Стихи Белова

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).

В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.

В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».

В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.

В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания.

В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни.

В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.

В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1982 г. он получил орден Трудового Красного знамени, в 1984 г. – Орден Ленина. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.

С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990–1991 гг. – членом Верховного Совета СССР.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

В 1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтин вологодских» – «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».

В 90-е гг. Белов получил несколько литературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления – журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.

В 1992 г. Белов удостоен Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 2002 г. – Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 1997 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.

В 2003 г. писатель получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2004 г. ему была присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.

4 декабря 2012 года на 81-м году жизни писатель Василий Белов ушел из жизни.

Новый совместный проект Музея-квартиры Василия Белова и портала cultinfo.ru «Беловский круг» посвящен людям, тесно связанным с писателем. В фондах музея хранится множество предметов и книг, так или иначе напоминающих о том круге общения, в котором формировался и существовал гений Василия Белова. Этим людям – писателям, музыкантам, общественным деятелям – и будут адресованы материалы проекта.

Первый публикуемый в рамках проекта «Беловский круг» текст и связанные с ним документы посвящен Николаю Рубцову – близкому другу Василия Белова. В 1971 году в этот день, 19 января, трагически оборвалась жизнь поэта. О том, какие взаимоотношения связывали писателя и поэта, узнаем благодаря материалам, хранящимся в музее.

Из воспоминаний подруги Николая Рубцова Нинели Старичковой известно, что поэт самым близким другом считал Василия Белова: «»Я всех называю – друг, друг… А друг у меня только один – Василий Иванович Белов”. И еще говорил поэт о том, что встречаться и разговаривать можно со многими людьми, но понять друг друга могут только те, кто находится на одинаковой душевной волне. Видимо, это роднило его с Беловым».

Многое роднило этих мастеров слова – и вологодская писательская школа, и дружба с Яшиным и его семьей, и московский литинститут, и общие друзья, и любовь к родине и слову. Белов сразу признал в Рубцове большого поэта и на протяжении долгих лет упоминал его в своих текстах. В одном позднем неопубликованном рассказе Василий Иванович написал: «Провиденье допустило меня к знакомству и даже дружбе с такими людьми, которые для меня остались живыми будучи покойниками…. Господь разрешает мне перечислить этих людей. Всех ли их назвать или не всех? Назову пока хотя бы не всех, например, из среды писательской: Александр Яшин, Федор Абрамов, Владимир Солоухин, Евгений Носов, Николай Рубцов, Василий Шукшин…»

Василий Иванович написал и опубликовал книги воспоминаний о двух близких друзьях – Шукшине и Гаврилине. О Рубцове не написал, но о нем упоминает в этих книгах. Без него не складывался беловский рассказ о рано осиротевших и талантливых товарищах.

О нем вспоминал, читая книги… Об этом можно судить по его записи в книге Лосева «Эстетика Возрождения» (Москва, «Мысль», 1978), в которой 2 сентября 2001 года под балладой Вийона сделана запись: «Теперь ясно за что любил Вийона покойный Рубцов». Из текста:

От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.

О дружбе Белова и Рубцова вспоминает Ольга Сергеевна Белова: «Их общение было продолжительным и тесным… Коля ходил к нам часто, и я помню все наши беседы (о стихах, о статьях, о творческом раскрытии). Иногда постучится в дверь, звонка у нас еще не было, я открываю… Вася спать лег… Коля говорит на пороге: «Ладно, пусть Вася спит, не буди, давай посидим на кухне, ты мне чаю налей…»

Он такой был далекий от быта. Не знал, что и где купить. Ко мне обращался. До получения квартиры часто жил в общежитиях и тогда мне рассказывал: «Странные люди там живут, просыпаются и ничего не говорят друг другу!…»

Он дарил нам свои небольшие сборнички, мы их читали и восторгались».

В коллекции Музея-квартиры В. И. Белова хранятся прижизненные сборники Н. М. Рубцова, о которых вспоминает Ольга Белова: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970)… Сборники зачитанные, в закладках, с истертыми обложками и страницами.

К Василию Ивановичу исследователи творчества и жизни Рубцова обращались за советом. Например, сохранились в музейных книгах письма и записи Майи Андреевны Полётовой, которая спрашивала, как писать о малоизвестных фактах из жизни Рубцова корректно. Она же впервые в 2003 году отправила Белову копию автографа Рубцова: «Прочитал «Привычное дело». Очень радостно. Спасибо. Будь здоров ради Бога. Рубцов». Размышляя: «Я долго думала, посылать ли копию автографа Рубцова, попавшую мне в музей неделю тому назад и имевшую прямое отношение к Вам. Не разволнуетесь ли Вы, прочитав эту замечательную записку?»

Ему в Вологду композитор и юрист Александр Лобзов привозил ноты своих романсов, написанных на стихи Николая Рубцова, исполнял в квартире писателя. Напомним, его известный «рубцовский цикл» состоит из 35 романсов. В 1986-м он исполнял их Белову вместе с фрагментами оперы «Бессмертный Кощей», написанную по одноименной пьесе-сказке Василия Ивановича.

В понедельник у Верного был выходной. В этот день почтовое отделение не работало. Сена в кормушке нет. Верный погрыз доску в стойле и подошел к окошку. Он даже пошатывался от голода. Окошко в конюшне длинное и узенькое. Вчера Федя выставил раму, говоря:
— Сена нет, так пусть хоть на свежем воздухе… Верный повернул голову и просунул ее на улицу.
А на улице — весна, снегу как не бывало. Но ведь и травы тоже нет! Верный шумно вздохнул и поглядел вдоль деревни. Ребята бежали в школу и вдруг видят: из окна конюшни торчит большая лошадиная голова. «Верный! Верный!»— закричали. Конь навострил уши. Ребята подошли ближе и по очереди стали дотягиваться, чтобы погладить. Верный тихо заржал и начал шлепать большой мягкой губой.
— Наверно, есть хочет! — сказал один из мальчиков, доставая из портфеля кусок воложного пирога. Он предложил пирог коню. Верный неторопливо, но жадно сжевал этот кусок. Потом съел второй кусок, третий, четвертый… Ребята скормили ему все свои школьные завтраки, припасенные дома.
— Ленька, а ты чего? Давай, нечего жадничать.
Совсем маленький мальчик насупился и чуть не заплакал.
— У меня только яйцо, — сказал он и тихо добавил: — И две конфеты…
— Ну и что?
Ленька открыл полевую, видимо, еще отцовскую сумку. Яйцо, сваренное вкрутую, быстро очистили. Верный съел и яйцо. Правда, раскрошил половину. Конфет было, конечно, жалко. Но все равно распечатали. Верный съел и конфеты. Больше ни у кого не было ничего съестного. Ребята побежали. Школа была далеко, в другой деревне. Они боялись, что опоздают. Верный долго смотрел им вслед.
Так он научился есть конфеты и яйца. Особенно повезло Верному через неделю, Первого мая, когда ребята получили в школе подарки.
А тут скоро и травка пошла, свежая и такая зеленая. Не чета соломе! И Верный понемногу стал опять поправляться.

Один из самых юных участников акции «Слово Белова» – пятилетний Тимур Мороз вместе с мамой обращается к поэтическому наследию Василия Белова.

Немногие знают, что знаменитый прозаик начинал свою литературную деятельность в качестве поэта. Свое первое стихотворение «Ветер» Василий Белов опубликовал в июле 1955 года, во время службы в армии. И позже в Литературный институт им. Горького Белов также поступал как поэт.

Стихотворение «Ночью», которое так выразительно прочитал вместе с мамой 5-летний Тимур, относится к ранним стихам Василия Ивановича. Оно вошло в самый первый сборник его стихов – «Деревенька моя лесная», опубликованный в 1961 году. Трудно назвать его поэтическим шедевром, но и цель его иная: подобно песенкам-колыбельным, его размеренные строчки успокоительно действуют на маленьких слушателей. Мама Тимура часто читает сыну на ночь это раннее беловское стихотворение. Неудивительно, что мальчик быстро выучил его наизусть.

Тимур, который начал читать с трех лет, уже не в первый раз участвует в литературных вечерах и конкурсах. Декламаторский талант мальчика отметили посетители поэтических чтений в «литературном кафе», которое организовывал Музей-квартира Белова на «Ночи музеев-2017» в Вологодском кремле. Тимур тогда читал наизусть произведения двух вологодских «литературных юбиляров» этого года – Ольга Фокиной и Василия Белова.

Все желающие принять участие в акции «Слово Белова» могут это сделать до конца октября. Видеоролики с чтением вслух произведений Василия Белова можно выкладывать в социальных сетях с хэштегом #словобелова или отправлять в сообщения «Культура в Вологодской области». Записать ролик на собственную аппаратуру можно прямо в Музее-квартире В. И. Белова (Вологда, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 4). Время от времени в музее проходят специальные съемочные дни, когда участников акции снимают на профессиональную видеоаппаратуру. Ближайший съемочный день – 5 октября. Телефон для записи: +7 (921) 142 08 56. Время работы музея: пн.-вс. с 10.00 до 18.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *