7 таинств православия

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды.

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см. САКРАМЕНТАЛИИ). Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств.

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см. ТАИНСТВО.

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16). Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см. БАПТИСТЕРИЙ). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. См. также ИСПОВЕДЬ; ПОКАЯНИЕ.

Причащение, или евхаристия

(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. См. также ДИАКОН; ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных. См. также ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ; ТАИНСТВО.

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

О Таинстве Евхаристии на сайте «Фомы»

Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

О Таинстве Исповеди на сайте «Фомы»

Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

О Таинстве Елеосвящения на сайте «Фомы»

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

О Таинстве Священства на сайте «Фомы»

Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

О Таинстве Венчания на сайте «Фомы»

7 Таинств Христианства

Православные таинства
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение

Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа. Его установление по Евангелиям началось с крещения (очистительного погружения в воду), совершаемого Иоанном Предтечей. Начало традиции христианского крещения было положено словами Иисуса Христа: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).

Миропомазание

По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Покаяние или исповедь

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение

Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таинство брака

Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Таинство священства

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

1) богоучрежденность;

2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать от Бога, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Брака (Венчание) супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;

2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

2) необязательные для всех — Брак и Священство.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви.

Митрополит Филарет писал в Пространном Катехизисе: «Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами». В определении основополагающим является то, что Церковь есть сообщество людей, соединенных таинствами. Таинства являются одновременно и связующими звеньями для членов Церкви, и определяющие этих членов как таковых, поэтому все остальные элементы определения необходимо входят в эти два слова: таинства и люди.

С «веры в Господа Христа начинается христианское освящение благодатью, которое совершенствуется в дальнейшем святыми таинствами и святыми добродетелями», — пишет преподобный Иустин (Попович). Церковь создана Богом для человека и поддерживает человека посредством благодатных даров Духа Святого, которые подаются через ее святые таинства. Таинства на Земле осуществляют и определяют Церковь как таковую. Но, несмотря на это, проявления Духа в Церкви многочисленнее, чем ее святые таинства, так как вся жизнь Церкви и все, что в ней совершается, имеет благодатный характер.

Человек не может и не обретает в Церкви благодатных даров, если не участвует в таинствах. Таинства — это установления Бога о действиях благодати на Земле через людей, посредством Духа Святого в Церкви.

Таинства являются священнодействиями, совершаемыми в Церкви и Церковью. В них через молитвенный призыв Церкви ниспосылаются Богом благодатные дары Духа. Все таинства неотделимы от Церкви и совершаются внутри нее. Таинства приоткрывают перед людьми, приступающими к ним, реальность иного мира, Небесной Церкви, а также способствуют духовному перерождению всего человечества. Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Все единство Церкви осуществляется в таинствах. В таинствах наше человеческое существование соединяется с вечностью божественной жизни, или, скорее, возвышается до нее Духом Животворящим.

Человек является психофизическим существом, т.е. видимым по телу, невидимым по душе, — соответственно и каждое святое таинство имеет две стороны: видимую и невидимую. Зримую сторону составляют: все действия священника, его слова, молитва и всё, что необходимо для совершения таинства, а незримую сторону таинств составляет Божия благодать. Известные нам таинства могут осуществляться при трех условиях: Бог, человек, Церковь. Без одного из этих условий, таинства, в известной нам мере, несостоятельны. Божия благодать делает человека способным соединиться с Христом. Для такого соединения необходимым является усовершаться таинствами, омываться, помазываться, наслаждаться святой трапезой. К делающим это приходит Христос и водворяется в них, и соединяется с ними, и исторгает из них грех, и влагает Свою жизнь и силу, и делает общниками Своей победы и, несомненно, будет вечерять с ними (см. Откр. 3:20) в будущем веке.

Таинство Крещения

Крещение — единственное таинство, которое упомянуто в Символе веры, потому что оно является дверью в Церковь Христову. «Единственное таинство вселенной — сама Церковь», — утверждал митрополит Антоний Сурожский. После принятия крещения можно пользоваться другими таинствами.

Относительно Таинства Крещения в Церкви были споры и сомнения: следует ли некоторых людей, как, например, еретиков, при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз, т.е. «исповедую едино крещение». Поэтому крещение относится к т.н. неповторяемым таинствам, как и миропомазание и священство. В известном смысле Таинство Покаяния называется вторым крещением. Крещение возрождает нас Святым Духом. Возрождает потому, что мы когда-то наше первое рождение погубили и теперь зачинаемся в беззакониях. Святой пророк и псалмопевец Давид писал, что во грехах рождает каждого из нас матерь наша.

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от прежних грехов и освящающая его. Как и Господь Иисус Христос, мы должны быть освящены. Как Он, крещены. Таинства — это Бог, Себя дающий нам.

Святитель Филарет Московский говорит об этом таинстве: «Человек рождается зараженным прародительским грехом. Святое Крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас жизни ветхого человека, ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды и дабы мы добровольно приняли спасение».

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

В Православной Церкви крестят младенцев по вере их родителей и восприемников, подобно как Иисус Христос, видя веру принесших больного, исцелил его (см. Мф. 9:2). Для этого и бывают при крещении восприемники, которые обязаны научить крещаемого вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Восприемники обязаны поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Это священный долг восприемников. Если они пренебрегают этим долгом, то тяжко грешат.

В настоящее время в Русской Православной Церкви активно возрождается практика огласительных бесед перед крещением для взрослых, желающих вступить в Церковь, и для восприемников крещаемых младенцев. Имя человека, проходящего беседы перед крещением, вносится в молитву Церкви «об оглашенных». Этимология слова «огласительные» несложна. «Оглашать» — значит сделать гласным. В церковном смысле огласить — объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Огласительные беседы — это подготовка, во время которой изучаются основы христианской веры.

В самом Таинстве Святого Крещения священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый должен в таинстве отречься от дьявола, дать обещание служить Христу и подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога посредством чтения Символа веры.

Миропомазание — это единственное таинство, для которого основную составляющую (миро) приготовляет Патриарх. Среди многих обрядов и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, только приготовление и освящение мира (мироварение) совершается самим Патриархом Московским и всея Руси.

Через святое миро в Таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого. Как через возливание мира на голову царя пророки сообщали ему благоволение и благословение Бога, так и посредством миропомазания священники невидимо подают крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. В современной практике Таинство Миропомазания неразрывно связано с Таинством Крещения. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния — второе крещение. В этом таинстве Господь прощает человеку все то, что человек совершил против заповедей после вступления в лоно Церкви. Через Таинство Покаяния человек способен вновь обрести душевный покой. Преподобный Иустин Попович в своей «Пневматологии» пишет: «Христос Единый Человеколюбец вверил нам всемогущее средство, безошибочно исцеляющее всякий грех в человеческом естестве. Таким всемогущим средством является покаяние».

Таинство это уходит корнями своими в Ветхий Завет, когда люди через возложение рук своих на козла тем самым как бы возлагали на него грехи всего народа. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, …и понесет козел на себе все беззакония их» (Лев. 16:21-22).

Теперь, чтобы человеку были прощены грехи, он должен исповедовать (открыть устно) свои грехи Богу в присутствии священника. Человек получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Господь заповедовал Своим ученикам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Так Господь дал Своим ученикам дар исповедовать, а те в свою очередь передали дар своим ученикам, и так по преемству дошел этот дар до священников.

Для того чтобы человеку были прощены все исповедуемые им грехи, перед исповедью он должен примириться со всеми ближними, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять сделанных грехов, веровать в Господа Иисуса Христа и надеяться на Его милосердие. В некоторых случаях, с целью исправления, на кающегося налагается епитимья (с греч. запрещение).

Таинство Причащения

Причащение (евхаристия) — это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Через это человек таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни, получает благодать обожения через единение со Христом. Хлеб и вино после преложения на Литургии невидимо становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, т.к. таинства в Церкви не могут быть просто внешними признаками проявления религиозности или всего лишь внешними вещами.

Таинство Причащения в нашей Церкви — это не внешнее проявление религиозности, а внутреннее устроение Богом нас через внешние действия. Святитель Кирилл Александрийский писал: «Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру».

Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-56).

В настоящее время Таинство Причащения и Таинство Исповеди связаны между собой. Перед Таинством Причащения православный христианин должен поговеть, т.е. поститься три дня, прочитать молитвы ко Причащению и приступить к Таинству Покаяния.

В Таинстве Венчания человек рождается заново, рождается в семье. Человек становится не одним, но лишь половиной целого, второй половиной целого является его супруг. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

В настоящее время Церковь признает регистрацию брака в ЗАГСе. Однако регистрация брачующихся в ЗАГСе не подразумевает венчания. Венчание — это таинство, в котором брачующимся преподается через священника Божие благословение. «В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество».

В христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. В самом начале таинства совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами одевает брачующимся обручальные кольца, как символы бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной. Сам Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2:1-11).

Таинство Священства — единственное таинство, которое не может совершить иерей. Таинство это совершается архиереем во время Литургии. Епископ молится Господу, при Его незримом присутствии, об избрании выбранного человека священником, помощником епископа. Поставляемый в этом таинстве человек получает благодать Святого Духа, подобно апостолам, получившим благодать от Господа Иисуса Христа. Сам Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12).

Таинство Священства, рукоположения или хиротонии, имеет три вида: во дьякона, священника, архиерея. Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), — так писал о Таинстве Елеосвящения апостол Иаков.

Таинство Елеосвящения, или Соборования, принято считать последним таинством в жизни православного христианина. Однако это глубокое заблуждение. Связано это с тем, что люди прибегают к соборованию чаще тогда, когда человек уже испробовал все медицинские средства для поддержания физической жизни. Это неправильно и опрометчиво — прибегать к помощи Божией в самый последний момент, т.к. и Иисус Христос сказал дьяволу: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал прибегать к Таинству Соборования хотя бы раз в год. Вот что он писал заболевшим людям: «Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачество — Таинство Соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Соборное масло надо пить и им помазываться». «Умудряйтесь, после соборования и врачи умудрятся на помощь вам».

В таинствах осуществляется, возможно, самое всеобъемлющее единение с Богом, происходит соединение Бога с человеком в земной жизни. Происходит это таким же непостижимым образом, как вочеловечение Бога во Христе Иисусе. «В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество — и душу, и плоть — приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти».

Святые таинства евхаристии, исповеди, рукоположения представляют собой и определяют, и составляют путь Христа — путь соединения всех людей. Через евхаристию человек органически соединяется со Христом, а также и со всеми верными. Согласно утверждению святого преподобного Иустина: «Весь смысл богочеловеческого домостроительства спасения — это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения». А средствами восстановления является не что иное, как Церковь, святые таинства в их взаимном отношении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *