Думать или размышлять?

​​​​​​​

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Штирлиц размышлял — анализировал все за против, взвешивал все обстоятельства.

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фрау Заурих вначале играла, не думая, но получила мат и стала каждый ход обдумывать.

​​​​​​​Мыслить и думать (обдумывание и размышление): как правило, эти термины употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница.

Мыслить — значит результативно перерабатывать информацию, рождать мысли. Анализировать, сопоставлять, разбираться, искать интересные и нужные связи понятий либо образа цели и элементов ситуации. Искать и находить продуктивные ассоциации.

Думать — это под контролем ум и внимания активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Думать — это умение быть внимательным к своим мыслям, их правильно использовать и уж как минимум — не упускать.

Мысль пришла к нему в голову, но, не застав никого, ушла…

Думать — это мыслить, сопровождая это фоновым мыслительным контролем, мыслить и одновременно уточняя свое мышление. Думание — это мышление под фоновым контролем мышления.

Вы умеете мыслить и одновременно контролировать, как вы это делаете? Если да, то вы умеете думать.

Тот, кто мыслит — порождает мысли. Тот, кто думает, работает с уже порожденными мыслями, уточняет и корректирует их, ищет им правильное применение, решает с их помощью жизненные задачи.

Это разные функции, и кто-то любит и умеет мыслить (порождать мысли), но не привык думать (проверять их корректность и и прикладывать их к жизни). А кто-то хорошо думает (любую свою мысль проверяет на правильность и умеет имеющиеся в наличии мысли прикладыват к жизни), но плохо мыслит (плохо слышит, плохо находит или плохо порождает мысли). А кто-то не умеет ни того, ни другого.

Думать нужно прежде всего быстро и ответственно, мыслить — смело, широко и глубоко.

Размышление и обдумывание

Размышление более теоретично, чем обдумывание. Размышление — свободное и широкое мышление, где ставится под сомнение все или почти все.

Что считать данными, что не считать? Что важное, что второстепенное? При размышлении под сомнение ставится все.

Мыслителем также традиционно называют человека, разбирающегося в инструментарии думания, решающего не прямые жизненные задачи, а сочиняющего теории, определяющего понятия и занимающегося прочей методологией..

Обдумывание, в отличие от не скованного узкими рамками размышления, решает конкретные задачи, где уже понятна цель и данные определены.

Обдумывание — всегда конкретная целесообразная деятельность, в отличие от размышления, которое свободнее. Размышление может быть как продуктивным мышлением, так и свободным полетом мысли.

Между ними такая же разница, как между переговорами и просто разговором. Говорить можно и умно, и по душам, но разговор свободен и совсем не всегда предполагает определенную цель. Переговоры же несвободны и конкретную цель предполагают.

<em>Призер Олимпийских игр в велоспорте на треке <a href=»https://rsport.ria.ru/person_Anastasija_Vojjnova/» target=»_blank»>Анастасия Войнова</a> в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Веронике Гибадиевой рассказала о мотивации, целях на будущее, любви к мотоциклам и мечте сделать велоспорт популярным.</em><strong>- Настя, наконец-то все дождались соревнований. Расскажите, как пережили период самоизоляции после чемпионата мира?</strong>- Мне психологически было тяжеловато, я этого не скрываю. Начало самоизоляции провела дома в Московской области — квартира, четыре стены… Спортсмену-велосипедисту, который привык к постоянным разъездам, все это дается непросто. Но мне было тяжело не из-за этого. Я люблю то, что делаю и привыкла видеть результаты своей работы — оценить форму на соревнованиях и двигаться дальше. А когда изо дня в день ты просто тренируешься… Тут ведь даже было промежуточной цели не поставить — просто не знаешь, когда у тебя следующий старт. Вот это мне давалось и дается тяжелее всего.<strong>- В виртуальных гонках не стартовали?</strong>- У меня спрашивали, принимаю ли я участие в этих велоиграх… Нет, мне это неинтересно, никаких эмоций от них не испытываю, ничего мне такие виртуальные старты не дают.<strong>- Вы их даже велоиграми называете, чего уж.</strong>- (Смеется) Подсознание вот такое выдает, всерьез воспринимать отказывается. Я даже не пробовала, не подключалась.<strong>- Как сказал Петер Саган — я реальный гонщик, не виртуальный.</strong>- Согласна, все это точно не моя история (смеется).<strong>- Видела в Instagram фото со штангой. На самоизоляции появилась?</strong>- Вынужденно появилась. Изначально после чемпионата мира мы планировали сбор в Питере. И даже туда уехали, но потом пришло распоряжение Минспорта — все спортсмены со сборов должны поехать домой на карантин. Обсудили все с тренером, уже было понимание, что вся эта история надолго — забрала все свои велосипеды, станок. Ну а штанга, она ведь тоже обязательна, я ведь спринтер, должно быть много работы в зале.<strong>- И когда штанга падала на пол, прибегали все соседи.</strong>- Нет, думаю, по большей части все куда-то уехали. Жалоб не поступало, я даже узнавала у консьержки… Там ведь еще было по 500 прыжков на прыгалках и все это в панельном доме (смеется).»Как работать, если потерять уверенность?»<strong>- Мы с вами созванивались в день переноса Олимпиады, и вы были одной из немногих, кто открыто признался — все это не может не бить по вам как по спортсмену.</strong>- С тех пор принятие факта переноса Игр уже произошло, но по-прежнему не храбрюсь…<strong>- Не из тех, кто отрицает чувств? У нас спортсмены не очень любят рассказывать об отрицательных эмоциях, о депрессии, о проблемах с психологией.</strong>- Да, нас так воспитали, научили, что мы как машины — если и должны быть эмоции, то только положительные от побед. Психологическое напряжение при этом очень сильное — спортсмены очень эмоциональные люди в принципе, они все через себя пропускают. Ну а по поводу Олимпиады я не храбрюсь, потому что вот это ощущение неопределенности, оно по-прежнему осталось. У нас был четырехлетний цикл подготовки, были свои планы, цели и все это сдвинулось на год, хотя еще предстоит понять, будет эта Олимпиада или нет.<strong>- Надеетесь?</strong>- Я не называю это надеждой, просто хочу за этот год сделать все, что от меня зависит — и физически, и морально — для подготовки к Играм. Потому что если Игры будут, а я буду чувствовать, что в какой-то момент сдалась, физически не доработала, потом я буду корить себя за это. И вообще, думать, что Олимпиады не будет — это бить по своей подготовке, при таком настрое я просто не смогу выполнять всю физическую нагрузку с должным подходом. Как работать, если потерять эту уверенность?Перфекционизм<strong>- Вы рассказывали, что читаете книги по психологии. Помогает?</strong>- Думаю, что в какой-то степени да. Но я в принципе не тот человек, который может отказаться от цели.<strong>- Так и запишем «Войнову просто не отпускает».</strong>- (Смеется) Я просто спортсмен, мы так устроены. Эта цель пока не достигнута и она есть. Я должна работать! Это то, какая я есть, тут даже сложно как-то иначе сформулировать. При этом честно скажу, пока до конца не вижу себя в спорте на следующее четырехлетие. Да и не задумываюсь пока об этом. Сейчас есть цель и она ясна.<strong>- Назовете?</strong>- У меня довольно много титулов — золотых медалей с чемпионата мира, с чемпионата Европы, но нет победы на Олимпийских играх. У меня нет золота чемпионатов мира в индивидуальных видах. И сейчас завершить свой спортивный путь, не достигнув этих целей… Хочется красиво завершить этот этап в свой жизни. Иначе я буду чувствовать, что что-то не доделала.<strong>- Так вы перфекционистка!</strong>- Иногда даже с патологиями. Я над этим работаю (смеется). Но для меня важно сделать все как надо и знать, что ты сделала все, чтобы получилось как надо.<strong>- В быту этот перфекционизм как-то проявляется?</strong>- В меньшей степени (улыбается). Больше в работе. В работе здоровый перфекционизм даже помогает. Надеюсь, мой пока не на уровне невроза.<strong>- Вы рассказывали, что был момент в середине олимпийского цикла, когда хотели закончить карьеру. Не жалеете, что решили остаться и теперь оказались во всей этой неопределенности?</strong>- Нет, с того момента прошло два года и такое ощущение не возникало ни разу. Больше скажу, что после чемпионата мира был короткий отпуск, улететь отдохнуть возможности не было, и я ходила тренироваться в зал. У меня тело быстро теряет форму, и я максимум могу провести без тренировок неделю. Так что настрой абсолютно боевой.Люди и спорт<strong>- Расскажите про ваше новое увлечение — мотоциклы.</strong>- Был период, когда не было важных соревнований. Хотя чего уж, никаких соревнований не было (смеется). В общем, в какой-то момент я вспомнила, что меня интересовали мотоциклы, и я хотела бы передвигаться на нем по городу в будущем. Вернулась к этой мысли. Сейчас хожу на занятия, они дают мне эмоции. На карантине было скучно, а тут есть адреналин! Я кайфую.<strong>- Не страшно?</strong>- Иногда. Потому что управлять мотоциклом так же хорошо, как велосипедом я пока не могу, но это новые, долгожданные эмоции. Может быть, пока учусь, мне это и разонравится, да вопрос по передвижению на мотоцикле я отложу, пока не выступлю на Олимпиаде… Но эти эмоции прямо сейчас мне нужны.<strong>- Вы ходили на акцию по защите трассы в Крылатском и сказали, что это долг каждого велогонщика. Что для вас самое главное в этой истории?</strong>- Мне все равно на политические моменты, кто будет всем этим владеть. Мне важны люди и спорт. На этой акции было много велолюбителей, семьи с детьми, народу было довольно много и это безумно приятно. В Москве у нас мало объектов, на которых можно выехать на велопрогулку и таких мест должно быть как можно больше, тем более нужно сохранить такой объект как в Крылатском, с олимпийской историей.<strong>- Чувствуете, что интерес к любительскому велоспорту растет?</strong>- Он заметно вырос, но при этом к велогонкам, к профессиональному спорту интерес на том же уровне.<strong>- Чувствуете себя обделенными вниманием? Есть какая-то ревность? Некоторые спортсмены из олимпийских видов в этом случае сразу вспомнят зарплаты футболистов.</strong>- Меня никогда не интересовал вопрос чужих денег, никогда не интересовалась, кто и сколько зарабатывает. Считаю, что плоды работы спортсмена — их заслуги. Но в случае с вниманием к виду спорта — нет, не скажу, что это ревность, хотя… Может, ревность, да.Я всегда знала, что в России интерес к велоспорту не такой, как во многих странах Европы, но обидно, что развития нет, хотя за последнее время мы завоевали много медалей. И это не то чтобы было сильно замечено. Одно дело, если бы не было заслуг, но они есть и в лучшем случае интервью какое-нибудь выйдет, новости «велосипедистки выиграли что-то там». Выиграли — да и бог с ними… Хочется, чтобы больше все это анонсировалось, чтобы было больше эфиров на ТВ, чтобы было больше трансляций.<strong>- Шоу «Трековый период» на Первом?</strong>- Ну на треке так быстро обучить не получится (смеется). Еще, я думаю, что трековый велоспорт, к сожалению, не очень понятен широкому кругу зрителей. Мало кто понимает правила. Например, если первый раз человек увидит трансляцию, вряд ли проникнется нашим видом спорта. Поэтому должны быть хорошие комментаторы, которые могут доступно все это разъяснить. И опять же, должно быть больше трансляций на федеральных каналах. Это хоть немного, но изменило бы ситуацию.<strong>- Сами не хотите попробовать?</strong>- У меня есть в планах после спортивной карьеры заняться развитием велоспорта. И я против того, чтобы постоянно обсуждать, как это делать. Нужно просто делать. Честно сказать, в будущем я бы хотела поработать в журналистике, на телевидении.<strong>- Для начала не хотите завести подкаст или влог?</strong>- Знаю, что это сейчас популярно. И мне самой нравятся соцсети — есть своя постоянная, пусть и не самая большая аудитория, но блогером или влогером на постоянке я пока себя не вижу.

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фрау Заурих вначале играла, не думая, но получила мат и стала каждый ход обдумывать.

Фильм «Аббатство Даунтон»

Этель не научили думать, теперь ей придется за это дорого заплатить.

Фильм «Шоколад»

Виен показалось, что на горящей барже ее дочь, Анук. Ею овладели чувства, она потеряла способность думать и начала вести себя неадекватно.

Как сформулировать, что же такое — думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так…

Думать — это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: «А почему это так?». По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы «Какие основания так думать?» Думать — это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями — и принять наилучшее решение… Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать — это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу «потому что», а целями и ценностями, всегда задавая вопрос «Зачем? Для чего? Во имя чего?». Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.

Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко… Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно…

Как много люди думают?

Думают люди не всегда, некоторые — не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать… Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.

Как понять, думает человек или нет? В первую очередь — по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания — признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы — признак того, что человек думал и умеет думать.

Что мешает думать? На поверхности — эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь — девушка живет уже без головы, живет чувствами…

Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация «отключить голову» среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы — неправильно. Правильнее все-таки — учиться думать!

Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?

Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы — и вопросами задаваться. Далее — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.

Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье «И о чем мы будем сегодня разговаривать?​».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *