Тип личности консерватор

5. «Консервативная семья, основной особенностью которой является неспособность адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Если один из членов такой семьи оказывается вовлеченным в конфликт, развернувшийся вне семьи, другие члены семьи в силу своих консервативных установок не могут прийти ему на помощь и дистанцируются от конфликта или принимают сторону противника. Подобная ситуация может восприниматься как предательство и привести к самоубийству» . аренда авто крым недорого.

Все вышеперечисленные социально-психологические типы семей могут быть внешне благополучны либо не благополучны. «Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации» . Но может быть и так что ребенок из неблагополучной семьи поняв что от него не будет толку может проявить суицидальную активность. Осознание своей ненужности всегда порождало занижение самооценки, чувство одиночества, чувство неудачи. Причем, кризис аутентичности (эффект мрачного и безрадостного будущего) может сыграть закрепляющую роль в формировании суицидальной активности.

Попытка понять подростком свое Я, свое место в жизни проходит через взаимодействие между личностью и окружающими его людьми. Самые близкие кто может помочь своему ребенку освоиться в обществе это родители. Однако родители, если они не являются лучшими друзьями подростка, косвенно влияют на него, а именно как наставники, как носители психологической информации, опытные люди, которые уже интегрировались в обществе. Обязательный факт, если человек не может себя защитить, способствует заниженной самооценки. Среди сверстников не знание как защищаться, может породить унижающую роль и в последствии обстоятельства, требующие адекватных защитных механизмов будут давить на неокрепшую личность. «Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» – это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать – отцу или матери» .

«Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только на сексуально насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплена психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценке переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение их со сверстниками взрослыми затруднено» .

«Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувств одиночества, в нарушениях сна – последнее очень характерно для большинства детей живущих в неблагополучных семьях. В более старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой» .

«Чувствуя себя несчастным, обделенным, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, подарки. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: – вред для жертвы; – вред для общества» .

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Строение самоотношения как психологическая проблема. Компонентное строение самоотношения
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса са …

Смысловая работа в рамках преодоления стресса
Экстремальность и стресс взаимосвязаны. Внимание исследователей к тому, что называют стрессом, привлёк в своё время Г.Селье формулировкой биологической модели общего адаптационного синдрома, или биологического стресс-синдрома (Selye, 1936 …

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться …

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo — ох­ра­нять, со­хра­нять) — в ши­ро­ком смыс­ле — обо­зна­че­ние умо­на­строе­ния и жиз­нен­ной по­зи­ции, ха­рак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся при­вер­жен­ность тра­ди­ции — со­ци­аль­ной, нрав­ст­вен­ной, ре­ли­ги­оз­ной, свя­зан­ное с этим не­до­ве­рие к лю­бым ра­ди­каль­ным но­во­вве­де­ни­ям и пред­поч­те­ние мед­лен­ных, по­сте­пен­ных из­ме­не­ний («ор­га­ни­че­ской эво­лю­ции»).

По оп­ре­де­ле­нию од­но­го из вид­ней­ших идео­ло­гов британского кон­сер­ва­тиз­ма М. Оук­шот­та, «быть кон­сер­ва­то­ром оз­на­ча­ет пред­по­чи­тать из­вест­ное — не­из­вест­но­му, ис­пы­тан­ное — не­из­ве­дан­но­му, факт — за­гад­ке, на­сущ­ное — воз­мож­но­му, ог­ра­ни­чен­ное — бес­край­не­му, близ­кое — да­лё­ко­му, дос­та­точ­ное — из­бы­точ­но­му, удоб­ное — иде­аль­но­му…» (Oakeshott M. Rationa­lism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169). В этом смыс­ле консерватизм не свя­зан с какой-либо оп­ре­де­лён­ной тео­ри­ей, су­ще­ст­ву­ет главным образом ла­тент­но и по­лу­ча­ет то или иное идео­ло­гическое оформ­ле­ние как от­вет на вы­зо­вы, об­ра­щён­ные к кон­крет­но­му об­ще­ст­ву и под­ры­ваю­щие сло­жив­ший­ся ук­лад жиз­ни.

В бо­лее уз­ком смыс­ле консерватизм — од­но из об­щественно-по­ли­тических те­че­ний XIX-XX веков, идео­ло­гия ко­то­ро­го, од­на­ко, с тру­дом под­да­ёт­ся сис­те­ма­ти­за­ции в си­лу мно­го­об­ра­зия тех ре­лигиозных, куль­тур­но-ис­то­рических, национальных тра­ди­ций, на ко­то­рые обыч­но ссы­ла­ют­ся кон­сер­ва­то­ры. В от­ли­чие от ли­бе­ра­лиз­ма и со­циа­лиз­ма, консерватизм, не имею­щий идеа­ла со­вер­шен­но­го об­щественного строя, оп­ре­де­ля­ет­ся С. Хан­тинг­то­ном как «ин­сти­ту­цио­наль­ная идео­ло­гия», т. е. вы­сту­паю­щая в за­щи­ту на­лич­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­гда они ока­зы­ва­ют­ся под уг­ро­зой.

Воз­ник­но­ве­ние консерватизма как по­ли­тического те­че­ния в конце XVIII — начале XIX веков свя­за­но с ре­ак­ци­ей на со­бы­тия Французской ре­во­лю­ции XVIII века. Cвоё пер­во­на­чаль­ное вы­ра­же­ние он по­лу­чил пре­ж­де все­го в про­грамм­ных «Раз­мыш­ле­ни­ях о ре­во­лю­ции во Фран­ции» (1790 год) Э. Бёр­ка, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ж. де Ме­ст­ра, Л. Бо­наль­да, ран­не­го Ф.Р. де Ла­мен­не, С. Кол­рид­жа, немецких пуб­ли­ци­стов и по­ли­тических мыс­ли­те­лей Ф. Ген­ца, А. Мюл­ле­ра и др.

Тер­мин уко­ре­нил­ся бла­го­да­ря на­зва­нию из­да­вав­ше­го­ся Ф.Р. де Ша­тоб­риа­ном в 1818-1820 годы журнала «Le Conser­va­teur». Об­щим для это­го ран­не­го по­ли­тического консерватизма яви­лось не­га­тив­ное от­но­ше­ние к по­пыткам пе­ре­соз­дать об­ще­ст­во по какому-либо «ра­цио­наль­но­му» про­ек­ту: при­тя­за­ни­ям про­све­ти­тель­ско­го «ав­то­ном­но­го» ра­зу­ма с его аб­ст­ракт­ны­ми кон­цеп­ция­ми иде­аль­но­го об­щественного уст­рой­ст­ва был про­ти­во­пос­тав­лен ав­то­ри­тет тра­ди­ции — кол­лек­тив­ных ве­ро­ва­ний, нра­вов и обы­ча­ев, в ко­то­рых во­пло­тил­ся мно­го­ве­ко­вой опыт дан­но­го на­ро­да, пред­став­лен­ный та­ки­ми ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся ин­сти­ту­ция­ми, как Цер­ковь и го­су­дар­ст­во (ре­ли­гия как «ос­но­ва гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва» у Бёр­ка, со­юз «тро­на и ал­та­ря» у Ж. де Ме­ст­ра и др.).

Тра­ди­ция по­ни­ма­ет­ся Бёр­ком как пре­ем­ст­вен­ная связь не толь­ко с про­шлы­ми, но и с бу­ду­щи­ми по­ко­ле­ния­ми. Пе­ре­да­вае­мые тра­ди­ци­ей ос­но­во­по­ла­гаю­щие цен­но­сти име­ют сво­им ис­точ­ни­ком транс­цен­дент­ный мо­раль­ный по­ря­док, ус­та­нов­лен­ный Бо­гом и пре­вос­хо­дя­щий че­ло­ве­че­ское ра­зу­ме­ние. Зло из­на­чаль­но ко­ре­нит­ся не в тех или иных об­щественных уч­ре­ж­де­ни­ях, как по­ла­гал Ж.Ж. Рус­со, но в са­мой че­ло­ве­че­ской при­ро­де, не­су­щей на се­бе пе­чать пер­во­род­но­го гре­ха. Ре­во­люционным тре­бо­ва­ни­ям ра­вен­ст­ва и ли­бе­раль­ным док­три­нам, ис­хо­див­шим из со­ци­аль­но­го ато­миз­ма, бы­ла про­ти­во­пос­тав­ле­на кон­цеп­ция об­ще­ст­ва как ие­рар­хи­че­ски уст­ро­ен­но­го ор­га­ни­че­ско­го це­ло­го, в ко­то­ром разл. ин­ди­ви­ды и груп­пы в си­лу тра­ди­ции вы­пол­ня­ют раз­ные за­да­чи на бла­го это­го еди­но­го це­ло­го. Тео­рия об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра от­вер­га­лась как ра­цио­на­ли­стическая фик­ция.

Консерватизм в анг­ло­сак­сон­ском ми­ре был бо­лее ли­бе­ра­лен, чем в стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы, где центральную роль в со­хра­не­нии со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти от­во­ди­лась го­су­дар­ст­ву и Церк­ви. Э. Бёрк, за­щит­ник лич­ной сво­бо­ды и британского пар­ла­мен­та­риз­ма, при­да­вал важ­ное зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии ин­ди­ви­да «ма­лым кла­нам» — се­мье, гиль­ди­ям, ас­со­циа­ци­ям. К. Мет­тер­них, вид­ней­ший кон­сер­ва­тив­ный по­ли­тик эпо­хи Рес­тав­ра­ции, счи­тал, что не­воз­мож­но пе­ре­не­сти прин­ци­пы британской кон­сти­ту­ции на ев­ропейский кон­ти­нент. Кле­ри­каль­но-мо­нар­хических идеи французских тра­ди­цио­на­ли­стов и ря­да немецких ро­ман­ти­ков во мно­гом оп­ре­де­ли­ли идео­ло­гию Свя­щен­но­го сою­за. С ран­ним консерватизм свя­зан ряд фи­лосовских и юри­дических кон­цеп­ций, раз­ра­ба­ты­вав­ших­ся пре­ж­де все­го в Гер­ма­нии: ис­то­ри­ческая шко­ла пра­ва (Ф.К. фон Са­ви­ньи) и др.

Пер­вой по­ли­тической пар­ти­ей, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся «кон­сер­ва­тив­ной» с 1830-х годов, бы­ли британские то­ри (см. Кон­сер­ва­тив­ная пар­тия), ли­дер ко­то­рых Р. Пиль ви­дел за­да­чу пар­тии в про­ве­де­нии ре­форм при со­хра­не­нии об­щественного по­ряд­ка.

На про­тя­же­нии XIX века вме­сте с бы­ст­рой ин­ду­ст­риа­ли­за­ци­ей, ур­ба­ни­за­ци­ей, за­вер­ше­ни­ем фор­ми­ро­ва­ния национальных го­су­дарств про­ис­хо­ди­ла по­сте­пен­ная транс­фор­ма­ция кон­сер­ва­тив­ной идео­ло­гии и по­ли­ти­ки: кон­сер­ва­тив­ные пар­тии ста­ли вы­ра­жать ин­те­ре­сы не толь­ко при­ви­ле­ги­ро­ван­ных со­сло­вий «ста­ро­го по­ряд­ка», но и про­мыш­лен­ни­ков, аг­ра­ри­ев, городской мел­кой и сред­ней бур­жуа­зии. Во Фран­ции, на­ря­ду с консерватизмом ле­ги­ти­ми­стов из «бес­по­доб­ной па­ла­ты», к 1830-м годам фор­ми­ру­ет­ся «ли­бе­раль­ный кон­сер­ва­тизм» (тер­мин ввёл в обо­рот Ф. Ги­зо), на ко­то­рый ори­ен­ти­ро­ва­лись сто­рон­ни­ки Луи Фи­лип­па. В Гер­ма­нии, где консерватизм был в наи­боль­шей сте­пе­ни свя­зан с иде­ей со­хра­не­ния «ста­ро­го по­ряд­ка», су­ще­ст­во­вал так­же «ре­фор­ма­тор­ский кон­сер­ва­тизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штей­на. В Ве­ли­ко­бри­та­нии ли­бе­раль­ные по­ли­тические ре­фор­мы, пре­дос­та­вив­шие боль­шей час­ти на­се­ле­ния из­би­ра­тель­ные пра­ва, про­во­ди­лись ка­би­не­та­ми то­ри — Пи­ля и Б. Диз­ра­эли. О. фон Бис­марк и Диз­ра­эли ста­ли вид­ней­ши­ми кон­сер­ва­тив­ны­ми по­ли­ти­ка­ми второй половины XIX века консерватизм этой эпо­хи час­то смы­ка­ет­ся с на­цио­на­лиз­мом. К началу XX века воз­ни­ка­ют и край­не пра­вые кон­сер­ва­тив­ные пар­тии (напр., «Ак­сь­он фран­сез», воз­глав­ляе­мая Ш. Мор­ра­сом).

Основные прин­ци­пы российского консерватизма бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны в конце XVIII — начале XIX веков М.М. Щер­ба­то­вым и Н.М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии (гр. С.С. Ува­ров, Н.Г. Уст­ря­лов и др.), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А.С. Хо­мя­ков, Ю.Ф. Са­ма­рин). С точ­ки зре­ния российских кон­сер­ва­то­ров, са­мо­дер­жав­ная фор­ма прав­ле­ния со­от­вет­ст­во­ва­ла ис­то­рическому свое­об­ра­зию русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм и га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве.

В це­лом кон­сер­ва­тив­ный ха­рак­тер име­ли «контр­ре­фор­мы» 1880-1890-х годах в прав­ле­ние императора Алек­сан­д­ра III. Во второй половине XIX века по­явил­ся т. н. ли­бе­раль­ный консерватизм (Б.Н. Чи­че­рин, П.Б. Стру­ве и др.). В начале XX века про­ис­хо­ди­ло ор­га­ни­за­ци­онное объ­е­ди­не­ние кон­сер­ва­тив­ных сил («Рус­ское со­б­ра­ние», Со­юз рус­ско­го на­ро­да и др.), на­цио­на­лизм стал од­ним из основных прин­ци­пов в обос­но­ва­нии консерватизма (М.О. Мень­ши­ков и др.). По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года идео­ло­гия консерватизма ут­ра­ти­ла своё влия­ние в Рос­сии. В эмиг­ра­ции консерватизм был пред­став­лен ра­бо­та­ми ря­да русских мыс­ли­те­лей (И.А. Иль­ин, кон­цеп­ция «ду­хов­но сво­бод­но­го кон­сер­ва­тиз­ма» С.Л. Фран­ка и др.).

По­сле Первой ми­ро­вой вой­ны ис­чез­ли круп­ней­шие ев­ропейские мо­нар­хии, а вме­сте с ни­ми прак­ти­че­ски ушёл в про­шлое консерватизма, ори­ен­ти­ро­вав­ший­ся на со­хра­не­ние тро­на и ал­та­ря. В ус­ло­ви­ях, ко­гда поя­ви­лась уг­ро­за сло­жив­шим­ся по­ли­тическим и эко­номическим ин­сти­ту­там (ком­му­низм, на­цио­нал-со­циа­лизм), ли­бе­ра­лизм при­об­рёл ох­ра­ни­тель­ные функ­ции, а по­то­му ли­бе­раль­ный консерватизм вы­сту­пал как идео­ло­гия основных пра­вых пар­тий. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ла ра­ди­ка­ли­за­ция час­ти кон­сер­ва­то­ров, пе­ре­няв­ших не­ко­то­рые про­грамм­ные по­ло­же­ния со­циа­ли­стов. С наи­боль­шей си­лой это про­яви­лось в вей­мар­ской Гер­ма­нии, где воз­ник­ла идео­ло­гия «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции».

По­сле Второй ми­ро­вой вой­ны про­грам­мы круп­ных пра­вых пар­тий в Западной Ев­ро­пе со­че­та­ют в се­бе эле­мен­ты ли­бе­ра­лиз­ма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии воз­ни­ка­ет не­окон­сер­ва­тизм, ока­зав­ший за­мет­ное влия­ние на по­ли­ти­ку пра­ви­тельств Р. Рей­га­на и М. Тэт­чер. В по­ле­ми­ке с ли­бе­раль­ной по­ли­тической фи­ло­со­фи­ей за­мет­ный след ос­та­ви­ли тру­ды по­сле­до­ва­те­лей ком­му­ни­та­риз­ма, от­час­ти сов­па­даю­щие с идео­ло­ги­ей т. н. со­ци­аль­но­го консерватизма (со­че­та­ние прин­ци­пов лич­ной сво­бо­ды и со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти).

В Рос­сии ре­ак­ция на ра­ди­каль­ные ре­фор­мы 1990-х годов вы­зва­ла по­яв­ле­ние различных вер­сий консерватизма, ис­хо­дя­щих как из идей И.А. Иль­и­на (А.И. Сол­же­ни­цын и др.), так и из опы­та со­вет­ско­го «ре­аль­но­го ком­му­низ­ма» (А.А. Зи­новь­ев и др.).

Дополнительная литература:

O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

Kondylis P. Konservativismus. Geschicht­li­cher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;

Ré­mound R. Les droites en France. P., 1988;

Gott­fried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;

Ман­хейм К. Кон­сер­ва­тив­ная мысль // Ман­хейм К. Ди­аг­ноз на­ше­го вре­ме­ни. М., 1994;

Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Хирургия — одна из самых консервативных профессий. Тут экспериментировать опасно: ошибки хирургов обходится людям слишком дорого.

​​​​​​​Консерватизм — позиция удержания существующего положения вещей, отрицательное отношение к нововведениям. Нежелание что-либо менять.

«И так все нормально, отстаньте со своими идеями!»

Консерватизм имеет разные корни. Типичные:

  • Страх перед новым. «Известный черт лучше неизвестного».
  • Жизненный опыт, говорящий о том, что непродуманные, импульсивно революционные попытки улучшить сложную систему чаще ведут к проблемам и росту хаоса.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Консерваторы склонны к тому, что все должно расти и формироваться само и постепенно.

Консерватизм и шаблоны

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

Менять мы ничего не будем…

​​​​​​​Консерватизм проявляется не просто в том, что человек пользуется уже имеющимися шаблонами — шаблонами когда-то пользуются все, в том числе самые творческие люди, — а в том, что человек возражает против возможности выйти за рамки шаблонов, поискать новые варианты. В более жестком варианте — устанавливает жесткие санкции за попытки творческого подхода.

Иногда это бывает оправдано (творческий подход там, где требуется только дисциплина — неуместен), иногда неуместен консерватизм.

Консерватизм как личностная особенность

Позиция консерватизма характерна для людей среднего, а чаще к пожилому — возраста и определенного эмоционального тона, где мир видится ни враждебным, ни дружелюбным, а — обычным. Смотри Жизненный мир

Рассматривая основные направления современной психологии в учебнике, ориентированном на экономистов и менеджеров, нельзя не сказать о бурно развивающемся сегодня направлении в науке, которое носит название экономической психологии. Исторически ее возникновение связано с целым рядом событий. Так, на рубеже XIX–XX вв. начинают появляться работы, посвященные психологическим проблемам экономики (Г. Тард), психологии труда и управления (Г. Мюнстерберг, Ф. У. Тейлор), психологии рекламной деятельности и маркетинга (У. Дж. Скотт, Д. Старч, Т. Кениг, К. Т. Фридлендер и др.). Во второй половине XX в. уже проводятся многочисленные экспериментальные исследования экономического сознания, принятия экономических решений, потребительского поведения, разрабатываются теории и предлагаются модели, позволяющие иначе посмотреть на социально-экономические процессы в обществе и потребительское поведение (Д. Канеман, II. Словик, А. Тверски, С. Ли, Ф. Ван Рай и др.). В 2002 г. психологу Даниэлю Канеману (рис. 2.4) вручают Нобелевскую премию по экономике за многолетние исследования процесса принятия экономических и финансовых решений в условиях риска и неопределенности. В результате многолетней исследовательской работы Канеман пришел к выводу, что человеческими поступками (следовательно, экономическими тенденциями, а стало быть, и всей историей человечества) руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость, так как великое множество поступков, совершаемых людьми, нерациональны.

В исследованиях Д. Канемана и других экономических психологов описаны многие виды ошибок, которые люди делают в процессе принятия решений. В частности, выделены следующие ошибки мышления:

  • – эффект репрезентативности, когда переоценивается достоверность результатов, полученных при изучении малых выборок;
  • – эффект наглядности, когда происходит переоценка вероятности ярких, запоминающихся событий;
  • – эффект эгоцентризма, когда при принятии решений человек использует преимущественно собственный опыт;
  • – эффект консерватизма, что проявляется в недоверии к новому знанию, стремлении использовать старые знания в новых условиях;
  • – эффект Ирвина, когда происходит переоценка вероятности желательного события и недооценка вероятности нежелательного;
  • – эффект Стоунера, в результате чего наблюдается сдвиг к риску при принятии групповых решений по сравнению с индивидуальными;
  • – эффект якоря, что означает влияние заданной точки отсчета при количественной оценке объекта;
  • – эффект края, при котором происходит недооценка возможности вероятных событий и переоценка маловероятных;
  • – эффект Монте-Карло, когда имеет место тенденция при оценке двух последовательных независимых событий устанавливать между ними некую

Рис. 2.4. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2002) израильский психолог Даниэль Канеман

Экономическая психология, в частности, доказывает, что при большом количестве денег, которыми обладает человек, они постепенно теряют свое первоначальное значение, и в условиях широкого диапазона свободы выбора решений проявляются сущностные этико-психологические характеристики личности человека, владеющего этими деньгами.

Пример

Очевидно, что не только корыстное стремление «уйти от налогов», но и этический фактор послужил условием появления в мире такой социальной инициативы очень богатых людей, которая получила название «Клятва дарения» (The Giving Pledge). Инициатором движения стал основатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс (рис. 2.5). Заявившие о своем участии в движении бизнесмены публично поклялись, что после их смерти половина принадлежащего им состояния будет передана на нужды благотворительности. О присоединении к «Клятве дарения» публично заявили такие известные бизнесмены, как Пол Аллен, Майкл Блумберг, Уоррен Баффетт,

Мелинда Гейтс, Джордж Лукас, Дэвид Рокфеллер, Тед Тёрнер, Марк Цукерберг и др. Судя по всему, для большинства присоединившихся к инициативе данный поступок является не юридически закрепленной обязанностью «социальной ответственности бизнеса», а результатом принятия на себя личной ответственности перед обществом.

Рис. 2.5. Американский бизнесмен Билл Гейтс

Уильям Генри Гейтс III – самый богатый человек в мире по версии журнала Forbs, основатель компании Microsoft, инициатор благотворительного движения под названием «Клятва дарения».

Исследования, выполненные психологами А. Тверски и Д. Канеманом, показали, что мышление людей во многих ситуациях оказывается нерациональным, и поскольку человек чаще всего находится в условиях неопределенности, так как не обладает всей необходимой для принятия решений информацией, то его решения могут быть не только экономически неэффективными, но даже иррациональными. Именно поэтому в процессе развития цивилизации люди придумали систему правил и методов, позволяющих формулировать так называемые законы природы в условиях коллективной деятельности, которую они назвали наукой. Экономические психологи (поведенческие экономисты) на материале огромного количества психологических экспериментов и целого ряда теорий, построенных на основе полученных результатов, фактически доказывали: представления о рациональном мышлении и поведении людей (что крайне важно для эффективной экономики) в большинстве случаев оказываются заблуждением.

Было обнаружено большое количество так называемых парадоксов рациональности. В экспериментах доказывалось, что большинство людей, даже имеющих достаточно глубокие знания в области математики и логики, при решении как экспериментальных заданий, так и в обычной жизни, совершают огромное количество логических ошибок. При выполнении экспериментальных заданий, напоминавших задачи, возникающие в повседневной жизни, большинство испытуемых никогда не действовали по правилам и законам, которые считаются обязательными для точных наук. Люди чаще всего руководствовались эмоциями, первым впечатлением, случайными ассоциациями, стереотипами. При выполнении заданий не работали принципы правильного мышления, например принцип транзитивности и др. В частности, было описано много случаев, когда покупатели принимали разные решения, приобретая те или иные товары в магазине, в зависимости от того, в каких единицах (в какой шкале) им предлагалось сравнивать различные цены и делать выбор.

Однако с точки зрения логики и так называемой теории ожидаемой выгоды решение не должно зависеть от способа подачи информации, необходимой для его принятия. В 1956 г. лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон экспериментально показал, что люди чаще хотят почувствовать удовлетворение от покупки, а не принять оптимальное или идеальное с экономической точки зрения решение. Он утверждал, что люди склонны приспосабливать свое поведение к ситуации, которую они оценивают эмоционально. Но такие действия весьма далеки от того, что соответствует научной теории рационального выбора. Несколько позже, в 1977 г., Дж. Руссо обнаружил, что способ представления цен, например за единицу продукта или списком по всему ассортименту, в значительной степени влияет на потребителей, на их выбор. Основатель российской экономической психологии профессор А. И. Китов и его сотрудники провели исследования, которые показали, что профессиональное мышление тесно связано с видами экономической мотивации, а коллективная деятельность при отсутствии индивидуальной материальной заинтересованности в условиях плановой экономики оказывается психологически неэффективной.

Основные результаты исследований в области экономической психологии можно проиллюстрировать на примере так называемой теории перспективы, сформулированной А. Тверски и Д. Канеманом в 1979 г. на материале многочисленных экспериментов. Пытаясь разобраться в парадоксах ряда предшествующих экономических и психологических теорий, ученые предложили модель мышления и поведения человека, которая позволила четко выявить области, где не работала формальная логика. Например, понятие «выгода», которое использовал Г. Саймоп, они заменили понятием «ценность», полагая, что этот термин в большей степени отражает индивидуальную эмоциональность человека, чем понятие «выгода», которым оперирует известная теория чистой прибыли (приобретения и потери). В соответствии с разработанной ими моделью, оценки субъективной ценности потери и выигрыша несимметричны относительно некоторой точки отсчета (рис. 2.6). Так, кривая отношения «ценности к потерям» отличается от кривой отношения «ценности к приобретению», т.е. потери всегда кажутся человеку более значительными, чем приобретения. Например, для большинства людей потеря 10 тыс. руб. будет более эмоциональным событием, чем приобретение той же суммы. Вот почему люди чаще идут на риск, если оценивают ситуацию, как возможную потерю, и реже, если оценивают ее, как некий возможный выигрыш. Или, скажем, добившись определенного материального успеха в жизни, большинство людей стремится сохранить достигнутое, не меняя условий своего существования даже в том случае, если приобретение большего, чем они имеют, им кажется вполне очевидным.

Рис. 2.6. Кривая субъективной ценности в теории перспективы Д. Канемана и А. Тверски

Дж. Куатрон, А. Тверски, Р. Талер, Д. Канеман и др. показали, что предпочтения людей зависят от способа субъективной интерпретации условий, в которых осуществляется выбор. Когда вариант выбора кажется приобретением, величина ценности этого приобретения растет, и принимающий решение человек старается не рисковать. Однако если вариант выбора субъективно представляется потерей, то значение ценности выбора снижается и люди рискуют. Таким образом, большинство людей проявляют тенденцию избегать риска, когда намереваются что-то приобрести, и выбирают риск, когда предполагают потерю.

При изучении процесса принятия решений в условиях риска были получены и другие интересные результаты. Например, было показано, что оценка риска крайне субъективна и мероприятия, предполагающие защиту людей от опасности, во многих случаях зависят от того, как именно представлена информация рискующим людям и отвечающим за их безопасность.

Пример

В частности, выяснилось, что обычные люди иначе оценивают риск, чем ученые-эксперты. В большинстве случаев обыватели оценивают опасность применения атомной энергии как очень высокую степень риска, хотя ученые часто утверждают, что развитие атомной энергетики не обладает высокой степенью риска для жителей нашей планеты. Если обычные люди оценивают риск на основе образов, которые создаются средствами массовой информации (телевидение, кино, газеты), то эксперты оценивают риск, основываясь на научных данных, получаемых ежегодно и публикуемых в специальных статистических отчетах. В 1979 г., проводя исследования но этой проблеме, психолог Пол Словик и его коллеги попросили студентов дать оценку риска при возможной реализации 30 различных технологических проектов. Большинство студентов в этом эксперименте оценили атомную энергетику как самую значительную угрозу, которую несут человечеству современные технологии. Члены специальной правительственной группы по оценке риска поставили атомную энергетику на 12-е место: она оказалась следующей после «катания на велосипеде».

Таким образом, результаты исследований экономических психологов выдвинули огромное количество научных проблем, которые явно выходят за рамки экономики и противоречат многим фундаментальным научным представлениям о поведении и мышлении людей, выработанным в тех направлениях психологии, где человек изначально рассматривается как существо рациональное, наделенное уникальным разумом, отличающим его от всего другого живого мира.

В нашей стране основателем экономической психологии стал доктор психологических наук, профессор Ахмед Исмаилович Китов (рис. 2.7). Его исследования были направлены на поиск доказательств того, что плановая экономическая система СССР и методы управления ею, а также методы управления страной в целом не эффективны ни в экономическом, ни в социальном плане, поскольку не учитывают природу человека, его мотивацию, потребности, иррациональность мышления. В тех условиях, в которых работал А. И. Китов, невозможно было открыто заявлять о своих взглядах на экономико-психологические проблемы, поэтому большинство идей исследователь излагал в лекциях, которые читал в академии МВД СССР и АНХ при Совете министров СССР руководителям высокого административного уровня. Эти лекции находили горячий отклик у большинства крупных руководителей и способствовали пониманию необходимости перемен в системе управления экономикой страны. Тем самым, А. И . Китов (как, впрочем, и многие другие талантливые российские ученые – экономисты и психологи) непосредственно сыграл важную роль в создании необходимых психологических условий для перехода страны к новому общественному строю.

Рис. 2.7. Российский психолог Ахмед Исмаилович Китов – основатель советской экономической психологии (1928–2005)

Пример

В 2012 г. на базе Финансового университета при Правительстве РФ при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) состоялась международная научно-практическая конференция «Экономическая психология в современном мире», посвященная памяти профессора А. И. Китова. В организации конференции и ее работе принимали участие крупнейшие российские экономические психологи – член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев, главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор В. П. Позняков, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии, доктор психологических наук, профессор А. Д. Карнышев, а также хорошо известные в нашей стране экономические психологи: доктор психологических наук, профессор А. Б. Купрейченко, доктор психологических наук, профессор О. С. Дейнека, доктор психологических наук, профессор Д. А. Китова, доктор экономических наук, профессор А. Н. Неверов, кандидат психологических наук Е. В. Тугарева и многие другие ученые (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Участники международной конференции по экономической психологии, посвященной памяти профессора А. И. Китова (2012)

Слева направо: проректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор М. А. Федотова (Москва), главный редактор журнала «Economic Psychology» профессор Э. Киршлер (Австрия), президент IAREP профессор Д. Лейсер (Израиль), проректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор С. Н. Сильвестров (Москва), экс-президент IAREP Ф. Ван Рай (Нидерланды), экс-президент IAREP С. Ли (Великобритания), заместитель директора МПГУ, доктор психологических наук, профессор ΙΟ. М. Забродин (Москва), заместитель директора Института экономики РАН, заведующий кафедрой Финансового университета при Правительстве РФ, член-корреспондент РАН, профессор Д. Е. Сорокин (Москва) и др.

  • На сегодняшний день публично заявил о присоединении к этой инициативе пока лишь один российский бизнесмен – Владимир Потанин.
  • Так принято называть экономистов, занимающихся психологическими исследованиями в экономике. Интересно отметить, что в настоящее время вопросами психологии в экономике занимаются и психологи, и экономисты, поэтому в литературе можно встретить два термина: экономическая психология (economic psychology) и поведенческая экономика (economic behavior). При этом экономические психологи сегодня объединены в ассоциацию IAREP, а поведенческие экономисты – в ассоциацию SABE. Несколько лет назад обе группы объединились в конфедерацию, теперь они выполняют исследования совместно и регулярно собираются на общие семинары и конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *