Мораль и мировоззрение

Определения: духовность: высший уровень развития и саморегулирования зрелой личности.
ИМПЕРАТИВ – требование, приказ, нравственное предписание (И.Кант).
1 духовно нравственные ориентиры человека- это моральные нормы. это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Я могу привести пример из литературы Наташа Ростова — героиня романа «Война и мир» отдает все подводы раненым, понимая что это необходимо, в такой сложной и важной ситуации, она не думает о себе. Человек с развитой духовной жизнью обладает такими качествами как: стремление к высоте идеалов и помыслов. ТО: духвно нравственные ориентиры помогают человеку направить свои действия в возвышеных целях в помощи людям. Такой человек может увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
2 категорический императив утверждает личную ответсвенность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Это высший принцип нравственности. Именно Иммануил Кант сформулировал понятие: поступай всегда согласно такой максиме(принцип), всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь сделать. ТО: Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством.
3 Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь. Моральные ценности человека не заложены в человеке от рождения, они могут формируются по мере взросления. Например к числу моральных ценностей относится патриотизм, то есть уважение преданность и любовь к своей Родине. Он проявляется в гордости за достижения своей страны, в сопереживании неудачам и бедам. Моральные ценности связаны и с грожданственностью- осознанием себя полноправным гражданином своей Родины, который имеет определенные права и обязанности. Гражданственность проявляется в защите своих и уважение других прав человека. ТО: одни из главных моряльных ценностей это : уважение Родины, уважение к другим людям и помощь ближнему. Они помогают направлять нравственную жизнь общества и личности.
4 самовоспитание в нравственной сфере- это самоконтроль и предьявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности. Человек неможет сразу же при рождении обладать нравственными качествами. Они формируются в семье в общении с другими людьми в школе. По мере взросления человек осознает что такое добро и зло, и как необходимо поступать в тех или иных ситуациях. Человек в определенном возрасте воспитывает себя сам, т к это важная гарантия уверенности его в своих действиях. ТО: Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым. Тоетсь чуствовать и творить добро, быть стойким ко злу это те качетсва которые человеку не даны с рождения а он выробатывает сам.
5 мирововззрение- это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, это целоствное представление о природе, обществе ,человеке. В каждой исторической эпохе было свое мировозрение. И у каждого человека может быть мировозрение как схожее с другими мировозрениями людей так и различатся от их. Так Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает. ТО: мировозрением называют стержнем духовного мира, ведь человек смотрит на мир исходя из мировоззрения, а значит, его духовный мир, представления о моральных нормах, о добре и зле будут формировтася в соответствии с этим стержнем.
6 существуют три типа мировозрения: обыденное, религиозное, научное. Обыденное мировозрение формируется в процессе личной практической деятельности, тоесть построенное на собственном житейском опыте. Религиозное мировозрение – основывается на релегиозном учении. Как на Библии, коране, религиозное мировозрение было особенно развито в средние века(во время расцвета христианства). Научное мировозрение- включает в себя принципы взаимодействия человека с естественной и искусственной средой обитания. ТО: 1.Обыденное, обладает следующими характерными чертами:
• формируется в процессе личной практики человека;
• складывается на основе жизненного опыта, порой стихийно;
• довольно широко распространено.
2.Научное мировоззрение, характеризующееся следующими чертами:
• опирается на достижение науки;
• обобщает итоги человеческого познания;
• тесно связано с практической деятельностью людей.
3.Религиозное мировоззрение, характеризуется чертами:
• нацеливает на совершение нравственных поступков;
• дает веру в возможность достижения поставленных целей;
• тесная связь с мировым культурным наследием.
7 Мораль – это понятие в обществе, представление о добре и зле. А мировоззрение – это взгляды человека на мир, общее представление о действительности. Мировозрение это стержень духовного мира. Мнения о моральных нормах, их анализ, происходит в мировозрении которое еще не созрело. Только после того как человек начинает выделять моральные нормы для себя соблюдать их, можно делать вывод что на основе моральных норм сформировалось мировозрение человека. Именно в этом заключается схожесть. Различие заключается в том что мировозрение у каждого свое , оно может быть уникально для каждого человека, а Мораль — это норма поведения, основанная на представлении о том, что хорошо и о том, что такое плохо, то есть на понятиях Добро и Зло. То есть это правила общества в целом. ТО: Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой дополняющие друг друга. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.

Право и мораль – это два явления, которые в той или иной степени влияют на общество. Их сходства и различия часто позволяют выявить уровень развития социума, определить, на какой ступеньке то, в частности, находится. Но для начала нужно разобраться с моралью, мораль, мораль. И непосредственно с правом, права каждого, к слову, регулируются не только законом, но ещё и внутренними установками, то есть базовыми моментами нравственности. И даже при поверхностном разборе этих тем становится заметно, насколько они перекликаются.

Итак, мораль – определённые установки, идеалы, нормы, принципы и ценности, регулируемые обществом. Являются негласными по своему характеру. Что же касается норм права, то они представляют собой общеобязательные предписания, формально закреплённые, которые выражают волю конкретного государства, им же устанавливаются и закрепляются. Они направлены на регулирование общественных отношений. В этом проявляются общие черты права и морали.

Вообще при изучении темы «право и мораль общее и особенное» становится понятно, что сходства не так уж и мало. Если задаться вопросом сравнения, то можно заметить, что оба явления играют регулятивную функцию. А также, в некоторой степени, оценочную и интегрирующую. Правда, подходы заметно отличаются. В частности, право довольно конкретно. Оно однозначно устанавливает границы, определяет, что именно будет являться нарушением, какие за него последуют санкции. Оно равно для всех, вне зависимости от того, кем именно является участник правоотношений. В этом плане право от морали, как ни странно, часто отличается большей справедливостью.

Во многом подобное объясняется инертностью общественного сознания. Можно изменить законы, установить отсутствие дискриминации, но отдельные части общества по-прежнему будут относиться хуже к женщине, живущей свободной жизнью, чем к мужчине. А знаменитости или же любимцу публики могут много прощать. Кроме того, мораль отличается от права тем, что она иногда способна резко перемениться, потому что сильно зависит от общественного мнения.

  • 1 Соотношение права и морали
  • 2 Право и мораль: развитие

Соотношение права и морали

Если рассматривать соотношение морали и права, то их можно представить себе в виде двух кругов, которые частично пересекаются. У них есть совпадающие части. Например, кража карается законом и осуждается нормами морали. Одновременно с этим отдельные элементы различаются, то есть не совпадают. В отличие от норм морали, право карает уклонение от налогов, к примеру, а также бухгалтерские ошибки. Общество же или не выдаёт какой-то однозначной оценки таким действиям, или, что бывает нередко, их даже поощряет.

Отмечая общие черты морали и права, необходимо отметить, что и те, и другие подкрепляются санкциями. В частности, нарушение юридических норм карается по закону. У морали нет конкретных предписаний, но сам факт того, что можно сравнить с санкциями, тоже есть – общественное осуждение, бойкот. Исторически нормы права и нормы морали были в этом ещё ближе, потому что раньше остракизм был гораздо серьёзнее. Изгой в одной стране далеко не всегда мог найти себе место в другой. Кроме того, в собственном государстве такой человек рисковал потерять всё, разориться, при этом не имея возможности защититься.

Говоря о различающихся моментах, нельзя не упомянуть вопрос организованности. То, как именно принимаются законы, как в них вносятся изменения – всё это достаточно однозначно и конкретно расписано. При этом сам процесс строго контролируется государством. Мораль же неуправляема, она стихийна, поэтому её развитие нельзя спрогнозировать.

Есть ещё один момент. Мораль и право регулируют общественные отношения. Но действие первой гораздо больше, чем второго. Существуют моменты, которые в принципе не поддаются правовому регулированию (и не должны), но при этом находятся в зоне действия морали. Можно привести очень много примеров из сферы личных отношений, оценки человеческого поведения и т. д.

Мораль и право устанавливают, как именно себя человек может и должен вести. Но закон очень редко прописывает конкретные правила поведения. Как правило, он разрешает всё, что прямо не запрещено. В остальном же человек может действовать так, как ему захочется. И исполнять свои обязанности перед государством люди тоже могут по-разному, в частности, через законного представителя.

Мораль в целом ряде случаев более конкретна. От выполнения определённых обязанностей нельзя уклониться или передать их другому. Личному участию нередко придаётся особое значение. Таким образом, право и мораль устанавливают долг человека, но первое – перед государством, вторая – перед обществом. Характер предписаний тоже разнится.

Право и мораль: развитие

Так или иначе, всё развивается и меняется. Право и мораль – не исключение. Исторически вторая появилась раньше, она регулировала общественные отношения ещё тогда, когда закона как такового не было, то есть в первобытно-общинном строе. Считается, что самые устоявшиеся предписания легли в основу первых законодательных актов. Таким образом, можно наблюдать довольно тесную взаимосвязь. Но потом право и мораль стали расходиться в своём развитии.

Закон часто выражал волю правящей династии, верхушки духовенства и дворянства, бояр, а потом и помещиков. В Российской империи он стоял на страже их интересов. В то же время мораль касалась самых разных сословий. И здесь нужно отметить кардинальное различие в отношении того, что предписывалось дворянину, купцу или же крестьянину. У первого, например, были законы чести. Многие моменты юридически не закреплялись, однако соблюдались неуклонно. Их нарушение представлялось до такой степени немыслимым, что оскорблённый дворянин не мог не ответить на вызов в определённой ситуации, в том числе и потому, что альтернатива для него стала бы хуже смерти.

В то же время купеческая мораль была связана с нажитым богатством, ведением дела, гарантией качества товара. То есть близка к тому, что в современном мире понимается под деловой репутацией. И, наконец, в отношении крестьян наблюдались свои моменты. Но это – только примеры, ситуация менялась в зависимости от исторического периода и государства.

1. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

1) единства;

2) взаимодействия;

3) различия;

4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *