Зигмунд фрейд психология отношений

После того, как старина Фрейд доказал, что сексуальность — основная движущая сила человечества, это самое человечество оживилось и постаралось побыстрее смести все преграды на пути к удовольствию.
И произошла неожиданная вещь. Сексуальная свобода постепенно и тягостно стала превращаться в обязанность. Как раньше диктат общественного мнения требовал целомудрия, так теперь его изменившийся вектор указывает в прямо противоположную сторону искушённости.
Сексологи всего мира отмечают следующее — если раньше женщина отказывала мужчине в сексе из моральных соображений, то теперь… потому что боится показаться ему недостаточно изобретательной в постели. Страшный вопрос — «А что он обо мне подумает, когда поймёт, что я недостаточно распутна? Вдруг решит, что я никому не нужная ханжа!» — отравил жизнь множеству женщин.
Нормальная женщина должна трахаться! В идеале — много, меняя партнеров и не предъявляя им особых претензий. Иначе она превращается в жуткую, совершенно ненормальную старую деву, — засело в людские головы.
В общий котёл вносят свой вклад медики. По данным статистики, много рожавшие женщины умирают от рака груди. Мало рожавшие, бездетные или девственницы — от рака матки. Между этими двумя крайностями выкручивайся сама как знаешь, а в результате просто попадёшь под машину. Насколько некорректны эти исследования, можно судить хотя бы по тому, что совершенно не учитываются другие факторы — например, экологическая ситуация. Сейчас даже в песках Сахары и снегах Антарктиды находится множество вредных веществ, подавляющее большинство которых — канцерогены. Об их участии в росте числа раковых заболеваний скромно умалчивается.
Под таким прессингом общественного мнения немудрено услышать от поклонника: «Как ты можешь отказываться! Ну ладно, я не нравлюсь, так хоть о здоровье подумай!» Этакое живое лекарство! Или проще: «Нет, ну ты явно ненормальная! Человек без секса жить не может! Признайся честно — любишь девочек?»
Хочешь жить в обществе и быть нормальным его членом — изволь обзавестись партнёром!
Получается, что секс как был орудием давления и шантажа, так и остаётся. Сексуальная свобода оказалась мифом.
Когда это осозналось, ужаснулся даже Ла Вэй, основатель американской церкви Сатаны.
И попытался образумить народ несколькими логическими парадоксами, смысл которых сводился к следующему — настоящая сексуальная свобода включает в себя свободу от секса. Иначе она превращается в сексуальное рабство. А истинный сатанист ценит свою свободу, и на чужую тоже не покушается.
Но кто такой Ла Вэй, чтобы его послушаться! Обыватели куда покруче дьяволопоклонника. Идея о том, что все беды — от половой неудовлетворённости, очень пришлась им по сердцу. И превратилась в коллективный миф. Так получилось, что мы живём в мире, абсолютизирующем сексуальность. Всё, происходящее с человеком, сводится к одному мерилу. Не так давно одна знакомая, неглупая дама, объясняла нападение Америки на Ирак… импотенцией Джорджа Буша. По мнению психологов, на которых она ссылалась, мужчина уходит воевать, когда у него с женщинами ничего не получается. А будь с Бушем все в порядке, сгулял бы к очередной Левински, вместо того, чтобы захватывать ближневосточную нефть. Только нужен ли был бы Америке такой президент? И как быть с Наполеоном, который успевал на обоих фронтах?

Так секс ли движет человеком? Или все-таки нет?


Комплекс Эдипа и Электры лежит в основе поведения человека.
Для мужчины всегда идеалом женщины будет мать, а для девочки — отец. И нет в этом ничего трагичного.

СТРАШНЫЕ ТАЙНЫ МОЗГА

Жил был мальчик. Звали его Джон. Он был очень хорошим, но однажды ему не повезло. Его отцом оказался злобный извращенец, который начал насиловать и запугивать Джона, как только ему исполнилось шесть лет. А когда Джон вырос, то и сам превратился в маньяка, охотящегося на хороших мальчиков.
Это типичная схема, кочующая из фильма в фильм, из книги в книгу. Вместо Джона героем может быть Мэри, а отца заменит слон Хатхи. Суть не в этом. Смысл в том, что любые человеческие проблемы сводятся к детской сексуальной травме.
— Если брать в процентном отношении, то жертвы сексуальных преступлений (хоть взрослые, хоть дети) в практике встречаются значительно реже, чем другие пациенты, — говорит психотерапевт Андрей Бобров. — Кроме того, и сами психические и нервные расстройства не так уж часто содержат в корне своём нечто, связанное с проблемами пола.
Фрейд абсолютно правильно расшифровал язык символов, которым говорит подсознание. Многие из них имеют сексуальную основу, но не всегда говорят о сексуальных проблемах.
Например, человек боится пауков. Или во сне ему снятся тарантулы со скорпионами. Если следовать чистому психоанализу, то в его поведении имеются мазохистские черты, либо он имеет сложности в отношениях с маленькими детьми. Например — недоволен беспокойно ведущими себя племянниками. Или проще — ещё в детстве большой паук просто пристроился у него на подушке, и ребёнок испугался. Вдруг укусит! Тем более сказку недавно слышал про несчастную муху, которую паук собирался съесть… И вот уже готова основа для фобии.
Ребенок, который свалился под лёд, может всю жизнь бояться воды, а тот, кого слишком часто запирали в темной комнате, — замкнутых пространств.
Множество самых распространенных проблем имеют под собой чисто социальную основу. Мужчина, который пьёт, подражает поведению собственного отца, чтобы стать более мужественным. Да, это можно свести к эдипову комплексу. Но не именно он закрепляет такое поведение. Оно держится на социальной среде, её приоритетах и ценностях.
Человек, панически боящийся выступать перед аудиторией, в начальной школе стал жертвой насмешек одноклассников, поощряемых учительницей. Женщина, живущая с мужем-тираном, терпит побои не из мазохизма. Её держит в тисках самолюбие. Легче тихо страдать, когда никто не знает, чем стать жертвой сплетен и обсуждения. Такое понятие ей «вложили» родители, больше всего на свете страшащиеся мнения соседей.
Всё это обычные, бытовые проблемы, с которыми приходят к психотерапевту. И нет в них ореола романтики. Другое дело — маньяк! Загадочно, непонятно, страшно! Растиражированный образ Фредди Крюгера с товарищами и последователями занял умы миллионов. Особо впечатлительным психопаты мерещатся на каждом углу. Кажется, что весь мир озабочен. А на самом деле — единицы.
— Мы вообще наблюдаем сейчас феномен массовой истерии, — убеждён Андрей Бобров. — Общество не только боится маньяков и сексуальных домогательств. В Америке некоторые горячие головы носятся с идеей запретить отцам обнимать и целовать собственных детей! Им кажется, что за этим скрывается нечто сексуальное. То, что может негативно повлиять на психику.
Хотя — как повлиять? Комплекс Эдипа и Электры лежит в основе поведения человека.
Для мужчины всегда идеалом женщины будет мать, а для девочки — отец. И нет в этом ничего трагичного. Человечество прожило с ним миллионы лет, и как-то не выродилось. Может, оно и не самое лучшее, но уж какое есть.

Большей части сексуальных проблем не стало бы, если бы люди относились друг к другу просто вежливо.

ШКАЛА АБСОЛЮТНОГО ХОЛОДА

Почему человек отказывается от секса? Из-за личной трагедии? Из религиозного фанатизма? А может, просто потому, что ему… не хочется?
— Нет ничего более индивидуального, чем сексуальность, — говорит врач высшей категории, сексопатолог Сергей Родин. — И желание, и нежелание объясняются множеством очень тонких глубинных мотивов.
Грубое изнасилование может вызвать отвращение к сексу. Но то же самое может сделать обычная семейная жизнь, когда муж относится к жене как к прислуге. Супружеский долг так осточертевает, что женщина об этом деле даже слышать не хочет. Если ей ещё точно так же повезёт с любовником, то на всех этих радостях она поставит жирный крест. Или переведёт любые отношения на строго коммерческую основу. С обязательным присловьем: «Все мужчины — козлы».
Очень многое зависит от гормонального фона. Есть простенький тест, позволяющие определить, что преобладает в организме — мужские или женские гормоны.
Встаньте у стола и упритесь прямыми руками в край столешницы так, чтобы локти были рядом друг с другом. Если получилось — у вас преобладают женские гормоны. Тем, у кого много мужских, подобная гимнастика не под силу — они просто не смогут свести руки.
Очень часто уровень гормонов определяет направление влечения. Мужское стремится к женскому. Сильный и мужественный мужчина выбирает слабых и робких женщин. Уверенная и пробивная дама — мягких и покладистых мужчин.
А если количество гормонов одинаково, то вполне может быть асексуальность. Человек просто не интересуется сексом, нет у него такой потребности. При этом он может как чувствовать собственную ущербность: «Надо же, всем надо, а мне нет!», так и быть полностью довольным жизнью. В конце концов, в мире существует масса других интересных вещей.
— Та сила, что заставляет людей влюбляться друг в друга, обеспечивает блеск в глазах при виде объекта противоположного пола, желание распускать хвост, завоёвывать, пускать пыль в глаза, называется либидо, — объясняет Сергей Родин. — Но либидо обеспечивает не только уровень сексуальности, а вообще волю и интерес к жизни. Поэтому энергия либидо имеет свойство утекать в том направлении, которое наиболее поглощает мысли и чувства человека. Например, художник может быть полностью поглощён своими картинами, а лингвист — расшифровкой древних надписей. Им будет не до секса! И это совершенно нормально. Иногда то же самое происходит с теми, кто осваивает духовные, религиозные практики или магические техники. Среди них масса асексуалов, и мужчин, и женщин. Это не показатель какой-то патологии, а наоборот, говорит о целеустремленности. Важен результат, важно добиться своего, и все силы идут на это.
А те, кто пытается увидеть в этом что-то ненормальное, и Серафима Саровского обвинили бы в зоофилии. А чего он, в самом деле, на каждой иконе с медведями?
На самом деле мы знаем о сексе слишком мало. И дело даже не в технике. Большей части сексуальных проблем не стало бы, если бы люди относились друг к другу просто вежливо.
В отношениях между мужчиной и женщиной таятся огромные, просто фантастические возможности.

Монашки, действительно сохраняющие целомудрие, выглядят намного моложе своих лет. Но только тогда, когда воздержание для них не является непосильным психологическим грузом.

ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ

Отто я, автор этих строк, знаю лично уже несколько лет. Мошенник (по уголовному призванию) и интеллектуал, полиглот, востоковед. Занятная смесь подлеца с хорошим человеком. Но самое интересное в нём — это редкостная способность к омолаживанию. Из сорокапятилетнего, потрепанного жизнью мужичка он вдруг, совершенно неожиданно, превращается в двадцатипятилетнего. Подтягивается кожа, разглаживаются морщины, причём настолько, как ни одна операция никогда не даст. А потом, через три дня, годы вновь берут своё.
Тайну свою он мне всё-таки открыл. Все дело в сексуальной энергии, управлять которой он научился у китайцев. Но не только.
— Запомни, — объяснял он мне, — за неделю до того, как, ты должна полностью изменить диету. Мед, овощи, фрукты и никакого мяса. Каждый день выпивать два-три литра жидкости. Так чистишь свой организм, а заодно психологически обрабатываешь будущую жертву. Твоя задача — сделать так, чтобы партнер настроился, и хотел только тебя. Но ты сама его не должна хотеть ни в коем случае. И даже уже когда к делу перейдёте, боже тебя упаси хоть на секунду потерять самоконтроль. Тогда все насмарку. А вот он должен быть полностью удовлетворен, и не раз. Он за это время будет отдавать энергию, а ты будешь получать. Для того, чтобы реально скинуть не один десяток лет, этого достаточно.
Только вот эффект нестабильный. Так что ради вечной молодости придется жевать травку, а параллельно постоянно подыскивать себе новую жертву. Один и тот же человек долго просто не выдержит. Или помрёт, или заболеет, или сообразит, что что-то не то, и сбежит с проклятьями.
Это — одна из граней китайской системы дао. В других секс не рекомендуется вообще. Считается, что человек умирает… из-за истощения сексуальной энергетики. Чем больше секса, тем ближе старость и гроб. А вот если секс-энергию в момент возбуждения направить по каналам вверх, тогда она сохранится. Если же делать так регулярно, то можно вылечится от болезней, замедлить процессы старения и даже достичь бессмертия.
Получается, что вывод тысячелетних практик идёт вразрез с официальной медициной, где считается, что отсутствие половой активности смерти подобно.
Не зря монашки, действительно сохраняющие целомудрие, выглядят намного моложе своих лет. Но только тогда, когда воздержание для них не является непосильным психологическим грузом. Однако бессмертия в европейских монастырях достичь ещё никому не удалось. Максимум — нетленности тела. Специфическим техникам учат лишь в монастырях азиатских.

Из всего этого можно сделать только один вывод — об истинной природе сексуальности мы знаем слишком мало. Мы даже отдаленно не представляем себе истинные свойства той силы, которую используем только традиционным образом — для размножения. Но при этом считаем, что знаем о сексе все. Но даже выводы наших врачей, которые мы считаем безусловными, идут вразрез с тысячелетними данными медицины Востока. Так не поторопились ли мы с выводами?
Слишком быстро мы клюнули на притягательный миф о том, что от секса зависит все, и без оного быть полноценным человеком невозможно. Разве что маньяком. Еще бы, выгодный миф. Чем больше в него верят, тем в постели веселее. Хотя, быть может, именно в отказе от секса есть ключ к бессмертию.
Катарина Радзиховская

Другие материалы по этой теме: Другие статьи Катарины Радзиховской:
  • Тантра. О любви и сексе
  • Осторожные заметки о тантра-йоге
  • Несчастливы ли «амазонки»?
  • Ухмылка неандертальца
  • О природе насилия
  • Либидо в объятиях танатоса
  • «Девочкой быть проще, хотя я не пробовал…»
  • Игры в любовь
  • Жизнь на пятерку
  • Католицизм — отец панк-рока?
  • Мадб — освободительница Ирландии
  • Катарина Сиенская
  • Кто такие святые-великомученики?
  • Вологодские снежинки
  • Jul 17 2005
    Имя: Слава Город, страна:
    Отзыв:
    Чепуха вперемежку с глупостью Вот у Армалинского написана как надо Читали его Дженерал Эротик http://www.mipco.com/win/GEr.html
    Jul 18 2005
    Имя: Светлана Дзюба Город, страна: Украина
    Отзыв:
    Во-первых, статью никак нельзя сравнивать с объёмным трудом господина Армалинского. Просто жанры разные.
    Во-вторых, написать «чепуха, глупость» — проще всего. А вот дать обоснованный комментарий, который был бы и другим интересен, начать аргументированную дискуссию — все же немного сложнее.
    Понятно, что по таким неоднозначным вопросам имеется масса теорий, каждый принимает то, что ему ближе.
    Aug 10 2005
    Имя: Толстобров Николай Павлович Город, страна: Воронеж
    Отзыв:
    Я никогда не читал женских журналов, но оказалось. что такого . просто сетевой журналразделения нет — именно в этом журнале. Этот журнал для умных читателей, а статьи Катарины Радзиховской — тем более. Удивительно, но журнал не опустился до толкования снов, борьбы с целюлитом и статьей, как сохранить при себе мужчину. Мне кажется. что это вообще журнал, без которого сеть была бу хуже, чем есть и умным авторам негде было бы печатать свои материалы. Успехов авторам и редактору — Светлане! Спасибо!

    НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:

    В данную книгу вошли крупнейшие работы австрийского ученого-психолога, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, создавшего систему анализа душевной жизни человека. В представленных работах — «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и др. — показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности. Наибольший интерес представляют анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека. Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано в целях диагностики и терапии. Книга адресована студентам и преподавателям психологических, медицинских, педагогических факультетов вузов, соответствующим специалистам, стремящимся к глубокому и всестороннему изучению психоаналитической теории и практики, а также всем тем, кто интересуется вопросами устройства внутреннего мира личности человека. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу » Психология бессознательного «. Чтобы читать онлайн книгу » Психология бессознательного » перейдите по указанной ссылке. Приятного Вам чтения.

    Читать книгу » Психология бессознательного »

    Оглавление книги

    Биография автора — Зигмунд Фрейд

    Книги автора — Зигмунд Фрейд

    Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

    Библиографический индекс: 1910g
    Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности, – М.; Пг.: Гос. Изд-во, 1923. (Серия: «Психологическая и психоаналитическая библиотека”; Вып. VIII). Переиздание: Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности, — Минск, БелСЭ, 1990.
    Оригинальное название: Über einen besonderen Typus der Objektwahl beim Manne (Beiträge zur Psychologie des Liebeslebens I.).
    Первоисточник: Jahrbuch für Psychoanalytische und Psychopathologische Forschungen, Band 2, Hälfte 2, Leipzig und Wien, 1910, Nendeln/Lichtenstein, Kraus Reprint, 1970, pp. 389-397.
    Перевод с немецкого: Вульф М.Ф.
    Последняя редакция текста: freudproject.ru
    Оригинальный текст: заказать
    Сверка с источником произведена

    Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910). Цикл статей под названием: «К вопросу о психологии любовной жизни». Статья первая.

    До сих пор мы предоставляли только поэтам изображать те «условия любви», при которых люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывать мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности.

    ***

    Во время психоаналитического лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с областью любовной жизни невротиков. Такое знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового человека и даже у выдающихся людей. Вследствие счастливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вырисовываются определенные типы в любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и, вместе с тем, этот тип допускает простое психологическое объяснение.

    1. Первое из этих «условий любви» можно было бы назвать специфическим; если оно имеется налицо, следует уже искать и другие отличительные признаки этого типа. Его можно назвать условием «пострадавшего третьего». Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободной женщины, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг. Это условие оказывается в некоторых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращал никакого внимания, или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тотчас же в ту же самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-нибудь другому мужчине.

    2. Второе условие, быть может, уже не такое постоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта пополняется только благодаря сочетанию этого условия с первым, между тем как первое условие само по себе, кажется, встречается очень часто. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подозрений, женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, – верность и порядочность которой вызывают сомнения. Эта последняя особенность может дать целый ряд переходов, начиная с легкой тени на репутации замужней женщины, которая не прочь пофлиртовать, до открытого полигамического образа жизни кокотки или жрицы любви. Но представитель нашего типа не может отказаться хотя бы от какой-нибудь особенности в таком роде. Это условие с некоторым преувеличением можно назвать «любовью к проститутке».

    Подобно тому, как первое условие дает удовлетворение враждебным чувствам по отношению к мужчине, у которого отнимают любимую женщину, второе условие – причастность женщины к проституции – находится в связи с необходимостью испытывать чувство ревности, которое, очевидно, является потребностью влюбленных этого типа. Только в том случае, если они могут ревновать, страсть их достигает наибольшей силы, женщина приобретает настоящую ценность, и они никогда не упускают возможности испытать это наиболее сильное чувство. Удивительно то, что ревнуют не к законному обладателю любимой женщины, а к претендентам, к чужим, в близости к которым ее подозревают. В резко выраженных случаях любящий не проявляет желания быть единственным обладателем женщины и, по-видимому, чувствует себя хорошо в таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов, который сильно страдал из-за увлечений «на стороне» своей дамы, ничего, однако, не имел против ее замужества и всеми силами содействовал ему; по отношению к мужу он затем в течение многих лет не проявлял и следа ревности. В другом типичном случае пациент был, правда, вначале при первых любовных связях очень ревнив к мужу и заставил свою даму отказаться от супружеских отношений с ним; но в многочисленных более поздних связях он вел себя так же, как другие, и не находил, чтобы законный супруг являлся помехой.

    Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.

    3. В нормальной любовной жизни ценность женщины определяется ее непорочностью и понижается с приближением к разряду проститутки. Поэтому странным отклонением от нормального кажется то обстоятельство, что влюбленные нашего типа относятся к женщинам именно такого разряда как к наиболее ценным объектам любви. Любовным связям с этими женщинами они отдаются всеми силами своей души, со страстью, поглощающей все другие интересы жизни. Они и могут любить только таких женщин и всякий раз предъявляют к себе требование неизменной верности, как бы часто ни нарушали ее в действительности. В этих чертах описываемых любовных отношений чрезвычайно ясно выражен навязчивый характер этих отношений, свойственных в известной степени всякому состоянию влюбленности. Не следует, однако, полагать, на основании этой верности и силы привязанности, что одна-единственная такая любовная связь заполняет всю жизнь таких людей, или она бывает только один раз в жизни. Наоборот, страстные увлечения такого рода повторяются с теми же особенностями много раз в жизни лиц такого типа как точная копия предыдущей. Больше того, в зависимости от внешних условий, например, перемены места жительства и среды, любовные объекты могут так часто сменять один другой, что из них образуется длинный ряд.

    4. Более всего поражает наблюдателя проявляющаяся у любовников такого типа тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюбленной; но оно проявляется так же определенно и там, где ссылка на действительное положение вещей не имеет места. Один из принадлежащих к описываемому типу мужчин, умевший завоевывать своих дам чрезвычайно искусными соблазнами и находчивой диалектикой, затем делал в своих любовных связях всевозможные усилия, чтобы при помощи им самим сочиненных трактатов удержать очередную любовницу на пути «добродетели».

    Если бросить взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется маловероятным, чтобы все эти особенности могли происходить из одного источника. И все же при психоаналитическом углублении в историю жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.

    На нас лежит в таком случае обязанность указать на вероятность того, что характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнской констелляции. Легче всего это сделать по отношению к первому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец. Так же естественна для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо ни у кого не бывает больше одной матери, и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем никакого сомнения событий (рождении).

    Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

    То, однако, что избранный объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что источником его является материнский комплекс. Сознательному мышлению взрослого человека мать представляется личностью высокой нравственной чистоты, и немного найдется таких внешних впечатлений, которые были бы для нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это резкое противоречие между «матерью» и «проституткой» и побуждает нас исследовать историю развития и бессознательное взаимоотношение этих двух комплексов, так как мы уже давно знаем, что в бессознательном часто сливается воедино то, что в сознании расщеплено на два противоположных понятия. Исследование возвращает нас к тому периоду жизни, когда мальчик впервые узнает подробности о половых отношениях между взрослыми – приблизительно к годам, предшествующим половой зрелости. Грубые рассказы, проникнутые явным намерением оскорбить и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают авторитет взрослых, оказывающийся несовместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эта откровения относятся к родителям, производит самое сильное впечатление на новопосвященного. Нередко слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма возможно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой нечто подобное, но это совершенно невозможно между моими родителями.

    В то же время мальчик в виде редко недостающего королария к «ознакомлению с половым вопросом» узнает о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так как он знает, что и он сам через них может приобщиться к половой жизни, которую считал до сих пор преимуществом только «больших». Когда он уже перестает сомневаться в том, что его родители составляют исключение из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие между его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико, что в сущности обе они делают одно и то же. «Просвящающие» рассказы разбудили в нем следы воспоминаний о его ранних детских летах и желаниях и оживили в нем связанные с ними переживания. Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа». Он видит измену со стороны матери в том, что она полюбила отца, а не егo, и не может этого ей простить. Эти переживания, если только они не проходят быстро, не проявляются ни в чем реально, а только изживаются в фантазиях, которые имеют своим содержанием сексуальную жизнь матери при самых разнообразных обстоятельствах: их напряжение с особенной легкостью разрешается в актах самоудовлетворения. Вследствие постоянного взаимодействия обоих побудительных мотивов этих душевных движений – полового желания и жажды мести – наибольшим предпочтением пользуются фантазии о неверности матери; любовник, с которым изменяет мать, обладает почти всеми чертами собственной персоны, вернее, собственной идеализированной личности, выросшей по возрасту до уровня отца. То, что я в другом месте описал, как «семейный роман», составляет разнообразные продукты этой работы фантазии и сплетение их с разными эгоистическими интересами определенного периода жизни.

    О.Rank. «Миф о рождении героев», 1909

    Познакомившись с этой частью истории душевного развития, мы уже не можем находить непонятным и противоречивым то обстоятельство, что принадлежность возлюбленной к проституции обусловлена непосредственно влиянием материнского комплекса. Описанный нами тип мужской любовной жизни носит следы этого развития, и его можно просто понять как фиксацию на фантазиях мальчика в периоде половой зрелости, нашедших после свое воплощение в реальной жизни. Легко допустить, что усиленный онанизм в годы переходного возраста также благоприятствует фиксации этих фантазий.

    Тенденция спасать любимую женщину с такими фантазиями, разросшимися до того, что они получили власть над реальной любовной жизнью, находится как будто только в отдаленной поверхностной связи, исчерпываемой сознательными доводами. Любимая женщина подвергается, мол, опасности, благодаря своей склонности к непостоянству и неверности, и вполне понятно, что любящий старается уберечь ее от опасности, охраняя ее добродетель и противодействуя ее дурным наклонностям. Однако, изучение «покрывающих воспоминаний», фантазий и ночных сновидений таких лиц показывает, что здесь имеет место прекрасно удавшаяся «рационализация» бессознательного мотива, подобная удавшейся вторичной обработке материала сновидений. На самом деле мотив спасения имеет самостоятельное значение и историю и является продуктом материнского или, вернее, родительского комплекса, когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движениями, выражающими стремление быть больщим и достичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же. Непокорность мальчика как будто выражает: мне ничего не надо от отца, я хочу вернуть ему все, что я ему стоил. Он рисует себе фантазии о спасении отца от смертельной опасности и таким образом расплачивается с ним. Эта фантазия часто переносится на императора, короля или иную знатную особу и в таком измененном виде становится доступной сознанию и даже годной для поэтической обработки. По отношению к отцу преобладает угрожающее значение фантазии о спасении, а по адресу матери проявляется ее нежное значение. Мать подарила жизнь ребенку, и нелегко возместить такой своеобразный дар чем-нибудь равноценным. Но при незначительном изменении значения слов – что так легко удается в бессознательном и что можно уподобить сознательному слиянию понятий – спасти мать приобретает значение: подарить или сделать ей ребенка, разумеется, вполне похожего на самого себя. Это удаление от первоначального смысла спасения не очень велико, изменение значения слов не произвольно. Мать подарила ему жизнь – его собственную, – и за это ей дарится другая жизнь, жизнь ребенка, имеющего максимальное сходство с ним самим. Сын проявляет свою благодарность тем, что желает иметь от матери сына, равного себе, т. е. в фантазии о спасении он совершенно отождествляет себя с отцом. Все влечения – нежные, благородные, похотливые, непокорные и самовластные находят удовлетворение в этом одном желании быть своим собственным отцом. Не исчезает и момент опасности при таком изменении значения; ведь самый акт рождения представляет из себя опасность, из которой спасение приходит благодаря усилиям матери. Рождение является первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аффективном выражении, второе мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде, не рожденный матерью, а вырезанный из утробы ее, поэтому не знал и страха.

    Древний снотолкователь Артемидор был, несомненно, прав, утверждая, что сновидение меняет свой смысл в зависимости от личности видевшего сон. По законам выражения бессознательных мыслей «спасение» может иметь различное значение в зависимости от того, фантазирует ли о нем женщина или мужчина. Оно может в равной мере иметь значение сделать ребенка – дать начало рождению (у мужчины), как и самой родить ребенка (у женщины). Особенно в связи с водой можно ясно видеть эти различные значения спасения в сновидениях и в фантазиях. Если мужчина спасает во сне женщину, то это значит: он делает ее матерью, – что, согласно вышеизложенному, соответствует смыслу: он ее делает своею матерью. Когда женщина спасает кого-нибудь (ребенка) из воды, то этим она признает себя, подобно царевне в легенде о Моисее, родившей его матерью.

    Иногда фантазия о спасении отца также получает смысл нежного отношения. Тогда она выражает желание иметь отца сыном, т. е. иметь такого сына, как отец. Вследствие всех этих отношений мотива спасения к родительскому комплексу, тенденция спасать возлюбленную составляет существенную черту описанного здесь любовного типа.

    Я не считаю нужным приводить доказательства правильности метода моей работы, которая в данном случае, как и при описании анальной эротики, стремится к тому, чтобы сначала выделить из всего материала наблюдения крайне и резко очерченные типы. В обоих случаях имеется гораздо большее количество индивидов, у которых можно наблюдать только отдельные или только не резко выраженные черты этого типа. И само собой разумеется, что только связное изложение всех тех наблюдений, на основании которых установлены эти типы, даст нам возможность правильно их оценить.

    Поделиться ссылкой через:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *