Сначала разберем понятие «Деятельность”
Деятельность человека это не совсем правильное понятие. Вернее совсем неправильное. Это то же самое, что масло масляное. Почему давайте разберемся. Есть понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. У этого понятия есть довольно четкое определение. Оно дается в учебнике под редакцией Боголюбова. Деятельность – это ФОРМА активного отношения человека к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.
Другое определение, которое дает этот же учебник вынесено в название одного из параграфов «Деятельность – основной способ существования человека». Там же сказано, что ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – в основе существования ОБЩЕСТВА.
Поэтому делаем вывод: деятельность – присуща только человеку и обществу.
Возникает вопрос. У человека деят-сть – основной способ существования (форма), а что у животных? Тоже деятельность?
Ответ: ни в коем случае! Деят-сть у человека, ПОВЕДЕНИЕ у животного.
В чем отличие деят-сти чел-ка от поведения животного?
В ХАРАКТЕРЕ.
Деят-сть носит следующий характер:
Сознательный – чел-к ставит перед собой цели и предвидит результат. Пример: архитекторский проект здания, по которому это здание будет построено.
Продуктивный – в результате деят-сти остается полезный продукт. Пример: строительство дома, разведение скота, производство мебели и т.д.
Орудийный – создание орудий труда и дальнейшее их использование. Пример: изобретение и производство. Сохранность машин и оборудования.
Преобразующий – чел-к изменяет вокруг себя окружающий мир и самого себя. Пример: строительство городов, дорог, получение образования, изменение привычек и т.д.
Общественный (социальнаый) – деятельность осуществляется в обществе и для общества, при этом возникает необходимость взаимодействия с людьми. Пример: совместное ведение сельского хозяйства, обработка земли, торговля, учеба и т.д.
Напоминаем вам, что Поведение животных носит сугубо биологический характер и определяется инстинктом.
Главная » » Характер деятельности человека
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Вернуться назад на Деятельность человека
Деятельность человека это не совсем правильное понятие. Вернее совсем неправильное. Это то же самое, что масло масляное. Почему давайте разберемся. Есть понятие деятельность.
У этого понятия есть довольно четкое определение. Оно дается в учебнике под редакцией Боголюбова. Деятельность – это форма активного отношения человека к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.
Другое определение, которое дает этот же учебник вынесено в название одного из параграфов «Деятельность – основной способ существования человека». Там же сказано, что деятельность – в основе существования общества.
Поэтому делаем вывод: деятельность – присуща только человеку и обществу.
Возникает вопрос. У человека деятельность – основной способ существования (форма), а что у животных? Тоже деятельность?
Ответ: ни в коем случае! Деятельность у человека, поведение у животного.
В чем отличие деятельности человека от поведения животного?
Деятельность носит следующий характер:
• Сознательный – чел-к ставит перед собой цели и предвидит результат. Пример: архитекторский проект здания, по которому это здание будет построено.
• Продуктивный – в результате деятельности остается полезный продукт. Пример: строительство дома, разведение скота, производство мебели и т.д.
• Орудийный – создание орудий труда и дальнейшее их использование. Пример: изобретение и производство. Сохранность машин и оборудования.
• Преобразующий – чел-к изменяет вокруг себя окружающий мир и самого себя. Пример: строительство городов, дорог, получение образования, изменение привычек и т.д.
• Общественный (социальный) – деятельность осуществляется в обществе и для общества, при этом возникает необходимость взаимодействия с людьми. Пример: совместное ведение сельского хозяйства, обработка земли, торговля, учеба и т.д.
Напоминаем вам, что Поведение животных носит сугубо биологический характер и определяется инстинктом.
Мышление и деятельность
Образовательная деятельность
Оценочная деятельность
Педагогическая деятельность
Политическая деятельность
| | Вверх
Обществознание, 10 класс
Урок 9. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Деятельность человека – способ существования людей.
- Понятие и структура человеческой деятельности.
- Мотивация деятельности, потребности и интересы.
- Классификация видов человеческой деятельности.
- Учение как вид человеческой деятельности.
Глоссарий по теме
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.
Объект — то, на что направлена эта деятельность.
Мотив — побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).
Средства — методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.
Процесс — действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Ключевые слова
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Социальные потребности — потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.
Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека — самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.
Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
- Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
- Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
- Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
- Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
- Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
- Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
- Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Учение — деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.
Труд — вид деятельности, дающий практически полезный результат.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
Правильный вариант/варианты: