Мировоззрение и религия

Связь философии с мифологией и религией

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

  • познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т.п.;
  • предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
  • практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т.п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

  • как возник мир;
  • как он развивается;
  • что такое жизнь;
  • что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Основные исторические виды и сущность мировоззрения

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

  • через воспитание в условиях религиозной семьи;
  • обучение в школе;
  • опыт жизни;
  • силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Мифологическое мировоззрение

С момента «обнаружения» человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова сущность и природа окружающего мира, какова сущность и природа самого человека, что общего между человеком и окружающей его действительностью и что их разделяет, как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разряду мировоззренческих.

Сама постановка такого рода вопросов стала свидетельством определенной зрелости человека, развития его мировосприятия. В ходе своих наблюдений человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерности, связи. Некоторые из них были восприняты как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что не только человек познает и осваивает мир, но и сам он является объектом исследования, наблюдения и воздействия.

Не только животные и растения, но и реки, горы, степи, огонь, воздух, земля, вода, небесные светила оказались в понимании человека одушевленными. Каждая из актуализированных таким образом сущностей обрела личностное начало, а вместе с ним — волю, устремления, интересы, пристрастия. Каждая подобная сущность, конечно же, была наделена именем. Кроме того, в человеческом сознании сформировалось представление о существах, невиданных в обычной практике, но якобы играющих существенную роль в процессах бытия, способных оказать большое влияние на жизнь человека. Различные культурно-этнические системы отличаются совокупностью своих мифологических существ. Неотъемлемые персонажи античных мифов — боги-олимпийцы, кентавры, грифоны, циклопы, сирены; в русской традиции — это Ярило, лешие, птица-феникс и т.д.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Некоторые из людей оказались талантливыми организаторами своих соплеменников, мужественными и умелыми воинами. Другие — мудрецами, повлиявшим на сознание и образ жизни многих людей. Третьи проявили себя как искусные художники или ремесленники. Все они остались в человеческой памяти и в представлении следующих поколений приобрели статус героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, полубогов. Им приписывали невероятные подвиги, они смело вступали в борьбу со стихией, в партнерство или противоборство со сверхъестественными сущностями, часто выходили победителями в сложных и опасных ситуациях. В рассказах, легендах о них переплетались реальный опыт, народная мудрость, образность, выдумка, приобретшая фантастические формы.

Так возникла мифология. Она считается первым типом мировоззрения и представляет собой относительно стройную систему мифов, а также представление о мире и отношение к нему, основанное на критериях, вытекающих из содержания мифов.

Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

В мифах отражается представление людей древних обществ о происхождении мира и человека, о характере его функционирования, системы духовных, этических, эстетических ценностей и норм. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия, поведения.

Другими словами, миф — это проявление мировосприятия древнего человека, содержащее определенные ориентиры и некоторые предписания его повседневной практики.

Древний человек, осознав свою автономность в природе, еще не в полной мере выделил себя из нее. Он себе представлялся неотъемлемым, естественным и, по всей видимости, достаточно уязвимым элементом окружающего мира и полагался больше на чувства, чем на разум. Следует заметить, что элементы мифологическою восприятия мира существуют и сегодня, по в глубокой древности мифология была единственной формой мировосприятия. Мифологическое сознание отличается восприятием никогда не наблюдаемых в реальности, идеальных картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия». Оно стирает грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяет причинно-следственные связи аналогиями и поверхностными объяснениями.

Итак, мифология (от греч. mythos — сказание и logos — слово, понятие, мысль, разум) — тип мировоззрения, которому свойственно чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов; их содержание принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил. волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.

Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы (как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей — рода) и фетишы (неодушевленные предметы, наделенные в представлениях верующих сверхъестественными свойствами). Однако их сакральные свойства в определенный момент развития человеческого сознания девальвировались, их место заняли сверхъестественные нематериальные (часто в представлении людей — человекоподобные) всесильные сущности. Как правило, они не были непосредственно связаны с природой, но сами выступали ее творцами.

Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в способность этих существ контролировать компоненты природы, причем как реально существующие (например, океан), так и вымышленные («подземное царство»). Различные сверхъестественные сущности могли «заведовать» той или иной сферой деятельности людей или распространять свое покровительство на крупные области, на которых люди проживали. Таким образом, весь окружающий человека мир был поделен между совокупностью божеств, которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Приблизительно так выглядел политеизм.

Но возникали представления и о единственном могущественном боге, способном единолично определять абсолютно все происходящие в природе и обществе процессы. Люди безраздельно доверяли ему, наделяли непререкаемым авторитетом. Такая система называется монотеизмом.

Так сформировался еще один тип мировосприятия — религиозный, в котором, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным.

Религиозное мировоззрение

Главным отличием религии является безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало — Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Бога и безоговорочное поклонение ему.

Надо отметить, что феномен поклонения священным предметам, животным возник примерно водно время с формированием системы мифов, во многих случаях это был один и тот же процесс. Элементы религиозного мировосприятия присутствовали и в мифологическом сознании. Но окончательное формирование развитых религиозных верований обычно связывают с монотеизмом, когда религиозное мировоззрение стало преобладать над мифологическим. Среди ранних монотеистических религий наиболее известны иудаизм, буддизм, сложившиеся до нашей эры, в начале первого тысячелетия сформировалось христианство, а в середине — ислам.

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сущности — божества, влияющего на окружающей мир и жизнь человека.

Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мифологией. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы (прежде всего мировые религии) органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.

Однако и религиозное мировоззрение было в немалой степени противоречиво. Это естественно. Мировосприятие даже отдельного человека нередко оказывается сложнее, чем самая совершенная религиозная система. Развивающемуся общественному сознанию еще более проблематично не выйти за рамки религиозного сознания. Это обусловлено неповторимостью индивидуального сознания, сложностью коллективного, многофакторностью и динамизмом общественного сознания. Процесс освоения окружающего мира связан с разносторонним практическим опытом, необходимостью углубления самых различных прикладных знаний, важностью обладания точными данными и закономерностями процессов доступного наблюдению бытия.

В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и на рациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых типов специализированной деятельности — животноводства, земледелия, медицины, возведение крупных инженерных сооружений. Важную роль играло развитие искусств и ремесел. Немалое значение имела социально-территориальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно-информационных отношениях с соседними и дальними странами. Она принимала различные формы — от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Одновременно эти процессы вскрывали противоречия некритического мировоззрения.

В результате все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности. Процесс возникновения и развития такого подхода к действительности происходил параллельно с развитием «некритичных» по своей сути видов мировоззрения — мифологического и религиозного. Однако поначалу рациональное знание распространялось исключительно в области практик и, как правило, не выходило за рамки решения бытовых вопросов. Оно носило в большей степени вспомогательный характер. Мифология и религия, тем временем, обрели форму идеологических систем.

Новые знания оказывали существенное влияние на социальную практику, на сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше основывалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаше подтвержденных эмпирическим опытом. Так складывался еще один тип мировоззрения — философский.

Философское мировоззрение

Философию как мировоззрение отличает критическая позиция в отношении окружающего мира, в отношении самого человека, а также в отношении процесса познания человеком действительности. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по поводу предмета исследования. Не требующая доказательств вера, традиционные для мифологии взгляды в философии были потеснены стремлением разобраться в сущности вещей.

Постепенно философия стала занимать все более прочные мировоззренческие позиции, но не отменила окончательно ни мифологии, ни тем более религии. Следует также отметить, что по своей сущности и значению в жизни общества все виды мировоззрения во многом схожи между собой. Это позволяет определить сущность мировоззрения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, жизненная позиция, убеждения, которые лежат в основе отношения человека (отдельного человека, группы людей, сообщества) к себе и к миру, его повседневного поведения и устремлений.

В мировоззрении обычно выделяются два уровня: образно-эмоциональный и понятийно-категориальный. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от этою философский тип мировоззрения основан прежде всего на рациональном мышлении. он представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, отношений к ней.

Наконец, философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление.

В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.

Элементы философского мировоззрения существовали всегда с тех пор, когда человек впервые задумался о том, что его окружает, как этот окружающий мир устроен, как возник тот или иной его элемент, кто он сам в этом мире. Мифология и религия также содержат в себе в качестве компонентов фрагменты философского знания, так как в них присутствуют определенные обобщения. С другой стороны, мифологию и религию в какой-то степени можно считать вариантами философского подхода к реальности.

Так, для мифологии окружающий мир — это некоторая данность, само собой разумеющееся вместилище явлений и процессов, в той или иной мере понятных человеку, арена драматичных взаимоотношений сверхъестественных сущностей, на которой нашлось место и самому человеку, хотя отведенная ему роль и скромна. При этом ни прошлое, ни будущее в мифе зачастую существенно не отличаются от настоящего, мир цикличен в своем развитии, субъект исследования этим ничуть не обеспокоен, эволюция для него носит достаточно ограниченный, а порой лишь бытовой характер.

Большинство известных религий трактуют мир как творение Бога, запрещая задумываться о том, существует ли (существовало ли) что-нибудь вне этого «товарного» (т.е. сотворенного) мира. Человек — всего лишь один из элементов, всецело зависящий от творца реальности, но в то же время самое важное и совершенное творение, призванное осознанно, в доступной ему форме и в дозволенных свыше пределах реализовывать божественную волю в этом мире.

Философия не удовлетворяется простотой и статичностью мифологической картины мира, заданностью и предопределенностью религиозной трактовки бытия. Философы выдвигают различные, порой противоречащие друг другу идеи субстанционального характера или рационально обосновывают онтологические (например космологические) идеи мифов. Так, некоторые ранние философские системы выступали с позиций гилозоизма (предполагающего одушевленность всех материальных тел, природы космоса).

Даже в рамках религиозного мировоззрения философия стремится к более полному пониманию бытия, к более адекватному его отражению, к познавательной разноплановости. Помимо политеизма (многобожия, язычества) и монотеизма (религия, в основе которой вера в единого Бога) философская мысль, проявляясь в религии, в разнос время выдвигала концепции деизма, пантеизма. Позиция деизма заключается в представлении о том, что Бог создал мир и после этого не вмешивался в его развитие, давая человеку возможность самому жить по разумным законам, полученным вместе с актом творения. Пантеизм отождествляет Бога с природой.

Однако философия выходит далеко за рамки религии.

Философия стремится учесть все значительные сведения о реальности. Она критически исследует вновь возникшие концепции, но подвергает сомнению и представления о природе, сложившиеся ранее. Суммируя весь критический опыт и последние достижения науки, философия формирует современное представление о мире. В это представление включены все вопросы, которые возникли как в самом начале развития человеческой цивилизации, так и в ходе всей ее истории. Эти вопросы называют философскими — о вечном и временном, о беспредельном и конечном, о единичном и неисчислимом, о возвышенном и низменном, об истине и заблуждении, о справедливости и обмане, о совершенстве и примитивности. Философию в равной мере интересует и вся Вселенная, и отдельный человек. Философы вновь и вновь рассуждают о том, что такое наш мир. как он возник и в каком направлении развивается; о красоте, любви, добре, счастье.

Реальность в различных философских системах, учениях, школах представляется неодинаково, но каждая новая концепция, как правило, не отвергает прежнюю (во всяком случае не отвергает абсолютно). Очередная концепция, скорее, добавляет новые штрихи в создаваемую веками картину мира. В результате взаимодействия подобных систем и представлений философское знание стремится более глубоко проникнуть в сущность известных ранее явлений и процессов, составляющих наш мир.

Философия ставит целью сформулировать универсальные подходы, позволяющие полно и глубоко осознать общие закономерности бытия или сущность его важных фрагментов — окружающего нас материального мира, общества, человека. При этом философия пытается обеспечить наибольшую объективность содержащегося в ней знания. Однако в любую концепцию неизбежно включается значительный субъективным компонент, обусловленный личностью ее автора. И как нет одинаковых людей, так и нет двух одинаковых философских концепций. Впрочем, это не мешает большим группам философов и разделяющим их позиции представителям общества придерживаться каких-либо общих принципов, наиболее фундаментальных положений, центральных, особо значимых идей.

См.также: Мировоззрение и философия
Введение. Религия как форма мировоззрения: понятие, основные признаки, способы классификации

Религия как форма мировоззрения. Прежде чем приступать к знакомству с различными религиями, необходимо выяснить суть и своеобразие самого феномена религиозности и определить его эпистемологический статус, поскольку от этого зависит выбор адекватных методологических подходов к изучению религий.

Мы знаем, что человек не просто существует в мире, и даже не просто его познает, поскольку познание мира является не просто проявлением любопытства. Человек не самодостаточен. В своем существовании он находится в зависимости от того мира, в котором он существует. От адекватного представления устройства мироздания и своего места в нем в конечном счете зависит возможность самого существования человека, возможность самореализации, возможность быть счастливым. Поэтому принято говорить, что человек, существуя в мире и стремясь обрести свое место в нем, осваивает этот мир. Осваивать мир можно по-разному. Уникальность человека в том, что он, насколько ему известно, является единственным существом, обладающим разумом. Будучи одним из живых организмов, человек имеет биологические потребности, без должной реализации которых (пищи, воды и др.) под вопросом оказывается сама возможность продолжения человеческой жизни. Однако кроме биологических потребностей, источником которых является тело, существуют так называемые духовные потребности, источником которых является человеческий разум. И в качестве существа разумного человек задается (не может не задаваться) в том числе и такими вопросами, которые принято относить к числу предельных, смысложизненных, вечных и которые составляют предмет изучения философии. Откуда произошел мир и сам человек? Что такое разум? Есть ли Бог? В чем смысл жизни и есть ли он? Что такое счастье, зависит ли оно от человека и как стать счастливым? Что такое добро и зло? Что есть сам человек? Существует ли бессмертная душа и заканчивается ли жизнь человека со смертью его тела? Очевидно, что дать ответы на эти вопросы неизмеримо сложнее, чем удовлетворить биологические потребности. Более того, однозначные ответы здесь, как правило, невозможны. Поэтому говоря об освоении человеком действительности, мы должны понимать, что содержание этого понятия довольно обширно и не может сводиться только к процессу добывания материальных или социальных благ, то есть к практической, технической деятельности и т. п. Не менее важную роль играет объяснение человеком мироздания и своего места в нем. Функция этого объяснения состоит в том, чтобы в интегративной форме дать ответ на предельные вопросы. Ценности, идеалы, верования, смыслы, которые формируются в человеке, являются различными аспектами этого объяснения. Это свойство разумного человеческого существа обладать целостным взглядом на мир и свое место в нем (при всем различии этих взглядов у различных людей) называется, как мы знаем из курса философии, мировоззрением. Способ освоения действительности, который выбирает для себя человек, неразрывно связан с его мировоззрением. Однако возможные стратегии этого освоения могут различаться.

Три наиболее фундаментальные — естествознание, философия и религия. Сразу обратим внимание на важнейший момент. Фундаментальный характер названных стратегий проявляется в том, что мы не имеем никакого достаточного основания назвать предпочтительной (наиболее правильной) какую-то одну из них, а остальные — занимающими подчиненное положение. Другое дело, что конкретный человек или социальная группа предпочитает какую-то одну преобладающую стратегию, которая и начинает оказывать влияние на мировоззренческие предпочтения. Вы должны четко представлять себе эту ситуацию и понимать, что любой мировоззренческий выбор является, в конечном счете, обусловленным ценностными, а не только рациональными предпосылками.

Специфика данных стратегий связана с наличием у человека нескольких фундаментальных познавательных средств, существующих относительно изолированно друг от друга. Само собой разумеется, что в деятельности человека они тесно связаны друг с другом, но надо понимать, что они не сводимы друг к другу: их происхождение само является предметом вечных философских дискуссий. Эти средства суть: чувственный опыт, разум и вера. Именно эти три источника познания мы вправе назвать фундаментальными в том смысле, что с их помощью мы надеемся получить знание о подлинном устройстве реальности. В то же время мы не может достоверно решить, какому из источников нашего знания отдать предпочтение и, следовательно, какие именно объекты признать существующими.

При помощи чувственного опыта человек познает чувственный (материальный) мир. При помощи разума — мир идеальный (умопостигаемый). Знание о материальном мире, полученное преимущественно на основе чувственного опыта, принято называть естественнонаучным знанием. Полученное о мире идеальном и преимущественно при помощи разума — знанием философским. Сейчас мы должны учитывать, что для ясного понимания различия между наукой и философией, мы прибегаем к некоторым упрощениям и не затрагиваем проблемы соотношения эмпирического и теоретического познания в науке. Речь идет о другом. Мы хорошо знаем, что есть вещи, которые можно «увидеть» только при помощи чувственного опыта, а есть такие, которые «видит» только разум. Например, при помощи одного только разума мы не можем узнать цвет лежащего на столе перед нами предмета (если закроем глаза), не можем узнать его вес (для этого нужны приборы). С другой стороны, мы можем размышлять о добре и зле, но не можем взвесить их на весах, можем размышлять о душе, бытии и познании, но не видеть их глазами. И уж тем более, мы можем поставить вопрос о Боге, предположив, например, вслед за Аристотелем, что должна быть первопричина самого мира, или прочитав Библию. А можем ли мы дать на этот вопрос однозначный ответ? Очевидно, что нет. И естественные науки не могут помочь нам в этом, поскольку главным критерием научности здесь является возможность экспериментальной проверки любого гипотетического утверждения. Никакой эксперимент не может сказать нам ни однозначного «да», ни однозначного «нет». Естествознание, таким образом, ничем не может нам помочь в ответе на вопрос о существовании Бога. Между тем сам вопрос о Боге, который возникает в философии, является вполне объективным. И как во все времена были как философы-идеалисты, так и философы-материалисты, так есть философы, которые приводят аргументы в пользу необходимости существования Бога, и есть те, которые отрицают Его существование. Поэтому очевидно, что вопрос о Боге даже для философов не есть вопрос, который решается в категориях истинного знания и заблуждений, а есть вопрос своеобразной философской веры, личного мировоззренческого выбора, личных предпочтений философа.

Понятие религии. Если спросить обычного человека, что он вкладывает в понятие религии, то ответ, скорее всего, будет примерно следующим: «религия — это вера человека в Бога». На самом деле подобный ответ далеко не полностью соответствует реальному положению вещей и, скорее, искажает суть проблемы. Необходимо понимать, что «вера в Бога» как состояние человеческой ментальности может иметь совершенно различные предпосылки. Понятие Бога (или богов) в простейшем виде является просто определенным эпистемологическим средством, при помощи которого человек объясняет устройство мира. Понятно, что такой ракурс соответствует скорее философскому взгляду на вещи и не отражает должным образом специфику феномена религиозности как таковой. Поэтому для уточнения содержания понятия религии правильно будет обратиться к его этимологии. Слово religio в переводе с латинского языка означает «связь человека с Богом». Ключевым моментом здесь является «связь». Именно в аспекте «связи» становится понятно, что религиозность проявляется в человеке не просто на когнитивном уровне, но скорее ценностно-когнитивном, затрагивая, прежде всего, нравственную сферу: подлинная религиозность означает активное желание человека знать истинные критерии нравственных ценностей, критерии добра и зла для того, чтобы в своих поступках следовать первому и избегать второго. Религия — это не просто вера в Бога, но именно связь с Богом. Очевидно, что такое значение слова религия позволяет нам лучше понять его содержание на смысловом уровне и, кроме того, выявить некоторые неподлинные формы отношения человека и Бога, которые правильнее будет назвать формами псевдорелигиозности.

Формы псевдорелигиозности. К таковым можно отнести: атеизм, «карманного бога», различные религиозно-философские системы, сектантство. Кратко охарактеризуем их.

Атеизм — это активное отрицание существования Бога, своеобразный мировоззренческий выбор. При этом понятно, что доказать справедливость атеизма однозначно невозможно. Именно по причине того, что атеизм оказывается мировоззренческой позицией он в чем-то являет сходство с религией. При этом сам атеизм у человека часто имеет не столько рациональную, сколько ценностную и даже психологическую подоплеку. Очевидно, что быть атеистом психологически проще: человек по существу снимает с себя бремя вопроса о добре и зле и тем самым бремя подлинной ответственности за свои поступки.

В этом плане к атеизму оказывается близок феномен, который в религиоведении иногда называют феноменом «карманного бога» («бога в кармане»). Он характеризует следующую ситуацию: на вопрос о том, верит ли он в Бога, человек может отвечать положительно. Это означает, что его взгляд на мир скорее допускает в объяснительном плане существование сферы сверхъестественного. Но вся суть в том, что никакими нравственными обязанностями по отношению к Богу человек себя связывать не собирается. Признание факта существования Бога никак не меняет жизнь такого человека. То есть он как бы обращается с Богом по собственному усмотрению: удобно — прибегает к нему, неудобно — нет. Хотя очевидно, что понятие Бога подразумевает обратное: стремление согласовывать свое «Я» и свое «хочу» с божественными законами.

Различные религиозно-философские системы оказываются формами псевдорелигиозности по другому критерию — отношению к вопросу о роли Бога и человека в «спасении» последнего. Любая подлинная религия этот вопрос решает однозначно: спасение человека зависит прежде всего от Бога. Понятно, что и роль человека в собственном спасении очень велика, поскольку именно он со своей свободой совершает поступки, от которых зависит его участь. И все-таки очевидно, что, скажем так, «в Рай человек входит не сам, даже если он человек очень добродетельный». А вот в религиозно-философских системах все обстоит иначе: именно от усилий человека, часто от обладания им некоторым тайным знанием зависит его участь. Различные гностические и оккультные учения, например теософия, являются яркими примерами. Более того, иногда даже одну из трех мировых религий — Буддизм — некоторые исследователи склонны считать сродни религиозно-философским учениям, поскольку там нет того, что однозначно могло бы рассматриваться в качестве Бога.

Еще одной формой псевдорелигиозности являются секты, особенно те, которые принято относить к так называемым тоталитарным сектам. Дело в том, что любая традиционная религия, как мы видели, подразумевает связь человека с Богом. Если в традиционных религиях и имеются люди (например, священники, жрецы), которые играют особую роль в культовой стороне религии, то эта их роль все равно определяется самим религиозным учением (восходящим к Богу), требованиям которого служители культа должны соответствовать в глазах единоверцев. По-иному обстоит дело в секте. Вся религиозная жизнь ее членов фактически замыкается на личности основателя или руководителя секты, который, как правило, объявляет себя единственным законным посредником между Богом и последователями сектантского учения. «Прямой доступ» к Богу «простому смертному» оказывается закрытым (опять нет связи), а личность руководителя принципиально провозглашается вне критики и подозрений в нарушении религиозных норм.

Классификация религий. Существуют различные способы классификации религий в зависимости от того, какие признаки берутся при этом за основу. Рассмотрим два основных. В первом случае все религии можно разделить на политеистические и монотеистические. Во втором — на национальные и мировые.

Слово политеизм можно перевести как многобожие. Политеистическими в широком смысле называют такие религии, в которых не один, а несколько (много) богов. Иначе такие религии называются языческими. В переводе со славянского слово язык означает народ. То есть буквально речь идет о том, что сколько на Земле разных народов, столько и разных богов, которым поклонялись (или до сих пор поклоняются) люди, и, соответственно, разных религий. При всем разнообразии политеистических религий, из которых вам наверняка знакомы религии (по крайней мере по мифам) некоторых древних народов: греков, римлян, египтян, славян, у них можно выделить ряд общих признаков. Представление о богах здесь принципиально отличается от того, которое присуще монотеистическим религиям, то есть тех, в которых Бог один. В политеизме боги не рассматриваются ни как подлинные творцы мира, ни как всемогущие и независимые от мира существа. Скорее они составляют часть мироздания, некоторый невидимый, потусторонний мир, но все-таки и тесно связанный с миром посюсторонним. Вспомните, например, олимпийских богов, которые были гораздо могущественнее человека, но сами подчинялись некоторой безличной судьбе (мойре). Эта довольно тесная связь двух миров проявляется и в том, что существа (и в некотором роде сущности), принадлежащие к миру потустороннему, могут представляться весьма разнообразными. Здесь и боги, и различные духи, и души предков. Отражением взглядов на сущностное единство двух миров проявляется и в существовании некоторой универсальной практики воздействия на потусторонней мир, составляющей неотъемлемую часть самых различных политеистических культов и известной под названием магии.

Иное мы видим в монотеистических религиях. Бог здесь один. Он является Творцом мира, а мир творением Бога. В их природе, в их сущности нет ничего общего. Бог миру трансцендентен и управляет миром, будучи абсолютно независим от него. В монотеистических религиях, конечно, известны существа, которые можно назвать потусторонними — ангелы и демоны, но эти существа однозначно не боги, будучи сотворенными, как и все остальное. Монотеистических религий известно три: христианство, ислам и иудаизм. Здесь следует обратить внимание на один принципиальный момент. Монотеистические религии генетически никак не связаны с политеистическими. Кроме того, нельзя сказать, что монотеизмов на земном шаре несколько; нельзя сказать, что монотеистические религии являются результатом эволюции религий политеистических. Монотеизм как религиозное явление, в отличие от политеизма, не возникал независимо в разных регионах. Наоборот, эти три монотеистические религии, известные еще под общим названием авраамических религий, имеют, как мы увидим, один общий корень и возникли в одном регионе. Это, конечно, не означает их теснейшего сходства; для христиан, мусульман и иудеев только их религия является истинной религией.

Под национальными религиями можно понимать религии, приверженцы которых принадлежат к одному этносу. В широком смысле все языческие религии так или иначе национальны, хотя в язычестве возможно и такое явление как синкретизм, когда одновременно поклоняются богам разных народов, включая их в общий пантеон. Так было, например, в Римской империи. В узком смысле под национальными религиями можно понимать такие, вероучение которых по ряду моментов просто исключает выход за национальные рамки. Например, в классическом индуизме учение о спасении тесно связано с представлениями о варновой системе общества, из которой исключены не-индусы.

Наконец, мировые религии — это такие религии, к которым может принадлежать любой человек вне зависимости от своей этнической принадлежности. Мировых религий три: буддизм, христианство и ислам. Как видно, только две последние представляют монотеизм. В настоящее время к числу их последователей принадлежит большинство населения Земли. Обратите внимание, что термин мировые религии необходимо отличать от часто используемого словосочетания религии мира. В последнем случае речь идет о всех религиях, существующих на земном шаре. У мировых религий есть некоторые общие для них признаки. Во-первых, у каждой из них имеется основатель, имя которого хорошо известно, хотя представление о статусе основателя различается. В буддизме это Будда. В христианстве — Иисус Христос. В исламе — Мухаммад. Во-вторых, для мировых религий характерно наличие выраженной нравственной стороны религиозного учения, обращенного к конкретной человеческой личности. Именно следование предлагаемому нравственному пути человеком составляет основу спасения. Поэтому наличие фигуры основателя религии как религиозного образца для подражания, неотделимого от самого вероучения, выглядит вполне закономерно.

Различные подходы к изучению религий. Следует обратить внимание, что религия в качестве предмета исследования обладает определенным своеобразием, которое проявляется в существовании многообразных подходов. Действительно, что значит изучать религию? На этот вопрос невозможно ответить удовлетворительно, и, следовательно, невозможно подобрать адекватную методологию, если не уточнить, что именно мы подразумеваем под словом религия. Во-первых, речь может идти о некотором мировоззренческом феномене, который требует своего объяснения. В этом случае мы сталкиваемся с необходимостью выявления его эпистемологического и онтологического статуса. То есть, мы сталкиваемся со следующим вопросом: имеет ли содержание религиозной веры соответствующий заявленному содержанию объект или же нет? Или еще проще: то, о чем говорится в той или иной религии, правда или вымысел? Очевидно, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, поскольку сам феномен веры подразумевает невозможность проверки. Для верующего человека содержание его религии истинно, для неверующего — нет. Если бы можно было проверить, то вера перестала бы быть верой. К сожалению, этот очевидный с гносеологической точки зрения аспект часто совершенно безосновательно не берется в расчет. Вместо этого исследователи стремятся методологически неоправданно упростить ситуацию и поспешно заявить, что содержание веры не имеет под собой объективного онтологического основания, а является просто некоторого рода заблуждением. То есть данная позиция исходит из недоказуемой предпосылки, что содержание религии в онтологическом плане заведомо ложно и задача исследователя состоит в том, чтобы попытаться объяснить сам феномен появления религиозности. Во-вторых, предметом исследования в религии может являться не сам феномен религиозности, но конкретное содержание того или иного учения. Ведь для человека верующего не существует веры вообще и религии вообще.

Само понятие религиозности как феномена не является понятием религиозного верующего сознания, но скорее понятием религиоведческим. Для верующего большее значение будет иметь вопрос сравнительной характеристики взглядов его религии и религии иной. Вместе с тем очевидно, что вне зависимости от методологической позиции, содержание своей религии для ее последователя вполне объективно, поскольку определяет его мировоззрение, отношения с другими людьми, поведенческую мотивацию. В этом аспекте изучение различных религий может помочь нам лучше понять внутренний мир и психологию другого человека.

Наш предмет называется история религии. Таким образом, перед нами стоит задача не изучения религии в качестве мировоззренческого феномена в его различных аспектах (как в религиоведении), а знакомство с содержанием различных религий, что подразумевает преимущественно описательный характер изложения, что, конечно, не исключает необходимости систематического представления вопроса. Предметом нашего изучения станут мировые религии. Большее место, которое отведено описанию христианства, определяется, во-первых, тем, что это — наиболее представительная религия в России, а, во-вторых, тем, что именно христианство оказало наибольшее влияние на формирование европейской и отечественной философии, и в этом плане знакомство с его базовыми идеями призвано помочь в изучении исторической и теоретической части курса философии.

  1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Философ и гуманист ХХ века Альберт Швейцер писал: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Мировоззрение – это общественное и историческое явление. Оно возникает с появлением общества. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Первые две формы мировоззрения связаны с эмоционально-чувственной сферой человека. Миропонимание представляет собой сплав разума и веры человека, его убеждений и оценок. Эта форма складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. В структуре мировоззрения выделяют несколько компонентов: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент. В мировоззрении формируется целостное понимание человеком мира и самого себя.

Итак, мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

История развития человечества знает несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

К дофилософским формам мировоззрения относятся мифология и первобытная религия. Мифологическое мировоззрение было порождено неумением древнего человека объяснить природные явления и стихии. В то же время мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества древнего мира. Религиозное мировоззрение в ранних, неразвитых формах практически сливается с мифологией. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную идейную и понятийную основу. Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Религиозное мировоззрение в форме трех мировых религий – буддизма (VI–V вв. до н. э.), христианства (I в. н.э.) и ислама (VII в. н.э.) – до настоящего времени широко распространено в разных странах мира.

Философия – это самый поздний в историческом развитии тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Первоначально философская мудрость проявляет себя в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии зарождаются на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. Философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания.

Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство. В религии систематизированы ценностные подходы, а искусство явилось профессиональным осуществлением образного мышления и эстетической деятельности. На долю философии выпало рациональное познание. Первые из известных философских учений появляются в VII–VI вв. до н. э. практически одновременно в трех различных регионах – в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

По глубине знания в мировоззрении выделяются два уровня – жизненно-практический и теоретический. Первый уровень мировоззрения отличается тем, что в его основе лежит рассудок, здравый смысл, который складывается на основе обыденного, повседневного опыта людей. На втором, теоретическом, уровне мировоззрения господствует философия и наука. Здесь ценятся прежде всего знания, полученные путем научных экспериментов и философско-теоретических обобщений. В структуре мировоззрения философия занимает центральное место, выполняя свою мировоззренческую функцию. Философия представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, о месте человека в нем. С появлением философии произошел переход на другой, более высокий уровень мировоззрения – теоретический, рациональный. Такой переход называют переходом «от мифа к логосу». «Логос» на греческом языке означает «слово», «закон», «учение». Переход сознания человечества от мифа к логосу был связан с попытками поиска закономерностей в окружающем мире, с созданием первых теорий.

  1. Исторические типы мировоззрения

В мифологии отразилась неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. «Миф» в переводе с древнегреческого языка означает «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. Мифы для древнего человека представляли такую же реальность, как научные теории для современника.

С мифологией тесно связана религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадало. Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы. Латинский термин religio первоначально означал, по разным толкованиям, «благочестие, святыня», также «собирать, благоговеть» и «связывать, соединять». Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Основная функция религии – это иллюзорная компенсация проблем. Сначала религиозные системы являются политеистическими, в которых существует много различных богов. Но в дальнейшем, с централизацией государства, в этих системах выделяется главное божество, понижающее статус остальных. Так возникает монотеизм.

Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Ей присущи следующие черты.

  1. Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
  2. Она изучает предельные основания мироустройства.
  3. Основным средством познания является умозрение и интуиция.
  4. Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.
  5. Она сочетает в процессе изучения действительности гамму подходов.

Древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости». Объектом философии (т. е. то, на что направлено философское познание) выступает вся Вселенная. Философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным вещам и явлениям мира, а наиболее общие для всех вещей и явлений свойства, отношения и связи. Предметом философии (то, что конкретно изучает философия) является всеобщее мировоззрение и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые законы и формы всякого бытия (существования), всякой жизни, познания и деятельности.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении, об отношении человека к внешнему, окружающему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Философия имеет три главные темы: мир, человек и его отношение к миру. Философия является третьим, после мифологии и религии, историческим типом мировоззрения.

В сфере философии родились такие дисциплины, как логика (наука о правилах, законах мышления человека), этика (наука о морально-нравственных принципах), эстетика (наука о гармонии и красоте мира), а также социология, психология.

Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум. Древнеримский мыслитель Сенека считал, что она помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием Бога». Французский философ XVII века Рене Декарт пришел к выводу, что каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют». Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя».

В процессе исторического развития философии были выделены три основных принципа, характеризующие «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *