Содержание
Крещение святой великомученицы Варвары
Павел Коряков
В канун праздника Юпитера Гелиополитануса Диоскор занимался любимым делом. Он составлял астрологический гороскоп префекту претория августа Диоклетиана – Гаю Галерию Максимиану. Галерий хотел знать наиболее важные события своего будущего, чтобы успеть подготовиться к ним. Оракул старался. Не только потому, что Максимиан был могущественным сановником – одним из первых лиц в государстве. Нет. Диоскора связывали с префектом претория тесные дружеские узы.
Результаты гаданий оказались весьма неожиданными. И звезды, и священные куры Юпитера, и птицы – открыли необыкновенную, удивительную перспективу (оракул всегда проверял результаты одного вида гадания результатами другого, почему и заслужил титул самого точного прорицателя). Максимиану предстояло великое будущее – его ожидала царская порфира и корона. Он становился повелителем сотен тысяч людей.
Диоскор по обычаю погадал и на себя самого. С прошлой недели расклад не изменился. Звезды по-прежнему обещали ему активную деятельность, связанную с постройкой культового здания – храма. А также много денег.
И хорошо. И замечательно. Хвала Юпитеру и Ваалу. Хватит гаданий на сегодня. Теперь надо отдохнуть. Сняв с себя украшенную пурпурными полосами белоснежную парадную трабею и отставив изогнутый жезл, авгур поспешил в свой новый дом, находящийся в трех стадиях к северу от комплекса, возле небольшого красивого озера и дороги на Эмесу.
Дом у Диоскора был большой и роскошный. Он резко выделялся своими размерами и отделкой среди неказистых глиняных домов простых жителей, лепившихся кое-как вокруг величественных храмовых громад. Дом жреца строили в греческом стиле, в виде греческой же буквы «;». Входом-пробелом он обращался к Баальбеку.
Войдя в дом, Диоскор прошел в свою комнату и уселся в плетеное кресло. Его мысленному взору предстала сначала красавица жена, умершая от моровой язвы 3 года назад (это была незаживающая рана). А потом и дочь по имени Варвара. Дочь была большим утешением. В семилетнем возрасте она удивительно напоминала внешностью мать. Тот же строгий, правильный овал лица, увенчанный темными, пышными, вьющимися волосами. Те же кроткие светло-карие глаза. Тот же тонкий прямой нос, изящно очерченные губы. Та же удивительно светлая, тонкая кожа, необычная для хананеев.
От матери Варвара унаследовала и характер: живой, любознательный, пытливый и – совершенно непредсказуемый. Когда Диоскор впервые привел девочку в храм солнца, она не удостоила вниманием ни величественные колонны, ни великолепный мраморный жертвенник, ни жречество в блестящих одеждах. Храмы Феникса и Аписа (бывшего Мневиса) вызвали у нее скуку. Зато вокруг Трилитона Варвара обошла несколько раз и засыпала его, главного жреца, совсем недетскими вопросами.
На вопрос о том, кто создал эти огромные камни, Диоскор легко мог ответить. Ваал, конечно, господин и хозяин всего. На вопрос о том, каким образом это произошло, жрец также ответил, рассказав красивую еврейскую легенду о Нимроде и гигантах. Но вопрос о том, почему гиганты воздвигли три камня, а не два: в честь Ваала и Астарты – поставил его в тупик. Диоскор сам не знал, почему гиганты так странно распорядились. Он смешался, замолчал и даже отвел взгляд в сторону, не смея посмотреть дочери в глаза. А та, кротко посмотрев на отца снизу вверх (отцу показалось – сверху вниз), попросилась домой.
Дома Диоскор долго размышлял над поведением Варвары в храме солнца и решил, что такую любознательность надо поощрять. Он выписал из Александрии, Рима, Афин и Иерусалима огромное количество свитков и кодексов с сочинениями ученых, мудрецов, поэтов и писателей и нанял учителей обучать девочку. Варвара, взрослея, с удовольствием познавала книжную премудрость. В египетской «Книге мертвых» ей пришлись по сердцу гимны в честь Атона. Среди греческих классиков – Гессиод. Среди римских – Вергилий. А в еврейской литературе особенно увлекла повесть «Иосиф и Асенефа». Варваре показалось, что в главной героине повести она узнает саму себя. Ведь Асенефа, как и Варвара, тоже жила в Илиополе и тоже была дочерью жреца. Отроковица только не понимала, почему Асенефа поначалу не понравилась Иосифу. Ведь платье Асенефы, украшенное изображениями египетских богов, должно было быть таким красивым! Почему же Иосиф отверг ее? Этот вопрос двенадцатилетняя Варвара по обычаю предложила отцу, и отец опять не смог на него ответить.
Будучи человеком не очень чутким, Диоскор увидел в вопросе дочери не религиозный поиск, а проявление пробуждающей женственности, которое его очень испугало. Жрец хотел сделать для Варвары блестящую партию. Он видел ее минимум женой какого-нибудь проконсула, максимум – императора. Таковой Варвара могла стать, только оставшись чистой до женитьбы. И Диоскор, чтобы исключить для Варвары любую возможность уклонения от избранного им пути, повелел заточить ее в башню.
Одиноко и грустно было Варваре в башне. Отца-эпикурейца она часто не понимала, но привыкла к нему и находила удовольствие в общении с ним, ибо он был человеком умным. Теперь же отец жил отдельно. Гомер, Вергилий, древние апокрифы больше не скрашивали ее досуг. Отец решил, что художественная литература вредна для нее и запретил читать.
Часами Варвара смотрела в окно, созерцая окружающий ее мир. Из окна она видела голубое небо, распростертое как шатер; наблюдала путь облаков, движущихся по небу, подобно колеснице, ощущала на щеках своих крылья ветра. Ночью она удивлялась тихому мерцанию звезд и кроткому свету луны. Утром – величию дневного Светила, по имени которого называлась ее отечество. Книга природа открывала девице непостижимую премудрость Устроителя видимого мира, дивную упорядоченность всего сущего.
Варвара верила, интуитивно знала, что мир сотворило Божество, но соотносить это Божество с Солнцем, пусть даже величественным и дающим жизнь природе, отказывалась. Ей казалось, что солнце тоже подчиняется законам мироздания, что оно не властно над самим собой, ибо «знает запад свой» (Пс. 103: 19). Она приходила к мысли, что солнце – такое же творение, как камни, вода, земля. Бессилие идолов, которые почитал ее отец, убеждали девушку в правильности ее умозаключений. Варвара хорошо ведала, что ни римские боги, ни египетский Мневис, культ которого ревниво возрождал в Илиополе отец, ни птица Феникс, которую никто из людей никогда не видел, не могли двигаться, не проявляли своей силы. Это были грубые истуканы, сделанные руками человеческими. Такие «боги» не могли сотворить мир. Они не могли даже защитить себя от людей, желания которых не исполнялись. Любой язычник мог наказать бога, повесив его. А если так, то выходит, что видимое солнце не является божеством. А если солнце не есть божество, то божеством должно быть что-то иное, ведь мир несомненно сотворен. Сам собой мир не мог образоваться. Кто же сотворил мир?
Этот вопрос Варвара не могла разрешить сама собой. Но, тем не менее, часто размышляла на эту тему. Чаще всего ночью, когда, переживая бессонницу, разглядывала из башни «разнящиеся друг от друга в славе» далекие и прекрасные светила. Но иногда и днем – в присутствии наставников, близких подруг и служанок. Учителя снисходительно выслушивали искусно сплетенные речи Варвары о едином надмирном Боге и подвергали их серьезной критике с позиций Демокрита, Левкиппа, Эпикура.
Главным оппонентом среди наставников у Варвары был учитель философии, старый добрый грек Аристон. Варвара по обычаю легко управлялась с Аристоном его же собственным оружием – философией Платона. Платону Аристон ничего не мог возразить и когда Диоскор спрашивал философа, каковы успехи Варвары по его предмету, Аристон докладывал, что ученица превзошла своего учителя.
Подруги, росшие вместе с Варварой, охотно философствовали вместе с ней, предлагали свою интерпретацию происхождения мира (философию девушки изучали вместе с Варварой), но долго поддерживать разговор не могли. Гораздо больше Платона и Аристотеля их интересовали наряды, колесницы и женихи. Служанкам, неграмотным уроженкам Тира и Сидона, речи Варвары о религии отцов казались если не кощунственными, то, по крайней мере, откровенно смелыми. Они любили хозяйку, восхищались ее красотой и добротой, служили ей по чести, а не по страху наказания, однако критику Атона и Аписа считали неосновательной. «Молодая она, неопытная, – рассуждали служанки, стирая белье во внутреннем дворе – Читает слишком много книг.
Вот выйдет замуж: пойдут дети, заботы. Вернется к вере отцов».
Только одна престарелая прачка по имени Юдифь родом из Сайды внутренне соглашалась с аргументами Варвары и даже пыталась ее защищать на случайных собраниях домовых слуг. Родителями Юдифь были галилейские евреи. «Вы ничего не понимаете, — говорила Юдифь товаркам – Наша госпожа – умница. Уж если она что-то говорит, то говорит правду. Она как пророчица какая… Когда не сбывались ее слова? Всегда сбывались. Ее сам господин боится, потому что еще ни разу ее не переспорил. А господин-то наш кто?? Главный жрец! Что же он не постоит за родных богов?».
Ссылка на хозяина всегда приводила служанок в молчание, ибо они очень боялись Диоскора. Последний в своем большом доме наказывал их не только за малейшие провинности, но даже без повода: по случаю плохого настроения, плохой погоды, после принесения жертвы Апису, просто так.
Однажды вечером Варвара случайно подслушала защитительную речь Юдифи и, выждав время, когда никто не видел, подарила ей в благодарность за доброе слово золотой браслет, оригинально выполненный египетским мастером в виде двух гонящихся друг за другом рыбок. Увидев браслет, Юдифь застыла, обмякла и схватилась за хозяйку, ибо силы оставили ее.
«Ты христианка?» – тоном утверждения прошептала служанка.
Варвара не знала, что значит быть христианкой, и попросила объяснить. Во избежание чужих ушей девица увела собеседницу на самую верхнюю комнату башни, туда, где через часть нарочно разобранной крыши виднелось закатывающееся в море кроваво-красное солнце. В этой комнате, которую убирала сама Варвара и куда слуги входить не имели права, Юдифь рассказала госпоже о своей вере во Христе. Рассказ служанки был прост.
Вера ей досталась в наследство от родителей, которые были весьма уважаемыми членами христианской общины в Сайде. Отец был чтецом, мать помогала диаконам питать неимущих. При Декии родителей схватили и замучили за Христа. Они отказались есть жертвенное мясо. Сама Юдифь в то время была ребенком. После смерти родителей ее продали мелкому торговцу Голиферу – отцу Диоскора. Она служила и Голиферу, и Диоскору. Теперь служит ей – Варваре. В тонкостях христианского вероучения разбирается слабо. Но верит в Троицу, в Воплощенное Слово, в Деву Марию, Матерь Божию.
Мария, по словам Юдифи, приходила в Финикию вместе со своим Божественным Сыном и ночевала в пещере недалеко от Сайды. Сейчас в той пещере есть христианский храм. В нем каждое воскресение проходят богослужения. В Илиополе тоже существует небольшая христианская община, членом которой она, Юдифь, является. Во главе илиопольской общины стоит епископ. Зовут его Палладий. В обморок она чуть не упала потому, что рыба – символ Христа. Начальные буквы греческого слова «IXTYS» означают «Иисус Христос – Божий Сын – Спаситель».
Для Варвары рассказ неграмотной служанки о христианском Боге стал настоящим откровением. Единый Бог – это Троица? Бог есть воплощенное Слово? Земная женщина Мария – Матерь Божия? Она – Приснодева?
Юдифь не могла комментировать сложные для нее христианские догматы. Поэтому предложила Варваре выслушать их толкование из уст епископа Палладия, который был искусен и в богословии, и в эллинской премудрости. Палладию надлежало прийти в башню под видом странствующего философа. Впустить его в дом и проводить в комнату Варвары поручалось Аристону.
Настал день визита Палладия. В ожидании его Варвара, удобно устроившись в плетеном сирийском кресле, перечитывала «Иосифа и Асенефу» – любимый свиток детства (его девица сохранила в тайнике под крышей башни). История знакомства библейских персонажей воспринималась ею уже не так, как в отрочестве. Поведение Иосифа казалось Варваре вполне логичным. Ведь Иосиф – правоверный иудей, монотеист. Зато Асенефа с ее желанием понравиться Иосифу (в платье с изображениями языческих богов!) представлялась Варваре донельзя наивной, даже глупой. Разве можно было понравиться Иосифу в таком платье? Конечно, нет…
Палладий оказался ветхим благообразным старцем, очень похожим на Авраама и совсем непохожим на философа, несмотря на соответствующий плащ. У него было сухое, изможденное долгими постами лицо с загорелой до черноты кожей. Под косматыми бровями светились живые голубые глаза.
– Всякий, – сказал он, окинув Варвару проницательным взором, – Кто «скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22).
Варвара залилась краской от смущения. Она в мыслях назвала Асенефу глупой! Старец чудесным образом узнал об этом. Видно, он пророк.
– Я не пророк, – продолжал старец, – Ибо Бог не открывает мне своих тайн о судьбах мира. Я – видимый представитель Невидимого, многогрешный епископ Палладий. Бог, как ты знаешь, не может быть видим плотскими глазами. Его слава бесконечна, величие необъятно, высота непостижима, могущество неизмеримо, мудрость неисследима, благость неподражаема, благодеяния неизреченны. Так говорит Феофил из Антиохии. Бог безначален, потому что Он не произошел. Неизменяем, потому что бессмертен. Он называется Богом, потому, что положил все в Своей крепости. Он называется Господом, потому что господствует над всем. Отцом, потому что существует прежде всего. Зиждителем и Творцом, потому что все создал. Всевышним, потому что превыше всего. Вседержителем, потому что всем управляет. Ибо и высоты небес, и глубины бездн, и пределы вселенной в руке Его, и нет места Его успокоения. Небеса – Его дело. Земля – Его творение. Море – Его создание. Человек – Его произведение и подобие. Солнце, луна и звезды – Его стихии, сотворенные в знамение, во времена, дни и годы, на службу и пользу людей. Все, все Бог создал из небытия в бытие, дабы из дел Его было познаваемо и разумеваемо Его величие.
Затаив дыхание, слушала девица проповедь христианского епископа. Туман философской неопределенности постепенно рассеивался. Мир становился понятным, Бог – близким. Прежние привычки – напротив чуждыми, далекими. Нашелся человек, который заставил ее замолчать!
Палладий приходил каждую неделю в течении нескольких месяцев, наставляя Варвару в христианской вере. Его слова слушал и заинтересовавшийся «новым учением» Аристон. Когда Палладий посчитал, что Варвара достаточно катехизирована, он крестил ее ночью во внутреннем дворе башне у фонтана вместе с Аристоном, который тоже уверовал во Христа. Поручителями Варвары и Аристона стала Юдифь и диакон Арсений, приходивший вместе с Палладием в башню в последний месяц.
После крещения Палладий пожелал поговорить с Варварой наедине и увел ее на самый верх башни, в комнату с частично разобранной кровлей.
– Сегодня великий день, – сказал он девице – Ангелы Божии радуются на небесех о твоем крещении. Ты приняла новое подданство. И должна служить новому Господину. Служить всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим. Ничто не должно отвлекать тебя от этого служения. Ни родители, ни подруги, ни философия, ни какое либо пустое обольщение «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Звезды, видимые нами – Палладий показал на блиставшие в небе светила – Тоже не должны отвлекать тебя. Трудный путь тебе предстоит! Ты понесешь крест не только внешний, но и внутренний. Крест скорби. Но Господь сохранит тебя.
Варвара молча слушала учителя. Лицо ее светлело по мере пророчествования Палладия. В чистой душе, омытой святой водой крещения, пели хоры небесных сил. Широко открытые глаза смотрели на восток, туда, где зажигалась новая Звезда – «светлая и утренняя» (Откр. 22:16).
Варвара — греческое Barbare — чужеземная.
Именины Варвары по церковному календарю:
- 17 декабря: Варвара Илиопольская, вмц.
Характеристика имени Варвара
Варвара — хорошенькая, непосредственная, наивная девочка. Она много фантазирует, придумывает собственную страну, любит играть одна в только ей понятные игры. Она привязана к родителям, особенно к отцу или к деду, которых идеализирует. Варвара — спокойный ребенок, понимающий ласку и доброе отношение.
В школе Варвара несколько замкнута, стеснительна. Она любит читать, интересуется историей, хорошо пишет, рисует, переводит. Она манерна, медлительна, часто не успевает справиться с заданием, к чему совершенно равнодушна. Учиться она не любит, ей лень. Оживляется Варвара, если речь заходит о концерте или конкурсе самодеятельности. Она весьма артистична, превосходно двигается, умеет танцевать.
Взрослая Варвара очень трудолюбива, умеет за себя постоять. Она абсолютно безынициативна, но к порученному делу относится ответственно и увлеченно. С коллегами по работе Варвара держится на расстоянии, вежлива, тактична.
Она способна запросто устроить против кого-нибудь, неприятного ей, заговор и при этом остаться в стороне. Варвара все выполняет неторопливо, обстоятельно, окружающим она кажется «заторможенной», «странной». На самом деле Варвара обладает острым умом и наблюдательностью. Просто она настолько углублена в себя, что порой работает машинально, забывая об окружающем мире. Богатая внутренняя жизнь Варвары позволяет ей стать писателем, музыкантом, художником, актрисой. Она может быть хорошим психологом, способна разрешить проблемы человека и даже подвергнуть его гипнозу. Она также преуспеет в мире моды, дизайна, в торговой сфере или в технике.
В дружбе Варвара непостоянна, ненадежна.
Проникнуть в ее душу невозможно. Варвара общительна, обожает слухи и сплетни, несколько легкомысленна. Она быстрее сходится с мужчинами, с ними ей общаться проще и веселее. Варвара крайне обидчива, но обиды переживает внутри себя. Сама она не причинит боли человеку, разве что если вспылит.
Варвара очень привлекательна, умеет со вкусом одеться. Она нравится мужчинам, часто вызывая ревность и зависть у женщин. Но Варвара полна комплексов, открытых чувств опасается, отношения строить боится и не умеет. Обычно у нее не хватает смелости отказать мужчине, она начинает просто его избегать, сильно страдая при этом. Варвара не может удержаться от кокетства, но делает это крайне неумело, часто повергая окружающих в недоумение и смех. Не разбираясь в чувствах и стыдясь, Варвара неудачно выходит замуж. Она пытается строить отношения, не решаясь расстаться. Но брак, так или иначе, распадется. Варвара несколько раз выходит замуж, пока ей не повезет, и она не устроит свою жизнь. Она отличная хозяйка, прекрасно воспитывает детей, достаточно терпелива. Но ревнива Варвара до крайности, подозревает мужа. Измену простить она не в состоянии. Вот тогда в тихой Варваре может пробудиться «зверь», и поступки ее будут весьма непредсказуемы.
Основные черты этого имени: замкнутость, покладистость, медлительность.
Другие материалы об имени Варвара:
День Ангела Варвары
Из древнегреческого языка – иноземка, дикарка, варварка Первоначальный смысл слова «барбарос» близок к нашему «тарабара», балаболка – болтающая непонятное, т.е. говорящая не по-гречески. Имелась и мужская форма этого имени – Варвар, малоупотребительная, но встречающаяся в литературе.
Две основные черты характеризуют Варвару, и соединение их определяет своеобразие этого имени. Одна черта – страстная непреклонность, другая – мечтательность. Как и мученица, всякая Варвара отрезывает себя от окружающей жизни и, видя, не видит ее. Она берет жизнь не трезво, потому что не имеет с ней настоящего соприкосновения, выглядывая на нее из какого-то окна с башенной высоты, любуется ею как человек чужой и не хочет вникнуть в жизнь, как она есть на самом деле. Варвара вместо этого мечтает над жизнью и имеет волю к этой мечте.
Внешне она, скорее всего, будет довольно дружелюбна, что обеспечит достаточное количество подруг, только вот едва ли она захочет раскрыть свою душу хотя бы одной из них. Больше того, подруги могут интуитивно чувствовать за уравновешенностью Вари ее внутреннее напряжение, которое для них будет загадкой, а как известно, любая загадка привлекает человека, разжигает его любопытство. Не исключено, что человеческая фантазия разглядит за этим какую-либо трагедию, да, в сущности, так оно и есть, поскольку внутренняя боль – это действительно трагедия, и часто подруги искренно жалеют Варвару и одновременно уважают ее за такую терпеливость.
Хорошо бы еще, чтобы за этой удобной маской у Вари не скрывался холодный расчет, и потому очень важно, чтобы в ее воспитании родители не сделали Варвару эгоисткой, а научили уважать и искренно любить людей. В этом случае сила характера Вари способна действительно проявиться своей лучшей стороной, ведь по закону сохранения энергии, если в имени ощущается недостаток тепла и красоты, Варвара тем сильнее будет стремиться заполнить эту пустоту.
Одним словом, если Варя преодолеет свою замкнутость, то в этом случае, пожалуй, трудно будет отыскать более душевного человека, чем она. Безусловно, такое качество способно прекрасно помочь в ее судьбе, тем более что способность к самоуглублению часто делает Варвару прекрасным психологом, и это может пригодиться как в семейной жизни, так и в ее карьере.
Значение имени Варвара для девочки
Имя Варвара очень сильное, что откладывает свой отпечаток на характере маленькой Варвары. Часто Варвара проявляет несвойственные девочкам черты. Она очень сильная, активная и смелая, чем может отпугивать других детей. В возрасте 4-5 лет когда дети начинают понимать гендерное различие, возникают первые проблемы. Задача родителей поддержать ребенка и нивелировать сложности в общении со сверстниками.
Так же Варвара достаточно замкнутая девочка. Она трудолюбива и умеет ставить перд собой цели, даже в детском возрасте. Любит заниматься спортом, но особенно ей нравятся танцы.
Учится Варя неплохо. Как и со всеми детьми, тут важен уровень подготовки до школы и его дальнейшее поддержание. Она не хватает звезды с небес и учеба в ее жизни не особо важна. Просто надо учиться, вот она и учится. Особенно талантливые педагоги могут в Варе разбудить настоящую страсть к учебе. Вот тогда у нее будет заметны по-настоящему серьезные успехи.
Здоровье Варвары хорошее, но как у любого активного ребенка, повышен травматизм. Научить Варвару быть аккуратной у родителей вряд ли получится. Она со временем сама станет более женственной, но придется подождать лет так 15.
>Сокращенное имя Варвара
Варя, Варька, Варварка, Вара, Варюха, Варюта.
>Уменьшительно ласкательные имена
Варечка, Варенька, Варварочка, Варюня, Варюша, Варюшка, Варюся.