Почему человек оправдывается психология?

Известной истиной является то, что по-настоящему целеустремленному человеку отговорки ни к чему – он просто действует. Оправдания же рассматриваются как признаки слабости и неспособности достичь цели. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

Несмотря на то, что люди не всегда это замечают, оправдания являются неотъемлемой частью нашей жизни. Вспомните, как часто Вы встречали людей, готовых открыто признать собственную ошибку, прямо объявить о своем провале? А как часто Вы пытались обосновать причину собственной неудачи или слышали подобные оправдания из уст других? Не правда ли, отговорки используются человеком повсеместно?

Дело в том, что оправдывая собственные неудачи, человек разряжает негативное напряжение, возникшее вследствие совершения ошибки. Оправдывая себя, люди испытывают облегчение, перестают зацикливаться на ситуации неудачи, получают возможность развиваться дальше. С другой же стороны, формулировка оправдания еще до окончания какого-то действия может негативно повлиять на качество результата. Так что вопрос пользы или вреда использования оправданий и отговорок весьма спорен и требует дальнейшего рассмотрения.

Механизм психологической защиты и другие причины оправданий

Какими же могут быть глубинные причины использования оправданий? Зачем человеку выдумывать отговорки, если можно открыто признать совершение ошибки? Можно выделить основные причины использования оправданий человеком:

  • Низкая самооценка и позиция жертвы.

Именно неуверенные в себе люди, не готовые к риску, чаще склонны оправдываться: они привыкли обвинять самих себя, и у них появляется потребность в самооправдании. Уверенные же в себе люди отвечают самореализацией и развитием на обвинения, но уж никак не оправданием: «жена Цезаря – вне подозрений», как говориться.

Также оправдания могут вызываться страхами: страхом изоляции, одиночества, страхом неудачи и потери имиджа. Оправдания в данной ситуации играют роль «розовых пилюль» – они немного снижают тревожность и помогают человеку «сохранить лицо» в собственных глазах.

Оправдания характерны и для человека, находящегося в позиции жертвы. Оправдания тут направлены на получение поддержки и помощи извне, они помогают найти людей, готовых взять ответственность за решение проблем человека в позиции жертвы.

  • Ответ на обвинения.

Оправдания всегда возникают в ответ на обвинения – реальные или воображаемые, рожденные в результате внутреннего диалога личности. Чаще все же оправдания высказываются без видимого запроса – то есть никто не требует от человека объяснения его неудачного поведения, а оправдания все равно предоставляются. Например, опоздавший на дружескую встречу человек стразу стремится прояснить причину своего опоздания: мол, пробки, ребенок заболел и т.д. (хотя в реальности никто этого человека о причине опоздания не спрашивал). Даже если бы и прозвучал вопрос касательно причины опоздания («Все ли нормально? У тебя что-то случилось?»), то хватило бы однозначного простого ответа, а не развернутого описания «невероятной череды событий», приведших к опозданию.

  • Самозащита.

Оправдание всегда исполняет функцию психологической защиты: оно оберегает целостность образа «Я» человека, улаживает когнитивные диссонансы, помогает человеку чувствовать себя более уравновешенным и непротиворечивым. Также в контексте этого вопроса следует развести понятия «оправдания» и «объяснения»: оправдание всегда выполняет функцию самозащиты, а объяснение выполняет функцию информирования партнера по общению. Оправдание направлено на себя, объяснение – на другого; оправдание обеспечивает личный комфорт человека, а объяснение – комфорт ближнего своего, в том числе.

  • Оправдание как кокетство и просьба похвалы.

Оправдание может быть и формой кокетства, призыва к похвале в свой адрес, желания быть замеченным. Например, хозяйка, приготовив шикарный праздничный ужин, может пококетничать в форме «псевдооправдания»: «Конечно, суп немного недосолен, ведь приходилось одновременно готовить еще несколько блюд. Должно быть, стоило больше пропечь это блюдо, но задержали на работе…». При помощи подобных фраз человек «нарывается» на комплименты и восхищение со стороны окружающих, пытается повысить собственную самооценку за счет похвалы (а то и подпитать свое самолюбие).

Отговорка – это полезная или вредная привычка?

Согласно одной точке зрения, отговорки лишь вредят качественному выполнению любых заданий, а наличие «заготовок» оправданий ухудшает качество работы при выполнении даже довольно простых действий. Так, имея оправдательные причины, человек меньше старается при исполнении заданий, особенно если собственных мотивов по выполнению этой работы нет.

В одном эксперименте две группы студентов попросили выполнить ряд заданий в помещении, где из динамиков звучали громкие неприятные звуки. Первой группе сказали, что никто и не надеется на идеальное исполнение ими заданий – ведь музыка будет мешать работе. Второй же группе ничего не сказали. Как и ожидалось, группа, где было готовое оправдание, хуже справилась с заданием, чем вторая группа, которой нечем было бы оправдывать плохие результаты.

Если же верить противоположной точке зрения, отговорки приносят пользу, так как могут улучшить самочувствие людей в ситуациях столкновения с неприятными заданиями, результат выполнения которых оказался плохим.

Согласно исследованиям, люди, часто выдумывающие оправдания, оказались более устойчивыми психически и здоровыми в физическом плане. Они не «смаковали» свои неудачи и быстрее смирялись с совершенными ошибками. Если же человек постоянно берет ответственность за все неудачи, это может негативно повлиять на состояние психологического благополучия. Например, люди, страдающие депрессией, считают себя ответственными за все плохие события их жизни и вредят самим себе постоянными самообвинениями. В то время как использование оправданий и отговорок является защитным механизмом, способствующим сохранению высокой самооценки и препятствующих развитию депрессии.

Какие отговорки могут быть: виды оправданий

Три вида оправданий были выделены психологами Т. Тэтчер и Д. Бэйлисом:

  1. Предписание-Личность, когда определенная задача не была выполнена ввиду существования неких правил и предписаний. Например «Я не сделал этого, так как это не входит в мои обязанности»;
  2. Личность-Событие, когда оправдание основывается на том, что человек не властен над определенными событиями. В эту группу отговорок можно включить все фразы типа «У меня не было выбора…»;
  3. Предписание-Событие – оправдание, где во всём виновато окружение человека, но не он сам. Например: «Мне неправильно объяснили суть задания», «Мне помешали при выполнении работы», «Никто не объяснил, что я должен сделать».

Таким образом, оправдание может играть как позитивную, так и негативную роль. Если отговорки деструктивно влияют на Вашу жизнь, то следует осознать глубинную причину постоянных оправданий и освободиться от этой пагубной привычки. Следует помнить, что людям свойственно совершать ошибки. Следующее за этим признанием своих недостатков и неудач – это признак силы и чуткости личности, а не ее слабости. Следует быть терпимее как к собственным неудачам, так и к ошибкам других людей – это станет первым шагом к лучшему пониманию себя и гармонии с окружающими людьми.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/otgovorki-i-opravdaniya-chto-oni-govoryat-o-cheloveke/.

Известно: кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания. Самый целеустремлённый человек — это тот, который очень хочет в туалет: все преграды кажутся несущественными, для него несущественно все, кроме цели. Согласитесь, смешно слышать фразы типа: «Я описался, потому что не было времени сходить в туалет. Или — я был слишком уставший. А еще: Я потерял надежду. Я не верил, что смогу добежать…» Выкидывайте привычные отмазки, отучайте себя от самооправданий! См.→

Причины оправданий:

  • Низкая самооценка, страхи, привычка к позиции Жертвы

Смелые люди, уверенные в себе люди, готовые к риску и развитию люди оправдываются редко. Оправдания — это защита, а они привыкли быть или в развитии, или в нападении.

Чаще оправдываются люди с низкой самооценкой, склонные обвинять себя сами и поэтому привыкшие оправдываться хотя бы перед самими собой. Люди с высоким самоуважением и статусом (само)оправдания не практикуют. «Королева — не оправдывается!»

  • Обвинения

Оправдания — обычно ответ на реальное или воображаемое обвинение. Если вам не нравится, что человек перед вами постоянно оправдывается, обратите внимание — возможно, вы слишком часто его обвиняете. А обвиняют и ждут оправданий те, кому важно не разобраться, а найти виновных и спихнуть ответственность за неудачу.

  • Отсутствие конструктива

Конструктивные люди ищут лучшее, конструктивное решение на будущее, а не винят других, ожидая оправданий, и не оправдываются за происшедшее прошлое.

«Я просто не знал!» — это оправдание. «Я уже разобрался и на будущее буду иметь в виду» — это конструктивное решение.

Оправдание — разборка с прошлым, это малоконструктивно. Чтобы двигаться вперед, нужно разобраться в происшедшем (если необходимо) и принимать решения на будущее. Но «разобраться в происшедшем» — это не обвинять, и при грамотном, доброжелательном разборе оправдывающихся нет.

  • Ошибочная попытка объяснить

«Объяснение» и «оправдание» часто путают. Оправдание выполняют функцию самозащиты, объяснение заботится о партнере. Если партнеру нужно дать разъяснения, то в заботе о нем подобные разъяснения дать возможно и необходимо. Оправдываться — недостойно и глупо.

О том, какие нешуточные перегрузки создает для вас эта привычка, рассказывает эксперт WomanHit.ru, мастер китайской астрологии и фэн шуй Жанна Вэй

Жанна Вэй15 июля 2019 17:58 18028Почему важно отучиться оправдываться? Фото: Unsplash.com

Если в вашем арсенале привычек есть манера оправдываться, потратьте несколько минут, чтобы узнать, какой шквал непредсказуемых последствий она может иметь.

Итак, предположим где-то и что-то вы сделали не так, как того хотели окружающие… Вы не оправдали чьих-то надежд… Разочаровали… Расстроили… Да мало ли чего еще вы натворили. Первый и вполне естественный порыв — оправдать себя в глазах других людей. Ваша голова ведь не открытая книга, и читать в ней можете только вы.

Прежде чем пуститься в это опасное «путешествие», ознакомьтесь с «инструкцией по безопасности» оправдывающегося. С виду вполне безобидная привычка оправдываться имеет массу побочных эффектов.

1. Вы должны знать о том, что большая часть оправданий совсем не принимается. У вашего оппонента уже сложилась картинка, в ней все на своих местах, зачем ему ваши теории. Каким бы убедительным ни было ваше повествование, будьте готовы к тому, что его полностью отвергнут.

2. Оправдания сразу же причисляют вас в разряд виновных. Новая порция оправданий загоняет вас еще дальше. Как это происходит, до конца не понятно. Но, как только вы открываете рот для оправданий, на вас вешают ярлык: «виновен». Выбраться из этого порочного круга непросто.

3. Стремление угодить всем и доказать, что они ошибаются на ваш счет, говорит о том, что вы слишком много значения придаете чужому мнению. Этим, кстати, можно так увлечься, что… незаметно потратить всю жизнь.

4. Ну и самый сладкий бонус для того, кто слушает ваши оправдания — это ваше чувство вины. Виновный ведь из кожи вон вылезет, чтобы скорее все уладить и вину свою загладить. Дело манипулятора — выдвигать любые условия. На месте таких манипуляторов может быть кто угодно: мужья, жены, родные, близкие, начальники, подчиненные и даже целые государства. Это орудие управление настолько мощное, что при грамотном его использовании вы будете править миром.

Не оправдывайтесь, а спокойно озвучивайте свою точку зрения Фото: Unsplash.com

Никогда не оправдывайтесь сами и не заставляйте оправдываться других людей. Это привычка всегда ставит человека в унизительное положение. Здоровые отношения в семье, в коллективе не должны включать в себя элемент оправданий.

Как же быть? Можно ли вообще обойтись без оправданий? Ведь спорных ситуаций в жизни возникает немало… Лучший способ избавиться от какой-либо привычки — заменить ее другой, более здравой и разумной. Вместо «горячих» оправданий приготовьте «холодные» объяснения. Они имеют совсем другую тональность — вы просто излагаете свою точку зрения, свое видение ситуации. А в этом уже есть сила.

Перестаньте бороться, чтобы оправдать ожидания других людей. Стремление угодить всем и доказать, что они ошибаются на ваш счет, совсем не стоят вашего драгоценного времени.

А о том, что мечтать нужно сдержанно и очень осознанно, читайте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *