Познавательная деятельность

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:

– объект познания, то есть то, на что направлено познание,

– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),

– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое),

– чувственное познание включает в себя:

  • ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах,
  • восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета,
  • представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.

Представление – высшая ступень чувственного познания.

– рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:

  • понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,
  • суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,
  • умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.

Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.

Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.

Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.

Истина может быть:

  • абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы),
  • относительной – приближенное знание.

Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.

Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.

Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г.Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.

Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

Процесс познания:

  • классическая схема процесса: объект познания – субъект познания.
  • научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания.

Методы научного познания:

  1. эксперимент – наблюдение,
  2. анализ – синтез,
  3. индукция – дедукция,
  4. абстрактное – конкретное.

Ненаучное познание – это мифология, опыт повседневной жизни, народная мудрость, здравый смысл, художественное и эстетическое освоение мира, паранаука.

Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. В мифах мифологические событие отдалено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения.

Жизненная практика состоит в накапливании, переработке, распространение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером невербального способа передачи практических знаний могут служить инструменты, приборы, аппараты, предназначенные на получение практического результата.

Здравый смысл, народная мудрость сопровождает человека всю жизнь, а проявляются они в загадках, пословицах, поговорках, которые содержат сведения о мире природы и людей.

Паранаука существует, поскольку люди стремятся знать больше, а сама познавательная деятельность становится все более широкой по охвату явлений и событий жизни, но и более сложной.

Художественное познание состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает иллюзорный мир, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов, которые можно разделить на три группы:

  • действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп,
  • продукты материальной или духовной деятельности людей,
  • словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом познания является само общество. Ограничена возможность применения эмпирического метода исследования. Поэтому распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Исследователь обязан учитывать следующие факторы: взаимосвязь производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп. Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.

Для того чтобы понять пути самопознания, представим наше сознание «Я» в виде круга, разделенного на четыре части:

  1. Открытое «Я»: знание о себе, о других.
  2. Слепое «Я»: то, что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры.
  3. Скрытое «Я»: секреты – все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе.
  4. Неизвестное «Я»: то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях, бессознательное – мечты, комплексы, мистический опыт.

Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

Процесс познаний, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). В XVII в. сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем узнаёт его. Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейность истории.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив…», «Я — абсолютная бездарность», «Я не хуже других…» и т. д.— все это примеры самооценок. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Существуют три основных момента для понимания самооценки.

Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).

Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие.

В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.

Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ Я, а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.

Я-концепция (или образ «Я») представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Моральные проблемы человеческой деятельности

1. Поступок как первоэлемент моральной деятельности

Как в отрасли трудовой деятельности человека элементарной осмысленной целостью является реализация той или другой цели, в отрасли научного познания -встановлення или открытия определенной истины, в искусстве -творення художественного образа, так в области собственно моральной активности такой целостью, которая предоставляет последний довернишою и осмысленной формы, появляется не что другое как поступок.

Чаще всего, если не считаться с промежуточными позициями, встречаются два подхода к пониманию сути моральной деятельности — более широкий и более узкий. Согласно первому более широкому подходу, деятельность является моральной, если согласуется с требованиями моральной, ее нормами и ценностями. Если человек сомнительно исполняет свою обязанность, с уважением относиться к ближним, придерживаться правил порядочности, у нас есть основания считать ее поведение, ее деятельность моральной — в отличие от деятельности аморальной, которая нарушает предписания морали.

В вущому же понимании собственно моральной является лишь такая деятельность, которая основывается на осознанном выборе ее субъекта и имеет целью активное утверждение определенных моральных ценностей.

Указанное различение является важным для нас, поскольку оно дает возможность понять, что, вообще говоря, настоящий моральный поступок является явлением редким в повседневной человеческой жизни. Можно быть честным, порядочным, добрым человеком и не осуществлять при этом никаких поступков — пока сложность морального поведения остается сугубо «технической» сложностью. Относительно самих духовно-моральных принципов, что их представляет данная личность, пов’зуючи с ними представление о собственном достоинстве. Учитывая сказанное, поступок можно определить как практический акт целеустремленного утверждения определенных моральных ценностей в ситуации, где эти ценности берутся под сомнение или отрицаются. Именно отсутствие гарантии относительно утверждаемых ценностей и связана с этим неизбежность морального риска отличают поступок от того, которое называется «героическим поступком» или подвигом.

Подвиг — сдвинуть с места, «подвигнути» какую-то край важную в физически-жизненном отношении, но несомненно нужное дело.

Поступок — сделать что-то по решению собственной совести на свой сырах и риск, без надежд на общее одобрение собственных моральных мотивов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что за своей конкретной этичной направленностью поступок может быть добрым или злым, но он принципиально не могу быть бездуховным — смысловой универсум человеческой духовности находит в нем свою непосредственную реализацию, предметно продолжается в неповторимой ситуации его осуществления.

По словам известного психолога социо И. С. Кона, «все поступки осуществляются в конкретной ситуации «, то есть определяются не только абстрактными закономерностями моральной сферы, но и реальным человеческим бытием пения в мире.

Вместе с этим «защелкивающийся» на конкретную ситуацию, моральный поступок не переменно выходит за ее пределы — или, благодаря аккумулированной им духовной энергии, подносит саму эту ситуацию на уровень высокой драмы человеческой свободы и ценностей, где история нравственности. Способность морально-смыслового ядра поступка к «трансцендування» за пределы имеющегося контекста жизни непосредственно связано с масштабностью тех ценностей. В любом случае, основываясь на выборе, то есть ориентации на то желательное, что уже каким-то образом сформировалось и заявило о себе в человеческой жизни. От так, осмысливая человеческий поступок, мы не минуемося из самой его неповторимости, а пытаемся вроде бы «прочитать» его, распознать тот порядок ценностей, что его отстаивает субъект данного поступка.

Как видим, настоящий моральный поступок по своей сути является достаточно весомым сдвигом во всей структуре человеческого бытия, взятого в единстве его духовных, моральных и непосредственно жизненных аспектов. Лицо, которое взвешивается на поступок, неминуемо идет на определенный риск — прежде всего моральный, но не редко и на физически-жизненный также. Каждый поступок вводит к этой реальности несколько новое и в то же время что-то в ней разрушает, разрывает те или другие устоявшиеся связки.

В то же время поступок остается осердям, первоэлементом моральной деятельности, в отрыве от которого последняя просто теряет свой смысл. Человека, не способная к поступкам, не является настоящим субъектом нравственности. Следовательно, второе этичное наставление относительно поступка должно требовать готовности его осуществить, когда в этом возникает потребность. Именно этой готовностью определяется, в конечном итоге, моральная зрелость человеческой личности.

Можно было бы думать, что за последние годы дела в этом отношении изменились. И правда, мы становимся более жестокими, решительными, скандальными — но растет ли вместе с тем наша способность к моральному поступку?

— Главная — Учителям — Страницы учителей — Ерощева И.В. — Разработки уроков — Урок обществознания «Познание мира»

С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю, что тема урока будет для вас познавательна и полезна с практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание как деятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания – результат познания.

Знания – результат познания, верное отражение действительности в сознании человека. Знание – это некоторая информация о мире, о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья…и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство, а любопытство – не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас. В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» — эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание – сила»

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание – сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания — сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания – гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение – организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию – свойство мыслящего человека. «Я мыслю – значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык – это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа :

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого «agnostos» — непознаваемый) – философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, что мир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.

Объект познания – предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания – знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

q Зрение;

q Слух;

q Обоняние;

q Осязание;

q Вкус

Слайд 11. Чувственное познание.

С первых минут жизни человек воспринимает окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет, запах цветка, вкус земляники и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств, которые с точки зрения информатики, являются средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. «Окнами в мир» называл один мыслитель наши органы чувств. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод, звуки и свет.

Слайд 11. Чувственное познание.

Давайте посмотрим, как действуют наши органы чувств, и распутаем эти нити. Какую информацию мы получаем с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания?

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.

Проведем эксперимент: (ко мне идут два человека).

Предположим, вас угостили яблоком.

Опишите, какие свойства вы видите, какое оно на ощупь?

С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью рук, а кожа это тоже рецептор, вы можете сказать, какое оно – гладкое шершавое, твердое – мягкое.

Поднесем яблоко к носу, с помощью носа ощущаете его аромат. Попробуем кусочек яблока, с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое. В результате создается целостное отражение этого объекта.

Яблоко – красное-зеленое, круглое-овальное, твердое-мягкое, ароматное, сладкое-кислое.

Другой эксперимент: ель и лимон.

Опиши ель.
• зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.

Попробуем описать лимон.

• желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;

Слайд 13. Скажите, кто из вас любит лимоны? А кто не любит? Значит восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.

Из этого примера видно, что восприятие каждого человека индивидуально и очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Слайд 14.

Что такое ощущения?

Что такое восприятие?

Слайд 15. Ощущения, восприятия, представления (определения).

Ощущения — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Скажите, кто из вас любит лимоны? А кто не любит? Значит восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным.

Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.

Из этого примера видно, что восприятие каждого человека индивидуально и очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Третья форма чувственного познания — представление.

Если я скажу слово «снег», можете ли вы мысленно его представить, описать его свойства. Назовите ассоциации (образы), которые вызывает у вас снег, что с этим понятием у вас связано? (зима, метель, Новый год, коньки, лыжи, горка)

10 класс дайте научное определение понятия и объясните это так, чтобы оно стало понятно шестиклассникам.

Слайд 16. Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. С помощью представлений мы можем мысленно нарисовать любую картину. После прекращения воздействия предмета на наши органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в нашей памяти.

Закройте глаза и представьте себя на необитаемом острове: синее море, ласковое солнце, пальмы, песок, вы не спеша идете по берегу, морская волна омывает ваши ноги, вам хорошо тепло и уютно. А теперь посмотрите в окно.

Слайд 17. Берег моря, пальма.

В чем ограниченность чувственного познания?

— с помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира и их свойства.

— мы не можем познать суть предметов и явлений.

— люди по-разному воспринимают одни и те же предметы, явления.

— наши чувства даже при нормальной их работе не всегда передают реальную картину. Например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется нам искривленной.

— многие явления не недоступны чувственному восприятию, например, духовные ценности: вера, совесть, любовь.

Слайд 18. Лимон — небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 8м, с раскидистой или пирамидальной кроной. Плод длиной 6—9 см, диаметром 4—6 см, яйцевидной или овальной формы

Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы

Сок одного лимона содержит 33% суточной нормы витамина С, а 1 столовая ложка кожуры лимона — 13%.

Можно ли данные знания получить с помощью органов чувств?

Эти знания помогают нам получить биологи и химики.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

Познание мира с помощью мышления. Психологи определяют рациональное познание — мышление, как процесс решения проблем. Мы привычно говорим, жизнь поставила проблемы, а вот как нам разрешить проблему, получить нужный результат, и нам стоит полагаться на свои мыслительные способности.

Назовите формы рационального познания, дайте им определения и объясните их языком, понятным 6 классу, приведите примеры.

Слайд 19. Формы рационального познания.

Слайд 20. Основные мыслительные операции. Что мы делаем, когда учитель нам говорит – думай, рассуждай.

Слайд 21.

Каждый человек обладает определенным уровнем интеллектуального развития. Мыслительные способности каждого человека индивидуальны. А можно ли измерить интеллект человека? В конце XIX века исследователи попытались отыскать универсальный врожденный фактор, отличающий умников от тугодумов и умственно-отсталых людей.. Француз А.Бине создал для Французской академии образования набор тестов-испытаний на внимание, память сообразительность, эстетические чувства. В результате появился известный сегодня показатель интеллектуального развития – IQ – коэффициент интеллекта. Мы исходим из того, что в лицее нет детей с ослабленным интеллектом, значит, все вы потенциально можете хорошо и отлично учиться.

Что влияет на уровень интеллекта человека? Выявлено, что в наибольшей степени на развитие интеллекта влияет наследственность, а также влияют:

Окружающая среда и здоровье.

В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию.

Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов.

Пол и интеллект.

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.

Успеваемость в школе

Согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами.

Отношение к тестам сложное. Проблема ЕГЭ. Если ученик отвечает так же, как составители тестов – у него стандартное мышление. Существует несметное множество возможных решений каждой задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.

Закрепляем изученный материал.

ИГРА В ПОНЯТИЯ. Выходят по три человека от класса. Вам дается шесть понятий. Их нужно объяснить. Нельзя называть родственные, однокоренные слова. Можно давать определения, использовать ассоциации, жесты, мимику. Говорить надо быстро первое, что приходит в голову.

Сабля Пингвин Чемпион Радость Рыцарь Опыт Личность Искусство Ощущения

Крокодил Наука Крестьянин Истина Общение Подросток Творчество Археолог Общество

Слайд 22.

Сравните 2 умозаключения. Выберите верное.

А

• Все дети любят яблоки.

• Света любит яблоки.

• Следовательно Света ребенок.

Б

• Все дети любят яблоки.

• Света – ребенок.

Следовательно, Света любит яблоки.

Слайд 23

Соотнесите название философского направления и содержание взглядов философов.

Слайд 24.

Давайте повторим, что мы узнали «Познание чувственное и рациональное, их взаимосвязь».

Как используются чувственное и рациональное познание в учебно-познавательной деятельности?

Проверка задания «Виды познания».

ВИДЫ ЗНАНИЙ. Показ слайдов о видах познания.

Обыденно-житейское

Мифологическое

Религиозное

Научное

Лженаучное

Паранаучное

Художественное

Социальное познание

Самопознание

Народные приметы.

Во все времена люди следили за изменениями погоды и, наблюдая за растениями стали замечать, что они чутко реагируют на атмосферные процессы и изменения климата. Так родились народные приметы о погоде. Какая будет зима?

Особенности научного познания.

Ирина Артемюк , тема научной работы:

«К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ НА КУЛЬТ ДЕМЕТРЫ И КОРЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛИТЫ С РЕЛЬЕФОМ ИЗ СВЯТИЛИЩА БЛИЗ ГОРОДИЩА ГЕНЕРАЛЬСКОЕ ВОСТОЧНОЕ)».

Слайд. Познавательная задача №1. Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье — свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

Реферат

«Познавательная деятельность человека»

Наглядные образы и абстрактные мысли

Знания об окружающем мире каждый из нас приобретает в течение своей жизни различными способами. Одни знания приходят к нам от других людей — через общение, слушание, чтение. Другие мы вырабатываем сами (хотя часто эти знания уже известны обществу). Но в конечном счете все человеческие знания когда-то и кем-то были впервые добыты посредством самостоятельной познавательной деятельности.

Анализируя познавательную деятельность человека, философы издавна стали различать две основные формы, в которых ее результаты выражаются в сознании: 1) наглядные образы и 2) абстрактные мысли.

Содержание наглядного образа фиксирует конкретные, индивидуальные признаки предметов, доступные чувственному созерцанию; в пространственно-временном отношении наглядный образ подобен самому предмету.

Содержание абстрактной мысли выражает общие признаки предмета, взятые в отвлечении от его индивидуальных, чувственно созерцаемых признаков; говорить о пространственно-временном сходстве мысли с предметом абсурдно.

Например, наглядный образ дома — это пространственно-подобная «картинка» некоего определенного здания («этого» дома — Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Исаакиевского собора. Кремлевского дворца и т. д.), которая отражает его чувственно воспринимаемые индивидуальные особенности (цвет, материал и пр.). А в абстрактной мысли о доме выделяется совокупность общих признаков, характерных для всякого «дома вообще».

Указанным двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

чувственное познание — процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими;

рациональное познание — процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

Формы чувственного познания

К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления.

Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов и пр.

Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек расширяет свои природные возможности и делает доступным для своих органов чувств то, что непосредственно он ощущать не может. Поэтому наличие границ чувствительности не является непреодолимой преградой для познания мира.

Восприятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи резонно отмечают, что между ощущением И восприятием не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.

Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов всегда служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий.

Представление о крылатом коне Пегасе — продукт фантазии, ему не соответствует никакой объект действительности. Однако Пегас «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости. Вместе с тем они имеют более обобщенный характер. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания.

Известно, что свидетели происшествия или преступления могут очень сильно расходиться в своих показаниях. Их представления о случившемся во многом зависят от того, как они его понимают и осмысливают. Люди могут, сами не осознавая того, «домысливать» недостаточно ясно увиденные или забытые подробности, опираясь на свои соображения и воображение.

По собственному опыту каждый знает, что какое-либо представление, возникающее в сознании, нередко вызывает появление других представлений, затем третьих и т. д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями.

Ассоциация — связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других.

Существуют психологические закономерности, обусловливающие ассоциативный переход от одних образов к другим. Наиболее часто складываются ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту. Если какие-то объекты постоянно воспринимаются нами вместе, то и представления о них сопутствуют друг другу (ассоциация по смежности). Когда представление о некотором объекте ассоциируется с представлениями о других объектах, обладающих аналогичными признаками, речь идет об ассоциации по сходству, в противоположном случае — об ассоциации по контрасту.

Формы рационального познания

Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить.

Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных функциях, не имеющих производной ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе своей ненаглядны (являются «ненаглядными объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.

Основными формами логического мышления являются: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

Слово «понятие» происходит от глагола «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определенном уровне их познания.

Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.

Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия — это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличия его от всех других. Объем понятия — это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).

Понятие — это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений. Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.

Суждение — это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.

Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S — Р, где S есть субъект суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект — «Земля», предикат — «центр Солнечной системы», а «не является» — связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).

Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.

Рассмотрим логическую структуру умозаключений.

Ниже в левом столбце приведены умозаключения «а» и «Ь», а в правом изображены их логические структуры, соответственно обозначенные буквами «А» и «В».

Суждения над чертой называются посылками, а суждение под чертой — выводом или заключением.

В случае (а) вывод вытекает из посылок с логической необходимостью.

Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.

Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки.

В случае (b) умозаключение является не дедуктивным: в нем вывод следует из посылок не с необходимостью, а лишь с большей или меньший вероятностью. Вывод здесь не обязательно истинен, а лишь правдоподобен. Но зато он имеет более общий характер, чем посылки.

Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным.

Индукция позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными.

Кроме приведенных выше форм умозаключений существует множество других видов дедуктивных и индуктивных умозаключений, различных по своей логической структуре.

25.03.2011 25583

1. Познавательные процессы и профессиональная деятельность

2. Познавательные процессы

3. Психофизика ощущений

4. Виды ощущений

5. Восприятие и законы восприятия

6. Константность восприятия

7. Основные мнемические процессы

8. Функциональный подход в исследованиях памяти

9. Виды внимания

10. Внимание как способ управления поведением и функция контроля

Резюме

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, существенно отличном от того, который может быть у летучей мыши или слона, дождевого червя. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других — из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна. Для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида собственное восприятие реальности.

Человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Все эти вопросы рассматривает психология познавательных процессов.

Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ходе наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель, в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменение скорости движущихся предметов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемоническую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала и лучшему его запоминанию. Это -структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания.

3. ПСИХОФИЗИКА ОЩУЩЕНИЙ

Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том Явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.

Проблема соотношения физического и психического в 1860 г. стала объектом экспериментальных исследований. Их основоположником стал Г. Т. Фехнер. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. В духе научной идеологии того времени Фехнер обратил внимание на элементарные события. Происходящие в физической и психической реальности – это были соответственно, простой физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера – это проблема порогов чувствительности. Возможности наших органов чувств ограничены и в связи с этим он выделил два типа порогов чувствительности – абсолютный и дифференцированный.

Абсолютный порог чувствительности – это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения.

Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Несмотря на то, что абсолютный пороги представляют собой различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип. Предполагается. Что сенсорный ряд – диапазон наших ощущений – дискретен (прерывен)- до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный порог, так и на дифференциальный.

4. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том. что соприкасается с его телом – это может быть предмет или некоторая среда (например водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности – ощущения давления, тепла, холода и боли. Для различных типов кожных ощущений существуют специализированные рецепторы (чувствительные клетки). Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни чем в жизни животных. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у людей примерно в тысячу раз.

С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн является амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче кажется нам звук; чем больше его частота, тем выше(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом – основные сенсорные характеристики звука.

Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа – рецепторов — палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Существует три различных рецептора (колбочек), ответственных за цветовое зрение. Каждый из этих трех типов рецепторов обладает чувствительностью в широком диапазоне длины световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или иного цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на восприятии определенных цветов.

5. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то яркое блеснуло впереди, что-то горячее обожгло и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями.

Восприятием (перцепцией) называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Особенности восприятия:

Целостность, т.е. восприятие всегда есть целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не не является врожденной, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Константность не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, им машины пешеходы кажутся маленькими, в то же время строители, постоянно работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Структурность восприятия — восприятие не является просто суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуки ощущения различны.

Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Сознательно воспринять предмет, значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называется объектом (предметом) восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами — то, что было объектом может стать на какое — то время фоном восприятия.

Таким образом, наш мозг имеет тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие обманы в называются иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы и используют в своей профессиональной деятельности. Иллюзии наблюдаются не только при зрительных, но при других видах восприятия.

6. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности – форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния (разумеется в известных пределах).

Восприятие цвета зависит от многих факторов – освещенности. Фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых предметов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета. При малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Каким образом человек компенсирует стремительную изменчивость стимульной информации? Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основными источниками информации. Первый источник – это информация, полученная от сетчатого отображения объекта, а второй – это разного рода признаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему правилу – чем дальше расположен объект. Тем меньше его сетчатый образ. Наблюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета. Принимая во внимание его сетчатый размер. Расстояние до него и связь между первым и вторым (сетчатым образом и расстоянием). В результате наблюдатель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, которые расположены далеко.

7. ОСНОВНЫЕ МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Память — это основа психической деятельности. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Запомнить что-то, значит связать то, что требуется, запомнить с чем-то уже известным, образовать ассоциацию. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Сенсорная — следы в ней сохраняются 0,5 сек. Сенсорная память — это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Обнаружить как действует наша сенсорная память несложно. Нужно закрыть глаза, затем открыть их на мгновение закрыть их снова. Можно проследить как четкая ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще 20 сек. Это второй уровень — кратковременная память. Информация, которую вы только что услышали или прочитали — номера телефонов, чьи-нибудь фамилии, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или названия 5-9 предметов. Только деля сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти его можно удержать на неопределенно долгое время. Кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А непосредственные отпечатки сенсорной памяти повторить нельзя. Они сохраняются десятые доли секунды и продлить их психика не имеет возможности.

Виды памяти: Все виды памяти можно условно разделить на три группы: 1. Что запоминает человек (предметы, движения, явления, мысли, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память. 2. Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют: произвольную и непроизвольную память. 3. Как долго сохраняется запомненное — кратковременная, долговременная, оперативная память.

Двигательная память — позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться.

Эмоциональная память — помогает понять чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

Смысловая или словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений.

Образная память — этот образ связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. (слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая).

Произвольная память — предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы. То есть информация запоминается целенаправленно с с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит:

1. от целей запоминания:

2. от приемов заучивания.

3. Приемы заучивания:

а) механическое дословное повторение, (без логического осмысления)

б) логический пересказ, т.е. логическое осмысление

в) образные приемы запоминания (графики, схемы, картинки).

Непроизвольная память — не предполагает наличие специальной цели запомнить случаи, явление, если они запоминаются как бы сами собой, без усилий. Человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Восемь законов памяти:

Закон осмысления — самый простой, но и самый важный. Чем глужбе вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти.

Закон интереса — «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом», — писал Анатоль Франс. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий — включается непроизвольное запоминание.

Закон предыдущих знаний. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились.

Закон готовности к запоминанию. На получение какой информации вы настраиваетесь — такую и получите из текста. То же относится и к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.

Закон ассоциаций описал ещё в IV веке до новой эры Аристотель. Представления, возникающие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли.

Закон последовательностей. Алфавит легко произнести в привычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.

Закон сильных впечатлений. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти.

И,наконец, Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую.

Лучший способ забыть только что запомненное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников: не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.

8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАМЯТИ

Несмотря на успешное развитие моделей памяти исследователи определяют аналогию между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных. Как мотивация. Интерес, внимание и осмысленность материала. На результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения – кратковременная и долговременная. Затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью. И, наконец, внутри кратковременной были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).

Впервые на наличие сенсорной (кратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие сенсорный регистр. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.

Понятие оперативная память было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие – одна хорошо выполняет функцию хранения. А вторая – функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (втечение15-30 сек.) и перекодируется, прежде, чем перейти в долговременную.

В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является мультимодальной. Эта система состоит из двух систем-рабов, из которых одна специализируется на переработке вербального материала, а вторая связана с пространственной зрительной памятью. Является зрительной пространственной матрицей. Согласно модели, в артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала и составляет примерно 1,5-2 сек. Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

9. ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи, неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу. При отборе для самой разнообразной профессиональной деятельности. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком. И у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.

Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта. Вниманием можно управлять, используя внешние и внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания. Которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или соответствующим продуктом.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами. с его отношениями, с его целями и задачами.

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По Джеймсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, то есть непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе) или производным (если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия). В рамках произвольного внимания можно выделить волевое, выжидательное и спонтанное.

Удачную по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предложил упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта. Выделяя в этом континууме три участка, на первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй отведен для волевого, или собственно непроизвольного внимания. Третий участок связан со спонтанным вниманием, или как его назвал Добрынин – послепроизвольным вниманием.

10. ВНИМАНИЕ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ И ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с владением своим поведением. То есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и в остальных психических функциях. Выготский выделял во внимании линию натурального развития и линию культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития – с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности овладения самими процессами внимания.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное к опосредствованному вниманию. На первом этапе внимание существует лишь как натуральная. Непроизвольная функция. Внимание ребенка привлекается внешними стимулами. Он реагирует на интенсивные раздражители, такие, как громкий звук, яркий свет, а также на движение.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии развития этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное – к опосредственному вниманию.

Идеи Выготского нашли свое продолжение и развитие в теории, разработанной в пятидесятые годы П.Я. Гальпериным. Однако по сравнению с Выготским. Он считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Внимание – это продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно. Маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Произвольное внимание формируется и тогда и в той мере, в каком его процесс становится планомерным. Произвольное внимание — это результат обучения.

РЕЗЮМЕ

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Кратковременная, долговременная, сенсорная, мнемотехника, произвольная, непроизвольная, ощущение, восприятие, избирательность.

ГЛОССАРИЙ

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Ощущение – отражение свойств предметов мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя.

Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Структура памяти.

2. Виды памяти и их значение для человека

3. Влияние памяти на успешную профессиональную деятельность человека.

4. Иллюзии восприятия и использование этих особенностей в творческих профессиях.

5. Значение внимания в интеллектуальной, предметной деятельности.

6. Индивидуальные различия памяти.

7. Теории о памяти в психологии.

8. Психологические методы для развития памяти.

9. Мнемотехнические приемы и их значение для запоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *