Стихотворение капитанская дочка

Береги честь смолоду

Пословица

  • Глава I Сержант гвардии
  • Глава II Вожатый
  • Глава III Крепость
  • Глава IV Поединок
  • Глава V Любовь
  • Глава VI Пугачёвщина
  • Глава VII Приступ
  • Глава VIII Незваный гость
  • Глава IX Разлука
  • Глава X Осада города
  • Глава XI Мятежная слобода
  • Глава XII Сирота
  • Глава XIII Арест
  • Глава XIV Суд
  • Приложение. Пропущеная глава

Примечания

Тема крестьянских восстаний, особенно волновавшая Пушкина с начала 30-х гг., была только затронута в «Дубровском». Раздумья над ней обратили мысль Пушкина к восстанию Пугачева. У поэта возникает замысел романа о пугачевском восстании и дворянине-пугачевце. 31 января 1833 г. Пушкин набрасывает первый план своего нового произведения, героем которого вначале должен был явиться Михаил Александрович Шванвич — реальное лицо — офицер гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева и впоследствии сосланный в Сибирь.

В июле 1833 г. Пушкин ходатайствует об отпуске для поездки в те места, где происходили события задуманного им романа. Одновременно шла работа над «Историей Пугачева» (см. т. 7).

В августе 1833 г. Пушкин выехал в Оренбург и на Урал собирать материалы как по «Истории Пугачева», так и для задуманного им романа о пугачевском восстании. Первоначальный план романа претерпел существенные изменения. Последний вариант плана, наиболее близкий к тексту «Капитанской дочки», относится к октябрю — ноябрю 1834 г. Из планов видно, что в романе постепенно все более усиливалась тема пугачевского восстания, а вместе с тем конкретизировалось и «романическое происшествие» — история любви героя романа и дочери коменданта крепости.

Работа шла медленно. Роман был закончен осенью 1836 г. Представив его в цензуру, Пушкин 25 октября 1836 г. писал цензору П. Корсакову: «Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». 1 ноября 1836 г. Пушкин читал свой роман на вечере у П. А. Вяземского.

«Капитанская дочка» впервые была напечатана в «Современнике» (1836, т. IV). Осталась неопубликованной, вероятно по цензурным соображениям, глава о бунте крестьян в деревне Гринева, которую Пушкин в своих бумагах назвал «Пропущенной главой». Она увидела свет только в 1880 г.

В работе над «Капитанской дочкой» Пушкин широко использовал собранные им исторические и фольклорные материалы и сделанные им во время поездки в Оренбургский край записи бесед с очевидцами пугачевского восстания.

Эпиграфы в «Капитанской дочке» взяты: к первой главе — из комедии Якова Княжнина «Хвастун» (1786); ко второй — из сборника Чулкова «Собрание русских песен», 1770—1774, ч. III; к четвертой — из комедии Княжнина «Чудаки» (1793); к пятой, шестой и седьмой главам — из сборника Чулкова, чч. 1 и 2; к девятой — из стихотворения Михаила Хераскова «Разлука»; к десятой — из поэмы его «Роcсияда» (1779), песнь одиннадцатая; к главе одиннадцатой — эпиграф, приписанный Александр Сумарокову, сочинен самим Пушкиным в подражание «Притчам» Сумарокова; к двенадцатой — переделка народной песни, записанной Пушкиным в Михайловском; к тринадцатой — сочинен Пушкиным в стиле комедии Княжнина.

  1. Впервые — в журнале «Современник», 1836, том IV, с. 42—215.
  2. Эпиграф ко всей повести

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых компанейских — Главные герои «Капитанская дочка»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Капитанская дочка»
  • для самых крутых — Читать «Капитанская дочка» полностью

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки».

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году была впервые опубликована повесть «Капитанская дочка»?

    • 1836;
    • 1837;
    • 1838;

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг анализа

О «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ» ПУШКИНА
В конце сентября 1836 года в Цензурный комитет России поступила рукопись романа «Капитанская дочка», только что законченного Пушкиным. Александр Сергеевич боялся, что роман не будет пропущен к печати. Но всё обошлось небольшими замечаниями. И роман увидел свет.
О чем этот роман?
Еще недавно я бы сказал:
– О бунте Пугачева – бессмысленном и беспощадном…
Но, недавно перечитав изумительное по глубине пушкинское творение, я с какой-то особой остротой понял, что роман не столько о пугачёвской смуте, сколько о чести, которую надо беречь смолоду, о благодатности традиций народной, а отсюда и семейной жизни, о том, что безумно нарушать эти традиции – всё равно, что подрубать ветку, на которой сидишь уверенно и благополучно.
Не случайно мысль о бессмысленности и опасности отхода от тысячелетних традиций Пушкин уже в самом начале романа подчёркивает дважды.
Вырвавшись на свободу после домашней опеки, Гринёв, познакомившись в симбирской гостинице с гусарским капитаном, быстро попал под его влияние – проиграл в карты 100 рублей (по тем временам большую сумму), изрядно погулял в местном кабаке, словом – нарушил привычные нравственные правила. К счастью, с утра стала мучить его совесть, что и заставило попросить прощение у дядьки своего. Гринёв осознал неправоту свою. А вот во втором случае осознания такого не случилось.
Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и его спутники попали в страшный степной буран. Попали из-за того, что молодой пушкинский герой с пренебрежением отнесся к совету ямщика вернуться на постоялый двор. По приметам возничий понял, что быть снежной буре. Гринёв приказал ехать дальше. И если бы не попавшийся на пути Пугачёв (пока еще не главарь бунта), неизвестно, как бы поездка закончилась.
Художественно-тонко даёт нам автор понять, к чему приводят и крупные, и малые нарушения народного быта. Заметим, что этот писательский приём (назовём его приёмом намёка) часто встречается в творчестве Александра Сергеевича, и чаще всего читателем во всей своей глубине не воспринимается. От такой нашей невнимательности мы многое теряем при чтении великого писателя. Потеряли, кстати, и одно из главных направлений «Капитанской дочки». Ведь Пушкин назвал своё произведение не «Пугачёвым», а именно «Капитанской дочкой» – ведь хотел же этим сказать что-то русский гений? И не то ли, что сердцевину романа надобно искать в этом бытовом названии?
Великое творение Пушкина начинается с бытописания. С того, что отец Гринёва служил при графе Минихе, выйдя в отставку жил в своей симбирской деревне, где и женился на дочери бедного тамошнего дворянина.
Жили Гринёвы просто, честно, по-православному. Мать и отец были не только матерью и отцом для Петруши, но и для всех обитателей родовой деревеньки. В «Пропущенной главе», не вошедшей в роман, говорится о том, что и Андрея Петровича, и Авдотью Васильевну крестьяне искренне любили. Пугачёвцы взбунтовали их, но вскоре они одумались и пришли с повинною, пали на колени: «Виноваты, государь ты наш». Только и сказал им помещик: «То-то виноваты. Напроказят, да и сами не рады. Ну, добро: повинную голову меч не сечёт. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать».
Как ярко встаёт из этих слов характер Андрея Петровича! Он гневлив, но отходчив и не злопамятен. Сам весь в работе и в других ценит это качество. Но, пожалуй, самое в нём главное – это дворянская, а проще – человеческая честь, о которой уже его сверстники стали забывать. Еще не будучи рождённым, Петруша был записан отцом сержантом в петербургский Семёновский полк. Служить отечеству – выше этого звания настоящие дворяне (вообще, настоящие русские люди) не знавали. Но, когда сын подрос, Андрей Петрович передумал: что портить сына в светском Петербурге, пусть лучше едет служить в глубинку. И, отправляя его в Оренбург, сказал: «Служи верно. Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Словом, родители сами жили по-старинке, как Пушкин пишет: «не по-нонешнему», то есть просто, честно, боясь Бога, старась не нарушать христианских заповедей и заведённых в быту правил. Сами так жили и сына воспитывали в таком же духе. «С пятилетнего возраста, – вспоминает Гринёв-младший, – отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».
Многим современным наукам не мог выучить Петрушу бывший конюх, сопровождающий барина на охоте, но выучил совестливости и верности своему делу, призванию. Замечательно характеризует Савельича признание, которое он произнёс, узнав о неожиданных прегрешениях молодого барина: «Эх, батюшка Петр Андреич!.. Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьяхиче, повидаться с кумою. Так-то: зашёл к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? Что скажут они, узнав, что дитя пьёт и играет».
А вот многому ли выучил Петрушу француз, мосье Бопре, которого, поддавшись общей моде, выписали Гринёвы из Москвы для воспитания и образования сына. Человек он оказалася никудышный, пустой, любитель женского полу и домашних наливок. И с треском выгнан был Андреем Петровичем, заставшим гувернёра мертвецки пьяным и спящим на диване во время предполагаемого урока с Петрушей.
Тут опять же просматриваем мы пушкинский приём намёка. Было, было с кого взять Гринёву-младшему дурной пример относительно приобщения к к крепким напиткам. Но было с кого брать пример и относительно христианской совестливости. Мы больше не видим Петра Андреича ни за картами, ни за вином, но зато видим, как ростки чести и справедливости растут и крепнут в душе молодого офицера.
Я что-то не припомню, чтобы с такой силой и правдивостью в каком-либо другом произведении русской, да и мировой литературы, была показана юношеская, первозданно чистая любовь. Вот разве только в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Но там любовь не смогла победить трагических обстоятельств. А пушкинские герои не только одолели невероятные трудности, но и защитили свою любовь, пробились к счастью, после всех горестей соединились, создав семью.
Почему судьба оказалась к ним более милостивой, чем к Ромео и Джульетте? Шекспировские герои, как мы помним, хоть и прибегли к помощи священника, но даже и не подумали просить помощи у Бога. Ромео рассчитывал только на свои силы. Но без Бога человек не может ровным счётом ничего. Давайте-ка подробно рассмотрим, как шли к счастью Петр Андреич и Марья Ивановна. Тем более это важно для нас, поскольку в этом пути наших героев ярко отразились обычаи народной жизни.
Будущую жену свою Пётр Гринёв встретил в семье коменданта Белогорской крепости (окруженной деревянным частоколом деревне), куда прибыл на службу. Встретили его, как родного сына. У коменданта заведено было, что все офицеры обедали и вечера проводили у него на квартире. Сам комендант, Иван Кузьмич Миронов, молодой офицер «времён Очакова и покоренья Крыма», а к тому времени уже капитан, человеком был настолько добрым и простодушным, что допускал жену даже в свои служебные дела, и Василиса Егоровна, когда муж отсутствовал, брала его полномочия на себя и, надо сказать, выполняла из с блеском. Так что офицерский диплом Ивана Кузьмича, любовно повешенный в стеклянной рамке на стене, был по справедливости и дипломом жены офицера.
Очень разные по характеру, супруги Мироновы были схожи в одном. Как для Ивана Кузьмича, так и для Василисы Егоровны превыше всего была справедливость, и для них много значила жизненная заповедь «береги платье снову, а честь смолоду». Когда капитанше доложили, что «капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды», она приказала уряднику: «Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи». Обычно в таких склоках – две стороны виноваты.
Подобных правил придерживался и комендант. Когда узнал он о дуэли Гринёва со Швабриным, и у того, и у другого отобрал шпаги, а потом и мириться заставил – не без участия супруги. Честь офицерская, честь человеческая, правда житейская, истина Божеская – вот чего придерживались в решениях своих супруги Мироновы. Но не этого ли придерживались и супруги Гринёвы? Так что без натяжки мы можем говорить о великой схожести этих двух семейств. Великой – потому что относительно правдивости, непрестанного стремления к Божественной истинности все русские люди как нация похожи друг на друга. Самый лучший наш философ Иван Ильин объяснил эту схожесть тем, что превыше всего ценить правду, истину – это одна из отличительных черт русского национального характера. Всегда русский человек, не считаясь даже со своей жизнью, бился за торжество правды. И вот это русское свойство, в первую очередь, Пушкин отмечает в своих молодых героях – Петре Гринёве и Марии Мироновой. Впрочем, мы еще не рассказали, как Пётр познакомился со своей женой.
Сначала, когда Гринёв увидел Машу в горничной Мироновых, она ему не понравилась. Произошло это, как он сам потом замечает, скорее всего от того, что его новый знакомый Швабрин выставил ее в невыгодном свете – глупа, мол, и горделива. Однако всё оказалось не так. Не глупа она была, а умна – приятно было говорить с ней. Не горда, а скромна – той скромностью, которая украшает девушку. Была Маша отзывчива, добра, да и неплохо образована. Не заметил Пётр, как стал стихи сочинять в честь Маши.
Прочитал он как-то очередные вирши Швабрину, а тот возьми да раскритикуй их, причем, критикуя стихи, презрительно отозвался о Марьи Ивановне. Перед приездом Гринёва он сватался к Маше, получил отказ, и с тех пор ненавидел девушку. Потому и теперь очернил ее. Мог ли Пётр Андреевич пройти мимо такой подлости? Мог ли пройти мимо этого человек, воспитанный на совершенной неприемлемости проявлений зла?
Он назвал Швабрина именем, точно отражающим натуру насмешника. Смелость в Петре была отцовская, он тут же вызвал обидчика на поединок. (В скобках замечу, что и этот поступок Гринёва тоже совершенно русский – когда дело касается чести или себя, или родных людей, или отечества, не привык россиянин дорожить жизнью своей). И вот вторая, состоявшаяся, дуэль, и Пётр ранен в предплечье, и несколько дней лежит без сознания в дому коменданта, и Маша, самоотверженная Маша, почти не отходит от него.
Очнулся наш герой, увидел перед собою Машу, и его первыми словами были: «Милая, добрая Марья Ивановна, будь моею женою, согласись на моё счастье». Она без всякого жеманства призналась ему в своей склонности, сказала, что родители рады будут её счастью. Но не будет ли препятствий со стороны родителей Петра Андреича? А препятствия оказались, да еще какие!
Швабрин послал письмо отцу своего соперника, в котором рассказал о дуэли. В ответ на просьбу дать благословение Петру на женитьбу Андрей Петрович не только отказал в благословении, но и пригрозил сыну перевести из Белогорcкой в более глухое место.
Пётр обо всём рассказал девушке и предложил пасть в ноги ее родителей, чтобы они дали благословение на венчание. Дело будет сделано, а там и отец смирится, и всё обойдётся. Но послушайте, что в ответ сказала Маша: «Нет, Пётр Андреич, я не пойду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией…»
И снова работает тайный пушкинский приём намёка. Не идёт за любимого Марья Ивановна без благословения Гринёва-старшего не из-за каприза, а потому что без благословения отца не будет счастья ему, а несчастье приносить любимому она не хочет. Если точнее – не может.
Таков был веками установленный порядок. Дети уважали родителей. Жизнь родителей была примером для них. Традиции родительской жизни становились их традициями. И это помогало жить мудро, уверенно, справедливо. Потому что прошлыми поколениями были предельно точно выверены все общественные устремления и свершения. И, понятно, родительское благословение помогало детям и в семейной, и в гражданской жизни. Получившие родительское благословение получали благословение Бога, то есть непосредственную от Него помощь. Помните, что говорит Господь в своей пятой заповеди? – «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле».
Все нестроения на Руси (да и во всём мире) происходили и происходят именно от нарушения Божественных законов, а вместе с ними и установившихся за века порядков народной жизни. И как правило – нарушения начинались (и начинаются) с первой, основполагающей заповеди: «Я Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня». Переполнившись гордыней, отказывались люди от Бога, отказывались от прежних жизненных традиций, придумывали новые, пытались перестроить жизнь, и заканчивалось всё великим крахом, страшным разрушением, и снова надо было обращаться к отброшенным и позабытым порядкам, чтобы не пропасть совсем.
В романе Пушкина показан именно такой отход от Бога и прежних традиций, который уродливо породил пугачёвскую смуту. Она принесла ни с чем не сравнимое горе стране нашей, народу, героям «Капитанской дочки». Но она же и отрезвила горячие головы, заставила возвращаться к прежним устоям, а Петру и Маше, в конце концов, подарила заслуженное счастье семейной жизни. Впрочем – по порядку.
Мы оставили влюблённых в самую чёрную полосу их жизни. Сам Гринёв говорит о своём состоянии так: «Дух мой упал. Я боялся сойти с ума или удариться в распутство». Избежать несчастья помогли начавшийся бунт, полученное комендантом известие, что с минуту на минуту пугачёвцы нападут на крепость.
Пушкин создаёт целую панораму настроений, связанных с приближающейся бедой. Недаром говорят, беда проявляет людей. Только пошли слухи о приближении шайки разбойников, как в крепости зашептались казаки, Швабрин выдал себя прорвавшимся интересом о том, какова сила у Пугачёва. Позднее, когда крепость пала, – на поклон к самозванцу пошли жители Белогорской, батюшка, приветственно зазвонили колокола. Сразу обрисовалась большая группа людей, для которых народные традиции обратились в мыльный пузырь или в маску, которую в удобный момент можно скинуть.
Но Пётр Гринёв воспринял весть о недалёком штурме крепости так, как повелела ему честь офицера, честь русского человека. Он готов был сразиться с врагом. И самое главное тут, пожалуй, в том, что не о себе думал он в эти минуты, а о том, как спасти от разбойников Машу, дочь капитана – Пётр понимал, что над ней нависла точно такая же опасность, как и над защитниками крепости.
Положить жизнь свою за царицу, за отечество, за друзей, за ближних – этими чувствами был переполнен отец Машеньки Иван Кузмич Миронов. Он с первых минут принялся готовить гарнизон к отпору бунтовщикам. Русский характер, который не из пугливых, проявила комендантша Василиса Егоровна. Она сказала в сердцах: «Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись?» Воспитанные в народном духе, они духу этому и верны остались. Жизни отдали, но не покорились насильникам, отказавшимся от Христа и правды Его.
Неминуемо должен был погибнуть Пётр Андреевич Гринёв – вместе с комендантами и несколькими офицерами он первым с саблей в руке выбежал из ворот крепости навстречу яростной толпе наступавших. Но промысел Божий о нём был другой. Кто честно идёт навствречу Господу, тому Господь помогает. И сейчас помог. Узнал в офицере Пугачёв того барина, который в степном умёте подарил ему шубу со своего плеча. Оставил разбойник барина в живых. Скажем больше: предложил служить в его войске, обещая богатые вознаграженья. Вот отрывок разговора самозванца и молодого офицера:
«– Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?
– Нет. Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу… Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал правду…»
Бывает, правда действует и на тех, кто против правды идёт. Ведь и в них, где-то в глубине натуры (русскими же людьми были Пугачёв и другие изменники!) – живут гены традиций, над которыми они бездумно насмеялись.
И вот отпустил Пугачёв Гринёва. Но молодой офицер узнал, что Марья Ивановна спрятана в доме батюшки, а именно этот дом облюбовал главарь для своих пиршеств. И Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не заострил наше внимание на тогдашней неразрешимой раздвоенности в душе своего героя. Вот признанья Петра: «Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем». Явная необходимость придти на помощь попавшему в беду (еще один закон русской жизни) взяла верх в чистой душе Гринёва. Это потом она поставит его в труднейшие обстоятельства, но это – промыслом Божьим – сложные обстоятельства и разрушит.
Трудно удержаться, чтобы с улыбкой не вспомнить забавного, на первый взгляд, деяния Савельича. Перед самым отъездом Пугачёва из крепости он предоставил ему реестр, с перечислением того, что из гринёвского добра разграбили, как он выразился, разбойники. Самозванец не наказал смельчака. А мог бы. И поступок дядьки Гринёва, при серьёзном рассмотрении, можно поставить в ряд безусловно нравственных поступков и самого Петра Андреича, и всх других героев романа, сохраняющих верность народному духу. Смелость, честность, правдивость, самоотверженность – эти традиции я имела в виду в первую очередь.
Но пойдём дальше по вихреобразному сюжету, вновь отмечая гениальнейшее мастерство Пушкина-романиста. Мало того, что Марья Ивановна попала в избу, где пировали Пугачёв и Швабрин, она заболела горячкой, а Швабрин, ярый ненавистник и тайный обожатель её, по воле Пугачёва сделался новым комендантом крепости. Как видим, в страшно опасное положение попала наша героиня.
Не находя возможности, как помочь ей, Гринёв срочно направляется в Оренбург, чтобы, выпросив роту солдат и полсотни казаков, вернуться и освободить крепость и любимую свою. Затея его в губернском городе признана опасной (хотя в наступательной тактике был резон). Пётр Андреич в страшном состоянии, которое усугубляется известием, что Швабрин держит Машу, как пленницу, и грозится отдать ее в руки Пугачёва, если она не выйдет за него замуж. Всё. Выхода нет.
И тут, явно не без Божьей помощи, приходит парадоксальное решенье. Если невозможна помощь от своих, то нельзя ли её получить от чужих? И больше – от главаря чужих? Достаточно одного его слова, и Маша окажется на свободе. Собственно, так всё и произошло. Шуба и стакан вина, поднесённые когда-то Пугачёву героем нашим, снова сделали доброе дело. Милосердие и справедливость человеческие, оказывается, и в бунтующей душе живут до смерти, а может, и после неё. Отчего бы тогда самозванец, выслушав справедливые обвинения Петра Андреича Швабриным, уже в который раз оказал милость представителю екатерининского офицерства, с которым он жестоко расправлялся, если оно не падало на колени. А тут офицер не упал, и будущую свою жену получил из неволи.
«– Что, ваше благородие? – сказал, смеясь, Пугачёв. – Выручили красную девицу! Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? (Так представила самозванцу Машу Миронову попадья). Пожалуй, я буду посаженным отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьём — и ворота запрём!»
Так ответил разбойнику офицер:
«– Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…»
Пугачёв сказал:
«– Ин быть по-твоему! Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
Вот ведь как: проснулась в разбойнике частичка народного уклада. И что же хотел сказать этим автор романа? Что и на зло добро воздействует? Что и зло, по Божьей воле, порождает добро? Что правдивость и честность мила и главарю разбойников, поскольку нет таковых в развращённой шайке? Или он упрекнул таким образом гражданское общество, которое ничем не попыталось помочь бедному влюблённому? А вот чужак помог…
Мне-то думается, что обо всём этом вместе, и ещё о многом, сказал небольшим этим эпизодом русский гений. Но проследим судьбу его героев до конца.
Радости Гринёва не было предела. Но вот ведь очередная беда! – куда ехать с любимой? В Оренбург нельзя (там осада, голод). Все окрестные города Пугачёвым заняты. Везти Машу к родителям – отец в благословении отказал. И что-то снова подсказало Петру, что надо идти самой трудной дорогой. Не может быть, чтобы отец не понял чистейшей души дочки Миронова, героя войны со смутьянами. И поехали они. Но перед этим (обратите внимание на пушкинскую тайнопись) Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью. Попросила Гринёва с нею не ходить. И нетрудно догадаться, что она просила у отца и матери прощения, благословения и небесных молитв за оставленных ими детей своих.
Всего несколько строк об этом. Но и они бережно подвигают нас к важнейшему обычаю русскому – помнить ушедших, молиться за них, советоваться с ними в трудные минуты жизни. Как это это благодатно! И как помогает это в нашей жизни!
Мы уже говорили, что роман «Капитанская дочка» так мастерски построен, что напряжение в нём не убывает с прочитанными главами, а всё прибывает и прибывает. Драматизм событий не ослабевает и после того, как Пётр Андреич отправил Машу к своим родителям, вынужденный остаться в гусарском полку. На сей раз он решил полностью отдаться гражданскому долгу. Честь и советь и тут подсказали ему верное решение.
Правда, воевать с пугачёвцами пришлось недолго. Выдали сподвижники своего главаря, как стало туго, и оказался самозванец в Москве. Ждал не дождался Гринёв дня, когда можно было ехать к родителям, к Маше. И снова роковые железные ноты прозвучали над ним. Не без участия Швабрина завели на Петра дело в Комисси по расследованию бунта, обвинив его в сотрудничестве с Пугачёвым . (Ах, какие длинные корни у недавних обвинений и казней наших ни в чём не повинных солдат, попавших в плен или вышедших из фашистского окружения!) Не много не мало, но приговорили Петра Андреича к смертной казни. Потом государыня проявила милость и заменила наказание пожизненной ссылкой в Сибирь.
Возможно, милость Екатерины Второй и привела Машу к мысли, что только к ней надо обращаться, чтобы спасти самого дорогого для неё человека. И, как Пугачёв спас когда-то будущих молодожёнов, так теперь и государыня спасла от трагедии молодых людей. Какое смелое, но какое жизненное сопоставление, сделанное русским гением! Что не придумает ум человеческий, совершит любящий нас Господь.
Итак, пушкинские герои женились. Государыня подарила им поместье. Многочисленное потомство стало хозяйничать в деревне. И вот штрих, достойный великого мастера – верные обычаям гринёвской семьи, они почтили память предков изданием записок Петра Андреевича, которые, понятно, и составили содержание романа «Капитанская дочка».
А нам остаётся самая трудная, хоть и самая небольшая, часть нашего исследования. О выводах, которые мы сейчас сделаем, Пушкин не говорит ни слова, – разве только приёмами сопоставления, контраста, намёка. Хотя всем ходом повествования, всеми сюжетным разветвлениями приводит читателя именно к таким мыслям.
Пугачёвская смута служит только фоном и катализатором выявления многовековых устоев народной жизни. Назову те из них, которых так или иначе касается в повествовании автор. Буду называть в том порядке, в каком подскажет память.
Искренняя вера в Бога. Стремление жить по Его заповедям и заветам. Совестливые переживания, если что-то сделал против правды Божьей. Воспитание детей в православных традициях. Строгость, но и не скрываемая любовь. Признание бесполезным и даже вредным французского гувернёрства. Общение с Христом в душевных молитвах. Уважение родителей и послушание им. Приобщение детей к понятиям чести, справедливости и верного служения отечеству. Борьба за правду Христову, за справедливость. Защита униженных и оскорблённых. Способность на самопожертвование. Волевое противостояние соблазнам. Нравственная чистота в любви. Святое отношение к созданию семьи, к родительскому благословению, к венчанию. Переживания и молитвы за тех, кто отклонился от Христа. Попытка привести их к раскаянию. Незлопамятность, прощение людей, принёсших зло. Терпеливость. Понимание, что переворотами и силой принесёшь только зло.
Наверно, можно и ещё вспомнить устои народной жизни, на которые обращает внимание Пушкин. Но важнее отметить, что все они вытекают из заветов и заповедей Христа. Скажем, переживания и молитвы за отступников от Бога берут своё начало в завете любить врагов своих, а отрицание переворотов и революционных решений – во второй заповеди, в которой говорится о великой ошибке сотворять себе кумиров (революция, гордая вера в свою силу – это всё те же кумиры).
Надо отметить, что пушкинские герои – обычные земные люди. Им свойственны просчёты и ошибки. И не только ошибки, но и жестокие отклонения от правды Христовой. Вот только, как это часто бывает, одни спешат раскаяться в своих грехах, а другие камнеобразно затвердевают в них.
И отсюда следует простой и светлый, как родник, вывод. Искренне верующие в Бога, получая от Него благодать, способны преодолеть самые невероятные трудности, закалиться в них и построить свою жизнь по мудрым правилам предков. А люди, эти традиции разрушающие, теряют и земное бытие, и бытие вечное. Судьба Пугачёва, судьба всех его сподвижников, судьба предателя Швабрина серьезно предупреждает о гибельности безбожного пути. Ведь он не только безбожный, но еще и антинародный.
Идущие по нему становятся иванами, не помнящими родства. Но за гордыню невероятную попадают в самый страшный разряд людей, которые вносятся в чёрный список и не вспоминаются в православных службах. Хотя, думаю, и за их грешные души молятся современные гринёвы. Помолимся и мы с вами.
13 июня 2013 года,
Вознесение Господне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *