Екатерина Новикова
Программа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Загадки оригами»
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Также прослеживается взаимосвязь с другими образовательными областями, так как деятельность в технике оригами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить кругозор, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, необходимым условием для воспитания и развития детей является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности — активной и свободно мыслящей, чему и способствуют занятия по оригами в полной мере.
Значение оригами очень велико в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как оригами помогает развивать художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения; развивает память; способствует концентрации внимания и самодисциплине; активизирует мыслительные процессы; совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев; развивается глазомер; рука хорошо подготавливается к письму;дети осваивают математические понятия: точка, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ; закрепляются знания эталонов формы и цвета; формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Создание поделок доставляет детям огромную радость. Кроме того, у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, дети бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.
Таким образом, с помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому, организация деятельности детей дошкольного возраста в технике оригами актуальна на современном этапе.
Большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету — все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы — развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, в процессе овладения базовых форм оригами.
Задачи программы:
Обучающие
• Знакомство детей старшего дошкольного возраста с простыми базовыми формами оригами.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, работать с наглядной картой-схемой модели оригами.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Условия реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста 36 часов (1 раз в неделю по 25 минут).
Тематический план
Раздел Тема Кол-во часов (теория-практика)
Вводный раздел «В некотором царстве, в бумажном государстве…» 1-1
Раздел 1.
Базовая форма «Книга»
1.1. «Школа» 1-1
1.2. «Карандаш» 1-1
1.3. «Машина» 1-1
1.4. «Отгадай загадку» 1-1
Раздел 2. Базовая форма «Треугольник»
2.1. «Моя бабушка» 1-1
2.2. «Осенний листочек» 1-1
2.3. «Помидор» 1-1
2.4. «Волшебные превращения бумажного квадрата» 1-1
Раздел 3. Базовая форма «Дверь»
3.1. «Детский сад» 1-1
3.2. «Украшение для группы» 1-1
3.3. «Подарок для мамочки» 1-1
3.4. «Отгадай-ка» 1-1
Раздел 4. Базовая форма «Воздушный змей» 4.1 «Воздушный змей для Жени» 1-1
4.2 «Птица счастья» 1-1
4.3 «Дед Мороз» 1-1
4.4 «Новогодний хоровод» 1-1
Раздел 5. Базовая форма «Блин»
5.1. «Окошко» 1-1
5.2. «Письмо» 1-1
5.3. «Орнамент» 1-1
5.4. «Свечка» 1-1
Раздел 6. «Праздничный калейдоскоп» 6.1.-6.2. «Дружные ребята» 2-2
6.3. «Валентинка» 1-1
6.4.»Рубашка с галстуком» 1-1
6.5.»Цветочек для мамы» 1-1
Раздел 7. Базовая форма «Превращения квадрата и треугольника» 7.1. «Птички прилетели» 1-1
7.2. «Кораблик» 1-1
7.3. «В театре» 1-1
7.4. «Теремок» совместное занятие с родителями 1-1
Раздел 8. «Мы теперь все знаем, сами объясняем» 8.1. «Если хочешь быть здоров» 1-1
8.2. «В далеком космосе» 1-1
8.3. «Весенняя полянка» 1-1
8.4. «Подарок ветерану» 1-1
Заключительный раздел Диагностика знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. 2-2
Итого: 36 часов
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети:
— Познакомятся с искусством оригами;
— Научатся различным приемам работы с бумагой;
— Будут знать простые базовые формы оригами;
— Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
— Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
— Овладеют навыками культуры труда;
— Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Работа с родителями
Предусматривает проведение консультаций, мастер-классов по совместному выполнению работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
Разработан цикл консультаций по темам: «Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы», «Оригами – искусство складывания бумаги. Базовые формы», «Возможности оригами в воспитательном процессе», «Роль оригами в развитии творческого воображения», «Использование оригами в театрализованной деятельности», «Участие родителей в обучении детей оригами», «Значение оригами в работе с детьми дошкольного возраста».
Оценка качества знаний
В конце года проводится диагностика уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей,включающая параметры: знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами; знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; точность и аккуратность выполнении работы; умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу; умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы; умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи).
Учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.
Обеспечение программы:
— Помещение (групповая комната);
— Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы)
— Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, кисточки, линейки.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме:
— развивающих игр;
— занятий-игр;
— проведения выставок;
— праздничного оформления помещений;
— участия в конкурсах.
Формы деятельности:
— групповые;
— индивидуально-групповые.
Методы деятельности:
— объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
— репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
Список используемой литературы:
1. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» Санкт-Петербург. «Детство-пресс» 2005г.
2. С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким» ,1996г.
3 И. А. Коротеев «Оригами для малышей» Москва. «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996г
4. С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2005г.
5. Е. Черенкова «Оригами для малышей» Москва. Рипол классик ДОМ 21век. 2006г
6. И. И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Сфера. Москва. 2001г.
7. Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами». Книжный клуб семейного досуга. Харьков. 2007г.
8. Т. Сержантова «366 моделей оригами» Москва. Айрис пресс. 2003г.
9. С. Ю. Афонькин, Л. В. Лежнева, В. П. Пудова «Оригами и аппликация»
Кристалл. Санкт-Петербург. 2001г.
Оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Для занятий нужна только бумага и ваши знания! С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. Оригами — коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций! Оригами не требует больших материальных затрат. Для занятий оригами нет возрастных пределов. Не требуется особых способностей — получается у всех! Помогает быстро оформить класс, комнату, зал. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки
Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
Второй год на занятиях в группе продленного дня мы занимаемся изготовлением моделей оригами.
Структура занятия
Развивающие часы в группе продленного дня
Класс — 4
Тема: «Модульный лебедь»
Объект труда — изготовление слебедя из бумажных модулей
Оборудование — бумага
Цель — формирование личности учащегося
Принцип — наглядности
Методы — словесные, наглядные, практические
Форма обучения — фронтальная
Время — 50 минут
Ход урока
I. Организационный момент. (время на этот этап урока 3 — 5 минут)
— Приветствие;
— Проверка присутствующих;
— Раздача бумаги
— Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.
II. Сообщение теоретических сведений по новой теме.
(время на этот этап урока 5 — 10 минут)
Что такое оригами?
Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, самолетики, мы научились делать отдельные модули. Вы уже знаете, что из обычного листа бумаги можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги — настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно — много веков назад. Слово ОРИГАМИ так и переводится — «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами. Мы уже изготовляли несложные изделия. А сегодня мы будим заниматься модульным оригами. Родина модульного оригами — Китай
III. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 — 5 минут)
Объяснение учащимся техники безопасности.
1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.
3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
(время на этот этап урока 20 — 30 минут)
1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.
2. Запоминают процесс выполнения изготовления.
V. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами.(Презентация)
VI. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)
Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.
VIII. Уборка помещения.
Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.
Соколан Ольга Владимировна
Картотека стихов на тему «Оригами»
Мне часто приходится работать с техникой «Оригами». Стихи, загадки, высказывания — все это я использую в своих занятиях с детьми. Сегодня предлагаю вашему вниманию, коллеги, стихи.
Город оригами
За лесами, за горами
лежит город Оригами.
Там кораблик из бумаги.
Там живут и феи, маги.
Там беленький домик стоит,
а в нём живёт Айболит.
Там лето круглый год.
Там чудо-дерево растёт.
Ах! Что можно творить из бумаги!
Как будто мы просто маги!
Симаненкова А.
Подарок другу
Я кораблик сделал из газеты,
В плаванье пустил по ручейку.
Ну, а в нём отправил две конфеты
Вовке – закадычному дружку.
Вот дружок-то будет рад подарку!
Только бы КОРАБЛИК мой доплыл.
Разве зря в соседский двор канавку
Я от крана нашего прорыл.
Анна ШТРО
Кораблик
Из тетрадного листочка
Я кораблик смастерю,
В путешествие отправлю
По весеннему ручью.
Назову его «Великий»
Или лучше «Магеллан» –
Пусть он станет знаменитым,
И откроет сотни стран!
Ручеёк впадает в реку,
Ну, а речка в океан.
Поведёт КОРАБЛЬ по свету
Мой солдатик-капитан.
В ураган и шторм спасётся
Этот маленький герой.
Точно знаю – он вернётся
Победителем домой!
Марина НОВИЦКАЯ
Оригами Маме
Мамин праздник – на подходе!
Что же маме смастерить?
Из бумаги пароходик
Я попробую сложить.
Мы корабль-оригами
Будем вместе запускать,
У ручья скажу я маме:
Дай тебя расцеловать!
Посмотри, плывёт КОРАБЛИК
И спокойно, и легко –
В водном небе, как журавлик,
Что взлетает высоко.
Так и мне, с твоей любовью,
Жизнь счастливее – в сто крат!
Я люблю тебя, не скрою,
Ты – весна, а я – твой март!
Натали Самоний
Мальчишке-мечтателю
Твой бумажный САМОЛЁТ
Отправляется в полет…
Ничего, что он пока
Долетит до потолка
И оттуда упадет.
Ты в душе – уже пилот!
А еще ты, мальчуган,
В луже видишь океан.
Что КОРАБЛИК твой всегда
Из газеты – не беда!
Станешь, может быть, потом
Настоящим моряком.
Анна ШТРО
Если вам скучно
Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!
Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,
Мы очень любим такую работу!
Будет у нас зоопарк на столе.
Звери там будут гулять по земле.
Сложим журавлика, галку, гуся
Лишь бы бумага не кончилась вся!
Циулина Алёна
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
И в сказочном мире фигурок бумажных
Научишься добрым, внимательным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
А. Гайденко.
Простой листок бумаги
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье —
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы —
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
Колесова Н. А.
Из бумаги
Из бумаги, вместе с мамой,
Я построил самолёт…
Из бумаги, вместе с папой,
Мы сложили пароход…
Из газеты, вместе с дедом,
Мы скроили пару шляп…
Ну, а с дядей Мишей в среду
Целый короб лягушат…
Из бумаги, из бумаги
Можем делать с братом сами
Даже бабушкам цветы…
Лист возьми, сложи, согни…
Из бумаги вместе с нами
Будешь делать ОРИГАМИ?
Татьяна Софинская
Оригами
Я познакомиться сегодня рада с Вами!
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт…
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встаёт.
Зову себя я Оригами, потому что
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее японское искусство,
Которое зовётся Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок…
Вот сакуры цветущей ветка.
Улыбки, радость дарит нам оно
И чувство удивительной гармонии.
Я знаю, вы полюбите его —
Искусство Оригами из Японии!
Наталия Киселёва
Чудесная страна
«Что такое оригами?»
Задала вопрос я маме.
И ответила она:
«Это — целая страна!»
Там чудесно оживают
Птицы, звери и цветы.
Там таинственно, как в сказке
Все сбываются мечты.
И тогда решила я:
Это чудо — оригами
Буду я любить всегда!
Шатаева О.
Благодарю за внимание!