Приятная внешность

Физическая красота нередко помогает в жизни, но, по словам психологов, красивых людей могут подстерегать и неожиданные проблемы, выяснил корреспондент BBC Future.
Можно ли быть слишком красивым? Для большинства из нас этот вопрос не вполне актуален.
Тем не менее, психологов давно интересует тема положительного и отрицательного влияния привлекательной внешности на ее обладателя. Живут ли те, кто наделен симметричными чертами лица и точеной фигурой, в атмосфере всеобщего обожания? Или же порой лучше выглядеть невзрачно?
Социальные психологи Лайза Слэттери Уокер и Тоня Фреверт из университета Северной Каролины в американском городе Шарлотт провели анализ всех работ по этой тематике, прошерстив научные материалы за несколько десятилетий — и пришли к неожиданным выводам.
На поверхностном уровне красота действительно способна ослеплять: видя, что у человека есть эта положительная характеристика, наше подсознание подсказывает, что и в других отношениях природа, должно быть, его не обделила. «Это одна из многих статусных характеристик, легко распознаваемая при общении», — говорит Уокер.

Психологи называют такой подход «красиво — значит хорошо». Он знаком поклонникам американского сериала «Студия 30»: в серии под названием «Дутая популярность» персонаж Джона Хэмма абсолютно некомпетентен, однако при этом не испытывает никаких трудностей благодаря привлекательной внешности. Природный шарм помог ему получить медицинский диплом, но он не умеет оказать даже примитивную первую помощь.
По наблюдениям ученых, в реальной жизни дело обстоит похоже. К примеру, Уокер и Фреверт обнаружили немало исследований, показавших, что симпатичные школьники (школьницы) и студенты (студентки) расцениваются преподавателями как более умные и способные — что отражается на оценках.
С годами этот эффект только усиливается. «Происходит накопление, — поясняет Фреверт. — Человек становится более уверенным в себе, мыслит позитивно и получает больше возможностей продемонстрировать свои умения».
На работе симпатичное лицо тоже может оказаться ценным подспорьем. При прочих равных условиях более привлекательные люди обычно имеют более высокую зарплату и быстрее продвигаются по карьерной лестнице, чем те, кто не столь миловиден. Исследование, проведенное среди выпускников курсов MBA (делового управления), показало, что между наиболее и наименее красивыми студентами группы разница в зарплате составляла 10-15% (за всю рабочую карьеру таким образом набегало 230 тыс. долларов). «Такие люди всю жизнь имеют преимущество — от школьной скамьи до рабочего места», — отмечает Уокер.
Внешность имеет значение даже в суде. Привлекательные подсудимые чаще получают менее жесткие или даже оправдательные приговоры, а симпатичные истцы имеют больше шансов выиграть дело и отсудить крупную сумму. «Это всепроникающая тенденция», — говорит Уокер.
Итак, в большинстве случаев быть красивым полезно. Но есть и исключения. Привлекательные мужчины, к примеру, считаются хорошими лидерами, но в отношении красивых женщин могут работать сексистские предрассудки — их реже берут на ответственные высокие посты (Голливуд отметился и по этой теме — Фреверт и Уокер советуют в качестве иллюстрации посмотреть «Блондинку в законе» с Риз Уизерспун). И, как можно догадаться, симпатичные представители обоих полов сталкиваются с ревностью — одно из исследований показало, что если рабочее собеседование проводит человек одного с вами пола, то он или она может отказать вам в найме, если сочтет, что вы более привлекательны.

Есть и еще более опасная ловушка: красота может обмануть вашего врача. Красивая внешность подсознательно ассоциируется со здоровьем, поэтому если симпатичный человек заболевает, его болезнь нередко не воспринимают всерьез. К примеру, если красивый пациент жалуется на сильную боль, то врачи склонны уделять снятию боли меньше внимания, чем в случаях с непривлекательными пациентами.
Кроме того, жизнь в ореоле красоты может быть одинокой. В 1975 году исследователи выяснили, что на тротуаре прохожие отодвигаются в сторону дальше, когда пропускают красивую женщину — возможно, в знак уважения, но дистанция при этом все равно сохраняется. «Красота создает мощную проекцию в визуальном пространстве — но это может заставить окружающих думать, что к ее носителю не подойдешь», — комментирует Фреверт. Что любопытно, служба интернет-знакомств OKCupid недавно сообщила, что пользователи с идеально красивыми фотографиями имеют меньше шансов найти себе пару, чем те, у кого фотографии попроще — возможно, потенциальные ухажеры просто пугаются.
Итак, как видим, красота не гарантирует безоблачную жизнь, хотя и помогает решать некоторые проблемы. Фреверт и Уокер подчеркивают, что, как и сама наша концепция красоты, влияние это скорее поверхностное и не имеющее глубинных корней в человеческой биологии. «У нас есть набор культурных стереотипов о красоте, который позволяет нам идентифицировать людей как красивых. Те же самые стереотипы заставляют нас ассоциировать это с компетентностью», — говорит Уокер.
То есть, по сути, красота — это быстрый способ дать человеку оценку. «Как и любые быстрые способы, он не очень надежен», — отмечает Фреверт. Избежать печальных последствий такой поспешности можно довольно просто — к примеру, попросить отдел кадров перед собеседованием предоставлять побольше информации о реальных достижениях кандидата.
И наконец, по словам Фреверт, если уделять слишком много внимания своей внешности, то это может привести к лишнему стрессу и волнениям — даже если вы от природы красивы. «Если вы помешаны на привлекательности, то это может сказаться на вашей жизни и отношениях с другими», — говорит она. Как это ни банально, с лица воды не пить, а за красотой не скроешь дурной характер.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Казалось, собеседование прошло очень гладко: прекрасные результаты теста, рекрутер одобрительно кивал головой, но на этом все и закончилось. На полях вашего резюме стоит пометка «непрезентабелен», и рядом с ней — большой знак «минус».

Неужели внешние данные, занимающее последнее место в списке неформальных требований, могут сыграть столь значимую роль? Насколько сильна эта, далеко не всегда очевидная для соискателя связь между внешностью и работой? И что на самом деле пытаются сказать работодатели, включая в объявление о вакансиях избитые шаблоны — «привлекательная внешность», «европейский тип»?

Наталья Клещина,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Многое зависит от места, которое будет занимать человек в компании. В первую очередь, презентабельная внешность важна для сотрудников, которые представляют компанию перед внешними клиентами, — это секретарские позиции, а также PR−менеджеры, менеджеры по продажам. Для сотрудников back-офиса это не играет особой роли. Бывают случаи, когда людей не берут работать торговыми представителями по причине излишнего веса, но это больше связано с наличием медицинских противопоказаний, чем с физическим
недостатком.

Кроме того, внешний вид сотрудников — элемент корпоративной культуры: в одних компаниях предпочитают людей европейского типа, в других хотят видеть яркий американский типаж, а где-то этому вообще не придается значения. Главное — новый человек должен гармонично вписаться в коллектив.
Однажды мы искали девушек-ресепшеонисток ростом не ниже 170 — это требование было связано с тем, что высота стойки ресепшн не позволяла, чтобы за ней работали люди низкого роста.

Как правило, акцент на внешних данных соискателей делается в компаниях, работающих в сфере услуг — для производственных и торговых организаций подобные требования менее характерны».
Татьяна Петрякова,
HR−директор
Media Arts Group

«Желание выбрать кандидата, соответствующего собственным представлениям о «хорошем» сотруднике, существовало всегда. В каких-то профессиях действительно важна приятная или спортивная внешность, в каких-то это не имеет никакого значения, важны только профессиональные навыки.

Такие стереотипы как «внешность европейского типа» — это удобные термины, которые коротко, но емко дают представление о целом ряде требований к внешним данным. Например, человек, обладающий «презентабельной внешностью», изначально внушает доверие, уважение, симпатию и пр. Работая в рекламном, а не модельном агентстве, при подборе персонала нам практически не приходится ориентироваться на подобные требования. Нас больше интересуют профессионализм, опыт и желание кандидатов работать именно в нашей компании. Возможно, подобные требования можно выдвигать к кандидатам на позиции личных помощников первых лиц компаний, но все-таки даже в этих случаях нас в первую очередь будут интересовать данные соискателя как профессионала. Так или иначе, при выборе будущего сотрудника для нас важна не столько внешность, сколько его способность вписаться в нашу команду».
Руслан Ильясов,
директор по персоналу
компании Alcoa

«Для меня понятие «привлекательности» кандидатов сводится к «бизнес−впечатлению» как внешнему, так и внутреннему. Что касается физической красоты, то я считаю это совершенно необязательным — наоборот, в рабочей обстановке она даже может стать помехой, отвлекать от решения основных задач. Все-таки на работу мы приходим работать, и какая разница, какого цвета волосы и глаза у человека? Главное, чтобы он был хороший работник.

Если во время первого телефонного разговора рекрутер задает вопрос: «Как вы выглядите?» — надо четко для себя определить, противоречит это вашим моральным принципам, или нет? Если да, то следующий вопрос — готовы ли вы поступиться своими моральными принципами ради того, чтобы работать в такой компании. Я знаю людей, которые после первого собеседования сразу говорили: «Это компания не моя, я не смогу здесь работать». При этом есть соискатели, которых не смущают некорректные вопросы на интервью, им, по большому счету, все равно, главное — найти работу.

Во время поездок в Штаты я обратил внимание, что там соискатели практически не указывают в резюме свой пол, возраст, национальную принадлежность и не прикрепляют к нему фотографию. В нашей же стране еще нет серьезной законодательной базы относительно этого вопроса, и работодатели часто позволяют себе задавать некорректные вопросы кандидатам. Это говорит о том, что у нас рынок еще недостаточно цивилизованный.

Но ситуация постепенно меняется: сегодня, несмотря на огромное количество предложений от работодателей, хороших специалистов становится все меньше — и уже соискатели начинают диктовать условия. И по мере усиления этой тенденции работодателям придется повышать уровень своей цивилизации и перенимать у западных коллег хорошие манеры в общении с кандидатами».
Джозеф Блашко,
директор отдела по работе с персоналом
«Бритиш Американ Тобакко Россия»

«При подборе персонала мы руководствуемся принципами этики и профессионализма, поэтому для нас внешность не играет роли. Процесс отбора основывается исключительно на оценке менеджерского потенциала и профессиональных навыков, которые являются ключевыми для конкретной позиции. Один из наших корпоративных принципов — «Сила в разнообразии» — подразумевает, что мы ценим индивидуальность и открыты для совершенно разных типов людей. Мы считаем, что команда людей с разнообразным опытом и личностными особенностями является одной из самых сильных сторон нашей компании. Для нас важно только одно: чтобы человек выглядел чисто и опрятно. Мы считаем, что это элемент профессионального подхода и уважения к работодателю. Это единственное минимальное требование, соответствие которому мы ожидаем от кандидатов и транслируем рекрутинговым агентствам, работающим с нами. Более того, в нашей компании допускается свободный стиль одежды. Исключение составляют только те сотрудники, которые общаются с внешними аудиториями, и то только в те дни, когда проходят деловые встречи».
Мария Попис,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Говоря о внешности соискателей, надо различать физические внешние данные и то, как человек выглядит на собеседовании. Привлекательность — это сугубо индивидуальное восприятие. Ни один профессионал в области рекрутмента не позволит себе формировать мнение на основании личных ощущений «нравится, не нравится». Задача рекрутера — оценить профессиональные навыки, компетенции и возможность вписаться в корпоративную культуру.

Привлекательность взрослого человека — это не столько дар природы, сколько результат его собственных усилий. Люди, которые умеют хорошо себя подать, не могут не вызывать уважения. А вот потертые джинсы и неопрятная прическа могут существенно снизить шансы на получение желаемой позиции, даже если по профессиональным требованиям человек полностью соответствует портрету идеального кандидата. На собеседовании мы всегда рассказываем соискателям, какой стиль и дресс-код приняты в компании, и дальше — все зависит от них, воспользуются они этой информацией или нет».

На первом собеседовании перед рекрутером стоит очень непростая задача — максимально объективно оценить кандидата за короткий промежуток времени. И внешний вид, хотя и является второстепенным фактором, может сыграть решающую роль. При виде человека, не приложившего усилий для того, чтобы хорошо выглядеть на интервью, напрашиваются вполне логичные выводы: это или отсутствие интереса к работе в компании, или элементарное неуважение к собеседнику, или отсутствие желания нравиться окружающим.
Отправляясь на собеседование, не упустите ни одной детали. Ведь человек, для которого карьера — серьезная работа, учитывает все нюансы, способствующие успеху.

«Чем короче юбка, тем выше оценка», «Некрасивые девушки в ночь перед экзаменом учат, а красивые — крутят бигуди», «Декольте поглубже — и повышенная стипендия в кармане» — шутят в студенческой среде. Во время сессии коридоры вузов превращаются в самодельные подиумы, по которым дефилируют представительницы прекрасного пола — преимущественно на высоких каблуках и в обтягивающих платьях.

Теперь исследователи доказали, что стереотип о красивых студентках, без труда получающих пятерки, является научно обоснованным. Американские социологи выяснили, что девушки с яркой внешностью получают более высокие оценки по сравнению с менее привлекательными одногруппницами. Результаты исследования были представлены на ежегодном собрании Американской экономической ассоциации. С текстом работы можно ознакомиться на сайте Inside Higher Ed.

В ходе исследования группа социологов собрала фотографии 6777 студенток, обучавшихся в вузах с 2006 по 2011 год. Затем ученые предложили добровольцам оценить красоту девушек по шкале от 1 до 10 баллов. Социологи выяснили, что

студентки, набравшие больше всего очков у добровольцев, получали в вузах более высокие оценки, чем их менее симпатичные однокурсницы.

Авторы исследования предлагают несколько объяснений, почему красивые студентки могут гордиться своими зачетками. Возможно, на лекциях и семинарах преподаватели, сами того не осознавая, уделяют больше времени и внимания симпатичным девушкам. Как следствие, привлекательные студентки «впитывают» больше знаний и приходят на экзамен более подготовленными.

Исследователи считают, что так приятная внешность помогает девушкам накапливать знания.

Другая трактовка результатов исследования — преподаватели «прибавляют» к реальной оценке «дополнительный балл» за красивые глаза и стройную фигуру. По мнению социологов, такая же ситуация возникает в офисах, где боссы ценят более привлекательных сотрудниц.

Реклама

Несколько социологов, проводивших исследование, предположили, что ухоженные девушки, требовательно относящиеся к своей внешности, так же требовательно относятся и к учебе.

Однако затем ученые выяснили, что студентки, обучающиеся на онлайн-курсах, в среднем получают более низкие оценки, чем непривлекательные представительницы слабого пола.

Это объясняется тем, что в ходе онлайн-занятий профессора обычно не видят своих учениц.

Интересно, что в ходе исследования ученые выяснили, что внешние данные юношей никак не влияют на их успеваемость.

Впрочем, стоит напомнить, что вызывающая одежда может сыграть со студентками злую шутку. Отдел науки «Газеты.Ru» сообщал, что Джефф Марси, астроном, которому прочили Нобелевскую премию за открытие самого большого числа экзопланет, домогался своих студенток.

Девушки заявили, что ученый целовал, массировал и щупал юных исследовательниц против их желания.

«Хотя я не согласен с каждым сделанным обвинением, очевидно, что мое поведение было нежеланным для некоторых женщин. Трудно описать, как больно мне понимать, что я был причиной страданий моих коллег-женщин, пусть даже непреднамеренно», — написал астроном на страничке факультета.

Еще одна подобная проблема была выявлена среди антропологов. Согласно исследованию, которое провела антрополог Кэтрин Клэнси, каждая пятая ее коллега женского пола пережила «сексуальные домогательства или нежелательные сексуальные контакты» во время раскопок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *