Бог в помощь

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!

Анализ стихотворения «19 октября 1827» Пушкина

Дружба – одна из основных тем лирики Александра Сергеевича Пушкина. На всю жизнь он сохранил сердечные отношения с товарищами ранней юности, соучениками его по Лицею.

Стихотворение создано в 1827 году. С 1820 года по тем или иным причинам поэт не посещал Царскосельский лицей, где когда-то учился. Наконец, в эту важную дату – 19 октября (день открытия учебного заведения) – он среди однокашников. Многое изменилось, они уже не те неунывающие юнцы. Вот Ф. Матюшкин, будущий адмирал. Или посол М. Горчаков, который служил в Европе. Наверно, к ним обращены строки: царской службы, в пустынном море, в краю чужом. Впрочем, вполне уместны они и в адрес А. Дельвига. Да что там, и И. Малиновскому, когда-то самому неистощимому на проказы, а теперь — военному в отставке, ставшему к тому времени предводителем дворянства в Харьковской губернии. В. Кюхельбекеру и И. Пущину подходят слова: в житейском горе, в мрачных пропастях земли! Действительно, эти двое оказались в стане декабристов, были изобличены, наказаны ссылкой.

По жанру – послание, по размеру – четырехстопный ямб с опоясывающей рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам поэт в кругу друзей юности. Композиция кольцевая: анафора «Бог помочь вам» (то есть, Бог в помощь) открывает и первое, и последнее четверостишие. Два восклицания подчеркивают характер своеобразного тоста – за присутствующих и отсутствующих – на встрече лицеистов. Своими пожеланиями А. Пушкин словно бы заклинает злую судьбу. Каждая строфа содержит перечислительную градацию: в заботах, на пирах, таинствах любви. Пафос поэта не в сожалениях, что время не вернуть. Он смотрит в будущее, он верит, что жизнь каждого из них будет наполнена смыслом, трудами, творческим горением, любовью, поддержкой испытанных друзей. Интонация серьезная. Прочтение этих строф могло повергнуть собравшихся за столом в задумчивость. Эпитеты достаточно просты и типичны: чужой, разгульной, сладких. Интересно, что глаголов в произведении практически нет. Оно вообще похоже чуть ли не на вдохновенный экспромт. И, кажется, пока еще все живы. Годовщины последующих лет будут окрашены печалью в связи с уходом в мир иной дорогих сердцу поэта лицеистов. Без тени иронии поэт просит у Бога благословения всем.

Благодарность, чувство братства и мужество перед ударами судьбы переполняют строки стихотворения А. Пушкина «19 октября 1827 года», похожего на блестящую импровизацию.

Бог в помощь значение — Как правильно: «Бог помощь», «Бог в помощь» или «Бог помочь»?

Некоторые выражения употребляются сейчас в урезанном виде. Полная форма этого выражения: А знаете суть этого полного выражения? Не думаю, что «Бог простит» — это всегда урезанная форма от «простит и нам велит». Разве что только этимологически. Но эти формы существуют отдельно и употребляются с разным смыслом и в разных ситуациях. Я тоже размышлял неоднократно о этих всех выражениях, и о том, как люди их используют в жизни. Конечно, о Боге обычно никто не думает Скорее всего, это приобрело некую мистическую форму, некое подобие заклинания. Это похоже на чтение и постоянное повторение молитвы «Отче наш» наизусть, выражения»алилуйя», » спаси Господи», «воистину», и прочие. Больше напоминает ритуальные заклинания и мантры. Естественно люди используют это все не понимая и не желая понимать, но ведь и новый год у многих людей — семейный праздник. Никто и слышать не хочет об оккультном содержании сего празднества Слово «спасибо», всегда означало для меня не бессмысленное выражение благодарности, а именно пожелание спасения и именно поэтому, часто употребляемое соверующими выражение «спасибо Иегова» у меня в голове не укладывается. Как Богу можно пожелать спасения? В современном русском языке «спасибо» — это только выражение благодарности и ничего более. Язык меняется, слова меняются, значения слов меняются. Когда-то это было пожелание спасения, но сегодня уже нет. В обществе принято говорить на современном языке, а не языке позапрошлого века. Именно поэтому, например, существует необходимость в современных переводах Библии. Или как отказываются от разговора со словами «о Господи» или «ради Бога». Я думаю именно поэтому была дана заповедь Исход К сожалению, у некоторых братьев и сестер, в том числе и у меня, часто машинально вырывается «Господи», «Боже мой» и подобное. Это так уже укоренилось, что не знаешь, как избавиться от этой привычки. Еще в служении в свой адрес иногда слышишь: Машинально, конечно, не надо. Но с другой стороны, в этом и нет большой проблемы. Мы же не упоминаем имя Бога всуе, а «Бог» или «Господь» — это не его имя. Эти слова называются эмфизмами и они не обогащают нашу речь и не прославляют Бога. Во-первых, не эмфизмами, а эвфемизмами. Во-вторых, даже эвфемизмами они не являются. Эвфемизм означает совершенно другое. Можете поискать в интернете, это несложно. И наконец, если вы думаете, что слово «Бог» не обогащает речь и не прославляет Бога, то почему же оно так часто упоминается в Библии? Почему его постоянно используют все праведники и сам Иисус Христос? В прошлом году на всю страну гремел хит со словами: Оборот «О Боже» является вводным, отделяется запятой. Он грамматически не связан с последующим предложением. Это примерно как «Ух ты, какой мужчина». Здесь местоимение «ты» тоже никак не связано с «мужчиной». Ещё бывают такие ситуации удивление, страх , в которых более культурный человек говорит «О Боже! По моему такое замещения сквернословия упоминанием Бога тоже подходит под запрет из Исхода А насчёт русского языка, меня лично больше смешит выражение «Ваш покорный слуга». Как определить такие ситуации, в которых происходит «замещение сквернословия упоминанием Бога»? Есть какой-то список ситуаций? По каким лингвистическим критериям он составлен? Если человек вообще никогда не сквернословит, но сказал «О Боже! Если мы это говорим, то мы сравниваем его со сквернословящими и опускаем до их уровня, что несправедливо и неверно лингвистически и логически. Употребление таких словосочетаний ещё раз доказывает, что человек не может обходится без Бога. Он даже подсознательно постоянно к нему взывает. Это как маленький ребенок ,чуть что, зовет маму. Нам лучше избегать шаблонных фраз, желая счастья, радости, спасения, сегодня искренность уж редкое явление, мы ж не находим времени подчас. Но эта цель таки большого стоит: Создатель речи — этого достоин. К сожалению для романтиков, любой язык на очень большой процент состоит из «шаблонных фраз», то есть устоявшихся словосочетаний. По той прагматичной причине, что невозможно постоянно придумывать что-то новое. Язык — как река, он находит наиболее удобные для себя формы и фиксируется в них. Но разве это всегда плохо? Это же можно сказать и о многих других фразах. На проповеди одна сестра услышала такой ответ: Да, интересно не размышлял в подобном ключе. Хорошие выражения и вправду. А ведь когда-то эти выражения, помогали помнить о том, что Бог все таки играл какую-то роль в жизни людей. Даже больше того, атеисты отмечают религиозные праздники как мне объяснили, потому что это весело , а верующие отмечают мирские праздники. Наверное, тоже, потому что весело? Вот такой этот мир, всё переплелось. В Украине, особенно на западе ну очень религиозные люди , когда человек физически работает на земле, на стройке Но СИ в таких случаях так не говорят. Что плохого в этом приветствии? Судя по данной статье верующие люди должны именно так говорить. СИ так не говорят обычно потому, что это делается машинально и неосознанно. Но если действительно вкладывать в такие фразы смысл, то совсем другое дело. Раньше купцы на Руси заключали сделки просто давая слово выполнить обещанное, а сумму долга записывали мелом на прилавке. Если человек не выполнял свои обязательства не возвращал долг , ему грозили: Что означало, что купец стирал его долг, написанный мелом и не требовал его больше. А придавал нечестивца Божьему суду. Вряд ли сегодня «В порошок сотру» означает прощение всех долгов: Прочтите уважаемые СИ третью заповедь, или её Бог вычеркнул из десятисловия!? Ну , а теперь давайте выкручивайте и выворачивайте Не смог понять из вашего комментария, что и почему я должен выкручивать и выворачивать. Кстати, если вам интересно, последнее предложение в вашей цитате переведено совершенно неверно. Вот ее английский оригинал: Отправить комментарий Действует премодерация. Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях это не поможет , а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится. Подписаться на этот блог Подписка на блог по почте. Когда-то они были исполнены смысла и употреблялись по…»,»datePublished»: Бог религия русский язык. Давайте всегда ей следовать. Анонимный 7 мая г. Антон Чивчалов 7 мая г. Pavel Kharlamov 7 мая г. Петр 7 мая г. Анастасия Гриэль 7 мая г. Евгеий 8 мая г. Антон Чивчалов 8 мая г. Анонимный 8 мая г. Владимир Шевченко 9 мая г. Анонимный 11 мая г. Анонимный 12 мая г. Антон Чивчалов 12 мая г. Николай Никулин 12 мая г. Антон Чивчалов 8 мар. Антон Чивчалов 25 дек. Антон Чивчалов 27 дек. Есения Павлоцки 25 янв. Антон Чивчалов 25 янв. Популярные сообщения из этого блога Церковь X стоит по колено в крови невинно погибших людей Несколько слов к вопросу о переливании крови и около него. Представьте, что вы — добрый христианин, например православный, но необязательно. Вы можете быть и католиком, и протестантом. Вы воцерковлены и живете по всем канонам своей религии. Случилось так, что ваш ребенок смертельно болен, и единственным способом ему помочь является некий медицинский метод, который осуждает ваша церковь. Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию, клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине. Далее в этой же статье объясняется, почему не все методы лечения подходят для христиан: В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь — это Тело Христово. В одной стране группа хороших людей решила наказать группу плохих людей за то, что те не понимают, что они на самом деле плохие, а не хорошие. Для начала им запретили религиозную литературу за экстремизм. А почетный адвокат России Владимир Ряховский объясняет: СМИ много говорят о переливании крови, о навязчивых предложениях почитать Библию и прочем, но ничего этого в деле нет, и это единственное основание, по которому и их печатные материалы были признаны экстремистскими. Если кто-то считает, что он лучше других, значит на самом деле он хуже других. Это своего рода российский аналог дня святого Валентина. Что сделали Пётр и Феврония Муромские? На официальном сайте РПЦ мы читаем: Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Казалось бы, малопримечательный момент. Но что это значит? Муж и жена, состоя в браке, расходятся по монастырям — один в мужской, другая в женский. Пётр и Феврония, образец для подражания, ролевая модель российской семьи — пример вопиющего неуважения к священному институту брака. Да, согласно преданию, они умерли очень скоро после принятия монашеского пострига. Но никто точно не знает, когда он умрет. Ни преклонный возраст, ни даже смертельная болезнь не дают библейского основания для развода. Наоборот, в таких ситуациях …. Я бы хотел жить на яхте. Небольшая яхта со всем необходимым для одного или двоих, минимум вещей, зато вокруг — море, чайки и дельфины, закаты и рассветы, пьянящий океанский бриз, постоянно сменяющие друг друга безумно красивые виды, экзотические страны, новые интересные города, люди и впечатления. Хочешь — пришвартовался где-нибудь в Пуэрто-Банусе или Монте-Карло и пожил месяц-другой, хочешь — поплыл за пиратскими сокровищами. Как вариант, яхту можно заменить на автомобиль с домом-прицепом. Выбрал красивое место, остановился, поднял тент, поставил кресло, развел мангал. Или я мог бы обустроить небольшой, но уютный домик в живописном месте, какой-нибудь домик хоббита, и, предавшись созерцательному уединению, наблюдать за звездами, прогуливаться по окрестным горам, валяться в гамаке со стаканчиком мохито или купаться в изумрудных водах с черепахами, а по вечерам в местном пабе с такими же, как я, умудренными жизн…. По переливанию донорской крови На основе многолетнего опыта отмечу: Как отметил академик РАН и РАМН, директор Гематологического научного центра РАМН А. Воробьев на одной из многочисленных конференций по так называемым бескровным методам лечения, он не может назвать ни одного случая, когда больной умер от не переливания крови, но может назвать целый ряд случаев, когда больной умер после переливания крови. Основываясь на существующем опыте лечения пациентов — Свидетелей Иеговы этот патриарх российской гематологии констатировал, что даже в редких ситуациях остановки кроветворения во всех конкретных случаях врачи находят решение этой проблемы с учетом религиозной позиции Свидетелей Иеговы. Подробнее об авторе изображений для темы: Использование материалов блога разрешается в любых формах. Цитата дня Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу откровения Майкл Фарадей Все цитаты. Что случилось с Троицей? Блог о переводе Чьей кровью Бог приобрел церковь? Катастрофа Табличка и гвозди.

Правила ухода за томатами в теплице
Таблица трансферов фнл
Бог в помощь (помочь) это:
Расписание электричек сибирская новосибирск главный
Cvv2 cvc2 где находится на карте maestro
Лучший эротический текст о майтхуне
Синема на академической кинотеатр расписание
Телепрограмма 5 новости
Карта елабуги с улицами и домами
Проекты садовых домиков эконом класса
Расписание служб всех скорбящих радость
Составить баланс мощностей для заданной схемы
Архив форума: Обсуждение ответов «Справки»:: Вопрос № 252823 — Бог в помощь.
Диджей новый год музыка
Выбор способа использования сервера
Характеристика деятельности обучающегосяво время преддипломной практики

Современный человек здоровается по многу раз в день, любой разговор обычно начинается с приветствия. Это общепринятое требование вежливости в обществе. Чаще всего при встрече желают здоровья. При всем многообразии приветствий этикет в основном одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую в Киеве православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». «Прежде все предстоящие в церкви лобызали также друг друга, мужи — мужей, жены — жен, произнося: «Христос посреди нас”, и тут же ответствуя: «И есть, и будет”; а потому и теперь всякий предстоящий, собирая мысленно пред собою всех христиан, не только присутствующих во храме, но и отсутствующих, не только близких к сердцу, но и далеких от сердца, спеша примириться с теми, против которых питал какую-нибудь нелюбовь, ненависть, неудовольствие, — всем им спешит дать мысленно лобзанье, говоря внутренне: «Христос посреди нас” — и ответствуя за них: «И есть, и будет”, — ибо без этого он будет мертв для всех следующих священнодействий, по слову Самого Христа: «Остави дар свой и шед прежде примирись с своим братом и тогда принеси жертву Богу”, и в другом месте: «Аще кто речет: люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, како может любить Бога, Егоже не виде?”» (Н.В. Гоголь «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г.). Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», «Христос рождається!»; «Славим Его!», «Славімо Його!» — звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Киевскому, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Евгения Кудрявцева «Печерский листок» №20 (48)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мама сшила рубашку в тот памятный год,
Хотя шить никогда не училась.
Кто родился в рубашке, счастливым слывет,
Со мной именно так получилось.
* * *
Я повадками батя, и батя с лица,
Благодарен фортуне за милость,
Так как мог бы иметь и другого отца,
Если б этого пулей убило.
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец — и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении «какого-то эмигранта»? Или купили пластинку «Эпитафия» пока неизвестного вам автора?
Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, — а лишь потом заинтересовались автором.
До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, — а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. «Нельзя обмануть народ» — поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.
Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши — 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск — туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска — в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи — акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын — Владимир Розенбаум.
В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный».
С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: «Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает».
В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания — школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. «Эту школу закончили мои родители, я и недавно — моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой».
Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу «Трудовые резервы». «Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг».
Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. «Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним». Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в «Ленконцерте».
Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.
Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей — медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи.
Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. «… не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:».
Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом «за зрительские симпатии».
В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный «хвост», оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института.
Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.
Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.
Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.
Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи — на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: «Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его».
И еще: «То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате — это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения — я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество — это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.
Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отча сти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел «Рок»).
Ему всегда, как он признавался, «хотелось быть лучшим в своем деле». У врача было «было все в порядке, пока песня являлась хобби». А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать». И неизбежно «почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом».
Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *