Возрастные кризисы это в психологии

Введение

Это первое учебное пособие, посвященное проблеме кризисов развития. В книге представлены практически все современные направления возрастной психологии и психологии развития, в которых дается трактовка возрастных кризисов. Анализ сложного и многоаспектного понятия «возрастной кризис” развивает основное положение культурно-исторической теории.

Термин кризис многозначен. В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П. П. Блонский, затем описывал и содержательно раскрывал Л. С. Выготский.

Анализируя и описывая понятие «возрастной кризис” в учебном пособии проводится сложная работа: рассматриваются те научные теории, в которых понятие «кризис” в принципе может возникнуть; уточняется содержание этих теорий относительно понятия «возрастной кризис” — проясняется исследовательская позиция, дающая возможность выявить возрастные кризисы как факты психической жизни. И только после проведения этой работы описывается возрастной кризис как предмет психологического исследования.

Возрастной кризис возникает в определенной научной парадигме. Внутри нее этот предмет психологического анализа может быть полноценно описан, понят, может стать предметом возможной психологической помощи. Задача состоит в том, чтобы понять тот инструментарий, теоретический и экспериментальный, который позволит удержать, «наколоть на булавку”, особые (критические) явления психической жизни. Если этот инструментарий окажется внутренне целостным и логически непротиворечивым, будет означать, что исследователем удалось доказать, что возрастной кризис — реально существующий факт психической жизни.

Учебное пособие построено в соответствии с этими исходными установками.

Глава первая: Общее представление о возрасте

В первой главе ведется речь об общем представлении о возрасте. Освещены основные психологические теории онтогенеза. Выделяют 2 группы теорий:

В этой главе подробно рассматривается понятие возраста в культурно-исторической теории. Выготский: онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Выготский называет возраст целостным динамическим образованием, структурой, определенная роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной”.

По мнению Выготского, в конце каждого периода у ребенка возникает возрастное новообразование.

Наряду с культурно-исторической теорией понятие возраста рассматривалось в теории деятельности. Возраст определяется через внутреннюю деятельность и место в системе общественных отношений. Эта единица описания возраста нечувствительна к описанию механизма перехода от одного возраста к другому.

Вторая глава: Исследование критических возрастов в отечественной психологии

Во второй главе рассматриваются исследования критических возрастов в отечественной психологии. Представление о возрастном кризисе возникает в исследованиях Блонского, затем развивается в работах Выготского. Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза.

По А.Н. Леонтьеву кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления — источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис — норма онтогенеза, условие кризиса -расхождение между операционально- потребностной сторонами деятельности ребенка.

Третья глава: Исследование проблем онтогенеза в западных теориях развития

Третья глава данного учебного пособия посвящена исследованиям проблем онтогенеза в западных теориях развития. В западной психологии «кризис” и «сензитивный период” суть синонимы. Применяемый термин «переходный период”( стадия), как правило не связывается с конкретным хронологическим возрастом. Стадиальный характер онтогенеза не признается исходно; критические периоды как переходные широко не изучаются. В последние десятилетия интенсивно разрабатывается проблематика «заданного развития”, признается социальная обусловленность принятия задачи развития индивидом.

Проблема перехода как появление нового исследуется и обсуждается (Пиаже и его критики). Переход на новый уровень требует определенной реорганизации самой мыслительной деятельности — переноса предмета анализа с объекта на сами действия субъекта.

Выделяется эмоциональная составляющая критического (переходного) периода. Исследуются механизм и медиаторы перехода (теория инкантации).

Глава 4: Современное состояние проблемы переходных возрастов

В этой главе описываются представления о возрастном кризисе, сложившемся на данный момент и происходящий в силу депривации новых потребностей ребенка. Однако эти представления вызывают ряд противоречий. В частности сохранится ли развитие как таковое, если не будет расхождения между педагогической системой и отношением ребенка к ней; возможен ли переход от одного возраста к другому без кризиса?

Глава 5: Экспериментально -психологические исследования возрастных кризисов

Эта глава полностью посвящена описанию возрастных кризисов: от кризиса новорожденности до возрастных кризисов взрослости.

Возрастные кризисы подробно описаны в работах Л. С. Выготского.

  • Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни -появлением улыбки и глазного контакта.
  • Кризис одного года Выготский связывает с возникновением автономной речи и отчасти -с появлением самостоятельной ходьбы. Также уделяется внимание и исследованию Л. И. Божович, полагающей, что центральным новообразованием первого года жизни является мотивирующие представления.
  • Кризис 3-х лет. Перечислены все 7 симптомов кризиса по Выготскому, который говорит о том, что кризис 3-х лет — это в первую очередь кризис социальных отношений.Описывается рассмотрение кризиса 3-х лет в исследовании Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.
  • Кризис 7лет. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса:
    • манерничанье;
    • кривляние.

Также отмечаются работы Л.И. Божович и ее сотрудников. В русле этих работ делается вывод о том, что источником кризиса развития является несоответствие нового личностного новообразования — позиции школьника — старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. В продолжение этих работ по изучению внутренней позиции школьника приводится исследование Т.А. Нежновой, которая выявила этапы становления позиции школьника.

Далее автор описывает какие изменения происходят в мотивационной сфере у детей 6-7 лет по результатам исследования М.Р. Гинзбурга, изменение самооценки, общение ребенка со взрослым по работам М. И. Лисиной и ее сотрудников, появление произвольности.

Описывая возрастные кризисы отрочества, автор прежде всего отмечает дискуссионный характер данного возраста, противоречия, имеющиеся в отечественной психологии по данному вопросу. Далее излагаются взгляды на проблему подросткового кризиса с точки зрения Выготского и Божович. При рассмотрении критического перехода от подросткового к юношескому возрасту автор обращает внимание на проблему формирования идентичности, упоминая исследование Э. Эриксона. И Джеймса Марсиа.

Выделение периодов взрослости и кризисов довольно дискуссионная и противоречивая проблема. К. Н. Поливанова говорит о том, что главная особенность развития в зрелом возрасте — минимальная зависимость от хронологического возраста, в большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека. Приводятся разные взгляды на периодизацию взрослости в большей степени западных исследователей — Левинсона, Г. Крайг, Э. Эриксона. Отмечается исследование В.И. Слободчикова.

Глава 6: Особенности возрастных новообразований

Приступая к анализу психологического содержания критического возраста, автор обращает внимание на необходимость кризиса. Критический период может быть понят как акт развития при условии, что в критический период преодолевается то, что составляло суть докритического периода и возникает нечто иное, в частности взгляд, позиция.

Излагая общий анализ возрастных новообразований, автор прежде всего обращается к такому новообразованию как произвольность. При анализе симптоматики разных возрастных переходов делается вывод о том, что именно произвольность всегда является условием начала нового стабильного периода. Вслед за этим идет рассмотрение понятия произвольности в широком смысле слова.

Делается вывод, что формирование новообразований происходит в два этапа:

1) уподобление ситуации, действование «внутри” ее. Ситуация интерпсихической формы действия;

2) второй этап связан с возникновением чувства собственной активности. Делается предположение: в стабильный период новообразование формируется, но лишь объективно, то есть ребенок еще сам не владеет этой способностью. Для того, чтобы ребенок стал субъектом новой способности нужны определенное условие — психологическое пространство кризиса. Предположение о ситуационно — зависимом характере поведения в кризисный период находит экспериментальное подтверждение в работе Е. А. Кудрявцевой. В данном исследовании был обнаружен мерцающий характер познавательной активности у детей 6-7 лет.

Автор также описывает динамику отношения ребенка 6-7 лет к учебной ситуации, рассматривая на примере одной из диагностических методик. По выполнению 2-х серий методики были выделены следующие типы испытуемых:

  • учебный тип;
  • дошкольный тип;
  • предучебный тип;
  • псевдоучебный тип.

По типу динамики отношения к заданию испытуемые разделились на три группы:

I группа: для таких детей характерен переход «дошкольный — предучебный — учебный”;

II группа: дети, сохраняющие отношение к заданию;

III группа: дети с неясной динамикой, сменившие дошкольный и предучебный тип отношения к заданию на псевдоучебный.

Глава 7: Психологический смысл критических возрастов

В седьмой главе ставится вопрос о том, что составляет специфику возрастных кризисов, т. е. специфику формирования основных новообразований возраста. С точки зрения автора содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода, т. е. возникновение новообразования происходит в два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта. Новообразование возраста определяет новое отношение к традиционно выделяемым трем сферам сознания- отношение к себе, к предметному миру и миру людей. Новообразование возраста, таким образом, реконструирует личность в целом.

Далее рассматривается вопрос о возможном сценарии кризиса, который обеспечивает субъективацию способности. Автор считает, что субъективация способности требует опробования этой способности в ситуациях новых по отношению к ситуациям порождения способности. До кризиса действия, производимые ребенком, были направлены на предмет, в кризисе же на первый выступает другой аспект действия — как направленного на самого действующего. Механизмом субъективации автор считает пробу. Пробуя себя в качестве действующего, ребенок должен остановить непосредственное действие, иногда даже вообще не действовать, чтобы ощутить себя, свое действие. Ситуация пробы возможна лишь как обратимая (воссоздаваемая и повторяемая). Таким образом, основным своеобразием любого критического возраста, которое выделяет автор, является воссоздание из самого себя, перестройка себя, изменение себя, своего действия. Это и есть проба-действие, в котором трансформируется собственное действие.

Затем рассматриваются особенности поведения детей в переходные периоды.

  • Кризис одного года. Приводятся результаты наблюдения за ребенком, девочкой. Предметом анализа стали случаи, когда ребенок в нормальном, спокойном состоянии внезапно проявлял неудовольствие. Это происходит потому, что среда вокруг ребенка делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. То есть появляются противостояние среды (первые запреты) и обнаруживаются желания ребенка. Если стремления ребенка, освоившего новые пространства, выходят за рамки допустимого (может принести вред ребенку) и не происходит их реализации, то возникает их означивание за счет развития речи и еще вокализации, связываемой с ситуацией побуждения. Таким образом содержание развития в кризисе описываются автором посредством термина субъективация — обнаружение самим субъектом собственного желания.
  • Кризис трех лет. Приводятся результаты наблюдения за тем же ребенком. Автором описывается целостный анализ ситуации проявления критических симптомов. Момент появления первых симптомов — 2,5 года — появление «не хочу”. Оно становится предметом своеобразного исследования, экспериментирования. Это и есть появление «личного действия” как новообразования. В этом действии обнаруживается впервые собственное Я. В этом случае, условием субъективации, как содержание критического периода, является непосредственно действие вопреки привычной ситуации, своеобразное «не- действие”.
  • Кризис семи лет. К семи годам у ребенка формируется внеситуативное общение со взрослым, т. е. ситуация привычного действования становится предметом действия ребенка. При этом должен произойти некоторый анализ ситуации действования, их своеобразная классификация. Автором приводятся результаты экспериментального исследования, в котором были обнаружены три категории домашнего поведения детей. Симптомы первой категории имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений. К ним относятся: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы. Симптомы второй категории в определенной мере нейтральны: внешний вид, взрослое поведение. Последняя категория включает положительные приобретения взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, школа.

Глава 8: Структура возрастного кризиса

В восьмой главе рассказывается об ориентировочной составляющей действия, как доминантной в период кризиса. Условием развития в критический период, по мнению автора, становится обнаружение ситуации действования. Это обнаружение происходит за счет реакции самой ситуации действования. То есть построение новой ситуации действования всегда влечет за собой разрушение старой, которая как раз в критической ситуации и обнаруживается.

Далее речь идет о специфике развития в критические возраста, которая состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму, и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.

Автором рассматривается структура критических возрастов. В основу анализа положена исходная посылка о том, что структура переходного возраста есть отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной формы. Причем изменение в переживании ребенком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы. Автор, вслед за Л. С. Выготским, делит кризисный возраст на следующие фазы:

1. Предкритическая, которая состоит в том, что ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной идеальной форме.

2. Критическая фаза, в которой происходит субъективация через посредство пробы. Эта фаза состоит из трех этапов:

а) мифологизация- попытка материализовать идеальную форму непосредственно;

б) конфликт -внешнее противостояние ребенка и реакции окружающих;

в) рефлексия — возникновение отношения к собственному действию в ситуации. Интериоризация конфликта между желаемым и реальным.

3. Посткритическая, которая представляет собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход реально-идеальное и свое-иное, принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого”.

Далее в восьмой главе дается анализ подросткового возраста, который рассматривается с одной стороны, как переходный, критический, а с другой — переход осуществляется к неопределенности подподростничества, поэтому позитивные характеристики возрастного перехода и подросткового возраста оказываются наименее изученными. В этой логике особый смысл приобретают указания на изменение картины мира подростка, в частности, на появление у него нового видения себя во времени. Возрастная перспектива понимается автором как изменение отношения ребенка к окружающей действительности, прежде всего социальной.

Также приведены результаты экспериментального исследования, проведенного с помощью трех методик: «Прошлое, настоящее, будущее”; «Самоописания”; «Структурированные самоописания”.

Далее представлено исследование, посвященное анализу представлении о взрослости и этапов его построения в предподростничестве. Выделены две основные характеристики отношения ребенка к собственной взрослости:

— все описанные ситуации делятся на происходившие реально и «сказочные”, явно содержащие элемент фантазии, происходящие в условном плане;

— тексты различались по указанным в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество.

В зависимости от этих характеристик выделяют четыре основных типа сочинений: а)условный план действия -внешняя взрослость; б) реальный план действий -внешняя взрослость; в) реальный план действий — внутренняя взрослость; в) условный план действия — внутренняя взрослость. Дается их подробная характеристика.

Глава 9: Практическая психология возрастных кризисов

В качестве основной причины возникновения трудностей автор выделяет то, что ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий. В свою очередь, действия взрослого проходят два этапа- этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые. Если удается в качестве «новых” отношений выстроить понимающие, то проблемы «трудновоспитуемости” надолго или совсем уходят.

Затем рассматриваются цели ребенка и родителей. Часто цели неосознанны. Так, цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает в критический период. То есть, в поведении ребенка выделяются две цели: объективная — построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная -превращение во взрослого.

Цели взрослого автор также разделяет на две. Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие. Другая цель заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком.

Под содержанием действий участников в данном контексте автором понимается:

а) непосредственные действия ребенка и взрослого,

б) внутреннее содержание действий.

Внутренним содержанием действия ребенка является построение пробы. Проба в свою очередь направлена на обнаружение себя, на возникновение ощущения себя в новом качестве. Строя новое поведение ребенок ожидает простой непосредственной реакции, и получает ее от взрослого. По мнению автора, необходимо, чтобы реакция взрослого соответствовала главной цели — обеспечению развития ребенка. Это и является стержнем ситуации кризиса.

Коррекция же должна состоять не в преодолении симптомов кризиса .а в усилении его положительного эффекта, использования периода кризиса для решения задачи развития. Течение критического периода может стать успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т . е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.

Затем рассказывается о типах коррекционной работы, которая выбирается, в целом зависит от возраста ребенка, а также места протекания кризиса и позиции взрослого. Стратегия коррекции заключается в трансформации детского действия в пробующее, а для этого действие переводится в иной контекст. Начиная с возрастного кризиса семи лет, возможна вербализация- обсуждение с ребенком возникающих проблем.

В заключении книги дается перечень основных освещенных проблем.

Аннотацию выполнили студентки Губанова З. И., Еремина А. В., Яркова Т.

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Возраст Название стадии
0-1 Доверие или недоверие.
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 19 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

Стадия 1.

Доверие или недоверие (0-1 год).

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путь Негативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера и т.д.

Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Стадия 2.

Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путь Негативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ? Сильная сторона -цель.

Стадия 4.

Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статью: В чем причина вашего одиночества.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Стадия 7.

Генеративность или стагнация (26-64 года).

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Стадия 8.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполно -ценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распадению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Формирование идентичности предполагает принятие подростком системы ценностей, существующей в обществе. Бывает, что по каким-то причинам общество не может предложить достойную целостную систему высших ценностей. Депривация высших ценностей — одна из основных причин экзистенциальных фрустраций человека любого возраста. В подростковом же возрасте данная депривация, а также некоторые другие депривационные факторы обусловливают экзистенциальный (смысложизненный) кризис, который может привести к неврозам, депрессиям, попыткам решить проблемы путем употребления алкоголя, наркотиков и даже путем суицида. Возможно формирование самоопределения по негативному сценарию: уход в криминальные группировки, увлечение псевдорелигиозными течениями и т. п. Другой вариант — нежелание решать экзистенциальные проблемы, бегство от них («диффузия идентичности», по Э. Эриксону), что проявляется в инфантилизме.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В молодости человек ориентирован на получение профессии, создание семьи. Основная задача возраста, по Э. Эриксону, — научиться общаться с людьми, строить близкие отношения, не боясь потерять свою идентичность. Корни экзистенциальной депривации лежат в противоречивости двух тенденций. С одной стороны, у человека в этом возрасте есть стремление к построению близких отношений, с другой — возникает желание оградить «свою территорию», свое «Я». Последнее может привести к избеганию межличностных отношений, к излишней поглощенности собой, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.

Кризис 30 лет иногда называют кризисом смысла жизни. Фактически это первый период, когда человек задается вопросом о правильности своего существования, а именно: соответствует ли его жизнь его сущностным мотивам? И если не находит положительного ответа либо эти мотивы не определены, возникает глубинное чувство утраты смысла, связанное с ощущением пустоты.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Кризис 40 лет (или кризис середины жизни) считается одним из самых ярких и значимых. Человек оценивает свою жизнь на предмет того, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Это период, когда экзистенциальные проблемы предстают во всей своей остроте. Перед лицом надвигающейся старости и невозможности что-либо кардинально изменить такая рефлексия может привести к депрессиям, неврозам и т. д. В этот период некоторые пробуют «начать жить заново», обрести новые смыслы, пытаясь выйти из состояния экзистенциальной депривации.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Экзистенциальная депривация (утрата смысла жизни) характерна не только для периодов возрастных кризисов. Она может быть обусловлена индивидуальными особенностями жизни человека.

Ситуация глобализации в современном мире приводит к депривации экзистенциальных потребностей значительной части населения, в том числе молодежи. Отсутствие общей, стабильной системы ценностей, недейственность закона, сложности экономической адаптации — все это создает ценностный вакуум, приводит к потере смыслов. Как следствие — появление «альтернативных» ценностей, реализующихся в форме криминальной деятельности, в том числе и так называемых идеологических объединений — скинхедов и т. п.

Для эпох перемен как нельзя более подходят слова Э. Фромма о том, что человеческая агрессивность провоцируется не столько раскрепощением инстинктов, сколько подавлением экзистенциальных потребностей: в свободе, в чувстве идентификации, в ценностных ориентациях и объекте почитания, в ощущении исторических корней, в чувстве единения, в возможности реализовать свои творческие способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *