Знаки зодиака в исламе

Объясните, пожалуйста, значение гороскопа, то есть должен ли современный человек верить гороскопам и жить по предсказаниям звезд?

Гороскоп — таблица взаимного расположения планет и звезд на определенный момент времени. Применяется в астрологии для предсказания судьбы, исхода какого-либо события.

Что касается современного человека, тем более верующего, то он должен знать: гадание по звездам — это одна из форм колдовства. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) еще более 1400 лет назад говорил: «Кто приобретает информацию гаданием по звездам, тот занимается одним из видов колдовства, и чем больше , тем больше «. Колдовство — это один из семи самых пагубных грехов. Пророк подчеркивал: «Не из нас тот, кто колдует, и тот, для кого колдуют; тот, кто занимается предсказанием будущего, и тот, кому предсказывают; тот, кто верит дурным предзнаменованиям и зависит от них».

Но здесь уместен другой вопрос: для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране:

«И создал Он (Бог) для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (см. Св. Коран, 6:97);

*

Астрономия — это уже наука, наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия не является запретной, а скорее похвальна как наука, изучающая и познающая творения Господа, информирующая людей о тех или иных циклах, закономерностях. Запретной является лишь астрология, приписывающая звездам влияние на ход земных событий, «предсказывающая» будущее.

Отмечу, что предположения на основе закономерностей допустимы, а вот предсказания или пророчества — запрещены. В мусульманском мире, например, по расположению звезд определяли благоприятный или неблагоприятный момент для совершения различных действий — от посадки растений до шитья. Это не попытка предсказания или колдовства, а выбор подходящего момента.

Современный человек не должен делать себя заложником астрологических прогнозов, чьих-то астрологических фантазий, а наоборот, должен оставлять за собой право выбора и действия в той или иной ситуации, принимая и развивая хорошее, а плохое игнорируя.

Я часто обращаю внимание на лунный календарь, точнее на периоды убывания и возрастания Луны. Считаю, что убывающая Луна — не самое благоприятное время для начинания дел. Считается ли такое грехом с точки зрения Ислама?

Грехом не считается, но и зависеть от этого не нужно. Каждый день полон Богом данных нам различных возможностей, и следует стараться реализовывать их в контексте земного благополучия и вечного на все 100%!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Астрология — учение о якобы существующей связи между положением небесных тел и историческими событиями, судьбами людей и народов. См.: Энциклопедический и толковый словари русского языка.

Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 241.

Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. ат-Табарани. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 470, хадис № 7680, «хасан».

Подробнее об этом читайте в следующей теме «Суеверия».

Ислам, возникший в Аравии в 1-й пол. VII в., практически никогда не выступал против астрологии, т.к. исламская догма о предназначении имела много общего с детерминистически понимаемой астрологией. Более того, существовало предание о том, что первым астрологом был мусульманский пророк Идрис.

Согласно коранической космогонии, Аллах мыслится творцом вселенной, состоящей из нижнего — земного и верхнего — небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды «всякую вещь живую», в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо «светильниками и для охраны». Аллах сотворил «семь небес рядами», т.е. одно над другим, «и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником». Над седьмым небом помещается трон Аллаха. На небесах располагаются рай (джанна) и ад (джаханнам), причём они не занимают всего пространства небес. Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, — ниже первого неба. Небожителями являются ангелы (малаика, фаршита), сотворённые из света и передающие людям вести от Аллаха. Доступ на небо надёжно охраняется от злых духов ангелами и звёздами, «поражающими светочами».

Появились даже астрологические толкования некоторых стихов Корана (подобно тому, как в христианстве появились астрологические толкования Библии), а пророки ислама сопоставлялись с планетами.

Соответствие планет пророкам в исламе:

Сатурн Ибрахим (Авраам)
Юпитер Муса (Моисей)
Марс Харун (Аарон)
Венера Юсуф (Иосиф)
Меркурий Иса (Иисус)
Солнце Енох
Луна Адам

Исламские астрологи не стремились аргументировать свои астрологические доктрины, как это было в эпоху эллинизма. Как и в средневековой Европе, доказательства были не обязательны, т.к. влияние светил на подлунный мир было само собой разумеющимся фактом. Чуть ли не единственная существенная уступка, которую пришлось сделать астрологам, чтобы не противоречить учению ислама, — это изменения в изображении зодиакальных знаков. Дабы не нарушать запрет на изображение человека, астрологи заменили знак Близнецов двумя павлинами, Деву — снопом пшеницы, а Водолея — ишаком, везущим на себе две корзины.

Астрология проникла в исламские культурные круги уже с VIII в. Научные (в т.ч. астрологические) знания арабов были эклектичны, поскольку они приходили из различных источников, принадлежащих к разным культурам. Считается, что в исламской астрологии смешались три основных астрологических течения: эллинистическая, индийская и сасанидская астрологии. Большой вклад в науку был сделан группой еврейских учёных, которые процветали при изначально толерантных арабских халифах. Наивысшие достижения в науках последовали за установлением династии Аббасидов в 750 г. Аббасидский халиф ал-Мансур перенёс столицу из Дамаска в новый город Багдад. Он был основан на западном берегу Тигра в 762 г. в наиболее благоприятный момент, определённый придворными астрологами Наубахтом и Машаллахом, а затем построен по геомантическим принципам. В начале IX в. Багдад, видимо, стал крупнейшим городом мира: в нём жило около миллиона человек.

Первая астрологическая школа в Багдаде была основана в 777 г. еврейским учёным Якобом бен Тариком. Эта школа стала известна благодаря научным трактатам и переводам, сделанным её членами. Абу Ма»шар (возможно, самый знаменитый из всех арабских астрологов) был главой этой школы в середине IX в. Он перевёл Птолемея на арабский язык, и эти его переводы затем были в свою очередь переложены на латынь европейским учёными. Учитель Абу Ма»шара ал-Кинди в эти же годы перевёл на арабский более 200 трактатов, среди которых — множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звёзд. Вообще же, в распоряжении арабских учёных были работы на многих языках: они переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита — индийские варианты, с пехлеви — конгломерат двух вышеназванных астрологических течений, возникший в эпоху Сасанидов. Таким образом, у арабских учёных была уникальная возможность находиться на первых рубежах знаний. Многие из этих работ впоследствии проникли в Европу через арабскую Испанию. Кордова, имевшая население около полумиллиона человек, была одним из крупнейших центров знаний. В неё стекались студенты из других европейских стран, чтобы поучиться у арабских учителей. Один из таких студентов, Гильберт из Оверни (Gilbert d»Auvergne), впоследствии стал папой Сильвестром II.

Значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество значительных исламских астрологов. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью астрономии.

Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах стали «Введения…» и зиджи.

«Введения в юдициарную астрологию» — сина`а ахкам ан-нуджум («искусство приговоров звёзд») — содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации гороскопов. Современным историкам известно 116 средневековых мусульманских авторов, написавших «Введения в астрологию»; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено. Важнейшими работами данного типа являются «Книга о науках о звёздах» Абу Ма»шара, «Введения в искусство приговоров звёзд» ал-Кабиси и Ибн Лаббана, «Книга вразумления начаткам науки о звёздах» ал-Бируни. Зиджи были главной «технической литературой» астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих З. заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Даже в народе астрология была очень популярна. Так, например, в книге «1001 ночь» рабыня Таваддуд («Рассказ о Таваддуд», ночи 436-462) объясняет свойства семи планет, значение лунных домов, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных домов знакам Зодиака, дней недели — планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен обладать каждый образованный мусульманин.

В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная астрология и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звездах ициклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После IX в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией.

По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:

  1. построение гороскопов;
  2. медицинская астрология;
  3. изучение физических законов;
  4. астрологические влияния на сельское хозяйство;
  5. астрологические влияния на мореходство;
  6. астрологическая алхимия;
  7. учение о драгоценных камнях и талисманах;
  8. теория зеркал и законов оптики.

Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами. Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.

Вплоть до наших дней астрология играет важную роль в жизни стран ислама. Достижения исламской астрологии оказали существенное влияние на развитие европейской астрологии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Европа ознакомилась с мусульманской астрологией благодаря многочисленным переводам, в основном делавшимся в XI — XII веках в Испании (среди наиболее известных «передатчиков» арабской мудрости — Иоанн Севильский, Аделярд из Бата, Герард из Кремоны, Платон Тиволийский, Хуго Санталийский, Арнольд Вилланова). Кроме того, через посредство арабских учёных Европа ознакомилась с сочинениями многих античных авторов (в т.ч. Платона, Аристотеля, Птолемея). К сожалению, мы не можем в должной мере оценить вклад исламских учёных в развитие астрологии до тех пор, пока не будут переведены многочисленные манускрипты на арабском, персидским и турецком языках. До сегодняшнего дня эти трактаты хранятся невостребованными в музейных коллекциях в разных регионах мира. Печально сознавать, что не переведены даже работы светил арабской астрологии, не говоря уже о менее крупных астрологах. Будем надеяться, что в скором будущем эта ситуация изменится.

Основные термины арабской астрологии:

Период смещения центра развития традиций античной астрологии в страны арабского мира и ислама (VI – XIV столетия)

К началу VI столетия хранителями астрологических традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего.
В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид, всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век).

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены.
Астрологи и астрономы арабо-иудейского происхождения, следуя принципам (центилоквиям) Птолемея, засорили чистоту доктрины своего учителя мистикой талмудистов и тенденцией к фатализму, свойственных семитской расе.

Исламский мир отличается большим национальным многообразием. Поэтому термин «арабская астрология», используемый применительно к астрологии стран ислама, представляется довольно некорректным. Действительно, среди известных астрологов этого периода были:
Ибн ал-Бади ал-Астурлаби (? – 1140) из Багдада (составитель «Зиджа Махмуда»);
Абрахам Бен Меир Абен Эзра (1119 – 1187) из Испании (еврейский астролог, математик, поэт, философ; его книги оказали большое воздействие как на мусульманских, так и на христианских астрологов позднего Средневековья);
Ризкаллах ан-Наххас из Египта (выдающийся астролог-педагог XII века);
Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлиси (1100 – 1230) из Тифлиса (Тбилиси), работавший при дворе турецкого султана;
Ибн ал-Битруджи (? – 1185), уроженец Педроче, севернее Кордовы (астроном и астролог, работавший в Севилье, книги которого имели большую популярность в Европе);
Ибн ал-Банна (около 1260 – 1320) из Марокко (автор большого многих работ по астрологии и математике);
Ибн ал-Баттиви (алжирский военачальник и астролог XIV века);
Ибн ал-Хамзави (ученый из Алеппо в Сирии, автор астрологического исследования военных кампаний мамлюков против турок в последней четверти XV века).
Однако, хотя наука о звездах была распространена во всем исламском мире, можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов. Если в VIII – IX веках таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI веке ведущая роль принадлежала Испании (где в это время были созданы знаменитые астрологические «Толедские таблицы»), а в XIII – XV веках центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это время правили мамлюки. Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука развивалась гораздо меньше, чем астрономия. В конце XIII века астрономия интенсивно развивалась в Каире, а в середине XIV столетия крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом) стал Дамаск. Но в 1402 году Дамаск был разрушен монголами. Новый расцвет астрологии наступил уже ближе к концу XV столетия, когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица империи – Стамбул.

Зиджи были основой астрологических практик исламских астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зиджах заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI – XV столетий был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 – 1274), ученый-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 года – после разрушения государства ассасинов монголами – перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вел переговоры с халифом о капитуляции.
В 1259 году ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане) обсерваторию и научную школу, куда свезли всех ученых, попавших в руки монголов, и где были собраны книги и научные приборы из покоренных ими стран. Ат-Туси принадлежит множество работ по астрономии и астрологии («Изложение Альмагеста», «Ильханский зидж», «Краткое о науке астрологии и познании календаря» и др.).

В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII веке арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела.


Иудейский зодиак
Синагога Вейт Альфа, Израиль

До начала крестовых походов в Европе занятия астрологией почти не практиковались, однако с расширением контактов с Востоком и распространением идей Восточного мира западноевропейская астрология постепенно стала возвращать утраченные позиции. Наглядным примером астрологического мотива, сделавшегося неотъемлемой частью христианской доктрины, служит Евангельское повествование о Вифлеемской звезде, заставившей волхвов прийти поклониться Сыну человеческому.

Возрастающее влияние на христианские народы иудеев, считавших астрологическую практику неотъемлемой частью талмудистских и каббалистических обрядов, привело к одновременному росту престижа астрологии и падению престижа папской и императорской власти. По словам Анжело Катто, к концу Средневековья не было ни одного короля или владетельного сеньора, двор которых отличался бы отсутствием астролога.

В частности, астрология процветала при дворе германского императора Фридриха II в Палермо, что в немалой степени было обусловлено достаточно близкими отношениями Фридриха со странами Востока. Михаель Скотт, придворный астролог Фридриха, был создателем первой в Западной Европе фундаментальной астрологической энциклопедии, хранящейся в рукописном отделе Мюнхенской библиотеки. Астрология пользовалась также покровительством римских Пап. Так, Юлий II определял по звездам день, благоприятный для восшествия на папский престол, а Павел III – часы проведения консисторий. Лев X даже учредил астрологическую кафедру в Сапиенце – католическом университете в Риме. Аналогичные кафедры существовали в Болонье, Падуе, Париже. Из наиболее прославившихся в Х веке астрологов следует упомянуть монаха Оливу, весьма сведущего в астрономии, и Лупитуса из Барселоны.

В XI столетии знаниями в области астрономии прославился Абрахам (Бен Хийя) из Барселоны (1070 – ?), за эрудицию прозванный Хаваси (князь). Ему принадлежит труд по мунданной астрологии «Sphaera mundi», изданный в Мюнстере только в 1546 году, а также трактаты «О планетах» и «Календари греков и римлян». В труде иудея Леви Барзити из Барселоны «Книга времен» рассмотрена связь времен года, знаков Зодиака и планет. XII век ознаменовался созданием Абрахамом Бен Меир Абен Эзра (1119 – ?) по прозвищу «Хакам» (Мудрый) труда по юдициальной астрологии на иврите, экземпляр которого, переведенный на каталонский язык, хранится в библиотеке Эскориала. Кроме того, Абен Эзра участвовал также в астрологическом съезде 1186 года, провозгласившем конец света.
Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X – XIV столетиях многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире. Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII века проникли во многие регионы Азии, в том числе в Индию и Китай.

В Коране часто упоминаются звезды и созвездия. В прошлом именно мусульмане оказали огромное влияние на развитие науки об изучении звезд и небесных тел – астрономии. Это находит свое подтверждение в арабских корнях в названиях звезд, например, Альтаир (латинская транскрипция слова «Ат-Таир» – летящий), или Ригель («риджль» -нога).

Однако наряду с астрономией существовала и астрология – предсказание будущего по расположению звезд и созвездий.

Астрология была очень популярна в древнем мире и в Средние века. В Новое время в связи с развитием астрономии она оказалась как бы в тени, но в последнее время астрология переживает некий ренессанс на Западе. В таких странах, как Китай и Индия, она настолько прочно вошла в жизнь и быт людей, что без просмотра очередного гороскопа и консультаций с астрологом они не предпринимают никаких серьезных действий, полагаясь на силу определенных звезд.

Со своей стороны ислам приветствует изучение звезд в рамках науки астрономии. Что же касается астрологии, то строго говоря – это не наука, так как оперирует ненаучными методами, а опирается на непроверенные сведения о том, что определенные звезды в далеких галактиках могут оказывать влияние на жизнь человека.

Поклонники астрологии утверждают, что существуют некие «космические лучи» или «позитивная и негативная энергия звезд». Однако смешно было бы утверждать, что именно они являются причинами неудач в делах и жизни человека. В самом деле, представьте, что «космические лучи» «ищут» конкретного человека, чтобы причинить ему какой-то вред, но при этом не затрагивают окружающих его людей.

Ислам категорически запрещает заниматься гаданием по звездам, так как с точки зрения религии будущее скрыто (гайб), и никто не имеет знания о нем, кроме Аллаха. Это подтверждается следующими аятами: «Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят»
(Коран, 27:65). «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Коран, 6:59).

В то же время в Коране есть сура «Башни», которая начинается с аята: «Клянусь небом с созвездиями Зодиака!» (Коран, 85,1). Однако в комментарии к этому аяту говорится, что он обращен к группе неверующих, которые вырыли ров и разожгли в нем огонь для того, чтобы жечь верующих или испугать их смертью через сожжение и таким образом заставить их отречься от ислама. Аллах проклинает этих неверующих, как следует из последующих аятов: «Да сгинут собравшиеся у рва — огненного, поддерживаемого растопкой! Вот они уселись возле него, будучи свидетелями того, что творят с верующими. Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального (Коран, 85:4-9).

Упоминание в первом аяте слова «бурудж», которое некоторые переводят как «знаки Зодиака», может ввести в заблуждение читателей, которые могут полагать, что здесь идет речь об астрологии. Однако понятие знаков Зодиака используется как в астрологии, так и в астрономии и основывается на разделении на двенадцать частей небесного свода, которые Солнце проходит в течение года. В данном случае эта клятва должна рассматриваться в общем контексте клятв Аллаха Своими творениями, которые призваны еще раз подчеркнуть Его всемогущество. Аллах в разных сурах и аятах клянется различными растениями и животными, утренней и вечерней зарей, звездами для того, чтобы люди обратили внимание на эти явные знаки существования Творца и Повелителя всего сущего.

Кроме этого надо принимать во внимание, что Коран был ниспослан для того, чтобы разоблачить все ложные верования, существовавшие среди людей, и провозгласить Истину от Всемогущего Господа. Поэтому все аяты из Корана необходимо воспринимать в их контексте, не вырывая оттуда отдельных фраз, и таким образом, искажая их смысл.
А Аллах знает лучше.

Восточный гороскоп по годам рождения популярен, как на Востоке, так и на Западе. История восточного гороскопа насчитывает около 4000 лет. Согласно восточному гороскопу, каждый год в пределах 12-ти годичного цикла проходит под знаком одного животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных качеств, в зависимости от которых и складывается его судьба. Следует помнить, что отсчет восточного года происходит по лунному календарю, каждый месяц в котором начинается с новолуния. Начало восточного года определяется по второму новолунию после зимнего Солнцестояния, которое бывает 22 декабря. Поэтому человек, родившийся в январе или в начале февраля, может подчиняться знаку предыдущего китайского года.

Знаки китайского гороскопа: Крыса, Бык, Тигр, Кролик (Кот), Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья. Согласно восточной легенде, именно в таком порядке эти животные пришли проститься с Буддой, когда он покидал Землю. А в награду получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими. Двенадцать животных восточного гороскопа разделены на четыре «триады».

В первую триаду входят Крыса, Дракон и Обезьяна. Они энергичны и деятельны. Они могут быть очень добры или очень злы, но середины не знают.

Во вторую триаду входят Бык, Змея и Петух. Они завоевывают успех нелегким трудом, постоянными и неутомимыми усилиями. Их трудолюбие достойно похвалы, а умение планировать свои действия заслуживает восхищения.

Третью триаду составляют Тигр, Лошадь и Собака. Им свойственно умение ловко вести беседу, убеждать людей, легко налаживать контакты. Каждый из них имеет много знакомых, но по-настоящему нуждается лишь в одном близком человеке.

Четвертая триада — Кролик (Кот), Коза и Свинья. Их отличает стремление к красивой жизни, сильно развитое чувство прекрасного и ярко выраженные творческие способности. Все они артистичны, обладают прекрасной интуицией и хорошими манерами.

Зная год рождения, Вы легко найдете интересующий Вас знак восточного гороскопа и прочитаете в соответствующем разделе, как о себе, так и о Ваших близких. Китайский гороскоп по годам поможет Вам лучше познать себя и узнать черты характера своих знакомых. Также с помощью китайского гороскопа можно выяснить Вашу совместимость с другими людьми и узнать, как сгладить негативные моменты в общении и усилить положительные.

Крыса

1912, 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008

Бык

1913, 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009

Тигр

1914, 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998, 2010

Кролик

1915, 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *