Чистое сознание

Страницы ← предыдущая следующая → ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социологии, психологии и права Л.И. ИВАНКИНА ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета 2009 ББК: Ю9+430/49я73 И197 Иванкина Л.И. И197 Психология и педагогика: учебное пособие / Л.И. Иванкина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 144 с. Учебное пособие по учебной дисциплине «Психология и педагогика» предназначено для студентов негуманитарных специальностей для подготовки к зачету и для самоконтроля в процессе самостоятельной работы по учебному курсу. Редактор: Зав. каф. социология, психология и право ТПУ, д. филос.н., профессор Э.Н. Камышев ББК: Ю9+430/49я73 © Иванкина Л.И., 2009 © Томский политехнический университет, 2009 © Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2009 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………..4 Тема 1. Предмет и методы психологии ………………………………..5 Тема 2. Структура субъективной реальности .. ..………….…………..21 Тема 3. Психические состояния человека ……………………………..48 Тема 4. Психология личности ..………………………….………………64 Тема 5. Психология межличностного взаимодействия …………….87 Тема 6. Психология малой группы…………………………………..107 Тема 7. Педагогическое воздействие на личность ……………………124 Глоссарий ……………………………………………………………..137 Список литературы…………………………………………………..143 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие подготовлено с целью оказания помощи в аудиторном и самостоятельном изучении учебного курса «Психология и педагогика», включает конспект лекций, глоссарий, задания промежуточного контроля. Данный курс интегрирует психологические и педагогические знания и тематически представлен в семи разделах: предмет и методы психологии; структура субъективной реальности; психические состояния человека; психология личности; психология межличностного взаимодействия; психология малой группы; педагогическое воздействие на личность. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования основная цель настоящей дисциплины – сформировать психолого-педагогическую составляющую профессионального мышления будущего специалиста. Для реализации поставленной цели в процессе изучения данной дисциплины решаются следующие задачи: • раскрываются методологические и теоретические основы психологии и педагогики, их основные функции и сферы применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни; • выявляется природа психики, закономерности ее развития, механизмы психической регуляции поведения и деятельности человека, особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения, основные методы, принципы, формы и средства педагогического воздействия на личность и группу; • даются знания в области анализа психологических особенностей личности и группы, применения методов психолого-педагогических исследований, использования результатов психологического исследования персонала и служебных ситуаций в организациях с целью повышения эффективности деятельности; • анализируются способы и приемы установления и развития деловых и межличностных отношений. 4 Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Основной целью овладения материалом является получение ключевой информации для самостоятельной ориентации в пространстве психологии как отрасли научного знания. Ключевые понятия темы: психология, интроспекции, структурная психология, экспериментальная психология, функциональная психология, рефлекторная теория психического, предмет психологии как науки, научные психологические школы, методы психологии. 1.1. Направления познания природы психического Вопрос о предмете психологии – это вопрос о том, что она изучает. Понимание предмета психологии изменялось и уточнялось на протяжении истории, и по сей день процесс постижения предмета продолжается, причиной чего является психика, составляющая ее предмет, понимание природы которой и по сей день окутано непониманием и тайной. Рассматривая процесс становления психологии, необходимо обратить внимание на то, что она зародилась в лоне философии как наука о душе. Душа представлялась как материальная, либо нематериальная субстанция, одухотворяющая тело. Самая первая работа, дошедшая до нас, это книга Аристотеля «О душе», в которой Аристотель систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу, и определил психику как форму жизни. Душа есть не тело, но неотделимая от тела сущность, она является функцией тела. Аристотель выделил три ступени души: растительную, животную, разумную, или человеческую. Понятие «психология» было введено для обозначения науки о душе немецким философом Х. Вольфом в работах немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология», опубликованных в 1732-1734 гг. Христиан Вольф (1679-1754) – немецкий философ 5 Поскольку психология связана с психикой как особой реальностью, существует две разных области психологического знания – научная и житейская, или обыденная психология. И если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики, и как система жизненных явлений знакома каждому человеку. В психологической науке происходит резкое сужение поля исследований, его ограничение, фиксируемое в специальном языке – категориальном аппарате, в совокупности понятий, используемых для понимания и описания изучаемых явлений, а также в применении для исследования специальных методов. Исследование природы психического шли во многих направлениях, что обусловлено многогранностью и особенностями самого предмета, и нашло свое отражение в многочисленных объясняющих концепциях, которые могут быть сгруппированы на основе определенных критериев. Так на основании критерия, кто является носителем психики, выделяются следующие подходы: • Панпсихизм – наделение психикой всей живой и неживой природы. • Биопсихизм – наделение психикой всего живого, в том числе растений. • Нейропсихизм – наделение психикой только организмы, имеющие нервную систему. • Антропопсихизм – наделение психикой только человека. Вслед за С.Л. Рубинштейном, выдающимся отечественным психологом, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды. В ее основании – тысячелетия практического опыта, следующий уровень представлен столетиями философских размышлений, и вершину пирамиды составляют десятилетия экспериментальной науки. Период философской психологии был длителен и насчитывает столетия, вплоть до новейшего времени. Единство философии и психологии было необходимым этапом в развитии психологии, и этот этап продолжался до тех пор, пока психология не достигла определенной ступени развития, позволившей ей заявить о своем самостоятельном значении. Оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине 19-го века. Предпосылкой этому явились идеи европейского рационализма, который представляет собой философское направление, считающее разум основой познания и поведения людей. Эталоном научного познания мира рационализм считал математику и естествознание, так как знания, получаемые в результате их изучения, отвечали критериям объективности. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала первая в мире лаборатория экспериментальной психологии, а затем институт психологии в Лейпцигском университете, 6 основателем которых был немецкий физиолог, психолог, профессор философии Вильгельм Макс Вундт (1832-1920). Зародившаяся психология стала рассматривать человеческую психику в логике причинно-следственных отношений и объяснять законами природного мира. Вундт полагал, что предметом психологии является непосредственный опыт человека, представленный в сознании. Заслуга Вундта состоит в том, что он привлек в исследовании природы психических явлений метод научного познания – эксперимент. В.Вундт считал, что поскольку непосредственный опыт дан человеку в его сознании, то единственным методом исследования является интроспекция (самонаблюдение). В лабораторных экспериментах участие принимали психологи, специально обученные технике интроспекции. Эксперимент, таким образом, являлся внешним стимулом для внутренней работы самонаблюдения и оценки его результатов. Свойствами эксперимента являются повторяемость результата, его фиксируемость и воспроизводимость результата в любое. Вильгельм Макс Вундт – немецкий физиолог, психолог, профессор философии Благодаря исследованиям В.Вундта в психологии стали оформляться различные направления, определяемые по основной категории, посредством которой объясняются проявления и природа психики. В.Вундт такой категорией считал сознание. Для него человек одновременно являлся и субъектом и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью того же сознания. Задача психологии по Вундту – изучать сознание через ощущения, представления и переживания и, таким образом, самого человека, обладающего сознанием. Предметом психологии – сознание – также полагал американский ученый Э.Титченер (1867-1917), ставший основателем структурной психологии. Сознание им рассматривалось в ином аспекте – как совокупность субъективных процессов. Такими процессами Э.Титченер 7 считал ощущения, а самосознание предстало как их совокупность «мозаика». Задача психологии состоит в анализе структуры сознания, в исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции. Как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде рассматривал сознание американский психолог У.Джеймса (1842-1910), работы которого послужили появлению особого направления в психологии – функционализма. Роль сознания У. Джеймсом сводилась к оценке успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Для У. Джеймса исследовать сознание человека означало ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме понятие «психическое» служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой. Данные выделенные направления представляют собой различные варианты исследования сознания. Это – субъективная или интроспективная психология. В современной психологии существует несколько научных школ, имеющих собственные методологические обоснования, и выступающих самостоятельными теоретическими направлениями. На основании критерия, что является предметом психологии, выделяются следующие основные направления психологических исследований: • Бихевиоризм. • Фрейдизм, основанный на психоаналитической теории З. Фрейда. • Гештальтпсихология. • Когнитивная психология. • Гуманистическая психология. Три первые направления исследования природы психики возникли практически одновременно, а когнитивная и гуманистическая психология оформились в самостоятельные научные направления к началу 50-х годов 20 столетия. С началом 20-х годов 20 столетия связано формирование направления психологических исследований, акцентировавшим внимание на личности человека, и получившим в дальнейшем название по имени его основателя, австрийского психолога, психиатра и невропатолога Зигмунда Фрейда – фрейдизм, включающий в себя в качестве методологического основания теорию психоанализа. 8 Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр и невропатолог Психические явления во фрейдизме рассматриваются в топическом, динамическом и экономическом аспектах, реализуемых на двух уровнях психики – сознательном и бессознательном. Топическое рассмотрение означает схематическое пространственное представление структуры психической реальности как взаимодействие трех инстанций: • Я (Эго) • Сверх-Я (Супер-эго) • Оно (Ид) Каждая инстанция имеет свои свойства, предназначение и особенности проявления. Динамическое рассмотрение состоит в выявлении форм проявлений определенных, обычно скрытых от сознания, влечений, а также особенностей переходов и взаимосвязей трех инстанций структуры психической реальности. Экономическое рассмотрение психической реальности означает ее анализ с точки зрения энергетического обеспечения. На основе практики лечения больных неврозами З.Фрейд разработал концепцию бессознательного. Согласно ей, в основе деятельности личности лежит энергетический принцип. Психическая энергия вырабатывается в организме человека непрерывно благодаря биопсихологическим процессам. Энергия превращается в желания. Желания должны удовлетворяться через достижения удовольствия. Если энергия не превращается в удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия. Возникает бессознательное состояние беспокойства, неудовлетворенности. В результате развивается невроз в виде тех или иных комплексов. Для их выявления З.Фрейд разработал ряд методов – анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний. Фрейд полагал, что психика человека обусловлена бессознательными, иррациональными силами – инстинктами (влечениями). Основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознание человека подчинено бессознательному, поэтому именно бессознательное управляет его поведением. Теоретический и практический потенциал психоанализа послужил в дальнейшем началом для создания новых направлений. Карл Густав Юнг 9 (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, культуролог, сотрудничавший с Зигмундом Фрейдом в 1903-1906 годах, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Другой последователь Фрейда Альфред Адлер, австрийский психолог, стал основателем индивидуальной психологии, в которой центральное место отведено проблемам смысла жизни и влияния социальности. В 20-е годы 20 столетия оформилось в самостоятельное направление исследования, получив название от английского слова «поведение» (behaviour), – бихевиоризм, рассматривающее психику как формы поведения. Бихевиоризм – это наука о поведении человека. Поведение определяется как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Сознание из психологии исключалось, хотя его наличие у людей не отрицалось. Просто сознание не может служить предметом научного изучения, так как при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Основателем бихевиоризма стал американский психолог Дж. Уотсон (1873-1958), изложивший основные идеи в книге «Психология как наука о поведении», опубликованной в 1918 г. Джеймс Уотсон – американский психолог Дж. Уотсон исходил из того, что поведение человека не является врожденным, а является, по сути, системой реакций на внешние стимулы. Дж. Уотсон рассматривал поведение людей как сумму реакций в ответ на раздражители внешней среды – стимулы. Предложенная им формула «стимул-реакция» (S — R), по его мнению, описывает все многообразие поведения. Уотсон доказал, что с помощью манипуляций внешними раздражителями можно добиться требуемых реакций организма и закрепить их в стабильные навыки поведения. Сегодня открытия Уотсона широко используются в теории научения, в частности, в методах модификации, или изменения, поведения – подкреплении. 10 Страницы ← предыдущая следующая →

» Мы — «О-Сознание», группа исследователей, которые поставили перед собой цель изменить мир. »
— Представитель «О-Сознания»

История Править

Считается, что «О-Сознание» было основано в Чернобыльской зоне отчуждения вскоре после катастрофы 1986 года. Безлюдная местность и мощный источник энергии (работающая ЧАЭС) позволяли тайно проводить крупномасштабные секретные эксперименты. Учёные «О-Сознания» построили в зоне сеть лабораторий серии «X».

Судя по всему, во всех лабораториях осуществлялись различного рода опыты над людьми и животными (с последующими мутациями). По весьма распространённой версии значительная часть существ Зоны является результатом этих экспериментов, чему имеются документальные, хоть и весьма расплывчатые, подтверждения в оригинальной трилогии. Подземная лаборатория X18 была основной в исследовании мутантов с неординарными способностями, именно там на мутировавших подопытных испытывали влияние пси-излучения различных модуляций. В некоторых помещениях можно найти облучающую аппаратуру и клетки для подопытных, автоклавы неизвестного назначения. Профилем лаборатории было исследование мутаций и генетические эксперименты с целью создания мутантов, обладающих необычными физическими возможностями. Судя по всему, в лаборатории работала часть «группы» — учёных «О-Сознания». После успешного завершения экспериментов часть результатов вместе с оборудованием передали в лабораторию X16, исследовавшую пси-поле и возможность создания искусственного излучателя этого поля. Уже после этого, а также создания опытного излучателя Кайманова в лаборатории X16 и улучшенной установки на Радаре, по-видимому, начался эксперимент с ноосферой, в итоге образовавший Зону, вследствие чего лаборатория X18 была повреждена, и многие ее сотрудники погибли, а часть подопытных вырвалась на волю. Это подтверждает версию об искусственном возникновении мутантов.

Главной же задачей «О-Сознания» была проверка гипотезы о существовании ноосферы — информационной оболочки Земли. Проводимые эксперименты дали потрясающие результаты, подтвердив двустороннюю связь ноосферы со всеми живыми организмами планеты через так называемое пси-поле. Сотрудники «О-Сознания» решили подключиться к ноосфере напрямую, объединив свои разумы в один в особом комплексе рядом с ЧАЭС. Однако 12 апреля 2006 года (в ЗП названа дата 10 июня), в 14:33, эксперимент вышел из-под контроля, и аномальная энергия ноосферы хлынула на поверхность планеты, изменив большую часть территории ЧЗО, которая теперь стала называться Зоной. «О-Сознание» пыталось исправить ошибку (во всяком случае, они рассказали об этом Стрелку), а до поры до времени перекрыли доступ к ЧАЭС и Припяти — центру Зоны — с помощью «Выжигателя мозгов», созданного на базе бывшей загоризонтной РЛС «Дуга». Также, для обеспечения собственной безопасности, учёные связались с лидером группировки «Монолит», верящей в некий кристалл, образовавший Зону, и привели ее под «Выжигатель», зомбировав и превратив в свою охрану. В саркофаге четвёртого энергоблока ЧАЭС был установлен пси-излучатель — Монолит, идею которого, судя по всему, и подсказали ранее зомбированные члены группировки с одноимённым названием. Также известно, что часть учёных откололась от «О-Сознания» и основала клан «Чистое небо» на периферии, исследуя результаты возникновения Зоны.

После проникновения членов группы Стрелка в 2011 году в центр Зоны стабильность в Зоне была нарушена. Возможно, из-за их неожиданного вторжения в недоступные области учёные «О-Сознания», связанные с ноосферой, пытались Выбросами и всплесками аномальной и мутагенной активности убить нежеланных свидетелей, однако несмотря на это потрёпанные члены группы вместе с раненым Стрелком всё-таки дошли до Доктора. Зона уже была нестабильна. «О-Сознание» получило неожиданную помощь от «Чистого неба» и наёмника Шрама, выяснивших виновников этих катаклизмов и стремящихся устранить Стрелка и его группу во избежание новых всплесков активности Зоны. Шраму и «Чистому небу» удалось серьезно расстроить планы группы, догнав Стрелка на ЧАЭС и повредив его пси-шлем. Но после очередного мощного возмущения и Сверхвыброса вся группировка была зазомбирована и пополнила ряды монолитовцев и агентов «О-Сознания».

Лебедев и Каланча своими знаниями значительно усилили защиту центра Зоны. Благодаря им «О-Сознание» узнало, кто был главным виновником нестабильности, и зомбировало множество агентов на уничтожение Стрелка, в том числе, по неведению, и его самого. Лебедев был ведущим специалистом по проектированию «Изделия №62» — гаусс-пушки, и его знания помогли наладить производство и вооружить бойцов «Монолита» этим оружием. По версии самого Стрелка, «Монолит» был создан «О-Сознанием» для отвода от них самих тех сталкеров, которые, несмотря на мощную защиту, сумеют прорваться к ЧАЭС, а также для вербовки новых сотрудников «О-Сознания» и проекта S.T.A.L.K.E.R, агентов «О-Сознания» со стёртой памятью — как это произошло со Стрелком.

В 2012 году Стрелок сумел разгадать тайну ЧАЭС, отключил пси-установку Монолит и проник в центральную лабораторию «О-Сознания», уничтожив учёных в автоклавах. Однако к исчезновению (равно как и к увеличению) Зоны это не привело, а лишь ослабило пси-излучение на некоторых участках Зоны и вывело отдельные отряды монолитовцев из-под контроля. Остальным же пришлось сооружать подобия антенн, чтобы «ловить» указания. Это можно объяснить тем, что Стрелок уничтожил не всех учёных «О-Сознания»: какая-то небольшая часть их была в другой лаборатории, или же некоторые неизвестные установки продолжали держать монолитовцев под контролем. Возможно также, нет нужды держать группировку под постоянным контролем, а достаточно единожды «промыть мозги».

Дальнейшая судьба «О-Сознания» неизвестна.

Эксперименты Править

«О-Сознание» проводило много экспериментов, среди них:

  • Подключение к ноосфере — один из первых проектов «О-Сознания».
  • Вторая катастрофа — происшествие, из-за которого и возникла Зона.
    • Мутанты — мутировавший животный мир Зоны.
  • Проект «S.T.A.L.K.E.R.».
  • Излучатель Кайманова и порождаемое им Пси-излучение.
  • Группировка «Монолит» — одна из сильнейших группировок Зоны, защищает подходы к её центру.
  • Изделие №62 — футуристическая снайперская винтовка, доработанная данной группировкой.

Известные представители Править

  • Лебедев Н. А. — куратор лаборатории X8 и проекта «Изделие №62». После возникновения Зоны откололся от «О-Сознания» и возглавил группу исследователей, образовавшую клан «Чистое небо». В 2011 вместе с большей частью группировки дошёл до ЧАЭС, в момент противодействия попытке Стрелка проникнуть в Саркофаг начался мощный выброс. Дальнейшая судьба Лебедева и штурмовой группы неизвестна.
  • Каланча Е. Ф. вместе с Лебедевым состоял в «Чистом небе», занимался исследованиями нейронных полей и пси-модуляций.
  • Чубко В. М. — по-видимому, куратор лаборатории X18, переведённый в другую лабораторию после удачно завершившихся экспериментов для лаборатории X16. Вероятно, переведён туда или же принял участие в эксперименте с ноосферой, а на его место был назначен заместитель Калугин.
  • Калугин П. И. — заведующий лаборатории X18, в которой проводились исследования и эксперименты по мутациям и пси-облучением подопытных. Погиб в лаборатории вскоре после первого катаклизма, образовавшего Зону, вероятно его убили подопытные, вырвавшиеся из клеток.
  • Стриж П. Д. — куратор НИИ «Агропром» и лаборатории, находящейся под НИИ. Занимался фабрикованием отсылаемых документов и отчетов, прикрывая действительную деятельность и эксперименты «О-Сознания». Также обеспечивал доставку многих материалов и оборудования, необходимых для исследований. Скорее всего, был принят в «группу».
  • Представитель «О-Сознания» — голограмма, по-видимому, находящегося в автоклаве члена «О-Сознания». Беседует со сталкером Стрелком, отвечая на его вопросы и предлагая присоединиться.
  • Суслов В. И. — единственный из оставшихся вне проекта участник «О-Сознания». Работал вместе с Лебедевым и Каланчой, но профиль его работы неизвестен. Имел звание доцента, однако в отличие от Лебедева и Каланчи, научно-исследовательской деятельностью в «Чистом небе» не занимался. Остался на Болотах с остатками группировки, его дальнейшая судьба неизвестна.
  • Кардан — работник завода «Юпитер», принимавший участие в проекте «Изделие №62». После закрытия проекта подался в сталкеры.
  • Учёный из X18 — занимался обслуживанием резервуаров.
  • Святой — персонаж, планировавшийся ещё на стадии разработки S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost. Был изгнан из группы, после чего жил в Мёртвом лесу на Радаре, желая отомстить бывшим коллегам.

Примечания Править

Ранние задумки Править

  • По нереализованной задумке под уничтожением «О-Сознания» подразумевалось убийство полтергейстов, которые появлялись после разговора с представителем «О-Сознания» в случае отказа.
  • По нереализованной задумке представители появлялись в военной лаборатории, правда, в «живом» виде, и один из них даже с оружием.
  • В файлах ТЧ имеются неиспользованные визуалы учёных в халатах. Возможно, это были представители «О-Сознания», вырезанные из релиза.
    • Однако есть вероятность, что это лишь учёные из Мобильной лаборатории, как Сахаров.

Теории Править

  • После уничтожения Стрелком «О-Сознания» группировка «Монолит» теряет связь с теми, кто ими командовал, и в дальнейшем, скорее всего, прекратит своё существование.
  • Скорее всего, Стрелок уничтожил тех членов группировки, которые связывались с группировкой «Монолит», остальные же остались живы и продолжили поддерживать существование Зоны.
    • Есть предположение, что остальные учёные были в лаборатории X7 (так как там изучались проблемы ноосферы).

Интересные факты Править

  • В ТЧ можно убить голограмму представителя «О-Сознания» и обыскать его труп. Забавно то, что в таблице лучших сталкеров может быть представитель «О-Сознания», и в его группировках написано, что он одиночка (хотя это имеет технические причины, так как «О-Сознание» не прописано в игре как отдельная группировка).
  • В ЗП в лаборатории X8 есть документ, где написано, что Лебедев, Суслов и Каланча — представители «О-Сознания», и поэтому у них есть причины для убийства Стрелка. Представитель «О-Сознания» говорил, что они не хотели, чтобы кто-то узнал их тайну.
П · О · Р Группировки серии S.T.A.L.K.E.R.
Существующие (на 2013 год) Военные • Одиночки • «Свобода» • «Долг» • Бандиты • Наёмники • «Монолит» • Учёные
Распавшиеся «Чистое небо» • Ренегаты • «О-Сознание» (вероятно) • «Последний день»
Вырезанные «Грех» • «Последний день» • Неизвестные • Интернациональная исследовательская группа
Технические Зомбированные • Неизвестные • Наёмники Арены
См. также Группировки

Вечное сияние чистого разума (2004)
Eternal Sunshine of the Spotless Mind
драма, мелодрама, фантастика
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Джерри Роберт Бирн, Элайджа Вуд, Томас Джей Райан
Премьера: 29 апреля 2004 года
Смотрите вза 1 рубль

Джоэл – потертый, но все еще мечтательный юноша средних лет. В день святого Валентина он узнает, что возлюбленная Клементайн решила вычеркнуть его из своей памяти.

Страницы вырваны – не помню, чтобы я это делал», – вот слова, которыми открывается эта история беспамятства. Сценарист Чарли Кауфман доводит затертый драматургический ход с беспамятством до чудной тавтологии: двойная амнезия – мало того, что странички из дневника вырвал, так еще и забыл об этом. Научно-фантастическое допущение из рассказа Филипа Дика – машина, которая может удалить из головы ненужные сантименты, – становится движущей силой самой нежной истории любви, на которую оказались способны нулевые. Пришел человек домой, выпил снотворное и приготовился к стиранию.

Большая часть фильма – подробнейшим образом показанный процесс отшелушивания того, что было, от того, что любил. Не какая-то мгновенная вспышка из «Людей в черном». Аккуратно, как будто карандашным ластиком. Вручную. Тут Кауфману и нужен Гондри с его неловкой страстью к мелочам. Он неуловимую материю любви понимает почти как герой «Обыкновенной истории» Гончарова. Любовь – это не дали и сферы, а просто чей-то локон, желтая кувшинка, засушенная в книге, момент, запомнившийся по чистой случайности.

Джоэл во сне мечется по пустеющему сознанию в панике – как он вообще на такое мог согласиться, тут же его лучшие вещи! А вещественные знаки невещественных отношений проваливаются во тьму, освобождая кластеры для новых чувств. Сценарист побеждает режиссера, который пока еще не совсем закоснел в своем крохоборстве. Что память? Тьфу.

Выкинуть из сердца – совсем другая история. Любовь и правда оказываются изворотливой материей. Опустошенного Джоэла тянет на зимний пляж, где когда-то он познакомился с Клементайн. Он этого не помнит, ноги сами идут. Клементайн снова встречается ему в электричке – видимо, тоже с пляжа. «Невинностью лучатся их сердца», – так звучит традиционный перевод той строчки Александра Поупа, которой озаглавлен фильм. Пока еще так можно сказать об обоих авторах этой истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *