Психология счастья

Как изменилось представление о счастье, чем оно отличается от эйфории, как научиться быть счастливым, почему важно уметь горевать и какие упражнения помогут мыслить позитивно? Это и многое другое узнали слушатели лекции «Город для счастья» от психолога, спикера Международного форума «Счастье как бизнес-модель», Яны Лейкиной. Лекция прошла 24 апреля в Университете Правительства Москвы.
Тема счастья становится настоящим культурным трендом. Ей посвящают форумы, лекции, книги. Многие люди изучают и развивают «счастье» как важный критерий качества жизни. Компании включают счастье сотрудников в число приоритетов развития корпоративной культуры, потому что понимают, что счастливые люди работают лучше. Москва многое делает для того, чтобы уровень субъективного благополучия человека в мегаполисе был выше, чтобы каждый находил для себя маленькие ежедневные радости, занятия по душе, возможности для работы, отдыха и досуга.
Во времена Зигмунда Фрейда считалось, что нормальное состояние человека — это состояние лёгкой меланхолии. Он говорил, что «задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
Классическая психология занималась вопросами несчастья, устранением проблем. Но в 70-е годы XX века психологи поняли, что одним устранением проблем человека счастливым не сделаешь. Так начала формироваться позитивная психология.
Чем больше человек привыкает считать себя хозяином своей жизни и режиссёром судьбы, тем меньше он готов довольствоваться малым.
Для активной наполненной жизни просто необходимы энергия, ресурсы и вдохновение — состояния к которым стремится современный человек.
Инфантильное представление о счастье связывает его с внешними факторами, беззаботностью и эйфорией. На практике же оказывается, что количество потребления не может насытить и только притупляет чувства. А поиск эйфории заставляет гнаться за всё новыми острыми ощущениями, а это самый короткий путь к зависимостям любого рода или депрессии.
Счастье должно быть побочным продуктом осмысленной, ответственной, наполненной жизни.
Что же влияет на ощущение счастья и как мы можем поддерживать его?
Оказывается, мы в очень больших пределах можем повлиять на то, что называем счастьем. Нужно изменить стратегию мышления и сознательно нарабатывать силу «противонегативного мышления».
Позитивные эмоции
Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман считает этот элемент наиболее важным и простым, однако не все люди понимают важность позитивных эмоций.
Способность испытывать позитивные эмоции — это нечто большее, чем просто улыбаться. Позитивная эмоция: благодарность, удовлетворение, радость, вдохновение, надежда, любопытство или любовь — это умение видеть прошлое, настоящее и будущее с позитивной точки зрения. Такое отношение к жизни позволяет нам поддерживать себя в бодром состоянии, строить крепкие взаимоотношения с другими людьми, достигать успехов в работе и творчестве.
Селигман подчёркивает, как вредно зависеть от «внешних утешителей» вроде еды, выпивки и покупок. «Если вы научились находиться в приподнятом духе, даже когда у вас почти ничего нет, это уже шаг вперед. Будьте счастливы уже в эту секунду, но думайте над тем, как добиться большего» — вот его рецепт счастья.

Яна Лейкина пригласила слушателей подумать над тем, как в их жизни представлены факторы счастья, и обсудить их с другими людьми. Она выделила несколько основных направлений.
Вовлеченность
Когда мы действительно чем-то увлечены: процессом, заданием, проектом, мы испытываем состояние потока, которое исследовал психолог Михай Чиксентмихайи. Кажется, что время остановилось, мы теряем самоощущение и при этом концентрируемся на настоящем моменте и своей работе. Это прекрасное ощущение позволяет нам чувствовать себя целостным и счастливым. Именно его мы вспоминаем потом как состояние глубокого погружения и максимально полного проживания жизни.
Отношения
Мы все социальные существа и уровень нашего счастья сильно зависит от взаимоотношений с другими людьми. Если у нас прекрасные отношения с близкими людьми, мы чувствуем удовлетворенность от жизни.
Изоляция вредит психическому здоровью, поэтому важно найти грамотный баланс между концентрацией на учёбе, работе и общением с другими людьми.
Гарвардское исследование, которое длилось 75 лет, привело ученых к выводу: хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее.
Смысл
Лев Толстой в своём автобиографическом произведении «Исповедь» рассказывает, что он понял две вещи. Во-первых, нужно ставить вопрос не о смысле жизни вообще, а о собственном смысле жизни. А во-вторых, не надо искать формулировок и следовать им, важно, чтобы сама жизнь, каждая её минута была осмысленна и позитивна.
Достижения
Людям важно уважать себя и получать признание от других людей. Поэтому мы хотим достигать значительных целей, становиться мастерами в том, что нам важно и интересно, побеждая себя, конкурентов и противников. Таким образом мы чувствуем прикосновение к чему-то важному, чувствуем удовлетворение и гордость за успехи.
Яна Лейкина коснулась не менее важной темы: когда с нами происходят действительно тяжёлые события, важно давать себе возможность горевать. Непрожитые негативные эмоции замораживают нашу эмоциональную жизнь и не оставляют места новой жизни, новым переживаниям. Хуже того, они могут находить своё отражение в телесных недугах. Но есть простой рецепт: чтобы не понизить уровень оптимизма, можно расстраиваться …не более 29 минут подряд.
Теоретическая часть лекции сопровождалась практикой. Участники делились своими счастливыми историями, рассказывали друг другу о составляющих формулы счастья: позитивных эмоциях, отношениях, смысле и достижениях.
Гости поняли, что счастьем можно делиться, спрашивать своих близких о том, что доставляет им радость, что может сделать их счастливее. Записав все интересные ответы, можно получить полезные «лайфхаки» для себя и узнать, как порадовать других.
Лекция превратилась в непринужденный диалог. Участники рассуждали о счастье современного человека, делились своими формулами счастья и позитивными эмоциями и задавали вопросы психологу.
Отзывы участников:
Елена Бакунина:
Здорово, что была не просто лекция, а диалог психолога с залом и практическое задание. Я узнала, что счастливым человеком быть несложно, если знать, чего хочешь, и если что-то делать для реализации этих желаний. В конце мероприятия лектор предложила всем пообщаться с тремя случайными людьми. Мы поделились тем, какие методы используем для себя, чтобы чувствовать себя комфортно и гармонично.

Евгения Рябчикова:
Мне очень понравилась подача информации! Яна Лейкина несет тепло и добро, поэтому аудитория, заряжаясь от нее, испытывает положительные эмоции. На лекцию я шла, чтобы понять, счастливый ли я человек. И оказалось, что да — счастливый! Многие утверждения психолога мне близки. Например, я всем говорю, чтобы даже в негативной ситуации искали свои плюсы. Настроение от лекции поднялось!
Анна Баженова:
Лекция оказалась практически полезной! Я сделала для себя несколько заметок о том, что нужно периодически следить за своим эмоциональным состоянием, давать разгрузку организму, а также вовремя уметь переключаться между разными делами и задачами. Важно задумываться над тем, что такое счастье для тебя и для тех, кто тебя окружает. Спикер также провела несколько практических упражнений, демонстрирующих, что все мы разные и у всех разные поводы для счастья, но именно этим мы дополняем друг друга, делая еще счастливее. В этом, пожалуй, и есть главный секрет счастья!
Ксения Корнилова:
На лекцию о счастье я шла с небольшими сомнениями: как можно научить счастью? Но, помимо теории восприятия счастья с психологической и культурологической точки зрения, мы получили и много практики: разговаривали, создавали свои формулы счастья, одна из которых: позитивные эмоции + отношения + смысл + достижения. Спикер посоветовала в каждом дне искать причины, которые делают нас счастливыми, а еще делиться этим с другими. И оказалось, что направить на путь счастья можно, ведь это продукт рационально осмысленной жизни. Теперь я понимаю, что о счастье говорят незаслуженно мало!
Екатерина Ильченко:
На встрече мне понравился интерактив, когда мы с другими слушателями обменивались способами сделать себя счастливее, а также подход, предложенный лектором: деление счастливых событий на то, что уже сделано и что еще предстоит. А еще я открыла для себя новую интересную литературу!
Университет Правительства Москвы продолжит традицию открытых лекций, на которых мы постараемся затронуть темы, важные и интересные для каждого человека.

Возврат к списку

СЧАСТЬЕ (психологические аспекты). Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным.

Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных и психологически заостренных гласит: чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется. Не менее парадоксальны с точки зрения житейских представлений и такие эмпирически подтвержденные факты, что пожилые люди часто бывают счастливее молодых, или – что счастье не связано напрямую с материальным достатком (счастлив может быть и бедняк, а миллионер – наоборот, несчастен).

К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты. Т.о. депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений.

Как альтернатива депрессии, а следовательно и связанному с ней пессимизму, счастье соответствует оптимизму. Общность понятий «счастье» и «оптимизм» очевидна; это дает основание многим авторам рассматривать оптимизм в качестве структурной составляющей счастья в его широком значении. Тем не менее оптимизм, пересекаясь и даже совпадая по многим свои характеристикам со счастьем, по сути дела является самостоятельным и уникальным феноменом человеческой психики и личности. Уникальность оптимизма заключается прежде всего в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше». Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворения настоящим. В тоже время без оптимизма счастье не является полноценным, т.к. перспективы на будущее, чувство веры и надежды имеют для него решающее значение. Равным образом и оптимистическое сознание предполагает уверенность человека в достижении более полного счастья и возможность быть счастливым не только в настоящем, но и в будущем.

Современные эмпирические исследования убедительно подтверждают высокую степень родства оптимизма и счастья как двух важнейших составляющих субъективного благополучия личности. Например установлено, что показатели по Тесту жизненных ориентаций (Life Orientation Test – LOT), измеряющего оптимизм, и показатели счастья по Оксфордскому опроснику счастья коррелируют между собой на уровне 0,75 (Аргайл, 2003, с.178). В другом исследовании, выполненном на российской выборке испытуемых в рамках ценностного подхода к счастью, показано, что в представлениях обыденного сознания главной характеристикой счастливого человека, в отличие от несчастливого, является прежде всего его оптимизм, вера в лучшее будущее (Джидарьян, 2001).

Следует отметить, что счастье – категория, характеризующая индивида, а не группу. Счастливая группа (например, «счастливая семья», «счастливая страна») – это группа, где все индивиды, включенные в нее, счастливы, что маловероятно (для семьи – иногда возможно, но для страны – никогда!), если конечно не учитывать ситуацию, когда все граждане просто «обязаны быть счастливы» (Д.Оруэлл 1984, реально-исторический опыт тоталитарных государств, фашисткой Германии, сталинской России). Особое место здесь занимает ощущение человеком счастья в контексте принадлежности к определенным религиозным группам и духовно-психологическим течениям.

С древнейших времен мыслители спорят между собой, что такое счастье, какими способами можно его достичь и что делает людей счастливыми или несчастливыми. В историко-научной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья – гедонизма и эвдемонизма.

Наиболее полно идеи эвдемонизма в их первоначальном варианте выражены в учении Эпикура, для которого стремление к удовольствию является основой нравственного поведения, а само удовольствие – высшим благом. Идея счастья-эвдемонии лежит также в основе этической концепции Аристотеля, согласно которому состояние счастья-блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему предназначению («даймону») или «подлинному Я», которое обретается путем развития всех тех потенций, которые заложены не только в видотипических (родовых) особенностях человека, но уникальным образом представлены в каждом человеческом индивиде.

Таким образом, зародившись в недрах древнегреческой философии, идеи гедонизма и эвдемонизма определили по существу две основные линии в становлении такой научной дисциплины как психология счастья.

Идеи гедонизма получили развитие в бихевиоризме, психоанализе и даже дали название отдельного направления современной психологии – гедонистической.

Идеи эвдемонизма нашли отражение во многих современных теориях личности в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии, например, в представлениях о «полностью функционирующей личности» К.Роджерса, «личностной идентичности» (personal identity) Э.Эриксона, «самоактуализации» A.Маслоу, «личноcтной выраженности» (personal expressiveness) А.Уотермана, психологической теории «субъективного благополучия» (subjective well-being – эмоциональной и когнитивной оценке людьми удовлетворенности собственной жизнью). (Э.Динер, С.Рифф, Б.Сингер и др.), концепции «аутентичного счастья» М.Селигмана

Счастье по сути дела – междисциплинарный феномен. Существует обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по счастью. Но, по крайней мере до 60-х годов 20 в. эта проблематика была обделена вниманием научной психологии. Ее бурное развитие в контексте психологического знания наметилось лишь в последние десятилетия, прежде всего в работах гуманистической психологии и позитивной психологии.

В рамках гуманистической психологии следует отметить представления А.Маслоу о самоактуализации и учение о смысле жизни В.Франкла.

А.Маслоу обнаружил, что ситуации самоактуализации встречаются в жизни всех людей. Эти ситуации или состояния, когда человек на какое-то краткое время приобретает черты самоактуализирующейся личности, Маслоу назвал «пиковыми переживаниями». Например, в любви, при восприятии произведений искусства, в религиозном экстазе и т.п., когда мир видится целостно, без привязки к сиюминутным нуждам, человек забывает о своем «Я», оказывается вне пространства и времени, остро ощущает позитивные ценности окружающего мира – истину, добро, красоту, справедливость и т.д. Главное, что в такие моменты человек в бóльшей степени ощущает себя самим собой, а также решительным и целеустремленным, ответственным, надежным и заслуживающим доверия, спонтанным, честным, самодостаточным, творческим. Вместе с тем, «пиковые переживания» заключают в себе и определенные угрозы, например применение наркотиков как средства доступа к ярким переживаниям.

В.Франкл (1905–1997) в контексте своего подхода к психотерапии (логотерапия) противопоставлял обретение смысла чувственному удовольствию. Он выступал против учения З.Фрейда о доминирующей роли принципа удовольствия в психической жизни человека, полагая, что удовольствие не цель, а следствие удовлетворения наших желаний. С его точки зрения человек в действительности стремится не к счастью-удовольствию, а к смыслу. Смысл рассматривается им как основание подлинного счастья (см. Д.А.Леонтьев, 1999).

Одним из аргументов в пользу выделения позитивной психологии как отдельной дисциплины была как раз необходимость развертывания собственно-психологических исследований счастья. С самого своего зарождения в конце прошлого века позитивная психология провозгласила своей задачей изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни, процветания. Этому посвящены работы психологов М.Аргайла, Э.Динера, Д.Майерса и М.Селигмана, М.Чиксентмихали) и др.

Одним из главных в позитивной психологии стал вопрос об операционализации и измерении счастья. После долгих дискуссий за условную меру счастья была принята характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями. Для измерения счастья были созданы Шкала удовлетворенности жизни Динера (Satisfaction with Life Scale – SWLS), Шкала счастья Фордиса (Happiness Measure – HM), Аффективный баланс Брендберна (положительные эмоции минус отрицательные) (AB) и др.

На основе эмпирических исследований была показана взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни (социальной, сексуальной, личностной, семейной, межличностной, трудовой, образовательной) с благополучием с одной стороны, и с психологическим дистрессом – с другой (Diener et al., 1985; Heady&Wearing, 1992). Эти исследования подтверждают идею о том, что на полноту ощущения счастья влияют принадлежность к религии, досуг, удовлетворенность трудом, чувство юмора, искусство, занятия спортом, социальные нормы и т.п.

М.Л.Эммонс с позиций развиваемого им т.н. «целевого» подхода, обобщил собственные исследования и работы других авторов о соотношении личных устремлений человека и его благополучия. Он рассматривал индивидуальные различия в контексте мотивации личности, при этом «призывая на помощь» концепцию духовности. В этом анализе подтвердилась его убежденность в том, что «когда люди ориентируют свою жизнь на достижение духовных результатов, им свойственно переживать свою жизнь как подлинную, целостную и осмысленную».

Известно, что счастье не зависит напрямую от уровня дохода или здоровья, которые относятся к объективным показателям и применимы в изучении исторической динамики социального благополучия. Например, Э.Динер показал, что бедные из трущоб Калькутты меньше, чем наполовину, связывают удовлетворенность жизнью с уровнем собственных доходов (Biswas-Diener&Diener, 2001).

Кроме того, на счастье как «субъективное благополучие» значительное влияние оказывают:

личностные черты – экстраверсия и нейротизм;

когнитивные процессы и характеристики личности (самооценка, оптимизм, наличие жизненных целей, идентичности);

культурные различия.

Люди с повышенным нейротизмом чаще склонны проявлять негативные эмоции, а те, кто обладает большей экстраверсией – положительные. Причем высокая самооценка способствует положительному отношению к жизни и более оптимистичному восприятию событий. В контексте культурных различий исследования счастья обычно соотносятся с показателями коллективизма/индивидуализма в отдельных странах и менталитетах народов (в Китае, например, ощущения счастья отдельного человека напрямую связано с удовлетворенностью на уровне группы), с социальными нормами дозволенности или поощряемости эмоционального выражения, принятыми в разных этнических сообществах и т.п. Сложность и многоаспектность характера связей между различными показателями «субъективного благополучия» выражается также в том, что они подвержены возрастным и половым различиям.

Концепция «аутентичного счастья» американского ученого М.Селигмана (Seligman, 2002), рассматриваемая и как идентификация, развитие наиболее сильных сторон человеческой личности и использование их в жизни (в частности, в семье и на работе). Показано, что для ощущения аутентичного счастья необходимо обращаться к наиболее сильным сторонам собственной личности. М.Селигман включает в представления об аутентичном счастье следующие аспекты:

«семейный круг» (субъективное благополучие на 50% наследуется от биологических родителей, причем по данным Аргайла, генетически обусловлены прежде всего отрицательные эмоции, а то, что связано с положительными эмоциями, в большей мере зависит от среды и индивидуального развития (наследуется социально);

«индивидуальный уровень» счастья (характерный для определенного человека, к которому он каждый раз возвращается

через какое-то время после пережитых положительных или отрицательных событий;

«объективное качество жизни» (обстоятельства, находящиеся вне непосредственного контроля людей – в этом контексте Селигман иногда называет современную Россию «самой несчастливой страной»;

«субъективное качество жизни» (то, что находится (или в принципе может находиться) под контролем людей – отношения между людьми, в частности любовь, дружба, хорошая семейная жизнь, поддерживающие духовно-религиозные сообщества).

Селигман также отмечает, что счастье включает в себя одновременно два типа переживаний: удовольствие и удовлетворение. Удовольствие – имеет сильный чувственный эмоциональный компонент (например, экстаз, восторг, оргазм и т.д.) и в нем практически никак не задействованы когнитивные процессы. Удовлетворение имеет место тогда, когда мы занимаемся любимым делом, что вовсе не обязательно предполагает сильные чувства, но здесь важна полная вовлеченность в такую деятельность, когда мы растворяемся в ней и при этом соприкасаемся с сильными сторонами нашей личности.

В современных исследованиях по позитивной психологии для обозначения таких переживаний используется термин «поток», введенный американским психологом Михалем Чиксентмихали. Например, когда художник работает над картиной и все идет хорошо, то он игнорирует усталость, голод, теряет интерес ко всему окружающему, будучи полностью поглощен своей деятельностью.

Гребенщикова Т.А., Джидарьян И.А., Шапиро А.З.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *