Содержание
Какой должен быть дом православного христианина
Каким должен быть дом православного христианина? Этим вопросом задаются многие люди, которые недавно приобщились к вере. Этот вопрос люди задают не зря, ведь издавна считается, что внешний вид жилища отражает внутреннее состояние человека.
Что обязательно должно и чего ни в коем случае не должно быть в православном доме? Поскольку мы говорим о жилище христианина, то в нем недопустимо присутствие оккультных и языческих предметов и символов: африканских или индийских масок, изображений и статуэток драконов, символики и книг фен-шуй, гороскопов, различных сонников, сборников заговоров, черной и белой магии и так далее. Не лишним будет пересмотреть и книжные полки и провести, если это необходимо, небольшую ревизию.
В доме православного христианина не должно быть никаких книг, повесвующих об учении Блаватской, Рерихов, и прочей еретическо-сектантской литературы. Не забывайте, что, даже если жилище освящено, но в нем присутствуют перечисленные выше предметы – благодать Божия может покинуть его, поскольку жильцы сами, по доброй воле, разместили в нем бесовские изображения. Поэтому даже в православных домах, где присутствует упомянутая атрибутика, могут происходить, как это принято называть, разные нехорошие явления.
Каким он должен быть дом православного верующего человека
Центральное и самое главное место в православном доме – это, конечно, иконный уголок. Наши предки всегда располагали его напротив входной двери, чтобы вошедший человек сразу мог перекреститься и поклониться святым образам, а не вертел головой в поисках иконы. Иконный угол называли красным и не скупились на его украшение: в зависимости от праздника, здесь была то свежая зелень (Троица), то веточки вербы (Вербное воскресенье), то освященный мак и пшеница (Маккавей).
Расположение икон в доме православного должно быть не хаотичным, а четко систематизированным, как и в храме: по центру располагаются иконы Иисуса Христа и Богоматери, выше них может быть только распятие или икона Свято Троицы. Справа и слева от центральной иконы можно повесить или поставить образы семейных святых, Ангела-хранителя.
Сегодня далеко не в каждом православном доме можно разместить иконы напротив двери; в этом случае вполне допустимо выделить для них другое место. Главный критерий – простор, ведь иконы висят не для декорации – перед ними молятся (иногда несколько членов семьи одновременно), крестятся, кладут земные поклоны.
Где должна быть икона в православном доме
Любой верующий человек подтвердит, какое важное значение имеет для него молитвенное место – иконный уголок, с какой любовью и тщательностью он его обустраивает.
В современном православном доме иконные уголки стараются оборудовать надежно, каждый в соответствии со своими финансовыми возможностями. Кто-то может позволить заказать дорогой киот или шкафчик для икон, а кто-то – просто крепит их на стену. С точки зрения православной церкви это не имеет никакого значения. Точно так же нет строгого регламента, предписывающего иметь дома определенное количество икон – в этом вопросе каждый может полагаться на свой вкус и собственное видение.
Помимо икон, дома у православного человека должна быть обязательная литература: Евангелие, Ветхий Завет, Деяния апостолов, Закон Божий, молитвослов, а также книги святых отцов. Перед иконами (или иконой) можно повесить лампадку, зажигать свечи, поставить аналой, на который удобно класть Евангелие и молитвослов во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила. Православный дом, по словам священнослужителей, является малым повторением церкви, поэтому верующие стараются обустроить его соответствующим образом.
С тегами: молитва религия семья христианство
Православный в своем доме
В своем доме, в семье, которая считается домашней церковью, православный христианин должен проявлять особую любовь к своим близким. Недопустимо, когда отец или мать семейства, охотно помогая другим, как говорится, желая «весь мир спасти», о близких своих не радеют. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, – учит нас святой апостол Павел, – тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
Хорошо, если дух семьи поддерживается совместной молитвой в духовном центре дома – у общего для всей семьи иконостаса. Но свой уголок для молитвы должен быть и у детей, и в кухне, где совершается трапеза.
Иконы должны быть и в прихожей, чтобы приходящий в гости мог перекреститься перед святым образом.
Как располагать иконы?
У них должно быть свое место. Иконы не должны стоять в шкафу, на полках с книгами, соседство же икон с телевизором совершенно недопустимо – уж если вы не решаетесь от него избавиться, он должен быть в другом, не в «красном» углу комнаты. И уж тем более нельзя иконы ставить на телевизор.
Обычно для икон отводится лучшее место в комнате – прежде это был «красный угол», обращенный на восток. Планировка современных квартир не всегда позволяет разместить иконы в углу против входа, ориентированном на восток. Потому необходимо выбрать особое место, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон, святого масла, святой воды, укрепить лампаду. При желании можно изготовить и маленький иконостас со специальными ящичками для святынь.
Рядом с иконами неуместно располагать фотографии близких людей – им надо определить другое достойное место.
Неблагоговейно хранить духовные книги на одной полке с мирскими – им надо отвести особое место, а Святое Евангелие, молитвослов держать вблизи икон, очень удобен для этого специально устроенный киот. Духовные книги не стоит заворачивать в газеты, ведь в них могут быть заметки и фотографии весьма сомнительного содержания. Нельзя использовать церковные газеты и журналы для хозяйственных нужд – если они стали вам не нужны, подарите их знакомым, передайте в храм, монастырь, где они пригодятся для подшивок, для православной библиотеки. Пришедшие же в негодность газеты и духовные книги лучше сжечь.
Чего не должно быть в доме православного человека?
Естественно, языческих и оккультных символов – гипсовых, металлических или деревянных изображений языческих богов, ритуальных африканских или индейских масок, различных «талисманов» (над которыми колдуны нередко перед продажей совершают магические ритуалы), изображений «чертиков», драконов, всякой нечисти. Часто они являются причиной «нехороших» явлений в доме, даже если тот освящен – ведь образы нечистой силы так и остались в доме, и хозяева как бы призывают «в гости» представителей демонического мира, держа в доме их изображения.
Внимательно просмотрите также вашу библиотеку: нет ли в ней триллеров с «ужасами», с «привидениями», книг с участием экстрасенсов, с «заговорами», фантастических произведений, которые за редким исключением, отражают реалии бесовского мира, а также астрологических прогнозов, гороскопов и прочей бесовщины, которую держать в православном доме совершенно недопустимо, а то и просто опасно с духовной точки зрения.
Святыни в вашем доме.
Для защиты дома от демонских влияний, для освящения всего находящегося в нем следует постоянно использовать святыни: крещенскую воду, ладан, святое масло.
Крещенской водой следует окроплять углы всех комнат крестообразно, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Так же крестообразно можно кадить ладаном, положив его на разожженный уголь (его можно купить в храме) в специальной маленькой кадильнице, либо в простой металлической кружке или даже ложке. Делать это можно сколь угодно часто.
Святыни, приносимые из храма, надо с благоговением, с крестным знамением и молитвой использовать повседневно: после утренних молитв натощак принимать артос, кусочки просфоры, глоток крещенской воды или воды малого освящения. Как быть, если крещенская вода у вас заканчивается? Ее можно развести обычной водой – ведь даже капля ее освящает всю воду. Крещенской водой после молитвы можно кропить всю пищу, поставленную на стол – по примеру того, как делается это в монастырях. Следует также добавлять в пищу святое масло от соборования или от лампад у мощей святых угодников. Этим маслом помазывают крестообразно больные места.
Что делать, если артос, просфоры по нерадению испортились, заплесневели или поточены жуком? Ни в коем случае нельзя их выбрасывать, но отдать в храм для сожжения в специальной печи и непременно покаяться в грехе небрежного отношения к святыне. Святую воду, по давности непригодную для питья, обычно выливают в комнатные цветы.
Особо следует сказать о крестном знамении. Наложенное с благоговением, оно имеет огромную рилу. Сейчас, когда вокруг нас мы видим разгул оккультизма, когда для маркировки продуктов применяют сатанинское число «666», когда мы читаем в газетах о случаях магического воздействия на пищу или предметы, особенно важно осенять крестным знамением все приносимые в дом продукты и вещи, крестить одежду (особенно детскую), перед тем, как ее надеть. Перед тем, как отойти ко сну, надо осенять крестным знамением свою постель со всех четырех сторон с молитвой Животворящему Кресту Господню, приучить детей крестить перед сном свою подушку. Важно относиться к этому не как к каким-то ритуалам, которые помогут сами по себе – но с полной верой, что мы призываем благодатную силу Креста Господня защитить нас от всего недоброго и нечистого.
Вспомним при этом, почему пища, приготовленная в монастырях, бывает особенно Вкусной – даже если она постная. В монастырях осеняют крестным знамением посуду перед тем, как начать готовить, делают все с молитвой. На хранящихся крупах, муке, соли, сахаре сверху бывает начертано изображение креста. Огонь в плите возжигается свечой ©т неугасимой лампады. Многие православные, подражая этим добрым обычаям, и в своих домах начинают делать так же, чтобы в доме во всем был особо благоговейный строй жизни.
Как обращаться к членам своей семьи?
Многие православные даже деток называют не сокращенными, а полными именами их небесных покровителей: не Дашка или Дашутка, но Дарья, не Котик или Коля, но Николай. Можно употреблять и ласкательные имена, но и здесь нужна мера. Во всяком случае в обращении друг к другу должна ощущаться не фамильярность, а любовь. И как прекрасно звучат возрождаемые сейчас трепетные обращения к родителям: «папенька», «маменька».
Если в доме есть животные, нельзя давать им человеческие имена. Кошка Машка, собачка Лиза, попугай Кеша и иные варианты, распространенные даже среди православных, говорят о неуважении к угодникам Божиим, чьи святые имена превращены в клички.
Все в православном доме должно быть сообразно, для всего должно быть свое место. А как поступить в том или ином конкретном случае, лучше посоветоваться с духовником или приходским священником.
LiveInternetLiveInternet
- АПТЕЧКА (66)
- аудио КНИГИ (50)
- аудио КНИГИ-2 (50)
- аудио КНИГИ-3 (50)
- аудио КНИГИ-4 (50)
- аудио КНИГИ-5 (50)
- аудио КНИГИ-6 (5)
- аудио ПРОПОВЕДИ (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-2 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-3 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-4 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-5 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-6 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-7 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-8 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-9 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-10 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-11 (50)
- аудио ПРОПОВЕДИ-12 (46)
- аудио ПРОПОВЕДИ-13 (0)
- аудио СТИХИ (98)
- аудиоБИБЛИЯ(обзор) (50)
- аудиоБИБЛИЯ(обзор)-2 (0)
- АУДИО (133)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-2 (49)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-3 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-4 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-5 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-6 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-7 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-8 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-9 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-10 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-11 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-12 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-13 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-14 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-15 (50)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-16 (49)
- БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-17 (28)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-2 (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-3 (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-4 (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-5 (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-6 (50)
- БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-7 (1)
- В. И. (623)
- ВЕСНА (45)
- Вера и Жизнь (50)
- Вера и Жизнь-2 (50)
- Вера и Жизнь-3 (50)
- Вера и Жизнь-4 (50)
- Вера и Жизнь-5 (50)
- Вера и Жизнь-6 (50)
- Вера и Жизнь-7 (50)
- Вера и Жизнь-8 (46)
- В.И. СТИХИ (236)
- ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ? (37)
- ВОЙНА (9)
- ВИДЕО (разное) (99)
- Главные темы Библии (45)
- ДЕТСКОЕ (50)
- ДЕТСКОЕ -2 (50)
- ДЕТСКОЕ -3 (50)
- ДЕТСКОЕ -4 (50)
- ДЕТСКОЕ -5 (50)
- ДЕТСКОЕ -6 (50)
- ДЕТСКОЕ -7 (50)
- ДЕТСКОЕ -8 (50)
- ДЕТСКОЕ -9 (32)
- ДЕТСКИЕ рамочки (26)
- ДНЕВНИК (295)
- Дневники.. Мемуары.. Письма.. (79)
- Доброе утро!! (16)
- ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (7)
- ДОМА И ИНТЕРЬЕР (14)
- ДОМОВОДСТВО . СОВЕТЫ (38)
- Жемчужинки любви небесной (38)
- ЖИВОПИСЬ (6944)
- ЖИВОТНЫЙ мир (346)
- ЗИМА (55)
- Записки у изголовья (21)
- ИСТОРИИ, притчи.. (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -2 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -3 (49)
- ИСТОРИИ, притчи.. -4 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -5 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -6 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -7 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -8 (50)
- ИСТОРИИ, притчи.. -9 (40)
- ИНТЕРЕСНО (171)
- ИСКУССТВО (251)
- фотонатюрморты (161)
- посуда, вазы (34)
- прикладное (57)
- ИСТОРИЯ (63)
- КУЛИНАРИЯ (1709)
- бутерброды, закуска (53)
- молочка (11)
- мясо, фарш (81)
- рыба в кулинарии (24)
- тесто, пирожки (97)
- торты без выпечки (21)
- вареники, манты, пельмени (20)
- вторые блюда (87)
- выпечка: булочки разные.. (59)
- грибы (21)
- десертные блюда (26)
- запеканка (44)
- кекс (23)
- кулинарно-кухонные полезности (47)
- лаваш (28)
- не сл. выпечка (89)
- оладьи , блины, сырники (90)
- остальное (75)
- первые и жидкие блюда (58)
- печенье, трубочки, пряники.. (69)
- пироги (183)
- подборка (120)
- пончики, пышки * в масле раст. (63)
- рецепты СС (108)
- салаты (272)
- сезон заготовок (79)
- торты (80)
- чебуреки, беляши, хачапури.. (15)
- КОЛЛАЖИ (38)
- КРАСОТА и НЕЖНОСТЬ (24)
- КНИГИ выписки рецензии (50)
- КНИГИ выписки рецензии -2 (50)
- КНИГИ выписки рецензии -3 (49)
- КНИГИ выписки рецензии -4 (50)
- КНИГИ выписки рецензии -5 (19)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО. (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -2 (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -3 (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -4 (48)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -5 (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -6 (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -7 (49)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -8 (50)
- ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -9 (0)
- МАСТЕРИМ (14)
- МУЗЫКА и тексты (853)
- Маленькие Отдушинки (100)
- (53)
- ОСЕНЬ (194)
- ПАМЯТНИКИ * СКУЛЬПТУРЫ (20)
- ПОЗИТИВ (43)
- ПРИРОДА созданная Господом (67)
- ПОДБОРКИ (50)
- ПОДБОРКИ-2 (50)
- ПОДБОРКИ-3 (43)
- Проповеди Сперджена на каждый день (50)
- Песнь Возрождения (караоке) (18)
- ПРИГОДИТСЯ (699)
- картинки , картинки с кодом.. (111)
- рамочки делаем сами (9)
- для ЛИ РУ (58)
- комментарии (8)
- плеер (3)
- поздравления и пожелания (69)
- разделители (304)
- разное (43)
- тексты, для текста (24)
- флешки (1)
- фоны (71)
- цвета и коды (12)
- ПРАЗДНИКИ (63)
- РАМОЧКИ (1939)
- РАСТЕНИЯ (65)
- РАЗНОЕ (56)
- САД-ДВОР-ПАРК-ЗАМОК (52)
- СИБИРСКИЕ НИВЫ (37)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-2 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-3 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-4 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-5 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-6 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-8 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-7 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-9 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-10 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-11 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-12 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-13 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-14 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-15 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-16 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-17 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-18 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-19 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-20 (50)
- СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-21 (2)
- СЛОВАРЬ (50)
- СЛОВАРЬ-2 (24)
- СТИХИ * ПОЭЗИЯ (3938)
- стихи и живопись (491)
- СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ (145)
- СХЕМЫ (630)
- Схемы Зимние (158)
- СХЕМЫ мои (27)
- ТРОПИНКА (50)
- ТРОПИНКА-2 (50)
- ТРОПИНКА-3 (6)
- Темы в Библии (14)
- Тематические подборки (19)
- ФОТО (713)
- ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ (50)
- ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-2 (50)
- ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-3 (50)
- ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-4 (13)
- Христианские журналы/газеты (6)
- УМА ПАЛАТА (86)
- ЦИТАТЫ, коротенько (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-2 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-3 (49)
- ЦИТАТЫ, коротенько-4 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-5 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-6 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-7 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-8 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-9 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-10 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-11 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-12 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-13 (50)
- ЦИТАТЫ, коротенько-14 (37)
- ЧИТАЕМ (50)
- ЧИТАЕМ-2 (50)
- ЧИТАЕМ-3 (50)
- ЧИТАЕМ-4 (50)
- ЧИТАЕМ-5 (50)
- ЧИТАЕМ-6 (50)
- ЧИТАЕМ-7 (50)
- ЧИТАЕМ-8 (50)
- ЧИТАЕМ-9 (50)
- ЧИТАЕМ-10 (50)
- ЧИТАЕМ-11 (50)
- ЧИТАЕМ-12 (50)
- ЧИТАЕМ-13 (50)
- ЧИТАЕМ-14 (50)
- ЧИТАЕМ-15 (1)
- для себя (10)
Дом христианина
Иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров. Дом христианина: Традиции и святыни. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 64 с. : ил. — (Серия «Таинства и обряды».)
Понятие церковности предполагает не только участие в Таинствах и знание Священного Писания, но также полное изменение всего уклада жизни в соответствии с церковными традициями: правильное отношение к святыне, молитва, убранство дома, благочестивое поведение и воспитание детей и пр. Предлагаемая книга освещает эти темы и будет интересна не только для малоцерковного, но и для воцерковленного читателя.
Введение
C глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать данную Творцом свободу воли и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам. Известное выражение «чувствовать себя как дома» указывает на свободу и нестесненность человека в своем доме. Построить дом означало не только положить основание и воздвигнуть стены, но и создать очаг, родить детей и воспитать их верующими и нравственно здоровыми людьми на примерах добродетели.
Дом причта
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.
Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.
В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Примечания
- Галина Дигтяренко. Для чего нужен дом причта. «Православный Паломник». Паломнический центр Московского Патриархата. Дата обращения 15 декабря 2017.
- Объекты культурного наследия. Портал открытых данных Правительства Москвы. Дата обращения 15 декабря 2017.
Ссылки
- Дом причта церкви Спаса на Песках — дом в стиле классицизм. «Узнай Москву». Дата обращения 15 декабря 2017.
Петропавловская крепость. Церковный дом
Церковный дом – одна из поздних построек Петропавловской крепости: она датируется 1900 – 1905 годами.
С 80-х годов XIX века на этом месте стоял Обер-офицерский дом, построенный, в свою очередь, на находящемся здесь ранее комендантском огороде. После возведения Великокняжеской усыпальницы было принято решение о реконструкции Обер-офицерского дома и перестройки его в церковное здание, которое составило бы единый духовный комплекс с усыпальницей и Собором Петра и Павла. В 1900 году начались строительные работы, и сразу стало ясно, что здание не подлежит ремонту. В результате оно был полностью снесено, а на его месте началось возведение Церковного дома. Автором проекта принято считать Леонтия Бенуа, однако стоит также отметить участие в разработке Давида Гримма и Антония Томишко. Именно этой творческой группе принадлежит авторство архитектурного решения Великокняжеской усыпальницы. Увы, двухэтажный Церковный дом, вопреки идее его создателей, так и не смог органично войти в религиозный комплекс Петропавловской крепости. Он, скорее, стилистически сочетается с группой утилитарных и жилых построек.
Строительство Церковного дома завершилось в 1905 году. Здание стало выполнять функции хранилища соборного архива и библиотеки, также в нем находились ризница и комнаты отдыха для священнослужителей.
В годы Великой Отечественной войны этот дом, как и все здания, прилегающие к Головкину бастиону, сильно пострадал от прямого попадания авиабомбы. В 50-х годах XX столетия здесь были проведены восстановительные работы, после чего Церковный дом перешел в ведение исторического музея.
Православный интерьер.
Как выглядит Православный интерьер на протяжении веков? «В доме перед образами теплились лампады, любовь и тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло…» (житие Святой блаженной Матроны Московской).
Вы расстроились, что не нашли в описании интерьера какого цвета должны быть шторы и в каком стиле мебель? Но дом христианина – особый мир, это место не только бытового обустройства жизни, но и в большей степени духовной жизни. Верующий человек, призванный быть светильником веры для окружающих, не может и не должен жить раздвоенной жизнью – в храме он один, а дома – совсем другой.
Если говорить о православном интерьере в нынешнее время, то в основном ничего не изменилось по сей день, ведь, Основа нашей Веры неизменна.
Опираясь на святые писания, описания жития святых, учения святых отцов, можно выделить основные критерии обустройства своего дома в традициях Православия.
1. Особое отношение к духовности.
— В житие Святой блаженной Матроны Московской написано: «Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка Матроны, Е. М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой комнате три угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели старинные лампады…»
— Создавая свой Православный интерьер, выделите место для моления, для икон. Помните, что это должно быть не просто место в интерьере, т.к. иконы, это не декор Вашего интерьера, это место должно стать уединенным местом для вашего общения с Богом. Это место, по сути – Ваш домашний храм. В идеале, выделить под место моления целую комнату, но в большинстве случаев в квартире это трудноисполнимо. Если позволяет планировка дома или квартиры, иконы располагают на восточной стороне – по аналогии с алтарной частью храмов. На Руси испокон веков, Иконостас обычно размещается в правом углу комнаты, но для каждого это очень индивидуально, т.к Православный человек развиваясь духовно, посещая святые места, на протяжении всей своей жизни продолжает знакомиться со святыми и подвижниками Православной церкви. Иконостас может вырасти до таких размеров, что его не в силах будет разместить в одном углу. Рекомендовать Вам какие именно иконы разместить в Вашем домашнем храме, может только Ваша вера и Ваш духовник.
— Продумывая свой Православный интерьер, выделите место для хранения книг, святой воды, свечей и других священных предметов. Это может быть обычный шкаф (или сундук, или комод) или специально изготовленный особый украшенный шкафчик, обязательным условием является – в месте хранения освященных предметов, категорически не должно быть места другим бытовым предметам, украшениям, безделушкам, технике. Такой шкаф (или сундук, или комод) называют киот. «Прообразом киота считается Ковчег Завета (Кивот Завета) Иерусалимского храма», «…ковчег (переносной ящик (Исх. 25:10-14)), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона (Евр. 9:4). Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде (Исх. 25:22, 2Пар. 6:41).» (Векипедия).
— В православной традиции, свойственно располагать святую икону над входом в жилище, независимо от того, дом это или квартира. Икона над дверью в жилье – не языческий оберег, не пугало. Икона, конечно, обладает огромной силой не допускать зла, так как все, кто изображается на образах служит и наделены властью от Творца, но в данном случае главное – Ваше духовное участие и благоговейное отношение к заложенному смыслу в это действо. Святые иконы располагают над входом в дома, снаружи – по аналогии, как в Православных храмах, для того, что бы придя домой пред входом помолиться и оставить все суетное за порогом не внося это в храм своей семьи. С внутренней стороны жилья, икону располагают, для того, чтобы выходя из дома еще раз перед выходом из дома, попросить благословения и защиты у нашего Создателя. Рекомендовать Вам какую именно икону разместить над входом в Ваше жилище, может только Ваша вера и Ваш духовник. Если у Вас возникают вопросы, не стесняйтесь спрашивать у священника.
2. Особое отношение к светильникам.
Обязательно ли нужны лампады, подсвечники, свечи в Православном интерьере?
— Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).
— Из жития святой праведной Марфы: «В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника (над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь)? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего. Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление».
-Из жития святителя Спиридона Тримифунтского (родился в конце III века, его мощи находятся на Корфу, благодаря снизошедшей Милости Господней они являются абсолютно не тленными и имеют следующие удивительные свойства: Они сохраняют вес обычного взрослого человека; Чудесным образом частицы мощей Спиридона Тримифунтского не теряют свойства живой плоти; Святыня имеет мягкость и сохраняет естественную температуру присущую человеческому телу -около 36,6°C; У Святого до сих пор растут ногти и волосы, а одежда и обувь снашивается.) «Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святой Спиридон зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.».
-Святой прав. Иоанн Кронштадтский: «светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники, горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». То же говорил в VII веке по Р.Х. Софроний, патриарх Иерусалимский: «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники». Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает: «Огонь горящих… свечей и лампад… служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца…».
-Святитель Николай Сербский: «Зачем перед иконой зажигается лампадка? Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин.8,12.). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (Ин.12,36.) В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф.5,16.). В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения — всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией. В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши — горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (Миссионерские поучения, письмо 18).
— В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава «О светильниках и об освещении», где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников (подсвечников, кадил, лампад).
3. Особое отношение к месту приема пищи и сбора всей семьи.
-В память о самом замечательном событии в Христианском мире — Вечеря Господняя, мы особо относимся к обустройству своей трапезной. Господь совершал вечерю с учениками в горнице. Краткое описание Вечери Господней дано Апостолом Павлом в 1-м Послании к Коринфянам. Хлебопреломление объединяет всех верующих во Христа. В 1 Кор. 10, 17 сказано: «Один хлеб и мы, многие, одно тело». Вот почему мы перед хлебопреломлением ищем примирения друг с другом.
-Также, в слове Божьем сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
— Обустраивая свою столовую, гостиную или другую комнату в которой вы планируете принимать пищу, собираться за столом всей семьей старайтесь выделить в ней место и для Христа — Вы можете в этой комнате расположить иконы. Иконы располагаются с особой почестью в удобном, специально предусмотренном месте, что бы перед трапезой, семье было возможно принести благодарственные молитвы. Обычно это правый угол комнаты, в идеале, если это направление на восток. Лучше если еще до начала ремонта продумаете свой Православный интерьер, посоветуетесь со священником и закажете проект своего интерьера у Православного дизайнера, который по благословению и с молитвой создаст Ваш интерьер в традициях Православия.
4. Особое отношение к убранству и роскоши.
— В житие Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских сказано, что «для прославления имени Божиего; он был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения.»
— Обустраивая свой дом в Православных традициях, помните, что пресыщенность и роскошь несовместима с моралью и традициями Православия. Ваш дом должен быть уютным и добрым, в нем должны жить любовь, святость, радость, покой, благодатное тепло. Постарайтесь сделать Ваш Православный интерьер удобным, комфортным, но без излишеств и без всякой мысли о похвале со стороны посторонних. Отделка и мебель могут быть в полюбившемся Вам стиле, но без вычурности и в пределах Ваших доходов, что бы дом Ваш не стал Вашим идолом, требующим поклонения в виде все новых и новых вложений.
5. Особое отношение к талисманам.
— Первая заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.», Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им…» Исход 20:4-6
— Многие по недомыслию обзаводятся предметами, несовместимыми с Православием. В доме верующего человека категорически не должно быть языческих изображений и символов (домовята и т.п.). Непозволительны, естественно, и вещественные «приветы» от других религий (денежные лягушки, будды и т.п.).
— Итог вышесказанному: Для Православного интерьера, нет и не может быть никаких рекомендаций по стилю, по приоритетам подбора мебели, драпировки. Основа Православного интерьера – духовный мир и Православная вера. Создавая свой интерьер, ни в коем случае, не ищите похвалы от людей, делайте свой дом только для своей семьи, для своего комфорта. Создавайте интерьер таким, что бы он не провоцировал Ваше эго, а помогал Вам и Вашим домочадцам расти в духовном плане. В процессе создания, если возникают вопросы, непременно, посоветуетесь со священником или закажете проект своего интерьера у Православного дизайнера, который по благословению и с молитвой создаст Ваш интерьер в традициях Православия.
И помните, что Бог всегда присутствует в Вашем доме не зависимо от богатства или скромности интерьера, а только по Вашей Вере.
-Проконсультироваться с дизайнером; -Получить расчет ; -заказать Православный интерьер; — подробнее узнать об услугах. |
звоните: 8(905) 726-98-78 |
>О жилище православного христианина
№24 (201) / 22 июня ‘02
Цветник духовный
В этой теме:
Цветник духовный
О том, как действует диавол. Старец Паисий Святогорец
Цветник духовный
Пост. По творениям святителя Феофана Затворника
В нашей жизни нет ничего случайного и ничего незначительного. Тем более важно то место, в котором мы проводим большую часть отпущенного нам времени. Место, к которому мало кто относится равнодушно и, в то же время, мало, кто чувствует к нему благоговение. Если бы каждому дано было видеть, сколь много в духовной жизни зависит от того, как содержим мы свой дом.
Нам, священникам, приходится бывать в ваших домах, дорогие братья и сестры. Вы просите освятить их, когда начинаете чувствовать определенный дискомфорт. Не замечали ли вы, когда в доме не прибрано, то никакое дело не спорится, и что-то как будто душу тяготит. Но стоит убраться, привести все в порядок, и появляются силы, и уходят тягостные мысли. Так же бывает тягостно, если дом не освящен. Кто зовет священника по просьбам своих родных, близких, кто сам, чувствуя, что в квартире неуютно, не устроено и тяжело находиться. В чем заключаются здесь основные проблемы?
Однажды мне пришлось освящать две квартиры в один день. Прихожу в одну из них и как будто в церковь попал. Вроде и обои самые простые, и мебель самая скромная, но в квартире просторно, каждая вещь лежит на своем месте. И самое главное, иконный уголок, у которого молится хозяйка, 90-летняя бабушка, он излучает какое-то особое тепло, особый свет, радость. Эта радость словно витает по всей квартире. А из всей семьи молится только старушка. Конечно, скандалов дома нет, все любят бабушку-молитвенницу, никому она не в тягость, и дух мира и любви чувствуется во всем. Несмотря на скромность обстановки, на скромный доход, в квартире очень комфортно и уютно находиться.
А через полчаса я побывал в другой квартире, в которую, скажем так, даже трудно зайти, поскольку она была завалена вещами, кулями, свертками, пакетами. Трудно даже представить: первый раз я увидел квартиру, в которой как в лесу, можно ходить только по тропинке. Все пространство завалено вещами, совершенно не нужными в доме, лишними. Живет там женщина, которая уже три года психически больна, лежала в психиатрической больнице. Она думала, что придет батюшка, освятит, и все проблемы разом снимет с ее плеч, а в квартире станет комфортно и уютно. Нет, дорогие, не станет. Я, конечно, освятил квартиру, сделал все, что требовалось, но самому в ней находиться было весьма неуютно, дискомфортно, что-то словно выталкивало оттуда. Не смог помочь хозяйке психиатр. Не смог и я, поскольку то, что я ей сказал, а сказал примерно то же, что вы только что прочитали, не произвело на нее никакого впечатления. Как будто не ей говорят, а соседскому коту. С чем человек был, с тем и остался.
Почему так происходит? Конечно, от отсутствия духовной жизни вообще. Когда человек молится, в нем в строй молитвы становится и внешняя обстановка. А когда молитв в доме не творится, воздействие внешних демонических сил настолько велико, настолько мощно их давление и деструктивное воздействие, что душа просто калечится. Она не может противостоять демонической силе ничем. Великое оружие, которое оставил нам Господь — крест и молитва, — лежит и ржавеет. Враг почти беспрепятственно подчиняет душу своему влиянию. Вырвать из лап врага такого человека своими усилиями не представляется возможным, поскольку пробуждения духовного сознания в человеке не происходит и он не слышит тех простых и ясных слов, которые говорит священник. Да не только священник: если и кто-то другой из людей скажет, тоже не услышит. Вот таковы печальные реалии нашей жизни.
Как же нам все-таки относиться к своему жилищу? В нем мы проводим больше половины своей жизни. Как дом обставлен, как он устроен, от этого зависит и наша жизнь, весь настрой души. Ведь внешнее воздействие на наше тело, на наш дух всегда очень сильно, особенно в домашней обстановке. Когда человек отдыхает, он внутренне расслаблен, потому воздействие бывает чрезвычайно серьезным, а главное, незаметным сознанию в силу привычки.
Часто обращаются за помощью к священнику для освящения квартиры люди, поменявшие жилье. Другие люди жили, уехали, а вот атмосфера духовная от них осталась. А в чем тут дело? Чаще всего в нашем мире живут склочно: много раздоров, скандалов, – и все это виснет в воздухе, оседает вокруг. Эта духовная грязь, оставшаяся от прежних хозяев, попадает и на нас, особенно, если сами живем в духовном беспорядке и неустройстве. Конечно, в таких квартирах находиться тяжело, возникает чувство безысходности. Что тут делать? Освящение квартиры необходимо, но само по себе — недостаточно. Жилище нужно привести в порядок. В чем он заключается? Не обязательно покупать дорогие вещи, делать уникальный ремонт и превращать квартиру в музей. Пусть мебель будет самая простая, но не разломанная. Не нужны вещи, которым по 20–50 лет, уже не годные к употреблению и одним своим видом несущие разложение, поскольку содержат накопившуюся за многие годы отрицательную информацию. Очень важно не привязываться к вещам. Говорят иногда: “На этом диване моя бабушка спала, это память, семейная реликвия”. Но поймите, если этой “реликвией” уже нельзя пользоваться, то лучше от нее избавиться, учитывая ограниченный размер наших квартир. Бабушка давно умерла, ей диван не нужен, не нужен и нам, поскольку пользоваться им невозможно. А когда квартира загромождена такими вещами, то она потихонечку превращается в сарай. Человек привыкает к неразберихе, которая царит вокруг него, она же и поселяется в его душе. Ведь неустройство нашего быта, как мы видели, может вызвать духовные заболевания, поскольку внешнее воздействие здесь практически бесконтрольно. Ежедневно мы проводим дома много времени, поэтому малейшее нестроение в нем оказывается болезненным, повреждающим.
Жилище должно быть устроено просто. Пусть оно будет чистым, без трещин в стенах, подтеков, ржавых труб, изуродованных кранов, разбитого пола и всего подобного. Представьте, что вы хотели бы иметь такую душу, какова ваша квартира, и тогда совесть, ваш внутренний голос вам подскажет, как это устроить. Ведь внешний комфорт должен соответствовать внутреннему комфорту человека, и поэтому, исходя из глубинных потребностей своей души, человек и должен строить свое жилье. Бывает так, что сделан прекрасный ремонт, но иконочка сиротливо сама по себе висит в углу или ее вообще нет. Конечно, даже такой ремонт не может сделать квартиру уютной, несмотря на то, что там, казалось бы, все устроено для нормальной жизни. Нет ощущения радости, внутреннего света, который дает молитва дома. Когда мы молимся в уютной обстановке, и все на своих местах, когда нет лишнего, то нет и лишних забот. А заботу свою, попечение человек отдает молитве, чтению книг духовных, своим домашним неизбежным делам, которые есть у каждого, но совершает их уже с легким сердцем. Нет тяжести, осадка, который остается на сердце от неуютного жилища.
Ныне не редки случаи, когда в квартире заводится полтергейст. Что это такое? Это когда произвольно двигаются вещи в квартире, когда звуки раздаются, кто-то ходит невидимый, слышен скрип пола, двери открываются сами, начинают твориться вещи, не подлежащие рациональному объяснению.
Однажды к нам пришла женщина и говорит, что у нее самопроизвольно в комнате появляется вода. Она попробовала чертить кресты на полу. В тех местах, где она начертила кресты, вода больше не появлялась, но в других по-прежнему проступала. Тогда везде нарисовала кресты, но вода стала брызгать ей прямо в лицо из воздуха. Такую квартиру, конечно, надо освящать. Здесь явное духовное неблагополучие. И, конечно, освящение квартиры для беса — это как нож острый. Ему становится там сразу неуютно, дискомфортно. Но малое освящение квартиры должны делать и сами хозяева. Ведь квартиры, дорогие братья и сестры, освящаются прежде всего молитвой. Не только священником. Священник придет, чин освящения совершит, но самое главное для нас — поддерживать эту духовную гигиену ежедневно. И тогда в квартире нашей, в нашем жилище поселится та радость, которую так недостает в этом мире. Которая дает нам силы, дает возможность правильно смотреть на мир, а самое главное, правильно смотреть на самого себя.
Очень важно проводить самоанализ, самооценку себе, своим действиям, своим поступкам. В этом плане, жилище должно всегда соответствовать нашему внутреннему желанию духовного совершенства, желанию духовно расти. Ведь нам кажется, что весь этот мир – горы, реки, озера, воздух, наши какие-то постройки на этой земле, в конце концов, и квартира, – все имеет прочное основание. Дорогие, мы с вами словно забываем, что и 2000 лет назад жили люди, и 3000 лет назад жили люди… Где их квартиры, где их дома, где их мебель? Ничего не осталось. Но придет такой день и час, когда все отнимется от нас, когда мир наш прекратит свое существование, и человек станет существом духовным. Тогда тех проблем, о которых мы сейчас с вами говорим, просто не будет. Будет жизнь, совсем иная, жизнь со Христом, жизнь в Боге. Теперь же для нас самое главное, чтобы наше сегодняшнее жилище помогало к той жизни подготовиться.
Нет ничего крепче, чем Слово Божие, несмотря на то, что его нельзя взять в руки или взвесить на весах. Небо и земля прейдут, – сказал Он, – но слова Мои не прейдут (Мк. 13, 31). Слово Божие созидательно и будет жить всегда, поскольку им устроен весь мир. Оно сохранится веки вечные. Всегда должны помнить о том, что наша молитва, наша любовь к Слову Божию есть определяющее желание нашего сердца, особенно дорогое для Бога. Особенно. Здесь проявляется наша свободная воля, наше желание очистить свою душу и приготовить ее к тому Царствию, которое Господь уготовал нам.
Многие дома держат иконы, но отношение к ним очень разное. В большинстве случаев, иконочки такие маленькие, небольшие, где-нибудь там, в глубине шкафчика стоят или на полочке лежат. Человек считает, что Бога достаточно в душе носить, а вот иконочка для молитвы не так уж и важна. Вот есть она и ладно, вроде как амулет какой. Примерно то же отношение и к Библии. Лежит она на полке, значит, все в порядке. Как будто сама по себе она дом освящает. Вот такое отношение к Святыне.
В иных домах устроен молитвенный уголок. Видно сразу: тут живет христианин, для которого молитва есть духовная необходимость. Иконный угол в самом лучшем месте квартиры устраивается. Если хозяин молится, душа сама подскажет, какие иконы, где и как повесить. Здесь нет твердых правил, которые бы определяли количество икон. Все должна подсказать любящая христианская душа. И вот от этого уголка, как от центра духовного, в квартире все должно устраиваться, стоять на своем месте и иметь свое назначение, которое полезно для нас, необходимо для правильного духовного роста и воспитания своих детей.
Что касается мебели. Дорогие, конечно, мы живем сейчас в то время, когда все дорого, но ведь совсем не обязательно покупать уникальную мебель. Она должна быть самой простой и не обязательно долговечной. Ведь если мы с вами не будем привязываться к мебели, к вещам, которые окружают наш быт, мы правильно сделаем, поскольку эти вещи не нам принадлежат. Они нам взаймы даны, и отнимутся гораздо раньше, чем мы полагаем в уме своем. Поэтому такое независимое отношение к вещам самое правильное. Центр тяжести души человека должен быть не в приобретении каких-то вещей или житейских благ, не во внешнем богатстве, а в самом сердце своем, в стремлении помолиться, в стремлении очистить свою душу, в стремлении быть просто поближе к Господу. Вот где центр тяжести жизни для христианина. Если человек это полюбил, то тогда и вся жизнь его благолепно устраивается, благолепно устраивается и жилище.
Бывает и так: приходишь в квартиру, а там висят рядом, на одной стенке, два календаря: один с Кашпировским другой со Христом. Те, кто живут в квартире, не различают, где какой дух, им все равно. Что Христос, что сатана — одно и то же. Такая духовная неразборчивость приводит к духовному расстройству. Ведь Господь сказал: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк. 13, 16). Но почему же все-таки такой дуализм возникает, такая духовная мешанина, когда разнородное смешивается воедино? Это, прежде всего, признак духовного неразумия, полного отсутствия веры. Человек, бывает, и не знает — крещен ли он, крещены ли его родители? Эти вопросы не являются насущными для него, они в стороне стоят. Никто не заставляет вешать портрет Кашпировского. А хочется потому, что душа больная и подсознательно жаждет прельщения. Это беда духовная у многих.
В Церковь Божью люди приходят по своей воле, и остаются по своей воле, если просыпается в них внутренняя любовь к Богу, внутреннее желание духовно вырасти, желание погреться у Христа, сохранить свою душу. Тогда приходит осознание того, что находимся в беде и начинаем по-другому немного на мир смотреть, а самое главное — по-другому смотреть на себя. Для нас, дорогие братья и сестры, очень важно учиться смотреть на себя, на свою духовную жизнь. Ведь если бы человек отдавал себе отчет в том, что он делает, то он никогда бы не поступал так беспечно. Никогда.
Греховное падение совершается в один момент. Стоит сердцу дрогнуть, и человек полностью окунается в греховную страсть.
Вот вчера пришли две матери со слезами на глазах. У одной сын стал наркоманом, а у другой — стал пропадать у игровых автоматов и спускать абсолютно все деньги, что ему попадают в руки. Два духовных заболевания. Почему они произошли? Здесь есть и объективные причины. Мир сейчас как в огне горит, и, отпуская своих детей из жилища, из-под родительской опеки, мы теряем над ними внешний контроль, без которого в детях бурно развиваются те пороки, которые существуют в их сердце. Почему они развиваются? Да потому, что человек душу свою не очищает. Ведь эти две мамы не молятся ни за себя, ни за своих детей. Они пришли в Церковь, как будто батюшка их сейчас послушает, что-то такое скажет, что-то такое сделает, и все встанет на свои места. Нет, дорогие, не бывает так, нет таких батюшек, не бывает таких отчиток, после которых все становится на свои места, не бывает. Для этого нужно потрудиться. И вот этот духовный труд, который начинается с нашего жилища, очень важен. И не только для нас, а для всех членов семьи.
Мы почему-то думаем, что если дети у нас растут внешне благополучно, то так будет всегда. Нет, дорогие, человек может погибнуть в любую минуту своей жизни. В любую. Его только Господь в этом мире хранит. А если мы к Богу не обращаемся за помощью, если сердце не смягчаем молитвой, не открываем его на исповеди, тогда враг со всей силы бьет нас. Если он не может нам вреда причинить, взрослым людям, поскольку у нас уже есть какой-то житейский и душевный опыт, сознаем мы его или нет, а вот детки наши, чаще всего, беззащитны, и очень легко бывают улавливаемы врагом рода человеческого.
В этом знамение нашего времени, когда враг вырывает из рук детей наших, когда дети наши погибают. Конечно, мы не можем винить Бога за то, что нас он поселил в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Они действительно тяжелы, но и Господь видит, насколько нам тяжело. Все-таки совсем немного нужно для того, чтобы внутренне измениться, чтобы обстоятельства нашей жизни так губительно не действовали. Нужно устроить свое жилище, устроить так, как оно было устроено всегда у христианина. Вспомните, как жили крестьяне в прошлом веке. Не все богато жили, не все, но, однако же, в самом лучшем месте избы, в красном углу, как его называли, висела икона, расшитая рушниками, под ней всегда горела лампада. Порой с одной плошки ела вся семья, но однако же никто за стол не садился не перекрестивши лба. Только после молитвы, после молитвенного обращения к Богу люди начинали вкушать даже ту немногую пищу, которую им Господь посылал. И вы знаете, как много великих, талантливых людей вышло из самых простых слоев сельского населения. Потому что в здоровом духе люди вырастали. Здоровый дух и преображал самого человека.
Сейчас дух злобы с ранних лет, с первых месяцев жизни человека присутствует. Очень много обращается людей за помощью, когда возникают колдовские нападки. Дорогие, это тоже знамение времени нашего. Мы знали о колдунах давно, но если раньше их было найти тяжело, и многие по этой причине к ним не обращались, то сейчас можно везде найти колдуна, обратиться к нему, и он сотворит свое черное дело. Бывает, что внутри семьи возникает духовный разлад, ребенок выходит из-под власти родителей, попадает под контроль других людей и становится для семьи потерянным, что мать колдует против собственного сына, и сын против матери. В одной семье, в одной малой Церкви, происходит такой внутренний раздор. Почему? Потому что Церкви этой нет. А человек без Бога, без Церкви, становится совершенно беспомощным и подвластным лишь своим страстям.
Не ищите, братья и сестры, легких путей. Все доброе в жизни подается даром, но достается духовным трудом. И не тогда, когда мы хотим, а когда Господь захочет спасти нашу душу, когда он захочет подать нам свою руку помощи. Что нам для этого нужно сделать? Да, дорогие, прежде всего, устроить жилище, в котором мы живем, а затем и свою душу. А устроить ее не можем без Церкви. Если захотим сделать это сами, по своему разумению, если будем думать, что наши усилия в этом плане самодостаточны, то очень скоро убедимся в обратном. Будем же учиться у предков, которые жили верой 100 и более лет назад, и многие из них погибли за нее. Но погибло только тело, а душа, верная Богу, верная Его заветам, верная Слову Божию, бессмертна и не имеет границ в своем существовании.
Священник
Геннадий Емельянов