Креационизм в философии

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное и философское учение о творении мира и человека Богом.

Пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния Креационизма воз­ник­ли в про­цес­се раз­ви­тия кос­мо­го­нических ми­фов бла­го­да­ря тер­ми­но­ло­гической фик­са­ции от­ли­чия ак­та тво­ре­ния от других дей­ст­вий бо­же­ст­ва (био­ло­гического по­ро­ж­де­ния, ре­мес­лен­но­го из­го­тов­ле­ния, борь­бы и т. п.), вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве фак­то­ров кос­мо­го­нического про­цес­са. В ла­тент­ной фор­ме креа­цио­ни­ст­ские эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют уже в ар­ха­ических ми­фо­ло­ги­ях Древ­не­го Вос­то­ка (древнеегипетской, шу­мер­ской, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской), од­на­ко наи­бо­лее яв­но тен­ден­ция к Креационизму про­яви­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии ев­ре­ев. Как свое­об­раз­ный тип он­то­ло­гии, Креационизм вы­ра­бо­тал­ся главным образом в рам­ках вет­хо­за­вет­ной и но­во­за­вет­ной тра­ди­ций, пер­во­на­чаль­но — в хо­де позд­не­ан­тич­ной ре­цеп­ции биб­лей­ско­го по­ве­ст­вова­ния (в осо­бен­но­сти в книге Бы­тие и в Еван­ге­лии от Ио­ан­на) о Со­тво­ре­нии ми­ра. Пред­став­ле­ния о тво­ре­нии бы­ли так­же свое­об­раз­но пе­ре­ра­бо­та­ны в ара­бо-му­сульманские тра­ди­ции, сфор­му­ли­ро­вав­шей свою вер­сию креа­цио­низ­ма.

Хри­сти­ан­ский Креационизм по­лу­чил раз­вёр­ну­тую фор­му­ли­ров­ку в пе­ри­од пат­ри­сти­ки — сна­ча­ла в рам­ках биб­лей­ской эк­зеге­зы, а за­тем в хо­де раз­ра­бот­ки основных прин­ци­пов хри­сти­ан­ско­го сис­те­ма­тического бо­го­сло­вия. По­ня­тий­ные сред­ст­ва для та­кой фор­му­ли­ров­ки бы­ли вы­ра­бо­та­ны на греческом языке в со­чи­не­ни­ях Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, Ори­ге­на и кап­па­до­кий­ских от­цов, на ла­ты­ни — пре­ж­де все­го в тво­ре­ни­ях блаженного Ав­гу­сти­на, ус­та­но­вив­ше­го в ка­че­ст­ве пер­вич­но­го он­то­ло­гические раз­ли­че­ния веч­но­го и не­из­ме­няе­мо­го Твор­ца и вре­мен­ной и из­мен­чи­вой тва­ри, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ны, раз­ли­чав­ше­го та­кие ви­ды сущ­но­стей, как «тво­ря­щее и не­со­тво­рён­ное», «тво­ря­щее и со­тво­рён­ное», «не­тво­ря­щее и со­тво­рён­ное». По­ня­тие Креационизма на­шло от­ра­же­ние в Сим­во­лах ве­ры, со­дер­жа­щих оп­ре­де­ле­ние еди­но­го Бо­га как Твор­ца.

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния в ка­че­ст­ве уче­ния Креационизм про­ти­во­сто­ял как различным вер­си­ям не­оп­ла­то­нической тео­рии эма­на­ции, так и на­ту­ра­ли­стическим пред­став­ле­ни­ям о фор­мо­об­ра­зо­ва­нии и упо­ря­до­че­нии веч­но су­щей ма­те­рии (смотри Фор­ма и ма­те­рия). В хо­де дис­кус­сий во­круг по­ня­тия тво­ре­ния вы­яви­лось ло­гическое за­труд­не­ние — с од­ной сто­ро­ны, тво­ре­ние долж­но мыс­лить­ся как акт, с другой сто­ро­ны, его нель­зя оп­ре­де­лить как со­бы­тие во вре­ме­ни, — ко­то­рое по-раз­но­му ре­ша­лось различными фи­ло­со­фа­ми и бо­го­сло­ва­ми. Тер­ми­но­ло­гическое оформ­ле­ние Креационизм по­лу­чил в средневековой схо­ла­сти­ке. В «Сен­тен­ци­ях» Пет­ра Лом­бард­ско­го впер­вые бы­ло за­кре­п­ле­но стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду «creare» («из ни­че­го де­лать не­что») и «facere» («соз­да­вать из имею­ще­го­ся ма­те­риа­ла»). Опи­ра­ясь на не­го, Фо­ма Ак­вин­ский обос­но­вал от­ли­чие тво­ре­ния (creatio) от воз­ник­но­ве­ния (generatio) с по­мо­щью ари­сто­те­лев­ских по­ня­тий воз­мож­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти. По мыс­ли Фо­мы, generatio — это осу­ще­ст­в­ле­ние на­лич­ной воз­мож­но­сти, creatio пред­став­ля­ет со­бой чис­тый акт, ко­то­ро­му ни­ка­кая воз­мож­ность не пред­ше­ст­ву­ет; по­это­му пер­вое мо­жет про­ис­хо­дить по­сте­пен­но, а вто­рое мыс­ли­мо толь­ко как не­де­ли­мое и аб­со­лют­но про­стое.

Раз­ли­че­ние тво­ре­ния и воз­ник­но­ве­ния сыг­ра­ло клю­че­вую роль в тео­ло­гических и фи­лософских дис­кус­си­ях о про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши: в про­ти­во­по­лож­ность тра­ду­цио­низ­му, со­глас­но ко­то­ро­му ду­ша вме­сте с те­лом пе­ре­да­ёт­ся че­ло­ве­ку от ро­ди­те­лей, Креационизм ут­вер­жда­ет, что она со­тво­ря­ет­ся Бо­гом и со­еди­ня­ет­ся с те­лом мла­ден­ца.

В ра­цио­на­ли­стической фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни Креационизм стал по­сте­пен­но при­ни­мать всё бо­лее ог­ра­ни­чен­ные фор­мы, от кон­цеп­ции Р. Де­кар­та о веч­ном тво­ре­нии до различных вер­сий де­из­ма.

Креационизм в био­ло­гии. Кон­цеп­ция по­сто­ян­ст­ва ви­дов, рас­смат­ри­ваю­щая мно­го­об­ра­зие ор­га­нического ми­ра как ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в конце XVIII — начале XIX веков в свя­зи с пе­ре­хо­дом к сис­те­ма­тическому изу­че­нию мор­фо­ло­гии, фи­зио­ло­гии, ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов, по­сте­пен­но вы­тес­нив­ше­му пред­став­ле­ния транс­фор­миз­ма о вне­зап­ных пре­вра­ще­ни­ях ви­дов и воз­ник­но­ве­нии ор­га­низ­мов в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го со­че­та­ния отдельных ор­га­нов (Эм­пе­докл, Лук­ре­ций, Аль­берт Ве­ли­кий и др.). Сто­рон­ни­ки идеи по­сто­ян­ст­ва ви­дов (П.С. Пал­лас) до­ка­зы­ва­ли, что ви­ды ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют, что они дис­крет­ны и ус­той­чи­вы, а диа­па­зон их из­мен­чи­во­сти име­ет стро­гие пре­де­лы. К. Лин­ней ут­вер­ждал, что ви­дов столь­ко, сколь­ко их бы­ло соз­да­но во вре­мя тво­ре­ния ми­ра. Сме­ну флор и фа­ун в па­лео­нто­ло­гич. ле­то­пи­си Ж. Кю­вье объ­яс­нял тео­ри­ей ка­та­ст­роф, ко­то­рая в тру­дах его по­сле­до­ва­те­лей (Ж.Л.Р. Агас­си­са, А. Д’Орбиньи и др.) при­ве­ла к по­сту­ли­ро­ва­нию де­сят­ков пе­рио­дов пол­но­го об­нов­ле­ния ор­га­нического ми­ра Зем­ли. Мно­го­крат­ные ак­ты тво­ре­ния отдельных ви­дов при­зна­вал Ч. Лай­ель. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му и бы­ст­ро­му при­зна­нию идеи эво­лю­ции под влия­ни­ем дар­ви­низ­ма, чис­ло при­вер­жен­цев Креационизма в био­ло­гии уже в середине 1860-х годов силь­но со­кра­ти­лось, од­на­ко идеи Креационизма ак­тив­но об­су­ж­да­лись в фи­лософских и ре­лигиозных док­три­нах. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­еди­нить идею эво­лю­ции с пред­став­ле­ни­ем о Бо­ге как её из­на­чаль­ной при­чи­не и ко­неч­ной це­ли (Н.Я. Да­ни­лев­ский, П. Тей­яр де Шар­ден и др.). На­чи­ная с 1960-х годов в США, а за­тем в Западной Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние «на­учного креа­цио­низ­ма», воз­ник­ли мно­го­численные об­ще­ст­ва и ака­де­мии, от­стаи­вав­шие те­зис, что ес­те­ст­во­зна­ние пол­но­стью под­твер­жда­ет дос­то­вер­ность биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния о со­тво­ре­нии Все­лен­ной и че­ло­ве­ка, а тео­рия эво­лю­ции — лишь од­но из воз­мож­ных объ­яс­не­ний раз­ви­тия ор­га­нического ми­ра. Боль­шин­ст­во био­ло­гов, ис­хо­дя из ре­аль­но­сти эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти, от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го тво­ре­ния» и счи­та­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­учного креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии современной тео­рии эво­лю­ции.

В американском обществе продолжаются споры по поводу преподавания в средней школе теории эволюции. Против преподавания теории Дарвина выступают фундаменталисты, придерживающиеся так называемого «креационизма».

Это слово имеет несколько значений. В наиболее общеупотребительном смысле оно означает веру в то, что вся наша Вселенная, или хотя бы только жизнь на нашей планете, возникли не под действием безличных физических законов, а по приказу какой-то разумной силы. Абсолютное большинство креационистов видят в этом акте творения волю Божества, хотя некоторые готовы признать, что эту роль могла бы сыграть и неведомая нам сверхцивилизация.

В США в изобилии представлены различные течения креационизма. Самая многочисленная и активная группа настаивает на необходимости буквального понимания картины происхождения мира, представленной в Ветхом Завете. Они, в частности, уверены, что возраст Земли составляет от 6 до 10 тысяч лет, а не 4,5 миллиарда, как утверждает современная наука. Креационисты этого толка считают, что Землю со всеми ее обитателями создал Всевышний, и поэтому совершенно не принимают теорию биологической эволюции. В США эту точку зрения поддерживают многие члены фундаменталистских конгрегаций протестантизма.

Однако эта точка зрения не является единственной. Существует немало креационистов, которые не оспаривают ни законов физики, ни общих принципов космологии. Так, они признают, что наша Вселенная появилась около 13 миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва, а Земля возникла из той же газопылевой туманности, которая дала начало Солнцу и прочим планетам солнечной системы. В то же время они отрицают основные положения эволюционной биологии и чаще всего полагают, что все ныне живущие и вымершие виды живых существ были в разное время созданы Божественной волей. Некоторые сторонники этих взглядов допускают даже возможность биологической эволюции, однако все же считают, что самые первые носители земной жизни возникли по чьему-то приказу. Практически все креационисты этого толка склонны приписывать возникновение человеческого сознания исключительно божественной воле.

В последние годы среди креационистов получила хождение версия так называемого «сознательного замысла» (intelligent design). В концептуальном плане она восходит к идеям двухсотлетней давности, содержащимся в вышедшей в 1802 году книге англиканского священника Уильяма Пэли «Натуральная теология». Пэли считал, что все органы каждого живого существа настолько соответствуют друг другу и условиям его обитания, что они могли возникнуть только по сознательному замыслу Конструктора, которым, с точки зрения Пэли, мог быть только Всевышний.

Современные последователи Пэли не обязательно настаивают на божественном происхождении мироздания, однако утверждают, что многие ключевые проблемы возникновения Вселенной, жизни и человека в принципе не имеют научного решения. В своей полемике они нередко оперируют понятиями биохимии, молекулярной биологии и математической статистики, используя их для опровержения научных теорий.

В целом объяснения устройства Вселенной делятся на две большие группы в зависимости от того, опираются они на природные, естественные силы или сверхъестественные. «Естественники», в свою очередь, делятся на сторонников случайного развития событий и тех, кто убежден: без вмешательства разумных упорядоченных сил обойтись было невозможно (так называемые телеологические концепции).

На данный момент нет никаких доказательств, что в природе присутствуют упорядочивающие силы, зато есть свидетельства того, что действующие «вслепую» силы могут случайно произвести нечто упорядоченное, если они не ограничены во времени. Из основывающихся на последнем предположении теорий самая известная и разработанная – теория эволюции, последовательного преобразования всего живого.

Основы эволюционного учения заложил Жан-Батист Ламарк в начале XIX века, создав первое филогенетическое древо живого.

Он утверждал, что механизм эволюции вызван внутренним стремлением организмов к совершенствованию. Оно заставляет их упражнять органы, те, на которые падает наибольшая нагрузка, приспособятся к ней, а малоиспользуемые постепенно упростятся и отомрут.

Его идеи развил Чарльз Дарвин, создав в 1859 году свою знаменитую теорию эволюционного происхождения и развития живых организмов. По Дарвину, главный двигатель эволюции – естественный отбор, позволяющий выживать и приносить потомство только наиболее приспособленным организмам. Действие естественного отбора приводит к видообразованию.

В 1900 году первый удар по теории Дарвина нанесло открытие основных законов генетики; таких ударов будет еще немало.

Дарвин исходил из того, что основные этапы, предсказываемые его эволюционным учением, будут доказаны по мере развития науки, но пока практика не подтверждает теорию.

К середине XX века с учетом генетических открытий формируется синтетическая теория эволюции, основой эволюции признающая динамику генетических структур в популяциях под влиянием все того же естественного отбора. Мало разработанное направление в теории эволюции – сальтационизм. Его последователи утверждают, что видообразование происходит быстро, всего за несколько поколений, и отрицают все виды отбора, кроме отсекающего. Доказано, что видообразование у растений на основе полиплоидии носит сальтационный характер. По теории нейтральной эволюции Кимуры, отбор вообще не важен, а эволюция происходит за счет случайных событий в популяциях.

Современный дарвинизм представляет собой синтез классического дарвинизма и популяционной генетики. Иногда его называют неодарвинизмом, но на самом деле неодарвинизм создан в 1880-90-х годах Августом Вейсманом, выдвинувшим гипотезу непрерывной, потенциально бессмертной зародышевой плазмы. Она меняется в результате смешения родительских зачатков и под воздействием зачаткового отбора на внутриклеточные единицы наследственности (детерминанты). Так образуются новые формы жизни.

Традиционно эволюционизму противостоит креационизм (от creation – творение) – философская концепция.

Креационисты (как правило – последователи той или иной религии) считают, что все на свете – органическая жизнь, человек, планета Земля, Вселенная – созданы богом или иным разумным сверхсуществом. В том числе буквалистский креационизм основан на буквальном прочтении Ветхого завета, креационизм постепенного творения полагает, что бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, а эволюционный креационизм признает теорию эволюции, но считает ее орудием бога-творца, а случайность – орудием провидения.

Креационизм не раз предпринимал попытки обосновать творение мира, не выходя из рамок науки, но они оставались безуспешными. Из концепции «разумного проекта» (Intelligent Design) следует, что сложность и целесообразность всего сущего куда лучше объясняет чей-то сознательный замысел, чем случайные мутации и естественный отбор. Научные деятели креационизма не признают ни в каком виде, поскольку он нарушает базовый принцип Оккама – не плодить лишних сущностей без необходимости.

Католицизм со времен энциклики Humani Generis папы Пия XII, опубликованной в 1950-м, признает, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека – но не его души.

В общем основные конфессии относятся к дарвинизму настороженно, но поделать с ним ничего не могут. Известен своей бескопромиссной борьбой с Дарвиным Джордж Буш, пытавшийся ввести преподавание «теории разумного замысла» в школьную программу. Но его почин не поддержал федеральный суд, в 2005 году признавший креационизм антинаучной концепцией. Решение суда не оказало ни малейшего воздействия на американцев: с 1982 года, судя по опросам Гэллапа, они делятся примерно поровну на ортоксальных и «разумных» креационистов. И тех и других – примерно по 40%. Первые считают, что людей в их нынешнем виде создал бог в один прекрасный день за последние 10 тысяч лет, вторые – что в течение миллионов лет бог направлял процесс развития человечества из более низких живых существ. Оставшиеся 15% думают, что Бог здесь ни при чем.

Также с середины XIX века развивается с попеременным успехом теория панспермии

Она предполагает, что жизнь на Землю занесена «зародышами жизни» (например, микроорганизмами) с других планет под действием давления света или с помощью метеоритов. Ее выдвинул в 1865 году немецкий ученый Рихтер, а поддержал Гельмгольц.

После открытия радиации, ультрафиолетовых и космических лучей, неизбежно погубивших бы все живое еще до попадания на Землю, панспермисты приуныли, но вновь воспряли духом в начале 1970-х, когда миссия «Аполлон» обнаружила живые земные микроорганизмы на оставленном на Луне зонде. В 1982 году о ней снова всерьез заговорил английский астрофизик Фред Хойл. В 2006 году миссия Deep Impact, исследовав кометное вещество, доказала наличие в нем воды и простейших органических соединений. С тех пор о кометах заговорили как о возможном разносчике жизни по Вселенной. В основе панспермии – факт, что наша планета возникла около 4,5 миллиарда лет назад. В течение первых 500 млн. лет она подвергалась постоянной бомбардировке метеоритами, что вроде бы делало невозможным не только зарождение жизни, но даже образование водной поверхности. Но простейшие формы жизни найдены в пластах возрастом порядка 4,3 млрд. лет.

За 200 млн. лет не успели бы самопроизвольно образоваться даже простейшие органические молекулы. Во Вселенной, существующей 12-15 млрд. лет, такой процесс мог успеть состояться.

Однако достоверные признаки жизни пока не обнаружены ни на ближайших планетах Солнечной системы, ни в мировом пространстве.

В основе почти всех современных представлений о происхождении жизни – одноименная работа российского ученого Опарина 1924 года. Именно он впервые сформулировал тезис, что возникновение жизни – результат длительной эволюции углеродистых соединений.

Гипотезы Опарина и американца Юри основаны на абиогенезе – теории возникновения живых существ из веществ неорганической природы.

Первичная атмосфера Земли на определенном этапе развития должна была содержать наряду с газообразным водородом и парами воды соединения углерода в виде метана и циана и соединения азота в виде аммиака. Постепенно ее состав менялся, возникли начальные анаэробные формы жизни и (как следствие) возрастало содержание кислорода. Атмосфера начала приобретать свойства окисления. В так называемый период химической эволюции между образованием планеты 4,5 млрд. лет назад и зарождением жизни 2-3 млрд. лет назад протекали разнообразные химические превращения. Они привели к образованию сложных органических веществ, ставших компонентами сначала пробионтов – систем органических веществ, а затем протоклеток, обладавших свойствами живого. Протоклетки и положили начало биологической эволюции. Подобные представления подтверждены рядом экспериментов, прежде всего – Миллера. В 1953-м он синтезировал 9 из 20 биологических аминокислот, все пять азотистых оснований ДНК и РНК и разнообразные жирные кислоты, входящие в состав клеточных мембран, пропустив электрический разряд через смесь газов, предположительно составлявших первичную земную атмосферу.
Полную несостоятельность эволюционной идеи показывает один из фундаментальных законов природы — 2-е начало термодинамики, гласящее, что все физические системы, предоставленные самим себе, стремятся к дезорганизации, беспорядку, разрушению. Этому закону в корне противоречит эволюционная доктрина о самопроизвольном возрастании в природе порядка и сложности (например, хаос большого взрыва породил многочисленные звезды и галактики, а неживая материя — жизнь). Согласно 2-му закону термодинамики Вселенная движется к своему концу — тепловой смерти, к состоянию полного хаоса, к переходу всей ее энергии в равномерно распределенную тепловую, то есть в энергию беспорядочного движения молекул. Если бы Вселенная была вечной, ее тепловая смерть уже давно бы наступила. Не было бы горячих звезд и холодного межзвездного пространства. Температура везде была бы одинаково холодной. Значит, Вселенная имела начало! Но идея о самовозникновении ее противоречит 1-му закону термодинамики, согласно которому энергия (и материя) не могут возникать сами по себе из ничего. Значит, мир должен был быть сотворен в высокоорганизованном виде Кем-то вне его! Другого объяснения нынешнему упорядоченному состоянию Вселенной просто не существует.
Жизнь на нашей планете во всей ее невероятной сложности и поразительном многообразии форм, как убедительно свидетельствуют научные данные, не может быть результатом химической эволюции, то есть результатом случайного возникновения биологических молекул, сначала менее, потом более сложных, объединившихся затем опять же случайным образом в живую клетку. Научные факты говорят о том, что самопроизвольная сборка цепочек (полимеров) таких фундаментальных клеточных компонентов, как белки и нуклеиновые кислоты, из их звеньев (мономеров) — аминокислот и нуклеотидов — по ряду причин просто невозможна. А то обстоятельство, что в живых организмах присутствует только одна из двух так называемых зеркальных форм аминокислот и нуклеотидов, полностью и однозначно исключает случайность в происхождении белков и нуклеиновых кислот. Ведь вне живого организма всегда присутствуют обе зеркальные формы приблизительно в равной доле. Молекулы белков и нуклеиновых кислот должны содержать строго определенную последовательность своих мономеров, иначе это будут неактивные, «бессмысленные» молекулы, неспособные выполнять свою функцию. Случайное соединение в молекуле белка, например, 500 аминокислот в определенной последовательности, имеет 1 шанс из числа единица с 950 нулями. Событие — абсолютно невероятное. Значит, случайным образом ни биомолекулы, ни клеточные структуры, ни сами клетки образоваться не могут, не говоря о том, что живая клетка снабжена сложнейшими механизмами деления, синтеза белков по программе, записанной в нуклеиновых кислотах, извлечения энергии из органических веществ и многими другими. Кто же спроектировал их и воплотил в жизнь? Если разум человека в своих многочисленных попытках не смог создать жизнь в лабораторной пробирке, можно ли верить, что это когда-то удалось сделать неразумной материи?

Эволюционный сценарий развития органического мира на Земле должен опираться, казалось бы, на самое очевидное — ископаемые остатки многочисленных переходных форм от «простых» организмов к «сложным». Научный факт, однако, состоит в том, что таких форм в каменной летописи нет, как нет и промежуточных звеньев в вымышленной эволюционной цепочке от обезьяны к человеку. Все предлагаемые эволюционистами кандидаты на предка совершенно неубедительны. Окаменелости из мира ископаемых не имеют никаких «полуорганов» (органов «в развитии»), чего требует логика эволюционной идеи. Например, у знаменитого археоптерикса (звено эволюционистов между пресмыкающимися и птицами) нет никаких полукрыльев, полуперьев или каких иных полуструктур. Это стопроцентная птица.
В мире растений и животных мы можем наблюдать гениальные инженерные решения, поразительное разнообразие самых оригинальных и хитроумных приспособлений для различных сторон жизнедеятельности организмов. Зрительные и слуховые системы, электрические органы защиты и нападения, эхолокационные системы, реактивные системы передвижения, биолюминесценция и биомагнетизм, летательный аппарат и многое другое. Чтобы спроектировать все эти системы, требовался Инженер высочайшего класса. Категорично говорят эволюции «нет» такие, например, причудливые создания, как жук-бомбардир с его «огнеметом», рыба-брызгун, сбивающая в воздухе насекомых струей воды с поправкой на преломление света, пчела, делающая математические расчеты. Эволюционная гипотеза, по которой движущей силой эволюции является естественный отбор полезных наследуемых признаков, дающих организмам преимущество в борьбе за существование, не в состоянии объяснить появление, например, такого сложного органа, как глаз. Как, скажите, могут постепенно, шаг за шагом появляться все его структуры (хрусталик, склера, роговица, сетчатка с фоторецепторами и другие), если по отдельности они не дают никаких преимуществ организму? «Частично сформированный» орган не может функционировать и как аномалия, как уродство, как помеха и обуза организму будет отметен естественным отбором. Никакие миллионы лет и никакие случайности не в состоянии дать высочайшие технологии и великолепный дизайн, которые мы видим в живой природе. Это можно объяснить только величественным, грандиозным замыслом Творца. Человеческому разуму остается только умолкнуть и склониться в восхищении и благоговении перед непостижимой силы Божьим разумом и Божьим всемогуществом.

С накоплением человеком знаний об окружающем мире, развитием естествознания изменялись взгляды на происхождение жизни, выдвигались новые гипотезы. Существует множество гипотез происхождения жизни.

Наиболее важными из них являются следующие:

  • Креационизм (жизнь была создана Творцом).
  • Гипотезы самопроизвольного зарождения (самозарождение; жизнь возникала неоднократно из неживого вещества).
  • Гипотеза стационарного состояния (жизнь существовала всегда).
  • Гипотеза панспермии (жизнь занесена на Землю с других планет).
  • Биохимические гипотезы (жизнь возникла в условиях Земли в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, т. е. в результате биохимической эволюции).

Креационизм. Согласно этой религиозной гипотезе, все существующее во Вселенной, в том числе жизнь, было создано единой Силой – Творцом в результате нескольких актов сверхъестественного творения в прошлом. Сотворенные виды были с самого начала превосходно организованы и наделены способностью к некоторой изменчивости в определенных границах.

Гипотеза абиогенеза (самозарождения). На протяжении тысячелетий люди верили в самопроизвольное зарождение жизни, считая его обычным способом появления живых существ из неживой материи. Полагали, что источником спонтанного зарождения служат либо неорганические соединения, либо гниющие органические остатки (концепция абиогенеза). Эта гипотеза была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель, которого часто провозглашают основателем биологии, писал, что лягушки и насекомые заводятся в сырой почве. В средние века многим «удавалось» наблюдать зарождение разнообразных живых существ, таких как насекомые, черви, угри, мыши, в разлагающихся или гниющих остатках организмов.

Концепция биогенеза. Ф. Реди, опровергнув концепцию самозарождения, высказал мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни. Л. Спалланцани доказал опытным путем, что микроорганизмы в мясном бульоне самопроизвольно в нем не зарождаются.

В XIX в. французским ученым-микробиологом Луи Пастером опытным путем доказано, что живые организмы происходят только от других живых организмов.

Гипотеза стационарного состояния. Согласно этой гипотезе, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда. Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма (от лат. eternus – вечный). Гипотеза этернизма была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г.

Гипотеза панспермии. Гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких зародышей жизни получила название панспермии (от греч. pan – весь, всякий и sperma – семя). Одним из первых идею о космическом (внеземном) происхождении жизни высказал немецкий ученый Г. Рихтер в 1865 г.

Химическая гипотеза. Эта гипотеза А. Опарина основывается на химической специфике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *