Ценности ориентации

10. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов — М.; ACADEMA, 2003.

УДК 124.5

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ

Зауторова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Волгоград, Россия elvira-song@mail. ru

В своем поведении, принятии решений каждый человек ориентируется на осознанные им ценности-регуляторы. Ценности непосредственно связаны со смыслами и становятся принадлежностью индивидуального сознания благодаря смыслотворческой деятельности человека. Ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.

Ключевые слова: ценности личности; ценностные ориентации; междисциплинарный характер ценностных ориентаций личности; становление ценностных ориентаций личности.

VALUABLE ORIENTATIONS OF THE PERSON AS THE INTERDISCIPLINARY CATEGORY

Проблема ценностных ориентаций в ее общем и конкретном значении носит междисциплинарный характер и является предметом исследования целого ряда наук, занимающихся человеком и обществом. Сложность определения сущ- 62 —

ности феномена «ценность» связана с его многозначностью и объективными особенностями. В литературе насчитывается множество дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

Категория «ценность» относится к числу общенаучных, данное понятие входит в категориальный аппарат философии, социологии, психологии, ее значение велико и для педагогики. В Советском энциклопедическом словаре понятие «ценность» истолковано как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их (собственно) свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» .

В философии термин «ценность» используется для указания на человеческое, общественное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Так, содержание этого понятия в работах философов определяется как «форма отношения объекта и субъекта» (О.Г. Дробницкий); «акт взаимодействия субъекта и объекта» (В.А. Василенко) и характеризуется рядом признаков: значимость, полезность, нужность, заинтересованность, направленность, необходимость, целесообразность. В. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ценности позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) . В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано — либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» .

Таким образом, трактовки понятия «ценность» разноречивы. Наиболее общее его определение дали С.Ф. Анисимов и В.П. Тугаринов: «Ценность — есть значение предмета для человека, для его познавательной или практически преобразующей деятельности»; «ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала» .

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Так, в социологии понятие «ценность» определяется как «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» .

По мнению многих социологов, возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, удовлетворяющими потребности общества и человека, с другой, — ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления человеком, обществом. При этом подчеркивается, что ценность — это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом.

Понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В отличие от общественных наук, в которых ценность выступает как объективная категория, психология акцентирует внимание на субъективной стороне ценностей (к которым человек неравнодушен). В психологии ценность — это объект, вызывающий пристрастное, неравнодушное отношение со стороны субъекта (индивидуального или группового).

Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям, источниками смысло-образования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» .

Богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений считаются и исследования, проводившиеся в конце 60-х -70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Согласно М. Рокичу, ценность -есть устойчивое убеждение, а определенный способ поведения или существования — есть индивидуально или социально предпочтительный «перед», или «наряду» с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. По мнению М. Рокича ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения .

В связи с многообразием различных подходов к рассматриваемому понятию считаем важным рассмотреть вопрос классификации ценностей, которая в силу сложности их природы, может иметь различные обоснования. Так, выделяют ценности жизни, культуры, социально-политические, духовные (В.П. Тугаринов); ценности предметные (выступающие как объекты направленных на них потребностей) и субъективные (ценности сознания или ценностные представления) (О.Г. Дробницкий). Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Н.А. Бердяев на «верхнем» уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Все ос- 64 —

тальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трех типов.

Рассматривая ценности как нормативы или регуляторы деятельности, социологи выделяют ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства, а также ценности реальные (актуальные) и потенциальные (В. Момов, В.А. Ядов); материальные и духовные (В. Момов). Б.С. Ерасов ценности условно разделял на следующие группы: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические . Познание ценностей начинается с эмоций, переживаний. Рациональная оценка ценностных объектов является лишь одной из форм познания ценностей, прежде всего — ценностей-средств. А финальные ценности познаются лишь на эмоциональной основе — здесь мысль бессильна. Человек не может познать предметы потребностей, если он их никогда не потреблял и не знает их «вкуса».

Следует отметить и существование псевдоценностей — ложных кумиров, образцов, фетишей. В противоположность псевдоценностям, подлинные ценности всегда гуманистичны и служат для того, чтобы «человеческому обществу подняться выше» . Влияние лжеценностей на состояние общества и отдельного человека разрушительно. Поэтому одной из главнейших задач воспитания человека является научить его избирать действительные ценности, а не ложные, то есть такие, как взгляды, поступки, и образ жизни, которые несут в себе объективную физическую и духовную пользу для человека и общества.

Все перечисленные классификации характеризуют понятие «ценность» по-разному, но вместе с тем сходны в том, что ценности рассматриваются как продукт (явление) конкретных исторических условий, общественной жизни, имеющий определенное социальное и культурное значение; человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе. С психолого-педагогической точки зрения в качестве определения мы предлагаем следующее: ценности — это предметы, явления действительности, которые являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности человека, выступающие в качестве важнейших целей жизнедеятельности и способствующие совершенствованию человеческой личности.

Осознание объектов социальной действительности предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. В этом случае на первый план выступает оценочная деятельность индивида. Она направлена не только на восприятие и усвоение объективно-содержательной стороны предмета, явления, свойства, но и на оценку его с точки зрения необходимости, полезности, приятности и т.п., для удовлетворения потребностей и интересов личности, для осуществления ее деятельности.

По мнению Т.Н. Мальковской, особое значение имеет то обстоятельство, что способы и критерии процедуры оценивания всегда содержат элемент субъективизма . О.В. Лармин показывает, что ценность имеет объективный характер и существует вне зависимости от того, осознает или не осознает ее субъект .

О.Г. Дробницкий отмечает, что именно в нравственных ценностях наиболее видна общественная природа ценности . Естественно, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс перевода ценностей в

личные, определяющие поведение индивида. Познание ценности и вызванная этим эмоция способствуют становлению ценностного отношения.

Понятие «ценностные ориентации личности» возникает для объяснения социально-значимого поведения человека. Но вопрос об истоках данного понятия не решается однозначно. По мнению ряда авторов, история этой категории тождественна истории «аттитюда» (социальных установок) . С.И. Попов связывает введение данного понятия в социально-психологические науки с теорией Т. Парсонса . Существует мнение, что исторически понятие ценностных ориентаций личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Таким образом, ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. В философском аспекте ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного . В социологическом аспекте они определяются как установка личности на те или иные социальные ценности, предпочтительное отнесение их к определенной группе. Юридическая наука рассматривает ценностные ориентации как форму отражения правовой действительности, регулирующую человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологами ценностные ориентации рассматриваются с разных подходов: как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости и как идеологическое, политическое, моральное, эстетическое и другие основания оценок субъектом окружающей действительности. И.В. Дубровина указывает, что ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности, таким образом, выражающие ее отношение к миру, являясь элементами мировоззрения . А.В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается значимость оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматривает И.Н. Истомин. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мо-тивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. По его словам «состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией» . Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под

ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.

Решающую роль ценностные ориентации играют в волевых процессах, -указывает Ш.А. Надирашвили. На основе теории установки Д.Н. Узнадзе он выделил три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного Я. При объективации собственного Я, когда препятствием в реализации потребности выступают личностные качества и ценностные установки, происходит реорганизация ценностных ориентаций. По мнению ученого, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека — волевая активность — регулируется ценностными ориентациями индивида .

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», то есть не только направляют, но и регулируют эти действия .

Педагогом М.Г. Казакиной определены ценностные ориентации через ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. «Переживание объективной значимости тех или иных явлений, включая нормы морали, как потребностей придает ценности качество ценностной ориентации, регулирующей настоящее и программирующей будущее поведение человека» . А.В. Кирьякова в контексте проблемы ориентации личности на социально значимые ценности, данный процесс представляет как восхождение личности к ценностям общества . Т.Н. Мальковская утверждает, что общим в определениях ценностных ориентаций является их направленность и регулятивная функция в выборе тех или иных форм и способов поведения, способность отражать внутреннюю основу отношения человека к различным ценностям.

Ценностные ориентации — это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Они не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей.

В нашем исследовании ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных

целей и общих мировоззренческих ориентиров, определяющих общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

Место ценностных ориентаций в структуре личности раскрывается в ряде психологических концепций. Большинство ученых признает ценностные ориентации важнейшей характеристикой личности, поскольку они выражают отношение к окружающему миру, определяют мотивацию поведения, оказывая существенное влияние на разные стороны деятельности (К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев). Многими авторами данная категория понимается как целостное, структурно сложное личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия его компонентов. З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» .

Однако подходы к их выделению различны. Так, М.Г. Казакина среди компонентов личностного становления выделяет: знание, переживание и мотивацию поведения . И.В. Дубровина структурные компоненты ценностных ори-ентаций рассматривает с точки зрения их психологического содержания: познавательный, эмоциональный и поведенческий . Система ценностных ориентаций личности не является абсолютной, она подвижна и противоречива, отражает как главные изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, случайных жизненных ситуаций.

Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности, система которых определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, является фундаментом мировоззрения, ядром мотивации и «философией жизни» человека. Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Процесс становления ценностных ориентаций личности основывается на взаимодействии внешнего (среды, социума, культуры) и внутреннего (потребностей, интересов, свойств личности). В связи с этим можно утверждать, что именно жизненная перспектива, в которой соотносится общее и личностное, является продуктом процесса ориентации, его результатом, его критерием. Человеческая жизнь и деятельность развертывается вокруг ценностных отношений, благодаря чему они обретают смысл и значение; они образуют ядро личности, являются той узловой «станцией», в которой сходятся потребности, устремления, мотивы, переживания, воля, деятельность. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Их устойчивая структура определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность .

Формирование ценностных ориентаций личности — длительный процесс, имеющий этапы, последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека, формированием его личностных свойств. Выделение этапов основано на знании механизмов процесса формирования ценностных ориентаций воспитуемого. По мнению Т.Н. Мальковской, механизмы включают ряд факторов: а) первичные условия воспитания личности — обстоятельства ее жизнедеятельности; б) индивидуальное сознание, которое отражает общие и специфические условия становления личности; в) мотивация реального поведения, опосредованная деятельностью субъекта .

Система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, является «вектором» развития личности и важнейшим его внутренним источником и механизмом; она определяет в значительной степени общую направленность, типичную модель поведения личности через мотивы деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Ценностные ориентации рассматриваются нами как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, являются основой для конструирования нравственных идеалов, становления действенной самооценки личности, постановки жизненных целей.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд. — М., 1983. — 1600 с.

3. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР: в 2 т. — М.: Мысль, 1965. — Т.1.

4. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. — Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1960. — 155 с.

5. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. -М., 1998.

7. Rokech M. Universals humam values. — N.-Y.: Free press, 1979.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособ. для вузов: в 2-х ч. / Б.С. Ерасов. — М.: Аспект- пресс, 1994. — 379 с.

9. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Столович. — М.: Политическая литература, 1972.

10. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность / О.В. Лармин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 57 с.

11. Дробницкий О.Г. Мир отживших предметов / О.Г. Дробницкий. — М.: Госполитиздат, 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.

17. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность / Ш.А. Надирашвили. -Тбилиси, 1987. — 361 с.

18. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Науиова. — М., 1988. — 199 с.

19. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности / М.Г. Казакина. — СПб., 2006. — 763 с.

20. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: дис. .. .д-ра пед. наук / А.В. Кирькова. — Л., 1991. — 311 с.

22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

УДК 159.9.01

С. Г. Эфа

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие ценностей исследуется многими науками, оно принято в философии, этике, социологии и психологии. В философии ценности определяют как нормы и критерии жизни человека, его познания мира. Психологи интересуются процессом и условиями формирования ценностей. Ценностные ориентации в психологии рассматриваются как совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Несмотря на то что проблема ценностей и ценностных ориентаций изучалась, начиная с древних времен, остается много неясностей в теоретическом и эмпирическом их изучении.

Ценности и ценностные ориентации относятся к одному из важнейших явлений психики и базовых категорий психологии. Несмотря на большой интерес ученых и практиков к проблеме ценностей и ценностных ориентаций, до сих пор нет ответов на такие вопросы, как: что такое ценность вообще и как феномен; как формируется ценностная сфера психики; как происходит усвоение ценностей, выработанных культурой?

Категория «ценность» легла в основу науки, именуемой «аксиологией». Однако эта теория прошла долгий исторический путь развития, прежде чем оформилась в современном виде. В античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная со времен Сократа и Платона, главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Данные вопросы являлись основными критериями истинного бытия.

Аристотель был одним из первых, кто попытался дифференцированно подойти к проблеме ценностей. С одной стороны, он признает самодостаточные ценности (самоценности), к которым относится человек, счастье, справедливость и т. д. Но он также утверждает и относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Понятие ценностей рассматривалось по-разному в различные исторические эпохи. Так, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью, приобретали религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план выдвигался гуманизм.

Впервые в специальном, узком смысле понятие «ценности» употребляется Кантом. По его мнению, ценности

— это требования, обращенные к воле, цели, стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности. Он разводит сущее и должное, реальность и идеал.

Гегель делит ценности на экономические (утилитарные: товары, характеризующиеся со стороны их количественной определенности) и духовные.

В понимании Людвига Фейербаха, как и во всей немецкой классической философии, главной человеческой ценностью является свобода.

Когда аксиология выделилась в самостоятельную область философских исследований, образовалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объектив-

ные факторы реальности. Ценности эмпирически наблюдаемы, а их источник связан с биологическими и психологическими потребностями человека. Данная теория утверждает, что любой предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность людей, является ценностью.

Приверженцы аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают, что ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Согласно данной теории, ценности не зависимы от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить для каких-то иных целей. По мнению Виндельбанда и Риккерта, ценности носят надисторичес-кий характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный мир.

М. Шелер, представитель персоналистического направления, утверждал, что ценности имеют объективный характер. Они образуют онтологическую основу личности. Однако ценности могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Представители данной теории считают, что ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. Наименее долговечны те ценности, которые связаны с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами.

Основатель социологической концепции ценностей М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. Он считает, что ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим он выделяет особую роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В современной философии аксиология рассматривается как учение о ценностях, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

В психологии ценности рассматриваются иначе, чем в философии. Если аксиологи определяют, что представляет собой ценность и устанавливают соотношение ценностей в обществе, то психологи интересуются процессом формирования ценностей и тем, что их формирует.

Категория ценности применима к человеку и обществу. Из многочисленного набора предлагаемых обществом ценностей, человек выбирает (предпочитает, отказывается, борется «за» или «против», взвешивает) свои ценности.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «ценности — это не то, за что платим, а то, ради чего живем» . Любая

общественная ценность становится индивидуальной только в том случае, если сама личность сделала данный выбор. За этим выбором лежит эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для «Я» .

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир ценностного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому невозможно исследовать мотивацию поведения личности без аксиологического и социально-психологического изучения самих ценностей.

Ю. И. Истошин рассматривает ценности как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного измерения допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения» .

В. Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» .

Рассматривая проблему ценностей можно опереться на понятия «личностный смысл», введенное А. Н. Леонтьевым, и «ценностное отношение», употребляемое В. Н. Мясищевым . А. Н. Леонтьев утверждал, что ценности формируются в деятельности, т. е. ценности определяют человека как субъекта деятельности, и, тем самым, как личность (личность по А. Н. Леонтьеву формируется в деятельности) Противоположной точки зрения придерживался В. Н. Мясищев. У него ценности определяются как личностная характеристика, и только поэтому они и определяют поведение человека. От ценностей зависит социальная позиция личности.

Разработка А. Н. Леонтьевым категории «личностного смысла» не включила ценностные отношения в контекст понятий, описывающих смысловую регуляцию деятельности. В отличие от этого В. Н. Мясищев утверждал, что структурной основой, ядром личности, определяющим уровень и характер целостного функционирования человека, является система субъектно-оценочных, индивидуально-избирательных отношений этой личности к действительности. В связи с этим Мясищевым было разработано фундаментальное понятие отношения, на основе которого можно создать целостную психологическую систему. Ценности субъекта В. Н. Мясищев обозначил как осуществляемый в субъект-субъектном взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим. Среди принятых в обществе ценностей каждый ин-

дивид выбирает наиболее важные для себя и ориентируется на них. Поэтому даже в однородном обществе мы можем говорить о ценностных ориентациях.

Проблема ценностных отношений в отечественной психологии впоследствии трансформировалась в проблему ценностных ориентаций.

В отечественной и зарубежной психолого-педагоги-ческой литературе существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В русле социогенетического подхода исследование ценностных отношений в нашей стране началось с середины 60-х гг. Первыми исследователями явились В. Б. Ольшанский, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов.

В. Б. Ольшанский сделал попытку подойти к выяснению особенностей ориентаций различных групп людей на некоторые социальные ценности и обусловленности этих ориентаций социально-психологическими факторами.

Понятие же «ценностные ориентации» впервые в отечественной социологии и социальной психологии определено А. Г. Здравомысловым и В. А. Ядовым: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества… Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» . Они считают, что наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность.

Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам. И напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека, неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека.

Таким образом, ценностные ориентации — это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. В дальнейшем многие исследователи стали соотносить ценностные ориентации с понятием установки, а также с понятиями отношения и направленности личности.

Многие авторы — И. С. Кон, К. Д. Давыдова и др. -пытались соотнести ценностные ориентации с различными видами установки. Так, И. С. Кон называет ориентацию на какие-то социальные ценности — ценностной, а саму ориентацию — целой системой установок, в свете

которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий.

К. Д. Давыдова соотносит понятия «социальная установка» и «ценностные ориентации» следующим образом:

а) социальная установка — это фиксированная установка на социальные объекты, формирующаяся на основе единства потребности, среды и социальных ожиданий. В основу социальной установки положен прошлый опыт общества (группы) и личный опыт индивида. Социальная установка включает в себя отношение, которое всегда имеет оценочную сторону и может быть выражено принятием, непринятием и индифферентностью;

б) ценностная установка — социальная установка, направленная на значимый для субъекта и общественности объект материальной и духовной культуры общества;

в) ценностные ориентации — это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности .

Как показал анализ литературы, в русле социогенети-ческого подхода психологи и социологи определили ценностные ориентации как индивидуальные или групповые представления в системе значимых ценностей, определяющие наиболее общие ориентиры жизнедеятельности.

В русле личностно-ориентированного подхода человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, заранее принимая на себя ответственность за последствия этих действий.

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовалась Э. Шпрангером, В. Франклом, М. Рокичем и др. Так, Э. Шпрангер рассматривает ценностные ориентации как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни фундаментальным базовым образованием, определяющим поведение и отношение личности, которое проявляется в виде системы ценностей (творчество, переживание, отношения).

Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей: терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Каждый из нас выделяет то главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определяет цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства).

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Следует отметить, что ценности регулируют направленность субъекта, степень его усилий, определяют мотивы и цели организации деятельности. Согласно В. Франклу,

«ценности ведут и притягивают человека. у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т. е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным» .

Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

З. И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре». .

Система ценностных ориентаций противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия.

Ценностные ориентации варьируются у разных людей по степени выраженности и по конкретному набору. Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную, достаточно изменчивую взаимозависимость. Без удовлетворения потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь можно сказать о биологических потребностях, обеспечивающих сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Однако они отходят на второй план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть. Психологи говорят об иерархии потребностей, их взаимоподчинении.

А. Г. Маслоу рассматривает целые группы мотивов, упорядоченных в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности. Он разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и — как высших — потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей.

Б. И. Кочубей связывает ценности и ценностные ориентации с мотивами и потребностями. Опираясь на теорию потребностей Маслоу, Б. И. Кочубей выделяет три уровня мотивов: нижний уровень — «биологическое Я», «экономическое Я». Данные мотивы способствуют самосохранению, продолжению рода, обеспечению физического комфорта и благосостоянию. Вслед за Б. Ананьевым этот уровень мы можем назвать индивидным. На этом уровне человек ориентируется на ценности «биологического» и «экономического Я». Средний уровень (или субъектный, социальный) — «социальное Я». Мотивы, связанные с жизнью человека среди других людей: стремление быть принятым другими, обладать авторитетом, социальным статусом, властью. На этом уровне человек ориентируется на ценности «социального Я». Верхний уровень (или личностный) — «духовное Я»: на этом уровне поведение определяется потребностями в реали-

зации себя, в ощущении осмысленности своей жизни, в поисках своего места в мироздании. На этом уровне человек ориентируется на личностные ценности, на ценности «духовного Я» .

Представленные Б. Кочубеем три уровня мотивов человека, позволяют нам говорить о различии ценностей, представленных на этих уровнях: индивидных, субъектных и личностных.

Если в советской психологии рассматривались лишь ценности субъектного (или социального) уровня, то современная наука обратила внимание на высший уровень и личностные ценности. Так, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова представляют личностные ценности как смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.

Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова сходятся в том, что ценностные ориентации личности опосредствуют переход на более высокий уровень тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное «Я».

Как видим, чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, субъекту надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. При этом решение задачи на смысл приобретает характер отвержения или принятия осознанных смыслов как желательных или отвергаемых в контексте более высоких уровней осознания «Я»-концепции.

Таким образом, можно говорить о том, что переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, так как в ней трудно развести отдельно когнитивные и личностные усилия по освоению человеком своего внутреннего мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в последнее время в отечественной психологии был рассмотрен высший, личностный уровень характеристик человека. Личностные ценности при этом рассматриваются как необходимый, активизирующий компонент ценностных ориентаций.

Анализ литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций позволил нам сделать вывод, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений

и фактов действительности. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности. Этот компонент структуры личности, представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Ценностные ориентации — это отношения, субъективно переживаемые как значимые, действующие на индивидном, социальном и личностном уровнях, задающие иерархию индивидуальных предпочтений, определяющие общую направленность интересам, устремлениям, а также меру готовности и решимости к реализации собственного жизненного пути.

Библиографический список

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /

С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Изд-во «Питер», 2003. — С. 388.

2. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М. : Инфра, 1998. — С. 516.

4. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский // Социология в СССР. — М. : Мысль,

— 1966. — Т. 1. — С. 471.

5. Мясищев, В. Н. Сознание как единство отражения действительности / В. Н. Мясищев. — СПб., 2001. — С. 75-77.

6. Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов,

В. А. Ядов // Социология в СССР. Т. 2. — М. : Мысль, 1966.

— С. 197-198.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Франкл // Доктор и душа. — СПб. : Изд-во «Ювента», 1997. — С. 13-152.

9. Формирование и изменение ценностных представлений. Социологические исследования в Прибалтике.

— Вильнюс, 1990. — С. 85.

10. Кочубей, Б. И. Жить в обществе и быть свободным? // Знамя. — 1991. — № 10. — С. 180-189.

S. G. Efa

THE PROBLEM OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN PHILOSOPHIC AND PSYCHOLOGICAL LITERATURE

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важных потребностей личности .

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые условно можно разделить на материальные и духовные. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции .

Сущность ценностной ориентации личности заключается в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, это своеобразная система индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении. Ценностная ориентация выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю, содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности .

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни . В то же время, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности . Смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации .

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов .

Особенности ценностных ориентаций в условиях соматически обусловленной витальной угрозы можно рассматривать с позиций общей осмысленности жизни, наличия цели в жизни, оценки самого процесса жизни, или интереса и эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности результативностью жизни, или удовлетворенности самореализацией. На восприятие собственной жизни влияет то, как человек оценивает свою возможность определить ход событий .

Наличие хронического заболевания означает для человека с одной стороны утрату здоровья, а с другой – угрожающее напоминание о конечности бытия. Для любого человека тяжелая болезнь означает кризис жизни, реакция на который может выражаться глубокой печалью, страхом, депрессией, приступами тоски и горя, или раздражительности и гнева, и желанием умереть. Больной человек – это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройствами биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы .

Болезнь является той ситуацией, в которой человеку приходится менять стратегию своего поведения. Адекватность стратегий поведения в подобных ситуациях обуславливается адаптивными возможностями личности, особенностями воспитания и оценки ею значимой для нее ситуации. В ситуации тяжелого хронического заболевания механизмы психической саморегуляции могут носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер .

Сахарный диабет 1 типа (СД1) — это одно из хронических эндокринных заболеваний, обусловленное абсолютным дефицитом инсулина, вызывающим нарушения в начале углеводного, а затем и всех остальных обменов веществ. Это тяжелое пожизненное заболевание, при котором имеется постоянная необходимость контрольных и лечебных мероприятий (инсулинотерапия, самоконтроль гликемии, соблюдение диеты) .

Целью исследования явилось изучение особенностей жизненных ценностей больных СД1.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено обследование 90 пациентов с СД1 (46 мужчин и 44 женщины), проходивших лечение в поликлинике МУЗ «Городская больница №2» г. Северодвинска. Средний возраст больных составил 32,5±1,28 лет; стаж заболевания от 1 года до 41 года (в среднем 11,7±0,91 лет).

Для диагностики мотивационной сферы, а также для выявления и распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного, использовалась методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», разработанная Е.Б. Фанталовой . В методике использованы подходы к изучению терминальных ценностей, выявленных М. Рокичем . На специальном бланке предлагались 12 понятий – жизненных ценностей: активная, деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, красота природы и искусство (переживание прекрасного), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие), свобода как независимость в поступках и действиях, счастливая семейная жизнь, творчество (возможность творческой деятельности).

Исследуемые должны были дважды произвести попарное ранжирование (сравнение) этих понятий на матрицах регистрационного бланка: первый раз – по «ценности» (Ц) (матрица №1) и второй раз – по «доступности» (Д) (матрица №2). По окончании тестирования подсчитывалось, сколько раз каждое понятие было преобладающим по Ц, и сколько раз по Д. Затем все Ц и Д ранжировалось отдельно друг от друга. После этого происходило сравнение рангов Ц и Д и определение величины расхождений между Ц и Д для каждого понятия. Подсчитывался интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий. Наибольшая сумма баллов по этому показателю составляла 66 баллов.

Чем больше расхождений между Ц и Д, тем более был выражен внутренний конфликт у обследованных вследствие неудовлетворения жизненных ценностей, тем чаще встречалось состояние фрустрации.

Для анализа зависимости жизненных ценностей от внутренней картины болезни использовалась методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ) .

Статистическую обработку полученных данных проводили c использованием программы STATISTICA 6.0; оценку достоверности различий — по критерию Стьюдента (р<0,05), корреляционной связи — по критерию Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью изучения роли жизненных ценностей больных СД1 в управлении заболеванием нами использована методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (табл.1) для оценки противоречий, которые имелись у пациентов при достижении баланса между значимостью и доступностью в обладании основными жизненными ценностями и наличия мотивационных конфликтов, возникающих при реализации наиболее важных потребностей.

Таблица 1.

Соотношение «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах у больных сахарным диабетом (методика Е.Б. Фанталовой).

У больных СД1 имелись значимые различия практически во всех сферах, представляющих жизненные ценности человека. Состояние фрустрации вело к повышенной тревожности, к выраженному эмоциональному дискомфорту, и наиболее серьезно затрагивало базовые потребности человека: здоровье, любовь, построение семьи, материальные потребности (рис.1).

Рисунок 1. Иерархическая модель соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах в группе больных сахарным диабетом 1 типа по Е.Б. Фанталовой.

По результатам исследования можно сказать, что наибольшая разность в значимости и доступности для больных СД наблюдалась в отношении к «здоровью», затем следовала «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь». Незначительная разница наблюдалась в отношении «любви» (рис.2).

Рисунок 2. Разность между «ценностью» и «доступностью» в различных жизненных сферах у больных сахарным диабетом 1 типа

Все остальные ценности имели отрицательное значение между ценностью и доступностью. В группе обследованных невысоко стремление к интересной работе, творчеству, переживанию прекрасного, познанию, активной деятельной жизни. У большинства больных отсутствовали побуждения к обладанию этими ценностями, хотя доступность их они оценивали достаточно высокой.

Наиболее значимой для лиц с СД1 представлялась «счастливая семейная жизнь», следующее по значимости – «здоровье», затем «любовь» и «материально обеспеченная жизнь».

Имеющаяся разность ценности и доступности в отношении здоровья, материального благополучия, счастливой семейной жизни могут говорить о наличии и внутреннего конфликта, когда присутствует потребность, но оказываются достаточно слабыми те побудительные мотивы к достижению цели, которые должны быть задействованы в этой ситуации. При большой удаленности, как это имеет место здесь, у человека возникает понимание нереальности достижения цели, ощущение безнадежности, беспомощности, в результате чего он находится в состоянии фрустрации по поводу недостижимости, прежде всего здоровья.

Именно оценка недостижимости здоровья вынуждала больного СД искать психологическую защиту от травмирующей его ситуации. Представление человека о своей неспособности исправить создавшуюся ситуацию, вызывает снижение самооценки, уверенности в себе, своих силах, провоцирует дальнейшее углубление переживаний, создавая ощущение подавленности, ущербности, обделённости в этой жизни.

Наличие нерешенного выраженного конфликта в отношении здоровья препятствовало полноценной реализации себя в различных жизненных сферах. Оставались невостребованными такие ценности, как красота природы и искусства, познание, творчество, активная деятельная жизнь и интересная работа.

В ходе исследования было проведено сравнение средних суммарных баллов разницы между ценностью и доступностью всех 12 понятий при различных типах отношения к болезни. Выявлено, что лица с гипернозогнозией характеризовались самым высоким показателем (28,7 баллов), то есть они были наиболее фрустрированы, что может объясняться преморбидными личностными особенностями и наличием более тяжелых осложнений СД.

Ценность здоровья была значимо выше при ипохондрическом типе отношения к болезни (r=0,42), при тревожном (r=0,42) и при дисфорическом типе (r=0,38). Для пациентов с анозогнозией значимость здоровья менее выражена (r=-0,31). Наиболее значимым состояние фрустрации, определяемое разностью между значимостью и доступностью для больных СД1 ценности здоровья, являлось для пациентов с меланхолическим (r=0,41), тревожным (r=0,31), и ипохондрическим (r=0,42) типами отношения к болезни.

Имелись различия между нормонозогнозией и гипонозогнозией при оценке разницы между значимостью и доступностью ценности «счастливая семейная жизнь». Для больных с гармоническим типом отношения к болезни эта разность выше (r=0,32), для больных с гипонозогнозией данная ценность не являлась фрустрируемой (r=- 0,32).

Разница между ценностью и доступностью основных жизненных ценностей, таких как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь» создавала напряженность внутреннего конфликта, обусловленного недоступностью этих ценностей и, зачастую, препятствует конструктивному решению имеющейся проблемы. Конструктивный эффект фрустрации безусловно зависит от личностных, возрастных, половых особенностей наших пациентов, которые обуславливают тот порог напряжения, превышение которого приводит к деструктивным эффектам.

В отношении ценности и доступности «здоровья» наименьшую разницу имели больные анозогнозическим типом отношения к болезни. «Здоровье» является наиболее фрустрированной потребностью для всех больных СД1. Оно представлялось больными утраченной ценностью, поэтому и возникала нереальность, недоступность. При работе с больными СД всегда обращается внимание на то, что сам СД по себе не является утратой, это всего лишь изменение образа жизни больного. Наиболее сильная мотивация возникает при возможности потери чего либо ценного, чем при возможности приобретения. Возможности приобретения при СД, это: хорошее самочувствие, компенсация заболевания, уверенное управление СД. Но, есть и возможности потерь при СД: осложнения СД, ведущие к ухудшению самочувствия, инвалидизации, укорочению продолжительности жизни. Но, это не будет актуально значимо для больного, если сам СД не будет восприниматься утратой ценности «здоровья», а будет образом жизни больного.

Наиболее важным моментом в работе с больными СД является разрешение внутреннего конфликта, обусловленного «утратой здоровья», его недоступностью, недостижимостью.

Можно сказать, что при изучении соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах выявлены наиболее значимые внутренние конфликты были обнаружены у больных с СД1 в сферах «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». Выраженный внутренний конфликт в отношении «здоровья» значительно препятствует формированию мотивации на управление СД, создавая ощущение безнадежности и беспомощности в плане его достижения.

Наличие нерешенного выраженного конфликта в отношении здоровья препятствовало полноценной реализации себя в различных других жизненных сферах. Оставались невостребованными такие ценности, как красота природы и искусства, познание, творческая, активная деятельная жизнь и даже интересная работа. Увлеченность, умение найти свои интересы в жизни, в данном случае, могут способствовать разрешению внутренних конфликтов у больных и играть благоприятную роль в улучшении полноценности качества жизни больных.

Таким образом, хроническая болезнь существенно меняет приоритеты жизненных ценностей. Наиболее значимыми ценностями становятся те, которые служат целям сохранения здоровья и жизни. Выявленные особенности жизненных ценностей больных необходимо учитывать при оказании им психологической помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.

2. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. Университета. Сер.14. Психология. – 1981, №2. – С.46-56.

3. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. — М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376с.

6. Вассерман Л.И. О психологической диагностике типов отношения к болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни. – Л., 1990. – С.8-16.

7. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию (руководство для врачей). — М.: Берег, 1998. — 200с.

8. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: Изд-во ПРИОР, 2002. – 560с.

9. Ласокина Н.Д. Неврозы, невротические расстройства / Н.Д. Ласокина, М.М. Трунова – М.: Медицина, 1994. – 190с.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487с.

12. Практическая психодиагностика. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах, 1998 — С.637.

13. Психология здоровья. / Ред. Г.С. Никифоров. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. – С.240-284.

15. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – М.: Изд. Дом «Бахрах», 2001. – 128с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем., Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.379-008.64

УДК 316 ББК 60.55 Н 16

Нагоева Лариса Хасамбиевна, соискатель кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета, т.: 89094692347.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕН

(рецензирована)

Статья посвящена одной из важнейших проблем социологии и психологии. Дается анализ понятий «ценностей» и «ценностных ориентации», а также источников их формирования. Определяются основные параметры ценностных ориентаций. Ставятся проблемы формирования ценностей личности в условиях современного общества.

Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, структура, иерархия, значение, роль.

VALUE ORIENTATIONS: CONCEPT AND PHENOMENON

(reviewed)

Key words: value, value orientation, structure, hierarchy, value, role.

В периоды радикальных серьезных социальных изменений, когда общественная ценностная структура «размывается» новыми социальными реалиями, исследование системы ценностных ориентаций личности становится особенно актуальной.

Социализация человека, начинаясь с самого раннего детства, продолжается всю жизнь. Семья, детский сад, школьный класс, компания сверстников, студенческая группа, коллектив предприятия — все эти социальные группы, с которыми контактирует личность, являются носителями различных систем ценностей. Они регулируют и контролируют поведение индивида и во многом формируют его ценностные ориентации.

Понятие ценностных ориентаций было введено в социальную психологию, а впоследствии — и в социологию, как аналог философского понятия системы ценностей и их разграничение между этими науками обычно происходит по параметрам «общее — индивидуальное», «реально действующее — рефлекторно сознаваемое» и т.п.

В философии ценностным ориентациям отводится роль главной оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей …».

В социологии под понятием «ценностные ориентации» имеются ввиду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости». Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Наличие ценностей есть выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов.

Системы ценностей, как правило, индивидуальны. Однако, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций человека как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: уровень иерархизированности структуры ценностных ориентаций и их содержание и направленность. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости человека. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые являются для него важными. Именно они впоследствии и превращаются в определенную структуру в зависимости от условий, задач и целей жизни, возможностей их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать их содержательную сторону. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, какова степень предпочтения одних

относительно других и т.д., можно определить целевые ценности личности. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени ценностные ориентации личности соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны общим целям общественного развития.

Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. А это предполагает изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов, одним из которых является воспитание. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и была бы оптимальной, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие человека и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, в реальной жизни социума это не подтверждается. Дело в том, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В любом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако, когда ценности еще не устоялись, они постоянно испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации — это способ дифференциации объектов действительности по их положительной или отрицательной значимости.

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности .

В современной интерпретации «Ценностные ориентации — это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» .

Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности (ценности-цели) и второстепенные (ценности-средства). Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории «достоинство», «ответственность», «доброта», «уважение», «сочувствие», «содействие», и характеризующееся переходом от эмоционально-положи-тельной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Известный русский ученый Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и

деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые «встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Таким образом, данные диспореционные образования имеют аксиологическую природу, так как система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей .

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л. , занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследования исторического ракурса ценностей свидетельствуют, что в 30-50 гг. на первом месте находились — романтика и трудолюбие, в 70-80-е годы эти места заняли практичность и упорство. А в 1988-1990 годы произошли сдвиги в сторону индивидуализма и сужения круга интересов.

Многими учеными отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. В.А. Ядов, разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии — изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» . По выказыванию Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность — единственная мера сравнения мотивов .

Таким образом, ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Проанализировав большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций, можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Ценности как феномен — это материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, долг, патриотизм и т.п.

Понятийно ценностные ориентации — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивы действий и поступков личности. Ценностные ориентации являются важнейшим решающим фактором развития личности.

Литература:

1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 128.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. С. 259.

3. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 2009. С. 45.

4. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. для вузов. М.: Трикста, 2006. С. 122.

5. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001. С. 1999.

6. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2007. С.

7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 1976. С. 32.

8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1997. С.

9. Поршнев Б.Ф. Функция выбора — основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Педагогика, 2009. С. 344.

1. Artyukhova Y. Values and Education //Pedagogy 1999. № 4. 128 p.

2. Rubinstein S.L. Problems of general psychology. M., 2006. P. 259.

3. Psychological problems of social regulation of behavior. M. 2009 . P. 45.

4. Volkov P.S. Psychology of adolescence and youth: A Textbook for univ. M.: Triksta. 2006. p.122.

5 World Encyclopedia. Philosophy / Chief ed. A.A. Gritsanov. M. : Thought, 2001 . P.1999.

6. Yadov V.A. Self-regulation and prediction of social behavior of a person. A.: Nauka. 2007. P. 55

7. Zalesskii G.E. Psychological issues of identity formation. M. Thought. 1976. P. 32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *