Виноград стих

…Лоза…

***
Гроздь винограда

Дремлющие икринки

Будущего вина…

***
Гроздь винограда

К капельке каждой солнце

Уж приложилось…
***

Винограда ветвями

Если обернешься ты,

Буду– я вином.
***

Он в виноград влюблен,

А сохнет гроздь по Солнцу.
Но будут в единении вино и гроздь.

***

дикий виноград
бедняк считает долги
у изгороди
***
ветшает забор…
зачем же так буйно здесь
цветёт виноград
***
вьётся лоза винограда
три бамбука или пять
гнутся на ветру
***

Лоза в сумерках.

Гроздь винограда
Подношу к губам своим –
Сладкий сок бежит.
Солнечным теплом.
Он меня наполнит –
Ощущаю вкус.
***
Тонкий аромат
Вокруг меня витает –
Привлекает ос.
Сладко загудят,
Ягоды облепят вмиг –
С ними я делюсь.

***

Росистую кисть винограда
Под вечер утащит лисица,
Что в тенях осеннего сада
От взгляда людского таится.
Пусть чувство моё — не лисица,
И пусть ты не гроздь винограда,
Таясь от нескромного взгляда,
Украсть тебя сердце стремится.
/Симадзаки Тосон/

***

На гроздь винограда я положу:

Убитую мною бабочку.

Натюрморт.

***

Сладость винограда

еще со мной,

Но нет твоей доброты.

Напомни.

***

**

Виноградная лоза луной питалась.

***

***,

***

Ты для меня, как

Виноград для лисицы —

Хочу… Не достать..

***

Лоза вечерняя и птицы.

В столице в этот час
Громко стучат вальки…
Я посохом сметаю иней,
Покрытая им лоза винограда
Над тропою в сумраке вечернем.

*** Проснулся от тоски.
Виноград на окне синеет
В лунном сиянии… *** Сегодня, сидя у северного окна,
Себя спрашивал: «Чем бы заняться? И, к радости немалой, нашёл трёх друзей. Три друга. Но кто же они? Смолкнет цитра, и ей на смену — вино.
Уходит вино, а на смену — стихи. Три друга сменяясь, приходят.
И в круговороте не замечаешь часов… *** Совсем недавние добавления. *** Что скользит по ноге? Не пускаешь меня, виноград? Просишь остаться с тобою? *** Японская поэзия — это дорога длиной в полторы тысячи лет. Но до сих пор так никто не смог описать ее особенность и своеобразие, ведь стихи японских поэтов по содержанию и по форме так отличны от той поэзии, которую знаем и любим мы.

…Но японскую поэзию мы тоже — ЧУВСТВУЕМ…

Николай Добронравов рассказывал мне, что стихи, впоследствии ставшие песней «Виноградная лоза», были написаны им в самом конце 1986 года — когда стало известно о самоубийстве большого друга Пахмутовой и Добронравова, выдающегося советского виноградаря и селекционера Павла Голодриги. Ближе к лету 1987 года известный публицист, ведущий «Сельского часа» Юрий Черниченко напишет о Голодриге очерк «Мускат белый Красного Камня», который все вы можете прочитать в файловом архиве группы (см. сборник писательской публицистики «Личное мнение», книга 2). Судя по этому очерку, основной мотив самоубийства Голодриги — невозможность и дальше заниматься любимым делом, вызванная целым рядом причин, в том числе и повсеместным выкорчёвыванием виноградников в рамках антиалкогольной кампании.В скобках стоит заметить, что за период перестройки до августа 1991 года громких самоубийств почти не было. На память, кроме Голодриги, приходят только академик Валерий Легасов и рок-бард Александр Башлачёв. К этим именам можно добавить и имя Коли Яралова — юноши из Южной Осетии, делегата Всесоюзного сбора членов комсомольских штабов старшеклассников, чьё самоубийство после статьи «Как не закалилась сталь» в «Комсомольской правде» привлекло внимание общественности. Августовский путч 1991 года открыл шлюзы новой волне самоубийств: Борис Пуго, Сергей Ахромеев, Николай Кручина, Юлия Друнина…

«Виноградная лоза» написана в форме притчи. Её ритм, совпадающий с «Калевалой» или «Песнью о Гайавате», роднит эти стихи с эпосом древних народов. Впрочем, насколько я понимаю, так получилось случайно. По крайней мере Николай Добронравов утверждает, что именно такой ритм пришёл ему в голову сам собой, без всякой целенаправленной ассоциации.

В 1988 году, когда обострение межнациональных отношений в Закавказье стало фактом общественной жизни и пророчества «Виноградной лозы» начали сбываться, Александра Пахмутова сочинила музыку на эти стихи. Однако в то время песни, написанные советскими композиторами поколения Александры Николаевны, уже почти не звучали по радио и ТВ. Быстрое омоложение властной вертикали, происшедшее после прихода Горбачёва к власти и затронувшее в том числе и творческие союзы, не говоря уже о СМИ, привело к резкой переориентации общенационального культурного пространства в сторону молодёжи. Кстати, это стоит иметь в виду всем, кто мечтает о коренных изменениях в стране: неконтролируемая смена поколений на самом высшем уровне влечёт за собой резкое и крайне болезненное для зрелых и пожилых людей изменение всего культурного фона жизни, поэтому старшее поколение при первой же ошибке власти найдёт возможность отыграть подобную ситуацию назад — как это, собственно, и произошло 12 декабря 1993 года.

При этом, если для очень многих людей исчезновение из эфира любимых песен стало лишь некомфортностью окружающего мира, то для авторов этих песен прекращение в одночасье авторских отчислений и гонораров ребром поставило вопрос, на что жить дальше. Известно, что Евгений Птичкин, автор «Сладкой ягоды» и «Эха любви», в последние годы жизни, чтобы хоть как-то прожить, распродавал картины из своей коллекции. Он умер всего за несколько дней до сокрушённого возгласа Юрия Карякина в банкетном зале Кремлёвского дворца съездов: «Россия, ты одурела…» — ставшего точкой разворота страны на сто восемьдесят градусов.

Важно отметить и иное: на самом поверхностном уровне «Виноградная лоза» шла вразрез с антиалкогольной кампанией, которая как раз к концу 1988 года и была спущена на тормозах. Здесь уместно вспомнить, что в тот «антиалкогольный» период тексты очень многих песен исправлялись, в том числе и на местах, под «требования момента». Так, строчка «Выпью чарочку вина, всех прощу» из пахмутовской же песни «Слушай, тёща» (на стихи Николая Дружининского) публиковалась в нотных сборниках как «Чудной музыкой сполна угощу» — надеюсь, никто эту песню в таком варианте ни разу не пел. На пластинке Александра Розенбаума «Мои дворы» в песне «Извозчик» строчка «Если меня пьяного дождёшься» звучит как «Если ты меня, мой друг, дождёшься». У группы «Машина времени» строчка «Вагонные споры — последнее дело, когда больше нечего пить» трансформировалась в «…и каши из них не сварить». Владимир Ланцберг вспоминал и о бардовских песнях, которые как раз в тот период стали активно публиковаться: «и душу греть добром (вместо «вином») или огнём» у Визбора, «пусть грянет надо мной настроенный (вместо «подвыпивший») оркестр» у Владимира Васильева и, наконец, «где тучи трезвые на трезвый тополь тянет» в бессмертных и всем известных стихах о майдане Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц на музыку Сергея Никитина…

Но главная причина того, что «Виноградная лоза» почти год не звучала в эфире, на мой взгляд, состоит в другом. В основе перестройки лежал рационализм, так как её целью было преобразование жизни на рациональной основе. Свойственный людям искусства язык образов и метафор был чужд ей, и более того — у меня складывается впечатление, что «прорабы перестройки» по какой-то причине видели для себя в этом языке смертельную угрозу. Иначе не записали бы они выступление Юрия Бондарева на XIX партконференции в «антиперестроечные» — ведь по здравом размышлении ни слова против перестройки там не было. Не мог человек, не принимающий перестройку, сказать «Если апрель (напомню, один из её символов, отождествлявшийся с апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС) — месяц весны и ожидания — принёс осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым исторической логики непреложных законов развития» и «На родине я испытываю нарастающую тоску по Родине обновлённой». Но о Бондареве мы, надеюсь, ещё поговорим ближе к 29 июня, то есть к 30-летию его выступления с трибуны конференции, а сейчас вернёмся к теме.

Как часто бывает в подобных случаях, нашлась молодёжь, которая выручила. В марте 1989 года песня «Виноградная лоза» в исполнении Павла Дементьева впервые вышла в телеэфир в программе «Взгляд», более того — редакция программы самостоятельно подготовила к этой песне видеоклип. К сожалению, я никогда его не видел и знаю о нём только со слов Пахмутовой и Добронравова. Но датировке можно верить: все члены Союза композиторов СССР были обязаны ежегодно представлять отчётность о написанных ими произведениях с указанием месяца первого исполнения по радио или телевидению. На основе этих материалов, сверенных с каталогами РГБ и Телерадиофонда, при моём участии в 2004 году был подготовлен полный список произведений Александры Николаевны. В каталоге Телерадиофонда, однако, конкретно этого выпуска «Взгляда» я не нашёл. Очень многие видеоматериалы бесследно пропали при реорганизациях начала девяностых. Впрочем, возможно, со временем что-то и всплывёт. Лично я впервые услышал эту песню в середине мая-1989 в радиоверсии программы «Песня года» по «Маяку» — где-то между «Провинциалкой» Вячеслава Малежика и «Вечером вдвоём» Кати Семёновой (кстати, записи этой радиопрограммы в каталоге Телерадиофонде я тоже не обнаружил). Через какое-то время песня была выпущена фирмой «Мелодия» на миньоне, а затем на последнем советском альбоме Пахмутовой и Добронравова «Шанс». В дальнейшем, после отъезда Павла Дементьева в Израиль, «Виноградную лозу» пел Иосиф Кобзон и — два десятилетия спустя — Тамара Гвердцители.

Можно ли считать эту песню «антиперестроечной»? И да, и нет. Всё зависит от того, как понимать перестройку. Если следовать в фарватере тех, чьи имена не сходили с газетных полос и телеэкранов того времени и кого быстро захватил азарт разрушения — то да, песня чётко предупреждала о том, к чему неизбежно и быстро приведёт этот деструктивный порыв, и противодействовала ему. Но ведь разрушение не заявлялось целью перестройки. Первоначально говорилось об обновлении, то есть о модернизации общества без демонтажа его основы, на основе уважения к труду тех, кто жил за десятилетия и века до нас. Возможна ли была такая перестройка? Судя по опыту Китая, да. И если понимать её именно так, то ничего «антиперестроечного» в этой песне нет, она лишь в иносказательной форме показывает границы, которые обществу переходить опасно.

Я спрашивал Николая Николаевича: как вообще было возможно за пять лет до спуска красного флага над Кремлём увидеть всю цепочку, которая в конечном итоге приведёт к распаду страны? Он ответил, что не знает. Творчество — процесс загадочный: никому не известно, что в нём от человека, а что — из какой-то иной, непонятной для людей реальности, которая предупреждает всех нас о возможных последствиях наших поступков.

Когда предупреждение — с большой задержкой — было передано по телевидению и радио, мы не поняли его.

И — вспоминая название альбома, на котором вышла «Виноградная лоза» — свой шанс мы тогда, увы, упустили. Зато сейчас есть над чем подумать. Источник

Виноград, виноград,
В кучке шарики висят.
Любят кушать эти шарики
Все от взрослых и до маленьких.

Матунова Н.

*****

Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный.

Степанов В.

*****

Виноград, виноград,
Много ягодок подряд
Выросло на ветке —
Объеденье, детки!

*****

Виноград висит кистями
Разговаривает с нами:
«Скоро стану очень спелым
И тебе найдётся дело —
Кисти сладкие срывать
И в корзинку собирать»!

Тышлангова А.

*****

Знайте детки, винограда
Очень много кушать надо,
Чтоб забыть про все болезни,
Потому что он полезный.
Он кишечник, почки чистит,
Мочевой пузырь, дружище,
И отлично ладит с кровью.
Лучше он диетвсех строгих,
У него достоинств много
Ешьте, детки, на здоровье
Сколько можно весь подряд
Вкусный, сладкий виноград.

*****

В огороде винограду
Для плетенья нет преграды,
От стены к забору плети
Тянет, думал, не заметим
Ягод изумрудных гроздья.
Приходите, ждем всех в гости!

Сибирцев В.

*****

…Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград
Цепляясь вьется длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!…

Лермонтов М.

*****

Грозди ягод на лианах лоза
Нас встречают в теплых странах.
Ягоды продолговаты,
С кожицей зеленоватой.
Вкус их — просто наслажденье,
Слаще меда и варенья.
Это сочный виноград,
Угостить детей он рад.

*****

Зреет, зреет виноград,
Солнечным лучам так рад.
Сахаром нальется,
Спелым обернется.

Тесленко А.

*****

Украшенье сада —
Кисти винограда.
В каждой кисти
Солнца свет —
Лета тёплого привет.

*****

Не стану я жалеть о розах,
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.

Пушкин А.

*****

Гроздьями гордится сад
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!

Финк И.

*****

Cреди полуденной жары
Висят воздушные шары
Гроздьями на ветке
У бабушки в беседке.
Вот — зеленые, как лист.
Вот — черней, чем трубочист.
А эти — темно-красные.
Какие же все разные!
Они висят и просят с крыш:
«Скорее съешь меня, малыш!»

Суворова С.

*****

Очень странный виноград
Мне рисует старший брат,
Виноградинка одна —
Ярко красная она,
Возле ножки — жёлтый бант,
А под шкуркой темный кант…
А другая в синий, синий
Цвет покрасилась, красиво!
Вот зеленая одна —
Недоспелая она,
Вот оранжевая здесь,
Вы скажите что за смесь,
На рисунке уместилась,
Что же это получилось?
Я просила виноград,
Получила целый сад!

Шалимова О.

*****

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Мандельштам О.

*****

Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный — если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я виноград.

Чугунников А.

*****

Он бывает сине-черный.
Всем он вам весьма знакомый.
Иногда зеленый, красный,
Сорт любой на вкус прекрасный.
Любит солнышко он очень,
С ним, лучистым, станет сочен.
Он свисает с нежных веток,
Сочным видом дразнит деток.
Гроздь возьми к себе в ладошку,
Жуй вкусняшки понемножку.
Каждый будет очень рад
Слопать вкусный виноград.

Осипова Е.

*****

Ой, здесь бусинки растут,
Выглядят, как изумруд.
Их так много, так красиво,
Просто чудо или диво.
А какой здесь аромат,
Издает наш виноград,
Очень сладкий он на вкус,
Я и с вами поделюсь!

*****

— То ли дождинки,
То ли слезинки
Горкой прозрачной
Желтеют в корзинке?
Кисточки сладкие —
солнышка клад!
— Знаем!
В корзинке лежит
виноград!

Талеко

*****

Ах, наш сад, наш виноградник
Надо чаще поливать
И сухие ветки яблонь
Надо чаще подрезать.
В нашем садике укромном
Есть цветы и виноград;
Кто увидит кисти гроздей,
Всякий сердцем будет рад.
И калитка меж кустами
Там прохожего манит —
Ей Зевес-Гостеприимец
Быть открытою велит.
Мы в калитку всех пропустим,
Мы для всех откроем сад,
Мы не скупы: всякий может
Взять наш спелый виноград.

Кузмин М.

*****

У виноградинки сестренки и братишки
Читают дружно вечерами книжки;
Хоть в грозди тесновато вместе жить,
Не повод это перестать дружить.
Все виноградинки едины в этом
И вместе наслаждаются рассветом;
Дожди идут — всех вместе поливают,
И стебелек их поровну питает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *