Стихи про родной край

Стихи о Родине для детей старшего дошкольного возраста

И. С. Никитин «Русь»

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны…

…Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!..

…Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

М. Цветаева «На бульваре»

В небе — вечер, в небе — тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки

Синий шар.

Бедным пальчикам неловко:

Синий шар стремится вдаль.

Не даётся счастье даром!

Сколько муки с этим шаром!

Миг — и выскользнет верёвка.

Что останется? Печаль.

Утомились наши ручки,

— В зимнем сумраке бульвар. —

Наша детка побежала,

Ручки сонные разжала…

Мчится в розовые тучки

Синий шар.

3. Александрова «Родина»

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки — берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

В. Орлов «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землёй,

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все и все народы,

И конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом,

Под огромной голубой

Общей крышей мы живём.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жильё,

Потому что на планете

Всё твоё и всё моё:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И травинки, и тропинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце

Заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

А. Н. Плещеев

* * *

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;

Вон вдали — соломой крытые избушки,

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

Белые берёзы, жидкие осины,

Пашни да овраги — грустные картины;

Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо.

Что же к ним всё тянет так неодолимо?

Вопросы для обсуждения

• Когда будешь слушать стихотворение И. С. Никитина «Русь», постарайся мысленно представить всё, о чём говорит поэт, как если бы ты смотрел кино. Тебе интересно было слушать стихотворение? Что ты себе представил, когда его слушал? Почему наша Русь прекрасна? Что её украшает? Какие слова помогают автору передать необъятные просторы нашей родины? («Даль степей зеленеется», «цепи гор стоят великанами», «по степям в моря реки катятся», «лежат пути во все стороны».) Почему красоту Руси автор называет «царственной» ? Какова интонация этого стихотворения: величественная, торжественная или весёлая, игривая? Как бы ты рассказывал стихотворение?

• Ты знаешь, что обозначает слово «родина»? Что мы называем этим словом? Послушай стихотворение 3. Александровой «Родина». Чем оно тебе понравилось? Почему, слыша слово «родина», каждый представляет себе что-ни- будь своё? Как ты понял строчки из стихотворения: «Родина бывает разная, но у всех она одна!»? Ты согласен с этими словами поэтессы? Что ты можешь рассказать о своей родине?

• Ты понял, о чём стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой»? Что необычное сумел увидеть автор в обычном мире? Как он представляет себе нашу планету, с чем он её сравнивает? Как ты думаешь, какие строчки в стихотворении самые главные, самые важные? («Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё, потому что на планете всё твоё и всё моё…») О чём в них говорится? Ты знаешь, как нужно заботиться о своей родной земле? Нарисуй, какой ты представляешь нашу планету— «наш огромный круглый дом».

• Чему посвящено стихотворение А. Н. Плещеева «Отдохну- ка, сяду у лесной опушки…»? Попробуй рассказать, какой видит поэт свою родную сторонку. Он любуется этой картиной или она вызывает у него грустные думы? Какие слова в стихотворении помогли тебе понять это? («Белые берёзы, жидкие осины, пашни да овраги — грустные картины…»; «Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо…».) В каких строчках стихотворения говорится о любви автора к родной стороне? («Что же к ним всё тянет так неодолимо?») Что означает слово «тянет»? Как можно сказать по-другому? А ты можешь рассказать о своей родной стороне так, чтобы было понятно, что ты ею любуешься? Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:

1. Моя родная сторонка…

2. Здесь есть горы и… леса и…

3. Горы невысокие, но…

4. Реки неглубокие, но…

5. Главное украшение моей родины — это…

6. Я люблю свою… в любое…

7. Здесь всё мне… и…

Г. Галина

* * *

В мире великом

Много чудес:

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зелёной и ягодой дикой?

Блеск изумруда

Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков —

Разве не чудо?

И. Бунин «Родник»

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Вопросы для обсуждения:

• Послушай стихотворение Г. Галиной «В мире великом…». Что поэтесса считает прекрасным на нашей планете? Какие строчки стихотворения показались тебе самыми красивыми? С чем автор сравнивает крылья у жуков? (Сравнивая два предмета, используй слова «как», «словно», «будто», «точно»: «Крылья у жуков блестят, как изумруды».) Что делает их похожими на изумруды? (Они такие же ярко-зелёные, прозрачные, сверкающие, переливающиеся, как изумруды.) Какими видит автор крылья мотыльков, с чем их сравнивает? Почему она находит такое сравнение? Попробуй сам рассказать о том, что поразило тебя своей необычностью в мире природы. Посмотри вокруг: небо похоже на огромный голубой шатёр, а деревья стоят как великаны…

• Когда будешь слушать стихотворение И. Бунина «Родник», постарайся мысленно представить то, о чём в нём говорит автор. Какое настроение у тебя было, когда ты слушал стихотворение, — грустное, весёлое или спокойное? Тебе понравился родник, который ты представил? Опиши его так, чтобы стало ясно, что ты им любуешься. С чем сравнивает автор воду родника? Почему он считает, что она похожа на расплавленное стекло? На что похожи камни на дне родника? Как ты понимаешь выражение: «…в светлой влаге голыши дрожат мозаикой узорной»? Какие строчки стихотворения показались тебе самыми красивыми?

Стихи про детский сад для детей 6-7 лет на выпускной

Стихи о профессиях для детей дошкольного возраста. Старшая группа

Берестов «Знакомый»

Стихи о детстве для детей 5-7 лет

Стихи русских поэтов для детей 6-7 лет

Над рекой разлит покой, ходят кони над рекой
И просторные леса зелены
И деревни, и поля — это русская земля
Я тебе хочу признаться в любви
Я люблю тебя мой край золотистый
Самой искренней любовью и чистой
Расцветай моя родная Россия
Величава, добра и красива!
Много горького в судьбе испытать пришлось тебе
Беды ранами на сердце легли
Но в любые времена Русь героями полна
За тебя отдали жизни они
Сколько б ни было тревог, сколько б ни было дорог
Все пути меня в Россию ведут
Крепко связаны с тобой мы навек одной судьбой
Здесь меня родные любят и ждут
Я люблю тебя мой край золотистый
Самой искренней любовью и чистой

Расцветай моя родная Россия
Величава, добра и красива!
Колокольный в небе звон, он как связь былых времен
От него моя светлеет душа
Разливается окрест величавый благовест
Ты, родная сторона, хороша!
Я люблю тебя мой край золотистый
Самой искренней любовью и чистой
Расцветай моя родная Россия
Величава, добра и красива!
Расцветай моя родная Россия
Величава, добра и красива!
А-а-а. а-а-а
Музыка Анны Петряшевой
Слова Ирины Филимоновой
Понравился текст песни?

Som:
Знай: Мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от меня,
Любимые места, реки, поля.
Знай: Мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от меня,
Любимые места, реки, поля.
DoN-A:
Село элитное, второе мая, мать родная,
Если бы я смог, я бы уехал от туда на трамвае,
Я там вырос, там родился, дружба нас не подводила,
Мог сходить к любому в гости,
Повода не надо было.
Помню каждой угол, где я мог найти любого,
Когда мы играли в прятки с Димой, Русланом и Вовой.
Тусовались всегда вместе, пока Димасик не уехал,
Но он приезжал на родину каждое лето.
Поступили в первый класс, пошли в начальную школу,
Ходили вместе по утрам, все было как по приколу.
И где-то в это время развалился Советский Союз,
Все по закрывали, все не с минуса на плюс.
Ушли рубли, пришли тенге, все стало странно,
Все перевернулось и с работы сократили маму,
Все подорожало, цены поднялись на 100, Как говорил Guf: «Как это было давно …»
Som:
Знай: Мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от меня,
Любимые места, реки, поля.
Знай: Мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от тебя,
В поисках родины 2 пацана.
DoN-A (part 2)
Люди замечать стали, после этого развала,
Для детей с деревни в Казахстане перспективы мало.
Надо уезжать от сюда, что бы детям жить красиво,
С Азии в Европу, Евро-Азия — Россия.
По началу незаметно было, как деревня пустошела,
Денег было меньше все, а все больше грусть на шеи,
Явно, что не к лучшему, но что поделаешь, ведь мы:
Жители элитного, не носим на себе вины.
Это все политика решает, мы тут не причем.
Я тогда ребенком был, в церкви даже не крещен,
Но я понимал, и видел, как все изменилось там,
Вот пришло и наше время, надо бы валить и нам:
DoN, друзья, прощанье с бабушкой и тетей,
Было очень тяжело, помню будто было сегодня,
Меня не каждый поймет,
Поймет лишь тот, кто знает.
Кто пережил разлуку с близкими, тот понимает.
Som:
Знай: мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от меня,
Любимые места, реки, поля.
Знай: мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от тебя,
В поисках родины 2 пацана.
DoN-A (part 3)
Мы уехали, и дома пусто,
Никого нет рядом, на душе грустно,
Но как вы знаете: время лечит раны, и
Через какое-то время мы стали тут на ноги.
Я пошел в школу и со временем освоился,
Учился на поступках брата, все как положено,
Благодаря родителей, мы летом едим в Казахстан,
Они гордятся нами, что фанаты узнают нас там,
Если бы не переезд, мы музыку бы не занимались,
Не было бы Som’a, DoN’а, видео бы не снимали.
Казахстан! — это моя родина,
На родине свободен я,
В этом вы не сомневались.
В общем я рад, как получилось все,
И как все есть,
Думаю помог нам тот, от кого на шее крест,
Знай: мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край — он нам остался родной!
Som:
Знай: мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от меня,
Любимые места, реки, поля.
Знай: мы не там, но наши мысли с тобой,
И этот край нам остался родной,
И где-то там, там в дали от тебя,
В поисках родины 2 пацана.

ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК

Тема: «Край ты мой, родимый край…»

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

I Тип урока: комбинированный

II Цели урока:

1. Знакомство учащихся с произведениями русских писателей о природе.

2. Расширить представление учащихся о русской пейзажной поэзии, показать учащимся, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, создать условия для осмысления лирики, обратить учащихся к пониманию себя, к высказыванию мнения по обсуждаемым вопросам.

3. Развивать навыки анализа поэтического текста, способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции, развивать ценностное отношение учащихся к природе, Родине, к другим людям и их чувствам.

4. Познакомиться с поэтами, воспевающими русскую природу в своих произведениях;

5. Продолжить формирование устной монологической речи.

III Оборудование:

  1. Презентация;

  2. Выставка картин;

  3. Музыка Чайковский «Времена года»;

  4. Учебник;

IV Методические приёмы:

  1. рассказ учителя;

  2. выразительное чтение стихов;

  3. элементы анализа текста;

  4. реализация межпредметных связей с изобразительным искусством, музыкой;

  5. беседа;

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке!

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских писателей: В. А. Жуковского, А. К. Толстого, И. А. Бунина, прочитаем выразительно стихи, попробуем частично их проанализировать, послушаем записи, рассмотрим иллюстрации, репродукции, расширим представление о русской музыке, живописи и литературе.

Учитель: А теперь, откроем тетради, запишем дату и тему урока «Край ты мой, родимый край». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Учитель: Природа неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно высказать порой, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных произведениях и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства отличает умение видеть в привычном новое и необычайное

(Видео. Картины Левитана наложенные на музыку Чайковского П.И. «Времена года»)

Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из Петра Ильича Чайковского и увидели замечательные картины Исаака Ильича Левитана.

Учитель: Что можно услышать в этом музыкальном произведении? Какие эмоции вас переполняли, когда вы слушали Чайковского? А когда смотрели картины Левитана? («Времена года – так он представлял себе осень – октябрь, вальс-листопад. Звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, осеннюю грусть, пробуждение природы весной, жаркий летний день)

В музыке композиторы часто использовали природные мотивы. Вальс, например, напоминает кружение листьев в листопаде. Веселый перезвон колокольчиков – это весенняя капель. В музыке можно встретить и трели соловья, и перестукивания дятла, и журчание ручейка, и шум леса. Как вы уже увидели, не только в музыке использовались мотивы природы, но и в живописи. Многие художники писали пейзажи, изображая на них родные просторы.

Исаак Ильич Левитан — выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895).

(Детям для записи: Исаак Левитан — выдающийся русский художник, который стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895).

Учитель: А как вы думаете, есть ли в литературе мотивы природы? А где они встречаются чаще? (В поэзии часто описывается природа) Верно! А знаете ли вы поэтов, которые писали о родной природе?

В стихах лучшие поэты описывали прекрасную русскую природу это и Пушкин, и Тютчев, и Бунин, и Есенин, и многие-многие другие. (Пушкин в стих-ии «Зимнее утро, Деревня», Тютчева вам всем известное стих-ие «Люблю грозу в начале мая», Есенин «Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, точно серебром», а так же у Бунина «Листопад» и т.д)

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Учитель: А почему у русских поэтов была излюбленной темой о родной природе, о родном крае? Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. Потому что, родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности.

Учитель: Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.

(Детям для записи: Пейзажная лирика — это словесное искусство. Поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений)

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский.

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

(Учитель читает стихотворение Жуковского приход весны)

Учитель: С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души) Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа) Какое впечатление производит на вас – это стихотворение? (Пробуждение, появляется зелень, первый дождик может быть первая гроза) Какие эпитеты автор использует для характеристики человека? (Рощи лепет. Говорить неразборчиво, как маленький ребенок) — Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению?

Учитель: А теперь прочтем стихотворение Алексея Константиновича Толстого.

— Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении? (Описание. Здесь Толстой пытается нам показать свой край, свою родину, как для него она выглядит) Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!? (Гой — древнерусское слово, означающее значения, связанные с жизнью и живительной силой; наиболее известно в былинном обороте гой еси. Гой происходит от праиндоевропейского корня *gi — жить. Прославление родины) В каком значении употреблено слово «воля”? (Простор, ширь)

Учитель: И как бы в итог всех тех стихотворений, с которыми мы познакомились, прочтём стихотворение И. А. Бунина «Родина»

— Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о Родине) С помощью каких художественных средств Бунин рисует картину завершения зимнего дня?(Какие выразительные художественные средства, тропы вы знаете? Эпитеты, метафоры, олицетворение и т.д). (Эпитеты: туман молочно — синий, печаль кроткая, небо мертвенно -свинцовые; метафора: снежная пустыня; олицетворение: туман смягчает даль; аллитерация: на (повторение однородных согласных звуков, прирождающих особую звуковую и интонационную выразительность). Эти резкие звуки создают впечатление морозного зимнего вечера, навевающего что-то странное, сказочное, неизвестное.) Какие краски автор использует в стихотворении? (Мертвенно — свинцовые, молочно — синие, белый, зелёный.)

Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего того, о чём мы говорили на уроке? (Все авторы — поэты и В. А. Жуковский, и А. К. Толстой, и И. А. Бунин любят свою Родину, восхищаются её разными уголками природы, временами года, суток, поэты в стихах передают всю красоту Родины, природы нам, читателям, используя различные художественные средства, многообразие красок, яркость образов, а, следовательно, они — поэты-патриоты)

Домашнее задание: Выучить два маленьких стихотворения, либо одно большое у А. К. Толстого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *