Со школьной скамьи мы знаем имена Кирилла и Мефодия и благодарно называем великими просветителями славян. Не случайно в Москве и во Владивостоке им поставлены памятники, ежегодно отмечаются праздничные дни в их честь.
В Средние века во всей Европе христианское богослужение велось на латыни. Кирилл и Мефодий вопреки установившейся традиции просвещали славян на их же языке. Эти миссионеры, причисленные к лику святых, переводили с греческого священные книги, что явилось началом формирования славянского книжного дела.
Существует устойчивое мнение, что Кирилл является создателем славянской письменности, что до него у славян письменности не существовало. На эти сложные вопросы отвечает известный российский ученый Валерий Алексеевич Чудинов в своих книгах, написанных для широкого круга читателей: «Загадки славянской письменности» (М., 2002), «Руница и тайны археологии Руси» (М., 2003), «Священные камни и языческие храмы древних славян» (М., 2004), «Тайные руны древней Руси» (М., 2005) и др.
Сегодня мы стоим перед разгадкой: оказывается, задолго до создания кириллицы у наших предков существовал собственный вид письма. Возникает вопрос: если такое письмо было, почему ученые так долго его не замечали? Действительно, через руки археологов прошли тысячи явно не кирилловских надписей на памятниках Руси и других стран. Одни надписи были приняты за случайные царапины, другие не рассматривались из-за их «неясности», третьи приписывались неславянским народам. Но только профессор из Москвы Валерий Алексеевич Чудинов их прочитал. Около 2 000 надписей дешифровано на камнях, древнем оружии, княжеских знаках, украшениях, монетах, картах на гальке, граффити в церквях, берестяных грамотах. И что поражает: на каждом предмете было выцарапано слово — имя вещи.
На мой взгляд, исследования Чудинова касаются совершенно фантастической проблемы — существования в Древней Руси самобытной системы письма, так называемой руницы, изображающей своими знаками не отдельные буквы, а целые слоги. Более того, Чудинов отмечает, что на Руси было несколько систем письма, и руница — одна из них.
О существовании письма у славян до глаголицы и кириллицы высказывались многие выдающиеся деятели минувших эпох, включая М. Ломоносова, Екатерину Великую, первого русского историка В. Татищева.
Давно было известно, что к периоду создания кириллицы в славянских странах существовало загадочное письмо «алфавит икс». Только сейчас выяснилось, почему руница оказалась таинственной. Прежде всего, из-за своей необычной графики. Славяне писали вовсе не так, как мы пишем сейчас: вид букв, орфография, правила переноса, выделения, направление письма и прочее были другими. Слоговое письмо — не буквенное. Каждый слог обозначается одним знаком, и потому слоговое письмо не имеет алфавита. Чудинов открыл около 60 знаков, составил их таблицы.
До сих пор любители старины находят на камнях, на предметах знаки руницы. К примеру, в одном только ракурсе валуна Макоши, главной славянской богини, найденного на Валааме, можно прочесть целую «эпоху», уходящую в седую древность. На этом камне начертаны слова «Перунова Русь» и «Святая Русь», что обозначает Карельский перешеек, где находится Валаам. А основная надпись посвящена богине судьбы Макоши: «Чай чело въ камоне, но и тело ищи Магужино» («Уповай на голову в камне, но и тело ищи Магужино»).
А как же к этому открытию относится академическая наука? Думаю, что ученым признать это просто невыгодно. Открытия Валерия Чудинова ломают стереотипы и устоявшиеся взгляды на письменность древних славян. Но вот что сказано в «Житии Кирилла». Со слов его брата Мефодия сообщается, что в 861 году во время поездки с делегацией в Хазарию Кирилл останавливался в Херсонесе. Он «нашел здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, сотворя молитву Богу, вскоре начал читать…». Этот факт говорит не только о грамотности славян задолго до Кирилла, но и о том, что они уже были христианами.
Чудинов пишет: «Кирилл азбуку не изобрел. Он сократил известную ему по Херсонесу славянскую письменность до 14 графем, но увеличил до 24 графем греческую часть. Эта письменность стала удобной для Византии и была названа именем своего реформатора». То, что Кирилл не создатель, а реформатор азбуки, не умаляет его значения.
Азбука Кирилла — основа церковной письменности, христианское письмо. Церковная литература создавалась на старославянском языке. Старославянский, или церковнославянский, язык сыграл большую роль в культуре русского средневековья. Русская Православная Церковь и сегодня ведет богослужения на этом языке.
В давние времена Европа была заселена славянами. К примеру, в нынешней Германии сохранилось много славянских названий.
Бранденбург когда-то назывался «Бранный лес», то есть оборонный лес. Росток явно славянского происхождения. Город Липск (равнозначно Липецку) немцы переименовали в Лейпциг. Все эти города изначально были славянскими.
Славянское письмо оказалось живучим. С момента гонений церковников на волхвов и предания анафеме славянских богов оно продолжало существовать вплоть до Петра Первого. В Средние века слоговое письмо было очень известным, постепенно письменность стала совмещать слоговое письмо с буквенным кириллическим. К началу XVIII века кириллица окончательно вытеснила слоговое письмо.
Если в Средние века кириллица использовалась как образец делового, литературного и религиозного письма, то руница активно использовалась в быту. Наши предки предстают как люди высокой грамотности, гораздо более высокой, чем мы могли себе представить. А каменные святилища Макоши, Рода, Сварога, Велеса, Перуна, и других славянских богов до сих находят от Пиренеев до Южного Урала.
Лишь сегодня мы открываем для себя, что тысячу лет назад существовала своеобразная «паспортизация» личности, где данные располагались в поясном наборе. На специальном кольце можно было прочитать имя, фамилию, профессию древнего славянина. Название вещи впечатывалось в саму вещь, благодаря чему оно могло быть прочитано спустя века.
В книге «Руница и тайны археологии Руси» Чудинов обращается к известной по учебникам публикации о корчаге (большой глиняный горшок с зауженным горлом. — Прим. С. К.) из курганного могильника в Гнёздово и надписи на ней: «ГОРОУХЩА», прочитанной как «горчица».
Что в сосуде помещалась горчица, я поверил: оба слова по звучанию почти совпадают. На поверку никакой горчицы в сосуде не бывало. Чудинов рассказывает, как много усилий приложили исследователи, предлагая различные варианты своего прочтения: горчичные зерна, горючая жидкость (нефть), горячие щи, наконец, писание Горуна. Валерий Алексеевич нашел, что на сосуде сохранилось не одно, а несколько слов. Надписи стирались и писались снова. Смысл их сводился к тому, что посуда опустела и надо ее снова залить. Чем залить? Оказывается, молоком.
Эпиграфисты так и не смогли правильно прочесть текст, опираясь лишь на кириллицу. Вот что пишет Чудинов: «Эта наиболее ранняя русская надпись по-своему весьма интересна. Прежде всего, она состоит из нескольких слов, а не одного-двух: двух слов МОЛОКО, из пяти слов КАНЪ (посуда — Прим. С. К.) и из слов ЯТ (пуст — Прим. С. К.), ЗАЛИТЬ и ГОРЛО — всего из 10 слов…, на 7 букв кириллицы (ГОРО из слово ГОРОЛО, НА из слова КАНА и Я из слова ЯТЪ) приходится 17 слоговых зна-ков — вдвое больше. Это означает, что наиболее древняя кирилловская русская надпись была встроена в более крупный текст руницы. А из этого следует не менее важный вывод о том, что кирилловские надписи X века без знания руницы читать и понимать невозможно.
Сергей КРАСНОШТАНОВ, профессор
Хабаровск
Иллюстрации из книг В. А. Чудинова
Рунический алфавит. «Младшие руны» Рунический алфавит
РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ.
«Младшие РУНЫ»
Рунический алфавит, футарк разбит на три группы — атта. Каждый атт состоит из восьми рун. «Атт» переводится со старонорвежского как «род», «семейство». Каждый атт Старшего Футарка связан с каким-либо богом. Первый атт принадлежит Фрейе, второй атт принадлежит Хеймдалю, третий — Тюру.
По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, a, r, k… — футарк и получил свое название.
Слово «руна» вовсе не означает «букву», а «секрет» или «тайну». Корень этого слова первоначально означал «шёпот» (нем. raunen — шептать). Руна — понятие двойственное; с одной стоpоны, pуна обозначает букву, с дpугой стоpоны, она имеет магический смысл.
Германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с (гот. rauna — «тайна») и (нем. raunen в значении «шептать») . Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, (валл. rhin — со значением «шепот», «шептать»); совр. (ирл. run — «тайна»); (галис. run — «жребий». Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic «говорить» польский славист А. Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В. Цыбульский и И. Ягич, находя его «сумасбродным». Существует также старый славянский корень рун: именно от него происходят рана, ранить, рыть, (укр. рилля — «борозда»). Этот же корень содержит глагол рути — «резать» и существительное руна, означающее «прорез», «борозда». Основа run/ran со значением «резать», «ранить» была известна и древним германцам, — и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как «пронзающий», «наносящий ранения», «ранящий».
Существует множество различных вариантов названия рун, так что нижеприведённая таблица не может являться единственно правильной
Руна | Название | Трактовка | Значение | |
англ. | русск. | |||
1 атт: | ||||
FEHU | Феху | сканд.: «скот, имущество» | Руна собственности | |
URUZ | Уруз | сканд.: «зубр» | Руна Мощи | |
THURISAZ | Турисаз | сканд.: «турс» | Турс — великан в германской традиции | |
ANSUZ | Ансуз | сканд.: «ас» | Руна связана с асами = богами | |
RAIDHO | Райдо | гот.: «путешествие» | Руна пути, дороги | |
KENAZ | Кеназ | сканд.: «факел» | Руна воплощения и раскрытия | |
GEBO | Гебо | гот.: «дар» | Руна дара, дара божественного | |
WUNJO | Вуньо | гот.: «радость» | Руна радости | |
2 атт: | ||||
HAGALAZ | Хагалаз | сканд.: «град» | Руна разрушения | |
NAUDHIZ | Наутиз | сканд.: «нужда» | Руна принуждения | |
ISA | Иса | сканд.: «лед» | Руна льда | |
JERA | Йера | сканд.: «год», гот.: «урожай» | Руна урожая, получения результатов | |
EIHWAZ | Эйваз | сканд.: «тис» | Руна трансформации | |
PERTH | Перт | гот.: «то, что скрыто» | Руна решения | |
ALGIZ | Альгиз | сканд.: «лось» | Руна защиты | |
SOWIL | Совило | сканд.: «Солнце» | Руна победы, счастья | |
3 атт: | ||||
TIWAZ | Тейваз | сканд.: «Тюр» | Руна посвящена Тюру — богу войны | |
BERKANA | Беркана | сканд.: «береза» | Руна роста, плодородия | |
EHWAZ | Эваз | гот.: «лошадь» | Руна изменений, прогресса | |
MANNAZ | Манназ | сканд.: «человек» | Руна судьбы | |
LAGUZ | Лагуз | сканд.: «вода» | Руна воды и магии | |
INGWAZ | Ингуз | гот.: «Ингви» | Руна плодородия, посвящена светлому Ингви (Фрейру), богу плодородия | |
DAGAZ | Дагаз | гот.: «день» | Руна света | |
OTHAL | Отал | гот.: «разделение»(?) | Руна дома, семьи, рода |
Форма германских рун отдалённо напоминает латинский алфавит.
Однако, по-видимому, они происходят не от латинского алфавита, а от его «близкого родственника», алфавита ретов (см. Ретский язык) — родственной этрускам древней альпийской народности, соседствовавшей с германцами. Принято считать, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н. э. В V веке руническое письмо (и руническая магия) пришло на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. В Скандинавии руны постепенно менялись. Сохраняя для магических надобностей Футарк, жрецы вырабатывали всё новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами. С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение, хотя просуществовало после этого достаточно долго — в некоторых областях вплоть до начала XX века Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. Есть упоминания о существовании аналогов рунического письма у кельтов (т.н. огам) и славян (руница): “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…” В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV — XV вв.
Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда девять дней и ночей он, пронзённый собственным копьем, провисел на Мировом древе без еды и питья, после чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом, данным ему Бёльторном, его дедом, он и услышал руны и начертал первые из них окровавленным собственной кровью копьем на Древе.