Адаптация это приспособление к жизни

1. Понятие об адаптации и акклиматизации человека

Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

В биологии процесс адаптации – это приспособление строения и функций организма к условиям существования. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ (или целой популяции) и благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания.

Адаптация тесно связана с эволюцией организмов и представляет один из существенных факторов акклиматизации. В хозяйственной практике адаптация чаще связана с расселением животных и растительных организмов, с переводом их в другие районы, выходящие за пределы ареала данного вида. Устойчиво акклиматизированными организмами являются те, которые легко приспособились к измененным условиям, размножаются и дают в новой среде обитания жизнестойкое потомство.

Адаптация человека – сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения.

Адаптация человека процесс двухсторонний – человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (жилища, одежда, транспорт (рис. 1.), инфраструктура (рис.2.), питание и т.д.

Рисунок 1. — Адаптации к транспорту. Рисунок 2. — Адаптации к инфраструктуре.

Акклиматизация – приспособление человека (всего его организма или отдельных систем и органов) к новым условиям существования, в которые он попал в результате переезда к новому месту жительства. Акклиматизация отличается от адаптации тем, что приобретенные новые свойства организма не закреплены генетически и в случае возвращения к прежнему месту жительства или перемещению в иные условия могут быть утрачены.

2. Общие закономерности адаптивного процесса. Механизмы адаптации

Фазное течение реакций адаптации, впервые выявлено Г. Селье (1938).

Первая фаза адаптации — аварийная развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора. Первое соприкосновение организма с измененными условиями или отдельными факторами вызывает ориентировочную реакцию, которая может перейти в генерализованное возбуждение параллельно. Реакции неэкономны и часто превышают необходимый для данных условий уровень. Число измененных показателей в деятельности различных систем неоправданно велико. Управление функциями со стороны нервной системы и гуморальных факторов недостаточно синхронизировано, вся фаза в целом носит как бы поисковый характер и представляется как попытка адаптироваться к новому фактору или к новым условиям, главным образом, за счет органных и системных механизмов.

Аварийная фаза адаптации в основном протекает на фоне повышенной эмоциональности (чаще отрицательной модальности). Следовательно, в механизмы протекания этой фазы также включаются все элементы центральной нервной системы, которые обеспечивают именно эмоциональные сдвиги в организме. Может быть выражена по-разному, в зависимости не только от индивидуальных особенностей организма, но и от силы раздражающих факторов. Соответственно она может сопровождаться сильно или слабо выраженным эмоциональным компонентом, от которого, в свою очередь, зависит мобилизация вегетативных механизмов.

Вторая фаза (переходная) — стойкой адаптации характеризуется тем, что формируются новые координационные отношения: усиленный эфферентный синтез приводит к осуществлению целенаправленных защитных реакций. Гормональный фон изменяется за счет включения гипофизарно-адреналовой системы, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников – «гормоны адаптации». В ходе этой фаза приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Переходная фаза стойкой адаптации имеет место только при том условии, что адаптогенный фактор обладает достаточной интенсивностью и длительностью действия. Если он действует кратковременно, то аварийная фаза прекращается и процесс адаптации не формируется. Если адаптогенный фактор действует длительно или повторно прерывисто, это создает достаточные предпосылки для формирования так называемых «структурных следов». Суммируются эффекты действия факторов. Углубляются и нарастают метаболические изменения, и аварийная фаза адаптации превращается в переходную, а затем в фазу стойкой адаптации.

Поскольку фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений, формированием новых функциональных систем, то эти процессы в определенных случаях могут истощаться. Если принять во внимание, что в ходе развития адаптивных процессов важную роль играют гормональные механизмы, то становится ясно, что они являются наиболее истощаемым звеном.

Истощение управляемых механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны, приводит к дезадаптации. Симптомами этого состояния являются функциональные изменения в деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе острой адаптации.

Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы — дыхание, кровообращение, неэкономично тратится энергия. Однако координация между системами, обеспечивающим состояние, адекватное требованию внешней среды, осуществляется неполноценно, что может привести к гибели.

Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда действие факторов, явившихся основными стимуляторами активных изменений в организме, усиливается, и это становится несовместимым с жизнью.

Основу третьей фазы – устойчивой адаптации или резистентности составляет изменение гормонального фона за счет включения гипофизирно-адреналовой системы. Глюкокортикоиды и выделяемые в тканях биологически активные вещества мобилизуют структуры, в результате деятельности которых ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение. Она и является собственно адаптацией – приспособлением и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостазис, адекватный новым условиям существования.

Основными особенностями этой фазы являются:

  1. мобилизация энергетических ресурсов;
  2. повышенный синтез структурных и ферментативных белков;
  3. мобилизация иммунных систем.

В третьей фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность – устойчивость организма.

Управляющие механизмы в ходе третьей фазы скоординированы. Их проявления сведены к минимуму. Однако в целом и эта фаза требует напряженного управления, что обусловливает невозможность ее бесконечного протекания. Несмотря на экономичность – выключение «лишних» реакций, а следовательно, и излишней затраты энергии, – переключение реактивности организма на новый уровень не дается организму даром, а протекает при определенном напряжении управляющих систем. Это напряжение принято называть «цена адаптации». Любая активность в адаптируемом в той или иной ситуации организме обходится ему много дороже, чем в нормальных условий (требует, например, при физических нагрузках в горных условиях на 25% больше затрат энергии, чем в норме).

Нельзя рассматривать эту фазу как нечто абсолютно стабильное. В процессе жизни организма, находящегося в фазе стойкой адаптации, возможны отклонения (снижение устойчивости) и реадаптация (восстановление устойчивости). Эти флюктуации связаны как с функциональным состоянием организма, так и с действием различных побочных факторов.

3. Условия, влияющие на адаптацию

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых оригинальных позиций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации, стресс-факторами. Другое их название – экстремальные факторы. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом, например, перемещение человека с юга на Крайний Север и т. д.). По отношению к человеку адаптогенные факторы могут быть природными и социальными, связанными с трудовой деятельность.

Природные факторы. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей.

Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что можно говорить о действии группы факторов того или иного характера. Так, например, все живые организмы в ходе эволюции прежде всего приспособились к земным условиям существования: определенному барометрическому давлению и к гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определенному газовому составу окружающей атмосферы и т. д.

Следует отметить, что природные факторы действуют как на организм животных, так и на организм человека. В том и другом случаях эти факторы приводят к различию адаптированных механизмов физиологической природы. Однако, человек помогает себе приспосабливаться к условиям существования, используя, кроме своих физиологических реакций еще и различные защитные средства, которые дала ему цивилизация: одежду, дома и т. д. Это освобождает организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы и имеет отрицательные для организма стороны: снижает способность адаптироваться к природным факторам. Например, к холоду.

Социальные факторы. Помимо того, что человеческий организм подвижен, тем же природным влияниям, что и организмы животных, социальные условия жизни человека, факторы. Связанные с его трудовой деятельностью, породили специфические факторы, к которым необходимо адаптироваться. Их число растет с развитием цивилизации.

Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полеты приносят новые комплексы воздействий. К их числу относится невесомость – состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гиподинамией, изменениями суточного режима жизни и др.

Люди, проникающие в недра Земли или совершающие глубоководные погружения, подвергаются воздействию непривычно высокого давления, влажности, дышат воздухом с повышенным содержанием кислорода.

Работа в горячих цехах или холодном климате создает факторы, требующие расширенного диапазона адаптации к крайним температурам. Выполняя свои служебные обязанности, человек вынужден приспосабливаться к шуму, изменению освещенности.

Загрязнение окружающей природы, включение в пищу большого числа синтетических продуктов, алкогольных напитков, злоупотребление медикаментами, курение — все это дополнительная нагрузка для гомеостазируемых систем организма современного человека.

В ходе развития общества видоизменяется и производственная деятельность людей. Физический труд во многом заменяется работой машин и механизмов. Человек становится оператором у пульта управления. Это снимает физическую нагрузку, но одновременно на первый план выходят новые факторы, например гиподинамия, стресс, отрицательно сказывающиеся на всех системах организма.

Другой стороной социальных влияний механизированного труда является нарастание нервно-психического напряжения, пришедшего на смену физическому. Оно связано с возросшими скоростями производственных процессов, а также с повышенными требованиями к вниманию и сосредоточенности человека.

4. Типы адаптаций

Механизмы адаптаций человека весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологические, 2) социальные и 3) этнические (как особый вариант социальной) адаптации.

Биологическая адаптация человека – эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса – фенотипическую или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называют акклиматизацией и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

В процессе индивидуальной адаптации человек создает запасы памяти и навыков, формирует векторы поведения в результате образования в организме на основе селективной экспрессии генов банка памятных структурных следов.

Адаптационные памятные структурные следы имеют важное биологическое значение. Они защищают человека от предстоящих встреч с неадекватными и опасными факторами среды. Генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность эффективной целенаправленной реализации жизненно необходимых адаптационных реакций под влиянием среды обитания. Это обеспечивает экономное, направляемое средой расходование энергетических и структурных ресурсов организма, а также способствует формированию фенотипа. Выгодным для сохранения вида следует считать тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству.

Каждое новое поколение адаптируется заново к широкому спектру иногда совершенно новых факторов, требующих выработки новых специализированных реакций.

Социальная адаптация – процесс становления личности, обучения индивида и усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Социальная адаптация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). Расширение и углубление социальной адаптации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысления и т.д. В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания других людей, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысления своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр. В процессе социальной адаптации выделяются три стадии: дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала его трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения), трудовая (условные границы – период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадающая, как правило, с пенсионным возрастом.

Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе. Наличие стихийных воздействий делает актуальной в практическом плане проблему «эффектов социальной адаптации», т.е. характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, преодоления негативных влияний, приводящих к отклоняющемуся поведению, антиобщественным влияниям.

Этническая адаптация – приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания, например в США, Канаде, Аргентине и др. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация».

Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлением национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т.п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

5. Влияние природной среды на морфофизиологическую изменчивость человеческого организма

Несмотря на «нейтрализацию» или смягчение влияния многих факторов окружающей среды на организм, до настоящего времени связь человека со средой обитания существует, то есть морфофункциональные признаки, сформировавшиеся в начальный период существования человеческого рода, еще сохранились.

Наиболее наглядно действие факторов внешней среды проявляется на организм человека в морфофункциональных различиях жителей разных климатогеографических зон: массе, площади поверхности тела, строении грудной клетки, пропорциях тела. За внешней стороной скрываются не менее выраженные различия в структуре белков, изоферментов, тканей, генетическом аппарате клеток. Особенности строения тела, протекание энергетических процессов определяются в основном температурным режимом среды, питанием; минеральный обмен – геохимической ситуацией. Особенно ярко это проявляется у коренных жителей Севера (якутов, чукчей, эскимосов) основной обмен по сравнению с приезжими повышен на 13–16%. Высокий уровень жиров в пище, повышенное их содержание в сыворотке крови при относительно высокой способности к утилизации являются одним из условий, обеспечивающих усиление энергетического обмена в холодном климате. Увеличение теплопродукции — одна из основных адаптивных реакций к холоду.

У эскимосов, живущих на островах Гудзонова залива, по сравнению с американцами европеоидного происхождения большее наполнение тканей кровью и выше процент жировой ткани в организме, то есть выше теплоизоляционные свойства тканей.

У них наблюдается усиление гомеопоэза и ослабление способности сосудов к сужению. Артериальное давление у большинства арктических популяций ниже, чем у популяций умеренной зоны. Отмечаются различия и в строении тела увеличены грудной индекс и весоростовое соотношение, усилены мезоморфные черты в пропорциях тела, выше процент индивидов с мускульным типом телосложения.

Аналогичный морфофункциональный комплекс, характеризующийся увеличением размеров грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока и гемопоэтической активности, наблюдается в высокогорье в условиях кислородной недостаточности и понижения температуры окружающей среды. У коренных жителей высокогорья выше легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина и миоглобина, периферический ток крови, число и величина капилляров, снижено артериальное давление.

Для населения тропических широт характерны удлинение формы тела и повышение относительной поверхности испарения, увеличение количества потовых желез, а следовательно, интенсивности потоотделения. Специфичная регуляция водно-солевого обмена, повышение артериального давления, понижение уровня метаболизма, достигаемое уменьшением массы тела, редукцией синтеза эндогенных жиров и снижением концентрации АТФ.

Черты тропического морфофункционального комплекса свойственны и населению тропических пустынь.

У коренных жителей континентальной зоны Сибири усиление теплопродукции сочетается с увеличением толщины жирового слоя. Среди них повышен процент лиц пикнического телосложения с брахиморфными пропорциями тела.

Население умеренной зоны по многим морфологическим и физиологическим признакам занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.

Все эти особенности характеризуют специфику черт, присущих конкретных экологических ниш.

По современным представлениям, в формировании конституции равноправное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции — продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется лишь в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения семьи. Комбинации главных признаков позволяют выделить три-четыре основных конституциональных типа. Второстепенный признак конституций (поперечные размеры) определяется условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Он наиболее тесно связан с полом, возрастом, профессией индивида, а также с влиянием среды.

Лекция №6 Глоссарий

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: статья посвящена проблеме адаптации личности в отечественной психологии. В ней проанализированы основные подходы к пониманию сущности процесса адаптации личности отечественных ученых, выделены ключевые понятия в теории адаптации личности.

Ключевые слова: адаптация, взаимодействие, развитие, адаптивность, активность.

Keywords: adaptation, interaction, development, adjustability, activity.

В отечественной психологии существует множество подходов к определению сущности процесса адаптации личности. Большинство отечественных ученых придерживаются мнения, что изучение проблемы адаптации целесообразно проводить с позиции систем-нодеятельностного подхода к исследованию личности (П.К. Анохин, А.Г. Ас-молов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) и интегрального подхода к изучению адаптации (А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан). Ориентация на личность, интегрирующую психофизиологический, социально-психологический, деятельностно-психологический способы взаимодействия с окружающей средой и все уровни психической органи-

Г. К. Аксенова, П. Ю. Аксенова

зации, позволяет воспринимать адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы .

Ряд ученых рассматривают адаптацию личности в неразрывной связи с социализацией. Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации — это смена фаз адаптации,индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, в ходе которой происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации связана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы .

А.А. Налчаджян под онтогенетической социализацией понимает такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы, другие особенности и подструктуры, имеющие в целом адаптивное значение. Каждый отдельный про-

цесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в процессе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки, шаблоны поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрип-сихических процессов. Адаптивные механизмы личности успешно выполняют свои функции, если приводят человека к адаптированности в социальной ситуации и природной среде .

Важно отметить, что адаптационные процессы идут непрерывно, поскольку постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, поэтому он должен осмысленно выбирать адекватную линию поведения и самосовершенствования. В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям .

Л.М. Растова дает свое видение соотношения процесса социализации и адаптации, утверждая, что социализация представляет собой прежде всего общее направление развития личности, а адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. При этом условием успешного протекания адаптации является наличие необходимого уровня социализации личности (соответствующих знаний, умений, навыков

и др., позволяющих адаптироваться человеку в определенных ситуациях), в то же время процесс адаптации — это определенный вклад в социализацию индивида. Л.М. Растова отмечает значимость условий, формирующихся в процессе социализации, поскольку их отсутствие может не только затормозить, но и сделать невозможной адаптацию личности в той или иной среде. Она указывает на целесообразность изучения социальной среды, в которой будет осуществляться процесс адаптации, так как среда может либо соответствовать общему направлению социализации личности, либо препятствовать ему .

О.И. Зотова и И.К. Кряжева утверждают, что социализация личности — необходимое условие адаптации индивида в обществе и конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация — это один из необходимых путей полной социализации личности .

Таким образом, можно отметить два значимых момента в соотношении процессов социализации и адаптации. Во-первых, благодаря этим процессам человек развивает свою личность, усваивает требования и нормы поведения, присущие обществу, овладевает жизненным опытом. Во-вторых, существует ряд различий между данными понятиями по содержанию, характеру и глубине изменений, происходящих в личности.

Ю.О. Яблонская выделяет следующие различия: 1) понятие «социализация» шире понятия «социальная адаптация», поскольку социализация представляется для личности глобальным процессом, а социальная адаптация разворачивается в достаточно определенных границах вхождения в новые социальные обстоятельства, новые социальные общества;

Таблица 1

Подходы к определению сущности процесса социальной адаптации

Ученые Понятие процесса социальной адаптации

1 2

Д. А. Андреева Процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение его в конкретных условиях времени в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы личности направлены и расходуются только на выполнение ее основных задач

И. А. Милославова Сложный противоречивый процесс, включающий в себя момент активности со стороны личности и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре

А. В. Петровский Усвоение действующих в обществе норм поведения и овладение соответствующими формами и средствами деятельности

Т. Г. Дичев Процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем — социальной среды и личности, в результате чего происходит изменение в обеих системах

В. Я. Крявкин Процесс активного освоения личностью новой социальной среды, связанной с усвоением знаний об окружающей ее действительности, приобретением умений и навыков в построении собственного образа жизнедеятельности, активным участием в общественной жизни, присвоением норм и ценностей

Б. Н. Алмазов Уравновешенное состояние социальной действительности и социального в человеке

М. И. Скубий Детерминированный социально-экономическим и политическим строем процесс взаимодействия субъекта с новой социальной средой, в ходе которого изменяются объективные и субъективные характеристики обеих сторон и тем самым обеспечивается эффективность их функционирования

Л. А. Гордон Процесс психологического и поведенческого освоения меняющегося типа целостной системы общественных отношений

2) социальная адаптация — один из механизмов социализации; 3)личность в процессе социальной адаптации в большей степени выступает субъектом этого процесса, а в социализации она является объектом воздействия общества .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогической литературы показал, что нет единства взглядов в понимании сущности социальной адаптации.

Из таблицы мы видим, что определения сущности процесса социальной адаптации весьма разнообразны. Однако несмотря на множественность трактовок этого феномена, можно выделить ряд общих положений:

• социальная адаптация возникает в результате взаимодействия и взаимовлияния двух систем (социальной среды и личности) и приводит к изменению и развитию в обеих системах;

• постоянная изменчивость условий социальной среды свидетельствует о не-

прерывности процесса адаптации;

• социальная адаптация имеет социально трансформированные способы и средства вхождения личности в изменившиеся социальные обстоятельства, поэтому качественно отличается от приспособительных механизмов в животном мире;

• социальная адаптация личности — динамичное явление, проходящее в своем функционировании ряд стадий, последовательность развертывания которых различна;

• в общественной жизни социальная адаптация личности выступает фактором оптимизации и регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности .

Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под психологической адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов . Мы считаем данную позицию в некоторой степени узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению.

А.Н. Макарова в своем исследовании под психологической адаптацией понимает процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических, и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Согласно А.Н. Макаровой, психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей общества. Основное проявление этого феномена заключается во взаимодействии (в том числе общении) человека с окружающими людь-

ми и его активной деятельности. Важное средство достижения адаптации — образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами .

Ключевой момент указанной позиции состоит для нас в признании автором в качестве ведущих средств достижения успешности адаптационного процесса обучения и воспитания, а также необходимости активности личности в процессе адаптации.

Следует отметить позицию Г.И. Симоновой, рассматривающую психологическую адаптацию как процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий в себя мотивацию адаптивного поведения человека, формирование целей и программы поведения. С точки зрения автора, психологическая адаптация, будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания и психики, в свою очередь, через формирование целей и программы жизнедеятельности воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает ее динамике индивидуально-эмоциональную окраску .

Согласно исследованиям М.Е. Дура-нова, педагогическую адаптацию следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры со-

циальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования .

А.Н. Макарова и Е.Е. Федорова под педагогической адаптацией личности понимают процесс ее взаимодействия с образовательным пространством, и выделяют два ее вида: 1) адаптация к учебно-профессиональной деятельности, потребностям изменившейся социальной среды; 2) адаптация как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на профессионально значимые ценности.

В социальной педагогике адаптация рассматривается как развитие или восстановление утраченных ранее социальных связей индивида, широкого спектра отношений с людьми, к семье, самому себе, а также возвращение или принятие в мире нравственных ценностей важнейших видов человеческой деятельности, при этом она имеет свою специфику .

Мы полагаем, что наиболее емкое в педагогическом контексте определение адаптации учащихся дает Г.И. Симонова, определяя ее как процесс педагогически целесообразно организованного взаимодействия учащихся с новой социальной средой и как результат, характеризующийся их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением, саморазвитием и жизненной устойчивостью .

В современной науке существуют

два основных подхода к пониманию социально-психологической адаптации личности. Первый подход—философско-социологический (И.А. Милославова, В.В. Новиков, М.И. Субий и т. д.), в его рамках социально-психологическая адаптация понимается как аспект либо производственной (в случае адаптации к профессии), либо социальной (в случае адаптации к социуму) адаптации. При таком понимании адаптацию определяют два направления: адаптация к предмету труда и адаптация к отношениям в коллективе, под которой и понимают социально-психологическую адаптацию. В рамках второго подхода — социально-психологического — социально-психологическую адаптацию рассматривают не как аспект во всех ситуациях адаптации, а как самостоятельный процесс уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, способствующий качественным изменениям взаимодействующих сторон (А.Д. Глоточкин, Э.В. Мусаева, Ж.Г. Сенокосов и др.) . Однако выделение границ, специфики, предметных областей социально-психологической адаптации не проводится. Нередко социально-психологическая адаптация отождествляется с адаптацией личности (психологической) в целом.

Г.Н. Филонов определяет социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений личности и групп, сближение цели их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру .

Социально-психологическая адаптация, по определению О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой, — это взаимодействие личности и социальной среды, которое приво-

дит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация наступает тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности .

На наш взгляд, общим звеном в указанных дефинициях является использование категории «взаимодействие» в определении сущности социально-психологической адаптации личности, свидетельствующее о возможных изменениях как адаптирующейся личности, так и группы (среды), к которой она адаптируется. При этом социально-психологическая адаптация личности может выступать одновременно и как аспект учебной, профессиональной, производственной адаптации, и как самостоятельный автономно происходящий процесс.

Стоит отметить позицию А.А. Налчад-жяна, который полагает, что определение сущности социально-психологической адаптации личности возможно только на основе идеи онтогенетической социализации, рассмотренной нами ранее. Социально-психологическая адаптиро-ванность — такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, удовлетворяет социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения творческих способностей. В свою очередь, адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности .

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической адаптации личности позволяет определить следующие ее особенности:

• протекает в постоянно меняющейся среде;

• не имеет четких границ и развивается в течение всего онтогенетического развития человека;

• характеризуется индивидуальностью и уникальностью способов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• имеет высокую степень реализации активной преобразовательной функции как личности, так и среды (существенная особенность данного процесса);

• подразумевает взаимодействие равноправных сторон — личности и среды, а не сводится к элементарному приспособлению;

• предполагает больше возможностей контроля и целенаправленной организации процесса со стороны личности;

• предусматривает в качестве основной цели не приспособление, а самореализацию личности.

Проанализировав все многообразие взглядов на проблему адаптации личности в отечественной психологии, можно сделать ряд выводов:

1. Выявлена бинарная сущность адаптации личности, заключающаяся в единстве процессуальной и результирующей составляющей. При этом адаптация личности как процесс предполагает взаимодействие индивида и той социальной среды, к которой он адаптируется (микросоциум, группы людей, институты общества и др.). Анализ процессуальной составляющей адаптации позволяет решать задачи по поиску оптимальных пу-

тей взаимодействия адаптирующейся личности и среды, и разрабатывать комплекс психолого-педагогических технологий (психолого-педагогическое сопровождение), направленных на оптимизацию адаптационного процесса. Результирующая составляющая рассматривается через призму категории «адапти-рованность», являющейся результатом адаптации личности. В свою очередь, адаптация — процесс социально-психологического взаимодействия, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптиро-ванности . В этом случае динамика адаптации личности предполагает движение адаптирующейся личности, включающейся в процесс взаимодействия с новой средой, к адаптированной личности, находящейся в состоянии равновесия с этой средой.

2. Ключевое понятие в теории адаптации — это «взаимодействие», оно основывается на четырех аспектах: 1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух или нескольких систем; 2) взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами; 3) основная цель такого взаимодействия — некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; 4) достижение цели предполагает изменения во взаимодействующих системах.

Взаимодействие—это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосред-

ственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Понятие взаимодействия носит объективный и универсальный характер. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и, как следствие, одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Оно характеризуется как многокомпонентный процесс, включающий в себя взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние субъектов взаимодействия . По нашему мнению, именно понятие взаимодействия наиболее точно отражает особенности протекания процесса адаптации.

3. Идея активности личности в процессе адаптации. Взаимодействие человека со средой происходит в различных формах. Следовательно, и процесс адаптации личности, основывающийся на понятии взаимодействия, имеет несколько форм проявления. Активная форма предполагает воздействие адаптирующейся личности на среду адаптации с целью ее изменить. На наш взгляд, именно такая форма способствует оптимизации адаптационного процесса и свидетельствует об истинной адаптации личности. Пассивная форма — отсутствие стремления воздействовать и изменять среду адаптации; конформное отношение к требованиям и нормам, предъявляемым к адаптирующейся личности. Мы считаем, что постоянное использование подобной формы в процессе адаптации приведет личность к состоянию лжеадаптации или дезадаптации.

4. Взаимосвязь процессов адаптации и развития. При достижении согласованности и гармонии в процессе адаптации происходит преодоление внутренних и внешних конфликтов, решение проблем, формирование личностных новообразований, приобретение знаний, умений, навыков, что свидетельствует о неразрывной связи, а также существенном пересечении процессов адаптации и развития. Наша точка зрения солидарна с позицией исследователей (А.В. Петровский, С.М. Ред-лих, А.Н. Ростовцев и др.), рассматривающих адаптацию как микроцикл в развитии личности, начало определенного периода ее развития, прохождение которого в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида . Более того, мы полагаем, что одним из самых существенных результатов процесса адаптации является развитие личности, то есть адаптация всегда ведет за собой развитие, иначе следует говорить о дезадаптации/лжеадаптации личности.

5. Адаптационные способности человека во многом зависят от психологических особенностей, качеств и свойств личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень их развития, тем выше вероятность успешной адаптации, и тем значительнее диапазон внешних факторов среды, к которым личность может

адаптироваться. Данные психологические особенности, свойства и качества личности взаимосвязаны и образуют одну из интегративных характеристик ее психического развития — адаптивность (личностный адаптационный потенциал). Адаптивность, на наш взгляд, представляет собой интегрирующее свойство адаптации личности к среде адаптации, высокий уровень которой обеспечивает успешное протекание процесса адаптации и соответственно высокую степень адаптированности индивида как результат адаптации.

Литература

1. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов СБ. Психология обучения и воспитания в высшей школе. — Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 223 с.

4. Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис. . канд. психолог. наук. — Ставрополь, 2008. — 224 с.

5. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. — 337 с.

8. Кундозерова Л.И., Редлих С.М., Ростовцев А.И. Проблемы социально-профессиональной адаптации. — Новокузнецк: НГПИ, 2001. — 230 с.

10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в

экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16-24.

11. Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1995. — 345 с.

14. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: Просвещение, 1982. — 255 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М.: Наука, 1979. — 335 с.

16. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2006. — 365 с.

«УРОВНЕВЫЙ» ПОДХОД В КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В. А. Урываев

Аннотация: в публикации рассматриваются перспективы использования в правоприменительной деятельности (криминология, судебная экспертиза, работа с кадрами) первой отечественной концепции личности, разработанной А.Ф. Лазурским.

Ключевые слова: теория личности А.Ф. Лазурского, уровень личности, личность преступника, извращенная личность, судебная экспертиза, отбор кадров.

Несмотря на высокую оценку вклада А.Ф. Лазурского в развитие психологии личности целым рядом ведущих специалистов (Б.Ф. Ломов, 1984; Ю.Б. Гиппен-рейтер, 1988; А.В. Брушлинский и со-авт., 1997; В.А. Аверин, 2002 и др.), его концепция личности, к сожалению, практически упущена в современных курсах психологии. Вместе с тем профессор Д.А. Леонтьев дает превосходную оценку теории личности А.Ф. Лазурского, «… которая при пристальном анализе оказывается не только первой полноценной теорией личности в отечественной психологии, но и практически первой в мире» . Мы не просто соглашаемся с оценкой Д.А. Леонтьева, но полагаем, что вклад А.Ф. Лазурского не только исторический. Мы убеждены, основываясь на практике работы в правоприменительной системе, что концепция личности А.Ф. Лазурского, созданная поч-

УДК159. 923.2 ББК Ю 952

А. А. Суханов

г. Чита, Россия

Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследованиях

В статье обсуждаются различные трактовки понятия «адаптация» в отечественной психологии. Констатируется, что понимание исследователями сути и структуры адаптации (в ее психологических аспектах) существенно отличается. Автор говорит о необходимости уточнения понятия «психологическая адаптация» в применении к изучению психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории.

Ключевые слова: психическая адаптация, психологическая адаптация, социальнопсихологическая адаптация, экологически неблагополучная жизненная среда.

A. A. Sukhanov

Chita, Russia

Understanding the Problem of Man’s Adaptation as Viewed in our Country’s Psychological Resources: Review

Изучая состояние психики человека, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории, сотрудники лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ установили, что показатели психологического статуса обследованных детей смещены к нижним границам нормы . Существование тенденции к общему снижению уровня психической активности детей, родившихся и постоянно проживающих на экологически неблагополучных территориях, поставило перед исследователями вопрос об особенностях психологической адаптации населения экологически неблагополучных территорий. Разработка этого вопроса потребовала серьезного методологического и теоретического обеспечения, создание которого встретило значительные трудности. Они связаны с тем, что, несмотря на огромное число работ по адаптации человека в отечественной психологии, практически не изучались вопросы психологической адаптации человека к экологически деформированной жизненной среде. Между тем, глобальный экологический кризис привел к тому, что в настоящее время большая часть населения России проживает именно в таких условиях , по словам В. П. Казначеева, не адекватных гено- и фенотипическим свойствам человека , что актуализирует необходимость анализа психологиче-

ской адаптации человека к названным условиям. Однако разработка этой проблемы, которая проводится в рамках экологической психологии, требует реализации популяционного подхода к анализу показателей состояния психики и показателей психологической адаптации человека к экологически деформированной жизненной среде, поскольку установить факт влияния на психику «загрязненной» природной (физической) среды как компонента среды жизненной возможно только на уровне популяции, а не отдельного человека. Популяционный подход к анализу психологической адаптации человека, как показывает изучение состояния проблемы в отечественной психологии, до сих пор не применялся. И само понимание психологической адаптации в рамках этого подхода нуждается в уточнении.

Одной из трудностей теоретического обеспечения разработки проблемы адаптации является разнообразие применяемых понятий и терминологии, обусловленное их полисемантичностью. Понятие адаптации, впервые появившееся в биологии, быстро вышло за ее пределы и приобрело статус общенаучного, поскольку включало в свое содержание существенные характеристики явлений и процессов, наблюдавшихся и в других областях действительности и, соответственно, изучавшихся различными отраслями знания. В

© Суханов А. А., 2011

настоящее время проблемы адаптации исследуются в биологии, психологии, педагогике, социологии, многих других областях науки и практики. Существует также обширное поле междисциплинарных исследований.

В литературе подчеркивается сложность и многоплановость адаптации человека. Различия в представлениях исследователей о сути адаптации приводят к тому, что по-разному понимается ее структура, по-разному описывается процесс адаптации, выделяются разные виды, формы, механизмы. Даже биологи, которые считают адаптацию одним из наиболее общих и наиболее используемых в своей науке понятий, признают тот факт, что до сих пор не только не существует общей теории адаптации, но и не сформулированы даже общие принципы анализа адаптивных явлений, не установлены их основные закономерности, нет достаточно четких и однозначных определений . Эта оценка справедлива и по отношению к разработке проблемы адаптации человека в психологии. По мнению М. А. Беребина, вопросы теоретического и методического обеспечения концепций психической адаптации во многом остаются неразработанными .

Вместе с тем, в настоящее время ряд общих проблем биологической и психологической адаптации человека изучен достаточно подробно, а проблемное поле исследований весьма обширно, начиная от приспособления сенсорноперцептивных систем к конкретным стимулам до адаптации человека к утрате здоровья. В психологии внимание исследователей чаще направлялось к вопросам адаптации человека к социальным факторам жизненной среды. Контекст исследований чрезвычайно разнообразен: адаптация человека к изменениям в социальных системах (в стране, в семье, в организации); к изменениям в социокультурной среде и в образе жизни (например, при эмиграции и иммиграции, попадании в пенитенциарное учреждение, поступлении образовательное в учреждение, в начале производственной деятельности и т. д.); к изменениям в социальной позиции (например, к потере привычного социального статуса). Перечень можно продолжать .

Значительно меньше изучена адаптация человека к факторам природной среды. В первую очередь, в этой области исследователей интересовала адаптация к отдельным, экстремальным, факторам природной (физической) среды: температурным, световым, гравитационным и др. . Особенности психологической адаптации человека к природным условиям регионов экологического неблагополучия практически не изучены.

Серьезным самостоятельным вопросом методологического и содержательного характера яв-

ляется вопрос о видах, формах адаптации. В литературе отсутствует единство в его трактовке.

Так, согласно С. В. Штак, при всем многообразии классификационных моделей адаптации условно можно выделить три формы адаптации человека к изменяющимся условиям среды: биологическую, социальную и психологическую .

А. Г. Маклаков говорит о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации. Он рассматривает их и как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации . Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.

Подчеркивая, что человек есть «не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система», настаивает на необходимости при рассмотрении проблем адаптации человека выделения трех функциональных уровней: физиологического, психического и социального -А. В. Морозов . Далее он говорит о психической, психофизиологической адаптации как об отдельных видах. В структуре адаптации принято также выделение следующих уровней (видов): психофизиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, при этом специально подчеркивается, что все они одновременно участвуют в процессах регулирования.

Коцюбинский, Н. С. Шейнина также полагают, что психическая адаптация включает в себя психологическую и в целом состоит из трех блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции -биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый блок психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты .

Традиционно отдельно, как самостоятельные виды адаптации, исследуются психическая и социальная адаптация. Несмотря на то, что связь их обычно констатируется, особенно в начале изучения каждой разновидности, но затем для облегчения анализа исследователь, как правило, абстрагируется от этой связи. Или возможен вариант, когда социальная адаптация трактуется как социально-психологическая. Так, А. А. Реан выделяет три направления в исследовании социальной адаптации: 1) связанное с психоаналити-

ческими концепциями взаимодействия личности и социальной среды; 2) связанное с гуманистической психологией; 3) связанное с когнитивной социальной психологией.

Понимая под психической адаптацией приспособление на уровне психических функций, в их интегральной связи, Ц. П. Короленко называет ее наиболее высоким уровнем адаптации. Выделение психофизиологической адаптации, включающей процессы не только на уровне психической сферы, но и связанных с нею физиологических функций, он считает условным.

По мнению многих , именно психическая адаптация обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Исключительно высокая значимость психической адаптации отличает приспособительные процессы человека от таких же процессов у животных. Эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социальнопсихологической стоимости, которая определяется энергетическими и информационными затратами.

Важнейшая роль психической адаптации в системе адаптационных механизмов человека подчеркивается всеми исследователями. И чаще всего — обратим на это специальное внимание -они говорят именно о психической (а не психологической) адаптации, включая в нее социальнопсихологические показатели. Отметим далее, что в психологической литературе чаще всего анализируется личностная адаптация к среде и постулируется, что осуществляется она в процессе сознательной деятельности. Не зря исследователи включают в перечень наук, ее изучающих, лишь психологию личности, педагогическую психологию, юридическую психологию, медицинскую психологию, акмеологию . Считается, что психическая адаптация — это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. П. Ф. Березин, используя структурно-уровневый подход, выделяет следующие уровни психической адаптации: психофизиологический, психологический и социальнопсихологический .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Налчаджян исследует социальнопсихическую адаптацию человека .

Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик. И. А. Милославова считает социально-психологическую адаптацию стороной адаптации социальной (профессиональной). Она

поставила вопрос о методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления. А. А. Реан рассматривает социально-психологическую адаптацию как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации .

Исследователи дифференцируют индивидуальную и популяционную психическую адаптацию, констатируя, что разделение между ними достаточно условно, и понимая под последней адаптацию социальную .

Существует мнение, что психологическая адаптация — это не видовая адаптация, а индивидуальная, и поэтому определяется психологией личности и ее особенностями.

Наиболее близкая к нашему пониманию концепция психологической адаптации разработана Е. К. Завьяловой . По мнению автора, системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимодействия, предложить комплексные критерии адаптированности, уточнить понятие адаптации. Обобщая основные положения, высказанные в трудах В. С. Аршавского , Ф. Б. Березина , В. И. Медведева , Е. К. Завьялова заключает, что:

• адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

• механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

• системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

• особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующимся совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

• критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

• процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Все приведенные выше положения концепции Е. К. Завьяловой не вызывают сомнений, их следует принять. Но далее исследовательница предлагает следующее, наиболее, по ее мнению, современное, определение понятия психической адаптации, принадлежащее Ф. Б. Березину: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды…» . И получается, что психическая адаптация — это, прежде всего, личностный процесс. С этим вряд ли можно безоговорочно согласиться, имея в виду, что личностные свойства нельзя отождествлять со всей психикой, они составляют хотя и важнейшую, но часть психики.

Анализ понимания и определения адаптации человека в названных и многих других исследованиях позволяет сделать следующие выводы:

1) понимание исследователями сути и структуры адаптации, в том числе ее психологических аспектов, существенно отличается;

2) изучается преимущественно адаптация психическая, с включением в нее психофизиологической и психологической составляющих или без этого;

3) если в работе используется понятие «психологическая адаптация», то оно нередко отождествляется с понятием «психическая адаптация», т. е. исследователи абстрагируются от специфики явлений, обозначаемых понятиями;

4) социальная адаптация чаще всего анализируется отдельно от психической (психологической), иногда ее называют социальнопсихологической; в некоторых работах социальная адаптация включает в себя психическую (психологическую);

5) несмотря на то, что ряд исследователей заявляет о системном подходе к изучению психологических аспектов адаптации, условном выделении ее уровней, компонентов, в реальной работе они анализируют отдельные виды (формы, уровни) адаптации (см. п. 2, 3), т. е. реализуют локальные варианты подходов к ее исследованию;

6) в психологии изучается преимущественно индивидуальная адаптация (адаптация субъекта, личности).

Таким образом, в психологии, говоря о человеке, по-разному рассматривают сущность и структуру адаптации в целом, по-разному трактуют психологическую и психическую адаптацию. С одной стороны, рассматривают психическую и психологическую адаптацию как разные виды адаптации, с другой стороны, не всегда проводят грань между адаптацией на психофизиологическом, психическом и психологическом уровне. В этом есть своя логика единства и целостности психической деятельности человека. Но в то же время отсутствие дифференцировки приводит к недооценке специфичности психических и социально-психологических характеристик адаптации. Именно индивидуальная адаптация является основным предметом исследования в отечественной психологии. Существующие теории адаптации созданы на основе и для исследования индивидуальной адаптации.

Когда речь идет об анализе психологической адаптации человека к комплексу условий жизненной среды региона экологического неблагополучия, то обнаруживается, что методологические и теоретические основы существующих в психологической науке подходов к изучению адаптации недостаточны. Существующие модели адаптации не покрывают проблемное поле приспособления человека к деформированной природной среде, абстрагируются от фактической целостности (хотя и неоднородности) психологической адаптации к реальным условиям жизнедеятельности.

Возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения целостной психологической адаптации населения, длительное время проживающего в экологически неблагополучном регионе.

Работ с такой постановкой проблемы в отечественной экологической психологии не проводилось. Соответственно недостаточно разработано необходимое для решения проблемы научное обеспечение — адекватный исследовательский подход, понятийный аппарат, метод анализа данных. Требуется задать новый теоретико-методологический формат исследования.

Список литературы

1. Алдашева А. А. Особенности личностной адаптации в изолированных коллективах: авто-реф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.

2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270 с.

4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

5. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск: СО РАМН, 2002. 230 с.

8. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.

9. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. 271 с.

12. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 3-16.

13. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. … канд. филос. наук. Л., 1974. 24 с.

15. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

197 с.

16. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.

17. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.

19. Штак С. В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 267-273.

Рукопись поступила в издательство 12 марта 2011 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *