Суфийские практики энергетической чистки

Суфийские практики

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик — в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания — получает от шейха особые задания и упражнения. В то же время шейх проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики шейх предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения «ментальной паузы», проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма (в частности, чакру анахату).

Некоторые из этих упражнений вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь. Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб — ощущение близости Бога, махабба — ощущение горячей любви к Богу, хауф — глубокое раскаяние, шаук — страстный порыв к Богу и т.д.

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей, например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной «ментальной паузы». На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца — возникают гармоничные «спонтанные» движения.

Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Ещё одна интересная техника — суфийское кружение. Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию. Общие правила выполнения упражнения таковы:

1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;

2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;

3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;

4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;

5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;

6) после выполнения упражнения необходима релаксация;

7) также требуется полное «доверие к технике», полная «раскрытость» во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

На «зрелых» ступенях тариката проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты — чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной «сердечной» любви.

Одна из техник такого рода — медитация смеха. Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую — на область муладхары, активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха (от муладхары — к головным чакрам). Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр. Варианты, модификации зикра весьма разнообразны — в соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением молитвенных формул.

В некоторых орденах, братствах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка — пища души (гиза-и-рух) — одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу. Широко применяется музыка, побуждающая тело к «спонтанным» движениям (тараб), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут) и т.д. В ряде орденов и братств введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама), экстатические танцы под музыку и т.п.

Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких «центров» организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального. Слаженная, сгармонизированная работа «центров» открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния учеников.

Кроме обычных методов, в суфизме существуют и «скоростные» техники духовного развития. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.

Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии — Самадхи), и техники для достижения правильной «кристаллизации» сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).

В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых религиозных школ и направлений — сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном: о том, что в основе суфизма и исихазма, даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса, а также некоторых других направлений — лежат одни и те же закономерности духовного развития. Они лишь по разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. Поэтому всегда находятся люди — вне зависимости от их принадлежности к той или иной духовной традиции — которые с успехом следуют по суфийскому пути.

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” — для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Духовные стоянки.

Все мусульмане обязаны поститься днем в течение целого месяца рамадана. Но многие суфии выходят за пределы такого ритуального предписания, едят через день, постясь ещё ночью, вводят дополнительные ночные посты в течение рамадана, практикуют длительные посты на протяжении года и сводят пищу до минимума.

Суфии утверждают, что сытый желудок вызывает ощущение самоудовлетворенности и безразличия, когда чувство голода служит напоминанием о нашей зависимости от Бога. Голодный человек становится смиренным, смиренный же, поклоняется.

Поклонники аскезы указывают на практикование самим Мухаммедом поста, на его самоотрешенный образ жизни и упражнения в воздержании известных сподвижника Мухаммеда Али.

Но не только умеренность в пище проповедуют аскеты суфии, они так же убеждают в необходимости убавления сна, половое воздержание и другие средства укрощения плоти. Аскетим – это путь к Богу, утверждают суфии сторонники аскетического образа жизни.

Аскетизм наиважнейшая стоянка на пути к Богу.

Персидский наставник Шакик аль-Балхи в его трактате “Благопристойности поклонения” выделяет четыре стоянки (манзила) на пути к Богу: аскетизм, страх, томление, любовь.

Шарик утверждает, говоря о первой стояке на пути к Богу. Началом вступления в аскезу служит упреждение духи в отказе от желания пищи и воды, за исключением самого необходимого для жизни, и отвращение от насыщения днем либо ночью, даже тем самым голод стал бы её отличием, а пища излишней”. Он советует, чтобы утроба набивалась пищей на треть, и чтобы оставалось место полнилось молитвой и твердением Корана.

Если человек продержится так один день, значит, бог сделал побуждение искренним.

Вторая ступень страх начинается с поминовения смерти, напуская на душу ужас, который приходит от размышления над предостережением о суде Божьем. Усердствование в этом более одного дня привносит ещё больший ужас: “ Свет вырастет в его сердце, и благоговерный трепет отразится на его лице.… он непрестанно плачет, больше поглощенный молитвой, спит мало, страшится много”.

Третья стоянка, согласно трактата Шакик, – томление по раю, когда человек постоянно думает о благодеяниях, кои бог заготовит для обитателей рая. Сорокадневное усердствование в подобном созерцании ввергнет сердце в беспредельное томление. Человек становится совершенно безразличным ко всему мирскому: “Он правдив в речи и благороден в деяниях. Все и всегда будут видеть его улыбчивым, радующимся, лишенным всякой зависти и желания.

Четвертая, и последняя, стоянка – это любовь Бога, которую дано обрести не всякому; она является высшей и самой достойной из всех стоянок. Она обретается теми, чьи сердца укреплены искренней верой и очищены от греха поведением. Полное светом Божественной любви, сердце забывает предыдущие степени страха и томления по раю.

Но описанные выше четыре стоянки – это классический процесс на пути к Богу. Различные святые, стараясь усовершенствовать существующую практику, создавали свои правила поведения верующего стремящегося познать божественную благодать.

Религиозный авторитет Кушайри в руководстве по суфизму перечисляет пятьдесят стоянок. Наставник Ансари приводит списки из целой сотни стоянок.

Более изощренные описания обычно начинаются с покаяния, преодоления ступеней аскезы и страха на пути ступеням довольства и успокоения в Боге и далее познанию Истины…

В перечень стоянок включаются такие как:… надежда, наблюдение, почтение, знание, мудрость, …жажда, экстаз, ревность,… крепость силы,… изумление, обретение, совокупие и, наконец, единение.

Медитация.

Как вы обратили внимание на то, что новые и новые святые в суфизме стремились внести свое в новое в суфисткую практику. Практика стоянок и зикр становилась все более и более мистическим ритуалом.

Разрабатывался ритуал, как сосредоточится при зикре, каким образом должны происходить процесс во время стоянок. Разрабатывался упражнения, которые помогают сосредоточиться и очиститься перед совершением религиозных мистических действий.

Для каждого элемента – 5 раз.

1. ЭЛЕМЕНТ ЗЕМЛИ.

ВДОХ через нос, ВЫДОХ через нос. (после вдоха по возможности задержать дыхание на 3-8 сек.)

На вдохе визуализируйте, что чистая, свежая энергия входит в вас. Ее цвет – коричневый (цвет земли) и все оттенки коричневого– бежевый, золотистый, и т.д.

На выдохе визуализируйте, что вся энергетическая грязь через руки и ноги уходит в землю.

2. ЭЛЕМЕНТ ВОДЫ

ВДОХ через нос, ВЫДОХ через рот. (после вдоха по возможности задержать дыхание на 3-8 сек.)

На вдохе визуализируйте, как фонтан чистой воды поднимается вверх по телу и наполняет каждую клеточку. На выдохе визуализируйте, что сверху, как из душа на вас льется вода, смывая всю энергетическую грязь. Цвет воды любой прозрачный, голубой и т.д.

ЭЛЕМЕНТ ОГНЯ

ВДОХ через рот, ВЫДОХ через нос. (после вдоха по возможности задержать дыхание на 3-8 сек.)

На вдохе визуализируйте, как по позвоночнику от копчика вверх поднимается горящий шнур, как вы наполняетесь светом. На выдохе визуализируйте, как из области солнечного сплетения (манипура чакра) выходит солнечный счет.

4. ЭЛЕМЕНТ ВОЗДУХА.

ВДОХ через рот, ВЫДОХ через рот. (после вдоха по возможности задержать дыхание на 3-8 сек.)

На вдохе визуализируйте, как теплый, нежный ветер окутывает вас. Обратите внимание на область горловой чакры (вишудха) – в районе яремной ямки. Направляйте туда голубой свет. На выдохе визуализируйте, что вы парите в воздухе, как птица.

После того, как вы выполнили упражнении обязательно поблагодарите все 4 стихии за помощь.

Примечание:

  1. Начинать делать упражнения нужно по 1 разу для каждого элемента, т.к. при большой интенсивности может начаться мощная очистка и есть риск заболеть.
  2. Через 3-4 дня добавлять к каждому элементу по 1 упражнению, доведя до 5 раз.
  3. В последующем, через 3-4 месяца после выполнения упражнений, можно снизить до 3 раз для каждого элемента. Далее по вашим собственным ощущениям – можно периодически увеличивать и уменьшать количество упражнений. Более 5 раз выполнять не рекомендуется.
  4. Упражнения выполнять лучше всего утром, на голодный желудок или через 2-2,5 часа после приема пищи.
  5. В начале упражнения выполнять каждый день, через 3-4 месяца – по собственным ощущениям, но желательно 3 раза в неделю.

В Кундалини йоге используется огромное количество поз. Здесь будут описаны некоторые наиболее популярные.

Во всех позах, кроме тех, где написано иначе, предполагается, что у вас закрыты глаза и вы концентрируетесь на точку третьего глаза.

Статические позы

ПРОСТАЯ ПОЗА

Сидим со скрещенными ногами и выпрямленным позвоночником, слeгка прогните вперед поясницу. Почти всегда выполняется с шейным замком. Угол скрещивания ног — произвольный. В этой позе важно найти равновесие и чувствовать себя комфортно. Если вы достаточно подготовленны, можно положить ступню одной ноги на колено другой ноги — в этом положении устойчивость повышается. Самый сложный вариант этой позы — поза Лотоса — требует большой гибкости коленных суставов. Эта поза считается самой устойчивой и хорошо подходит для долгих глубоких медитаций.
ПОЗА КАМНЯ

Сидим на пятках и коленях, с несильным шейным замком (втянем побородок к шее). Выпрямим позовночник. Если болят лодыжки — под ягодицы можно положить подушечку или сложенное покрывало. Из этой позы начинается много упражнений. Эта поза благотворно влияет на пищеварение. Говорят, что практикуя эту позу достаточное время, вы сможете «переваривать камни».

ПОЗА МЛАДЕНЦА

Поза для отдыха и релаксации. Из положения сидя на коленях нагнемся вперед и положим лоб на пол, коцентрируемся на точку 3-го глаза. Руки по сторонам, ладони обернуты наверх.

ПОЗА ТРУПА

Поза для отдыха и релаксации. Лежа на спине, ладони обернуты наверх, позвоночник вытянут в одну линию.
ПОЗА ВЕРБЛЮДА

Сидим на коленях и пятках, поднимаемся на колени. С выдохом наклоняемся назад и упираем руки в пятки. Грудь прогнута наверх, поясницу прогибаем максимально возможно, голова расслаблено висит назад. Не раздвигайте колени широко, оптимальное расстояние — два кулака. В этой позе укрепляются мышци спины, что предупреждает смещение дисков, и растягивается передняя поверхность бедра, мышцы которй регулируют кальций-магниевый баланс в организме. Поза верюлда стимулирует развитие пупочной, сердечной и горловой чакр. Согласно кундалини йоге, тот, кто практикует это позу, получает контроль над голодом и жаждой, как животное верблюд.

КУНДАЛИНИ ЛОТУС

Сидя, ноги вытянуты перед собой, взяться за большие пальцы, поднять ноги и вытянуть их в разные стороны. Сохраняйте спину прямой и потяните вверх сердечный центр.

Если вам тяжело, лучше согните ноги, но спину держите прямой. Для начинающих — можно опереться спиной о стену. Регулируется сексуальная энергия.

ПОЗА КОБРЫ

Из положения лежа на животе — положите ладони рядом с плечами, ступни натянуты и дотрагиваются друг до друга. Поднимите верхнюю часть туловища, плечи опустите вниз и назад. Голову запрокиньте назад, сердечный центр потяните вверх. Если вы достаточно гибки, можно выпрямить руки. Альтернативный способ — начать из позы Платформы и постепенно опустить таз, допускается оставить таз в воздухе. Поза развивает гибкость позвоночника и обновляет спинные нервы. Стимуирует потоки пранической энергии в теле и пробуждает высшие чакры.

ПОЗА НЕВИННОСТИ

Начинаем из позы на пятках и коленях, постепенно раздвигаем пятки, так чтобы усесться на ягодицы. Основное давление — на тазобедренные суставы, а не на колени. Если вы не можете достать ягодицами до пола, подложите подушечку. Держите спину прямой. В этой позе раскрываются бедра и таз и обновляется энергия пищеварительной и сексуальной энергии.

ПОЗА ВОРОНА

Приседаем из положения стоя, при этом колени и ступни широко раздвинуты, пятки стоят на полу. Спина должна быть перпендикулярна полу.Держите шейный замок. Если вам тяжело держать равновесие, попробуйте раздвинуть шире колени и ступни. Если вы не можете держать пятки на полу, подложите под них что-нибудь. Укрепляем бедра, нижний отдел позвоночника и мышцы ног. Энергия в нижних чакрах стимулируется для подъема в верхние чакры. Также укрепляется сердечная мышца.

Динамические позы

ЕЗДА НА ВЕРБЛЮДЕ

Сидя в простой позе, взяться за лодыжки. Со вдохом прогнуть позвоночник вперед, при этом подбородок втянут в горло. Акцент — на пояснице и области таза. С выдохом рассслабить спину, таз уходит назад. Голову стараемся держать неподвижно. При движении вперед руками помогаем себе достичь наибольшей амплитуды. При Езде на Верблюде в этом положении лучше всего прорабатывается нижний отдел позвоночника. Также это упражнение выполняется сидя на коленях и пятках (поза Камня), руки уперты в колени — при этом работаем со средним отделом позвоночника. Если сесть в простую позу, выпрямленные руки держать на коленях и делать Езду на Верблюде — работаем с верхним отделом позвоночника. В простой позе мы расслабляем позвонки нижнего отдела позвоночника и стимулируем циркуляцию энергии и спинно-мозговой жидкости в направлении вверх по позвоночнику. В позе камня разрабатываем средний отдел позвоночника и стимулируем пищеварение. Энергия поднимается вверх от среднего отдела.

ПОЗА ЛЯГУШКИ

Сядьте на корточки на цыпочки. Пятки в воздухе и соприкасаются друг с другом. Пальцы рук упрем в пол между ногами, смотрим вперед. Со вдохом — поднимаем таз вверх, выпрямляем колени, пятки остаются в воздухе, руки опираются в пол, смотрим на колени. С выдохом — опускаемся, смотрим вперед. Стараемся двигаться быстро. Повышается поток энергии тела и ума. Внутренний жар (тапас) и энергия двигаются из области таза к сердечному центру и балансируют гормональную систему.

КОШКА-КОРОВА

Становимся на четвереньки, руки на ширине плеч, пальцы направлены вперед, колени на ширине бедер. Со вдохом прогибаем позвоночник вниз, голову запрокидываем наверх (позиция «кошка)». С выдохом — прогибаем позвоночник наверх, голову опускаем и смотрим в пупок (позиция «корова»). Движение начниаем плавно, голова двигается последней! Постепенно можно увеличить скорость, но важно чтобы при любой скорости голова двигалась последней. Это упражнение развивает гибкость позвоночника и стимулирует ток спинно-мзговой жидкости.

САТ КРИЯ

Сидим на пятках и коленях, руки в замке Венеры, вытянуты над головой и прижаты к ушам, локти выпрямлены. Со словом САТ втянем пупок, со словом НАМ — расслабим мышцы живота. Следите, чтобы при движении пупка спина оставалась неподвижной. Вместо замка Венеры можно сложить вместе ладони — это усиливает прохождение энергии. Эта крия стимулирует деятельность пищеварительной и репродуктивной систем. Все внутренние органы массируются. Сат крию рекомендуется выполнять каждый день по 3 минуты.

ПОЖИМАНИЕ ПЛЕЧАМИ

Сидим в простой позе, руки на коленях. Со вдохом поднимем плечи к ушам, выпрямим локти. С выдохом — расслабим руки. Движение — быстрое. При выполнении этого упражнения мы расслабляем мышцы плечевого пояса, в которых скапливается стресс и напряжение.

СУФИЙСКИЙ КРУГ

Из простой позы, руки на коленях. Вращаем нижнюю часть позвоночника, голову и плечи стараемся держать неподвижно. Во время движения вперед — вдох, во время движения назад — выдох, или один полный круг вдох, затем полный круг выдох. Массируем органы и снимаем стресс в брюшной полости, балансируем таз и основание позвоночника.

ПОВОРОТЫ С РУКАМИ НА ПЛЕЧАХ

Выполняется из простой позы, или из положения сидя на коленях и пятках. Возьмитесь руками за плечи, большой палец со стороны спины, остальные пальцы — спереди. Со вдохом повернитесь налево, с выдохом — направо. Вращение начинается в районе пупка. Голова вращается вместе с плечами. Весь позвоночник расслабляется, массируются органы брюшной полости, улучшается пищеварение и стимулируются мышцы брюшного пресс.

ПОЗА СТРЕЧ (Натяжения)

Из положения лежа на спине поднимите ноги на 20 см, руки вытяните над бедрами, поднимите голову, сделайте шейный замок и смотрите на пальцы ног. В этом положении начните дыхание Огня. Поясница должна быть прижата к полу. Держите ступни вместе. Начинающие могут положить кулаки под ягодицы, или делать позу Стреч сначала с одной поднятой ногой, потом с другой. Эта поза мощно стимулирует пупочную чакру — центр нашей выносливости, силы воли и жизненной энергии. Так же поза Стретч «включает» всю нервную, пищеварительную и репродуктивную систему.

Мудры

Каждая область руки представляет различные эмоции или манеры поведения. Сгибая, перекрещивая, вытягивая пальца, а также прикасаясь ими к другим пальцам и участкам руки, мы можем эффективно влиять на тело и разум.

ГЬЯН-МУДРА

Гьян-мудра формируется при соединении кончиков пальцев руки — большого и указательного. Это стимулирует знания и способности. Энергию указательного пальза часто символизирует Юпитер — планета, представляющая расширение. Это мудра широко применятеся. Она обеспечивает восприимчивость и спокойствие. В «активной» форме этой мудры вы больше сгибаете указательный палец, так чтобы его ноготь оказался под вторым суставом большого пальца.

ЗАМОК ВЕНЕРЫ

Эта мудра направляет сексуальную энергию по нужным каналам и способствует балансу эндокринной системы. Холм Венеры — это мясистый участок в основании большого пальца, и в этой мудре мы объединяем положительные и отрицательные стороны холма Венеры каждой руки. Чтобы образовать мудру, сложите ладони друг с другом и переплетите пальцы; у женщин сверху получается левый большой палец, а у мужчин — правый.

МУДРА МОЛЯЩЕГОСЯ

Ладони обиех рук складываются вместе. Положительная сторона тела (правая, мужская) и отрицательная (левая, женская) нейтрализуются.

ЗАМОК МЕДВЕДЯ

Поместите левую руку на уровне груди ладонью наружу, большой палец вниз. Правую руку поместите на том же уровне, на лодонью к груди. Захватите пальцами одной руки пальца другой руки, образуя единый кулак. Эта мудра используется для усиления концентрации и стимуляции сердца.

Замки

Замок, или Бандха — это определенное сочетание мышечных сокращений. Каждый замок служит для изменения кровообращения, нервной нагрузки и потока спинно-мозговой жидкости. Бандха позволяет направлять поток психической энергии, праны, в основные энергетические каналы, связанные с подъемом энергии Кундалини. Существует три основных замка — джалландхара-бандха, уддиана-бандха и мула-бандха. Если применить все три замка одновременно, это называется маха-бандха, или великий замок.

Джалландхара-бандха, или горловой замок — очень часто применятеся в Кундалини йоге. Чтобы его сделать, голову нужно сдвинуть назад в горизонтальной плосткости (не запрокидывать), при этом подбородок укладывается в ямку между ключицами. Шейный отдел позвоночника выпрямляется, позволяя потоку пранической энергии свободно проходить к верхним эндокринным центрам мозга.

Ууддиана-бандха — диафрагмальный замок. При нем мы втягиваем дифрагму вверх, в грудную клетку и одновременно подтягиваем верхние мышцы живота по направлению к позвоночнику. При этом формируется полость, обеспечивающая мягкий массаж сердечной мышцы. Этот замок позволяет пране проходить по центральному нервному каналу вверх, в область шеи. Диафрагмальный замок стимулирует чувство сострадания. Он может дать вторую молодость всему телу. Обычно делается на выдохе.

Мула-бандха — нижний, или корневой замок. Он объединяет работу энергий в области прямой кишки, половых органов и пупка. При этом замке мы втягиваем мышцы ануса, половых органов и пупка внутрь. Этот замок позволяет объединить прану и апану. Выполняется на вдохе или на выдохе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *