Содержание
Научный стиль, примеры которого предлагаем изучить, — это разновидность общелитературного языка. Он применяется в научной среде — словарных статьях, монографиях, учебниках и пособиях, научных докладах. Чтобы получить более детальную информацию об этом стиле языка, ознакомьтесь с материалом статьи.
Фото: .com: UGC
Научный стиль и его подстили, сфера применения
Одно и то же явление, событие или факт можно передать различным набором слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Именно специальный подбор форм выражения мысли формирует стили текста.
Стили вырабатывались на протяжении всего времени функционирования языка. На сегодняшний момент различают:
- официально-деловой (язык бюрократической корреспонденции, законов, актов, приказов и т. д.);
- публицистический (язык журналов и газет);
- разговорный (формы и обороты речи, которые используются в межличностном общении);
- художественный — язык художественной литературы;
- научный стиль.
Все эти стили существуют в двух формах — устной и письменной. Они имеют свои отличия и характеристики. Расскажем подробнее о том, что представляет собой научный стиль речи, в чем его особенности и какие есть варианты этого стиля в зависимости от целей использования.
Чтобы составить яркое представление о специфике стиля научной литературы, предлагаем сравнить два описания одного и того же природного явления — грозы.
Антон Чехов в повести «Степь» писал так:
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.
Писатель использует слова и обороты, которые передают чувственное восприятие этого явления.
Фото: .com: UGC
Научный текст о грозе будет иным. В энциклопедии это природное явление описано таким образом:
Гроза — атмосферное явление, когда в кучево-дождевых облаках или между облаками и поверхностью земли возникают электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Как правило, грозу сопровождают ливни.
Из примеров видно, насколько разительны описания, созданные в двух стилях. Научный стиль — это сухое изложение фактов, сопровождаемое использованием терминов и четких научных понятий.
Этот стиль имеет такие особенности:
- Обнуление личности автора.
Когда автор излагает в научном тексте результаты исследования, описывает факты, с которыми имел дело, делает выводы, то прячется за обобщенным «мы». В научных текстах допускаются только обороты от 3-го лица множественного числа: мы считаем, на наш взгляд, проведенный нами эксперимент и т. д.
- Специальная терминология.
Лексика научного текста — специальные термины, которые используются в определенной дисциплине или имеют общефилософское значение.
Кроме того, принято использовать стандартные схемы словосочетаний и синтаксических конструкций: «актуальной темой является…», «в современной науке особую остроту приобрела тема…», «среди ученых, которые занимаются данной проблемой, не выработан единый подход…», «из всего сказанного следует…» и пр. При этом эмоциональная лексика практически не используется.
- В научном стиле преобладают существительные.
Так исключается эмоциональная составляющая изложения.
- Точность.
В научном стиле преобладают однозначные слова или используются слова в прямом значении.
- Прямой порядок слов в предложении.
В построении предложений неприемлема инверсия — нарушение порядка слов в предложении, когда глагольная группа слов выстраивается перед группой существительного. Инверсия обычно используется как средство эмоционального окрашивания высказывания, в целях создания ритмичности, а это не присуще научному стилю.
Фото: .com: UGC
- Преобладают сложные синтаксические конструкции средней длины.
В научном тексте допустимо использование сложных предложений с различными вводными и вставными конструкциями, однородными и обособленными членами предложения. Они, как правило, реализуют пояснительную функцию научного стиля.
- Используются пассивные конструкции.
Например: «К предмету была применена сила, действующая одинаково на обе стороны». Или: «Можно обозначить эту функцию как КС».
- Логика изложения.
Научный стиль предполагает, что каждый последующий абзац будет дополнять, уточнять изучаемое явление.
- Доказательность.
В научных работах приводятся примеры, факты, которые подтверждают позицию автора.
Однако и среди текстов, которые принадлежат к научному стилю, наблюдаются отличия. Они обусловлены:
- спецификой адресата;
- уровнем знаний автора и адресата.
В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:
- Академический. Этим стилем написаны диссертационные исследования, монографии, научные статьи и доклады. Это стиль общения преподавателей, исследователей, аспирантов.
- Научно-учебный. Студенты, школьники встречают его в учебных пособиях, методических рекомендациях, кратких курсах лекций.
- Научно-справочный. Таким стилем написаны справочники и энциклопедии.
- Производственно-технический. Это стиль изложения инструкций, памяток, некоторых учебников.
- Научно-популярный. Им пишут заметки и очерки, в которых популярно рассказывают о каком-то природном, физическом, культурном или социальном факте, явлении. Это стиль литературы, адресованный широкой аудитории.
С научным стилем человек встречается ежедневно, когда обращается к справочнику или энциклопедии, словарю, чтобы отыскать значение нового слова. Чаще всего имеют дело с этим стилем учащиеся, студенты.
Как пишется характеристика на работника
Научный стиль: примеры из литературы
Ничто не дает такого четкого понимания того ли иного явления, как наглядность. Поэтому предлагаем изучить примеры научного стиля, чтобы четче усвоить его особенности.
Фото: .com: UGC
Пример 1. «Универсальная научно-популярная энциклопедия»:
АЙСБЕРГИ — крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море, или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7–9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.
Пример 2. Шиманович И. Е., Василевская Е.И. и др. «Химия. 10 класс»:
Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений. Начнём с простых веществ — металлов и неметаллов. Многие из них, соединяясь с кислородом, образуют основные и кислотные оксиды. Например, металл барий при этом окисляется до основного оксида BaO, а неметалл фосфор — до кислотного оксида. Эти сложные вещества, присоединяя молекулы воды, превращаются в соответствующие гидраты оксидов, или гидроксиды, которые, как вы уже знаете, делятся на основания и кислородсодержащие кислоты. Фото: .com: UGC
Пример 3. М.С. Иванов. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:
Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности. Вследствие этого мы имеем огромное количество научных фактов, законов и закономерностей, описывающих протекание тех или иных психических процессов, но имеем очень скудную информацию о психической жизни человека как целостного существа. В этой связи понятие самореализации представляется как подходящее «связующее звено» для многочисленных научных знаний о психологии человека, позволяющее, во-первых, привести многие из них к методологическому «общему знаменателю», во-вторых, применить их в совокупности для более комплексного описания и прогнозирования поведения человека.
Пример 4. Том Нилон. «Битвы за еду и войны культур»:
В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существуют две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого. Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков. Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.
Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстиле научного стиля.
Научный стиль, как и любой другой стиль языка, — явление, которое проходит этапы становления и изменений.
В современном мире наука становится органической составляющей нашей жизни. Мы учимся, познаем мир всю жизнь, поэтому не сможем избежать использования научной литературы.
Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы — доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности и будьте во всеоружии.
Текст – шаблон – доказательство
научного стиля
Текст
-
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается связная речь, законы соединения слов и грамматические отношения между словами в речи.
-
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. 3. Синтаксис является разделом грамматики. 4. Как и в морфологии, в нём изучают не лексические значения слов, а грамматические значения, возникающие при соединении (связи) слов. 5. Параллельно с синтаксисом в школе изучается раздел правописания – пунктуация, так как правила постановки знаков препинания при письме тесно связаны со смыслом и строением предложения.
Доказательство
Данный текст относится к научному стилю главная функция которого – сообщение. Задача стиля – предельно объективно и логично передать информацию. Предложенный для анализа материал – информация о синтаксисе как разделе грамматики. Сфера употребления научного стиля – научные исследования, техническая информация, преподавательская деятельность. Это доклады, лекции, статьи, учебники, аннотации, рефераты, каталоги, справочники… Текст представляет собой теоретический материал, соответствует материалу школьного учебника.
Слово в научном стиле точное, неэмоциональное, конкретное.
Во – первых. для текста характерно использование лингвистических терминов: «синтаксис», «грамматика», «словосочетание», «предложение».
Во – вторых, можно увидеть слова с суффиксом – ЕНИ- отвлечённого значения (соединение, отношения, предложение, значение) и с суффиксом – АНИ- тоже отвлечённого (правописание, препинания, словосочетание). Поэтому текст носит обобщённый и отвлечённый характер. Само понятие «синтаксис» выражает абстрактную мысль.
В – третьих, текст научного стиля носит интеллектуальный характер. Тексты этого стиля не спонтанный, они требуют предварительного продумывания сообщения и его выводов: «синтаксис – раздел грамматики», «единицы синтаксиса – словосочетание и предложение», «с синтаксисом изучается раздел правописания – пунктуация».
В – четвёртых, текст научного стиля обычно имеет форму монолога. Он един, в нём нет места диалогу, полилогу. Авторское «Я» сведено до минимума, потому что главное здесь – само сообщение, его предмет. Чувства и переживания автора научного сообщения выносятся за скобки, они не участвуют в речи, т. к. для научного изложения характерна неличная манера.
В – пятых, синтаксис предложенного текста тоже соответствует научному стилю. Здесь 4 предложения. 1 и 5 предложения – сложные (сложноподчинённые с придаточными определительным и обстоятельственным причины). 2 и 4 предложения простые осложнённые: во втором – подлежащее и сказуемое – существительные в именительном падеже – «единицы – словосочетание и предложение». В четвёртом предложении есть сравнительный оборот – «как в морфологии», однородные члены «не лексические, а грамматические». Все эти признаки отличают научный стиль. Предложения уплотнены, информация в них сжата, но тем не менее они максимально полны и понятны. Поэтому синтаксические построения в научной речи сложнее, чес в художественной речи.
Таким образом, данный текст по всем признакам относится к научному стилю.
Тема №6. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности
Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.
Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения.
Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.
Научный стиль речи подразделяется на подстили:
собственно научный (его жанры – монография, статья, доклад),
научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание),
научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог),
учебно-научный (жанры – учебник, методическое пособие, лекция),
научно-популярный (очерк и др.).
Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.
Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.
Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.
Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.
Главная особенность научного стиля — точное и однозначное выражение мыслей.
Задача науки – показать закономерности. Поэтому его чертами являются: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, однозначность выражения мыслей. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.
Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)
К специфическим особенностям термина относятся:
· системность,
· наличие дефиниции (определения),
· однозначность,
· стилистическая нейтральность,
· отсутствие экспрессии,
· простота.
Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.
Терминология делится на 3 группы:
· общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.),
· межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и др.),
· узкоспециальную (только для определенной области знания).
Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.
В своей основе научная речь – это письменная речь, связанная нормами. Отвлеченно-обобщенный характер научной речи подчеркивается включением большого количества понятий, использованием специальных лексических единиц (обычно, всегда), пассивных конструкций (металлы легко режутся). Широкое применение находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные значения, существительные, обозначающие отвлеченные понятия (скорость, время). Используются конструкции, подчеркивающие соотношение межу частями высказывания: вводные слова (наконец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.).
Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.
В синтаксисе используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.
Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).
Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст.
Научный текст имеет:
· тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте;
· подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;
· также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста.
Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе.
Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.).
Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение, повествование. Научный текст представляет собой тип текста жесткого построения.
Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков.
Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Научное описание имеет цель — раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…) («Материаловедение»)).
Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помошью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение — способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. …Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
Задача научного повествования — зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование — это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. («Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»). (» Экономическая теория»).
Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит
тезис + аргументы + демонстрации + выводы.
Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза → развитие тезиса, аргументация → выводы.
Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования → накопление фактов, анализ, обобщение → выводы.
Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным.
При слове дедукция вспоминаются слова знаменитого Шерлока Холмса: «Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление».
Метод дедукции состоит из трех этапов:
1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение).
2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения.
3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется на семинарах в вузах.
Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса.
Итак, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, аргументированность, использование терминов. Кроме того, необходимо помнить о способах построения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 – 77).
ВОПРОСЫ и задания
Каковы основные языковые особенности научного стиля?
Какие требования предъявляются к терминам?
Какие выделяются способы и методы создания научного текста?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:
Рассуждение, описание это или повествование?
Какой метод — индуктивный или дедуктивный — использует автор?
Сформулирована ли гипотеза?
Как строится доказательство?
Какие термины использовал автор?
Выдержана ли автором логичность и точность изложения?
ТЕСТЫ
Тест 1. Автор научного текста обычно пишет от имени:
- 1-го лица единственного числа;
- 1-го лица множественного числа;
- 2-го лица множественного числа;
- 3-го лица единственного числа.
Тест 2. Для научного стиля речи не характерна лексика:
- Общеупотребительная;
- общенаучная;
- просторечная;
- терминологическая.
Тест 3. Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.
- Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
- Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
- Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
- Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.
Тест 4. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.
- Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
- Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
- Тезисы к статье получились очень неудачными.
- Аннотация к монографии написана научным руководителем.
Тест 5. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
- Называть числа в последовательном порядке;
- определять точное количество кого-чего-нибудь;
- делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;
- принимать в расчет, во внимание.
Тест 6. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
- Мы придерживаемся другой точки зрения…
- Трудно согласиться с автором…
- Представляется ошибочным…
- Следует признать достоинство такого подхода к решению…
Тест 7. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на…
- Автор критически относится к…
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
- Можно согласиться с автором, что…
Тест 8. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами…
- Мы жутко довольны полученными результатами…
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.
- Результаты нас вполне удовлетворяют.
Тест 9. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
- Употребление слова в несвойственном ему значении;
- нарушение правил сочетаемости слов;
- нарушение стиля;
- нарушение паронимов.
Тест 10. Что означает знак P.S.?
- Так!
- Хорошо, заметить себе.
- Приписка к тексту.
- Очень важно.