Не любят в женском коллективе

Анна Берг

старший менеджер по развитию партнёров, Freework

Перед тем как дать The Village комментарий, я решила обсудить с коллегами их персональный опыт в этом вопросе. И, как ни странно, трое из четырёх удивлённо подняли брови: «Отличников не любят? — Нет, не слышал». И это не просто так, потому что все трое и есть отличники и, видимо, им было всегда глубоко наплевать на то, как реагируют окружающие на их успехи. Кажется, всё зависит от того, какова микрокультура в конкретном отделе компании, или от того, насколько «паршив» неформальный лидер.

Лично я в отношении отличников наблюдала разные проявления человеческой натуры, которые чаще всего были продиктованы завистью или страхом. Как правило, отличник действительно настолько активно пашет, что абсолютно не готов повернуть голову в сторону источающих яд коллег — эта голова неотрывно направлена, например, в монитор компьютера.

Иногда самый успешный в коллективе сотрудник недооценивает свои собственные успехи, ему кажется, что работает он со всеми наравне и даже сверхрезультаты, которые обсуждаются на собраниях, он воспринимает как удачное стечение обстоятельств. Только застенчиво улыбается и машет рукой. Соответственно, нос не задирает, ведёт себя скромно и бесит окружающих меньше, чем если бы осознавал свою успешность. Бывают те, кто тихо ненавидит своё начальство за частую похвалу, потому что вынуждены как будто оправдываться перед злорадными коллегами за статус любимчика. Ну и самый удачный вариант — те, что работают лучше всех, понимают это и коллег не боятся. Они — будущие начальники. Здесь главное — раньше времени не перестараться, чтобы не вселять параноидальные мысли нынешнему руководству. Это опаснее, чем злобствующие коллеги.

Любой отличник всегда мешает расслабиться коллегам, и в этом, видимо, основная проблема. Ведь если он всё время делает в два раза больше, руководитель знает, что так можно. Остальные были бы рады от руководства это скрыть и в приятном вялотекущем режиме показывать средний результат. Моя коллега-отличник, пока мы обсуждали статью, возмутилась: «Это что же за коллектив такой? Надо гнать в шею тех, у кого есть время гнобить отличников. В нормальных условиях за отличником тянутся».

Все умные книжки говорят, что в вопросе управления человеческим ресурсом единого рецепта нет, и только менеджеру решать, хочет ли он конкурентной среды в коллективе, нравится ли ему лепить звёздочки напротив фамилий, отдавать ли всю «любовь» отличнику или работать над тем, чтобы отличниками стали все его люди. Единственное, к чему действительно стоит стремиться — это сделать статус отличника модным, тогда все будут в выигрыше, а успешный сотрудник не будет бит.

Евгения Ланичкина

партнёр рекрутинговой компании Antal Russia

Если в вашу спину никто не дышит, значит, вы позади, поэтому определённый уровень конкуренции — это нормально, а негативное отношение к достижениям коллег со стороны менее преуспевающих сотрудников — типичная история. Это может говорить об их зависти, или о том, что они считают чужой высокий результат незаслуженным, называя успешного коллегу любимчиком шефа или ссылаясь на его везение.

Руководителю в такой ситуации, чтобы сбавить уровень негатива по отношению к отдельному сотруднику, добившемуся отличных результатов, можно посоветовать оценивать успехи команды, а не отдельных людей. Это позволит сместить фокус с личных достижений, снизить внутреннюю конкуренцию и сплотить коллектив.

Возможно, успех определённого сотрудника действительно связан с тем, что ему был дан уникальный шанс или интересный проект, в таком случае в следующий раз нужно предоставить не менее удачную возможность другим. Важно подчёркивать достоинства и сильные стороны всех сотрудников, чтобы они не чувствовали, что всё признание достаётся только «звезде». Если вы знаете, что по какому-то определённому критерию лучшим становится всегда один и тот же человек, придумайте альтернативные KPI, например, ориентированные не на объём продаж, а на качество работы или обратную связь от клиентов. Главное — выбрать такой критерий, чтобы в новом соревновании мог победить любой другой сотрудник.

В нашей компании тоже создаются специальные номинации и проекты-конкурсы, чтобы мотивировать тех, кто не вписывается в стандартные KPI. Если самый усердный и успешный сотрудник в компании — это вы, постарайтесь не подхватить звёздную болезнь, появление которой у лучших часто является причиной испортившихся отношений в коллективе. Оставайтесь открытым, делитесь вашим опытом, но не свысока, а с позиции партнёра.

Александр Стома

партнёр проекта HRedu

Когда сотрудник, который работает отлично, сталкивается с негативом от коллег, руководителю важно принять участие в разрешение ситуации. Ему необходимо поддерживать лучших сотрудников, как и человеку — в первую очередь развивать сильные качества.

КАК МОЖНО ЭТО СДЕЛАТЬ

Показать сотруднику значимость команды и возможности, которые открываются при совместной работе. Для этого важно рассказать об опыте каждого сотрудника, его сильных и слабых сторонах, показать, как их лучше совместить в проектах. Например, во время моей работы в школе директор познакомил меня со всеми коллегами, и во время встреч рассказывал о сильных сторонах каждого. Такая мини-презентация помогла мне вовлекать коллег в совместные проекты с максимальной эффективностью.

Рассказать и показать, как развивать отношения с коллегами, делать их своими соратниками. Руководитель может учить только личным примером. Все руководители, с которыми мне удалось поработать, всегда придерживались мнения, что у каждого человека есть свои сильные стороны — важно их определить и помочь проявить в деятельности.

Обращать внимание сотрудника на качества, которые ему стоит усилить. В моей карьере был период, когда я был лучшим, и меня повысили «не по возрасту и не по стажу», как считали коллеги. В этот момент я испытывал сильный стресс, поскольку ситуация была для меня новой. Мой руководитель поддержал словом и делом: подсказал, что необходимо продолжать делать своё дело, а с коллегами придерживаться следующей стратегии.

Обеспечивать их ресурсами для выполнения задач.

Показывать важность их экспертизы и опыта в обсуждении вариантов решения.

Принимать окончательное решение по спорным вопросам.

Мой руководитель поддерживал меня при всех коллегах, при решении вопросов в моей зоне ответственности оставлял решение за мной, обратную связь давал только наедине. Тактика сработала, и вскоре мы были единой командой.

С коллегами имеет смысл поговорить, если предпринятые шаги не меняют ситуацию. В этом случае важно собрать всех действующих лиц, возможно с участием руководителя или с привлечением внешнего медиатора. Готовность к разговору и желание сотрудничать, а не конфликтовать, по моему опыту, помогают достичь договорённостей и продолжить работать эффективно всей командой.

Я конечно и раньше подозревала, что мои коллеги по работе чудачки и сплетницы, но такого поворота просто не ожидала. Забавная детская игра «глухой телефон», не только приняла серьезный размах, но и сделала меня настоящей звездой нашей компании. Это просто фантастический идиотизм.

Получилось так, что как раз перед корпоративом, на Новый год я ушла на больничный. Подхватила грипп. Тогда я и представить себе не могла, какие осложнения даст эта обычная болезнь.

Короче, на работе понятия не имели, поправлюсь я к празднику или нет. Потому подарок на меня не купили. У меня никаких претензий нет, сама позвонила и сказала, что не знаю, смогу ли быть на празднике.

В итоге, когда этот день наступил, я нашла в себе силы прийти…

Мероприятие было довольно скучным, поэтому я просто зевала в сторонке и ждала когда закончится вручение подарков и объявление победителей.

Прослушав основную часть, повернулась и ушла домой. Сил после болезни почти не было чтобы торчать там дальше…

На следующий день раздался один из многих телефонных звонков…

— Привет! – звонила одна из моих коллег – Ты не передумала увольняться?

— В смысле увольняться? Я и не собиралась. С чего ты взяла?

— Так ты вчера ушла, девчонки говорят, что в слезах убежала, потому что подарок тебе не дали!

— …

Раздается следующий звонок:

— Алло, привет! – звонила другая коллега – Ты зачем вчера такой скандал закатила?

— Чего?

— Ну из-за подарка скандал. Ревность какую-то показывала… Все и так знают, что ты с начальником спишь, прекращай этот цирк.

— Чего?!!

— Да ладно не придуривайся, после праздников ждем на работу!

Третий звонок, от жены босса…

— Слушай сюда стерва!

— Здравствуйте…

— Ты че вытворяешь? Опозорила Сергея на всю контору! Ты че натворила?!

— Послушайте – спокойно ответила я – Моя вина только в том, что я работаю в змеином гнезде. Больше ни в чем. – Я секунду подумала а потом ответила – Хотя вы знаете, нет… Я там уже не работаю, до свидания!

Повесила трубку и выключила телефон.

Не могу описать всю гамму чувств, которые испытывала в тот момент, но одно знаю точно. Больше я не пойду работать в женский коллектив, никогда…

Кто-то без стеснения даст понять, что презирает вас. Кто-то попытается скрыть чувства и действовать дипломатично. Линн Тейлор — автор книги об укрощении босса-самодура и стратегиях офисного поведения утверждает, что большинство сослуживцев-врагов действуют исподтишка, ведь открытая конфронтация может повредить их карьере. Тем не менее, скорее всего, они попытаются сделать вашу жизнь невыносимой и добиться того, чтобы вас «взяло на карандаш» начальство. Впрочем, вовремя заметив признаки негативного отношения, вы сможете обратить их действия себе на пользу. С Линн вполне солидарен Майкл Керр, международный бизнес-спикер и автор книги «Юмор как преимущество». Проштудировав оба издания, журналисты Business Insider составили перечень из 20 основных признаков того, что вы не в чести у сослуживцев.

Коллеги крадут ваши лавры. Приписывают себе ваши идеи и заслуги или просто целенаправленно делают так, чтобы ваши достижения не оказывались в центре внимания.

Вам не смотрят в глаза. Трудно изображать уважение к тому, кто вам антипатичен, ещё труднее делать это, глядя ему в глаза. Если коллеги избегают прямого зрительного контакта, на то есть причины.

Никто не улыбается, когда вы рядом. У всех бывают плохие дни и скверное настроение. Однако мы говорим не о случае, а системе.

Вас оставляют в стороне во время шутливых разговоров. Юмор помогает налаживать и скреплять отношения. Если вас не вовлекают в шутливый разговор, это может означать, что в вашем присутствии коллеги не чувствуют себя комфортно и не воспринимают как члена команды.

Вас избегают. Если вы заметили, что коллеги предпочитают подняться по лестнице, когда вы ждёте лифт, или дожидаются, пока вы уйдёте из комнаты, чтобы зайти, это явные признаки того, что вас избегают.

Распускают слухи. Это невзрослое и непрофессиональное поведение, и всё-таки слухи распускают во всех офисах. Болтают обычно о тех, кого не любят.

Берут на себя больше, чем предполагают их полномочия. Иногда сотрудник, которому вы не нравитесь, ведёт себя с вами как босс, даже если на самом деле начальственных полномочий у него нет.

Игнорируют ваше присутствие. Не говорят «Доброе утро», когда вы приходите, или «Хорошего вечера», когда уходите. Это признак неприязни.

Вас никогда не приглашают на мероприятия. С вами не ходят обедать, вас не зовут на корпоративные посиделки и не обсуждают проекты за чашкой кофе. Возможно, таким образом, коллеги пытаются что-то вам сказать.

Язык тела говорит об их негативном настрое. К примеру, сотрудник стоит перед вами в «закрытой позе», скрестив руки на груди, или ни на секунду не отводит глаз от монитора компьютера, когда вы входите в комнату.

Они объединяются и занимают оборонительную позицию. Сослуживцы в общении с вами часто занимают оборонительную позицию, причём в такие моменты несколько человек оказываются заодно против вас.

С вами общаются по электронной почте, даже если сидят рядом. Тот, кто вас не любит, старается поменьше с вами общаться. Если сослуживец целенаправленно переводит диалоги в цифровую плоскость — это знак.

С вами никогда не соглашаются. Ни одна из ваших идей им не нравится. Спорить с вами начинают ещё до того, как вы закончили фразу. Возможно, нелюбовь к вам настолько сильна, что любая мысль, озвученная вами, кажется плохой.

Они ведут себя с вами, как старшеклассники. Если в офисе вы чувствуете себя персонажем подросткового сериала, скорее всего, коллегам вы не очень нравитесь.

Вам никогда не задают вопросов о личной жизни. Между собой они говорят о детях, хобби и вообще о жизни вне работы, а вас никогда ни о чём таком не спрашивают. Скорее всего, им просто неинтересно.

Тому, о чём вы просите, не уделяют должного внимания. Коллеги никогда не обращают внимания на ваши проблемы. С их точки зрения, ваша работа не бывает срочной. Вас недолюбливают.

Вас бросают на амбразуру. Вами прикрываются, если что-то не так? О каждой вашей оплошности тут же доносят боссу? Вас точно не любят. Вероятнее всего, коллеги заинтересованы в том, чтобы вас уволили.

Вас убеждают уволиться. Заботливые сослуживцы шлют вам объявления о вакансиях. Намекают на то, что в другой структуре вы будете счастливее или успешнее. Вы совсем неплохо чувствуете себе там, где сейчас работаете, а они всё беспокоятся о вашем благополучии. Вас просто хотят выжить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *