Соборование что такое

Что такое соборование?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?

Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди.

Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом.
В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,14-15).

Над кем совершается?

Елеосвящение совершается над крещенными православными христианами, старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям.

Когда совершается?

В любой день в течение года, если человек тяжело болен (на дому, в больнице).
Общее для всех — дважды в Великом Посту.
Следует помнить, что к таинству Соборования прибегают только один раз в году, за исключением особых случаев по благословению священника.

Как совершается?

Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание освященным маслом лоб, ланиты, ноздри, уста, грудь и руки с двух сторон святым елеем.

По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов.
После соборования верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.

В чем суть соборования?

Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля.
Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение забытых (но не сокрытых сознательно) грехов.
Есть обычай: сначала поисповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин.

Елеосвящение — Таинство исцеления.

Но, что касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.
Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.

Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

О соборовании умирающих:

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда эти люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Соборование на дому.

Если вы пригласили священника совершить соборование над болящим на дому, то вам необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.) Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь ватных палочек и семь свечей.
В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, подсолнечное, или любое другое, масло) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Крест.
Оставшиеся после совершения таинства стручцы (ватные палочки) сжигают, а пепел закапывают в землю там, где он не будет попираться ногами. Остатки святого елея можно возжигать в лампаде перед иконой.

– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:»Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«…Вера твоя спасла тебя…»(Мк. 5:34).

«…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«…Сомневающийся подобен мор­ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»(Иак. 1:6, 7).

Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен

Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

– Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:»Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.

Беседовала Наталья Горошкова

На вопросы отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)

– Сколько раз можно соборовать больных и здоровых?

– Больных соборуют однократно в течение болезни, т.е. если человек выздоровел, а после снова заболел, то его снова можно соборовать.

Что же касается так называемого «общего соборования», совершаемого над практически здоровыми людьми, то это особая, сравнительно недавняя практика, и обычаи могут быть различными. Общее соборование совершается в храмах в дни Великого поста; каждый верующий участвует в этом Таинстве, как правило, лишь раз в году, хотя совершать его нередко приходится несколько раз, чтобы все желающие могли принять в нем участие.

+ + +

– Если человек вслух или мысленно не одобряет поступок ближнего, то это тоже грех осуждения? Возможно ли не одобрять поступки, не осуждая их? Есть ли разница между этими понятиями?

– Осуждение можно кратко определить как распространение зла. Если я начинаю усиливать известное мне зло и сообщать окружающим в виде клеветы, слухов, злословия, злопыхательства, брюзжания, ненависти и т.п., то я повинен этому греху. Если же мои действия свободны от этих особенностей, если всё, что от меня исходит, диктуется необходимостью и пользой для окружающих, то нет причин говорить об осуждении.

Как в этом убедиться? Как всегда, очень просто: опираясь на Священное Писание. Раскроем, например, 2-е Послание святого апостола Павла к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам». Вот негативные сведения, сопровождённые к тому же напоминанием о Божием суде, вызванные явной необходимостью. Но уже в следующем стихе апостол пишет: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» – показывая нам пример неосуждения.

Просмотрите книги Нового Завета, и вы найдете множество примеров обоего рода.

+ + +

– Многих людей смущает «негигиеничность» причастия. Мол, из одной Чаши причащаются больные и здоровые. Некоторых это отталкивает от таинства. Что можно сказать таким людям?

– Здесь как будто бы есть «рациональное зерно»… Почему хотя бы не попросить больных встать в очередь к Святой Чаше последними? Но те, кто питает подобные мысли, свидетельствуют о своем невежестве: им следует знать, что диакон или священник потребляют оставшиеся в Чаше Святые Дары той же самой лжицей и тщательно замывают священные сосуды, проглатывая всю воду до последней капли. А если даже забыть про них, то ведь никогда точно не известно, у кого в организме какая инфекция. И, конечно же, чувство «естественной брезгливости» тоже требует дать себе ход… В результате вместо приобщения Святым Телу и Крови будет нечто совершенно немыслимое.

Поэтому надо совершить не-большое усилие и превозмочь свои неуместные чувства, вспомнив, что христиане причащаются из одной Чаши буквально с первого дня существования Церкви. Страшные эпидемии в прошлом выкашивали население городов и деревень, но никогда еще никто не смог приписать распространение инфекции Причащению Святых Тайн.

– Как Церковь относится к таким писателям, как профессор В. Жданов и психотерапевт В. Синельников?

– На такой простой вопрос, казалось бы, можно и ответить просто: «Церковь не имеет к ним никакого отношения».

Однако будет очень полезно задержать на нем ваше внимание.

Допустим, у вас прохудился ботинок, и вы обратились за помощью к сапожнику. Допустим далее, что сапожник этот злоупотребляет алкоголем, допускает нецензурные выражения, и личная жизнь его весьма далека от христианской нормы. Всё это досадно, подумаете вы, но мало что говорит о его способностях: вы заплатите ему за труд и, весьма вероятно, будете носить ваши ботинки еще много лет.

А теперь представим себе, что речь идет не о ремонте вашей обуви, а о воспитании вашего ребенка. И подумав, в чем разница между этими случаями, поймем следующее: чем ближе к материальной сфере предмет деятельности человека, тем легче мы отделяем этот предмет от субъекта (в нашем случае – качество ремонта от личности сапожника). И наоборот, чем в большей мере дело касается души человека, духовной сферы, тем с большим вниманием будем мы смотреть не только на результат, но и на того, кому именно мы это дело поручаем.

Вы упомянули эти два имени как писателей: если бы их роль сводилась лишь к писанию побасенок, то и говорить было бы не о чем. На деле, однако, и тот, и другой пытаются воздействовать на души людей, чему-то учить, в чем-то убеждать. Поэтому, в отличие от сапожников, слесарей, математиков, химиков и даже врачей-терапевтов и хирургов, мы должны с пристальнейшим вниманием относиться к мировоззрению и нравственному строю тех, кто дерзает называть себя психологом или психотерапевтом.

Ни тот, ни другой из названных вами лиц не придерживается Православия и не опирается на христианские основы в своей деятельности. И тот, и другой, к сожалению, употребляет христианскую терминологию в своих высказываниях и сочинениях, волей или неволей вводя людей в заблуждение. И это весьма прискорбно.

Есть, однако, и разница между ними. Как отмечают многие авторитетные источники, г-н Жданов может быть назван «профессором» лишь в кавычках. Его претензии на образование и «научные достижения», как сообщается, не имеют никаких оснований, а содержание его «трудов» характеризуется специалистами как прямое безумие.

– Как Вы относитесь к такой науке – «Телегония», и что делать, если у женщины первый брак, но третий мужчина, как это повлияет на будущих детей? Как женщине в этом случае можно исправиться?

– Вопрос о том, «как я отношусь» к чему бы то ни было, никому не интересен: читателям важно узнать истинное положение дел, а вовсе не чье-то «личное отношение».

Истинное же положение дел таково: телегония – не наука, а либо заблуждение позапрошлого столетия, либо злонамеренная фальшивка современных врагов Церкви, что и было показано со всей ясностью на Международных Рождественских чтениях 2005 года. Книга, пропагандирующая телегонию, внесена Издательским Советом РПЦ в список нерекомендованной (запрещенной) литературы.

А исправиться как женщине, так в равной мере и мужчине можно посредством Таинства покаяния (исповеди).

– Каждая религия (во всяком случае, на словах) считает своим долгом приумножить народонаселение. Но ведь если бы в мире не было болезней, самоубийств и т.д., то в итоге мир был бы перенаселен – и неизбежно это была бы катастрофа для планеты. Все понимают, что уже сейчас прокормить всех невозможно…

– К вашему письму надо сделать несколько замечаний, и тогда вопрос проясняется полностью.

1) Религия – в нашем случае Православная Церковь, а о других говорить не стану – ни под каким видом не считает своим долгом приумножать народонаселение. Долг наш совершенно не в этом. С тем же успехом можно было бы утверждать, что Союз писателей считает своим долгом развитие бумажной промышленности. Другое дело, что счастливая, полноценная и здоровая семья, которая возникает на основе христианского образа жизни, с более высокой вероятностью становится многодетной, и дети, выросшие в такой семье, скорее всего, будут здоровыми телом и душой, способными и готовыми к плодотворному супружеству. Но как в этой связи будет изменяться население планеты, зависит от множества привходящих факторов.

2) Соображению о том, что мир неизбежно будет перенаселен, есть место либо в школьном задачнике по арифметике, либо среди детских сказок, вроде истории про Умную Эльзу, горько плакавшей из-за того, что через много лет упадет со стены черпак и зашибет её еще не зачатого ребенка…

Народная мудрость гласит: «Не строй кривую по трем точкам: ты о ней не всё знаешь». Любителей строить такие кривые в прошлом было немало, но они в основном перевелись где-то на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Видел замечательную диаграмму, составленную в ту эпоху (незадолго до изобретения автомобиля): исходя из прогноза поголовья лошадей, там с полной ясностью было показано, что к 2010 году вся суша будет покрыта шестифутовым слоем конского навоза.

3) И, наконец, о пропитании. Рассуждения двухсотлетней давности на эту тему столь же близки к истине, как теплород, флогистон и телегония. Но если они были извинительны для наших далеких предков, то те, кто тиражирует их сегодня в псевдонаучной обертке, несут ответственность перед людьми за мракобесие и ложь. Способность к производству материальных благ, в частности, продуктов питания, определяется производительными силами общества, а они, в свою очередь, связаны с уровнем технического прогресса, с наличием рабочей силы, хозяйственными и правовыми отношениями, духовно-нравственным состоянием народа. ХХ век дает тому огромное количество примеров.

Экономически отсталая Россия в 1913 году кормила хлебом третью часть Европы; СССР – «оплот революции» – миллионами хоронил умерших от голода, а свободная Россия, еще не вполне восстановившая нормальный государственный и общественный строй, снова экспортирует зерно.

Те же процессы мы видим в Китае и странах Южной Азии, которые, вместе с бурным ростом народонаселения, за последние годы стали экспортерами продуктов питания. И можно с уверенностью сказать, что рост населения наших стран будет сопровождаться ростом благополучия – как нашего собственного, так и других народов.

О больных в доме — таинство соборования

Когда Таинство Соборования совершается на дому, обычно приглашается один священник, который и совершает все последование, хотя по правилам священников должно быть семь. Нужно приготовить оливковое или другое растительное масло в небольшом стаканчике, который потом уже не использовался бы для бытовых целей. Кроме того, надо приготовить семь свечей, чашку с зерном (это может быть рис или пшеница), куда будут поставлены семь свечей. Еще нужно иметь небольшое полотенце или чистую хлопчатобумажную салфетку (можно марлю или вату) для того, чтобы стирать лишнее масло с тела соборуемого человека.
Перед Таинством Соборования священник может подробно исповедовать больного. Эта исповедь бывает достаточно продолжительной, потому что больному человеку трудно собраться с мыслями, а иногда тяжело говорить. Во всяком случае, договариваясь заранее со священником, нужно помнить, что для этого потребуется никак не меньше часа. После исповеди священник начинает Таинство Соборования, при котором могут присутствовать все домашние. Смысл Соборования, когда человек тяжко болеет и страдает, в том, чтобы испросить у Бога не только исцеление, но и прощение всех грехов, в том числе и забытых и даже неведомых.

Бывает, что тяжелая болезнь подводит человека к предсмертной черте и священника вызывают уже тогда, когда недалекая смерть очевидна. Но больным часто не говорят, насколько опасно их состояние, и они не могут достойно приготовиться к смерти. В Православии принято, чтобы больной знал о том, что он близок к смерти, и требуется, чтобы он готовился к ней.
Подготовка к смерти включает в себя, во-первых, особую исповедь — исповедь за всю жизнь, воспоминание грехов детства, юности, зрелости. Такое покаяние очищает человека, готовит к предстоянию на суде Божием. Во-вторых, приготовление к смерти означает Причащение Святых Христовых Таин и Соборование. Если вы приглашаете священника, предполагая, что это будет напутствие человеку перед кончиной, нужно заранее договориться со священником и о Причащении, и о Соборовании.
Если больной слишком плох и есть опасность, что он в ближайший час умрет, можно просить священника, чтобы он сначала причастил его Святых Христовых Таин, а затем начал Соборование. Если во время Соборования больной умирает, то Таинство считается совершенным, если священник помазал больного священным маслом хотя бы один раз и единожды прочитал над ним особую тайносовершительную молитву (если Соборование совершается по полному чину, то священник делает это семь раз).
Если болезнь действительно приближает человека к смерти, то отношение родственников к самой болезни должно быть не как к наказанию Божиему, а как к Промыслу Божию о человеке.

Отношение христиан к умирающему должно быть внимательным, торжественным.
Если умирающий заговаривает о своем переходе в иной мир, мы должны помочь ему принять смерть со спокойной душой. Не нужно отговаривать болящего: «Нет, ты не умрешь, ты обязательно поправишься». Первым делом мы должны предложить ему приготовиться к смерти по церковному чину. Во-вторых, надо посильно успокоить его, ибо часто страшна не сама смерть, а муки, которые претерпевает болящий. Их мы не только можем, но обязаны смягчить. Если больной страдает от сильных болей, то мы должны предпринять все усилия, чтобы их ослабить. Если больной страдает от неудобств, которые создает ему болезнь, мы должны всячески стараться облегчить эти страдания, обмывая его, перевязывая, давая покой телу, создавая те удобства, в которых ему легче будет перенести свою болезнь.
Но главные страдания умирающего человека — это страдания душевные. И здесь мы не только вправе, но обязаны эти страдания смягчить своим присутствием, разговором. С больным нужно подольше посидеть, вспомнить вместе с ним моменты жизни, которые ему самому приятны, предложить вспомнить людей, с которыми он сталкивался, и уговаривать, чтобы он простил все обиды, напомнить ему о том, чтобы он распорядился каким-то образом своим имуществом. Короче говоря, надо помочь ему потихоньку подвести итог своим отношениям с миром, итог своим делам. Необходимо успокоить умирающего, что оставленное им дело будет продолжено, что члены его семьи будут на руках остающихся, что им помогут, чтобы он не беспокоился об этом. И, конечно, для умирающего очень важно Покаяние, прощение грехов и Причащение Святых Христовых Таин.
Если на ваших руках умирает неверующий человек, перед лицом смерти вы можете и должны предложить ему покаяние, а может быть, и Крещение, если он не крещен, рассказать о христианской вере и предложить ему умереть крещеным христианином, примиренным с Богом. Для этой цели вы можете вызвать на дом священника, а в крайнем случае, если смерть уже у изголовья постели, крестить его самому по чину, который указан в главе «Таинства и обряды».
Канон — место для заупокойных свеч и пожертвований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *