Психофизиологические качества

Библиографическое описание:

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии .

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем выбросить психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

  1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

  2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

  3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

  4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Основные характеристики профессии:

  • это ограниченный вид трудовой деятельности;

  • это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;

  • это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

  • это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;

  • наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии — отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

  1. автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

  2. полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

  3. шаблонно-исполнительский труд — по указке (работа на станке, работа счетовода);

  4. самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

  5. свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

  1. реалистический тип (техника, мужские профессии);

  2. интеллектуальный тип;

  3. социальный;

  4. конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

  5. предпринимательский;

  6. артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде .

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е. А. Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

  1. человек — природа;

  2. человек — техника;

  3. человек — знаковая система;

  4. человек — человек;

  5. человек — художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку — целей труда:

  1. гностические (знание) — дегустатор, искусствовед, социолог;

  2. преобразующие — токарь, учитель;

  3. изыскательные — воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку — орудий труда:

  1. профессии ручного труда — ветеринар, слесарь;

  2. профессии машинно-ручного труда — токарь, водитель;

  3. профессии с применением автоматных систем — авиадиспетчер;

  4. профессии с преобладанием функциональных средств труда — актёр, акробат.

На IV ярусе — 4 группы по признаку — условий труда:

  1. в помещениях с нормальным микроклиматом — бухгалтер;

  2. на открытом воздухе — агроном;

  3. в необычных условиях — водолаз;

  4. в условиях повышенной ответственности — следователь.

Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников — от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности» .

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств .

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств .

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение . К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В. С. Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения .

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют, прежде всего, на стиль деятельности.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.

Литература:

12.1. Задача профотбора и методы, используемые для изучения профессионально важных качеств человека

Задача профотбора — определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется ис­ходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя, Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор представляет собой специально организуемое исследова­ние, основанное на четких качественных и количественных оценках с по­мощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с норма­тивами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппа­ратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают ин­формацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время на­блюдавших за испытуемым.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологи­ческие факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконстру­ированных приборов и аппаратуры.

Наряду с приборами, обеспечиваю­щими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соот­ветствующей профессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испыту­емому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизи­ологические свойства. Этот метод в настоящее время активно использу­ется за рубежом.

Тесты делятся на следующие группы:

• тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

• тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из са­мого названия;

• личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как им­пульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мыш­ления;

• тесты определения уровня квалификации, при меняемые для про­верки профессиональных навыков.

Исходным материалом для проведения работы по профессионально­му подбору (отбору) являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудо­вого процесса, про ведения необходимых исследований, опроса самих ра­ботников, использования литературных источников.

Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологиче­ских показателях.

Психофизические качества

На боевом знамени физической культуры значатся названия четырех понятий, которые принято объединять под именем психофизических качеств. Эти качества — сила, быстрота, выносливость и ловкость.

Нельзя сказать, чтобы эти четыре сестры были уж очень однородны.

Сила — это почти целиком физическое качество организма. Она непосредственно зависит от объема и качества мышечной массы и только второстепенным образом от других обстоятельств.

Быстрота — уже сложное качество, в составе которого есть кое-что и от физиологии и от психологии.

Еще больше сложно, или, как говорят, комплексно, качество выносливости.

Оно целиком основывается на дружной кооперации решительно всех органов и систем тела. Для его проявления необходима высокая степень налаженности: и обмена веществ в непосредственно работающих органах, и транспорта — кровеносной системы, снабжающей их питанием и удаляющей из них отходы, и органов снабжения — пищеварительной и дыхательной систем, и, наконец, всех органов верховного управления и регулирования — центральной нервной системы. В сущности, выносливый организм обязан удовлетворять трем условиям: он должен располагать богатыми запасами энергии, чтобы иметь, что расходовать. Он должен уметь в нужную минуту отдать — «выложить» их широкою рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии. Наконец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества полезной работы. Формулируя коротко, быть выносливым — значит: иметь много, тратить щедро, платить скупо. Как видим, это качество характеризует собой все многосложное хозяйство организма в его целом.

Еще сложнее и комплекснее качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше — физического или психического. Во всяком случае, — и мы подробно увидим это в дальнейшем — ловкость — это дело, или функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости — ей приходится очень и очень многим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *