Про осуждение

Об осуждении других(A)

7 – Не судите, чтобы и вас не судили. 2 Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. 3 Что ты смотришь на соринку в глазу своего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна? 4 Как ты можешь говорить своему брату: «Дай я выну соринку из твоего глаза», когда в твоем собственном глазу бревно? 5 Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата.

6 Того, что свято, не давайте псам, а не то они, обернувшись, растерзают вас. И не разбрасывайте своих драгоценностей перед свиньями, не то они растопчут их.

Просите, ищите, стучите(B)

7 Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют. 8 Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, откроют.

9 Есть ли среди вас такой человек, который даст своему сыну камень, когда тот просит хлеба? 10 И кто даст сыну змею, когда тот попросит рыбы? 11 Если вы, будучи злы, умеете давать своим детям благие дары, то тем более Небесный Отец даст благое тем, кто просит у Него! 12 Поэтому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом суть всего, что написано в Законе и в Книгах Пророков!

Узкие ворота(C)

13 Входите через узкие ворота. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути. 14 Но тесны ворота и узок путь, ведущие к жизни, и лишь немногие находят их.

Дерево узнается по плодам(D)

15 Берегитесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они – хищные волки. 16 Их вы узнаете по их плодам. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир? 17 Хорошее дерево приносит хорошие плоды, а больное дерево – плохие плоды. 18 На хорошем дереве не бывает плохих плодов, и на больном дереве не бывает хороших. 19 Каждое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. 20 Итак, вы узнаете их по плодам.

21 Не всякий, кто говорит Мне: «Господи, Господи», войдет в Небесное Царство, но лишь тот, кто исполняет волю Моего Небесного Отца. 22 Многие будут говорить Мне в тот День: «Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего имени, разве не изгоняли Твоим именем демонов и не совершали многих чудес?» 23 Но тогда Я отвечу им: «Я никогда не знал вас, прочь от Меня, беззаконники!»

Два основания(E)

24 Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне. 25 Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне. 26 А всякого, кто слушает Мои слова, но не исполняет их, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке. 27 Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было великим.

28 Когда Иисус закончил говорить, народ изумлялся Его учению, 29 потому что Он учил их как имеющий власть, а не как их учители Закона.

Не осуждай — затем, что все мы люди,
Все слабы, немощны, опутаны грехом;
Волнуют страсти наши груди;
В грехе родимся и живем.
Не осуждай, чтоб ближним быть судьёю,
Спроси у совести, ты сам-то лучше их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других!
Не осуждай, ведь слову нет возврата!
Смотри, чтоб, как сказал Спаситель, не равно.
Увидишь спицу в глазе брата,
А проглядишь в своём бревно.
Не осуждай — затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжелый камень осужденья,
Которым в брата бросил ты.
Не осуждай! Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла,
Сперва узнай, какою их стезёю
Она к погибели вела.
Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечен?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! — Не будешь осужден!

Как часто судим мы людей,
В своем глазу бревна не видя,
Как люто судим, ненавидя
В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд
Лик Бога на себя примерив,
Забыв о том, что в это время
Нас тоже судит кто — нибудь…

Перед судом предстала дама
Собой стройна, не молода,
В прошедшем — мужняя жена,
Слегка распущенного нрава.

Её супруг был строг и верен.
Любил семью: жену, детей,
Был полон правильных идей.
По чести жил, не лицемерил.

Ей жить за каменной стеной
Вначале показалось мило.
Но годы шли и опостыло
Согласье, жизненный покой.

И как-то раз свой долг исполнив,
Постылый акт соития,
Сказала мужу: «Всё, довольно!
Я ухожу, забудь меня».

Соседи все её судили,
Друзья вопили ей: «Окстись!
Назад в семью свою вернись,
Проси прощения — простит»

И дети ныли без конца,
И не могли понять никак
Зачем же бросила отца
С ума сошедшая их мать.

Она в ответ всем улыбалась,
И хорошела на глазах.
Её душа, прожив впотьмах
Вдали от мужа пробуждалась.

Дни шли в безумии утех,
Красивых тел и наслаждений.
На перекор всех убеждений.
Она не чувствовала грех.

Так вправе ль мы судить её?
Быть может в тайне каждый хочет
С душой прожить все дни и ночи?
А всё другое — лишь враньё?

***
Других осуждать — нехорошо, а себя — бестактно.

***
Мы осуждаем сильных людей, потому что завидуем им. Мы осуждаем слабых людей, потому что презираем их.

***
Когда полюбите так же как я, тогда и буду слушать ваши осуждения и претензии!

***
Осуждение чужого выбора — это латентная неуверенность в целесообразности собственного.

***
Не понимаешь — не осуждай.

***
Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое — желающего исправить.

***
Если вам постоянно кажется, что кто-то ошибается, возможно ошибаетесь как раз вы, а не кто-то.

***
Прежде чем осуждать кого-либо, надо вспомнить о своём прошлом! А вот потом уже…

***
Мы никогда не осуждаем источники нашего наслаждения.

***
Не судите, и не будете судимые; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.

***
Об осуждающей любви: Любит ли тот человек других, кто готов начать распинать при первой же их ошибке?

***
Нет ничего проще, чем осудить злодея и нет ничего сложнее, чем понять его.

***
Люди творят странные вещи, когда их постоянно осуждают, а не любят.

***
Справедливее судить о скрытом по явному, а не осуждать заранее явное, ссылаясь на скрытое.

***
Не надо судить о музыке, пока не кончится концерт.

***
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.

***
Право судить имеет лишь тот, кто был в подобной ситуации.

***
Достойно осуждения не невежество, а дерзость.

***
Не судите человека, пока не поговорите с ним лично, потому что все что вы слышите — слухи.

***
В чем осудишь других, в то сам падешь.

***
Не жалуйся богачу на бедность, и не услышишь осуждение за леность.

***
Осуждение и сплетни, как фастфуд: вкусно пока ешь…

***
Хочешь осудить человека? Сделай несколько вещей: получи высшее психологическое образование, наберись опыта работы психолога, изучи себя, изучи биографию человека и вперёд осуждай!

***
Ошибки возникают не только потому, что люди не знают истинных вещей, но и потому, что люди берутся осуждать то, чего еще не знают

***
И пусть меня осудят многие. Главное не терять веру в себя и делать добро.

***
Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

***
Некоторые граждане заходят в комментарии статусы только для того, чтобы ее «пометить» (как котики с собачками). Не стремитесь обижать людей. Лучше уж тогда «минусики» рисуйте!

***
Кто поспешно осужден, часто осужден напрасно.

***
Общепринято у нас ГОВОРИТЬ правильно, но при этом не меньше осуждать тех, кто не только так говорит, но и так поступает.

***
Непостоянство всегда достойно осуждения.

***
… не стоит осуждать людей за то, что они, по существу, — несчастны… далеко не всегда они сами в этом виноваты…

***
Если вы начнёте судить людей, то у вас не хватит времени любить их.

***
Не суди другого, пока не прошел в его мокасинах две мили.

***
Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.

***
У тебя нет права судить человека до тех пор, пока ты не сможешь сделать то же, что он, лучше, чем он!

***
Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.

***
Люди, которые не в силах сделать лучше нас, часто утешаются тем, что говорят о том, как делаем мы плохо.

***
Там, где присутствуют осуждение и беспокойство, не остается места для понимания.

***
Если человек, с которым недавно общаешься, резко и осуждающе отзывается о людях: это заставляет получше к нему присмотреться.

***

***
Осуждать другого, это то же самое, что игра с огнём. В любой момент ты можешь загореться сам.

***
Когда понимаешь, тогда и не осуждаешь, а значит и прощать будет нечего.

***
Всё знать, значит всё понимать, и это не оставляет мысли ни для обвинения, ни для осуждения.

***
Не суди других, и не пытайся измерить чужую боль своим домашним сантиметром.

***
Люди делятся на две категории: одни что-то делают, а другие за ними наблюдают, предъявляют им претензии, критикуют и осуждают их действия.

***
Когда приходит понимание, осуждение уходит.

***
Если грех ближнего тебя особенно раздражает, знай, что ты вдвойне болен им же.

***
Осуждение-роскошь для пассивных наблюдателей.

***
Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.

***
Нет иной защиты от порицания, кроме безвестности.

***
Всякая крайность есть родная сестра ограниченности.

***
Не люби слушать о недостатках других — у тебя будет меньше своих.

***
Если вы не поняли человека, вы не имеете права осуждать его, а если поняли, то, вполне возможно, не пожелаете этого делать.

***
Не осуждайте никого за то, что и сами бы сделали с удовольствием…

***
Мы судим других по поступкам, а хотим, чтобы нас судили по возможностям

***
Глупец всегда одно лишь осуждает, то чего сам не понимает.

***
Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь…

***
В чем кого осудишь, в том и сам побудешь.

***
Надо ли осуждать поступки других только потому, что они нам не понятны?

***
Ты всё время получаешь то, что осуждаешь и не получаешь то, без чего не представляешь свою жизнь.

***
ВЫ когда-нибудь были на месте тех, кого осуждаете? Если НЕТ, то не имеете право осуждать!

***
Заботься о том, что говоришь и делаешь сам, прежде чем осуждать то, что говорят и делают другие.

***
Те более всего осуждают чужие успехи, кто сам не способен успеха достичь.

***
Делай то, что хочешь, тебя все равно будут осуждать до конца жизни.

***
Есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат «Боже, куда катится этот мир!»…

***

***
Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их.

***
Кто нас судит по себе, тот похоже не в себе…)))

***
Меня так раздражает, когда люди между собой обсуждают мои недостатки. Вы подойдите ко мне, ПЕРЕТРЁМ!!!

***
С возрастом мораль крепчает.

***
Можете осуждать меня. Это не имеет значения — история меня оправдает.

***
Можно осудить одного человека, но у одного и даже у десяти человек, ещё никогда не выходило и не выйдет осудить общество в целом…

***
Никогда не жалуйся! В глаза пожалеют, а за спиной осудят.

***
Одна из самых неприятных вещей, с которыми приходится сталкиваться: ты делаешь одну ошибку — и десять тысяч человек кидают в тебя камни.

***
Легко осуждать меня, не зная, что творится в моем сердце.

***
Выискивая недостатки у других, не сомневайтесь, что у вас их найдут гораздо больше…

***
Не осуждай мой друг другого, у каждого причины для поступков есть, взлетев до трона золотого, любой в болото может сесть!!!

***
Легче решает и осуждает тот, кто меньше вникает.

***
Осуждают то, чего не понимают.

***
Берегитесь обвинять всех женщин из-за провинившихся немногих — о каждой женщине надо судить по ее заслугам.

***
Не суди и тогда не нужно будет прощать.

***
Ты слышишь вокруг себя шипение змей, а им только и остается, что шипеть — ведь ТЫ — властелин этих джунглей!

***
Мой характер не сахар… И конечно не мёд… Может кто-то осудит, может, кто и поймёт… Я могу портить нервы… И решать всё сама… Для кого-то я — стерва!… А кому-то нужна!

***
Не осуждайте того, кто шагает с вами не в ногу. Может он слышит звуки совсем другого барабана…

***
Силы вселенной никогда не судят и не критикуют нас. Они принимают нас такими, какие мы есть. А затем отражают наши убеждения автоматически.

***
Мало осталось тех, кто поймёт и поддержит, не осудив тебя, при этом, за спиной.

***
Не стоит осуждать человека за то, что может оказаться плодом твоего воображения.

***
Цените тех, кто вас поддерживает и плюйте на осуждающих, такие люди никогда не станут опорой, их досуг травить душу себе и другим.

***
Чем больше я обвиняю себя, тем больше имею право осуждать вас.

***
Грехи других судить Вы так усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь.

***
Если Вас осуждают, то у человека осуждающего есть грехи похуже Ваших.

***
Скажи, что не веришь в Бога и тебя тут же закидают камнями. И лишь истинно верующий молча помолится о спасении твоей души…

***
Осуждать могут все, а понять и простить, лишь единицы.

***
Прежде чем судить ошибки других, обратите внимание на себя. У того, кто бросается грязью, не могут быть чистые руки.

***
Никогда не суди человека за его прошлое, не зная своего будущего.

Статусы про осуждение

Мы часто составляем своё мнение или суждения по поводу других людей, практически не отдавая себе отчёт в этом. Есть люди, которые это понимают и, мало того, им это нравится, потому что так они улучшают свою самооценку и ощущают себя значимее. Тем не менее, независимо от причины, мы не имеем ни малейшего права судить кого-либо. Большинство людей нередко не замечают свои ошибки, вместо этого они стремятся найти и указать на ошибки других. Проанализируйте нижеописанные причины того, почему вы должны избавиться от этой малоприятной привычки (если она вам присуща, конечно).

Неполная информация

Прежде чем осуждать кого-то, убедитесь, что вы знаете всю информацию об этом человеке. Возможно, вы не в курсе его истории, проблем и забот. Вместо того чтобы делать поверхностные выводы, попробуйте помочь такому человеку или просто оставить его в покое.

Мы все разные

Если вам что-то очень не нравится, что ж, другие вовсе не обязаны разделять вашу точку зрения. Например, вы считаете татуировки ужасным зрелищем, так пусть это останется вашим частным мнением, не стоит рассказывать об этом другому человеку, который их любит. Если кто-то не может получить диплом, это не значит, что он не стремится учиться, может быть, у него просто нет средств, чтобы платить за свое образование. Мы все разные, и у всех нас разные жизненные ситуации.

Никто не совершенен

Перфекционисты склонны судить каждого человека, который попадается им на их жизненном пути. Они не признают свои собственные ошибки, но любят указывать на чужие недостатки. Очень важно осознать, что никто не совершенен, и все мы делаем ошибки, причём делаем всегда и постоянно. Прежде чем критиковать чьи-то действия, подумайте, действительно ли эти действия несут вред. Может быть, у других людей есть веские мотивы делать то, что они делают.

Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами

Прежде чем выносить оценочное суждение кому-либо, поставьте себя на его (её) место. Мы часто несправедливо осуждаем других, но терпеть не можем, когда люди осуждают нас. Ваши слова и действия могут разрушить любые отношения в течение нескольких минут. А вот сможете ли вы за те же несколько минут снова выстроить доверительные и человеческие отношения?

Терпимость

Терпимость или толерантность особенно необходима в современном мире. Люди совершают так много не всегда разумных поступков и действий, что порой весьма сложно смолчать, тем более, когда это необходимо. Тренируйте свою терпимость. Это поможет вам понимать людей лучше и судить их меньше. Если вы никак не можете понять кого-то, то просто перестаньте об этом думать. Сосредоточьтесь на своих проблемах, а не на чужих.

Внешность часто обманчива

Не судите по внешнему виду и никогда не высмеивайте людей. Может быть, они не могут купить дорогую одежду и вести роскошный образ жизни, но они могут совершить немало хороших дел. Ну и вспомните о пункте 2: мы все разные. Некоторые люди не могут купить необходимые продукты, в то время как другие тратят кучу денег на вещи, которые им не нужны. Богатые люди склонны судить бедных людей, но они не знают того, например, как бедные люди помогают другим, не ожидая ничего взамен.

Вы характеризуете сами себя

Когда вы судите других людей, вы характеризуете не их, а себя. Вы хотите, чтобы люди считали вас человеком нетерпимым и неприятным? Спросите вашу семью или друзей, что они думают о вас, и если они скажут, что вы часто судите других людей, то, может быть, настало время перестать быть субъективным.

Вы когда-нибудь хотели просто сидеть рядом с кем-то и слушать все, что только может говорить этот человек, потому что вам просто нравится его лицо, его голос и просто его существование?

Интересно вспоминать, как ты познакомился с человеком, как его первый раз увидел и что почувствовал, что подумал о нем, было как-то безразлично на него сперва, а потом… а потом он стал смыслом твоей жизни.

Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
— Нет, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем…

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.

Доверие, это мост, который каждый строит сам, в надежде, что его ждут на другом берегу.

В тот момент, когда ты задумываешься о том, любишь ли ты кого-то, ты уже навсегда перестал его любить.

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.

Пока вы думаете о том, как правильно дышать, больше вы не сможете думать ни о чём. То есть, о кризисе тоже. А когда о чём-то не думаешь, его как бы и нет.

Прежде чем сказать – послушай.
Прежде чем написать – подумай.
Прежде чем потратить – заработай.
Прежде чем обидеть – почувствуй.
Прежде чем возненавидеть – возлюби.
Прежде чем отступить – попробуй.
Прежде чем умереть – проживи!!!

Мы привыкли судить о других по себе, и, если мы охотно прощаем им наши недостатки, мы сурово осуждаем их за то, что они лишены наших достоинств.
О. Бальзак

По делам я сужу лишь о тех людях, к которым испытываю антипатию.
Б. Бардо

Судить о человеке надо как по его друзьям, так и по его врагам.
Д. Конрад

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.
М. Монтень

Пусть сапожник судит не выше сапога.
Апеллес

Каждому надо иметь свое суждение.
Цицерон Марк Туллий

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
Марк Аврелий

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам.
Ф. Честерфилд

Всякого человека должно судить по его делам.
М. Сервантес

Воздержание от суждения есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем.
Секст Эмпирик

В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
Франческо Петрарка

Наши враги в суждениях о нас гораздо ближе к истине, чем мы сами.
Франсуа де Ларошфуко

Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам.
Вольтер

Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
Клод Адриан Гельвеций

И друзей и недругов нужно судить равной мерой.
Менандр

Великое дело иметь собственные суждения, но в конечном счете важно, какие это суждения.
Мэтью Арнольлд

Суждение — это всего лишь суждение, даже если оно высказано с необычайной уверенностью.
Элиас Канетти

Судят люди невежественные, и часто их нужно обманывать, чтобы они не заблуждались.
Квинтилиан

О деле суди по исходу.
Овидии

И для нормального человека, высказывающего суждение при нормальных обстоятельствах, огромное большинство возможно правильных суждений лишено очевидности.
Эдмунд Гуссерль

В эпоху трех сотен основных слов исчезает способность к усилию по образованию суждения и, тем самым, отличию между истинным и ложным.
Теодор Адорно

Положение, ложность которого нельзя обнаружить, необязательно истинно.
Реймон Клод Фердинанд Арон

Выражение предполагает кого-то, кто себя выражает, истину, которую он выражает, и других людей, перед которыми он себя выражает.
Морис Мерло-Понти

Диалектика фраз всегда несет в себе противоречия.
Жиль Делез

Правильно во всех отношениях сказано: всякого человека судят по вере его. И по неверию.
Т. Карлейль

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
К. Гельвеций

Судите не по платью —
Кто честным кормится трудом,
Таких зову я знатью.
Р. Берне

Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания.
Франсуа де Ларошфуко

Люди иногда судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.
Франсуа Фенелон

Не судите, да не судимы будете (1 Не судите, да не судимы будете,Мф. 7:1). Так передал нам слова Иисуса Христа Евангелист Матфей. А Евангелист Лука, повторяя те же слова — не судите, и не будете судимы, — записал еще сказанное Христом, как бы в пояснение их: не осуждайте, и не будете осуждены! (37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;Лк. 6:37) Толкование слова «судить» Слово судить имеет несколько значений: во-первых, судить — значит рассуждать, думать, мыслить о чем-либо, обсуждать что-либо; во-вторых, судить — значит осуждать, порицать, злословить кого-либо за замеченные в нем действительные или воображаемые недостатки и за его поступки; и, в-третьих, судить — значит творить суд над людьми, разбирая и решая, с обязательной для них силой, их споры и тяжбы, а также разбирая дела о преступлениях и присуждая виновных к наказаниям. Словам — не судите, да не судимы будете — можно, конечно, придать только второе или третье значение, но никак не первое. Все христианские толкователи Евангелия согласны, что этой заповедью Христос запрещает злословие, злоязычие, порицание, осуждение ближнего за его действительные или воображаемые недостатки и за его поступки. Но с ними не согласен граф Л. Н. Толстой, утверждающий, что Христос запретил всякий вообще суд как отправление государственного правосудия; поэтому, ввиду распространенности среди образованных людей учения графа Толстого, рассмотрим и его мнение по этому вопросу. Сказав — не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы — Христос, как бы в пояснение этой заповеди, добавил: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Все это место Нагорной проповеди составляет дальнейшее развитие заповеди, выраженной в молитве Господней, в словах — и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;Мф. 6:12). Той заповедью Христос сказал, что прощение заслужит только тот, кто сам прощает всем, а здесь Он требует от Своих учеников и последователей еще большего совершенства и говорит: не только прощайте, но и не осуждайте, не порицайте обидевших вас. По заповеди Христа, я должен любить врага своего и благо творить ему; я не смею не только воздавать ему злом за зло, но даже и гневаться на него; я должен прощать ему всякое причиненное мне зло и воздавать ему за него добром. А если таковы мои обязанности к моему ближнему, обидевшему меня; если я, независимо от степени его умысла и виновности против меня, должен, во всяком случае, простить его, то к чему же послужит порицание его поступков, осуждение его, злословие? Где порицание, злословие, осуждение, там нет искреннего братского всепрощения. Я должен непринужденно, охотно, от всего сердца простить; следовательно, я не должен ни порицать, ни осуждать. Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;Лк. 6:37). Таким образом, сопоставляя эту заповедь Христа с прежде сказанными, следует прийти к заключению, что, говоря — не судите, — Христос запрещал порицание чужих недостатков и поступков, осуждение их, злословие. Запрещая осуждение в смысле порицания, злословия, Христос не запретил обсуждения поступков ближнего с целью исправления его, что вытекает прямо из слов Его: и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.Мф. 7:5). Однако было бы крайне несправедливо замечать и с порицанием оглашать недостатки ближнего и его дурные поступки, не замечая в то же время своих собственных недостатков, обеляя свои дурные поступки. Чтобы быть обличителем чужих пороков, надо самому быть беспорочным; надо прежде вынуть из своего глаза бревно, и тогда уже указать брату на сучок в его глазе; да и указать-то не с порицанием, не укоризненно, не злорадно, а с любовью и желанием, чтобы это указание принесло ему пользу, чтобы он исправился. Надо предварительно исправиться самому, и потом уже, руководствуясь своим опытом, научить и брата, как ему избавиться от его грехов. «Что же, скажешь ты, — если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Надо не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 23). Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. По мнению Августина, нелепо было бы думать, что если мы неправильно осуждаем других, то и Бог будет неправильно судить нас, или, если мы неправедно меряем другим, то и по отношению к нам будет употреблена неправедная мера. За неправоту, с которой грешник осуждает, ему будет воздано не такой же равномерной неправотой, а строгостью на Суде Божием, сообразной степени его неправоты, по неправоте его. Давид в псалме своем (26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,Пс. 17:26—27) сказал: Ты поступаешь… с лукавым — по лукавству его, то есть строгость Своего Суда по отношению к лукавому Ты соразмеришь со степенью его лукавства. Порицание, осуждение ближних, злоязычие по отношению к ним — грех весьма распространенный. Ослепление зараженного этим грехом поразительно: он с наслаждением копается в душе ближнего своего, подмечая в ней самые малейшие пятна, и не замечает в то же время, что своя-то душа — сплошное грязное пятно; он издали видит сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе даже и не чувствует; вместо того чтобы сожалеть согрешившего ближнего, он осуждает его и нередко злорадствует. Чтобы предостеречь от этого греха, Христос сказал: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;Лк. 6:37). Напоминая нам об этой заповеди в покаянные дни Великого поста, Православная Церковь молится: Господи! даруй мне зреть мои прегрешения, и не осуждать брата моего! Следовало бы почаще произносить эту молитву людям, склонным к злоязычию. Опровержение мнения графа Л. Н. Толстого В таком смысле понимали и ныне понимают заповедь о неосуждении все христианские церкви. Но граф Л. Н. Толстой в сочинении своем «В чем моя вера?» старается доказать, что слова — не судите, не осуждайте — означают: «не только не судите ближнего на словах, но и не осуждайте судом, не судите ближних своими человеческими учреждениями, судами». Свое мнение он основывает, во-первых, на том, что греческие слова крино и катадикадзо, переведенные на русский язык словами судить, осуждать, не имеют иного значения, кроме приговаривать по суду, казнить, приговаривать по суду к наказаниям, и что в таком именно смысле слова эти употреблены в посланиях Апостолов Иакова (12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?Иак. 4:12) и Павла (1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?Рим. 2:1-4); во-вторых — на том, что толкователи первых веков отличали «свое учение от всех других тем, что они никого ни к чему не присуждают, никого не судят, не казнят, а только переносят мучения, налагаемые на них судами человеческими». Третье положение графа Толстого в защиту своего мнения, это — воздаяние судами за зло злом же (наказанием), вопреки учению Христа о всепрощении и непротивлении злу. Известно, что Лука писал свое Евангелие на греческом языке и что Евангелие Матфея, написанное первоначально для евреев на еврейском (арамейском) языке, было вскоре после написания переведено на греческий язык, и лишь в греческом переводе было в употреблении у первых христиан не из евреев. Греческое слово крино, употребленное Евангелистами Матфеем и Лукой и переведенное на русский язык словом судить, означает: отбирать, разбирать, выбирать, разъединять, различать, судить, привлекать к суду, осуждать или присуждать к наказанию, сравнивать, испытывать, определять, судить или иметь суждение, осуждать. Греческое слово катадикадзо, употребленное только Евангелистом Лукой и переведенное на русский язык словом осуждать, означает: осуждать; но для того, чтобы оно означало осуждать по суду, приговаривать к наказанию, необходимо, чтобы оно было поставлено в связи с словом, обозначающим то наказание, к которому приговаривают. Ввиду разнообразного значения слова крино, необходимо исследовать, какое именно действие обозначали этим глаголом Евангелисты, повествуя о других событиях. В Евангелии Иоанна имеются следующие изречения Христа: Вы судите по плоти; Я не сужу никого… много имею говорить и судить о вас (15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.Ин. 8:15, 26). В обоих этих изречениях в греческом списке стоит глагол крино, а так как очевидно, что Христос говорил не о присуждении по суду к наказаниям, а лишь об обсуждении поступков иудеев, то следует признать, что в изречении — не судите, да не судимы будете — глагол крино может иметь то же значение, то есть осуждать, иметь суждение, а не приговаривать по суду к наказаниям, как полагает граф Толстой. И по отношению к глаголу катадикадзо необходимо узнать, в каком именно значении употребляли его Евангелисты при передаче других изречений Иисуса Христа. В Евангелии Матфея (12, 1—7) говорится, что, когда ученики Иисуса, проголодавшись, срывали колосья и ели зерна, то фарисеи, сопровождавшие Его, заметили Ему: ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (в церковнославянском переводе николиже убо бысте осуждали неповинных). Из этого рассказа видно, что фарисеи в замечании своем, сделанном ими Иисусу, лишь упрекнули учеников Его в нарушении субботнего покоя, но не судили их, как судьи, не осудили их по суду; к тому же, они и не были судьями, следовательно, и не имели власти судить; между тем в греческом списке Евангелия, в этом изречении Иисуса, стоит глагол катадикадзо. Следовательно, этот глагол имеет двоякое значение: осуждать, то есть упрекать, порицать, злословить и осуждать, то есть приговаривать к наказанию. А так как Иисус Христос в Своих проповедях вообще не касался современных Ему государственных установлений и говорил, что Его Царство не от мира сего (36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.Ин. 18:36), то следует признать, что и в изречении — не осуждайте, и не будете осуждены — употребленный Лукой глагол катадикадзо имеет значение осуждать, упрекать, порицать, злословить, но не приговаривать по суду к наказаниям, как полагает граф Толстой. Не приводя здесь дальнейших возражений графу Толстому по поводу толкования им греческих слов крино и катадикадзо, желающим ближе познакомиться с этим вопросом рекомендуем прочесть сочинение А. Орфано «В чем должна заключаться истинная вера каждого человека», из которого мы заимствовали вышеприведенные замечания. Рассмотрим теперь другой довод графа Толстого, состоящий в том, что первые толкователи Евангелия отвергали суды. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых (то есть язычников), а не у святых (то есть христиан)? К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно… что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, -6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, -7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,1 Кор. 1:5—7). Уговаривая коринфских христиан терпеть лишения и обиды, в крайнем же случае судиться у христиан, а не у язычников, Апостол Павел тем самым доказал, что он не отвергал суды как установления человеческих обществ. Апостол Петр в первом соборном послании своем говорит: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -1 Пет. 2:13—14). Уговаривая христиан подчиняться всякому человеческому начальству, в том числе и судьям, приговаривающим к наказаниям за преступления, Апостол Петр, конечно, не отвергал суды как государственные установления. Афинагор в своем «Прошении о христианах» говорит: «Мы научены не только бьющему не воздавать тем же и не судиться с теми, кто нападает на нас и грабит, но и подставлять для удара другую часть головы тем, кто ударит по щеке, и отдавать верхнее платье тем, кто отнимает нижнее. Конечно, если кто может обличить нас в великом или малом преступлении, мы не просим избавить нас от наказания, но признаем справедливым нести наказание, как бы ни было оно сильно и жестоко» (см. Сочинения древних христианских апологетов. Пер. Преображенского. Изд.1895 г. С. 54—55). Считающий своей обязанностью прощать личные обиды и вместе с тем признающий справедливым нести наказание, определяемое судом за преступление, не мог, конечно, отвергать необходимость суда. Впрочем, довольно мнений первых толкователей Евангелия! Они не могли отвергать суды человеческие уже потому, что их не отвергал Сам Иисус Христос. Значение судов государственных Не касаясь в Своем учении государственных установлений, проводя резкую грань между Своим Царством и царством мира, заповедуя нам воздавать кесарю кесарево, а Богу Божие, Христос в одном из Своих изречений высказался за необходимость суда. Обличая книжников и фарисеев, Он сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Мф. 23:23). Словами этими он упрекнул книжников и фарисеев в том, что они, гоняясь за мелочами, отчисляя из своих доходов десятую часть даже от мяты, аниса и тмина, чего по закону и не обязаны были делать, пренебрегли исполнением самых важных предписаний закона — правосудием при исполнении ими обязанностей судей. А это важнейшее требование закона надлежало делать, то есть исполнять. Если же отправление правосудия надлежало делать, то, конечно, суды, учреждаемые для сего, не только не отвергнуты, но даже утверждены Христом как установления, необходимые в обществе людей, не сплотившихся еще в единое стадо с Единым Пастырем, в объединенное человечество единого Царства Божия. Правда, Христос заповедал прощать все обиды, следовательно, не привлекать обидчика к суду; Он же сказал, что если кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;Мф. 5:40). Но все это относится только к обиженному или обижаемому; только обиженный может (и должен) простить причиненную ему обиду; но посторонний человек, не потерпевший от обиды, не в праве простить обиду, не ему причиненную. А так как судьи судят совершивших преступление не против них, а против посторонних им лиц, то понятно, что они, исполняя свои судейские обязанности, не вправе руководствоваться заповедью о прощении; для них установлена другая заповедь: милости хочу, а не жертвы (7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,Мф. 12:7); милостивого и снисходительного отношения к обвиняемому, а не отмщения ему или устрашения других, требует от них Христос. Граф Толстой говорит, что суды воздают преступникам злом за совершенное ими зло, тогда как Христос заповедовал воздавать за зло добром. Нельзя не согласиться с тем, что если суд, приговаривая к наказанию, руководствуется лишь желанием отомстить преступнику за совершенное им зло, или же строгостью наказания устрашить других, дабы и им неповадно было, то он, несомненно, воздает злом за зло. Но, говоря — милости хочу, а не жертвы, — Христос имел в виду такой суд, который преступника (грешника) не делает орудием или средством для достижения посторонних ему целей, например, отмщения и устрашения. Заповедуя любить даже врагов, Он тем самым вменил нам в обязанность любить и преступников, жалеть их, благо творить и им. А какое благо мы можем сделать преступнику? Неужели только предоставлением ему полной свободы беспрепятственно продолжать свою преступную деятельность? Но ведь мы должны любить не только злых, но и добрых, не только совершающих преступления, но и тех, которые страдают от этих преступлений: мы обязаны заступиться за обижаемых и даже душу свою положить за них. Следовательно, предоставление преступнику свободы в дальнейшем совершении преступлений будет не согласно с заповедью о любви к ближним вообще. Но будет ли это согласно с заповедью о любви к преступнику? Ведь преступление есть проявление злой воли, грех; содействуя такому проявлению воли, мы несомненно причиняем зло, губим душу того, чья воля так дурно направлена. Поэтому, сотворить преступнику благо мы можем в том только случае, когда помешаем ему совершать дальнейшие преступления, убедим его в том, что совершение преступлений есть зло, и подчиним его волю требованиям разума и совести, то есть, исправим его. Лишение преступника свободы, останавливая дальнейшее проявление его злой воли, составляет первый шаг к его исправлению, а что затем следует предпринять для достижения цели, то подскажет, в каждом отдельном случае, любовь и милосердие к согрешившему. О смертной казни Итак, только наказания исправительные как меры воздействия на извращенную волю преступника согласуются с заповедью о любви к ближним; наказания же, применяемые в виде отмщения за совершенное зло или как устрашение для других (дабы иным впредь неповадно было) — явно противоречат заповеди Господней. Толкуя Евангелие, а не «Уложение о наказаниях», я не касаюсь вопроса об оправдании наказаний с государственной точки зрения; это не мое дело. Но не могу не сказать несколько слов о несогласуемости смертной казни с заповедью о любви к ближним. Выше сказано, что уголовные наказания должны применяться лишь как меры исправления преступника (то есть грешника или, по народному воззрению, несчастного), а так как смертной казнью мы не можем исправить его, то и сама казнь эта не может быть оправдана. Граф Толстой говорит, что мы не вправе лишением преступника свободы останавливать проявление его злой воли; мы можем действовать на него только путем убеждения да молиться о нем. И в таком непротивлении злу граф Толстой видит исполнение воли Божией! Но ведь воля Божия — ввести по возможности всех людей в Царство Небесное, а так как войдут в него только достойные сыны Отца Небесного, стремившиеся к достижению совершенства и достигнувшие его, то спрашивается: будет ли исполнена воля Божия, если, по учению графа Толстого, мы предоставим злым и порочным людям беспрепятственно водворять на земле вместо Царства Божия царство зла, власть тьмы? Будет ли исполнена заповедь Христа о любви к ближним вообще, следовательно, и о любви к злым и порочным людям? Возможно ли будет тогда, хотя бы в отдаленном будущем, объединение всего человечества в единое стадо с Единым Пастырем, Иисусом Христом? Не будет ли тогда человечество представлять из себя единое стадо порочных людей с единым пастырем своим, духом зла? Так неужели же мы должны стремиться к этому осуществлением учения графа Толстого? Итак, не подлежит никакому сомнению, что Иисус Христос, говоря — не судите, да не судимы будете, — запретил осуждение ближних как порицание и злословие их, но не запретил ни отправления государственного правосудия, ни обсуждения поступков ближних с целью указания им на их недостатки и исправления их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *