Калари паят

Истоки этого вида единоборств берут свое начало в индийских штатах Керале и Тамилнаду. Слово «каларипаятту» обозначает «бой в священном месте» (калари — «священное место», паятту — «бой»). Тренировки и поединки бойцов очень часто проводятся в специально построенном храме — Калари.
Индия всегда была для европейцев другим миром – загадочным, непонятным и… чужим. Однако, как ни странно, но именно европейская культура разнообразила индийские боевые искусства, которые постепенно разделились на невооруженные и вооруженные. Но на самом деле индийские силовые единоборств древнее европейских.


Главная арена для поединков находится в специальном храме — на углубленной в землю площадке. Фото: indienrundreisen.de

Считается, что боевые искусства Индии дали импульс к развитию многих видов единоборств в мире. Например, даже шаолиньскому ушу, история которого длится много веков. Каларипаятту — одно из самых старинных и закрытых боевых искусств, приобщиться к тайным знаниям которого дано лишь избранным. В совершенстве им владеют немногие воины Кералы и Тамилнаду. Эти люди могут не только искусно сражаться с противниками, но и успешно лечить людей с помощью только им известных методик. Впрочем, современность внесли свои коррективы и в жизнь бойцов каларипаятту. Теперь они порой демонстрируют свое мастерство на публике, хотя прежде это делалось лишь в реальном бою. Сегодня тренировки воинов-врачей можно наблюдать на одном из пустынных пляжей Индии, однако главная арена для поединков находится все-таки в специальном храме — на площадке, углубленной в землю на 1,3 метра. Она служит не только рингом для поединков, но и местом для молитвы.
Лезвия сабель не затуплены, удары наносятся настоящие. Но всякий раз, когда клинок, кажется, вот-вот настигнет бренную плоть, боец каларипаятту молниеносно делает умопомрачительный прыжок, взлетая на несколько метров ввысь, и сверху атакует противника. Рядом за поединком наблюдает учитель — ашан — он же и наставник по жизни. Жестом он прекращает поединок, а ученики собираются вокруг него, смиренно выслушивая замечания, упреки и советы.


Сегодня тренировки воинов-врачей можно наблюдать на одном из пустынных пляжей Индии. Фото: malstran.ru

Говорят, что каларипаятту — боевое искусство, созданное Парасунарой (одна из инкарнаций бога Вишну), которое постепенно превратилось в тайную касту воинов-найаров. Сотни лет они «синтезировали» древнее военное индийское мастерство (дханур-веда) и не менее древнюю индийскую медицину (аюрведа). До XVI века строго настрого запрещалось передавать секреты борьбы и врачевания христианам и мусульманам. Обучение каларипаятту начинается с шестилетнего возраста: учитель, взявший шефство над малышом, становится для него единственным авторитетом. Но лишь лучшие из лучших, прошедшие несколько ступеней познания, в конце концов узнают самые важные секреты, которые передает им учитель.
Уже через несколько лет ученики становятся пусть и не искусными воинами, но достаточно хорошо подготовленными физически подростками. Они выполняют сложные упражнения, у них великолепная растяжка. Когда посторонний видит то, что вытворяют со своими телами бойцы каларипаятту, то невольно возникает вопрос: уж не «пластилиновые» ли эти люди?


В каларипаятту также существуют удушающие приемы. Фото: indiya-land.ru

Тренировки воинов каларипаятту обычно проходят на восходе и на закате солнца. Перед тем, как перейти к упражнениям с саблей, сначала «гуттаперчевые» воины выполняют упражнения по растяжке. Затем ученик тщательно втирает в свое тело масло, а учитель делает ему аюрведический массаж, который, как считается, придает телу силу и гибкость. Далее снова следует серия упражнений по растяжке мышц. По этому поводу можно немного пошутить: способность воинов-врачевателей вскидывать ноги заставит покраснеть от зависти любую прима-балерину! Между тренировками ученики, постигающие тайны борьбы, молятся неустрашимому борцу с демонами богу Вишну.
Первая ступень обучения киларипаятту включает в себя, прежде всего, физическое совершенство обучаемого («майпаятта»). В этот период он постигает определенные комбинации шагов, поворотов, прыжков и наклонов, причем постепенно они усложняются. Когда ашан видит, что его ученик уже овладел этой частью искусства, то он может начать с ним занятия по ведению боя без оружия. К этой стадии обучения допускаются лишь те молодые люди, у которых ашан обнаружил потенциал для дальнейшего совершенствования. Наставник внимательно следит за тем, чтобы его подопечный никогда не применял свои навыки в неправедных целях.


В арсенале бойцов всевозможные способы защиты и нападения — прыжки, длинные выпады и многочисленные удары ногами и кулаками. Фото: allegralaboratory.net

Второй этап обучения — Кольтари. В этот период ученик постигает азы ведения боя с оружием — пока ненастоящим, а деревянным. Всего существует десять видов холодного оружия. Третий этап — Анкатари. Ашан учит своих учеников работать с традиционным оружием. Заключительный этап обучения — Верун кай тари. В это время ученики познают приемы защиты и нападения со свободными руками. Также наставник передает им и тайны медицины: те с усердием штудируют анатомию человека и акупунктуру — учатся правильно воздействовать на различные точки человеческого тела.
Приемы ведения боя голыми руками носят подражательный характер: бойцы имитируют повадки животных – тигра, пантеры, медведя и т.д. В арсенале бойцов всевозможные способы защиты и нападения — прыжки, длинные выпады и многочисленные удары ногами и кулаками. Что характерно для этой борьбы – закрытые стойки. При нанесении ударов ни руки, ни ноги никогда до конца не распрямляются.


Секреты борьбы каларипаятту тщательно охраняются и передаются лишь избранным. Фото: indienrundreisen.de

Так, известны случаи, когда некоторые гуру (их, кстати, можно пересчитать по пальцам) одним лишь движением руки в сторону человека лишали его сознания. Современная медицина с трудом может объяснить эти «энергетические воздействия». Что это: магия или древние методы медитации? Ответа пока нет. А сами гуру на эти вопросы не отвечают, они тщательно хранят секреты, переданные им из глубины времен.
В эпоху Средневековья многие ашаны был одновременно и воинами, и врачами, умевшими творить чудесные исцеления: якобы настоящие мастера киларипаятту вылечивали переломы с помощью лишь нескольких прикосновений пальцами. Также в их распоряжении всегда находились целебные масла и порошки, которыми они боролись с артритами, ревматизмом, люмбаго и многими другими хворями. Это полумагическое искусство врачевания, безусловно, привлекло к ашанам повышенное внимание со стороны западной медицины, а многие богатые люди просили гуру каларипаятту излечить их. Однако передают «божественные знания» мастера лишь детям Кералы…


Тренировка бойцов варма-калаи. Фото: youtube.com

В Индии существуют и другие очень интересные виды единоборств, которые европейцы практически не знают. Например, варма-калаи – настоящее боевое искусство, которое не предполагает случайных ударов. Их попросту нет: если боец хочет лишить жизни противника, то воздействует (бьет или слегка надавливает) на определенные точки на его теле; если же в его планы входит вывести человека из строя на время, то он «ищет путь» к другим точкам. Скорее всего, китайская техника «диммак» — «отсроченная смерть» — давным-давно была заимствована у индийских учителей. В варма-калаи она называется «марма ади» и тесно связана с физиологическими особенностями человека, точнее с теорией о циркуляции внутренней энергии «прана» (у китайцев это «ци», у японцев — «ки»).
В варма-калаи сражаются как голыми руками, так и с оружием. Первый этап обучения – освоение стоек и передвижений, изучение блоков и ударов – кулаком и открытой ладонью. И только после этого ученики приступают к освоению ударов локтями и ногами, захватов и бросков.
Бои с оружием – это уже высший пилотаж. Сначала, чтобы избежать травм, ученикам выдаются деревянные палки, затем дубинки, и лишь после того, как пройдена определенная «школа выживания», они получают настоящее холодное оружие – кинжалы, мечи и сабли. Причем драться учат «с двух рук». Как и мастера каларипаятту, мастера варма-калаи – великолепные доктора-травматологи, которые при помощи массажа, мазей и снадобий прекрасно справляются с очень сложными случаями в своей практике…
Силамбам — индийская палочная борьба. Её боевой вариант – латхи. Метод взят на вооружение полицейскими спецподразделениями. Мастер силамбам виртуозно владеет как короткой, так и длинной палкой, умеет совершать акробатические прыжки, а если потребуется, то виртуозно отбивает палкой летящий в него предмет. Он отлично маневрирует со своим оружием и наносит удары в таком темпе, что зрители порой не успевают сосчитать число нанесенных ударов. Униформа бойцов – плотные штаны, майки и тюрбан на голове. Победителем в поединке считается тот, кто сумел за определенный промежуток времени нанести большее число ударов по телу противника или выбить из его рук палку. Безусловный победитель – ударивший соперника по тюрбану…


Индийская борьба кушти. Фото: velvet.by

Кушти — еще один вид индийских силовых видов единоборств, дошедший до нас из глубины веков. Он похож на европейскую вольную борьбу. Одни из самых уважаемых в Индии людей – пахалваны – борцы кушти, мощные и ладно сложенные люди. Когда-то поединки индийских пахалванов проходили до смерти одного из соперников, но в наши дни подобное случается редко – схватки относительно безопасны, хотя до сих пор в арсенале борцов находятся приемы, запрещенные во многих других видах спортивных поединков.
Основная цель – повалить соперника на лопатки. В кушти приемы бывают нескольких типов: силовые захваты и броски, когда нужно «сломать» противника, а также приемы, при применении которых используется инерция движений соперника и целая наука «выматывания» соперника, болевые замки и удушения. Иногда суставы и конечности борцов порой не выдерживают адской нагрузки и лопаются, как переспелые арбузы.

Каларипаятту – это древнее боевое искусство, которое зародилось в Индии. Его уникальность заключается в том, что оно дошло до наших дней практически без изменений, сохранившись в первозданном виде. Родиной данной боевой системы считаются южноиндийские штаты, которые были населены тамилами. Многие исследователи считают, что именно каларипаятту дало толчок развитию столь популярного китайского стиля, как кунг-фу. Таким образом, можно считать данную дисциплину прародительницей большинства существующих на сегодняшний день боевых школ.

Что такое каларипаятту

Речь идет о традиционном индийском боевом искусстве. Оно возникло на территории, занимаемой современными штатами Тамилнаду и Керала.

Слово «каларипаятту» состоит из двух частей:

  1. Слово «калари» переводится как «священное место».
  2. «Паятту» можно перевести как «бой».

Таким образом, значение «каларипаятту» можно расшифровать как «бой, проводимый в священном месте».

Система Каларипаятту состоит из четырех основных и одной дополнительной ступени обученияНазвание боевого искусства полностью соответствует месту проведения тренировок. В Индии очень серьезно относятся к развитию традиционного боевого искусства, и с древних времен мастера тренируются в специально построенных храмах Калари. Их строительство представляет собой целое искусство и проводится согласно положений древней науки Васту.

На начальном этапе обучения происходит освоение Мэйтари (Майпаятту) или физических упражнений, которые предназначаются для физического развития тела. Данные упражнения предполагают комбинации поворотов, шагов, наклонов и прыжков. Всего таких комбинаций насчитывает 12. Их ключевая особенность заключается в постоянном повышении сложности.

После того, как ученик пройдет первый этап и овладеет Майпаятту, мастер может обучить его основам боя без оружия. В каларипаятту учитель именуется Ашаном и должен обучать только тех учеников, которых он считает достойными передачи знания.

Очень важно, чтобы учитель был уверен, что ученик никогда не использует полученных навыков в дурных целях.

Вторым этапом обучения считается Кольтари. Данная практика предполагает использование 10 видов деревянного оружия. Для овладения каждым из них требуется около 24 уроков. Далее следует этап Анкатари, предполагающий обучение искусству боя на мечах.

Последний этап называется Ваун Тай Кари и предполагает обучение боевым приемам. Но наиболее сложным в изучении считается Таты Мура. Эта техника включает в себя знания о специфических точках, расположенных на человеческом теле.

По слухам, те мастера, которые прошли пятый и последний этап обучения, обладают особой техникой «смертельного касания». Одно прикосновение такого мастера может привести к летальному исходу. Поэтому истинные мастера очень высоко почитаются в Индии. Однако они используют свои знания лишь в крайних случаях, потому проверить владение смертельной техникой практически не представляется возможным.

История возникновения

По мнению большинства исследователей, зарождение данного боевого искусства произошло около 3000 лет до нашей эры. По индийским преданиям, к созданию данной дисциплины приложил руку сам бог Шива. Поэтому изначально обучаться каларипаятту могли только избранные.

Постепенно круг посвященных расширился, и сегодня обучаться данному искусству боя может практически каждый желающий. Главное, чтобы он не использовал полученные знания во зло. Учитель имеет право отказать ученику в наставничестве, если он считает, что помыслы последнего не чисты.

Влияние на другие боевые искусства

Каларипаятту – древнейшая система, состоящая из пяти взаимосвязанных частей: боевого искусства, аюрведы, йоги, астрологии и духовной практики

Многие исследователи приписывают данному искусству влияние на формирование других боевых школ. И подобные заявления являются вполне правдоподобными, учитывая возраст каларипаятту. В частности, индийское учение оказало значительное влияние на процесс формирования знаменитейшей китайской системы – кунг-фу – и ряда японских боевых искусств.

По легенде, в 475 году нашей эры в Китай приехал индийский монах-буддист. Он владел данной техникой боя, и вследствие активного проповедования буддизма смог поселиться в шаолиньском монастыре. В то время монахи нуждались в защите от разбойников, а потому индийский монах принялся обучать наиболее способных из них технике каларипаятту. Особое внимание он уделял бою без оружия.

Также монахи изучали систему психофизических упражнений и медитировали. Впоследствии из данных учений появились их собственные – ушу и цигун.

Основные виды оружия

Данное боевое искусство предполагает использование как современного, так и древнего оружия, применявшегося еще в Шумере. Также в каларипаятту используют и традиционное индийское оружие. К примеру, боевая палица, изготовленная в форме слонового бивня, называется Отту. Она является одним из наиболее популярных видов оружия.

Если говорить об оружии из металла, то наибольшей популярности достиг меч кинжального типа – Чурика, имеющий также арабское название Катар. Использование данного оружия предполагало преимущественное нанесение ударов острием.

Следует упомянуть также и гибкий меч Уруми, отдельные экземпляры которого достигали поразительной длины. Считалось, что минимальная длина такого меча-хлыста составляла полтора метра. Потому сложно представить габариты самых длинных вариантов.

Отличия от других единоборств

В Каларипаятту большое значение имеют игровые сражения – театрализованные бои, в которых, надо отметить, используют боевое оружие

Несмотря на то, что каларипаятту дало толчок развитию целого ряда боевых искусств, данная техника сохранила самобытность и обладает множеством отличий от других дисциплин. Рассмотрим наиболее существенные из них:

  1. В данном боевом искусстве отсутствуют ранги, пояса и ступени. По мере своего продвижения, ученики не получают наград или званий. Такой необычный для боевой системы подход объясняется тем, что это путь не соревнований друг с другом, а самосовершенствования, который не имеет ни начала, ни конца. Даже достигнув значительных высот в изучении каларипаятту, истинные мастера не считают себя посвященными во все таинства данной дисциплины и продолжают учиться на протяжении всей жизни.
  2. Основной целью является не достижение ловкости, силы или скорости, а всесторонняя работа над собой. Считается, что все вышеперечисленные качества приходят к истинному мастеру каларипаятту сами собой, потому не следует делать на них акцент. Нужно подходить к занятиям с открытой душой и чистым сердцем. При этом следует действительно быть готовым к обучению.
  3. Ввиду того, что каларипаятту является древнейшей системой, она включает в себя целый ряд таких учений, как йога, аюрведа, астрология и духовных практик. Таким образом, это не только боевое искусство, но и глобальная система знаний, которыми могут обладать лишь немногие люди. Мастера утверждают, что все вышеописанные дисциплины развиваются параллельно и ни одна из них не будет жизнеспособной в отрыве от других.

Особенности

Каларипаятту, как боевое искусство ставшее направлением фитнеса, позиционирует свою главную цель как развитие духа, через работу над телом. Ключевая задача – достичь абсолютной координации разума, энергии и тела. Этого удается достичь только в том случае, если ученик в совокупности изучает приемы ведения боя, техники владения холодным оружием, науку о мире и человеке, основы врачевания и медитацию. Только комплексные знания позволяют оставаться телу и духу в равновесии даже в самых экстремальных ситуациях.

Техника Каларипаятту возникла из изучения повадок 8 воинственных животных Индии: льва, боевого кабана, кобры, слона, тигра, лошади, боевого петуха и буйвола

В наше время выделяют два вида каларипаятту: южный и северный. Южный представлен боевыми техниками в чистом виде, а северный – это военный танец. Южная версия отличается высокой скоростью и точностью движений, большим количеством используемого оружия. В северной школе основное внимание сосредоточено на развитии гибкости, силы и ритмичности движений. Ранее существовала еще одна школа – центральная. Её стиль не распространен в наши дни, по факту, он являлся симбиозом стилей двух предыдущих школ.

Существует легенда, в которой говорится, что все движения данного боевого искусства являются результатом наблюдения за тигром, слоном, львом, павлином, лошадью, диким кабаном, боевым петухом и змеей.

Дети обучаются данному искусству, начиная с семилетнего возраста. Изначально к занятиям допускались только мальчики, однако сегодня по всему миру открыт набор в женские секции. При этом ученики с разным происхождением, социальным статусом и вероисповеданием тренируются в одних группах без какой-либо дифференциации.

Первая же стадия обучения предполагает упор на самоконтроль и выработку терпимости. Ученикам прививают смирение и понимание. После этого ученики подвергаются тяжелым физическим испытаниям, после чего они готовы приступить к обучению боям с использованием оружия (анкатхари). Для занятий выбирается особое место. Оно называется «калари» и представляет собой углубление в земле, устланное пальмовыми листьями.

Здесь обязательно присутствует алтарь с изображением божеств. На нем в большинстве случаев изображена Махакали – богиня войны.

Вход в калари начинается с правой ноги, после чего ученик должен коснуться пола рукой и поднести ее ко лбу. В качестве проявления уважения, ученик кланяется. Далее он должен встать на колени перед мастером, дотронувшись лбом до его ступни.

Пройти путь до конца удается далеко не всем ученикам. Согласно древней мудрости, мастеру необходимо пристально наблюдать за своим учеником в течение 12 лет. И только после этого можно начинать его обучение.

Отличия от других боевых искусств

Каларипаятту считается прародителем многих боевых искусств Востока, поэтому между ними есть немало сходства

Считается, что каларипаятту дало начало многим восточным боевым искусствам, в том числе кунг-фу. Поэтому, несомненно, данное БИ имеет общую основу со многими школами. Но в то же время есть и существенные отличия.

Каларипаятту предполагает существенную работу не только над телом и духом. Практикующие также получают фундаментальные знания по аюрведе (медицине) и джйотиш (астрологии), чего не дают ни в одной другой школе по боевым искусствам.

Как выбрать тренера по каларипаятту

В нашей стране каларипаятту преподается как фитнес направление. Если в Древней Индии оно было доступно только мальчикам, то сейчас и девушки, и женщины могут освоить данное искусство. Как выбрать зал? Лучше всего изучать БИ в небольшой группе. Поскольку занятия включают в себя не только отработку практических приемов, но и духовное развитие, хороший учитель обязан уделять внимание своим ученикам, способствовать их росту. В остальном нужно проследить за тем, чтобы место соответствовало нормам техники безопасности.

Если говорить о выборе тренера, то здесь следует обращать внимание не только на рекомендации и послужной список, а и доверять своей интуиции. Учитель каларипаятту станет духовным наставником для вас на ближайшее время, а потому это должен быть человек, за которым вам хочется следовать.

Аюрведа, йога и Калари Паятту

Калари Ковилаком предлагает Аюрведу в своем истинном, первозданном виде.

Свежие лечебные травы собираются на собственных плантациях и в просторных садах дворца.

Все блюда готовятся на аюрведической кухне. Именно здесь, благодаря пряностям и продуктам, достигается простота вегетарианских блюд, но при этом присутствует их восхитительно-аппетитная форма, которая является неотъемлемой частью лечения.

Все лечение в Калари Ковилаком строго соотносится с древними писаниями Аюрведы.

Благодаря сочетанию массажей, лечения травами, диеты и очищающих ванн Калари Ковилаком позволит вам почувствовать себя рожденными заново. 10 процедурных и массажных комнат предлагают огромный выбор услуг. Наши гуру массажа и лучшие терапевты будут воздействовать на все точки вашего тела — от головы до кончиков пальцев, таким образом ваши уставшие мышцы, кости и связки обретут новое дыхание жизни. Лечение продолжается также в центре йоги и медитации, и даже за обеденным столом. Во время всего вашего пребывания за лечением следят лучшие квалифицированные врачи Аюрведы др. Шрилатха и др. Джайн с многолетним опытом работы.

Если вы хотите больше узнать о наших аюрведических программах, обратитесь к рубрике «Разговор с врачом».

Йога и Пранаяма

Йога — это древнеиндийское учение о душе, теле и уме, которое пришло из «сутр» мудреца Патанджали, несколько тысячелетий назад. Название пришло из санскрита и означает «единство». В то время, как существует несколько форм йоги, цель каждой из них — достигнуть единства с космосом. Для профессиональных йогов главной целью является достижение «мокши» или, другими словами, освобождения от кармического цикла жизни — рождения и смерти. Самая знаменитая йога на Западе — «Хатха Йога», система «асан» (поз), которая позволяет усовершенствовать и дисциплинировать свое тело в сочетании с дыхательными упражнениями, что носят название «Пранаяма».

В Калари Ковилаком мы практикуем Бихарскую школу Хатха йоги, мягкую, но при этом сильную форму, которая прекрасно сочетается с другими проводимыми лечениями в нашем дворце. Время после полудня в нашем Центре Йоги отводится для Йога — Нидры — специальной медитативной техники, которая приводит к глубокой релаксации. Как и все процедуры в нашем дворце, терапия йогой практикует индивидуальный подход к каждому. Наши учителя откроют вам таинство йоги, исходя из особенностей вашего возраста, типа фигуры и общего состояния.

Каларипаятту

Если вы хотите больше узнать об этом боевом искусстве, обратитесь к рубрике «Боевое искусство каларипаятту».

Каларипаятту — это одно из древнейших ведических боевых искусств.

На самом деле многие историки считают, что именно монах-буддист Бодхидхарма (Дарума у японцев), основатель дзен-буддизма, стал проповедовать это боевое искусство на Дальнем Востоке. В течение многих тысячелетий его учение развивалось и в конце стало основой Кунг Фу и других боевых искусств. «Калари» означает «школа» или «арена», а «паят» — «тренировка», «упражнение» или «практика».

Задача Калари — создать очень умелого война. То есть, снабдить тело и дух тщательным набором движений и упражнений:

Существует четыре основных типа Калари: упражнения, направленные на контроль за собственным телом, упражнения с деревянными палками, использование оружия, такого как мечи и щиты, и невооруженный бой. К нему также относится тренировка с уникальным оружием Кералы, гибким смертоносным мечом, который называется «Уруми» и что может быть скрыт в виде пояса-ремня.

Другая особенность Калари — это тренировка в «Мармах», это искусство понимания и активации 107 энергетически важных точек тела. Это основные точки в изменении течения энергии тела и восстановления его ресурсов. Таким образом, учение Калари направлено на то, чтобы создать не просто воина, но и целителя собственного тела, а также человека, который способен вылечить других.

В Калари Ковилаком тренировки Каларипаятту проходят в традиционной крытой арене. Вы сможете не только наблюдать за мастерами, Вы можете даже взять урок Каларипаятту самостоятельно. Простые приемы Калари — это упражнения на растяжение и тонизирование всего тела, способные улучшить эффект вашего лечения.

Отдых на Мальдивах:

Забронировать туры на мальдивы в отель One & Only Reethi Rah 5* (Рети Ра)

Споров о том, чье боевое искусство круче — бокс, борьба, муай-тай, каратэ или ушу — это бессмысленный спор о том, кто сильнее — слон или кит. Но вот на вопрос о том, какое боевое искусство — самое древнее, уже ответили индусы. Их традиционную борьбу, Каларипаятту, пока переплюнуть не удалось никому: по разным данным ей от 1300 до 2300 лет. Отвратительные мужики предлагают разобраться в том, что это за искусство, как оно возникло и почему в наше время оно выглядит так комично. А главное: стоит ли изучать его, если решил применить что-то подобное в барной драке.

Происхождение Каларипаятту

Слово «Каларипаятту» состоит из двух частей. «Калари», согласно одной версии, — «священное место», «храм», согласно другой — «зал для занятий», «гимнастический зал». «Паятту» — «бой», «сражение». Вот и выходит что Каларипаятту — это дословно «бой в священном месте» или «сражение в гимнастическом зале».

В общем-то, оба значения вполне подходят для современной версии этого искусства. Занятия проходят в тренировочных залах, которые одновременно являются храмами с алтарями, на которых приносятся жертвы индуистским божествам. Традиционные залы для калари — это небольшие по размеру залы, сильно утопленные в землю, с земляным полом и деревянными стенами. Занятия там проводятся утром, чтобы избежать удушливой индийской жары.

Первые достоверные упоминания о Каларипаятту относятся к VI-VII векам нашей эры, когда оно окончательно сформировалось в период многочисленных войн между династиями Чора и Чола. Однако сам термин «калари» для обозначения площадки для сражений упоминается в сангамской литературе, относящейся к III веку до нашей эры, а ведь это было 2300 лет назад. Там же упоминается использование воинами различного оружия. Поэтому наиболее оптимистичные любители Каларипаятту считают эти записи первыми упоминаниями о своем искусстве.

Кроме того, согласно легенде, создатель Чань-буддизма (теперь более известного как дзен) по имени Бодхидхарма был мастером Каларипаятту и научил ему своих последователей. Если верить этой легенде, то знаменитое боевое искусство Шаолиня непосредственно происходит из Каларипаятту.

Система тренировок и ступени мастерства

Система Каларипаятту состоит из четырех основных и одной дополнительной ступени обучения, и изначально мастера брали учеников не младше семи и не старше двадцати лет, так как в это время тело и психика еще не до конца сформированы, и из юноши легче слепить будущего воина.

Первая ступень — Мэйтари или майпаятту — это техники передвижений и тренировка гибкости и ловкости. На этой стадии для обучения используют техники, подражающие движениям животных, а ученики очень много внимания уделяют прыжкам, растяжке и высоким ударам ногами по воздуху. Во многом эти движения напоминают асаны из хатха-йоги. Перед тренировкой ученика намазывают специальными маслами, и мастер разминает его, делая массаж ногами. Это помогает правильному развитию мышц и связок.

Вторая ступень — Кольтари — работа с деревянным оружием (в основном, палки разной длины и толщины). К ней ученик допускается, когда он достиг серьезного успеха в работе со своим телом. Есть и двухметровые посохи кеттуккари, и семидесятисантиметровые толстые палки черувати.

Уруми Вищаль, или ришти — гибкий меч, который используют против нескольких противников, а владение им — это признак гуррукала, то есть настоящего мастера Каларипая́тту. Такой меч может быть длинной от двух до шести метров, и иногда состоит из двух или более гибких металлических лент, присоединенных к рукояти параллельно друг другу. В древние времена воины носили такое оружие, обернув его вокруг талии. Чаще всего все вышеперечисленное оружие используют вместе с небольшим щитом, диаметром до полуметра.

Четвертая ступень — Верун кай тари — это рукопашный бой. Лишь познав возможности своего тела и научившись биться на любом из доступных видов деревянного и металлического оружия, ученик допускается к работе голыми руками, как против такого же безоружного, так и против одного или нескольких вооруженных противников. В арсенале имеются удары руками, ногами, локтями, головой, броски и многочисленные захваты рук с различными заломами.

Ну и пятая, дополнительная ступень — Марма мура (татты мура) к которой допускаются лишь избранные ученики, доказавшие за многие годы обучения свою преданность и адекватность. Это — работа с болевыми точками. Их индусы насчитывают до ста восьми и считают, что воздействие на двенадцать из них смертельно.

Также, параллельно с изучением техник членовредительства, ученик познает техники врачевания и массажа, духовные практики и техники самопознания. К обучению допускаются и парни и девушки, правда девушки в Индии обучаются до двадцати лет, ибо потом они выходят замуж и мужья запрещают им дальше тренироваться, видимо из нежелания получить профессионального леща от женушки.

Вся эта система, по всей вероятности, возникла для обучения будущего профессионального воина, принадлежащего касте Найир в условиях древней Индии, о чем говорит и техника, и виды оружия, владение которыми считается признаком высшего мастерства. В изучении Каларипаятту и проходило детство мальчика из касты воинов. Сначала он обучался владеть телом, а заодно привыкал к дисциплине и к послушанию, поскольку давать драчливым и неуправляемым подросткам умение убивать или калечить – верх глупости.

Постепенно, когда парень становился более тренированным физически и адекватным умственно (параллельно его учили медитациям и прочей атрибутике саморазвития), он получал первый уровень оружия — деревянные палки. И это также правильно: во-первых, палка — это вещь, которую можно найти практически везде, особенно в Индии, с ее джунглями, во-вторых, ученик не сможет слишком сильно покалечить себя или партнера во время спаррингов.

И лишь уже сформировавшегося молодого человека обучали смертельному оружию — железному. Позже молодого и состоявшегося воина на всякий случай обучали умению биться без оружия. В жизни бывает всякое, и не всегда противника требуется именно убивать. Да и акцент обучения ставили на работу против вооруженного врага, так как древним мастерам даже в голову не могло прийти, что сразу два воина каким-то образом умудрятся потерять все оружие и начнут убивать друг друга голыми руками.

Ну, а наличие такой вершины мастерства как владение гибким мечом, говорит о том, что в древней Индии с доспехами и шлемами было не густо, ведь эффективность такого чисто секущего оружия против любого доспеха — почти никакая. Видимо, у противников либо вообще не было доспехов, либо они закрывали лишь часть тела (кирасы и наручи) и всегда можно было хлестнуть по незащищенному лицу или ногам.

Ну и вишенка на торте — работа по точкам. Такое умение может венчать всю пирамиду мастерства, но, справедливости ради эффективность таких техник весьма ограничена. Ведь, опять же, противник может быть защищен одеждой или доспехами.К тому же, как утверждают мастера, у женщин некоторые точки не так чувствительны, как у мужчин (где-то горько плачут адепты многочисленных «смертельных» стилей).

Современный Каларипаятту

В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.

В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.

Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.

Каларипаятту в гипотетической уличной драке

Самый животрепещущий вопрос: а что же со спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, в общем-то, ничего. Во всяком случае, соревнований или степеней мастерства в данном искусстве нет, и, в общем-то, изначально, веке в VI, это было нормально, ведь постоянную практику давала сама жизнь воина. Навыки закалялись в стычках с врагами, дикими зверями и бандитами.

Однако то, как сейчас, в наше мирное время, поддерживается высокое боевое мастерство — вопрос открытый. Тем более, ходить по улице с мечом и щитом как-то не принято, да и стражи правопорядка будут не слишком рады, если кто-то порубит в капусту пару забулдыг из подворотни. Что до техники, северная школа с ее феерическими прыжками не слишком подойдет для наших ледяных широт — слишком легко сесть на задницу посреди битвы.

Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах вообще остается открытым. Может, в группах они и проводятся, но в сети можно найти только вот такое недоразумение, притом непонятно, кто из этих людей занимается боксом, а кто адепт Каларипаятту.

Да и сами нынешние мастера говорят, что Каларипаятту — не спортивная и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Так что в современных реалиях индийский боевой стиль — это для тех, кто хочет окунуться в экзотику, познавать себя и тренировать тело. Для самозащиты и спортивных достижений придется заняться чем-то другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *