Чаша грааля

Техника Быстрого Письма.

Техника — крайняя степень формы,

Быстрого — категория времени,

Письма — коннотация свободы.

Вчера надрывались сирены

в туалете петербургского клуба.

В дыме сигарет и сканга

я блевал в унитаз, одна подруга

держала меня за колени.

Орала (хоть я ничего и не слышал

в своём понимании слова нирвана)

— Все говорят, у тебя едет крыша

от транквилизаторов и марихуаны.

Держала меня за плечо

и радуга звенела в сиянии

ржавой воды унитазной дырки.

Техника быстрой линии,

для которой не существует крики

ёбаной дуры из полуподваль-

ного клуба на Перекупном.

Поэтому Грааль

любая посуда с вином.

Именно так я пинаю сознание.

С ними невозможно разговаривать.

Хоть я и не пизданутый гедонист,

я и теперь заворожён реальностью,

и даже подпишусь под тем,

что не хочу ничего другого,

потому что не знаю зачем.

***

На небе розовый лак.

Я еду без повода

в метро, которое разноцветный червяк

во внутренностях города.

Я мечтаю о том, что неплохо бы

обзавестись пистолетом…

То есть, каждому настоящему поэту

я бы выдавал по пистолету!

Станции с охуевшим видом

шатаются, точно пьяницы.

Я утверждаю, что между шахидом

и поэтом нет никакой разницы.

Каждый из них выжидает,

чтобы потом взорваться —

красным, оранжевым цветком;

книгами и поездами

в которых людей битком —

они движутся, оставаясь на месте,

потому что движение всё!

Я хотел рассказать об одной поездке

и ничего, что ещё.

***

Ах, возьми меня с собой

туда, где лето,

туда где тёмно-синий прибой

стонет в объятиях ветра.

Туда, где можно трахать кого попало,

курить траву и ничего не делать,

туда, где небо — огромное одеяло —

как будто разрисовано мелом.

Куда ментов вообще не пускают,

где солнце прыгает так высоко,

что даже глаз не хватает

увидеть, как оно далеко.

***

Дело поэта — писать стихи,

и если внимательно перечтёте

«технику быстрого письма»,

вы там найдете

некий смысловой сдвиг,

иррациональное место… где-то в середине,

и если вам действительно интересно:

— я видел какие-то огни и…

перемены

(на деле меня окружали стены

обычной квартиры), чертил рукой

слова, содержание которых заслонило собой

всё, что обычно делает рифма:

Карфаген должен быть разрушен, либо

мы станем ловкими фокусниками на службе

у толстомордых блядей или государства.

И чего ради? Страха перед наркотой,

тоской,

что ночью мы жрём, запивая водкой?

Я буду резать ножом любого,

кто скажет хоть слово

о том,

что со мною

сегодня

не будет.

В обычных домах обычные люди

знают про выбор, но он им не нужен.

Карфаген должен быть разрушен.

***

Это прекрасней, чем можно представить;

видеть, как бледно-розовым светом

блестят твои губы.

Когда ты была подростком,

мечты были ярче,

как у всех нас.

Теперь тебя дёргает на дискотеке

обычная жизнь.

Когда у тебя начались месячные —

брат забухал, проездные билеты стали дороже,

а водка дешевле.

Мне шепчет на ухо жизнь —

проснись.

А дискотека пульсировала,

точно гигантская артерия.

Ничего не было слышно,

кроме биения сердца,

кроме визга новорождённых,

родившихся в эту ночь.

Хотя мы всё слышали,

мы не обращали внимания

на продолжение такой удивительной жизни.

А она, сворачиваясь в себя,

в кашу естественного отбора

существовала неизвестно для

чего другого.

***

Утро это глухой удар,

концентрация пустоты,

утро это такой пожар,

в котором горят мечты.

***

… и всё-таки бывает такое:

луч солнца режет собою обои

пополам

и я сам,

и всё, что меня окружает,

превращаем секунды в года.

Нет, правда, бывает, что иногда

я верю в любовь, и твои жесты

не фальшивят и представляют собой послание,

где есть простота оправдания

фальши, и, значит, её уже нет!

Необходимость сознания это привет

из места, в котором солнце не обязательно существует…

Меня это не волнует.

***

В середине у жизни

я видел синий забор —

подростки прибили к нему рыжую кошку.

Она была похожа на огонь.

Соборы и церкви висели в воздухе,

подсвеченные её глазами

и прожекторами.

Я начал блевать.

Оранжево-синий пейзаж

дёргался передо мной

и в этот момент я понял,

что уже следующей весной

начну очередной лирический сборник.

Правда, я всё заблевал,

но это, конечно, мелочи

по сравнению с вашей жизнью.

О, конечно! Я знал,

сколько стоят мои слова

по сравнению с вашей жизнью! Едва

ли дороже

чем жизнь этой рыжей, замученной кошки,

рыжей кошки на синем заборе.

Если слова ничего не стоят,

вы ничего не стоите тоже.

Ненужное следует уничтожить.

***

Я прошу тебя — молчи,

это будет лучше для нас обоих.

У тебя в глазах тот же цвет,

что на обоях.

У тебя в глазах много больше

тебя самой.

Между нами как будто брошена

головная боль.

Эта комната,

стул, телевизор,

ваза с цветами; в ней словно в призме

отражается луч из окна,

за которым раскачивается стена

пятиэтажного серого дома,

тротуар, облака,

всё как будто знакомо,

но имеет другой, подозрительный вид.

Между нами как будто стоит

конвоир.

Так что просто молчи

в зареве концлагерной печи —

великой любви, неопрятной,

как бесконечность вселенной.

Стены

у комнаты — четыре глаза,

стул, телевизор, прозрачная ваза —

всё отражается в этих глазах…

***

Имени не назову.

Ты обычная девчонка —

только твоя слюна

сладкая, как сгущённое молоко.

Мона Лиза, конечно, блядь.

И про это стыдно не знать.

Давай!

Раздвигай свои ноги, глотай

сперму. Так останавливают время.

Это тебе не Марсель Пруст,

а настоящий Уэллс.

Лёгкие наркотики, секс —

чтобы тебя убедить,

что стыдно так просто жить.

***

Разве всё это было зря?

Расскажи, как прошедшей ночью

белым ужасом декабря

зима начала морочить

нашу жизнь. Убивая всё,

жадная до гололёда.

Только запомни; она

подохнет через полгода.

Зима будет корчится, падла,

в зелёном огне марта.

Ебаная Жанна д’Арк!

Мы будем смотреть, а захочется

отпустим сознание, если так будет надо,

закроем глаза и разрежем вены

и, может, найдём, что все перемены —

лишь повторения прежних смыслов…

Близко

время новых проскрипций.

Я жду

время новых проскрипций.

Пусть будет так.

А пока мы будем собирать поленья

для Жанны д’Арк.

***

Я оказался случайно

в центре зимы и холода,

когда будильники заверещали

по всему городу.

Я увидел дырявое небо

и понял, что это послание.

Необходимы — победа,

рифма, трава и реланиум.

Надо было звонить барыге,

а потом ждать открытия книжного маркета,

в общем, необходимы — книги,

трава и транквилизаторы.

Присутствие прочего недоказуемо.

Кайф — это то, что возможно проверить,

то есть всё то, что непредсказуемо

невозможно измерить.

Путинский принципат в телеприёмнике

огласил помещение криком,

когда в середине вторника

я пришел покупать книги.

Мойка или Фонтанка, я слабо

разбираюсь в названии местных канав,

тоже орали как падлы.

Я где-то ошибся, назвав

происходящее грязной шуткой,

но только, когда я зашел в магазин,

книги, как проститутки, начали лебезить.

Я пытался смотреть только прямо.

Мне очень хотелось пить.

А на полках разыгрывалась драма,

и я ее не мог остановить.

Книги орали и жрали друг друга,

разевая бумажные пасти,

а на улице красная вьюга

разрывала прохожих на части.

Это действительно было круто

и я снова забыл все слова,

потому что закончились — утро,

транквилизаторы и трава.

Светлейших радостей исток,
Он же и корень, и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…
Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль»

Если попытаться навскидку припомнить величайшие святыни христианства, одним из первых на ум наверняка придёт Святой Грааль, хотя в Новом Завете о нём ни слова. Легенда о Чаше, дарующей прощение грехов, а иногда даже бессмертие, родилась в Средние века. Поиск Грааля занимает умы европейцев уже более восьми веков! Романы и поэмы, посвящённые этой теме, с двенадцатого столетия неизменно становились «бестселлерами».

Что такое Грааль?

Споры о том, был ли Грааль чашей или блюдом, велись вплоть до шестнадцатого века. Однако господствующим всегда являлось представление о Граале как о сосуде, из которого причащались ученики Иисуса во время Тайной вечери, и куда потом Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. Идея же о том, что Грааль был блюдом, восходит, видимо, к одной из возможных этимологий этого слова. Цистерцианский монах Гелинанд писал в тринадцатом веке, что «Грааль» происходит от латинского gradalis, означающего глубокое блюдо для дорогих яств. Можно также предположить, что слово «Грааль» восходит к греческому κρατηρ, то есть чаши для смешивания вина с водой.

«Тайная вечеря» Альбрехта Дюрера. Перед Христом стоит чаша.

Вольфрам фон Эшенбах, автор знаменитого «Парцифаля», служащего источником для многих специалистов по Граалю, пишет, что «это камень особой породы: Lapsit exillis — перевода на наш язык пока что нет». Выражение lapsit exillis можно толковать и как «камень господа», и как «камень мудрости», и даже как «упавший с неба». Одно совершенно очевидно — для Эшенбаха Грааль — не чаша и не блюдо, а камень. Возможно, такое представление связано с ирландской легендой о Камне Судьбы, способном определить истинного короля, — ведь Грааль тоже выбирает достойнейшего, которому только и даётся в руки.

Говоря о Граале как о камне, нельзя не упомянуть и о версии, которой в основном придерживались алхимики и герметики. По их мнению, Грааль — это кубок, выточенный из цельного изумруда, который выпал из короны Люцифера, поверженного на землю архангелом Михаилом. Но при этом Грааль представляет собой скорее не реальную чашу, а идеальную, символ высшего духовного поиска. Что-то вроде философского камня, который тоже не всегда предстаёт вещественным, частенько являясь идеей.

Наконец, последняя версия о происхождении слова «Грааль» и легенды о нём появилась в позднем средневековье, а широкую популярность приобрела уже в наше время. Не последнюю роль в этом сыграл роман «Код да Винчи» Дэна Брауна. Согласно версии американского писателя, Святой Грааль — это Sang Real, то есть кровь прямых потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины, основавших династию Меровингов.

Теория позаимствована Дэном Брауном из «научного» труда Майкла Баджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Священный Грааль», где говорится: «Если наша гипотеза справедлива, Святой Грааль… означает потомков Иисуса, «Sang real», королевскую кровь, хранителями которой были тамплиеры… В то же время Святой Грааль представляет собой в буквальном смысле резервуар, куда поступила кровь Иисуса. Иными словами, лоно Марии Магдалины». Впрочем, ни классические легенды о Граале, ни произведения артуровского цикла, посвящённые поискам Чаши, ни церковь с этой идеей категорически не согласны.

Хранители Грааля

Во всех четырёх канонических Евангелиях упоминается тайный ученик Христа и член Синедриона, забравший тело Спасителя для погребения. Звали его Иосиф Аримафейский. Человек он был «добрый и справедливый», по некоторым версиям — друг Понтия Пилата, по другим — родной брат Иисуса, ну а народная ближневосточная традиция считает его дядей Девы Марии. Кроме того, иногда — в более поздних и апокрифических текстах — утверждается, что Иосиф был купцом и однажды взял юного Иисуса Христа с собой в деловую поездку на Британские острова.

Считается, что именно Иосиф собрал в Чашу кровь распятого Иисуса, и после этого уехал из Палестины — возможно, из-за преследования римских властей, о котором упоминает апокрифическое Евангелие от Никодима. Сделав краткую остановку на Мальте, Иосиф прибыл в страну галлов, откуда тамошний епископ Филипп отправил его в Британию. Всё это время в путешествиях в неведомые страны Иосифа сопровождал Святой Грааль.

Иосиф Аримафейский проповедовал на Альбионе христианство задолго до святого Августина, который «официально» христианизировал Британию в 597 году. В том числе Иосиф основал первую церковь Святой Девы, на месте которой позднее возник средневековый бенедиктинский монастырь Гластонбери. Именно там Иосиф и был похоронен. По одному из преданий, вместе с ним погребены два сосуда — с кровью и потом Христа. Однако ни один из этих сосудов не является Святым Граалем. Перед смертью Иосиф Аримафейский открыл тайну Грааля одному из своих потомков, ставшему следующим хранителем святыни и основавшему братство Грааля. Об этом рассказывает средневековый «Роман о Граале» Робера де Борона, впервые упоминающий некое закрытое общество, причастное к тайне. Кстати, это общество собиралось за круглым столом — несомненным предшественником того, что стоял в Камелоте.

Иосиф Аримафейский собирает кровь Христа в Чашу.

Согласно большинству средневековых версий местом хранения Грааля стал замок Монсальват (или Мунсальвеш), построенный ангелами за одну ночь где-то в Пиренеях. Именно в таинственный замок прибывают рано или поздно рыцари, взыскующие Святого Грааля, и именно там их встречает его хранитель, Король-Рыбак Пелес, прямой потомок Иосифа Аримафейского.

Название замка Монсальват возводят к французскому Monsalvage — «Дикая гора» или к латинскому Mons salvationis — «Гора спасения». Но в некоторых романах о Граале, в том числе в «Смерти Артура» Томаса Мэлори, замок Грааля называется кельтским словом Корбеник или Корбен. Да и внешний облик его напоминает скорее жилище сидов, чем средневековый европейский замок. А Короля-Рыбака часто отождествляют с кельтским богом воды.

Король-Рыбак — кельтский бог вод или евангельский «ловец человеков»?

Слово «Монсальват» часто связывают с названием «Монсегюр», приписывая альбигойцам-катарам роль мистических хранителей Грааля. Катары (от греч. Καθαρος, «чистый») — название гностической ереси, центром распространения которой был Лангедок. В 1244 году, в ходе Альбигойского крестового похода была захвачена последняя твердыня катаров, замок Монсегюр, расположенный в Пиренеях, как и легендарный Монсальват. Широко распространена история о том, что перед падением Монсегюра катары спрятали на склоне горы что-то, возможно — Святой Грааль. Это версия была бы довольно достоверной, если бы не одно маленькое «но». Катары в принципе отрицали человеческую природу Христа, его смерть и Воскресение. А раз так, то для них Грааль, символ Воскресения, не мог иметь никакой ценности. Поэтому катаров из списка таинственных хранителей Грааля, пожалуй, придётся вычеркнуть.

Наконец, в легенде о Граале, как и в большинстве европейских историй, никак не обойтись без тамплиеров. В самом деле, кто лучше самого загадочного монашеского ордена подходит на роль тайного братства хранителей главнейшей святыни христианского мира? Но тамплиеры, несмотря на обилие окружающих их легенд, всё-таки были не дикой мистической сектой, а рыцарским орденом. Как это ни печально, приходится признать, что реальные тамплиеры к Святому Граалю имели отношения не больше, чем, скажем, русские стрельцы. И король Филипп Красивый сжёг тамплиеров не для того, чтобы отобрать у них Грааль, а по иным, меркантильным соображениям. Непосредственно связали храмовников с Граалем, по всей видимости, масоны, и произошло это уже в восемнадцатом веке.

Традиция связывать рыцарей-храмовников, охраняющих замок Мунсальвеш у Вольфрама фон Эшенбаха, с тамплиерами не имеет под собой особых оснований. Дело в том, что в «Парцифале» упоминаются рыцари templeisen, что долгие века переводилось как «храмовники» или «тамплиеры». Но если бы автор имел в виду тамплиеров, то скорее употребил бы слово Tempelherren. А templeisen означает рыцарей-монахов вообще, без какого-либо указания на конкретный орден.

Замок Вевельсбург.

Всплеск общественного интереса к Граалю наступил уже в относительно близкие нам времена. Инициировал его Отто Ран, немецкий мистик первой половины двадцатого века, который исследовал развалины Монсегюра, а также написал о Святом Граале две книги — «Крестовый поход против Грааля» и «Двор Люцифера». Грааль у Рана — Камень света, а катары — хранители древнего учения арийской расы. Некоторые считают, что Отто Ран всё-таки нашёл Святой Грааль, который хранился в замке Вевельсбург, твердыне Чёрного Ордена — СС. Почему-то нацисты считали Грааль оружием величайшей силы. Неизвестно, так ли это, но невозможно отрицать, что труды Отто Рана, так же как и «Парцифаль» Эшенбаха, оказали воздействие на взгляды Генриха Гиммлера и Альфреда Розенберга.

И, конечно, на разработанную ими идеологию нацизма.

Квест для настоящего рыцаря

«Все наши ребята время от времени отправлялись к святому Граалю. Это путешествие занимало несколько лет. Уехав, они долго блуждали, плутая самым добросовестным образом, так как никто толком не знал, где находится этот святой Грааль. Мне думается, они в глубине души и не надеялись найти его и, если бы наткнулись случайно, не знали бы, что с ним делать», — писал некий небезызвестный янки из Коннектикута, весьма точно подметивший особенности поисков Святого Грааля, неоднократно отображаемых в многочисленных рыцарских романах. Однако янки, будучи сыном просвещённого века, не обратил внимания на ключевую особенность походов за Граалем. По сути это не поиски реальной чаши, а искания высшего смысла. В самом деле, главная ценность христианского мира скорее должна предстать чем-то нематериальным, а не обычным кубком, пусть даже и бесконечно прекрасным.

Генрих Гиммлер и Жак де Моле: один из них мечтал назвать себя хранителем Святого Грааля, второго так именовали другие.

Основные средневековые рыцарские романы о Граале подразделяются на три группы. В первую входит «Персиваль Галльский или история Грааля» Кретьена де Труа и четыре его продолжения, сочинённые другими авторами. Вторая группа — «Романы о Граале» Робера де Борона, где излагается истории Иосифа Аримафейского, Мерлина и Персиваля. И третья — цикл «Ланселот-Грааль», или «Вульгата», авторство которого не установлено. Ну и несколько особняком стоит «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

Квест за Святым Граалем — а именно в романе La Queste del Saint Graal слово «квест» впервые было употреблено в привычном нам значении — неразрывно связан с именем короля Артура и рыцарями Круглого стола. Изначально Артур имел тесную связь с миром фэйри, острова Авалон и кельтских мифов, поэтому в романах артуровского цикла христианские мотивы тесно переплетаются с мифологическими. В ирландской литературе существовал жанр echtra («странствие»), повествующий о путешествии героев в иной мир. И ранние романы о Граале, главным героем которых являлся сэр Персиваль (в немецкой транскрипции Парцифаль, в валлийской — Передур), очень напоминают такие ирландские сказания. Персиваль в них попадает в таинственный замок Монсальват, где снимает заклятие с Короля-Рыбака и сам становится хранителем Грааля. Главной ценностью в этих романах Кретьена де Труа и его продолжателей, представала куртуазная любовь, христианские добродетели пока оставались на втором плане. Валлийский же эпос «Мабиногион», также повествующий о приключениях Персиваля-Передура, полностью основан на кельтских мифах.

Персиваль с Граалем в руках. Картина Артура Хэкера.

Обретение Святого Грааля сэром Галахадом.

В более поздних романах, начиная с «Вульгаты» и заканчивая наиболее известным произведением артурианы — «Смертью Артура» Томаса Мэлори, — Персиваль постепенно уступает главную роль сэру Галахаду, сыну Ланселота и внуку Короля-Рыбака. Галахад был воспитан в монастыре и остался непорочным. Иногда его даже называют «святым рыцарем». Прибыв в Камелот в день Пятидесятницы, Галахад занял там Гибельное Сидение. Как известно, это мог сделать только первый рыцарь мира, любого другого ждала бы мгновенная смерть. Кроме того, было предсказано, что тот, кто сумеет сесть на Гибельное Сидение, и добудет Святой Грааль. В тот же день рыцарям Круглого стола была явлена Чаша, и они поклялись отправиться на её поиски.

Поход за Граалем был труден и опасен, но избранные рыцари на пути встречали «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля, и находили такие знаки лишь те рыцари, кто жил праведной жизнью и обладал великой доблестью». И хотя до замка Монсальват дошли многие, увидели Грааль только трое — Галахад, Персиваль и Борс, а коснуться его смог только сэр Галахад.

Считается, что некоторое время он исполнял роль хранителя Грааля, а потом был живым вознесён на небеса.

Прочие рыцари — в том числе сэр Ланселот и сэр Гавейн, долгое время делившие между собой звание достойнейшего из всех, — не удостоились даже увидеть Грааль, потому что были недостаточно чисты сердцем и помыслами. Поэтому считать, что Грааль дался в руки катарам, масонам и даже лично Генриху Гиммлеру довольно-таки нелепо.

Трофей для Индианы Джонса

Рыцари Круглого стола были последними, кто знал дорогу к замку Монсальват.

Святой Грааль искали ещё многие — масоны, нацисты, сумасшедшие конспирологи — но ничего не нашли. Да, пожалуй, и не могли найти, ведь Грааль был нужен им только как средство дарования бессмертия и земных благ, а то и как оружие. Поэтому с определённого момента история Святого Грааля сделалась в основном достоянием художественной культуры.

Разумеется, авторы, разрабатывающие в литературе тему короля Артура и рыцарей Круглого стола, не могут обойти вниманием поиски Святого Грааля, но никаких принципиально новых трактовок они обычно не предлагают. Более того, часто духовная составляющая поисков Грааля полностью игнорируется, уступая место приключениям.

Грааль— не драгоценный кубок, а простая деревянная чаша (кадр из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»).

Иногда Святой Грааль упоминается и в книгах, не имеющих отношения к королю Артуру. Например, у Гарри Гаррисона в романе «Король и император», где Грааль предстаёт лестницей, с помощью которой Иисуса снимали с креста. А у Юрия Никитина есть даже отдельное произведение под названием «Святой Грааль». Кроме того, история Грааля служит материалом для огромного количества псевдоисторических спекуляций, среди которых можно выделить три основных категории: Грааль как кровь Христа, Грааль и тамплиеры, Грааль и Третий рейх. Не избежал этой заразы даже Умберто Эко, обращающийся к теме Грааля и тамплиеров в романах «Маятник Фуко» и «Баудолино».

Что же касается кинематографа, то в нём тема Святого Грааля представлена слабо. Пожалуй, лучший фильм — великолепная комедия Тэрри Гиллиама «Монти Пайтон и Священный Грааль». Ещё стоит отметить его же фильм «Король-рыбак», тоже повествующий о поисках Грааля — уже в наши дни. Ну и, конечно же, не стоит забывать, что в двадцатом веке Святой Грааль был всё же найден человеком, пожелавшим Чаши не для себя, — американским археологом Индианой Джонсом.

Что ещё? В сериале «Звёздные врата SG-1» Святой Грааль — оружие, созданное когда-то Мерлином. А в третьем фильме про библиотекаря, охраняющего древние артефакты, «Проклятие чаши Иуды», действует тёмный аналог Святого Грааля, так называемая «Чаша Иуды», отлитая из 30 сребреников и служащая источником силы для вампиров.

* * *

Пусть историю о поисках Грааля нельзя назвать самым растиражированным сюжетом, но этот образ занимает значительное место в мировой культуре. Потому любая возвышенная и желанная цель часто именуется Святым Граалем. Пока Грааля касались руки всего двух его искателей — сэра Галахада и Индианы Джонса. Значит, Чаша по-прежнему ждёт того, кто сможет её обрести: «чистого, честного, сердцем кроткого и беззлобного».

Чаша из Антиохии, которую некоторое время считали Святым Граалем.

  • В одном из русских переводов «Парцифаля» рыцари, охраняющие замок Мунсальваш, названы катарами, а в другом — тамплиерами.
  • Иногда слово «Грааль» возводят к латинскому gradual, означающему сборник богослужебных текстов.
  • В церкви Сан-Лоренцо в Генуе и в Валенсийском кафедральном соборе хранятся две чаши, претендующие на звание Святого Грааля.
  • Возможно, что за «Святой Грааль» катаров принимали так называемое «блюдо Сионской горницы», добытое крестоносцами в Константинополе во время Четвёртого крестового похода и составляющее как бы комплект с Чашей.

Священный Грааль — что это такое?

О Священном Граале упоминается в литературных и исторических источниках разных веков и народов. По этой причине нет единого мнения относительно того, что считать Святым Граалем, каково его происхождения и где его можно найти. Впервые Святой Грааль упоминается в христианской мифологии. Согласно древним легендам Святой Грааль – это изумруд из короны Люцифера. Во время восстания на небе, когда войско Сатаны сражалось с войском Михаила, из короны Люцифера выпал драгоценный камень и упал на землю.

Позже из этого камня была сделана чаша, в которой Христос подавал вино ученикам на своей последней вечере. После смерти Иисуса Иосиф Аримафейский собрал в эту чашу капли крови Христа и уехал с ней в Британию. Дальнейшие сведения о чаше Грааля являются путанными: чаша путешествовала по разным странам, но всегда была скрыта от посторонних глаз. Это привело к вере в то, что чаша Грааля приносит удачу и счастье своему владельцу. За чашей стали охотиться не только простые искатели приключений, но и могучие правители.

Что такое Святой Грааль в православии?

Святой Грааль в Библии не упоминается ни разу. Все сведения об этой чаше исходят из апокрифов, которые не признаются духовенством истинными. Исходя из этих сказаний Священная чаша Грааля – это чаша, сделанная из драгоценного камня Люцифера и использованная Христом на последней его вечере. Позже Иосиф Аримафейский, который снимал Иисуса с креста, собрал в нее капли крови своего учителя. Сказание о чаше Грааля было интерпретировано в западной художественной литературе, где Грааль стал символом женского начала, Божественного прощения и единения с высшими духовными силами.

Легенда о Святом Граале

Кроме апокрифов мифическая реликвия упоминается в средневековой литературе. Святой Грааль и тамплиеры описываются в произведениях нескольких французских авторов, где к разным легендам присоединяются фантазии авторов. В этих произведениях говорится, что тамплиеры свято хранили все, что касается Иисуса, включая чашу. Многих людей притягивала сила Святого Грааля, и они пытались заполучить данную чашу. Это не удавалось, ведь чаша сама выбирала, кому ей принадлежать.

Для того чтобы стать владельцем этого предмета, человек должен был оказаться нравственно чистым.

Иосиф Аримафейский

В кельтском эпосе Святым Граалем называется мифический котел жизни и смерти, в котором варилась похлебка, способная оживлять мертвых. Кельтское сказание о котле — чаше Грааля — появилось задолго до того, как родился Иисус Христос. Однако в эпоху раннего христианства возникла своя легенда о таинственной чаше — Святом Граале. Она связана не с мифами древних кельтов, а с зарождением постулатов христианской веры.

Якобы Иосиф Аримафейский, тот самый иудейский старейшина, который с разрешения прокуратора Понтия Пилата снял с креста тело Иисуса и предоставил свою гробницу для его погребения, собрал в чашу кровь с распятого и еще живого Иисуса. Будучи сторонником веры Христа, но членом Синедриона, Иосиф, опасаясь преследований, уехал в Британию и увез с собой священную чашу. Там он основал первую христианскую общину. А в местечке Гластонбери на дне древнего колодца спрятал священную чашу.

Святая чаша Грааля в кафедральном соборе Валенсии

В VI веке в Британии распространились легенды о короле Артуре и рыцарях его Круглого стола, которые жили в замке Камелот, недалеко от Гластонбери. В один прекрасный день им явилось чудесное видение — чаша Святого Грааля, которую поддерживали два ангела. И стол ломился от яств. Рыцари поклялись отыскать эту чудесную чашу и доставить ее в Камелот.

Позднее, в Средневековье, на тему поисков священной чаши Грааля было написано немало романов и поэм. Еще и сегодня находятся паломники, которые, веря в эту легенду, ежегодно отправляются в Гластонбери на поиски чаши.

Но многие религиозные деятели убеждены в том, что Святой Грааль — это чаша, из которой на Тайной Вечере, накануне казни, Иисус пил красное виноградное вино. Это был один из драматических моментов его жизни, его вероучения. Он передал чашу ученикам и сказал: «Пейте из нее все, это Моя Кровь

Святой Грааль. Художник Росетти. Ок. 1860 г.

Нового Завета, за вас Проливаемая во остановление грехов». Тогда же он произнес и другие пророческие слова: «Один из вас предаст меня». О том, что сделал с собой Иуда, совершивший предательство по отношению к Христу, известно — он повесился, а что стало с чашей, из которой пили все участники Тайной Вечери, не ясно.

Правда, в Испании, точнее в портовом городе Валенсии, расположенном на берегу Средиземного моря, убеждены, что знают, где находится чаша, из которой пил Христос. Она не потерялась, она не исчезла, она совершила длительное «путешествие» через столетия, через расстояния и попала в кафедральный собор, возраст которого около 750 лет. Но почему именно Валенсия?

Святой Лаврентий. Художник Ф. де Сурбаран. Ок. 1658 г

Этому есть объяснение. В год смерти Христа возраст этого города, основанного римлянами, насчитывал свыше двух столетий. Его населяли греки, финикийцы, карфагеняне. Они испокон веков занимались рыболовством, выращиванием фруктов и овощей. Римский консул Деций Юний Брут в 137 году до нашей эры дал ему нынешнее название

Валенсия, что по-латыни означает «смелая». Во времена мавров город стал одним из европейских центров по производству шелка, бумаги, кожи, керамики, стекла, ювелирных изделий. Христианский собор в Валенсии начали строить в середине XIII века, уже после того как прогнали мавров.

Тогда же в древних хрониках появились записи о том, что во время правления римского императора Валериана (193-260), который устроил гонения на христиан, был схвачен архидиакон Лаврентий, родом из испанского местечка Оске. И он якобы сохранил многие ценности Римской христианской церкви. Император приказал ему вернуть эти сокровища. Лаврентий отказался. И погиб мученической смертью в 258 году.

Кубок, хранящийся в кафедральном соборе Валенсии

Перед казнью, как записано в хрониках, он сумел отправить сокровища, в том числе священный кубок, в свой родной город, где были живы еще его родители. От них чаша попала в церковь Святого Иоанна в Пернье в Пиренеях.

Оттуда ее для большей сохранности переправили в Валенсию.

Католики абсолютно уверены в том, что это и есть та самая чаша, которая была на Тайной Вечере, из которой пил Иисус и его ученики. Она состоит из двух частей — верхняя, собственно чаша, вырезана из агата. Золотая оправа для нее сделана в XIII веке. Нижняя, каменная, часть вырезана в X веке. Она украшена араб ской надписью.

Папа Римский Бенедикт XVI в 2006 году во время торжественной мессы использовал эту чашу. Это был акт признания ее древности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *