Пагода буддийская

Ступы – это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.

Исторические корни буддийских ступ

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.

Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещалось лишь то, что осталось после кремации. Постепенно ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане людей.

Со временем ступы стали иметь более широкое значение, их начали строить в ознаменование каких либо событий или в качестве подношения. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать.

Ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории – такие ступы можно назвать мемориальными. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, в которых не могут содержаться никакие вложения. Ступы также строились в качестве подношения Буддам, путевых знаков и для защиты путешественников. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две были построены купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, еще одна подобная ступа была возведена Анатхапиндакой, он же построил ступу над останками Шарипутры. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы над его останками построили ступу (Махапаринирвана-сутра). Тем самым он придал ступе новую функцию – объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной природе Будды, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения природе Будды, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе и приближаясь к окончательному счастью, Просветлению.

Реликварные ступы

Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави – в Вайшали, шакьи – в Капилавасту, були – в Аллакапе, колии – в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы – в Паве, другая ветвь маллов – в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы – в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты», или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты – Будды Шакьямуни.

Четыре из этих мест паломничества были обозначены самим Буддой. Они связаны с его жизнью и обозначают места, где он родился, достиг Просветления, дал первые поучения, ушел в Паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагаром.

Как уже было сказано, в Лумбини отцом Будды, королем Суддходаной, была построена Ступа лотоса. Главная ее часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгайе была построена Ступа Просветления, или Победы над всеми препятствиями. Ее возвел Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления – важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути – узнавание ума, полное Просветление. Она является также символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или Ступа шестнадцати ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, появилась Ступа Паринирваны. Ее главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в Паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды, добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, – это Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением Сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же после ухода Будды в Паринирвану состоялся Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы каноны Сутры и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями – последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал здесь двойное чудо: поднявшись в воздух, одновременно испускал из себя струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта Ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была возведена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, а затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой Ступы.

В Вайшали была сооружена Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась подаренная Будде куртизанкой Амрапали манговая роща, где он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с перечнем великих реликварных ступ, описанных в Махапаринирвана-сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время создавалось множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух – Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, так же как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где Будда Шакьямуни жил и учил. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхаруте (Индия), а также в Патане (Непал). Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Традиция их возведения также проникла в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, и здесь наибольшее внимание уделялось их внутреннему наполнению. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.

Именно такие ступы строятся сейчас в западной части мира. Глядя на ступу снизу вверх, мы символически видим весь путь до Просветления, каждый уровень выражает важный шаг на пути. Будда, Дхарма, Сангха, Просветленный настрой и радость в качестве основы – это первый шаг. Далее мы собираем позитивные впечатления, развиваем путь объединения пяти качеств и, подобно вазе, становимся подходящим «вместилищем» с достаточными способностями к концентрации и медитации. Тринадцать колец шпиля – это окончательный путь к Просветлению через десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен.

Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры.

Буддийский историк Таранатха писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его Просветлением, у Великой Ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, формы и пропорции которых были тоже четко регламентированы. В настоящее время известно о десяти Ступах Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы – пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек, буддийские пагоды не только символизировали Учение Будды, но и становились украшением ландшафта, служили объектами созерцания.

Гармонично сочетаясь с горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит так: «Высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде храма-пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады и пагоды, и ступы являются храмами, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно форма тайских и бирманских ступ – конусообразная, с заметно скошенными углами. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон – 98 метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма). По преданию, она содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале – Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде, Ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, но непальские источники гласят, что она появилась только в VI–VII веках нашей эры. Также со строительством этой Ступы часто связывают имя тибетского Дхарма-короля Трисонга Дэцена.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде, после того как Будда Манджушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду, на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа. И на ее месте позже была построена существующая. По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. и возвел здесь храм, а Ступа в более-менее современном виде была создана в начале V века н. э. С тех пор это одно из мест, наиболее почитаемых буддистами и индуистами.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы – скрещенные ноги; полусферическая часть – торс; реликварий над ней – голова; шпиль – ушниша; луна, солнце, бинду – тройное украшение прически Будды. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие дома без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Буддой. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Одна из самых интересных ступ расположена в Индонезии, на острове Ява, в провинции Центральная Ява. Она называется Боробудур, относится к традиции буддизма Махаяны и представляет собой самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «Вихара Будда Ур», что означает «буддийский храм на горе».

Боробудур построен как огромная Ступа, выполненная в форме гигантской мандалы. Фундамент Ступы квадратный, длина стороны – 118 метров. У Ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхних – круглые. Эта мандала выражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями Абхидхармы. На верхнем ярусе расположены 72 малые ступы в форме колоколов с окошками вокруг большой центральной Ступы. Внутри «ступ-колоколов» находятся статуи Будд, стены храма украшены барельефами.

Мемориальные ступы

С развитием буддизма возникла особая категория ступ – мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928–1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля – только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк – мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота – в ней более пяти тысяч человеческих черепов.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной. Согласно традиции, и реликварная, и мемориальная ступа могут быть возведены в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют «видами ступ», скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, может быть объектом почитания и одновременно символом буддизма.

Ступы сегодня

С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий.

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала – ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой – в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это – предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм – ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути – полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно – совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь знаков удачи, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.

2. Основная плоскость. Плоскость, «удерживающая Землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной плоскостью. Три ступени символизируют Три драгоценности – прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Над тремя ступенями находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображаются снежные львы. Потому он называется львиным троном и символизирует непобедимость Дхармы – четыре вида бесстрашия Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня – это лотосы, малый и большой. Они символизируют Шесть освобождающих действий (Парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность трона. Трон состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость и равностность.

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» – внимательность к телу, чувствам, мыслям и внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа». Это означает:

1) отказаться от всех негативных действий;

2) не забывать об этом;

3) совершать позитивные действия;

4) постоянно их умножать.

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.

10. Четвертая ступенька над троном. Представляет Пять способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа. Поддерживает вазу и символизирует Пять сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти способностей предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует Семь ветвей пробуждения на Пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность.

13. «Тре» над вазой. «Тре» указывает на Восьмеричный путь благородных на Пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение.

14. Дерево жизни. Представляет собой центральный стержень ступы. Дерево символизирует «Десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды.

15. Тринадцать колец. Символизируют Десять сил (десять аспектов мудрости Будды) плюс Три существенных воспоминания, то есть знание трех времен – прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт. Является одним из восьми символов удачи, означает преодоление всех страданий.

17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды.

18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия (подобного лучам солнца) и абсолютного Просветленного настроя.

19. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.

ПАГОДА — отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Термин «Пагода» появился в Европе в XVI веке; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагавати» (санскр. — священный) либо связан с бацзяота (кит. — 8-угольная башня).

Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов). За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «Пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие Пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках н. э. появились Пагоды из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов. Деревянные части Пагоды обычно расписывались; в декоре некоторых Пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В X веке научились сооружать Пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей. В рельефах кирпичных, каменных и металлических Пагод воспроизводились деревянные конструкции. В архитектуре Пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэн-шуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.

Композиция Пагоды по вертикали состоит из 3 частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм. Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо , воспроизводившую уступы склонов мифические горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные Пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции. В «теле» Пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими или бронзовые шпили сочетались с основным материалом Пагоды. Каждая Пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ. В соответствии с требованиями фэн-шуй о пребывании праха только под землёй в Китае под Пагодой к трём основным частям добавили четвёртую (дигун — «подземный дворец»), представлявшую собой традиционных склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские Пагоды. Первые служили хранилищами важнейших реликвий, кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря .

Известно свыше 20 типов и подтипов Пагод, из которых 7 считаются основными. Одним из ранних является тип одноэтажных Пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца XIII века). Сохранившиеся кирпичные и каменные Пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренных помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых Пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.

Тип Пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные Пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные Пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами .

Ступенчато-полигональные Пагоды чаще всего бывают 8-гранными, реже 6-гранными; они получили распространение с X века . Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 57 м) монастыря Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические Пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.

Для многокарнизного типа Пагоды миянь ши та характерны частые тяги горизонтальных карнизов, расположение которых не совпадает с внутренними этажами, и вытянутый параболический силуэт .

Тип Пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские Пагоды, XIII-XVII века), воспроизводит форму тибетских ступ, для него характерен высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все Пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).

Тип Пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно XV — середина XVIII веков, хотя прототипы встречаются в VIII веке). Основание Пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся 5 многокарнизных пирамидальных башен в честь 5 главных будд в буддизме ваджраяны. Сохранилось около 10 Пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Ута (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.

Каменные, многогранные, столпообразные Пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов») или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр. С VIII века одиночные и парные Пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (Пагода XI века, монастырь Дицансы в Куньмине). Надвратные Пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с XIV века возводились поперёк улиц.

Среди погребальных Пагод различается несколько типов — в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и пр. К Пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») — небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и др. культовые подношения. К категории Пагод китайские исследователи относят фэн-шуй та («башни фэн-шуй»), существовавшие ещё до появления буддийских Пагод в Китае. Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.

В Корее Пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в IV веке. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском полуострове активно взаимодействовал. Пагоды как «могилы Будды» стали преемниками традиционных каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому Пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо. Об этом свидетельствуют как случаи возведения Пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных Пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гамнёна в горах Маисан, конец XIX — 1-я половина XX веков).

Различают Пагоды двух типов: погребальные Пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и Пагоды-башни вотивного характера; самые известные — каменная Пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также Пагода монастыря Чонтхоса (город Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё (X-XIV века). Пагоды второго типа представляют собой вертикальные башни, сужающиеся к вершине и расчленённые горизонтальными ярусами. На эволюцию Пагоды повлияла китайская традиция, определившая исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные Пагоды датируются XVII веком (Пхальсан-чжон монастыря Попчуса, провинция Северный Чхунчхон). Ранние каменные Пагоды (монастрь Чоннимса, VII век, провинция Южный Чхунчхон) государства Пэкче по своей структуре подражают аналогичным постройкам из дерева. Строители Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (Пагода в монастыре Пунхванса, VII век, провинция Южный Кёнсан). Кирпичные Пагоды появились в Силла под влиянием Китая в VIII-X веках, но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных Пагод»стиля Силла» — ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса. С VIII века каменные Пагоды теряют прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на 1-м ярусе со всех четырёх сторон помещают рельефы с изображениями буддийских божеств. Новым стало и сооружение перед храмом парных Пагод, а самым распространённым типом стала 3-ярусная Пагода. В качестве типичных Пагод периода Объединённого Силла можно назвать Пагоды монастырей Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигаются и более декоративные варианты Пагоды с элементами скульптуры . Пагоды IX-X веков становятся более высокими, украшаются статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерной Пагодой периода Корё (X-XIV века) является 7-ярусная Пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В XV-XIX веках (государство Чосон) каменные Пагоды внешне повторяют форму пагод Корё, но конструкция и декор продолжают усложняться .

Во Вьетнаме сооружение Пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века н. э. из Индии, а с V-VI веках — в виде школы китайского буддизма чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной вытянутой оси с храмом. В позднесредневековый период её могли размещать сбоку либо позади храма в отдельном дворике и даже выносить за ограду (пагода Баонгием в храме Бут-Тхап, XVII век, провинция Бакнинь). До наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) Пагод, к тому же все Пагоды были сильно перестроены. К VIII веку сложился так называемый стиль Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры. От Пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и литературным источникам, Пагоды были квадратные в плане, высотой в 5-6 и более ярусов, построены из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих Пагод были вогнутые крыши — как считают исследователи, наследие культуры Донгшона. Основные типы Пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан (1009 или 1010-1400 годы). Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных Пагод (комплекс в храме Фаттить, XI-XVII века), начинает распространяться тип многоугольных многоярусных Пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные Пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две Пагоды, количество их этажей доходило до 12 . При династии Чан (1225-1400 годы) многоярусные Пагоды становятся более изящными по своим пропорциям .

В XVII веке появляется новая разновидность многоэтажной Пагоды — 9-ярусная «Лотосовая башня» (деревянная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа комплекса Бут-Тхап, способная вращаться вокруг осевого стержня; её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках крыши, что даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах). В Пагодах XIX-XX веков отразились 2 тенденции: сдержанность орнаментального оформления и усложнённость архитектурного декора . В современных Пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с достижениями зодчества Европы и сопредельных азиатских стран (Пагода храма Зяк-Вьен в Хошимине и др.).

В Японии Пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в VI веке. Принцип сооружения Пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (3 или 5), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, которые со всех четырёх сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные Пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе Пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше 1-го яруса не используется.

Японская Пагода — образец антисейсмической постройки. Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре Пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей Пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются 9 бронзовых колец, символизирующих 9 небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт Пагоде большую устойчивость.

Самая ранняя Пагода Японии — 3-ярусная Пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ Нары (706). Среди наиболее значительных образцов японской Пагоды — 5-ярусная Пагода монастыря Хорюдзи в Икаруге (начало VIII века, высота 31,9 м), 3-ярусная Восточная Пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные Пагоды храма Муродзи в префектуре Нара (конец VIII — начало IX веков) и Пагода храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).

Иллюстрации:

Архив БРЭ; Комплекс Талинь из 500 пагод в монастыре Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. VI-XIX века.

Как и его соседи — Таиланд, Мьянма, Китай — Вьетнам — преимущественно буддистская страна. И главные культурно-исторические достопримечательности — буддистские храмы. Некоторые вьетнамские пагоды даже добились всемирной известности

Buu Long Pagoda, Хошимин

Построили храм в 1942 году. А в 2007 году он пережил реставрацию.

Здание не похоже на другие вьетнамские пагоды. Ее архитектура носит на себе отпечатки культур других стран региона — Индии, Таиланда, Камбоджи.

Но отличается она не только этим. В ее стенах проповедуют буддизм Тхаравада. Поэтому обряды здесь тоже отличаются от подобных во вьетнамских храмах. В частности, здесь нельзя жечь благовония и свечи. А местные монахи поклоняются только Будде. В большинстве пагод в стране, помимо него поклоняются и некоторым другим божествам буддизма.

Здесь постоянно проживают 10 монахов и 30 монахинь, которые проводят дни, медитируя, молясь и ухаживая за территорией в 10 га. Храм находится далеко от центра города и предлагает туристам отдых от суеты и шума.

Тем не менее, это место нельзя назвать незаметным. В августе на него обратила внимание редакция журнала National Geographic, включив Buu Long в список 20 красивейших в мире. Отдельно составитель похвалил резных драконов, спускающихся по перилам к бирюзовому озеру, отражающему белые стены храма.

Jade Emperor Pagoda, Хошимин

Пагода, возведенная в Сайгоне в период между 1892 и 1900 годами, посвящена главному божеству даосизма — Нефритовому императору. Построена она в китайском стиле с красными кирпичными стенами, черепицей с эмблемами Инь-Ян и красочными мозаиками на фронтонах.

Пагода заполнена скульптурами других буддистских и даосских божеств. В частности, покровительнице матерей Ким Хоа Тхань Мау (Kim Hoa Thanh Mau). В руках богиня держит книгу и кисточку — отсылка к старинной китайской практике по записям в семейные хроники даты рождения ребенка. Из-за этой героине даосских сказаний в храм часто приходят беременные и бесплодные женщины.

Кстати, еще одна особенность пагоды. Все ее скульптуры сделаны из дерева или папье-маше.

Известным среди туристов это место стало в 2016 году, когда его посетил Барака Обама. Бывший президент США имел свойство делать культовым для вьетнамцев все, к чему прикасался. Будь то вьетнамские пагоды или столик в кафе.

Сейчас эта пагода входит в список достопримечательностей, обязательных для посещения в Хошимине по версии Lonely Planet.

Tu Van Pagoda, Камрань

Находящаяся в 60 км от Нячанга «Пагода-улитка» среди русскоязычных туристов разрекламирована не так, как та же Лонг Шон. Тем не менее, она достаточно известна. К ней даже возят групповые экскурсии.

Местные монахи начали строить ее в 1995 году из ракушек и коралловых рифов, которые находили вдоль побережья города Камрань. Для создания одной из самых необычных пагод в стране потребовалось пять лет. Ее гордость — башня высотой в 39 м, состоящая из тех же самых ракушек и кораллов.

В сентябре британское издание Culture Trip назвало Tu Van Pagoda «настоящим сокровищем» и призвало туристов не пропуска такое интересное место во время поездки во Вьетнам.

Linh Ung Pagoda, Дананг

Lonely Planet называет пагоду на полуострове Son Tra в 10 км от центра Дананга «местом, где встречаются небо, земля и сердце». А телеканал CNN включил снимок 67-метровой статуи богини Гуаньинь в список лучших туристических фотографий 2019 года.

Хоть эта и самая молодая пагода в списке, история ее началась еще в XIX веке. По легенде, во времена правления императора Нгуена Тхань-то (1819-1841) море вынесло к этим берегам статую Будды. Сейчас эта отмель называется Bai But — «Святилище Будды». Местные жители посчитали это хорошим знаком и построили небольшую пагоду для поклонения статуе. И первое и второе было разрушено во время Вьетнамской войны.

Новую пагоду начали строить только в 2004 году. Сейчас на ее территории находится самая большая статуя богини Гуаньинь во Вьетнаме. А сам храм является символом возрождения вьетнамского буддизма в XXI веке.

Пагода Чанкуок, Ханой

Самая старая пагода не только в этом списке, но и в Ханое. Она простояла на небольшом полуострове в восточной части Западного озера больше 1 500 лет.

Известна она стала благодаря 15-метровой 11-этажной ступе. На каждом этаже есть по четыре маленьких кельи, из которых за городом наблюдают одинаковые белые статуи Будды.

А еще во дворе находится дерево бодхи, выросшее из ветки того самого дерева, под которым когда-то медитировал сам Будда Шакьямуни. Его подарил Хо Ши Мину президент Индии Раджендра Прасад, приезжавший в Ханой в 1959 году.

Пагода периодически попадает в списки самых красивых в мире — по версии Thrillist в 2016 году, Wanderlust в 2017 и National Geographic в 2019 (в тот же список попала и первая пагода из этого ТОПа).

Источник: VnExpress. Перевод: Никита Гребенников.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *