Какой сегодня еврейский праздник?

Этот праздник посвящен исходу евреев из Египта. Название Песах с иврита переводится как «пройти мимо». Так как фараон не хотел отпускать евреев из египетского рабства, Всевышний наслал на Египет свою «десятую казнь» — гибель всех первенцев. Но смерть не коснулась семей евреев — косяки их домов были обозначены кровью жертвенных ягнят.

Исход из Египта был настолько поспешным и стремительным, что людям не хватило времени ждать, пока подойдет тесто для хлеба, и в дороге они вынуждены были есть пресные хлебцы из муки, смешанной с водой. Поэтому во время Песаха иудеи едят только пресный хлеб (мацу), строго соблюдая инструкции Торы, которая категорически запрещает во время праздника иметь даже крошку хамеца — продукта, в котором содержатся зерновые, подвергшиеся закваске (хлеб, пиво и т.д.).

В Израиле на Песах введут комендантский час и запретят междугородние поездки

Заканчивают празднование Песаха на восьмой день. В этот день читают утреннюю молитву, а также устраивают специальную «трапезу Мошиаха» — едят мацу и выпивают четыре бокала вина.

Как сообщалось, в этом году из-за эпидемии коронавируса премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в связи с празднованием Песаха решил запретить с 7 по 10 апреля междугородние поездки и ввести комендантский час.

Вечером 30 мая иудеи начали отмечать День освобождения и спасения еврейского народа от нацистов. Празднование продлится до вечера 31 мая. В этот день иудеи в синагогах благодарят Всевышнего и Красную армию за спасение еврейского народа от полного уничтожения нацистами во время Второй мировой войны. Инициативу отмечать День Победы как религиозный праздник шесть лет назад выдвинул вице-президент Российского еврейского конгресса, президент Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ Герман Захарьяев. «Мы решили сделать 9 Мая религиозным праздником освобождения и спасения, потому что с помощью Всевышнего и благодаря Красной армии евреи получили свободу, а в 1948 году было создано независимое государство,— пояснил «Ъ” господин Захарьяев.— Наша цель — сохранить в душах будущих поколений память о победе и о том, чего она нам стоила». Его идею поддержали главные раввины России и Израиля. В 2015 году за предложение сделать День Победы религиозным праздником выступили и главные раввины европейских стран.

День Победы был включен в еврейский религиозный календарь под названием Йом шихрур ве-ацала — День спасения и освобождения. Ежегодно он отмечается евреями всего мира в день 26 ияра (в 1945 году на эту дату еврейского календаря выпало 9 Мая). В этом году 26 ияра выпало на вечер 30 и утро 31 мая. В Москве главные торжества по случаю праздника прошли в Еврейском общинном центре в Марьиной Роще и в хоральной синагоге с участием почетных гостей — главного сефардского раввина Иерусалима Шломо Амара, президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера, а также главных раввинов России Берла Лазара (ФЕОР) и Адольфа Шаевича (КЕРООР), посола Израиля в РФ Гарри Корена. Поздравительный адрес Владимира Путина зачитал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. «Эта священная для еврейского народа дата объединяет своей благородной миссией многочисленных последователей иудаизма как в нашей стране, так и за ее пределами, служит сбережению памяти о беспримерном подвиге солдат и офицеров Красной армии и армий государств—союзников по антигитлеровской коалиции, победивших нацизм, спасших еврейский и другие народы от угрозы уничтожения»,— отметил глава государства.

«У нашего народа есть праздник, который мы отмечаем по григорианскому календарю, но у нас есть и еврейский календарь,— пояснил главный раввин Берл Лазар.— Слава богу, у нас есть 9 Мая и 26 ияра. Мы благодарны Красной армии за освобождение евреев, мы должны поблагодарить бога и тех, кто сражался за освобождение нашего народа. Благодаря тем, кто рисковал своей жизнью, мы собрались сегодня здесь». «26 ияра — это еще и божественное указание всем нам неустанно работать над тем, чтобы никогда больше не повторились ужасы холокоста,— сказал господин Захарьяев.— Эта работа должна затрагивать все сферы общественной и политической жизни мирового сообщества». В память о Великой Отечественной войне в синагогах были зажжены три свечи: первая в благодарность Всевышнему за спасение еврейского народа, вторая — в память обо всех жертвах войны, третья — в память о бойцах Красной армии, которые спасли иудеев от уничтожения. Завтра в благодарность за спасение евреи возложат венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, а в Иерусалиме сегодня прошла акция «Бессмертный полк».

Павел Коробов

Еврейские праздники

Еврейские праздники, праздники, соблюдаемые в иудаизме и евреями по еврейскому календарю, включают в себя религиозные, культурные и национальные элементы, полученные из трех источников: Библейские заповеди; раввинистский иудаизм; еврейская история и история государства Израиль.

Общегосударственные праздники

Общегосударственные праздники отмечаются также по еврейскому календарю, в котором год начинается в сентябре-октябре, а месяцы примерно соответствуют знакам Зодиака.

Еврейские праздничные танцы Amos Gil, CC BY 2.5

В связи с этим, праздничные даты смещаются в определённых пределах год от года. Также следует учесть, что даты в еврейском календаре сменяются с заходом солнца.

Еврейские праздничные танцы Amos Gil, CC BY 2.5

Тем не менее, для верующих, принадлежащих различным религиям и религиозным конфессиям, статус праздничных дней имеют также и их религиозные и национальные праздники.

Шаббат

Шаббат, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Согласно Торе:

  • Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шават) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3).

Праздники и особые дни по месяцам

Тишрей

  • 1-2 — Рош Ха-Шана (Еврейский Новый год) (общий выходной 2 дня)

Традиционные продукты Рош ха-Шана: яблоки, мед, гранаты и вино для кидушаGilabrand, CC BY-SA 3.0

  • 3 — Пост Гедалии
  • 10 — Йом-Кипур (Судный День) (общий выходной 1 день)

Сукка Effi B., GNU 1.2

  • 15 — Суккот (Праздник кущей / шалашей) — 1-й день (общий выходной)
  • 16-20 — Хол ха-моэд (полупраздник) Суккот (выходной в государственных учреждениях, остальные организации работают полдня)
  • 21 — Хошана-Раба (короткий рабочий день)

Танец с Торой Ronia Harari, CC BY 2.5

  • 22 — Симхат Тора / Шмини-Ацерет (последний день Суккот) (общий выходной)

Хешван

  • 12 — День памяти убийства премьер-министра Ицхака Рабина (рабочий день)

Кислев

ХанукияFlickr upload bot, CC BY 2.0

  • 25 — Ханука (до 2-го Тевета) (выходные в государственных учреждениях)

Тевет

  • 10 — Десятое тевета, День общего поминовения (рабочий день)

Шват

Сушеные фрукты и миндаль традиционно едят европейские евреи в Ту би-Шват.Gilabrand, CC BY-SA 3.0

  • 15 — Ту би-Шват («Новый год деревьев») (рабочий день)
  • 30 — День семьи (быв. День матери) (рабочий день)

Адар

  • 7 — День поминовения незахороненных солдат (рабочий день)
  • 13 — Пост Эсфири (рабочий день)
  • 14 — Пурим (выборочный выходной)
  • 15 — Шушан Пурим (выборочный выходной в Иерусалиме)

Нисан

Традиционное расположение символических продуктов на тарелке пасхального седераYoninah, GNU 1.2

  • 15-21 — Песах (Пасха) (1-й и последний дни — выходные, остальные — выходные в госучреждениях, другие организации работают полдня)
  • 22 — Мимуна (рабочий день)
  • 27 — День памяти жертв Холокоста (рабочий день)

Ияр

  • 4 — День памяти погибших в войнах Израиля и в терактах (короткий рабочий день)
  • 5 — День независимости (выходной)
  • 14 — Песах шени (англ. Pesach Sheni) (рабочий день)

Костёр в Лаг ба-ОмерYoninah, GNU 1.2

  • 18 — Лаг ба-Омер (33-й день Омера) (рабочий день)
  • 28 — День Иерусалима (рабочий день)

Сиван

Сырные блинчики, традиционные блюда на Шавуот

В воскресенье, 29 сентября, сразу после захода солнца наступит Рош ха-Шана — Новый, 5780 год по еврейскому календарю. Празднование продлится два дня (заканчивается ночью 1 октября), названных в Талмуде «одним длинным днем», в течение которых нельзя работать (о том, ).

Рош ха-Шана не только веселый, но и глубоко религиозный праздник. Традиционно считается, что Адам был создан именно в Рош ха-Шана, и в этот день прародители человечества нарушили Божественный запрет, за что были изгнаны из Эдема. Это был первый суд над человеком, и с тех пор в Рош ха-Шана Всевышний рассматривает поступки людей, совершенные в прошедшем году, чтобы решить судьбу каждого в году наступившем. Как говорит Талмуд, все без исключения люди в этот день проходят пред Всевышним, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Судьбы праведников и злодеев решаются сразу, события же жизни остальных людей, хоть и определяются в Рош ха-Шана, но окончательное решение по ним принимается через десять дней после Нового года, в праздник Йом Кипур (Судный день).

Поэтому в первый вечер после зажжения праздничных свечей, прочтения благословений и определенной молитвы люди приветствуют друг друга словами: «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!» Имея в виду записи в Книге Жизни на ближайший год.

Что делают в праздник

После торжественной службы в синагоге люди садятся за праздничные столы. На столах обязательно должны быть определенные продукты: круглой формы хлеб, символизирующий цельность еврейского народа, традиционная хала (символ жизни), которую, макают в мед (символ удовольствия) и соль (символ богатства), яблоко, дольки которого едят с медом, желая друг другу не менее сладкого года. У многих среди блюд — баранья голова. Ее едят в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака. Еще на столе голова рыбы — чтобы в наступающем году «не плестись в хвосте», гранат — «чтобы заслуги множились, как зернышки у этого плода», рыба — чтобы «множиться, как рыбы в море». В некоторых общинах едят нарезанную кружочками морковь, формой и цветом напоминающую золотые монеты — «чтобы в новом году жить богато». Но нет на первой праздничной трапезе кислого, горького и острого. Как нет и орехов — сумма числовых значений входящих в слово «орех» букв равна сумме числовых значений букв слова «хет» (грех).

После завершения трапезы люди благодарят Всевышнего за еду и за все то доброе, что у них есть.

В праздник нужно как можно больше времени уделять молитве, изучению Торы и чтению псалмов. Словом, поступать так, как сказано в псалмах Давида: «Служите Господу в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха».

Чего нельзя делать

Существуют в праздник и некоторые ограничения: рекомендуется во всем соблюдать умеренность — желательно не спать днем, меньше спать ночью, оказаться от табака, хотя закон не запрещает курения. Принято отказываться от супружеской близости в обе ночи праздника.

Традиции

Символом этого праздника является шофар — древнейший инструмент из рога старого барана. Тора называет Рош ха-Шана «Днем трубного гласа» — каждый иудей обязан слушать звуки шофара, в который трубят, призывая к покаянию и исправлению своих ошибок. Даже само слово «шофар» переводится как «улучшение». Во время празднования Нового года используются три звука шофара: долгий непрерывный (ткия), с тремя перерывами (шварим) и рыдающий с девятью паузами (труа). Эти звуки должны заставить людей «проснуться от сна», проанализировать свои поступки и искренне раскаяться в грехах, чтобы в Йом Кипур Всевышний мог простить провинившихся и записать их в Книгу Жизни. Шофар в синагогах звучит по сто раз в каждый из двух дней праздника.

Традиции предписывают в первый день Рош ха-Шана после полудня и до наступления вечера совершать обряд Ташлих. Все происходит возле воды — символа милосердия (желательно, чтобы это был водоем с рыбой, который символизирует плодовитость и жизненные силы). На берегу читают специальные молитвы, отряхивают над водой полы одежды и выбрасывают в нее из карманов крошки, как бы избавляясь от грехов, совершенных в прошедшем году.

А еще для верующих обязательным считается посещение могил праведников, чтобы заручиться их помощью в дни Божественного суда.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об одном из главных иудейских праздников, связанных с центральными событиями еврейской истории, который называется Шавуот.

  • 18 Сентября, 06:45
  • Розсилка ВІДПРАВИТИ

Рош ха-Шана фото из открытых источников

Один из самых значимых праздников иудеев наступает 19 сентября и отмечается два дня

Рош ха-Шана, или еврейский Новый год – важнейшее событие, которым иудеи отмечают не просто смену календарных дат, а день начала человеческой истории, то есть события, описываемые в Священном Писании как день сотворения первых людей – Адама и Евы.

В 2020 году празднование Рош ха-Шана начинается вечером в пятницу, 18 сентября, а заканчивается вечером в воскресенье, 20 сентября. Это будет встреча уже 5781 года от Сотворения мира.

Этот праздник имеет мало чего общего с привычным для нас пониманием Нового года. Никакого шампанского и мандаринов, никаких фейерверков и вообще ни малейшего намека на безудержное веселье. Рош ха-Шана – это время переосмысления прожитого, покаяния и надежды на будущее.

Почему еврейский Новый год отмечается осенью

Рош ха-Шана приходится на начало месяца тишрей – седьмого месяца еврейского календаря. Календарь этот лунно-солнечный, а значит, и еврейские праздники являются подвижными относительно календаря гражданского.

Первым месяцем считается весенний месяц авив, называемый также нисан. Он приходится на март-апрель григорианского календаря.

Соответственно, седьмой месяц тишрей выпадает на сентябрь-октябрь. Евреи считают, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц. Поэтому с него и ведется летоисчисление.

Самым ярким событием праздника является трубление в шофар – бараний рог. Фото East News

С этим праздником связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории.

Значение Еврейского Нового года

Рош Ха-Шана, или еврейский Новый год 2020 – это не только день сотворения мира, но и день суда. То есть, в день рождения мира Бог судит этот мир. Главная задача человека в эти праздничные дни – вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться.

Праздником Рош Ха-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Киппур – день примирения. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.

Фото: Global Look Press

Перед Богом в это время открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, тех, кто чаще совершал недобрые поступки. И, наконец, в третьей книге, той, что лежит посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не отпетые грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся, так сказать, в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием.

Таким образом, еврейский Новый год – это и начало человеческой истории, и Божий суд, и возможность обновить отношения с Богом, совершить «перезагрузку».

Традиции празднования еврейского Нового года

Если говорить о традициях праздника, то известно следующее. На протяжении двух праздничных суток евреи ходят в синагогу, где молятся и слушают священные звуки шофана, бычьего рога, взывающего к человеческой совести. Считается, что в эти дни на Небесах решаются судьбы всех людей: они описываются в Книги Жизни и скрепляются особенной печатью, которая предрешает весь наступающий год.

Также в праздник осуществляется ташлих: иудеи собираются на берегу водоема и под чтение молитв вытряхивают из карманов в воду крошки, как бы скармливая рыбам свои грехи.

Какие угощения подаются на еврейский новый год:

  • яблоки с медом – им начинают трапезу сразу после халы, веря, что такой почин сделает год сладким и счастливым;
  • голову (рыбную или баранью) – чтобы весь год быть «во главе»;
  • рыбу как символ плодородия;
  • морковь, нарезанную кружочками как символ богатства, так как она напоминает монеты;
  • круглую сладкую халу с изюмом – чтобы год выдался здоровым и полным достатка;
  • овощи и фрукты призывая хороший урожай.

Что говорят на Рош ха-Шана

Евреи поздравляют друг друга словами «Шана това уметука!», что означает: «Доброго и сладкого вам года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *