Дух огня

Энергетический уровень Любовницы Соединение со стихией Огня (медитация) Закройте глаза, сделайте вдох и на выдохе представьте, что вы стоите перед бушующим пламенем. Вы чувствуете его жар, видите, как танцуют его сполохи, как разлетаются искры, освещая все вокруг, слышите треск поленьев. Вы обращаетесь к стихии Огня, семь раз повторяя мантру Огня. АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ Огонь разгорается все сильнее, все ярче, и вы чувствуете, что сами становитесь Огнем, превращаясь в языки пламени. Вы становитесь вечным пламенем, несущим свет, тепло и перемены, вы превращаете страхи в пепел, горечь в радость, тоску в желания. Вы – Огонь, необузданный, жадный, все пожирающий на своем пути и все возрождающий, наполняющий энергией, дающий жизнь. Нет никаких границ и никакого страха, есть только пламя ваших желаний, ваша страсть и мощь. Вы – Огонь, Вы – раскаленный шар Солнца, вы – бушующая лава вулкана, вы – полыхающий пожар, вы – теплое пламя очага, вы – мерцающий огонек свечи. И только вы знаете, какая вы и когда вам какой быть – жаркой, страстной, необузданной, обжигающей или согревающей и успокаивающей. Вы – Огонь, вы всесильны, все стихии изменяются, и все живет благодаря вам. И вы еще три раза повторяете мантру Огня. АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ АУМ ШРИ АГНИ СУРЬЯ ДЖАЙЯ РАМ

Было неклассно ему со мной
Ехать в машине одной со мной
Ему со мной — зареванной, пьяной и озорной со мной
И женихом моим взрывоопасным
И аллахом моим своеобразным
И кое с кем еще — единственным кроме меня бывшим там во плоти
А раз так
Целовавшим меня по пути
Вот так и вот так, вот так и вот так
Целовавшим меня по пути
В общем, ему было стремно, но он не мог уйти
Ему было стремно в моей голове, но он не мог уйти
Ему было стремно, было стремно на устах моих
Пока их целовал какой-то мудак
Вот так и вот так, вот так и вот так
Пока их целовал какой-то человечишка
Пока их целовала букашка какая-то на теле абсолюта
Он не мог уйти, и было ему не круто, не круто

А я так любила его и он правда не знал
Что ночь напролет был со мной и пронзал меня
Нездешним светом глаз своих слепых к земному всему
Меня так тянуло к нему, тянуло к нему
Меня так тянуло, тянуло, тянуло к нему
Пока он честно всю ночь проспал
На своей половине луны
Пока с ним пропадала луна
Пока я на измене под чувством вины
Попадала мимо бокала
Пока горел в закате муэдзин
Пока горел в бензобаке бензин
Пока духи огня поджидали меня
Духи огня пожирали меня

Я бы в лицо не узнала его
Я в лицо не смотрела ему
Я не смотрю в лицо никому
Я в лицо не смотрю никому
Но интуиция и опыт помогают вслепую точно
Определить, чью душу настала пора спалить
Чтоб со скуки не сдохнуть этой ночью

Ладно, не обижайся, просто украшу ее
Перьями духов лесных (духов огня)
Я просто против проявлений телесных
(А пепел как раз для меня, как раз для меня)
(А пепел как раз для меня)
Я не хотела ехать с тобой, живой человек
А тот, кого хотела, был белый, как снег, слепой, как свет
Ему было стремно со мной
Гордость
А благоверный мой на своей половине ада не проснулся
Ревность
Пока меня целовали людские губы какого-то гада
Мой любимый во сне рванулся – демон
Спи-спи, родной, не подглядывай за мной

Пока мучительный голод
Заставляет вновь находить вслепую точно
Того, чью душу запалю
Чтоб себя порадовать этой ночью
Я на ощупь ползу к фитилю
Я на ощупь ползу к фитилю
Я на ощупь ползу к фитилю
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня

Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня
Духи огня, духи огня, духи огня пожирают меня

Нередко огненные имена берут за основу при выборе имени для рыжеволосых детей. Согласно статистике, лишь 2% людей имеют огненный цвет волос от природы. Но сегодня солнечные имена пользуются особой популярностью, ведь считается, что они могут наделить малыша новыми чертами характера, которые помогут ему быть более стойким в жизни и целеустремленным, но при этом подарит дополнительный спектр эмоций ребенку.

Нужно ли выделять цвет волос в имени

Во времена Древней Греции считалось, что имена для рыжеволосых нужно подбирать очень осторожно и ни в коем случае не выделять этот цвет волос у ребенка, ведь после смерти он будет обречен стать вампиром.

А вот современные исследования показали, что рыжеволосые люди от природы более энергичные и страстные натуры, потому дополнительно можно усилить эти черты характера, наделив малыша огненным именем. Занимательно и то, что Наполеон также был рыжеволосым, но кроме того, родители подобрали огненное имя рыжему мальчику, ведь в дословном переводе оно значит «красный» или «огонь».

Кроме того, нередко услышав имя, люди ассоциируют его с определенной внешностью человека. К примеру, имена Джина или Софи чаще всего сопоставляются с брюнетками, Элизабет и Джессика – с шатенками. Конечно, можно не выделять цвет волос в имени, а можно дополнительно подчеркнуть внешность человека и раскрыть его душевные качества, пылкость и эмоциональность, в чем и помогут имена для рыжих.

Актуальные огненные имена для рыжих девочек

Стоит обратиться к мифологии, ведь нередко именно из нее можно почерпнуть самые древние имена для рыжих девочек, которые идеально им подходят. Интересно, что у татарских и некоторых мусульманских народов сегодня набирает популярность имя Табити, которое означает «богиню любви и огня». Еще одно имя, уже связанное со славянской мифологией, Додола – имя богини молнии. Считается, что именно оно отображает огненную стихию.

Можно назвать и древнеримское имя Веста, которое в прошлом носила богиня домашнего огня или же Агни, богиня огня в Индии, они также наиболее удачно подчеркнут огненные имена, женские по происхождению.

В последнее время специалисты рекомендуют обратить внимание на такие огненные имена, которые идеально подойдут для рыжих детей:

  • Елизавета, древнееврейское имя, которое отображает яркий характер человека, а также умение достигать поставленной цели. С виду она может показаться бесчувственной, однако внутри нее таится буря эмоций
  • Алена, греческое имя, которое дословно переводится как «солнечная», «сияющая». Такое имя характеризирует сильную и волевую женщину, но в то же время жизнерадостную и твердо стоящую на земле
  • Дарья, греческое имя. Это вариант мужского имени Дарий, которое означает в дословном переводе «повелителя огня». С другой стороны, имя Дарья также имеет персидские корни и означает «великий огонь».
  • Алина, французское имя или же германское. Интересно, что у этих народов имя Аделина и Алина считаются родственными. Также такое имя было популярно в Греции и означало «солнечный луч»
  • Серафима, древнееврейское имя, огненный шестикрылый ангел. Это имя также имеет мужской аналог – Серафим. Такие девушки обладают легким характером, достаточно активные в жизни и много трудятся
  • Ариадна, имеет как еврейские, так и мусульманские корни, символизирует богиню солнца. Однако в некоторых народах трактуется как священная и непорочная. Если же переводить имя с иврита, то означает львицу или воинственную женщину. Такие люди очень компанейские, но иногда излишне застенчивы
  • Янина, славянское имя, которое символизирует богиню солнца . Такие женщины очень чувствительные и стараются все время находится в обществе людей. Сдержанные и легкие в общении, но иногда стремятся контролировать все вокруг
  • Яромира, славянское имя, которое означает солнечный мир. Имеет мужской аналог – Яромир. Такие женщины очень талантливые и всегда умеют подобрать правильные слова к окружающим, могут быть принципиальными
  • Гелла, греческое имя, означает солнечную женщину или же сияющую. Такие женщины достаточно мягкие и могут идти на уступки, имеют хорошую физическую форму, а нередко тяготят и к мужскому обществу.

Интересно, что женское имя «солнечная» очень популярно и в других странах. К примеру, можно выделить группу балтских имен. Одно из самых известных – это Габия, означает богиню огня и солнца. А вот еще одно солнечное имя Гинтаре символизирует янтарь или рыжеволосую женщину. Балтское имя Сауле единственное, которое дословно переводится как «солнце».

Солнечными именами богата и греческая история. Среди них можно выделить такие как Халианта, что означает «прекрасный солнечный цветок» или же привычное для нас имя Нелли, которое символизирует солнечную женщину. А вот имя Фотина символизирует лучистого человека, оно имеет мужской вариант. Достаточно распространенное в России греческое имя Евлампия означает «приятный свет», также такие девочки очень добры, порой могут уступить лидерство даже своему конкуренту.

Солнечные имена девочек могут быть многогранными. К примеру, среди имен еврейского происхождения можно подобрать наиболее подходящие имена для рыжеволосых девочек. Среди них Элиана, что означает «солнце», Рамина, которое переводится как «дитя солнца» или же другое имя, которое имеет аналогичное значение – Анариэль.

А вот среди английских имен можно выделить имя Адена, которое означает «солнце». Интересно, что латышское имя Лесма, которое переводится как «пламя» стало употребляться совсем недавно и уже обрело популярность среди славянских стран. А вот исконно болгарское имя Искра, которое означает небольшой огонек, не пользуется популярностью среди жителей России и популярно только на своей родине.

Можно выделить и такие арабские имена, которые подойдут огненным девочкам: Шамси и Джуна. Эти имена символизируют светлого и солнечного человека. А вот армянское имя Зара увековечено в истории этого народа, ведь в прошлом его носила жрица храма огня.

Одно из самых популярных венгерских имен Илона также относится к огненным и переводится как «светлая» женщина. Живя в XVIII веке, она прославилась тем, что организовала и возглавила героическую оборону замка Мукачева (сегодня в Украине), которая длилась больше года. Тогда же она и проявила свой пылкий и стойкий характер перед врагом. Потому таким именем склонны нарекать по истине сильных женщин.

Можно выделить и самые необычные огненные имена мира. Среди таких Йоко, что в переводе с японского означает «дитя солнца», Кече , марийское имя, которое имеет аналогичное значение. Интересно и то, что во времена СССР нередко рыжеволосых девочек нарекали именем Анфиса, которое на тот момент приобрело необычайную популярность, но уже сегодня оно не занимает лидирующие позиции.

Актуальные огненные имена для рыжих мальчиков

Очень часто, если хочется выделить особую внешность ребенка, то вспоминаются имена древних богов – солнца или же повелителей одной из стихий – огня. Среди таких можно отметить древних славянских богов – Хорса и Ярила, которые и носили мужское имя «солнечный».

Пожалуй, самое популярное имя для рыжих мальчиков в Европе – Феникс. Именно так называют мифическую птицу, которая возрождается и умирает в огне. Причем стоит учитывать, что у многих народов оно имеет свои аналоги: Рарог у славян, особенно чехов и словаков, Финист у греков.

Специалисты советуют обратить внимание на такие огненные имена. Мужские имена, приведенные ниже, являются самыми актуальными за последние годы в России:

  • Уалерий, славянское имя, означает «огненную энергичность» или того, кому покровительствует солнце. Такие мужчины не боятся препятствий в жизни, несмотря на свою эмоциональность и пыл никогда не будут ввязываться в драки, а решат вопросы мирным путем. Это имя не стоит путать с именем Валерий, оно имеет иное значение
  • Фотин, греческое имя, которое символизирует светлого человека. Такой мужчина творческий и веселый, но иногда может быть излишне безрассудным. В душе очень уязвимый, но старается проявлять альтруизм в жизни
  • Агний, одновременно греческое и славянское имя, означает огненного мужчину. Слово «агни» из греческого означает «огонь». Также имя обозначает светлого, чистого и просветленного человека. По жизни умеет подстраиваться под определенную ситуацию, веселый и добродушный.
  • Огневед, славянское имя, означает человека, который ведает суть огня. Еще одно сродненное имя с этим – Огнедар, который означает того, кто приносит жертвы огню. Такие мужчины очень дружелюбные. Иногда могут показаться окружающим слишком простыми, в то же время не лишенными особой искры.

Интересно, что среди славянских или греческих имен нередко можно отметить и другие, которые подойдут рыжеволосым мальчикам. Среди них: Августин, Артемон, Агапит, Георгий, Дарий, Евдоким, Платон, Северин. Интересно, что Платона нередко описывают как огненного мальчика, который проявляет деловитость и напористость уже с детства, хотя само имя в переводе означает широкоплечего человека.

Стоит выделить и группу балтских имен, которые подойдут огненным людям: Гинтарас, что в переводе означает человека с янтарными волосами или же Жинтарас, которое имеет аналогичное значение. Имя Линас в дословном переводе означает льва, готового к прыжку, что символизирует сильного волей человека, лидера по жизни, а нередко указывает и на его специфическую внешность.

Английские имена также имеют в своем арсенале такие, которые подойдут солнечным детям. Имя Аден считается здесь одним из самых древних и означает «огонь». Еще одно имя, которое также символизирует огонь, это Эдан. А вот достаточно редко Конлей в переводе означает «очищение огнем».

Интересно, что в последнее время набирают популярности скандинавские имена. Какие же среди их числа подойдут рыжеволосым мальчикам? Специалисты выделяют такие: Вулкан, которое символизирует бога огня и ремесла или же древнее имя Сольгерд, что означает «защиту солнца». В последнее время наибольшую популярность набрали такие огненные имена: Бранд, что значит «огонь» и Кеннет, рожденный в огне.

Среди самых необычных имен стоит обратить внимание на Кагуцути, которое имеет японские корни и означает бога огня и вулканов. Также к таким можно отнести мусульманское имя Ядар, символизирующего огненного человека.

Именно такие имена для рыжеволосых детей советуют нумерологи, поскольку они смогут раскрыть все грани человека – от эмоциональной до творческой. Интересно и то, что такие имена придают шарма любому, кто их носит, а некоторые из них даже входят в число самых милозвучных имен в мире. Какое имя выбрать своему малышу, решать лишь родителям, однако тем, кто пытается отыскать солнечное и огненное имя для своего чада стоит присмотреться к предложенным вариантам.

Дух огня (スピリット・オブ・ファイア, Supiritto Obu Faia) — хранитель Лайсерга Дителя, Великий стихийный дух. Бывший хранитель Хао Асакура.

Описание

Дух огня — священный дух племени Патч, чьё огромное тело состоит из стихии и душ. Он один из пяти первоначал, воплощений земных стихий и является малой копией Великого Духа.

Дух огня в своём нынешнем воплощении намного отличается от своей взрослой версии жившей 500 лет назад, а вернувшись снова в мир, он был совсем маленьким. Его рост — 40 метров.

До своего перерождения он был куда более жесток, чем его молодая версия, и имел гораздо более ужасающую силу, а также у него вспыльчивый характер.

История

Возродившись одним из Десяти Жрецов, Хао похитил стихийного духа. После этого оставшиеся стихийные духи были спрятаны в глубинах ада, под стражу четырех Королей Ада.

Когда Хао проиграл бой Йокену Асакура и Матамуне, он несмотря на то, что умер не став Королём Шаманов, достиг своей цели похитив Духа огня, чтобы использовать его хранителем в своей следующей жизни.

Арка «Бои в Токио»

Дух огня возродился вместе с душой Хао. Он вернулся из ада, когда новорожденный Хао вызвал его одной из своих техник. После того, как он защитил беспомощного Хао, они оба сбежали и исчезли в поисках хорошего места, чтобы вырасти. Дух огня отправился вместе с Хао к дому Брокена Мейера, этот человек стал приемным отцом для ребенка. На момент отборочных боев Битвы Шаманов они проживали на реке Мата в Токио.

Арка «Вторжение в ветви»

По приказу Хао Редсеб Мюнцер приводит с собой Духа огня, так как он ему больше не нужен. Калим рассказывает, что внутри Духа огня хранятся духи тех, кого убил Хао, и их всех можно отделить от него. Дух огня также становится хранителем Лайсерга.

Арка «Конец божества»

В битве между Великими Стихийными Воинами и Королём Шаманов Лайсерг решает опробовать Духа огня.

Умения и способности

Контролирует температуру, поджигает предметы, излучает свет и всё остальное на что способен огонь. Пламя, созданное им, настолько мощное, что кости и души жертв сгорают полностью, не оставляя за собой ничего. Несмотря на умение управлять огнем, использует и обычные атаки в бою; например, протыкает противников острыми когтями на руках, что приводило к мгновенной смерти большинство жертв. Его сверхдуша использует проводник кислород.

  • Копьё огня (炎の槍, Spear of Fire) — мощная атака пламенем. Похожа на «Удар пустоты Будды» техники Амидарю.
  • Взрыв Магмы (マグマアッパー, Maguma Appā) — вытянутой рукой обливает противника струёй магмы температуры свыше 1200°C.
  • Вулкан (火山, Borukēno) — создаёт сильную струю огня, защищающую от атак противника.

Дух огня может пожирать других духов и души, чтобы повышать свою силу; если поглощена душа человека с сильной волей, то сила значительно увеличивалась. Для духов природы или призраков невозможно вырастать настолько, но внутреннее устройство Великих стихийных духов наделяет их способностью расти, во время поедания душ. Он также может летать, а благодаря силе Хао — в течение длительного времени; поскольку у него большое тело, он может перевозить людей на своей спине.

Хао мог перевоплощать его через учение оммёдо (陰陽道) по циклу стихий пентаграммы (五角星, gobousei) — огонь, вода, дерево, металл и земля.

  • Дух воды — когда Крис Венстар подрывает Гранату-X, чтобы уничтожить весь кислород в барьере, Хао обращает Духа огня в Духа воды.
  • Дух металла — во время нападения Джона Денбата на штаб Хао, когда он использует «Спутниковый огонь», Хао обращает Духа огня в Духа металла.
  • Дух дерева — появляется во время использования оммёдо Хао, а также присутствует на иллюстрации в Man Ji En.
  • Дух земли — появляется во время использования оммёдо Хао.

Образованная Хао с Духом огня сверхдуша Куробина (黒雛, Kurobina) — облачение имеет высочайшие показатели атаки, защиты и маневренности, превосходя всё оружие, созданное человеческим интеллектом.

  • Ониби (鬼火, Onibi) — огненные пули, сверхвысокая интенсивность выстрелов которых в одно мгновение превращает в уголь чтобы то ни было. Поистине несравнимая сила, дающая способность или возможность в одиночку принять вызов целого флота и обратить его в бегство.

Интересные факты

  • Форма Духа огня напоминает самолет. На его ногах есть маленькие колеса, а на спине расположено что-то наподобие кабины в которой можно сидеть, чем однажды воспользовался Билл Бертон.
  • Он прообраз Кагуцути из японской мифологии, Агни из индийской мифологии, Прометея и Гефеста из греческой мифологии.

Галерея

Добавить фото Добавить фото

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Shaman File: Дух огня, «Взрослая версия»
  2. Shaman File: Дух огня, «Малыш огня»
  3. Shaman King — Глава 85
  4. Mankin Fanbook — Страница 93
  5. 5,0 5,1 Mentalite
  6. Shaman File: Хао, «Ребенок»
  7. Shaman King — Глава 68
  8. Shaman King — Глава 286
  9. Shaman King — Глава 298
  10. 10,0 10,1 Shaman File: Дух огня, «Дух природы»
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Man Ji En — Страница 118
  12. Shaman King — Главы 139-140
  13. Shaman King — Главы 232-233
  14. 14,0 14,1 Shaman File: Хао, «Сверхдуша-доспехи Куробина»
  15. Shaman King: Zero — Глава 5

Навигация

Патч
Вождь Десять Жрецов

Силва • Калим • Радим • Намари • Нихром • Брон • Магна • Резерфорд • Реним • Талим • Хром • Хао Асакура (вторая жизнь)

Остальные Священные духи Великие стихийные духи

Дух земли • Дух огня • Дух дождя • Дух ветра • Дух грома

Огонь в культуре коренных народов Приамурья

Огонь — это жизнь. Без освоения этой грозной стихии человек так бы и остался видом слабых животных, специализирующихся на собирательстве, ареалом распространения которого стали бы тропики и субтропики. Огонь до сих пор вызывает у человека ужас и восхищение, чувство опасности и благодарность. «Чего может бояться все живое на земле?» — спросила подружек Гэюне — героиня одноименной нанайской легенды. Не могли они отгадать. Тогда она ответила: «Огня!»

Культ огня, представления о духе-хозяине огня — наиболее древние у всех народов мира. Нанайцы представляли огонь живым, могущественным, добрым и жадным одновременно. Амурские нанайцы назвали духа-хозяина огня Подя (произносится «Подзиа» с ударением на последнем слоге), уссурийские — Фадзя.

Духа-хозяина огня всегда угощали: как в жилом помещении через огонь очага, так и на промысле через огонь костра. «Очень часто, почти ежедневно, приносится огню жертва дома во время еды; обыкновенно старший в семье перед тем, как приняться за еду, отделяет от каждого кушанья крошечные порции и кидает в огонь; льют в огонь и напитки, особенно водку», — писал И. А. Лопатин. Во время таежного промысла охотник приступал к еде после угощения духа-хозяина огня в «ничтожных количествах» теми блюдами, которые приготовил для себя.

По свидетельству горинского нанайца В. М. Самара, охотник на месте промысла всегда делал угощение духу-хозяину огня (богу огня, по выражению информанта) Подя. Он варил рисовую кашу, заливал растительным маслом, комбижиром или рыбьим жиром. С собой охотник приносил водку. Сначала брызгал ее пальцем в огонь, потом бросал в него несколько кусочков каши, затем табак дамахи. Во время угощения охотник произносил свою просьбу духу с импровизированным текстом. Суть обращения сводилась к следующему: «Мы пришли к тебе, помоги нам». Охотники села Кондон до сих пор придерживаются этого обычая. Жертвоприношение, угощение духу-хозяину огня делает на месте охоты самый старший из охотников.

Подя можно было «угощать» едой, приготовленной из продуктов, добытых здесь же, на промысле, например рыбой: «Кя, Подя! Не обижайся, угощаю тебя чем могу, твоим же сомом».

Горинские нанайцы, выезжая на Амур для заготовки осенней кеты, после первого улова также совершали обряд угощения духа-хозяина огня Подя. Старики нагревали водку, разливали ее по маленьким рюмочкам итанги, «похожим на наперстки». После чего произносили произвольный текст примерно следующего содержания: «Кя, Подя! Не жалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда, обманывать твоих слуг, живность твою не собираемся. Наживаться на обмане грех. Мы молимся за себя и особенно за наших неопытных добытчиков. Обманывать не станем. Кя, Подя!» Затем молившиеся обмакивали указательные пальцы в водку, брызгали на четыре стороны света со словами: «Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!», и выпивали содержимое итанги. Во второй половине ХХ века ритуал общения с духом-хозяином упростился. Сначала Подя надо было водку поставить — с чайную ложку, можно 100 граммов. Затем ставили закуску: «Юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного кладут в тарелочку рядом с кружкой». После этих приготовлений обращались к Подя, говорили так: «Кя, Подя! Дай мне соболя!» или: «Подя, ты мне в этом году дай много соболей, и я не пожалею. Всегда, когда буду пить, тебе налью». М. З. Бельды говорил на рыбалке: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Мне хватит полмешка карасей и четыре сазана». Он макал в стакан с водкой указательный палец правой руки и брызгал 2–3 раза в разные стороны, потом ел сам. Постоявшую минут 15 водку можно было выпить самому или с напарником поделить. Если костер вспыхивал при попадании в него капель водки, кусочков еды, это означало, что Подя «принял угощение». Как уточнил сикачи-алянский нанаец В. В. Бельды, «много лить в костер водки нельзя, пьяным будет Подя». На каждой стоянке, ночевке, где разжигали костер, делали угощение Подя — сугди. Ульчи не говорили вслух свою просьбу к хозяину огня, мысленно просили удачу, хорошей погоды.

По свидетельству нанайки Т. А. Бельды, говорить о Подя вслух было нельзя — соромбори, обсуждать нельзя. Дух огня не только способствовал успеху на охоте и рыбалке.
Т. А. Бельды рассказала как типичный один случай, произошедший с ее дедом и бабкой. Они ездили на Эморон ловить рыбу. Дед ловил, бабка обрабатывала, заготавливала. Они уже собрались ехать домой, когда установилась безветренная погода. Дед обратился к Подя, «водки побрызгал, на коленях попросил ветра домой доехать. Пока поели, собрали вещи, заготовленную рыбу, подул легкий ветер. Они поставили парус, поехали. Добрались до дома, и ветер прекратился».

По представлениям коренных народов Приамурья дух-хозяин огня мог находиться в гнилом дереве. Прежде чем срубить такое дерево, к нему обращались с объяснением необходимости его рубки и просьбой к духу-хозяину огня покинуть это дерево.

Нанайцы считали Подя хозяином муравьев. За осквернение муравейника Подя якобы наказывал человека нагноением глаз и нарывами на теле и лице.

Как выглядел Подя в представлениях нанайцев? В ответ на этот вопрос М. З. Бельды рассказал следующую легенду. В старину люди поехали на охоту, обнаружили много следов соболей, поставили ловушки, а добычи нет. Легли спать. Старший из охотников увидел сон. В месте костра в аонга ходили маленькие люди — сантиметров 7–12 — и ворчали: «Ничего поесть нет, ничего не кинули». Охотник проснулся, поняв, что это были Подя. Он запретил своим товарищам идти на охоту и предложил совершить моление. После совершения моления старший охотник опять увидел сон. В нем около костра бегали маленькие (около 7 см) и очень маленькие (примерно 1,5 см) человечки, много человечков (человек 15), радовались, танцевали даже. С тех пор Подя кормить стали. Другие охотники не видели подобный сон. О величине Подя говорит и такая характеристика, данная М. З. Бельды: подя — «такой маленький народ, им много не надо: с одной капли захмелеют».

Многие нанайцы представляли Подя древним стариком с многочисленной семьей. Неосторожные или провокационные действия человека могли убить детей Подя.

В одной из легенд, записанной в селе Джуен от Киле Тунки, Подя был женского рода — эктэ подя. Она жила под землей и вышла замуж за человека. Однако жили они врозь (жена — в земле, муж — в лесу), их брак был бездетным, но богатым — «всего было в достатке».

Особый интерес имеют сведения И. А. Лопатина о представлениях нанайцев, касающихся внешнего вида и одежды духа огня: «Этого духа огненной стихии гольды представляют в образе дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате». По мнению И. А. Лопатина, словом Фадзя нанайцы называли собственно огонь, а его духа считали женского пола и именовали Фадзя-Мама. По информации исследователя, так же представляли духа огня нивхи.

На современном этапе среди нанайцев бытует также мнение, что в прошлом нанайцы Подя в конкретном виде не представляли, это абстрактный образ.

Мифологический образ духа-хозяина огня распространен у всех тунгусо-маньчжуров. В одних мифах это пожилая женщина, в других — пожилой мужчина. По мнению кандидата филологических наук Н. Б. Киле, более древним является женский образ хозяйки огня, живущей под землей на сухих и высоких местах и избегающей болот, марей, кочкарника. С переходом от материнского рода к отцовскому образ Подя изменился, приобрел вид пожилого мужчины, хозяйка же огня стала считаться женой или вовсе была вытеснена.

В нанайской мифологии не существует универсального духа-хозяина огня. В образе Подя обобщены представления нанайцев о множестве духов огня, «живших» в границах той или иной территории. Конкретный дух Подя якобы «не выходил» за пределы своих владений, границами которых были речки и мари, непреодолимые для него препятствия. По легендам, этим пользовались иногда некоторые нанайцы, обозлившиеся на духа огня за неудачи на промысле. Они варили кашу, «приглашали» Подя с семьей угоститься, переворачивали котел с горячим содержимым в огонь, котел раскалывали. После этого сразу же покидали это место, бежали за марь, за речку, чтобы Подя «не догнал». Дух огня будет искать обидчика, врага, пока не накажет, но может и не найти. Однако, в целом, нанайцы верили в справедливость Подя.

Неудачи на промысле нанайцы объясняли наказанием Подя за нарушение закона тайги и охоты. Они верили, что сильный духом человек (редкий среди людей) мог бороться с Подя, победить его и сделать послушным себе, как собаку.

В обращении с огнем у нанайцев имеются разные запреты. Согласно одному из них нельзя втыкать в землю острые предметы, чтобы не поранить Подя. Традиция запрещала «резать» пламя костра ножом, втыкать нож в костер. Такое поведение считалось проявлением неуважения к хозяину огня, за что он наказывал. «Заболеешь», — сказала А. А. Самар. В сборнике «Нанайский фольклор» границы данного запрета расширены: нельзя втыкать в землю любой заостренный предмет. Прежде чем рубить корень в тайге или кочку, охотники вслух предупреждали: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы тебя не поранить». Нельзя было плевать в огонь: оскорбишь духа огня — заболеешь — «все губы опухнут». Нельзя было вылить из котелка кипяток, не предупредив: «Пудя, пудя, убери ноги, как бы не ошпарить». Более того, запрещалось тушить костер водой: «Грех, дуэнтэ энуни — таежная болезнь, опухнешь», только землей. Детям нельзя было играть с огнем, разжигать его, тушить. Запрещалось после поедания мяса медведя дуть на огонь. Поэтому вечером после такой трапезы огонь в лампе не задували, как обычно, а подворачивали фитиль.

В костер, домашний очаг нельзя было бросать огрызки. Это обидит духа-хозяина огня. Традицией запрещалось бросать в огонь мусор. По свидетельству информанта
С. Н. Оненко: «Какая грязь в старом нанайском доме?! Пол глиняный. Его водой затирали. Нанайская грязь — это береста, стружки, солома — их можно в костер». Но нельзя было кидать в костер стружки из колыбели, стружки от роженицы, стружки, использованные женщинами как прокладки (так же считали и ульчи). Их выносили на улицу, выбрасывая с особыми словами. Стружки-прокладки зарывали в землю. Запрещалось перешагивать через огонь, костровище — соромбори, заболеешь — «что угодно заболит». Нельзя было бросать в огонь кости, где бы то ни было. Нанайцы считали, что за подобное «угощение» Подя обидится и не даст добычи. Когда рубили сухие сучья, чтобы подбросить в огонь, нанайцы говорили примерно следующее: «Подя, Подя, убери ноги, а то я тебя пораню». Они предупреждали Подя, когда выливали из котелка оставшийся невыпитым кипяток. Запрещалось перешагивать через головешку или кострище и даже наступать на старое пепелище, особенно детям. По свидетельству К. М. Бельды, Подя наказывает человека, наступившего «на огонь чужого человека». Информант был уверен, что хромает именно потому, что, идя на охоту, он наступил на костровище. Нельзя было перешагивать и дрова, брошенные в костер, — нога заболит.

Нельзя было рубить топором большие, длинные поленья, уже лежавшие в костре, разделывать на них мясо. Запрещалось играть головешками или шевелить угли острой палкой. Нарушение запретов приводило к заболеванию человека-нарушителя. У него могла опухнуть голова, на глазах и теле появлялись нарывы, человек якобы мог даже умереть. Таково было наказание духа-хозяина огня. Вместе с тем среди охотников бытовали и рациональные объяснения поведенческих запретов в отношении костра и огня вообще. Так, ороч
Г. Е. Акунка, информант С. В. Березницкого, запрет трогать костер, шевелить поленья, головешки объяснил следующим образом: «Если при ночевке в тайге будешь трогать костер, то искры из него прожгут палатку, одежду и вообще можно сгореть». Орочи назвали духа-хозяина огня Пузя, Пудя или Тава эзэни. Чаще всего они представляли его в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан’и. Как рассказывали орочи пос. Снежный и Датта, Пузя (они уточняли, что она душа огня, ханя огня) — это «худая старуха, живущая в любом огне — очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходимо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев) Икта адзани живет в гнилушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему тему появятся незаживающие язвы.

Хорские удэгейцы называли духа-хозяина огня Тоо пузани. Они считали, что владыка огня находится в очаге, костре или там, где раньше горел огонь. Удэгейцы верили, что Тоо пузани всегда возле человека, «ведь человек на огне готовит себе поесть».

Иманские удэгейцы называли духов-хозяев огня Пуза мама и Пуза одо — старуха и старик, бабушка и дедушка, верили, что у них есть дети. Духов-хозяев огня угощали. Из первой рюмки спиртного указательным пальцем левой руки обязательно брызгали трижды в разные стороны по капле водки и говорили: «Это тебе, Пуза-бабушка. Это тебе Пуза-дедушка, чтобы мне жить хорошо было». Чтобы угостить духов растительным маслом, набирали его в рот и брызгали в огонь.

У удэгейцев также были запреты, связанные с огнем, например, через костер нельзя прыгать, мочиться нельзя в костер и рядом с ним. Нельзя втыкать острые предметы в костер. «Ондо — грех, нельзя. Поранишь Подя. Заболит то место, где поранил Подя», — пояснила смысл данного запрета В. Т. Кялундзюга. Муж В. Т. Кялундзюга заливал угли костер водой из чайника. По словам Валентины Тунсяновны, так делали уже в наше время, а раньше убирали недогоревшие ветки от углей. Пока собирались, угли прогорали. Землей костер никогда не забрасывали.

Нивхи считали, что грех трогать огонь ножом или топором: он якобы мог рассердиться и послать болезнь, например заболят глаза, появятся чирьи, золотуха или нога вспухнет.

Крупный российский исследователь культуры эвенков Г. М. Василевич писала об отношении эвенков к огню: «Значение огня проходит красной нитью через всю жизнь тунгуса. Огонь охраняет тунгуса от злых духов, и тунгус один в лесу никогда не ляжет спать без костра… Не только на промысле, но и дома, каждый охотник считает своей обязанностью, перед тем как начать есть мясо, накормить огонь с обращением… Огонь, вернее хозяин огня, все слышит и чувствует. Зря бросать или втыкать в землю около огневища нож или острый предмет нельзя — на промысле огонь не будет гореть. Кровь или воду с кровью нельзя выливать около огня — хозяин обидится и в следующий раз не пошлет зверя или птицу. Потрескивание огня во время каких-либо разговоров или споров говорит о том, что надо предпринять обратное. Автор была свидетельницей, когда охотник собравшийся на промысел, услышав такое потрескивание, разделся и в этот день на охоту не пошел. Бульканье огня … (разговор огня) по утрам предвещает хорошее, по вечерам — плохое. Шипение огня означает хорошее предзнаменование для охотника, говорят: «… бабушка шикнула, много зверя добудем». Последнее замечание эвенкийского охотника свидетельствует, что эвенки представляли духа огня женщиной.

Эвенки верили, что нельзя перешагивать пепелище. По словам Т. В. Даминовой, она всегда обходит пепелище до сих пор. Нельзя топтать огонь, нельзя плевать в огонь. Одёкит, грех.

Старики эвенки слушали костер. Они специально заготавливали хорошие дрова, протапливали и слушали звуки огня после ужина. «Чук-чук-чук» — пикнет в костре три раза, надо стадо идти проведывать, волки оленей разогнали. Пиканье костра могло предвещать чью-либо болезнь или перелом ноги. «Или заболеет, или ногу сломает. Пиканье — поверье», — говорил нам П. Н. Сабрский.

По традициям эвенов в костер никогда нельзя плевать. Когда костер гасишь, в центре должен остаться сухой участок (информант показала кольцо из пальцев). Костер разжигают в местах, где нет сквозняка.

По утверждению негидалки А. Е. Трубы, во рту болячки появятся, если будешь плевать в огонь, женские болезни разовьются, если через костер перешагнешь. Топтать нельзя костер, как выразилась информант, тоже что-то плохое будет, заболеешь. В огонь самое лучшее бросали: «Если пьем, обязательно нальем, если едим, обязательно бросим кусочек еды в костер». Л. А. Сайгушева говорила: «Перед тем как кушать, надо поделиться с костром. Он тебя кормит, обогревает. «Тоого ду!», т. е. «Дай костру!». «Тоо» — огонь. Кусочек хлебушка отломить, ложку еды бросить, немного водки капнуть».

«Нельзя топтать огонь, нельзя ругаться на огонь. Зачем? Он нас кормит, греет. Как на него будешь ругаться? Острые предметы в огонь тыкать нельзя. Нельзя перешагивать через костер, между ногами нарывы появятся», — говорила М. К. Охлопкова.

О. П. Гульчаева рассказывала, что ей всегда говорили старшие: «Не плюй в огонь — на языке болячка выступит. Не наступай на огонь, ты его оскорбляешь, тоже болячка выступит. Не бросай острые предметы в огонь, ему будет больно. При нем (огне) нельзя было маты гнуть, говорить нехорошие вещи. Сикать на огонь нельзя, между ног выскочит болячка. Вообще огонь обижать нельзя, обидится».

От негидалки А. П. Надеиной услышали мы легенду, связанную с обычаем кормить огонь. «Два человека пошли в лес. Один говорит: «Надо дать огню, попросить удачи, хорошо чтобы было в лесу». Другой ответил, мол, зачем это делать, не надо. И не дал огню. Легли они спать у костра. Утром просыпается охотник, который дал огню, видит, выпал снег, товарища рядом нигде нет. Пошел по следам. Шел-шел, дошел до ущелья. Видит, ноги торчат. Второго охотника задавило, только ноги торчат. Одяви. Когда находишься в лесу, всегда надо дать огню — тоого ду».

Огонь и дух-хозяин огня почитаются коренными народами Приамурья до настоящего времени, правда, нередко можно ощутить некую фамильярность в обращении с ним. Некоторые наши информанты использовали в своих рассказах о духе-хозяине огня уменьшительно-ласкательное «Подяшка».

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук, главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова
Фото автора

Информанты:

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *