Мой любимый философ

МБОУ » СШ №32 имени С.А.Лавочкина»

города Смоленска

Конспект урока для учащихся 10-11 классов

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Соловьева Елена Викторовна

Соловьева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

В воспитательной деятельности важное место занимают вопросы нравственного становления личности учащихся .

Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?

Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.

Вот один из таких уроков для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:

«Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Цели урока:

  1. Развивать умение учащихся писать сочинение — рассуждение в публицистическом стиле.

  2. Подобрать материал к сочинению на тему: «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

  3. Расширить понятие «хамство», развивать умение выразить в слове свое восприятие, видение проблемы.

  4. Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.

Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.

  1. Подбор материалов к сочинению.

Кто-нибудь знает, откуда взялось слово «хамство»? Вспомним Ветхий Завет. В семье, спасшейся от всемирного потопа, было три сына – Сим, Хам, Иафет. Их отец Ной начал возделывать виноградник. Когда виноград созрел, он собрал урожай, превратил виноград в вино, выпил и уснул обнаженным в своем шатре. Хам увидел наготу отца, вышел из шатра и, смеясь, рассказал братьям. Те взяли одежды, вошли в шатер и укрыли отца, не взглянув на него. Отец проснулся и, узнав о случившемся, опечалился. В сравнении с некоторыми поступками последующих времен, обозначаемых словом «хамство», поведение Ноева сына выглядит невинно, но если вдуматься, оно страшно: в нем основа будущих преступлений сыновей против родителей, в нем зерна тех сорняков, что мешают нам сегодня жить полнокровной и яркой жизнью.

  1. Проведем небольшое исследование: запишите слово «хамство» в тетради. Посмотрите на него. Произнесите про себя, вслух.

Поменяйтесь тетрадями, запишите слова, которые понравились у соседа. (несколько записей читают вслух).

Вывод: вы увидели это слово, почувствовали, ощутили, притронулись к нему. И теперь стало понятно, что это слово вызывает только негативные ассоциации, а значит, обладает особой отрицательной энергетикой. Даже само слово! А что уж говорить о том, что кроется за ним. Внесем в оболочку этого слово свое значение. Закончите фразу «Хамство» — это…, тем самым Вы дадите понятие этого слова. А через две минуты произнесите вслух свое определение. А вот какое понятие дает этому слову С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»: «хамство — хамское поведение, хамский поступок.» «Хамский – свойственный хаму, грубый, наглый.

  1. Расширим понятие «хамство»: соотнесем его с понятием, противоположным

по смыслу «вежливость». Произведем подбор семантического поля (слова, несущие в себе заряд данного слова).

Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.

Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.

  1. Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.

— А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.

Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.

  1. А вот каковы причины хамства? У вас на партах находятся отпечатанные тексты. Это отрывок из книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Этот отрывок поможет Вам ответить на этот вопрос. Прочитаем его.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

— О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.

1. Психологическая незащищенность человека.

2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.

3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.

  1. Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.

а. Грубиян подает плохой пример младшим.

б. Заставляет нервничать человека, которому нагрубил, а ведь «нервные клетки не восстанавливаются»

в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.

8. Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.

— начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.

— никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.

— думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

— относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе.

Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают , что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.

Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?

А закончить беседу я хочу строками известного поэта Эдуарда Асадова:

Какой же статистик за нас учтет

Время ушедшее на раздоры,

А на злые слова, на обиды, на споры?

А жизнь ведь не поезд, она не ждет.

  1. Нам осталось вспомнить схему сочинения – рассуждения.

— Тезис (то, что надо доказать).

— Доказательства.

— Вывод.

В заключении сочинения поместите призыв, обращение к своему поколению.

Приблизительный план сочинения:

  1. Истоки хамства.

  2. Причины возникновения хамства.

  3. Ваше отношение к хамству: за или против.

  4. Обращение к своему поколению.

Осеннее небо бывает таким же разным, как и осенняя погода. То чистое, высокое, голубое, то плотно затянутое низкими серыми тучами. Часто можно наблюдать, как осенний ветер гонит по небу многочисленные облака. Солнце то спрячется за густым туманом облака, то вдруг вынырнет и заслепит глаза. Особенно красиво, когда сквозь неплотные облака пробиваются снопы солнечного света, будто он льется с неба потоком. Или как будто кто-то светит огромным космическим фонарем на землю.

Осенью воздух становится прозрачней и в ясную погоду небо кажется выше и дальше, чем летом. Глубокий, ярко-синий его цвет по-особенному сочетается с золотом осенних листьев. Солнце уже не жжет беспощадно, а мягко греет, и не поднимается так высоко над горизонтом, как летом.

Поздней осенью небо в пасмурную погоду становится серым и бесцветным, как черно-белая фотография. За частыми полосками перистых облаков проглядывают белые пятна от солнечных лучей, но самого солнца не видно вовсе. Темные пятна пересекают небо то тут то там – это стаи едва заметных с земли птиц отправляются на зимовку в теплые края.

А когда осенью идет дождь, то небо становится темно-серым и низким, будто придавленным тяжестью влаги в тучах. Кажется, что оно висит над самыми крышами домов и может в любую минуту рухнуть вниз. Солнечный свет никак не может пробиться сквозь непроницаемый завес дождевых туч, поэтому даже трудно определить время суток.

А еще осенью бывают молочные туманы, в которых неба не видно совсем, и кажется, будто ты попал в бесконечный волшебный мир.

Подобные материалы

Сочинение-описание «Осенние листья» для 2-3 классов

Сочинение-описание «Как красива осенняя береза»

Сочинение «Осеннее приключение»

Сочинение «Звуки осени»

Словарь морских и судостроительных терминов.

Абордаж — тактический прием времен гребного и парусного флота, предусматривающий сцепление судов для рукопашного боя.
Анкерок — небольшой плоский бочонок для питьевой воды
Арсенал корабельный — помещение на корабле, в котором
хранилось все необходимое для содержания в исправности артиллерийского и минного вооружения.
Байда — парусная рыбацкая лодка на Черном и азовском морях, предназначалась для ловли рыбы и перевозки груза около 3 т.
Бакборт — левый борт судна на нем красный огонь
(штирборт — правый на нем зеленый) Бак — 1. (стар.) носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты. 2. надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня и называемая иногда полубаком. 3. сниженный или утопленный частично под палубу бак. В настоящее время различают лишь длинный и короткий бак.
Барк — трехмачтовое парусное судно, имеющее полное прямое вооружение на фок- и грот-мачте. Барк бывает 4-х и 5-тимачтовым. В этом случае все передние мачты имеют прямое вооружение, кроме последней бизань-мачты.
Баркентина (шхуна-барк) — судно с тремя и более мачтами, из которых фок-мачта имеет прямое вооружение, а все остальные — косое. Встречаются 4-х, 5-ти, и даже 6-тимачтовые баркентины.
Бизань-мачта — задняя мачта на иолах и кечах и на всех парусных судах, имеющих три мачты и более.
Боканцы — деревянные или металлические балки, выдающиеся за борт для подвешивания корабельных шлюпок. Боканцами также называют на парусных судах небольшие выстрелы для крепления снастей бегучего такелажа, выведенного далеко за борт.
Боцман — с голландского — корабельный человек. лицо младшего командного состава на судне. В его обязанности входит содержание судна в чистоте, руководство и наблюдение за общесудовыми работами и обучение команды морскому делу. Старший среди всего младшего комсостава судна.
Бриг — 2-хмачтовое парусное судно с прямым вооружением, но имеющее гафель на гроте.
Бригантина — 1. в раннюю эпоху парусного флота 16 в. Так назывались легкие быстроходные суда; принадлежали пиратам (от английского бригэнд — разбойник, пират), с парусами латинского вооружения. 2. современное 2-мачтовое парусное судно, у которого фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с косым, как у шхун.
Брот-камера — помещение на корабле для хранения сухарей, муки или сухой провизии.
Буй — плавучая бочка или шар устанавливается на якоре и обычно служит для ограждения опасностей в открытых морских районах (мелей, затопленных кораблей…) маленький буй — буек, ограждает разрешенные районы для плавания
Вахта — дежурство на судне. Обычно сутки на корабле делятся на 6 вахт по 4 часа. Самая трудная — собачья вахта с 12 до 4 ночи.
Вымпел — длинный узкий флаг с косицами или треугольной формы. В военном флоте — поднятый на корабле в означает, что корабль готов к выполнению своей задачи. Т.е. он принимает участие в кампании. Если говорят, что в сражении было 20вымпелов, значит там участвовали 20 кораблей.
Гавань — часть рейда, более или менее защищенная от ветра и волнения. С достаточной глубиной для швартовки судов.
Гакаборт — верхняя часть кормовой части судна. На старинных судах украшалась скульптурами, гранеными корабельными фонарями.
Галера — тип военного гребного судна, появились на Средиземном море около 7 в. Н. э.в России просуществовали до 18 века.
Гальюн — туалет на корабле. На парусных судах — носовой свес, где устанавливается украшение, там и находится это заведение.
Грот-мачта — вторая мачта, считая от носа. На крупных судах, где более трех мачт, первая — фок-мачта, последняя — бизань-мачта, все мачты, стоящие между ними — «номерные» грот-мачты.
Вахтенный журнал — книга, в которую на военных кораблях регулярно и по порядку записываются все , происходящие на корабле события. Есть и на гражданских судах — называются судовые.
Дрейф — явление сноса судна с линии его курса под влиянием ветра.
Дрейфовать — 1. Перемещаться под влиянием ветра или течения, когда якорь не держит и ползет по грунту. 2. Перемещаться по ветру или течению без помощи какого-либо двигателя.
Иол — небольшое парусное судно, полуторамачтовое — грот и бизань, обе мачты имеют косое вооружение.
Капер — с официальным, выданным правительством свидетельством имел право во время войны охотиться за торговыми судами враждебной стороны.
Капитан — командир судна. Ответственен за людей, судно, груз.
Кают-компания — помещение на корабле для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи начальствующего состава.
Кеч — небольшое парусное судно, полуторамачтовое — грот и бизань.
Кингстон — клапаны различных устройств в подводной части судна. Служат для доступа забортной воды внутрь
Киса — парусиновый мешок. На больших судах в них хранят флаги, на яхтах — паруса.
Клипер — быстроходное парусное судно, первоначально появилось в начале 19 в., или немного ранее, отличается большой парусностью и своеобразной острой формой.
Кубрик — 1. Жилое помещение для команды. 2. Вторая платформа. 3. Название одной из палуб военного корабля — орлоп-дек.
Лаг ручной — мореходный инструмент для определения скорости судна.
Летучие паруса, лисели — паруса, которые не входят в основную парусность судна. Ставятся в дополнение к основным парусам. Чаще при слабых ветрах.
Линейный корабль — имеет 2-3 палубы, где пушки расположены в одну линию, по бортам на палубах. По парусному вооружению относится к судам, имеющим не менее 3-х мачт с полным комплектом прямых парусов (кроме бизани).
Лицевая сторона паруса — та, в которую дует ветер.(у прямого) у косого паруса правая и левая сторона.
Лот — прибор для измерения глубины с борта судна. Бывают различных конструкций. Эхолот измеряет глубину с помощью звука. Самый простой лот — ручной. Состоит из гири и лотлиня.
Мачта — вертикальное дерево на судне, возвышается над палубой, является основой для всего рангоута и служит для несения парусов.
Морская практика — знания, накопленные на основе многих веков мореплавания, необходимые для умелого управления судном в любых условиях и для правильного выполнения всех судовых работ.
Мунсель — (лунный парус) — Летучий парус, который поднимается над трюмселем на трюм-стеньге, а иногда и на флагштоке.
Муссоны — устойчивые ветры, которые 2 раза в год меняют направление. Это происходит потому, что море и суша по-разному нагреваются зимой и летом. Муссоны часто несут влажный воздухи дожди.
Наветренная сторона — сторона судна, откуда дует ветер.
Навигатор — (старин.) мореплаватель.
Остойчивость — одно из важнейших мореходных качеств судна. Оно говорит о способности судна выпрямляться после крена, который случается от ветра и волн.
Пассаты — ветры, которые непрерывно дуют в океанах с довольно ровной силой в 3-4 балла. Их направление не всегда постоянно.
Помпа — насос для откачки воды из трюма и из кокпита яхты.
«Пошел все наверх!» — вызов всей команды для исполнения какого-нибудь маневра или авральной работы. При вызове всегда добавляется, для чего он сделан. Например: «Пошел все наверх! Паруса ставить, с якоря сниматься!»
Причал — место вдоль пристани, где судно может пришвартовываться для погрузочно-разгрузочных работ. Иногда причалов не хватает, тогда в порту строятся пирсы — длинные сооружения из свай, насыпей или железной арматуры, которые отходят от берега под прямым углом.
Рангоут — круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, предназначенные для несения парусов. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, утлегарь, бом-утлегарь и т.п.
Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину к мачте или стеньге, служит для привязывания к нему парусов.
Рей-банты (иногда говорят и пишут «рей-банды» и «реванты»). Снасть для привязывания паруса к рею.
Рейд — достаточно широкое водное пространство, расположенное недалеко от берегов и предназначенное для якорной стоянки судов. Часть этого пространства, которая находится за пределами оградительных сооружений (молов, волноломов), называется внешним рейдом. А та, что защищена от ветра и волн, — внутренним. На внешнем рейде суда обычно дожидаются своей очереди для входа на внутренний рейд, где можно более безопасно встать на якорь или у причала.
Рыскливость — нехорошее свойство некоторых судов. Заключается в том, что судно плохо держится на курсе, виляет из стороны в сторону. (иногда в этом виноват рулевой-новичок)
Склянка — песочные часы, различают четырехчасовые, часовые, получасовые, минутные, полуминутные и четвертьминутные.
Течения морские — движения масс воды в морях и океанах. Течения возникают из-за действия ветров, разницы давления в толщах воды и сил притяжения Луны и Солнца, которые вызывают приливы и отливы. Течения бывают устойчивые, временные, периодические. По температуре — холодные, теплые. По направлению — прямолинейные, криволинейные, спиральные.
Трап — любая лестница на судне. Часто по морской традиции трапами называют лестницы на береговых станциях, сигнальных вышках.
Утренняя приборка — приборка на корабле, которую делают каждое утро до подъема флага. Это морская традиция.
Фалреп — трос, заменяющий поручни у трапов, перекинутых с судна на пристань.
«Фал ундер!» — (голл.) — дословно: падает вниз! В старину кричали матросы, если роняли что-то тяжелое, чтобы остальные береглись и отходили в сторону. Позднее превратилось в слово «полундра».
Флагман — лицо высшего командного состава, командующее соединением кораблей.
Флагшток — древко для флага, обычно устанавливается на корме.
Фок-мачта — передняя мачта на судне, считая от носа к корме.
Фрегат — в парусном военном флоте трехмачтовый корабль, второй по величине после линейного (рангоут такой же, но мачты несколько легче и выше)
Ходовая рубка — на некоторых судах рулевая и штурманская рубки объединены в одном помещении. В ней сосредоточены все приборы для управления судном.
Цунами — громадные океанские волны, которые возникают при сдвигах океанского дна или подводных вулканических извержениях. Длина может достигать полутора тысяч километров.
«Чист якорь» — сообщение при подъеме якоря, которое означает, что он не запутан цепью или канатом.
Шкала Бофора — шкала для определения силы ветра. Придумал в 1806 г. Англ. Адмирал и гидрограф Ф. Бофорт. Баллов 12 (точнее 13, т.к. шкала начинается не с 1-го балла, а с ноля)
0 — штиль, вода зеркально-гладкая
1 — тихий ветер, на воде рябь
2 — легкий ветер, появляются гребешки небольших волн.
3 — слабый ветер, пена прозрачная, флаги развеваются, дым вытягивается по ветру.
4 — умеренный ветер, на волнах — «барашки», вымпелы вытягиваются по ветру.
5 — свежий ветер, на берегу поднимает легкие предметы, вытягиваются по ветру большие флаги, «барашки» на волнах повсюду.
6 — сильный ветер, волны значительной высоты, ветер срывает с гребней пену.
7 — крепкий ветер, пена вытягивается полосами по склонам волн.
8 — очень крепкий ветер, длинные полосы пены срываются с гребней.
9 — шторм, поверхность бушующих волн становится белой от пены
10 — сильный шторм, море бушует, в воздухе водяная пыль и брызги, видимость ухудшена.
11 — жестокий шторм, поверхность моря вся под слоем пены.
12 — ураган, ветер производит опустошительные разрушения.
Шхуна — парусное судно с двумя и более мачтами.
Экипаж — все моряки на судне, которые обслуживают его и управляют им.
Эскадра — соединение военных или учебных судов, обычно выполняющих одну задачу.
Юнга — подросток, который обучается морскому делу и готовится стать матросом. В нашей стране во время Великой Отеч. Войны были созданы специальные школы юнг, которые существовали до 1943 года — до открытия нахимовских училищ.
Якорь плавучий — применяется, если обычный якорь не достает дна, обычно — квадратный кусок парусины на деревянной крестовине с небольшим грузом.
Якорь — фантастическая добрая энергия якорей и их изображений не подлежит сомнению. Недаром с давних пор якорь считается символом надежды. Изображение якоря у искателей приключений всех времен и народов будило всегда в душах страсть к дальним плаваниям и тоску по неизведанным островам.

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Осенняя школа, которую провел факультет гуманитарных наук при поддержке Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, дала старшеклассникам из регионов России возможность на некоторое время почувствовать себя столичными студентами. Программа школы включала не только лекции и практические занятия на факультете гуманитарных наук с лучшими преподавателями Школы философии, но и знакомство с московскими достопримечательностями и стилем жизни и даже экскурсию в общежитие ВШЭ.

Из ста человек, подавших заявки на участие в школе, были отобраны 22, причем среди них были как активные участники и победители олимпиад, всерьез интересующиеся философией, так и ребята, которые испытывают сложности с самоопределением, не знают, какое гуманитарное направление выбрать.

«Работая со школьниками, мы постоянно сталкиваемся с мнением, что философия — это что-то непонятное, бесполезное, но в то же время звучащее по-умному, — рассказывает заместитель руководителя Школы философии ВШЭ Тарас Пащенко. — Многие старшеклассники сталкивались с философией только в рамках школьного обществознания, где философские идеи представлены крайне избирательно и фрагментарно. Читая присланные заявки, мы поняли, что многим хочется разобраться прежде всего для себя, что же такое философия. Наша задача состояла главным образом в демонстрации участникам, чем могут заниматься современные философы. Мы старались показать ребятам, что философия — это не страшно и бесполезно, но интересно и применимо».

Вместе с лучшими преподавателями Вышки участники отвечали на вопросы о том, что такое справедливость, зачем нужно государство, что такое счастье, рассуждали о сериальных трендах, путешествиях во времени, философии в видеоиграх, учились проводить мысленные эксперименты, решать задачи, не имеющие решения, анализировать философские и литературные тексты.

У меня было представление, что философы — это такие угрюмые, грустные, поражающие насмерть своим взглядом дяденьки

«Участники школы поразили меня двумя особенностями, которые я редко обнаруживаю у абитуриентов даже по отдельности и еще реже — вместе, — рассказывает старший преподаватель Школы философии ВШЭ Виктор Горбатов. — Во-первых, они демонстрируют, помимо довольно неплохих знаний, еще и хорошее интуитивное понимание того, зачем нужны гуманитарные науки. С этой интуицией, конечно, нужно много работать, чтобы превратить ее в ясное и четкое понимание, но то, что она есть у ребят уже сейчас, очень важно. Во-вторых, участники этой школы отличаются, как мне показалось, какой-то особой открытостью, непринужденностью в общении. Они довольно быстро нашли общий язык между собой и, похоже, сдружились. Но гораздо важнее, что и с преподавателями они готовы поддерживать живой и искренний диалог. Мне было бы очень приятно увидеть всех этих ребят в числе наших студентов в следующем году».

После занятий в аудиториях Вышки ребята ходили на экскурсии в музей Булгакова и по городу, гуляли по центру современного искусства «Винзавод», были на показе фильма «О, Интернет! Грезы цифрового мира» в рамках Международного фестиваля кино о науке и технологиях «360°», посетили студенческий городок НИУ ВШЭ «Дубки». А по вечерам, вместе со студентами программы «Философия» играли в философскую «Мафию», читали Декарта, обсуждали современное кино.

«Такого рода проекты объясняют, как должны работать гуманитарные факультеты сегодня, — считает доцент Школы философии ВШЭ Кирилл Мартынов. — Рекрутинг талантливых, неслучайных и мотивированных людей должен вестись на творческой основе задолго до ЕГЭ – так, чтобы первокурсник-философ понимал, зачем и куда он пришел. В этом я вижу залог того, что студенты и на факультете будут создавать больше современных творческих проектов, таких как Философский дискуссионный клуб. А это, в свою очередь, гарантия того, что Школа будет иметь интеллектуальные ресурсы для развития собственных научных исследований. Ну и конечно, на меня большое впечатление произвела дискуссия со старшеклассниками о наследии стоиков, в ходе которой они исправляли мои неточные цитаты из Марка Аврелия».

А вот что рассказали об осенней школе сами старшеклассники.

Тамара Шекунова, 11 класс, Набережные Челны

Наверное, главное, почему я решила поехать на школу, — это желание увидеть вживую лекторов, которые там были. С половиной из них я была заочно знакома, они со мной, конечно, нет. Чьи-то статьи я читала, кого-то видела на «ПостНауке». А вторая причина — мне хотелось познакомиться с теми, кто тоже, может быть, будет поступать на философию. Мне очень хотелось увидеть Вышку, потому что для меня это приоритетный вуз.

Зачем изучать философию? Повторю то, что нам на занятиях говорил Кирилл Мартынов: это структурирует мысли, учит анализу огромных объемов текстов и вообще информации, поступающей нам. И просто повышает общий уровень эрудиции. Все равно, когда ты видишь человека с философского или кого-то проходившего рядом — с ним намного приятнее общаться. Я знаю очень много технарей, которые изучают философию для интереса.

С чего начать изучение философии? Опять пойду следом за моим любимым Мартыновым и укажу три пути. Прежде всего, можно взять что-то из практической философии, что-то из стоиков, потому что это действительно может заинтересовать любого человека. Второй путь — выбрать что-то научно-популярное вроде Ричарда Докинза. «Бог как иллюзия» или что-то подобное, связанное с эволюцией, модернизацией, индустриализацией общества. И третий путь — это двадцатый век, искусство, связанное с философией. Например, Мишель Фуко, а еще Жиль Делез.

Эмиль Тулиганов, 11 класс, Уфа

Трудно сказать, когда я впервые столкнулся с философией, потому что с философией мы все живем, ну по крайней мере те люди, которые задумываются о своей жизни. Если упрощать, то, наверное, самый первый раз это было лет в шесть-семь на даче — мне было грустно, я пошел на берег реки, сидел там и думал о жизни. Но философия именно как наука появилась в моей жизни вместе с олимпиадами по обществознанию, когда в это же время в школе на уроках начали проходить всякие философские концепции.

Раньше я иронизировал, что философы — это какие-то алкоголики, которые за столом рассуждают о жизни. А если серьезно, у меня было представление, что философы — это такие угрюмые, грустные, поражающие насмерть своим взглядом дяденьки. Теперь я понял, что люди, изучающие философию, имеют большой — как словесный, так и интеллектуальный — багаж, с ними очень интересно поговорить, их очень интересно послушать. Очень радует, что преподаватели на школе старались не дистанцироваться от учеников, а как-то ближе к нам находиться.

Школа Вышки — это класс, это топ, это круто, это интересно, это какие-то новые перспективные идеи, которые хочется развивать. Например, нам с другом захотелось провести что-то подобное в Уфе — думаю, получится. Словом, это знакомства, вдохновение, и веселье, конечно же.


Максим Фетисов, 10 класс, Ростов-на-Дону

Имена таких философов, как Платон и Аристотель, преследовали меня почти всю сознательную жизнь — кто-то где-то их упоминал, они возникали, чем бы я ни занимался. Я думаю, что разбираться в базовых философских теориях и концепциях нужно для того, чтобы разбираться непосредственно в жизни. Достаточно сложно осознать, для чего ты живешь, как жить правильно. Лично мне изучение философии, хотя бы в рамках осенней школы, помогло немного разобраться в собственной жизни.

Я бы хотел поступить в Вышку, МГУ или МГИМО. Не могу сказать, что направлю свою деятельность конкретно на философию — скорее буду заниматься больше политологией, но в этой области тоже много от философии. Вообще философия — это то, что проникает практически во все сферы науки и жизни, поэтому полученные знания в любом случае мне пригодятся.

Алиса Ракитина, 10 класс, Омск

Я обыкновенный подросток. Люблю делать оригами, слушать старые радиопередачи, заниматься лепидоптерологией, играть в видеоигры. Впервые с философией мне пришлось столкнуться в начале этого учебного года. Хотя к тому моменту я имела представление об основополагающих теориях и концепциях, большое количество нового материала вызвало серьезные затруднения. Это не могло не расстраивать, но интерес к философии все равно продолжал расти. И вдруг осенью на мой электронный адрес пришло уведомление о проведении осенней школы. Было бы глупо не воспользоваться такой отличной возможностью.

Наиболее значимым философом я считаю Никколо Макиавелли, поскольку разделяю его идеи отделения морали от политики и необходимости в сильной государственной власти. Зачем современному человеку изучать философию? Задавая вопросы, не имеющие ответа, человек расширяет рамки собственного сознания, избавляется от пыльных стереотипов. Я думаю, что философия предназначена абсолютно для всех с той лишь оговоркой, что серьезное ее изучение требует соответствующего образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *