В какой стране буддизм?

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.

Впрочем, есть и другие места. Портал «Моя Планета» рассказывает обо всех.

Санкт-Петербург

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления.

Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Буддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

УДК 24:342

Буддизм, государство и право в России: развитие современной модели государственно-конфессиональных отношений*

Бадмацыренов Т.Б.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры политологии и социологии

Бурятского государственного университета (Улан-Удэ)

Бадмацыренова Е.Л.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Бурятского государственного университета (Улан-Удэ)

Статья направлена на изучение современной модели отношений российского государства и буддийских сообществ. Эта проблематика представляет одно из наиболее перспективных междисциплинарных направлений политико-правовых и социологических исследований. Авторы анализируют три модели взаимодействия российского государства и буддийских сообществ: имперскую, советскую и современную. Основное внимание уделено историко-правовому анализу основных этапов развития правовой политики российского государства в отношении буддизма.

Ключевые слова: буддизм, российское право, государственно-конфессиональные отношения, право, буддийские сообщества.

В современном мире все большее влияние на общественные процессы оказывает религия, опровергая модернистский тезис о секуляризации общества. Современные национальные государства оказываются в ситуации «религиозного вызова» в силу как давления конфессиональных групп в правовом и неформальном поле, так и стремления государств и элитных групп использовать интегративный легитимизирующий потенциал религии. Вследствие этого взаимодействия институтов публичной власти с религиозными группами подвержены постоянной коррекции на уровне конституционных положений, отраслевого законодательства и судебной практики. Исследование процессов развития и формирования системы регулирования государственно-конфессиональных отношений является одним из наиболее перспективных направлений политической и правовой науки.

Цель данной статьи состоит в изучении особенностей развития современной модели государствен-

но-конфессиональных отношений российского государства и буддизма. В случае России можно выделить несколько сменяющих друг друга исторических моделей государственно-конфессиональных отношений. Для первой, существовавшей в Российской империи, характерно господство православия как государственной религии с признанием ограниченных прав исповедования иных «признанных» конфессий. Вторая модель, радикально секулярная, формируется в период Советского Союза, когда, особенно в отдельные периоды, государственная политика направлена на деинституционализацию религии политико-правовыми и репрессивными мерами. В современной российской модели государство реализует светскую модель, но, по оценке

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках гранта международного конкурса РГНФ — МОН Монголии «Постсоветское общество и буддийская сангха: социорелигиоз-ные процессы в России и Монголии» № 15-23-03002.

Ж.Т. Тощенко, «активно поражено клерикальными процессами» . Кроме того, можно отметить динамичность этих моделей, их подверженность частым изменениям и коррекции текущих нормативных режимов, обусловленной как трансформацией политической системы, так и потребностями совершенствования регуляторов общественных отношений, складывающихся в сфере религии.

В развитии правового регулирования отношений российского государства и буддийских сообществ можно выделить несколько этапов, для которых в целом характерно периферийное значение буддизма во взаимодействиях с государственными институтами и значительное влияние изменений политики российского государства на развитие буддийских сообществ. Важным аспектом является то, что к моменту вхождения территории Калмыкии и Бурятии в состав России процессы формирования региональных буддийских сообществ и локальных систем канонического буддийского права не были завершены, вследствие этого, они испытали существенное влияние российской правовой системы.

Для первого этапа в ХУИ-Х1Х вв. характерно становление форм государственно-конфессиональных отношений и правового регулирования буддийских общин. Российская империя в ХУ11-Х1Х вв. вырабатывает особое отношение к многообразию населяющих ее народов через легализацию их обычаев, вследствие чего имперская правовая система представляла собой сложноиерархизированную систему и включала несколько процессуальных и нормативных режимов, отражающих многообразие этнокультурных и религиозных обычаев народов России . Конфессиональный принцип в развитии имперской политико-правовой системы играет одну из важнейших ролей, поскольку правовая система строится не на индивидуальных гражданских правах и привилегиях, а групповых, прежде всего сословных и конфессиональных. «Империя мыслила конфессиональными, а не этническими или какими-либо иными категориями, а конфессиональность лежала в основе социального порядка» . Этим фактором обусловлено то огромное значение, которое придавалось имперскими и губернскими властями построению государственно-конфессиональных отношений с институционально оформленными буддийскими группами. В этот период происходит поиск эффективных средств для решения политико-правовых задач управления буддистами, среди которых можно выделить стремление к изоляции российских буддистов от влияния иностранных центров, к ХУИ-ХУШ вв. находившихся под властью Цинской империи, и обеспечение политико-административного контроля через конструирование централизованной церковной администрации во главе с Пандито Хамбо-ламами в Забайкалье и Ламами калмыцкого народа у волжских калмыков.

В течение двух столетий шел поиск оптимальной модели взаимодействия органов центральной и местной власти с бурятскими и калмыцкими буддийскими сообществами, что отразилось в разработке к середине ХХ в. целого ряда нормативных правовых документов по инициативе как центральных, так и местных губернских властей, поскольку «к началу XIX века и буддийская община, и власти пришли к убеждению о необходимости установления твердых правил, по которым могло бы строиться их взаимодействие» .

Российское государство в целях развития восточного направления внешней политики и обеспечения контроля над вошедшими в XVII в. территориями Забайкалья, населенными бурятами, оказывало значительную поддержку буддийской сангхе, на условиях административной зависимости от центральных и губернских властей, что даже вызвало недовольство православной церковной администрации. В результате складывается своеобразная буддийская церковная организация, характеризующаяся особой системой иерархии и управления, культовой, образовательной и приходской системой. Взаимодействие буддийских монастырей со своими приходами осуществлялась через органы местной власти в бурятских улусах .

В 1853 г. после длительной работы по выработке оптимальной модели регулирования буддийской церкви с участием целого ряда ведомств и с учетом сложившейся ситуации было принято «Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири» как результат предложений Н.Н. Муравьева, генерал-губернатора Восточной Сибири, с учетом предшествующих предложений ряда ведомств . В нем предусматривались существенные нормативные ограничения деятельности буддийского духовенства: централизация административного управления буддийской церкви путем сосредоточения власти в руках одного Пандито Хамбо-ламы, контроль над личным составом управления монастырей, зачисление в штат, назначение на штатные должности, возведение в духовные степени производились через хамбо-ламу, но вступали в силу только после утверждения царской администрацией и выдачи соответствующих официальных дипломов .

Для официальной деятельности любого ламы требовались заверенные губернскими властями дипломы о духовном звании и назначении в штат, без этого занятие штатных должностей в монастыре было невозможно . Вместе с тем в монастырях Забайкалья проживали тысячи лам и ху-вараков, сверх штата получавших обеты и посвящения, буддийское образование и степени в тибетских, монгольских и бурятских монастырях.

В 1917 г. начинается совершенно новый этап развития государственно-конфессиональных отношений. Для буддизма Бурятии первая четверть ХХ в.

явилась временем высшего расцвета и знаменуется активной общественно-политической, идеологической и нормотворческой деятельностью бурятской национальной интеллигенции и буддийского духовенства. Вместе с тем, наряду с расширением сети монастырей, ростом численности духовенства и развитием буддийской культуры и образования, внутри буддийского духовенства усиливается борьба различных групп, наметившаяся еще в конце XIX в.

В 1918 г. в Бурятии возникает уникальное буддийское балагатское теократическое государстве Л.-С. Цыденова, для которого «теократия — образец правления, при котором главой государства считается бог, будто бы передающий повеления и запрещения жрецам; управление государством духовенства, действующего будто бы по внушению божества; самое государство с таким строем» . В сложных условиях раздираемой Гражданской войной страны, при постоянном давлении со стороны властей атамана Семенова и все более усиливающимися противоречиями в среде бурятских общественно-политических деятелей Лубсан-Самдан Цыденов разрабатывает и реализует проект теократического республиканского государства, основанного на буддийских идеях, во главе которого стоит Йогачари Номун Хан, Цог Тугульдур Дармаранз (Йогин, Царь Учения, Величественный и совершенный Царь Дхармы). Этот проект теократического государства демонстрирует религиозно ориентированную политико-правовую модель, во многом близкую государственным образованиям Богдо-гэгэна и Нэйсэ-гэгэна.

Формирование Советского государства и начало социалистических преобразований поставило буддизм в положение одного из главных препятствий в деле строительства социализма.

Одна из групп буддийского духовенства, «обновленцы», стремились к реформированию буддийской конфессии, приспособлению буддийских идей к новому социалистическому порядку, они провели ряд мероприятий по разработке нового законодательства о буддизме в России, в котором предусматривалось бы введение коллегиальности и выборности в систему управления монастырями, расширение участия мирян, отмена поборов с верующих . Однако массовые репрессии против духовенства, физическое истребление тысяч монахов в ходе развернутой в стране кампании по борьбе с религией привели к тому, что буддийская церковь как организация к концу 30-х гг. ХХ в. фактически прекратила свое существование .

В конце Великой Отечественной войны происходит пересмотр некоторых положений советской религиозной политики, в результате чего разрешается восстановление религиозных организаций, открытие культовых зданий. Послевоенная организация буддийской церкви была основана на жестком контроле государственными и партийными органа-

ми и распространялась на все буддийские регионы СССР. В соответствии с «Положением о буддийском духовенстве в СССР» съезд представителей священнослужителей и верующих был объявлен высшим органом, который формировал центральный исполнительный орган — Центральное Духовное Управление буддистов СССР. Были вновь открыты два монастыря — Иволгинский в Бурят-Монгольской АССР и Агинский в Читинской области.

После распада СССР и оформления Российской Федерации возникает современная система государственно-конфессиональных отношений. Действующей Конституцией РФ и Конституциями (Уставами) субъектов Федерации провозглашаются светскость государства, гарантируются права свободы вероисповедания и свободы совести. Согласно действующему законодательству, религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Законодательство, регулирующее отношения в сфере религии, включает ряд положений Конституции РФ, Гражданского, Налогового, Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодексов, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституций (Уставов) и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ был принят в 1997 г. как результат многолетней работы над несколькими вариантами законопроектов. К настоящему времени он подвергался неоднократным редакциям, что отражает динамику современной модели государственно-конфессиональных отношений.

Порядок регистрации и деятельности религиозных организаций регламентирован Федеральным Законом от 26.09.1997 г. № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», где предусмотрена дифференциация религиозных объединений на религиозные группы и религиозные организации. Религиозным объединением в Российской Федерации признается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» . В соответствии со ст. 8 ФЗ № 125, «религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в уста-

новленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». В зависимости от территориальной сферы своей деятельности различаются централизованные и местные религиозные организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении централизованных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, решение о государственной регистрации принимает Центральный аппарат Минюста России. Территориальными органами Минюста России производится регистрация местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 125, местные религиозные организации могут быть созданы группой из десяти совершеннолетних граждан России, проживающих в одной местности или поселении, централизованной религиозной организацией или же на основании подтверждения, выданного таковой. Прежде при создании МРО, в соответствии с п. 5 ст. 11, было необходимо предоставить сведения, подтверждающие либо вхождение в ЦРО, либо деятельность на данной территории в течение не менее чем пятнадцати лет. Это приводило к тому, что многие такие общины регистрировались как входящие в ЦРО. В настоящее время такое требование исключено . После внесения изменений в ФЗ № 125 можно ожидать как уменьшения числа централизованных религиозных организаций, так и увеличения числа самостоятельных местных общин.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на территории Российской Федерации на апрель 2016 г. было зарегистрировано 252 буддийские религиозные организации . Следует отметить, что государственная статистика не дифференцирует буддийские религиозные организации, ориентированные на разные направления и школы, все они включены в общую категорию «буддизм», в отличие, например, от более четкого разграничения христианских церквей и деноминаций.

В настоящее время в России сложились разные формы буддийских сообществ, воспроизводящих различающиеся историко-культурные традиции и организационные принципы, причем для исследователей, государственных органов и верующих имеют значение разные способы их различения. Среди факторов, оказывающих воздействие на фор-138

Право

мирование разнообразия буддийских общин можно выделить государственную политику и нормативное правовое регулирование, которое унифицирует формы их деятельности так, что «в единой форме религиозных организаций в настоящее время создаются образования, имеющие с цивилистических позиций принципиальные различия во внутреннем устройстве, принципах управления и пр.» . Вместе с тем на развитие буддийских общин оказывают существенное воздействие институциональные историко-культурные и доктринально-культовые факторы, под влиянием которых возникают общины разных типов и направлений, довольно сильно различающиеся в своих социальных практиках.

Литература:

1. Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социс. — 2007. — № 2. — С. 2-27.

3. Цыремпилов Н.В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (ХУШ-нач.ХХ века). — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2013. — 337 с.

5. Ламаизм в Бурятии XVIII — начала ХХ в. Структура и социальная роль культовой системы. -Новосибирск: Наука, 1983. — 234 с.

6. Бадмацыренов Т.Б. Буддийское духовенство как специфическая социально-профессиональная группа (на материалах Республики Бурятия). -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. — 144 с.

9. Сафронова Е.С. Буддизм в России. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 172 с.

13.Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. — 2009. — № 1. — С. 27-35.

Buddhism, State and Law in Russia: the Development of Contemporary Model of State-Confessional Relations

T.B. Badmatsyrenov, E.L. Badmatsyrenova Buryat State University

Одним из перспективных туристических направлений является остров Шри-Ланка. С каждым днем отдых на побережьях этой страны выбирают десятки тысяч новых путешественников. Чистые пляжи, прекрасная погода и отзывчивык жители острова оставляют в памяти самые приятные воспоминания.

Религия

Больше 70 процентов населения исповедуют буддизм. Представители индуизма, ислама и христианства представлены в относительно равных долях и составляют по 10 процентов населения. Христианство проповедуется в основном католической церковью.

Валюта

Валюта — Шри-ланкийская рупия, представленная монетами номиналом от 1 до 50 центов, от 1 до 10 рупий и банкнотами от 10 до 5000 рупий. Обменные операции совершаются, в основном, на американские доллары.

Виза

Получение визы для россиян не составит никакого труда. Есть несколько вариантов получения шри-ланкийской визы:

  • Покупка визы в интернете до посещения страны;
  • Оформление визы в аэропорту по прибытию;
  • Посетить консульство Шри-Ланки в Москве и оформить визу, не покидая территорию РФ.

Стоимость туристической визы составит 35$ США. В некоторых случаях цена может незначительно возрасти из-за дополнительных сборов и комиссий.

Климат и сезон

Благодаря своему расположению относительно экватора, остров готов принимать туристов круглый год. Многим посетителям острова нравится мягкость климата и отсутствие резких скачков температуры. Сезон представлен двумя характерными условиями погоды – муссонные дожди, сопровождающиеся штормами и период сухой солнечной погоды. Обильное количество осадков объяснимо тем, что остров омывается водами Индийского океана, а также Ликкадивского моря и Бенгальского залива.

Лучшими месяцами для посещения острова считаются январь, февраль и март.

Основные курорты

Бентота – небольшой городок на юго-западном побережье Шри-Ланки с популяцией около 40 тыс. человек. Тем не менее, Бентота по праву считается одним из самых популярных курортов. Развитая инфраструктура, направленная больше на пляжный отдых (кафе, рестораны, водные аттракционы и т.д.).

Ваддува – одно из самых красивых мест острова. Туриста восхищает контраст, который они ощущают, покидая шумный Коломбо с многочисленными пробками. По приезду в Ваддуву открываются действительно райские пейзажи.

Негомбо – один из крупных городов острова с населением в 130 тыс. человек. Преобладающая часть жителей города – католики. Рыбный промысел очень развит в Негомбо. Здесь функционирует самый крупный рыбный рынок в стране, который привлекает множество туристов.

Хиккадува – самый популярный курорт для тех, кто знает русский язык. Многие кафе, рестораны, а также магазины дублируют надписи на русском языке для большего удобства гостей города. Несмотря на свою отдаленность от столицы острова, Хиккадува считается самым развивающимся курортом с великолепным пляжным отдыхом.

Когалла – небольшие курортные поселения на юге страны, которые не сильно затронуты «рукой человека». За счет своего «первозданного вида» они привлекают множество туристов, желающих получить истинное наслаждение красотой и природой острова.

Калутара – центральный город западной провинции Шри-Ланка. Широкий и чистый пляж Калутары простирается на многие километры. Город-курорт не подойдет любителям ночной жизни. Калутара привлекает туристов своим спокойствием, размеренностью и тихим пляжным отдыхом.

Лучшие пляжи

Бентота-бич – визитная карточка острова Шри-Ланка. Пляж привлечет туристов своей универсальностью. Каждый путешественник найдет на нем именно то, что ему нужно. Здесь можно просто «погреть бока на солнышке», а можно и заниматься серфингом и дайвингом. Пляж покоряет своей безлюдностью и чистотой. Ежедневно государственные специализированные службы наводят порядок на всей линии пляжа. Лежа на пляже можно насладиться вдоволь звуками природы и отсутствием городского шума. Здесь не встретишь даже пляжных торговцев, которые могут помешать отдыхающим, так как их не пропускает на побережье охрана пляжа.

Мирисса – создавалась изначально как специализированный туристический курорт. За редким исключением тут можно встретить дома местного населения. Эта часть острова предназначена исключительно для пляжного отдыха. Следует обратить особое внимание на то, что отсутствие инфраструктуры это не всегда положительный момент. К примеру, следует заранее запастись наличными деньгами, так как в Мириссе отсутствуют банки и банкоматы. Но конечно же все эти мелкие неудобства покрывают прекрасный ландшафт и восхитительные пляжи, которые останутся светлыми воспоминаниями в вашей памяти навсегда.

Унаватуна – главная туристическая достопримечательность Шри-Ланки известная своими пляжами и кораллами. Золотистые песочные пляжи, бесконечный океан, джунгли и полнейшая тишина – вот, что манит путешественников в Унаватуну.

Хиккадува бич – отлично подойдет для любителей серфинга, так как встречаются довольно высокие волны. Туризм очень развит, отдых подойдет и семейным людям с детьми, и одиноким любителям ночного отдыха. Одной из главных достопримечательностей пляжа – огромные шалаши с шезлонгами, на которых установлены флаги различных стран. При желании легко найти соотечественников и завести новые знакомства.

Тангалле – отсутствие сувенирных лавок и назойливых торговцев. Самые безлюдные и чистые пляжи. Инфраструктура города не развита, что делает пляж довольно привлекательным для любителей тихого отдыха. Путешественников ждут удивительные «магазины на колесах», из которых осуществляется торговля хлебом и прочими продуктами.

Чем можно заняться на острове? Основные достопримечательности.

Серфинг

Так как Шри-Ланка омывается водами Индийского океана, на побережье острова можно встретить довольно высокие волны, которые привлекают серфингистов со всех краев планеты. Серфингом можно заниматься как самостоятельно, так и под руководством инструкторов. На острове существует множество разнообразных школ серфинга. Стоимость услуг приятно удивит поклонников серфинга. Цены отличаются в разы, если сравнивать с расценками Австралии или Индонезии. Еще одной приятной новостью для любителей этого экстремального вида спорта будет то, что серфингом на острове можно заниматься практически круглогодично. В зависимости от времени года по месяцам можно выбрать различные части острова.

Слоновий приют в Пиннавела

Мало кому известен факт, что на гербе государства Шри-Ланка долгое время красовался слон. Только с обретением независимости место слона занял сингальский лев. Но со сменой символики герба любовь шриланкийцев к слонам не пропала. На острове существует огромный питомник-приют для слонов в Пиннавела. История создания приюта интересует многих туристов. Дело в том, что слонов в нем спасали от мин. Установленных во время гражданской войны. На сегодняшний день «в стенах приюта» живут множество слонов разных размеров. Здесь можно встретить даже маленьких слоников. Туристы могут понаблюдать за кормлением и помывкой слонов, а также на акробатические номера, подготовленные специально для щедрых гостей, готовых покормить слона бананом.

Храм Будды

Одна из главных святынь острова. Находится под защитой ЮНЕСКО. Местное население относится с большим почтением к туристам, изъявившим желание посетить буддистский храм в городе Канди.

Чайные плантации (Нувара Элия)

Ранее остров назывался Цейлон и это не просто совпадение. Известный каждому цейлонский чай берет свои стоки именно на острове Шри-Ланка. Просмотр плантаций, окруженных джунглями и водопадами, обязательно следует включить в свой экскурсионный план.

Рыбные рынки

Как описывалось выше, самый крупный рынок на острове находится в городе Негомбо. Но, тем не менее, рыбный промысел развит практически на всем острове, и рыбные рынки встречаются в каждом населенном пункте. Туристы будут удивлены обилием и разнообразием рыб.

Пещерный храм Дамбуллы

Самая притягивающая достопримечательность острова, его «изюминка» — Золотой храм Дамбулла. Его посещают каждый год более сотни тысяч туристов. Высеченный в скале храм хранит в себе картины, фрески и статуи Будды.

Национальная кухня острова Шри-Ланка

Из-за своего географического положения, национальная кухня острова во многом похожа на кухню побережья Индии. Преобладание рыбных блюд объяснимо тем, что остров находится посреди океана. Также многочисленные пряности делают вкус еды незабываемой. Любители острых блюд будут в восторге. Не стоит забывать и про то, что на острове многочисленное количество фруктов. Национальная кухня острова насыщена полезными свойствами и витаминами, но будет довольно непривычной для туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *