Ярило славянский бог

Славянский бог солнца Ярило известен многим. Это бог весеннего солнца, молодой бог, предстающий перед людьми в облике юноши с прекрасными золотыми волосами и глубокими голубыми глазами. За плечами его развивается красных плащ огненный, а под ним – огненно-рыжий конь. Его имя является производным для таких слов, как яркий и ярый. Именно они и являются эпитетами Ярилы.

Ярило является, наряду с еще тремя богами солнца, обличием бога весеннего солнца. У славян существовали поверья и легенды, что каждый календарный цикл на землю приходят, вновь рождаются, а потом умирают четыре солярных бога. Они олицетворяли солнце зимнее – Хорс, весеннее – Ярило, летнее – Даждьбог и осеннее – Световит или Сварог. Каждый из этих богов – воплощение и грани одного солнечного божества, но такое разделение произошло благодаря их различным характеристикам. Так, бог зимнего солнца – сдержанный, холодный и даже жестокий. Этого нельзя сказать о Яриле – весеннем божестве, рьяном и яром, несущем свет и тепло людям, растениям и животным. Ярило безудержный и необузданный, в его руках часто появляются огненные стрелы, которыми он пронзает холодные зимние небеса, посылая тепло на землю. Под этим теплом все оживает, расцветает, поэтому Ярилу ассоциируют с плодородием, в том числе и человеческой плотской любви.

Существует легенда, по которой у Ярилы спросили, может ли он полюбить. И ответил молодой бог солнца, что любит всегда, ведь ему дороги все смертные земные женщины и все богини славянские. Именно благодаря любви Ярилы и Земли-Матушки на свет появилось так много живого. Как только Ярило появился на свет, он увидел тьму и холод, в которых спала Сыра Земля. И полюбил Ярило Землю, и проделал дыру в небосводе, чтобы посылать ей свои поцелуи в виде солнечных лучей. Земля же под такими горячими поцелуями проснулась и очнулась от долгого холодного забытия. В тех местах, где Земли касались лучи Ярилы, появлялись трава и цветы, леса и реки. Но все не унимался Ярило, продолжал любить и целовать Землю, так появились в воде рыбы, в небе – птицы, а на поверхности животные и насекомые. А от самого страстного поцелуя Земля родила человека, в которого Ярило вселил разум, так как посчитал любимым ребенком.

Существует такой научный взгляд на появление образа Ярилы в славянской мифологии. Поначалу он выступал исключительно в качестве ритуального персонажа, чем напоминал Коляду и других. Ярило символизировал все то же весеннее солнце, но в облике чучела или небольшого размеры куклы. Куклу почитали в период ее главенствования – с зимнего равноденствия по весеннее. Когда же ее период заканчивался, по всей деревне носили Ярилу в гробу и пели печальные песни об окончании плодородия как у природы, так и у мужчин сельских. После этого куклу относили в поле, заколачивали гроб и хоронили по всем обычаям. Так славяне провожали Ярилу в сон для того, чтобы он мог возродиться и проснуться со следующей весной и возродить природу и все вокруг. После длительной трансформации образа Ярилу стали обожествлять наряду с остальными символами календарного солнца, пополняя пантеон славянских богов.

Ярило (Ярила, Яровит, Яромир) – славянский бог неистовой страсти, неудержимой силы, бог весны и расцвета всех жизненных сил человека. Ярило считался младшим из солярных богов (после Дажьбога и Хорса), входил в пантеон Ясуней и в поколение «боги-внуки» (по другой версии «боги-сыновья»). Был незаконнорожденным сыном Додолы и Велеса.

В системе религиозных верований наших предков Ярило бог стал воплощением весеннего солнца, только что покинувшего неласковые объятия зимы (Мары). Поэтому отличительными чертами характера этого бога были неистовость, искренность, чистота. Он олицетворял собой возрожденное солнце, полное живительной энергии, необходимой всем земным существам. Безусловно, утверждение о том, Ярило — бог солнца также является абсолютно верным. Просто в отличие от Хорса (зимнее солнце) и Дажьбога (летнее солнце) Ярило был воплощением солнца весеннего. Стрелы Ярилы при этом обращались солнечными лучами и в соответствии с некоторой сакральной символикой этого бога могли расцениваться как стрелы любви.

Но наиболее устойчивая ассоциация Ярилы – это весна. Во всей ее красе и великолепии. И как мы видим, совсем не зря культуры, сажаемые под весну, славяне называли «яровыми». А «ярицей» именовалось засеянное пшеничное поле.

Некоторые историки полагают, что изначально наши предки словом «ярило» обозначали быстро распространяющийся свет, отсюда и происходит неутомимость и ярость этого бога, которую по легендам он унаследовал от своего отца Велеса. Другие ученые полагают, что «яр» у славян означало быстро несущийся водный поток. В этом утверждении также есть логика, если брать за основу образ неумолимых весенних талых вод.

Солнце Ярило также считался богом юности и плотских утех. Его всегда изображали в виде молодого, высокого и голубоглазого парня, голого по пояс. По одной из легенд Леля, богиня утренней зари, влюбилась в красавца Ярилу и рассказал ему о своих чувствах. Ярила честно признался, что тоже любит Лелю. И Мару. И Ладу. А также всех женщин в мире как небесных, так и земных.

В видении древних славян неукротимый и бесшабашный Ярило бог выступал повелителем чувств, не подвластных разуму. Вместе с тем он был светом и теплом (солнцем) мироздания и в этом отношении чем-то походил на Семаргла.

Символ Ярилы – равносторонняя пятиконечная звезда или руна Уд, являющаяся аллегорией мужской творческой (или сотворяющей) энергии. Число Ярилы – пять. Оберега Ярилы как такового не существует, но в роли подобного элемента вероятнее всего могла выступать обыкновенная свастика, некоторые ее разновидности, а также равносторонний крест в кругу.

Купить обереги можно тут:

Смотрите так же:

  • Покровительница колдовстра Мара
  • Воплощение женской энергии Кострома
  • Сын Семаргла и Купальницы Купала

Ярило

Бог солнца, плодородия земли и сексуальной силы у древних славян. Имя Ярило происходит от славянского корня «яр» — сила. Ярило — центральный персонаж весенней сельскохозяйственной обрядовости.

Божество изображали в виде женщины, одетой в мужской белый наряд. В правой руке она держала чучело человеческой головы, в левой — ржаные колосья. На голову Яриле надевали венок из первых полевых цветов.

Культ Ярилы, как и других славянских богов, был популярен во всей Восточной Европе.

Имя божества можно встретить в названиях деревень: Яриловичи в Белоруссии, в Петербургской губернии; Ярилово Поле в Костромской губернии, Яриловая Роща в Белоруссии, Ярилова Долина во Владимирской губернии, река Ярынь на западе Белоруссии.

Ярилин день отмечался 27 апреля. Девушку сажали на белого коня и водили вокруг особого ритуального столба, стоявшего на возвышении. Иногда вместо столба использовалось одинокое дерево. Затем коня привязывали и вокруг сидящей на нем девушки водили хоровод, пели обрядовые песни. В них воспевали приход Ярилы:

Волочился Ярило по всему свету,

Полю жито родил,

Людям детей плодил.

Где он ступит,

Там жито стеной,

Где он взглянет,

Там колос зацветает.

Второй праздник, посвященный Яриле, отмечался в середине лета, перед заговеньем Петрова поста. Место гулянья было постоянным и называлось Ярили-на плешь. Во время праздника Ярилу изображал юноша в белой одежде, украшенной бубенцами, лентами и цветами, он возглавлял пляску. Праздник заканчивался всеобщим угощением и народным гуляньем вокруг костров — Ярил иных огней. В некоторых местах во время Ярилина дня проходили ритуальные похороны Ярилы и Ярилихи, их чучела делались из соломы или из глины. Характерной особенностью празднеств, посвященных Яриле, является эротическая символика в танцах, песнях, поговорках и даже в загадках: «Выбежал Ярило из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит (помело)».

Со временем обряды Ярилина дня слились с другими праздниками, в частности с похоронами русалки или Костромы, а также ритуалами, посвященными различным божествам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями. От солнца земля нагревается — «ярится», к нему тянется все живое, чтобы набраться сил и окрепнуть. Считалось, что божество воздевает зиму на свои вилы — солнечные лучи. Пора было приступать к сельскохозяйственным работам, поэтому в народе говорили: «Поднялся Ярило — берись и мужик за вилы».

Ярило был не только богом солнца, но и богом плодородия, а потому беременные женщины в этот день старались погреться на солнышке и набраться сил для вынашивания ребенка. А бабки-повитухи топили в доме полуденный снег, а талой водой умывались и мыли руки — чтобы «чистыми стать да ребенка принять».

В этот день, если ночью выпал снег, матери отправляли детей размести дорожку до колодца и мостки на пруду или реке. Верили, что это должно принести в дом счастье, а ребятишкам даст здоровья. Поскольку в древности на Ярилу отмечали Новый год, сложилась традиция не работать в этот день — причем сохранялась она долго, вплоть до 19 века. Начинались Ярилины хороводы — празднования в честь прихода весны. Однако, скорому теплу радоваться не стоило. В народе говорили: «Если с первых дней весна разгульна, не застенчива — обманет, верить нечего».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *