5. «Консервативная семья, основной особенностью которой является неспособность адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Если один из членов такой семьи оказывается вовлеченным в конфликт, развернувшийся вне семьи, другие члены семьи в силу своих консервативных установок не могут прийти ему на помощь и дистанцируются от конфликта или принимают сторону противника. Подобная ситуация может восприниматься как предательство и привести к самоубийству» . аренда авто крым недорого.
Все вышеперечисленные социально-психологические типы семей могут быть внешне благополучны либо не благополучны. «Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации» . Но может быть и так что ребенок из неблагополучной семьи поняв что от него не будет толку может проявить суицидальную активность. Осознание своей ненужности всегда порождало занижение самооценки, чувство одиночества, чувство неудачи. Причем, кризис аутентичности (эффект мрачного и безрадостного будущего) может сыграть закрепляющую роль в формировании суицидальной активности.
Попытка понять подростком свое Я, свое место в жизни проходит через взаимодействие между личностью и окружающими его людьми. Самые близкие кто может помочь своему ребенку освоиться в обществе это родители. Однако родители, если они не являются лучшими друзьями подростка, косвенно влияют на него, а именно как наставники, как носители психологической информации, опытные люди, которые уже интегрировались в обществе. Обязательный факт, если человек не может себя защитить, способствует заниженной самооценки. Среди сверстников не знание как защищаться, может породить унижающую роль и в последствии обстоятельства, требующие адекватных защитных механизмов будут давить на неокрепшую личность. «Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» – это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать – отцу или матери» .
«Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только на сексуально насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплена психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценке переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение их со сверстниками взрослыми затруднено» .
«Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувств одиночества, в нарушениях сна – последнее очень характерно для большинства детей живущих в неблагополучных семьях. В более старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой» .
«Чувствуя себя несчастным, обделенным, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, подарки. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: – вред для жертвы; – вред для общества» .
Страницы: 1 2 3
Другое по теме:
Строение самоотношения как психологическая проблема. Компонентное строение самоотношения
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса са …
Смысловая работа в рамках преодоления стресса
Экстремальность и стресс взаимосвязаны. Внимание исследователей к тому, что называют стрессом, привлёк в своё время Г.Селье формулировкой биологической модели общего адаптационного синдрома, или биологического стресс-синдрома (Selye, 1936 …
Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться …
КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo — охранять, сохранять) — в широком смысле — обозначение умонастроения и жизненной позиции, характерными особенностями которых являются приверженность традиции — социальной, нравственной, религиозной, связанное с этим недоверие к любым радикальным нововведениям и предпочтение медленных, постепенных изменений («органической эволюции»).
По определению одного из виднейших идеологов британского консерватизма М. Оукшотта, «быть консерватором означает предпочитать известное — неизвестному, испытанное — неизведанному, факт — загадке, насущное — возможному, ограниченное — бескрайнему, близкое — далёкому, достаточное — избыточному, удобное — идеальному…» (Oakeshott M. Rationalism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169). В этом смысле консерватизм не связан с какой-либо определённой теорией, существует главным образом латентно и получает то или иное идеологическое оформление как ответ на вызовы, обращённые к конкретному обществу и подрывающие сложившийся уклад жизни.
В более узком смысле консерватизм — одно из общественно-политических течений XIX-XX веков, идеология которого, однако, с трудом поддаётся систематизации в силу многообразия тех религиозных, культурно-исторических, национальных традиций, на которые обычно ссылаются консерваторы. В отличие от либерализма и социализма, консерватизм, не имеющий идеала совершенного общественного строя, определяется С. Хантингтоном как «институциональная идеология», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой.
Возникновение консерватизма как политического течения в конце XVIII — начале XIX веков связано с реакцией на события Французской революции XVIII века. Cвоё первоначальное выражение он получил прежде всего в программных «Размышлениях о революции во Франции» (1790 год) Э. Бёрка, а также в сочинениях Ж. де Местра, Л. Бональда, раннего Ф.Р. де Ламенне, С. Колриджа, немецких публицистов и политических мыслителей Ф. Генца, А. Мюллера и др.
Термин укоренился благодаря названию издававшегося Ф.Р. де Шатобрианом в 1818-1820 годы журнала «Le Conservateur». Общим для этого раннего политического консерватизма явилось негативное отношение к попыткам пересоздать общество по какому-либо «рациональному» проекту: притязаниям просветительского «автономного» разума с его абстрактными концепциями идеального общественного устройства был противопоставлен авторитет традиции — коллективных верований, нравов и обычаев, в которых воплотился многовековой опыт данного народа, представленный такими исторически сложившимися институциями, как Церковь и государство (религия как «основа гражданского общества» у Бёрка, союз «трона и алтаря» у Ж. де Местра и др.).
Традиция понимается Бёрком как преемственная связь не только с прошлыми, но и с будущими поколениями. Передаваемые традицией основополагающие ценности имеют своим источником трансцендентный моральный порядок, установленный Богом и превосходящий человеческое разумение. Зло изначально коренится не в тех или иных общественных учреждениях, как полагал Ж.Ж. Руссо, но в самой человеческой природе, несущей на себе печать первородного греха. Революционным требованиям равенства и либеральным доктринам, исходившим из социального атомизма, была противопоставлена концепция общества как иерархически устроенного органического целого, в котором разл. индивиды и группы в силу традиции выполняют разные задачи на благо этого единого целого. Теория общественного договора отвергалась как рационалистическая фикция.
Консерватизм в англосаксонском мире был более либерален, чем в странах континентальной Европы, где центральную роль в сохранении социальной стабильности отводилась государству и Церкви. Э. Бёрк, защитник личной свободы и британского парламентаризма, придавал важное значение в формировании индивида «малым кланам» — семье, гильдиям, ассоциациям. К. Меттерних, виднейший консервативный политик эпохи Реставрации, считал, что невозможно перенести принципы британской конституции на европейский континент. Клерикально-монархических идеи французских традиционалистов и ряда немецких романтиков во многом определили идеологию Священного союза. С ранним консерватизм связан ряд филосовских и юридических концепций, разрабатывавшихся прежде всего в Германии: историческая школа права (Ф.К. фон Савиньи) и др.
Первой политической партией, которая стала называться «консервативной» с 1830-х годов, были британские тори (см. Консервативная партия), лидер которых Р. Пиль видел задачу партии в проведении реформ при сохранении общественного порядка.
На протяжении XIX века вместе с быстрой индустриализацией, урбанизацией, завершением формирования национальных государств происходила постепенная трансформация консервативной идеологии и политики: консервативные партии стали выражать интересы не только привилегированных сословий «старого порядка», но и промышленников, аграриев, городской мелкой и средней буржуазии. Во Франции, наряду с консерватизмом легитимистов из «бесподобной палаты», к 1830-м годам формируется «либеральный консерватизм» (термин ввёл в оборот Ф. Гизо), на который ориентировались сторонники Луи Филиппа. В Германии, где консерватизм был в наибольшей степени связан с идеей сохранения «старого порядка», существовал также «реформаторский консерватизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штейна. В Великобритании либеральные политические реформы, предоставившие большей части населения избирательные права, проводились кабинетами тори — Пиля и Б. Дизраэли. О. фон Бисмарк и Дизраэли стали виднейшими консервативными политиками второй половины XIX века консерватизм этой эпохи часто смыкается с национализмом. К началу XX века возникают и крайне правые консервативные партии (напр., «Аксьон франсез», возглавляемая Ш. Моррасом).
Основные принципы российского консерватизма были сформулированы в конце XVIII — начале XIX веков М.М. Щербатовым и Н.М. Карамзиным и получили дальнейшее развитие в «официальной народности» теории (гр. С.С. Уваров, Н.Г. Устрялов и др.), в учении славянофилов (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). С точки зрения российских консерваторов, самодержавная форма правления соответствовала историческому своеобразию русского народа и рассматривалась ими как единственный источник реформ и гарант порядка в обществе.
В целом консервативный характер имели «контрреформы» 1880-1890-х годах в правление императора Александра III. Во второй половине XIX века появился т. н. либеральный консерватизм (Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве и др.). В начале XX века происходило организационное объединение консервативных сил («Русское собрание», Союз русского народа и др.), национализм стал одним из основных принципов в обосновании консерватизма (М.О. Меньшиков и др.). После Февральской революции 1917 года идеология консерватизма утратила своё влияние в России. В эмиграции консерватизм был представлен работами ряда русских мыслителей (И.А. Ильин, концепция «духовно свободного консерватизма» С.Л. Франка и др.).
После Первой мировой войны исчезли крупнейшие европейские монархии, а вместе с ними практически ушёл в прошлое консерватизма, ориентировавшийся на сохранение трона и алтаря. В условиях, когда появилась угроза сложившимся политическим и экономическим институтам (коммунизм, национал-социализм), либерализм приобрёл охранительные функции, а потому либеральный консерватизм выступал как идеология основных правых партий. Одновременно происходила радикализация части консерваторов, перенявших некоторые программные положения социалистов. С наибольшей силой это проявилось в веймарской Германии, где возникла идеология «консервативной революции».
После Второй мировой войны программы крупных правых партий в Западной Европе сочетают в себе элементы либерализма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Великобритании возникает неоконсерватизм, оказавший заметное влияние на политику правительств Р. Рейгана и М. Тэтчер. В полемике с либеральной политической философией заметный след оставили труды последователей коммунитаризма, отчасти совпадающие с идеологией т. н. социального консерватизма (сочетание принципов личной свободы и социальной ответственности).
В России реакция на радикальные реформы 1990-х годов вызвала появление различных версий консерватизма, исходящих как из идей И.А. Ильина (А.И. Солженицын и др.), так и из опыта советского «реального коммунизма» (А.А. Зиновьев и др.).
Дополнительная литература:
O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;
Kondylis P. Konservativismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;
Rémound R. Les droites en France. P., 1988;
Gottfried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;
Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994;
Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Хирургия — одна из самых консервативных профессий. Тут экспериментировать опасно: ошибки хирургов обходится людям слишком дорого.
Консерватизм — позиция удержания существующего положения вещей, отрицательное отношение к нововведениям. Нежелание что-либо менять.
«И так все нормально, отстаньте со своими идеями!»
Консерватизм имеет разные корни. Типичные:
- Страх перед новым. «Известный черт лучше неизвестного».
- Жизненный опыт, говорящий о том, что непродуманные, импульсивно революционные попытки улучшить сложную систему чаще ведут к проблемам и росту хаоса.
Консерваторы склонны к тому, что все должно расти и формироваться само и постепенно.
Консерватизм и шаблоны
Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Менять мы ничего не будем…
Консерватизм проявляется не просто в том, что человек пользуется уже имеющимися шаблонами — шаблонами когда-то пользуются все, в том числе самые творческие люди, — а в том, что человек возражает против возможности выйти за рамки шаблонов, поискать новые варианты. В более жестком варианте — устанавливает жесткие санкции за попытки творческого подхода.
Иногда это бывает оправдано (творческий подход там, где требуется только дисциплина — неуместен), иногда неуместен консерватизм.
Консерватизм как личностная особенность
Позиция консерватизма характерна для людей среднего, а чаще к пожилому — возраста и определенного эмоционального тона, где мир видится ни враждебным, ни дружелюбным, а — обычным. Смотри Жизненный мир
Рассматривая основные направления современной психологии в учебнике, ориентированном на экономистов и менеджеров, нельзя не сказать о бурно развивающемся сегодня направлении в науке, которое носит название экономической психологии. Исторически ее возникновение связано с целым рядом событий. Так, на рубеже XIX–XX вв. начинают появляться работы, посвященные психологическим проблемам экономики (Г. Тард), психологии труда и управления (Г. Мюнстерберг, Ф. У. Тейлор), психологии рекламной деятельности и маркетинга (У. Дж. Скотт, Д. Старч, Т. Кениг, К. Т. Фридлендер и др.). Во второй половине XX в. уже проводятся многочисленные экспериментальные исследования экономического сознания, принятия экономических решений, потребительского поведения, разрабатываются теории и предлагаются модели, позволяющие иначе посмотреть на социально-экономические процессы в обществе и потребительское поведение (Д. Канеман, II. Словик, А. Тверски, С. Ли, Ф. Ван Рай и др.). В 2002 г. психологу Даниэлю Канеману (рис. 2.4) вручают Нобелевскую премию по экономике за многолетние исследования процесса принятия экономических и финансовых решений в условиях риска и неопределенности. В результате многолетней исследовательской работы Канеман пришел к выводу, что человеческими поступками (следовательно, экономическими тенденциями, а стало быть, и всей историей человечества) руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость, так как великое множество поступков, совершаемых людьми, нерациональны.
В исследованиях Д. Канемана и других экономических психологов описаны многие виды ошибок, которые люди делают в процессе принятия решений. В частности, выделены следующие ошибки мышления:
- – эффект репрезентативности, когда переоценивается достоверность результатов, полученных при изучении малых выборок;
- – эффект наглядности, когда происходит переоценка вероятности ярких, запоминающихся событий;
- – эффект эгоцентризма, когда при принятии решений человек использует преимущественно собственный опыт;
- – эффект консерватизма, что проявляется в недоверии к новому знанию, стремлении использовать старые знания в новых условиях;
- – эффект Ирвина, когда происходит переоценка вероятности желательного события и недооценка вероятности нежелательного;
- – эффект Стоунера, в результате чего наблюдается сдвиг к риску при принятии групповых решений по сравнению с индивидуальными;
- – эффект якоря, что означает влияние заданной точки отсчета при количественной оценке объекта;
- – эффект края, при котором происходит недооценка возможности вероятных событий и переоценка маловероятных;
- – эффект Монте-Карло, когда имеет место тенденция при оценке двух последовательных независимых событий устанавливать между ними некую
Рис. 2.4. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2002) израильский психолог Даниэль Канеман
Экономическая психология, в частности, доказывает, что при большом количестве денег, которыми обладает человек, они постепенно теряют свое первоначальное значение, и в условиях широкого диапазона свободы выбора решений проявляются сущностные этико-психологические характеристики личности человека, владеющего этими деньгами.
Пример
Очевидно, что не только корыстное стремление «уйти от налогов», но и этический фактор послужил условием появления в мире такой социальной инициативы очень богатых людей, которая получила название «Клятва дарения» (The Giving Pledge). Инициатором движения стал основатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс (рис. 2.5). Заявившие о своем участии в движении бизнесмены публично поклялись, что после их смерти половина принадлежащего им состояния будет передана на нужды благотворительности. О присоединении к «Клятве дарения» публично заявили такие известные бизнесмены, как Пол Аллен, Майкл Блумберг, Уоррен Баффетт,
Мелинда Гейтс, Джордж Лукас, Дэвид Рокфеллер, Тед Тёрнер, Марк Цукерберг и др. Судя по всему, для большинства присоединившихся к инициативе данный поступок является не юридически закрепленной обязанностью «социальной ответственности бизнеса», а результатом принятия на себя личной ответственности перед обществом.
Рис. 2.5. Американский бизнесмен Билл Гейтс
Уильям Генри Гейтс III – самый богатый человек в мире по версии журнала Forbs, основатель компании Microsoft, инициатор благотворительного движения под названием «Клятва дарения».
Исследования, выполненные психологами А. Тверски и Д. Канеманом, показали, что мышление людей во многих ситуациях оказывается нерациональным, и поскольку человек чаще всего находится в условиях неопределенности, так как не обладает всей необходимой для принятия решений информацией, то его решения могут быть не только экономически неэффективными, но даже иррациональными. Именно поэтому в процессе развития цивилизации люди придумали систему правил и методов, позволяющих формулировать так называемые законы природы в условиях коллективной деятельности, которую они назвали наукой. Экономические психологи (поведенческие экономисты) на материале огромного количества психологических экспериментов и целого ряда теорий, построенных на основе полученных результатов, фактически доказывали: представления о рациональном мышлении и поведении людей (что крайне важно для эффективной экономики) в большинстве случаев оказываются заблуждением.
Было обнаружено большое количество так называемых парадоксов рациональности. В экспериментах доказывалось, что большинство людей, даже имеющих достаточно глубокие знания в области математики и логики, при решении как экспериментальных заданий, так и в обычной жизни, совершают огромное количество логических ошибок. При выполнении экспериментальных заданий, напоминавших задачи, возникающие в повседневной жизни, большинство испытуемых никогда не действовали по правилам и законам, которые считаются обязательными для точных наук. Люди чаще всего руководствовались эмоциями, первым впечатлением, случайными ассоциациями, стереотипами. При выполнении заданий не работали принципы правильного мышления, например принцип транзитивности и др. В частности, было описано много случаев, когда покупатели принимали разные решения, приобретая те или иные товары в магазине, в зависимости от того, в каких единицах (в какой шкале) им предлагалось сравнивать различные цены и делать выбор.
Однако с точки зрения логики и так называемой теории ожидаемой выгоды решение не должно зависеть от способа подачи информации, необходимой для его принятия. В 1956 г. лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон экспериментально показал, что люди чаще хотят почувствовать удовлетворение от покупки, а не принять оптимальное или идеальное с экономической точки зрения решение. Он утверждал, что люди склонны приспосабливать свое поведение к ситуации, которую они оценивают эмоционально. Но такие действия весьма далеки от того, что соответствует научной теории рационального выбора. Несколько позже, в 1977 г., Дж. Руссо обнаружил, что способ представления цен, например за единицу продукта или списком по всему ассортименту, в значительной степени влияет на потребителей, на их выбор. Основатель российской экономической психологии профессор А. И. Китов и его сотрудники провели исследования, которые показали, что профессиональное мышление тесно связано с видами экономической мотивации, а коллективная деятельность при отсутствии индивидуальной материальной заинтересованности в условиях плановой экономики оказывается психологически неэффективной.
Основные результаты исследований в области экономической психологии можно проиллюстрировать на примере так называемой теории перспективы, сформулированной А. Тверски и Д. Канеманом в 1979 г. на материале многочисленных экспериментов. Пытаясь разобраться в парадоксах ряда предшествующих экономических и психологических теорий, ученые предложили модель мышления и поведения человека, которая позволила четко выявить области, где не работала формальная логика. Например, понятие «выгода», которое использовал Г. Саймоп, они заменили понятием «ценность», полагая, что этот термин в большей степени отражает индивидуальную эмоциональность человека, чем понятие «выгода», которым оперирует известная теория чистой прибыли (приобретения и потери). В соответствии с разработанной ими моделью, оценки субъективной ценности потери и выигрыша несимметричны относительно некоторой точки отсчета (рис. 2.6). Так, кривая отношения «ценности к потерям» отличается от кривой отношения «ценности к приобретению», т.е. потери всегда кажутся человеку более значительными, чем приобретения. Например, для большинства людей потеря 10 тыс. руб. будет более эмоциональным событием, чем приобретение той же суммы. Вот почему люди чаще идут на риск, если оценивают ситуацию, как возможную потерю, и реже, если оценивают ее, как некий возможный выигрыш. Или, скажем, добившись определенного материального успеха в жизни, большинство людей стремится сохранить достигнутое, не меняя условий своего существования даже в том случае, если приобретение большего, чем они имеют, им кажется вполне очевидным.
Рис. 2.6. Кривая субъективной ценности в теории перспективы Д. Канемана и А. Тверски
Дж. Куатрон, А. Тверски, Р. Талер, Д. Канеман и др. показали, что предпочтения людей зависят от способа субъективной интерпретации условий, в которых осуществляется выбор. Когда вариант выбора кажется приобретением, величина ценности этого приобретения растет, и принимающий решение человек старается не рисковать. Однако если вариант выбора субъективно представляется потерей, то значение ценности выбора снижается и люди рискуют. Таким образом, большинство людей проявляют тенденцию избегать риска, когда намереваются что-то приобрести, и выбирают риск, когда предполагают потерю.
При изучении процесса принятия решений в условиях риска были получены и другие интересные результаты. Например, было показано, что оценка риска крайне субъективна и мероприятия, предполагающие защиту людей от опасности, во многих случаях зависят от того, как именно представлена информация рискующим людям и отвечающим за их безопасность.
Пример
В частности, выяснилось, что обычные люди иначе оценивают риск, чем ученые-эксперты. В большинстве случаев обыватели оценивают опасность применения атомной энергии как очень высокую степень риска, хотя ученые часто утверждают, что развитие атомной энергетики не обладает высокой степенью риска для жителей нашей планеты. Если обычные люди оценивают риск на основе образов, которые создаются средствами массовой информации (телевидение, кино, газеты), то эксперты оценивают риск, основываясь на научных данных, получаемых ежегодно и публикуемых в специальных статистических отчетах. В 1979 г., проводя исследования но этой проблеме, психолог Пол Словик и его коллеги попросили студентов дать оценку риска при возможной реализации 30 различных технологических проектов. Большинство студентов в этом эксперименте оценили атомную энергетику как самую значительную угрозу, которую несут человечеству современные технологии. Члены специальной правительственной группы по оценке риска поставили атомную энергетику на 12-е место: она оказалась следующей после «катания на велосипеде».
Таким образом, результаты исследований экономических психологов выдвинули огромное количество научных проблем, которые явно выходят за рамки экономики и противоречат многим фундаментальным научным представлениям о поведении и мышлении людей, выработанным в тех направлениях психологии, где человек изначально рассматривается как существо рациональное, наделенное уникальным разумом, отличающим его от всего другого живого мира.
В нашей стране основателем экономической психологии стал доктор психологических наук, профессор Ахмед Исмаилович Китов (рис. 2.7). Его исследования были направлены на поиск доказательств того, что плановая экономическая система СССР и методы управления ею, а также методы управления страной в целом не эффективны ни в экономическом, ни в социальном плане, поскольку не учитывают природу человека, его мотивацию, потребности, иррациональность мышления. В тех условиях, в которых работал А. И. Китов, невозможно было открыто заявлять о своих взглядах на экономико-психологические проблемы, поэтому большинство идей исследователь излагал в лекциях, которые читал в академии МВД СССР и АНХ при Совете министров СССР руководителям высокого административного уровня. Эти лекции находили горячий отклик у большинства крупных руководителей и способствовали пониманию необходимости перемен в системе управления экономикой страны. Тем самым, А. И . Китов (как, впрочем, и многие другие талантливые российские ученые – экономисты и психологи) непосредственно сыграл важную роль в создании необходимых психологических условий для перехода страны к новому общественному строю.
Рис. 2.7. Российский психолог Ахмед Исмаилович Китов – основатель советской экономической психологии (1928–2005)
Пример
В 2012 г. на базе Финансового университета при Правительстве РФ при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) состоялась международная научно-практическая конференция «Экономическая психология в современном мире», посвященная памяти профессора А. И. Китова. В организации конференции и ее работе принимали участие крупнейшие российские экономические психологи – член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев, главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор В. П. Позняков, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии, доктор психологических наук, профессор А. Д. Карнышев, а также хорошо известные в нашей стране экономические психологи: доктор психологических наук, профессор А. Б. Купрейченко, доктор психологических наук, профессор О. С. Дейнека, доктор психологических наук, профессор Д. А. Китова, доктор экономических наук, профессор А. Н. Неверов, кандидат психологических наук Е. В. Тугарева и многие другие ученые (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Участники международной конференции по экономической психологии, посвященной памяти профессора А. И. Китова (2012)
Слева направо: проректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор М. А. Федотова (Москва), главный редактор журнала «Economic Psychology» профессор Э. Киршлер (Австрия), президент IAREP профессор Д. Лейсер (Израиль), проректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор С. Н. Сильвестров (Москва), экс-президент IAREP Ф. Ван Рай (Нидерланды), экс-президент IAREP С. Ли (Великобритания), заместитель директора МПГУ, доктор психологических наук, профессор ΙΟ. М. Забродин (Москва), заместитель директора Института экономики РАН, заведующий кафедрой Финансового университета при Правительстве РФ, член-корреспондент РАН, профессор Д. Е. Сорокин (Москва) и др.
- На сегодняшний день публично заявил о присоединении к этой инициативе пока лишь один российский бизнесмен – Владимир Потанин.
- Так принято называть экономистов, занимающихся психологическими исследованиями в экономике. Интересно отметить, что в настоящее время вопросами психологии в экономике занимаются и психологи, и экономисты, поэтому в литературе можно встретить два термина: экономическая психология (economic psychology) и поведенческая экономика (economic behavior). При этом экономические психологи сегодня объединены в ассоциацию IAREP, а поведенческие экономисты – в ассоциацию SABE. Несколько лет назад обе группы объединились в конфедерацию, теперь они выполняют исследования совместно и регулярно собираются на общие семинары и конференции.