом: а как быть со снами в Священном Писании или со снами, описанными в житиях святых? Все мы знаем про вещие сны Иосифа, про Божии откровения во сне и много других примеров.

Традиционно святые отцы делят сны на три категории: от Бога, природные и от дьявола. Природные сны –это работа нашего подсознания, результат нашей дневной деятельности, запечатленный во сне. Бывают сны от Бога, подобные тем, которые видел Иосиф и многие другие святые. И очень много снов бывает от лукавого, целью которых является ввести человека в заблуждение, начать манипулировать до погибели.

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1) — призывает нас Священное Писание. Поэтому мы должны с вами внимательно испытывать свои сновидения и очень осторожно к ним относится. Для того, чтобы у тебя был сон от Бога, нужно стать святым. Твоя жизнь должна быть посвящена борьбе со страстями, а не быть страстной по своей природе.

Кроме этого, нужно помнить, что даже великие святые очень осторожно относились к своим снам, так как знали, что лукавый всегда ищет лазейку, чтобы их искусить. Зачастую бесы являлись святым в образе ангелов или даже самого Христа. В житии святителя Никиты Новгородского есть прекрасный эпизод, когда бес, явившись в виде ангела, убедил молодого подвижника больше не молиться и лишь читать книги Ветхого Завета. И святому было очень тяжело вновь найти верный путь.

По плодам их узнаете

Самый главный критерий, по которому можно определить, послан ли сон Богом или нет – это его плоды. Если во сне вам являются святые и говорят, что вы такие хорошие и уже всего в духовной жизни достигли — гоните этот сон прочь. А если он от Бога? А если он от Него, то Бог найдет способ донести до вас информацию.

Всё это напоминает нам, что нужно очень осторожно относится к своим сновидениям. Нужно доверять Богу, а доверие берется только из духовного опыта человека. А если нет этого духовного опыта, то и живем мы как язычники. Хотя призваны совершенно к другому…

Источник: Протоинфо Теги: Духовная жизнь вера в Бога суеверия

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

10 изречений афонских монахов о сновидениях

Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.

«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…». (Преподобный Паисий Святогорец).

«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они». (Преподобный Иосиф Исихаст).

«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает». (Преподобный Нил Сорский).

«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…». (Святитель Григорий Палама).

«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте». (Преподобный Иосиф Исихаст).

«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон — это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве». (Монах Симеон Афонский).

«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти». (Преподобный Паисий Величковский).

«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, — кричу, — тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков». (Преподобный Паисий Святогорец).

Как часто проснувшись, мы пытаемся вспомнить, что же нам привиделось. Если вдруг сон оказался ярким и запоминающимся, часто обращаемся к книге-толкователю, листаем страницы в надежде узнать, что нам готовит будущее. Интересно, как церковь относится к сновидениям и их расшифровкам? Особенно странными и загадочными бывают сны с умершими родственниками. Существует даже «примета» — если приснился покойничек, поставь свечку за него в церкви.

На вопрос, как относиться к подобным снам, отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище протоиерей Андрей Федоров:

— Церковь никогда не относилась к толкованиям или к исследованиям снов положительно. Наоборот, мы советуем не обращать на них внимания. Из некоторых евангельских притч мы знаем, что обычно Господь запрещает такое общение.

Полный ответ батюшки смотрите в видеоролике.

Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы для батюшки, шлите их нам на почту: kp.nsk@phkp.ru, обязательно делайте пометку «Батюшка отвечает».

Как церковь относится ко снам

«Православная инициатива 2018-2019»

Материал создан при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *