Содержание
20 мая 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о таком литературном приеме, как ирония. Он не столь распространен в литературе, как, например, метафора (что это такое?) или аллегория (что это?), но при этом весьма примечателен.
Этот литературный прием интересен прежде всего тем, что использовать его совсем непросто, и по-настоящему это удавалось только настоящим мастерам слова.
Определение иронии — что это такое
Ирония – это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении. Вам говорят «черное», а понимать это нужно как «белое».
Вспомните ироничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!». Его говорят в укор, имея в виду совершенное противоположное.
В письменной речи иронию обычно заключают в кавычки (ведь тут интонаций трудно показать ироничность), а в разговоре эти кавычки показывают пальцами (либо добавляют в конце — в кавычках).
Например, написанная фраза «ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках). И всем понятно, что это ирония.
Термин этот, как многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. И слово «eironeia» можно буквально перевести как «притворство». Считается, что первым мастером иронии был философ и мыслитель Сократ.
С ее помощью он успешно высмеивал своих конкурентов, особенно софистов (было такое философское течение).
Кстати, само название «софисты» изначально означало «мудрец», но благодаря Сократу оно приобрело уничижительное значение (мудрец в кавычках — это глупец).
Это мы все говорили про использование этого термина (тропа) в литературе. Ниже вы увидите массу примеров ироничных высказываний, узнаете, на какие виды они делятся. Но это не чисто литературный термин.
Бывает еще ирония ситуации — это когда все ожидают чего-то одного (очевидного), а происходит совершенно противоположное (вспомните сюжет фильма «Ирония судьбы»).
Ирония в повседневной жизни
Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.
- ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
- НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
- ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
- ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
- ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.
То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.
А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).
Виды иронии
Ирония бывает разной в зависимости от того, кого высмеивают и насколько сильно:
- Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!»:
- Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
- Самоирония – ирония, направленная на самого человека. Например, известная фраза «НУ ГДЕ УЖ МНЕ, ДУРАКУ, ПОНЯТЬ» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.
Как видно из этих примеров, ирония – это не всегда «очернение» чего-либо. Как мы уже говорили, зачастую с ее помощью и «хорошее прячется за плохим».
Примеры иронии в литературе
Логично предположить, что этот художественный прием (троп) использовали те писатели и поэты, которые писали иронические произведения.
Например, Николай Васильевич Гоголь в своих «Мертвых душах» с помощью этого приема очень метко описывал характер персонажей. Вот что он говорит о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Еще чаще примеры иронии можно встретить в баснях Ивана Крылова. Все-таки этот литературный жанр сам по себе подразумевает насмешку и издевательство над действующими лицами.
Наверняка все знают басню «Стрекоза и муравей», в которой муравей высмеивает стрекозу, когда она пришла к нему за помощью:
Ты все пела? Это — дело!
Любил высмеять своих персонажей и Александр Сергеевич Пушкин. В «Евгении Онегине» есть такие строчки:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А дальше в самом что ни на есть ироническом стиле поэт объясняет, что же это за «дела» были такие, которые мешали старику:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.
Более того, в том же «Евгении Онегине» Пушкин весьма иронически отзывается и о высшем свете Петербурга:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.
Но одним из высочайших мастеров иронии ситуаций (не перевертывания смысла слов, а именно создание ситуаций, когда ожидаешь одного, но происходит противоположное) многие литературоведы признают Михаила Булгакова.
Практически в каждом его произведении можно увидеть, как автор высмеивает даже не отдельных персонажей, а целые устои, которые сложились в обществе. Вот пример из «Мастера и Маргариты», в конкретно диалог Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрезало голову:
Последняя фраза Воланда относится не только к конкретной сцене в романе, но и отражает реальное положение в стране в то время. Ведь действительно, в конце 20-х — начале 30-х (а именно тогда писалась «Мастер и Маргарита») в Советском Союзе был жуткий дефицит.
Но еще большее пренебрежение к текущим порядкам Булгаков показал в «Собачьем сердце». Там, сами персонажи – Шариков или Швондер – это неприкрытая ирония над «новыми хозяевами страны».
В одной из сцен автор, например, открыто смеется над тем, что у большевиков не принято разделять людей по половому признаку – на мужчин и женщин, а все они называют друг друга «товарищами» и даже одеваются одинаково. И наконец, как не вспомнить замечательный совет профессора Преображенского своему ассистенту доктору Борменталю:
Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!
А дальше следует еще и усиление этой иронии. На ответ доктора «Так ведь других нет», Преображенский отвечает – «Вот никаких и не читайте!».
Вместо заключения
Кстати, психологи утверждают, что человек, который в своей устной речи часто использует иронию, является обладателем незаурядного интеллекта.
Так что не бойтесь насмехаться над какими-то несуразицами вокруг вас. Только учитесь делать это тонко и тактично. Ведь никто из нас не идеален. И на вашу иронию оппонент вполне может ответить своей меткой фразой.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Ирония
Когда-то мне нравился этот способ взаимодействия. И не только мне.
А потом я задумалась — про что он. Про что я иронизирую. Что внутри меня провоцирует этот обмен поглаживаниями «против шерсти».
И вот что из этого вышло. Как всегда не претендую на истину или полноту. Дополняйте:)
Иро́ния (от греческого εἰρωνεία «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу.
Да-да, наши любимые двойные послания.
Я думаю, вы догадываетесь, какое чувство кроется за этими словами.
Гнев. Рэкетный (компенсаторный) гнев. Чувство, которое уводит нас в прошлое, к тем людям, от которых мы когда-то получали двойные послания.
Мне в этом смысле повезло: мои родители не были любителями поиронизировать, я научилась этомусама «по книжкам» в подростково-нигилистичном возрасте. А среди моих клиентов есть те, кто впитал иронию с молоком матери.
И тогда, в детском возрасте было невозможно понять эти слишком хитрые нападки. А значит, невозможно было защититься выразив гнев: за годы накопилось немало.
Это уже не просто гнев, а желание разрушить. Это то, что переживает ребенок сталкиваясь с разочарованием — затопляющее чувство. «Ненавижу тебя!» Согласитесь, это немного too much для коллеги или приятеля. Так ненавидят саааамых близких. «Здравствуй, мама!»
НО мы выросли и могли бы уже активно выразить свое недовольство, но нет. Мы продолжаем сцеживать яд по капле: должно хватить на то, чтобы отравить себе всю жизнь. Поэтому мы выбираем пассивную форму.
Пассивная агрессия — еще один знакомый термин. Это попытка показать, «смотри, я стараюсь изменить ситуацию, поговорить с тобой» (я хороший, это с тобой что-то…), а на самом деле просто психологическая игра в Преследователя и Жертву.
Можно вспомнить еще один термин — перенос — неосознанное уподобление текущих отношений прошлым отношениям. Что-то похожее. Мы раз за разом повторяем сюжет из «любимой сказки»: теперь-то точно получится как надо. Сценарий непобедителя (снова термин из транзактного анализа).
В нашем случае будет, конечно, негативный перенос.И чем мы интеллектуально развитее, тем выше будет уровень защит, тем более изощренным пассивная агрессия. Можно выразить сопротивление ничего не делая, а можно и обесценить.
Обесценивание
А что я обесцениваю? Куда направлен удар, в какую часть, в какую роль, сферу жизни?
Профессиональные навыки или личность в целом?
И кого на самом деле? Многие думают, что удар направлен на оппонента. Но обесценивание обоюдоострый инструмент. Нельзя не порезаться.
Обесценивая другого, мы раним прежде всего себя.
Кстати, это любопытный механизм защиты в основе которого лежит разочарование, потеря, разрушение мифа о всемогуществе, о том, что все можно контролировать.
Вы наверное уже тоже сложили 2 и 2 — страх потери контроля… страх потери. Чего, или правильнее кого…
А когда страшно многие из нас выбирают злость. Я так боюсь тебя сначала полюбить, а потом потерять тебя, или себя, или власть надпод, что лучше разозлюсь и сама тебя оттолкну: уйду, чтобы ты меня не опередил и не ушел. Вот такая вот логика. Можно выдохнуть и поиронизировать, дабы снять напряжение.
Кстати про напряжение. Это не секрет, что есть масса способов «снять напряжение»: заесть, залить алкоголем, поржать, побегать… Главное снять. Потом оно, конечно, снова накопится, но не терпеть же. А то вдруг прорвется.
Вы же в курсе что телесное напряжение помогает удерживать эмоции. Какие? Перестанете сбрасывать напряжение, увидите:)
И все-таки «юмор» — лучший способ «ослабить удавку». Да?
А если посмотреть на «юмор» через призму архетипов.
В древнегреческом «иронизировать» означало «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться», а «ироник» — это человек, «обманывающий с помощью слов».
Никого не напоминает?
Трикстер. Антигерой. Нарушитель правил. Разрушитель традиций. Но вот что важно, как и все внутри психики, действия его направлены на достижение позитивного эффекта: показать рану, требующую исцеления. А если вы ковыряете в ране вилочкой — это уже троллинг.
Тролль — существо враждебное человеку, тот самый негативный Родитель в ребенке — Людоед или Ведьма, или Свин (это транзактный анализ). И, как мы знаем, действия его всегда направлены на подавление желаний (импульсов) Естественного (соматического, телесного) Ребенка.
И смех тролля отличается от смеха трикстера.
Знаком ли вам термин смех висельника. Берн говорил о том, что это смех Большого Свина (людоеда, ведьмы, тролля) над Ребенком: «я тебя уделал!». И когда мы смеемся над шуткой висельника, мы помогаем «затягивать веревку на его шее». Что немного напрягает, не правда ли?
Попробуем разобраться, на что так активно реагирует внутренний враг.
А в этом нам поможет Маслоу с его замечательной пирамидой.
Вариантов много, я выбрала простейший
Как связано то, над чем мы иронизируем и наши потребности?
Начнем с простого.
Ключевое слово — любовь. Допустим, это потребность в принадлежности. Хотя для многих это про безопасность: «Пока мама любит, я в безопасности».
Иронизируя над этой потребностью (обесценивая ее) мы одновременно И не удовлетворяем ее, И делаем отношения небезопасными, т.е. пробиваем дополнительную брешь в более низком уровне. Убили двух зайцев. И еще немного подрубили сук, на котором сидим: любви нет, т.ч. терпи.
Попробуем нечто посложнее
О чем это?
Про потребность в помощи. Про мне никто не помогал, и я тебе не помогу.
И вместо того, чтобы попросить, я думаю «Умирать будешь, помощи не дождешься», еще и своих проблемм сверху навешают. Базовое доверие нарушено.
А теперь вспомним классику психологии — базовое доверие — основа основ.
Т.е. мы только что ловким движением ноги выбили табуретку из под нашего висельника.
Можете сами проанализировать то, над чем смеется ваш Свин.
Попробуем суммировать
Когда мы включаем иронию, мы
-
бессознательно сообщаем себе
-
«с тобой не все впорядке»
-
мои желания не важны никому, даже мне самому. Так что забудь, сожми зубы-булки-ноги, терпи, будь сильным
2. напряглись — было бы неплохо понять в каком месте. И что будет если усилить это напряжение. Какие там чувства прячутся. Назовите их.
3. пытаемся сыграть в игру. А значит нам чего-то надо. В игры играют, чтобы выиграть — получить поглаживаний:
-
определите, чего конкретно вам надо (см. потребности)
-
от кого конкретно (не от всего мира, и не вообще)
-
скажите прямо по русски через рот: «Обними меня»
4. что-то такое обесценили: какую часть себя, какое желание, какой импульс подавили. Что в этих отношениях было про страх сближения, про безопасность, про близость и нарушенное доверие?
Не торопитесь спускать пар — велика вероятность, что это не по адресу.
И может быть, можно как-то выразить свои чувства адресно (тому, кому они в действительности предназначаются)?
Как-то так
Буду рада вашим мыслям
PS: Кстати, на наших ресурсах можно найти бесплатный материал по этой теме: почитать статьи, посмотреть видео на ютубе, задать вопрос и получить ответ специалиста. Также ты можешь прийти на бесплатный вебинар и принять участие в онлайн программах, где много индивидуальной работы и творческих упражнений.Добро пожаловать!
Сейчас в интернете крайне распространено слово «постирония», которым буквально злоупотребляют некоторые индивиды. Но что такое постоирония, говоря простыми словами?
Постирония – это пограничное пространство между серьёзным высказыванием и иронией; высказывание, которое можно отнести, как к очевидному бреду, так и к серьёзным по смыслу вещам. Иногда требуется напрячь извилины, чтобы понять, ирония это или же же нет. Порой человек можно так высказаться по поводу чего-либо, что невольно думаешь – то ли он мастер постиронии, то ли просто дурак.
Именно по этой причине применять постиронию лучше в окружении образованных и понимающих людей, способных понять и оценить Вашу тонкую иронию.
Почему применяется постирония?
- Это нечто более утончённое и интеллектуальное, нежели обычная ирония или сарказм.
- Постирония сложна в употреблении, что делает её автора в некотором роде уникальным.
- Постирония позволяет говорить о серьёзных вещах за счёт гладкого перехода от одного к другому, что заставляет слушающего человека напрячь извилины ещё сильнее, а автору – поделиться серьёзными вещами.
К сожалению, в современном обществе многие люди (в особенности это касается людей с ЧСВ) следуют трендам. Если модно говорить в стиле постиронии, то они это делают, не до конца понимая смысл. Также это очень удобно для некоторых личностей, которые считают себя всегда и во всём правыми. Твоё мнение посчитали неправильным, неадекватным или просто бредовым? Скажи, что это постирония – и оппоненту рот закроешь, и сам за умного сойдёшь.
Говоря простыми словами, постирония – это состояние, в котором искренность человека достаточно трудно отличить от иронии.
Ирония является одним из видов тропов. Ирония — это художественный прием создания образной и выразительной речи на основе отождествления предметов по контрасту, а не по сходству признаков, как в метафоре, или по смежности, как в метонимии.
Греческое слово eironeia буквально значит «притворство». Как же создается ирония в языке и художественной речи?
Этот троп встречается гораздо реже, чем метафоры или метонимии. Говорящий или художник слова с помощью иронии высмеивают какое-то явление или событие, при этом называя его не тем словом, которого оно заслуживает, а совсем наоборот, глупец называется умным, что-то мелкое и не заслуживающее внимания назовется большим.
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении.
Происходит нарочитое «переименование», которое выражает насмешливое или вовсе негативное отношение говорящего к обсуждаемому предмету, например:
- зайдите в мои хоромы (приглашение зайти в небольшую квартиру);
- вот идет большой человек (о младенце, только научившемся ходить);
- люблю как собака палку;
- всю жизнь об этом мечтал!
- только об этом и думаю!
- кому нужна такая красота.
Ирония, как троп, часто используется в художественной литературе в виде слов и словосочетаний с положительным значением для отрицательной характеристики человека, для создания сатирического образа. Можно утверждать, что ирония — это скрытое осуждение под видом похвалы. Она чаще всего выявляется в контексте и характеризуется яркой эмоциональной окраской.
Ирония в художественной литературе. Примеры
Классик русской литературы Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» с совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.
Или вот еще яркий пример пушкинской иронии:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А далее выясняется, какие же это «дела»:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.
Знаменитый баснописец И.А.Крылов иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:
— Отколе, умная, бредешь ты, голова? —
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
В известной басне звучит тонкая затаенная насмешка автора.
— Ты всё пела? Это — дело, —
иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.